МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГООБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
Наука и ее роль в жизни общества
Исполнитель:Буцкий-Косов В.С.Минск,2006
Содержание
стр.
Введение 3
1. Развитиенауки 4
2.Структура и функции науки 7
2.1. Фундаментальное и прикладное в науке 8
2.2. Функции науки 13
3.Влияние науки на материальную сторону жизни общества 16
3.1. Наука и технология 18
4.Влияние науки на духовную сферу жизни общества 20
4.1. Наука — школа интернационализма 25
4.2. Наука и целостное развитие человека 27
Заключение 29
Наука и еероль в жизни общества
«Люди гибнут от неумения пользоваться
силами природы и от незнания истинного мира».
Надпись на пирамиде Хеопса.Введение.
В последнее столетие наука развивалась иразвивается в настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объемнаучных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либоживших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именнотакой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своемразвитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в нашевремя. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческогообщества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрениюинформационных технологий, появления «новой экономики», началапереноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения,систематизации, поиска и обработки, и др. Все это убедительно доказывает, чтонаука в наши дни становиться все более иболее значимой и существенной частью реальности.
Соотнося науку с жизнедеятельностьючеловека, возникают вопросы: что такое наука? Каковы движущие силы возникновения и развития науки? Существуют лиграницы научного познания и познания вообще? Каково место основаннойна науке рациональности в системе других способов отношения к миру?Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека?Какова роль науки в жизни общества? Обсуждение всех этих и множества другихмировоззренческо — философских вопросов сопровождало становлениеи развитие современной науки и было необходимой формой осознанияособенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которойнаучное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоятв новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией,в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявилисьневиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современноеобщество вступает в информационную стадию развития, рационализациявсей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненнонеобходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизацииодносторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическимкризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотальногоуправления социальными процессами.
1. Развитие науки
Большой вклад в изучение истории наукивнес академик В.И. Вернадский. Определяя феномен науки, он писал: «Наукаесть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею вформу научной истины материал. Она -гуща жизни- его творит прежде всего… Наукаесть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческоймысли. Научная мысль, научное творчество, научное знание идут в гуще жизни, скоторой они неразрывно связаны, и самим существованием они возбуждают в средежизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителяминаучного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызываютбесчисленный крупный и мелкий источник научного знания».
Для Вернадского не составляет сомнений,что наука была порождена жизнью, практической деятельностью людей, развиваласькак ее теоретическое обобщение иотражение. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Формированиенауки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарноеявление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадскийсчитал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигалавперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые пути(знания) ремесленники, мастера, техники и т.п. Человечество в процессе своегоразвития осознало необходимость искания научного понимания окружающего, какособого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождениянаука поставила одной из своих задач овладеть силами природы для пользычеловечества.
О науке, научной мысли, их появлении вчеловечестве можно говорить — только тогда, когда отдельный человек сам сталраздумывать над точностью знания и стал искать научную истину для истины, какдело своей жизни, когда научное искание явилось самоцелью. Основным явилосьточное установление факта и его проверка, выросшие, вероятно, из техническойработы и вызванные потребностями быта. Истинность знаний, открываемых наукойпроверяется практикой научного эксперимента. Главный критерий правильностинаучных знаний и теорий является эксперимент и практика.
В своем развитии наука прошла следующие этапы:
1.Преднаука — она не вышла за рамки наличной практики и моделирует измененияобъектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этомэтапе происходило накопление эмпирических знаний и закладывался фундамент науки- совокупность точно установленных научных фактов.
2. Наука всобственном смысле слова — в ней наряду с эмпирическими правилами изависимостями ( которые знала и преднаука) формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие изтеоретических постулатов. Знания уже не формулируются как предписания дляналичной практики, они выступают как знания об объектах реальности «самойпо себе», и на их основе вырабатывается рецептура будущего практическогоизменения объектов. На этой стадии наука обрела предсказательную силу.
3.Формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания междуестествознанием и производством, а затем становление социальных и гуманитарныхнаук. Эта стадия связана с эпохойиндустриализма, с увеличивающимся внедрением научных знаний в производство ивозникновением потребностей научного управления социальными процессами.
В современном понимании наука — это особый видпознавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системноорганизованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт,обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Главноекачество науки — постоянно генерировать рост нового знания, выходя за рамки привычных и уже известныхпредставлений о мире.
Производство знаний в обществе несамодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельностичеловека. Наука возникает из потребностей практики и особым способом регулируетее. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности:обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижениеммира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которымиобъекты могут преобразовываться. Наука изучает их как объекты, функционирующиеи развивающиеся по своим естественным законам. Предметный и объективный способрассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки. Наука естьдинамическое явление, находится в постоянном изменении и углублении. Постоянноестремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно ксегодняшним возможностям их массового практического освоения выступаетсистемообразующим признаком, который обосновывает другие признаки науки. Наукеприсущи следующие характеристики: системная организация, обоснованность и доказанностьзнания. Наука использует свои специальные научные методы познания, которые онапостоянно совершенствует.
Каждый этап развития науки сопровождалсяособым типом ее институализации, связанной с организацией исследований испособом воспроизводства субъекта научной деятельности -научных кадров. Каксоциальный институт наука начала формироваться в 17-18 ст., когда в Европевозникли первые научные общества, академии и научные журналы. К середине 19 в.формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин сосложными связями между ними. В 20 в. наука превратилась в особый типпроизводства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых,целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ,их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу,обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленнуюподготовку кадров.
В процессе развития науки менялись еефункции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивалав борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19ст. к мировоззренческой функции науки добавилась функция быть производительнойсилой. В первой половине 20 в. наука стала приобретать еще одну функцию — онастала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальнойжизни и регулируя различные виды человеческой деятельности.
На каждом из этапов развития науки научноепознание усложняло свою организацию. Совершались новые открытия, создавалисьновые научные направления и новые научные дисциплины. Формируетсядисциплинарная организация науки, возникает система научных дисциплин сосложными связями между ними. Развитиенаучного познания сопровождается и интеграцией наук. Взаимодействие наукформирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает помере развития науки.
2. Структура и функции науки
Современная наука в целом представляетсобой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая включает блокиестественных, социальных и гуманитарныхнаук. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объектисследования и свои специфические методы исследования. Наука не была бы стольпродуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов,принципов и императивов познания. Новое положение науки в 19-20 веках подвлиянием интенсивного роста научной мысли выдвинуло на первое место прикладноезначение науки как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, в личной и вколлективной жизни.
2.1. Фундаментальное иприкладное в науке.
В структуре науки выделяютфундаментальные и прикладные исследования, фундаментальные и прикладные науки.Фундаментальные и прикладные исследования различаются прежде всего по своим целям и задачам. Фундаментальные науки не имеютспециальных практических целей, они дают нам общее знание ипонимание принципов строения и эволюциимира его обширных областей. Преобразования в фундаментальных науках естьпреобразование в стиле научного мышления, в научной картине мира — естьизменение парадигмы мышления.
Фундаментальные науки являютсяфундаментальными именно потому, что на ихбазе возможен расцвет весьма многих и разнообразных прикладных наук. Последнеевозможно, поскольку в фундаментальных науках вырабатываются базовые моделипознания, лежащие в основе познания обширных фрагментов действительности. Реальное познание всегда образует систему моделей, иерархическиорганизованных. Каждая прикладная область исследований характеризуется своимиспецифическими понятиями и законами, раскрытиекоторых происходит на базе особых экспериментальных и теоретических средств. Понятия и законы фундаментальнойтеории служат основой для приведениявсей информации об исследуемой системе в целостную систему. Обусловливая разработку исследований в достаточно широкой области явлений, фундаментальная наука определяет тем самым общиеособенности постановки и методы решенияобширного класса исследовательских задач.
При рассмотрении прикладныхисследований и наук нередко делается акцент навопросах приложения научных результатов к решению вполне определенных технических и технологических проблем. Основная задачаэтих исследований рассматривается какнепосредственная разработка тех или иных технических систем и процессов. Разработка прикладных наук связана с решением практических задач, имеет в виду потребности практики.Вместе с тем следует подчеркнуть, чтоосновное “назначение” прикладных исследований, как ифундаментальных — именно исследование, а не разработка тех или иных технических систем. Результаты прикладныхнаук предваряют собою разработкутехнических устройств и технологий, но не наоборот. При прикладных научныхисследованиях центр тяжести лежит на понятии “наука”, а не на понятии “приложение”. Различия между фундаментальнымии прикладными исследованиями лежат в особенностях выбора направленийисследований, выбора объектовисследования, но методы и результаты имеют самостоятельную ценность. В фундаментальной науке выбор проблем определяетсяпрежде всего внутренней логикой ееразвития и техническими возможностями осуществления соответствующих экспериментов. В прикладных науках выборпроблем, выбор объектов исследования определяется воздействием запросовобщества — технических, экономических и социальных задач. Эти различия во многом относительны. Фундаментальные исследования могут стимулироваться и внешнимипотребностями, например, поиском новых источников энергии. С другой стороны, важный пример из прикладной физики: изобретениетранзистора отнюдь не было следствиемнепосредственных практических запросов.
Прикладные науки лежат на пути отфундаментальных наук к прямым техническимразработкам и практическим приложениям. С середины 20 века отмечается резкое возрастание масштабов и значимости такихисследований. Эти изменения отмечал, например,Е. Л. Фейнберг: «В наше время, нам кажется, можноговорить о расцвете особой стадии в научно-технической исследовательской цепи, промежуточной между фундаментальной наукой ипрямым техническим ( научно-техническим) внедрением.Именно на этом, можно полагать, основанобольшое развитие работ, например, по физике твердого тела, физике плазмы и квантовой электронике. Исследователь,работающий в этой промежуточной области, подлинный физик-исследователь,но он, как правило, сам видит в более илименее отдаленной перспективе конкретную техническую задачу, для решениякоторой инженером-исследователем он и должен создать основу. Практическая полезность будущих приложений егоработы является здесь не только объективной основой необходимостиисследования ( как для всей науки всегда было и есть), но и субъективнымстимулом. Расцвет таких исследовании настолькосущественен, что меняет в некоторых отношениях всю панораму науки.Подобные преобразования характерны для всего фронтаразвертывания научно-исследовательской деятельности, в случае общественныхнаук они проявляются в возрастании роли и значениясоциологических исследований».
Движущей силой развития прикладных наук являются не только утилитарныепроблемы развития производства, но и духовныезапросы человека. Прикладные и фундаментальныенауки оказывают положительное взаимное влияние. Об этом свидетельствует история познания, история разработки фундаментальныхнаук. Так, развитие таких прикладных наук, как механика непрерывныхсред и механика систем многих частиц, привели соответственно к разработкефундаментальных направлений исследования — электродинамики Максвелла истатистической физики, а разработка электродинамики движущихся сред — ксозданию (специальной) теории относительности.
Фундаментальные и прикладные исследования играют различные роли в обществе и по отношению к самой науке. Наука развиваетсяшироким фронтом, имеет сложную структуру, которую во многом можноуподобить структуре высокоорганизованных систем, прежде всегоживых систем. В живых системах есть подсистемы и протекающие в нихпроцессы, которые направлены на поддержание самих систем именно в живом, деятельном, активномсостоянии, но есть подсистемы и процессы, направленные на взаимодействиес окружающей средой, на осуществлениеметаболизма со средой. Аналогичным образом и в науке можно выделитьподсистемы и процессы, ориентированные, прежде всего на поддержаниенауки в активном и деятельном состоянии,а есть подсистемы и процессы, ориентированные на внешние проявлениянауки, ее включенность в иные виды деятельности. Разработка фундаментальнойнауки направлена, прежде всего, на внутренние потребности и интересынауки, на поддержание функционирования науки как единого целого,и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания,характеризующих глубинные основания бытия. Соответственно этомуговорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания.Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, иособо на ассимиляцию с производством. Отсюда и говорят о практическойнауке, направленной на изменение мира.
Фундаментальные исследованияможно разбить на две большие группы.Одна из них направлена на увеличение объема наших знаний, призванаудовлетворять потребность человечества в целом и, прежде всегоконкретного человека — исследователя — во все более глубоком познанииобъективного мира. Другая группа исследований имеет своей цельюполучение фундаментальных знаний, необходимых для ответа на вопросо том, как достичь того или иного конкретногопрактического результата. Как правило, на каком-то определенномэтапе развития науки предметное содержание той или другой группы фундаментальных исследований различно, но методологически они близкидруг другу, и между ними нельзя провести резкую границу.
Новейшая история науки говорит о взаимодействии, переплетении,взаимопревращении этих двух групп фундаментальных исследований. Однакотак было далеко не всегда. И прежне всего, потому что отнюдь не сразуна поверхность восприятия общественности выплыла прикладная значимостьфундаментального исследования. В течение веков фундаментальныеисследования, т. е. исследования, никак не связанные со злобой дня,шли отдельно от прикладных, никаких практических задач не решали.Величайшие достижения Нового времени никак не связаны с практикойв точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади, объясняя,а, не предсказывая, не предвидя нового и не толкая к изобретению,созданию нового.
Фундаментальные исследования — это такиеисследования, которые открывают новые явления и закономерности, этоисследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Но припроведении фундаментальных исследований можно ставить и чисто научную задачу, иконкретную практическую проблему. Не следует думать, что если ставится чистонаучная задача, то такое исследование не может дать практического выхода. Вравной мере не следует думать, что если ставится фундаментальное исследование,направленное на решение практически важной задачи, то такое исследование неможет иметь общенаучной значимости.
Постепенное нарастание объемафундаментального знания о природе вещей приводит к тому, что они все более иболее становятся основой прикладных изысканий. Фундаментальное есть основаприкладного. Любое государство заинтересовано в развитии фундаментальной наукикак основы новой прикладной науки и чаще всего военной. Руководителигосударства часто не понимают, что наука имеет свои собственные законыразвития, что она самодостаточна и сама ставит себе задачи. (Нет такогоруководителя государства, который бы смог поставить грамотную задачу для фундаментальной науки. Для прикладнойнауки такое возможно, так как задачи для прикладных наук часто вытекают изпрактики жизни.) Государство часто выделяет мало средств для развитияфундаментальных исследований и сдерживает развитие науки. Однако фундаментальнаянаука, фундаментальные исследования необходимо проводить и они будутсуществовать до тех пор, пока существует человечество.
Особенно важны фундаментальные науки,фундаментальность в образовании. Если человек не обучен фундаментально, то онбудет плохо обучен и конкретному делу, плохо будет понимать и выполнятьконкретное дело. Человек должен быть обучен прежде всего тому, что лежит вфундаменте его профессии.
Основное свойство фундаментальной науки — ее предсказательная сила.
2.2. Функции науки
К числу важнейших функций науки относитсяпредвидение. В свое время по этому вопросу блестяще высказался В.Оствальд: “… Проникновенное понимание науки: наука — это искусствопредвидения. Вся ее ценность в том в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертвовсякое знание, -которое ничего неговорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетномзвании — наука”. На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человекзаранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенныерезультаты. Деятельность человека в своейоснове организована и целенаправлен и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именнознания позволяют ему расширить ареалсвоего существования, без чего не может продолжаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методовдействия. Методы характеризуют любойвид деятельности человека и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработкаорудий деятельности, так и их“применения” основаны на знаниях, что идает возможность успешно предвидетьрезультаты этой деятельности.
Говоря о предвидении,необходимо сделать ряд замечаний. Могут сказать, что научное предвидение ведет к ограничению возможностей в действияхчеловека, ведет к фатализму. Подобныезаключения вытекают из того, что наука, рассматриваянекоторые материальные процессы, раскрывает неизбежность, неотвратимость наступления определенных последствий. Человекутолько и остается, как подчинитьсяданному ходу событий. Однако положение дел здесь не столь простое. Человек сам является материальным существом,обладает свободой воли, а потому он может воздействовать на протекание другихпроцессов, т. е. изменять их ход. Общая задачапредвидения при рассмотрении некоторых процессов означает раскрытие всех возможностей, разнообразие вариантовпротекания этих процессов и тех последствий, к которым они приводят.Разнообразие же этих вариантов обусловлено возможностью различных воздействий на процессы. Организация практических действийопирается на знание этих возможностей и предполагает выбор одной из них. Отсюда ясно видны различие целей и задачнауки и технологии: наука стремится выявить и оценитьспектр возможностей в действиях человека, технология есть выбор и осуществление на практике одной из этихвозможностей. Различие в целях и задачах ведети к различию в их ответственности перед обществом.
Говоря о предвидении, необходимотакже иметь в виду его относи-тельный характер.Имеющиеся знания составляет основу предвидения, а практика ведет кнепрерывному уточнению и расширению этих знаний.
На разных этапах развития обществанаучные познания выполняли различные функции. Менялось и место науки взависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так,античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований,накопленный в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся тамэлементы научных познаний она обогатила и развила. Эти научные достижения былидовольно ограниченны, но уже тогда многие из них использовались в земледелии,строительстве, торговле, искусстве.
В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человекаи его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарногообразования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновенияи ускоренного развития новой науки. Первым, кто сделал решающий шаг в созданиинового естествознания, преодолевшего противоположность науки и практики, былпольский астроном Николай Коперник. Коперниковским переворотом четыре споловиной столетия назад наука впервые начала спор с религией за право безраздельно влиять на формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принятьгелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться отнекоторых религиозных взглядов, но и согласиться с представлениями, которыепротиворечили обыденному восприятию людьми окружающего мира.
Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогластать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческойзначимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения исущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось длятого, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы сталиэлементами общего образования. Так возникла и укрепиласькультурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной изважнейших функций.
В ХIХ векеначало меняться отношение между наукой и производством. Становление такой важнейшей функции науки,как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К. Маркс всередине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был нестолько реальностью, сколько перспективой. Конечно, научные знания и тогда небыли изолированы от быстро развивавшейся техники, но связь между ними имелаодносторонний характер: некоторые проблемы, возникавшие в ходе развитиятехники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новымнаучным дисциплинам.
Примером может служить создание классической термодинамики,которая обобщила богатый опыт использования паровых двигателей.
Со временем промышленники и ученые увиделив науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствованияпроизводства. Осознание этого фактарезко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой еерешающего поворота в сторону практики.
Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще однафункция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственновключаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко даннаяфункция проявляется в ситуациях, когдаметоды науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономическогоразвития. Существенной чертой подобных планов и программ является ихкомплексный характер, ибо они предполагают взаимодействие гуманитарных итехнических наук. Среди гуманитарных особенно важную роль играют экономическаятеория, философия, социология, психология, политология и другие общественныенауки.
Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни однасоциальная, экономическая, военная реформы, так же как и создание национальнойобразовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могутсегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологическихпрогнозов, теоретического анализа. Социальная функция науки более всего важна врешении глобальных проблем современности.
3. Влияние науки наматериальную сторону жизни общества.
Становление и развитие науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образажизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличаетсяновый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достиглапоразительных успехов в XVII веке”.
Подобная оценка научной революции XVII века дана иВ. И. Вернадским: «В общем ходе историичеловеческой культуры, в обычных о ней представлениях, — отмечалон, — нет места истории того перелома, который совершился в человечествевхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнемего существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам бытаи общественного строя. Перелом этот совершился в XVII столетии.В это столетие впервые наука о природе и математика выдвинулисьв жизнь, получили значение как изменяющие условия человеческого существованияисторические силы.
Государственная жизнь во всем еепроявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука еезахватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно сизменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с темже, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместес этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, кгосударственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки,новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстросоздаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широкомее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, наприкладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблемрастет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новыеобласти знания. К тому же как раз эти новые области научного знания чрезвычайнорасширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».
Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системыжизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие наразвитие техники и новейших технологий,воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наукасоздает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, — пишет М.Хайдеггер, — наука не есть просто культурное занятие человека. Наука- способ, притом решающий, какимдля нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность,внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек,все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.
Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметови объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности,продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельностичеловека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическоесуществование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни.Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере — создает дляпоследующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримолучшие условия жизни.
Государственное значение науки, кактворческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в созданиинародного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его созданияуже проникло в общее сознание, с этого пути человечество не сможет уже сойти,так как реально наука есть максимальная сила создания мате