Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Экологический туризм 2. Социальный туризм 3. Самодеятельный туризм 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 ЛИТЕРАТУРА 21 ВВЕДЕНИЕ Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей ми¬ровой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании
дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономи¬ки, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным ка¬тализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на раз¬витие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические,
религиозные и политико-правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2000 г. составило 698 млн. человек, а величина поступлений от туризма -478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд. туристских прибытий,
из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Бал¬тии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом. Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечествен¬ного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак¬торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций.
Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли¬чеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы
деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спла¬нированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно про¬фессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских ус¬луг организация производства и реализации турпродукта,
хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менедж¬мента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка. В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается.
В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего серти¬фиката качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготов¬ка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского ту¬ризма далеки от желаемых.
По данным Банка России, дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объе¬ме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число при¬бытий в Россию составило 18,8 млн. чел при этом из стран дальнего зару¬бежья - 7,1 млн. чел в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%).
Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%). 1. Экологический туризм Экология (гр. oikos дом, родина) - наука о взаимоотношениях живых орга¬низмов, условий среды их обитания и всех функциональных процессов, делающих среду пригодной для жизни. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма
и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и при¬влекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов. «Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со сторо¬ны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением» сказано в
Монреальской декларации по туризму (1996 г.). По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представите¬ля ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в нетрону¬тые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе.
В другом - термин «эко¬туризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощ¬ное антропогенное воздействие
на природу. Транспорт использует невос¬полнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду. В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а так¬же соответствующие законодательные меры. Европейский союз разработал Положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента
турфирма или гос¬тиница может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами турис¬тской деятельности. Так, система экологического менеджмента Финляндии предполагает при проведении экоревизии на туристских предприятиях рассмотрение следую¬щих вопросов: требования экологически сознательных туристов к условиям проведе¬ния путешествий; меры, способствующие экономии сырья, воды и электро-
и теплоэнер-гии туристскими предприятиями; освоение управления отходами с целью обеспечения соответствия За¬кону об отходах Финляндии; особые характеристики туристских предприятий при предоставлении ими специфических туристских услуг. Результаты воздействия на окружающую среду оцениваются по следую¬щим направлениям: 1. Воздух: запах (производство и потребление электро- и теплоэнергии, приготовление пищи, транспорт,
используемый туристами и персоналом). 2. Вода: водоснабжение, потребление воды (на кухне, при уборке, в сау¬не, в номерах, при оказании туристских услуг). 3. Почва и почвенные воды: охрана почвенных вод (при оказании турис¬тских услуг, утилизации отходов). 4. Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании туристс¬ких услуг). 5. Визуальные воздействия: территория; окружающая местность; ланд¬шафт; здания; маркетинг; отходы;
туристские услуги. Экоревизии дают ответ на то, каким образом туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов. Исследования показали, что благодаря применению новых экологичес¬ких методов работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах
можно сократить потребление элек¬троэнергии на 10-25%, а потребление воды на 30%. В соответствии с методикой экологического менеджмента предприятия при предоставлении туристских услуг должны включать вопросы экологии во все сферы своей деятельности - от планирования и закупок продоволь¬ствия и инвентаря до решения повседневных практических вопросов. Внедрение экологических методов в управление туристскими предпри¬ятиями, экологического менеджмента
является для индустрии туризма срав¬нительно новым делом. В основе последовательного и приемлемого на меж¬дународном уровне управления экологическими вопросами лежит система экологического менеджмента, которая базируется на философии системно¬го ряда качества (оперативные, регистрационные и контрольные процеду¬ры) ИСО 9000 Международной организации стандартизации.
Система экологического менеджмента может быть официально серти¬фицирована в Европе в соответствии с требованиями стандарта BS 7750 Британской организации стандартизации, подготовившей его в 1992 г. Задачей стандарта BS 7750 являются стимулирование добровольной эко¬логической деятельности предприятий в части разработки продукции, ус¬луг, методик и инструментов, улучшение качества продукции и эффектив¬ности
использования ресурсов, применение новейших технологий для уменьшения отрицательных последствий воздействия на экологию. Экологические проблемы занимают видное место в деятельности Меж¬дународной гостиничной ассоциации. В рамках МГА создан фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), главной задачей которого являются сбор и распространение информации по экологическим вопросам, связанным с гостиничным хозяйством.
Фондом подготовлены учебные пособия и компакт-диски, для индустрии туризма организуются учебные семинары по экологии, а также ежегодные конкурсы на лучшие методы, разработанные и используемые гостинично-ресторанным сектором с целью улучшения экологической обстановки. 11 крупнейших междуна¬родных гостиничных цепей, входящих в фонд, уже сэкономили значитель¬ные средства в результате проведенных мероприятий. Так, «Интерконтиненталь» за последние 10 лет сберегла 10 млн.
ф. ст.; цепь «Скандик отель» установила в номерах мебель и аксессуары из биологических материалов, которые могут быть переработаны и использованы вновь. Гостиницам, со¬блюдающим экологические требования природоохранного стандарта JSO 14001 присваиваются соответствующие знаки. Гостинично-ресторанный совет и министерство охраны окружающей среды Финляндии выпустили пособие «Экологически дружественное гостинично-ресторанное хозяйство», из которого
следует, что любое туристское предприятие при разумном уп¬равлении может уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Система экологического менеджмента туристского предприятия включает: деловую концепцию экологического менеджмента; экологическую политику предприятия и задачи защиты окружающей среды; состав экологически чистого турпродукта; политику закупок продовольствия, инвентаря и сотрудничества в деле защиты окружающей среды.
Гостинично-ресторанный союз Швеции в 1992 г. разработал рекоменда¬ции для туриндустрии под названием «Экологическая температура 92». Закон РФ «Об основах туристской деятельности», государственные стан¬дарты Российской Федерации по туристско-экскурсионному обслуживанию и услугам населению практически не затрагивают вопросы экологии и умень¬шения отрицательного воздействия турпредприятий на окружающую среду. В ГОСТах Р 50646-94 «Услуги населению» и Р 50691-94 «Модель обес¬печения качества услуг»,
Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, вопросы экологии и отрицательного воздействия туристских предприятий на окружающую среду практически не затрагива¬ются. В ГОСТе Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» кон¬статируется, что «предоставление туристских
услуг (внутренний и въезд¬ной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологичес¬кими условиями». В ГОСТе Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требо¬вания по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» воздействие окружающей среды на туристов (температура, влажность, подвижность воз¬духа
и перепады барометрического давления) относится к вредным факто¬рам (факторам риска) в туризме, а предупреждение этих вредных воздей¬ствий обеспечивается в числе прочих и «оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воз¬духа, отопления, автоматического контроля и сигнализации». В ГОСТе Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гости¬ниц» содержится требование о том, что «гостиница должна распо¬лагаться в благоприятных
экологических условиях». Путешествия, совершаемые в рамках экологического тура, доста¬точно разнообразны от небольших познавательных туров для школьников, до регулярных туристических программ в национальных парках Исследования показали, основным мотивом участия в эколо¬гических турах является желание насладиться первозданной приро¬дой В некоторых странах под экотуризмом понимают поездки с обя¬зательным участием в природоохранительных мероприятиях. Экологические туры имеют высокое экологическое значение.
По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодно¬го дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреа¬ционном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посе¬щением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивили¬зации побуждает человека к бережному отношению к природе, ра¬циональному использованию окружающей среды.
Эксперты ВТО определили ряд условий функционирования рын¬ка экологического туризма: - обеспечение транспортной доступности экотуристских объектов; - наличие увлекательных и привлекательных объектов не только для узкоспециализированных экотуристов, но и обычных временных по¬сетителей; - проведение разумной ценовой политики; - хорошая комфортная организация поездок. Экологические туры рассматриваются специалистами как одно их перспективных направлений развития туризма.
2. Социальный туризм Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субси¬дируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера. В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с кли¬ентурой с низкими доходами, которые
не позволяют получать высококаче¬ственные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные се¬мьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учаща¬яся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граж¬дане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров
и инвалидов. Основными источ¬никами средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экс¬пертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов. В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Цен¬тральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и
Бюро междуна¬родного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем об¬служивания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек. Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году соста¬вил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.
Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путе¬вки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались проф¬союзами и другими общественными организациями. При рыночных отношениях указанные выше системы социального ту¬ризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей привержен¬ности к социальному туризму заявила лишь
Российская ассоциация соци¬ального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро соци¬ального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе. БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной турист¬ской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО офи¬циально подтвердила цели социального туризма в
Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых». Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туриз¬ма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайне¬ром общества и двигателем экономического развития».
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая много¬детные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществле¬ния ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социаль¬ной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструк¬туры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная
работа и многое другое. Сотни милли¬онов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В ста¬тье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, фе¬дерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения
доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлеж¬ность к организациям социального туризма должна подтверждаться усло¬виями, изложенными ниже. Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих ува¬жению и развитию человека. Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным,
религиозным, политическим, философским или социальным признакам. Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добав¬ленная стоимость неэкономического характера. Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду. Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указыва¬ются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным соци¬альным целям.
Прибыль полностью или частично реинвестируется в улуч¬шение качества туристских услуг, предлагаемых общественности. Управление кадрами отвечает требованиям социального законодатель¬ства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров. Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и междуна¬родном уровнях.
Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со зна¬чительными трудностями, которые включают явления разного порядка: проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма; отсутствие надлежащей законодательной
и нормативной базы; информационные и психологические проблемы, с которыми сталки¬ваются отдыхающие в системе социального туризма; растущие стандарты качества обслуживания социального туризма; формы оказания материальной помощи клиентам социального туриз¬ма и ряд других проблем. Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующим¬ся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, кото¬рые можно использовать при покупке турпродукта.
Они получили в некото¬рых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассо¬циация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий. Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью за¬щищенности от подделки. В своем исполнении они представляют со¬бой подобие чековой книжки и имеют определенную
номинальную стоимость. Для успешного функционирования системы отпускных чеков не¬обходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов: 1. наличие агентства, уполномоченного производить не необхо¬димые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату); 2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия проф¬союзы); 3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические ли¬ца); 4. предприятий обслуживания по отпускным чекам. Основные принципы функционирования данной системы заклю¬чается
в следующем: 1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на тре¬буемую сумму. 2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные). 3. работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку. 4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, ма¬газины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный рас¬ход
средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания. Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государ¬ством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях со¬здания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и уча¬щейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации ока¬зывают
социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразви¬тых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид доти¬руемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит
в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным кри¬териям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финан¬совых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц. В силу экономических и социальных проблем создание систем «отпуск¬ных чеков» и социального туризма
в России в ближайшее время представ¬ляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта Федераль¬ного закона «О социальном туризме», обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г. 3. Самодеятельный туризм Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» трактует самодеятельный туризм как «путешествия с ис¬пользованием активных способов
передвижения, организованные турис¬тами самостоятельно», и провозглашают приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности наряду с внут¬ренним и выездным туризмом поддержку и развитие социального и самоде¬ятельного туризма. До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное дви¬жение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по туризму и экскурсиям
Центрального Совета по туризму и экс¬курсиям ВЦСПС, в структуре которого существовало Управление самоде¬ятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных за¬ведениях. В 1989 г. число клубов достигало в РСФСР более 700. При клубах функ¬ционировало более 80 региональных федераций спортивного туризма.
На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных на¬чалах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. В самодея¬тельный туризм было вовлечено около 7 млн. человек, включая всех участ¬ников туристских походов: оздоровительных, выходного дня, спортивных и т.д а также провести походы, слеты и соревнования для примерно 15 млн. человек. При этом численность участников спортивных категорийных по¬ходов, дающих право на присвоение спортивных
разрядов и званий по ту¬ризму составило около 140 тыс. человек. Все мероприятия самодеятельного туризма финансировались из средств советов профсоюзов. В 1989 г. на нужды самодеятельного туризма было выделено около 6 млн. руб. Походы и маршруты самодеятельного туризма разрабатываются ^ самими туристами или рекомендуются туристскими клубами. Как правило, данный туризм характеризуется активными спосо¬бами передвижения.
При этом маршрут, состав туристкой группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способов передвиже¬ния и финансирование организуется самостоятельно, либо при под¬держке туристскими клубами, секциями, общественными организа¬циями. Самодеятельный туризм подразделяется. 1. По форме проведения, прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования. 2. По видам маршрутов, пешеходные, лыжные, горные, водные, спелео, альпинизм, велосипедные маршруты,
мотоциклетные, воз¬душные, комбинированные. 3. По сложности: категорийные и некатегорийные маршруты. 4. По организационным принадлежностям: туристские клубы станции юных туристов, туристские секции, спортивные организа¬ции. Одной из важных особенностей самодеятельных походов являет¬ся четкая организация и систематическое проведение. В зависимости от возможностей это могут быть походы выходного дня, многоднев¬ные некатегорийные и категорийные походы. Организацию и прове¬дение похода вне зависимости от его сложности регламентируют
«Правилами проведения туристских, спортивных походов», «Прави¬лами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий», а также ведомственными инструкциями министерст¬ва образования и пр. Данные документы определяют, какие организа¬ции могут проводить походы и путешествия, как комплектуются ту¬ристские группы в зависимости от сложности выбранного маршрута и вида туризма, устанавливают порядок оформления маршрутных до¬кументов В них четко сформулированы требования к участникам и руководителям
походов, а также обязанности и права руководителя и участников группы. В каждом туристском клубе должна иметься картотека, которой можно воспользоваться при выборе маршрута. В то же время члены туристской секции должны сами заниматься разработкой и внедрени¬ем новых маршрутов. Наиболее распространенной формой самодеятельного туризма является поход выходного дня. Такие походы доступны людям всех возрастов и привлекают наибольшее число участников.
Самая простая форма похода - загородная прогулка. К таким про¬гулкам приглашаются все желающие. Кратковременная прогулка не требует от участников предварительной тренировки и специального снаряжения, она доступна каждому человеку. Оптимальный состав туристкой группы для похода выходного дня - от 4 до 15 человек. При необходимости, во время подготовки к походу туристская секция должна позаботиться об обеспечении
ту¬ристов групповым снаряжением: палатками, спальными мешками, ко¬телками для приготовления пищи, рюкзаками и т. д. Большой популярностью в коллективах различных предприятий и учреждений, учебных заведений пользуются туристские слеты » соревнования. Данные мероприятия способствуют привлечению и широкого круга туристов. Успешное проведение массовых туристских мероприятий целиком зависит от качества подготовки к ним. Подготовку к слету или соревнованию надо начинать за несколь¬ко месяцев до их проведения.
Формируется комиссия по слетам и со¬ревнованиям, Она разрабатывает проект Положения о слете или со¬ревновании, программу, подбирает кандидатов в оргкомитет. Дея¬тельность оргкомитета очень разнообразна. Основные вопросы, кото¬рые должен решать в процессе подготовки и проведения мероприя¬тия оргкомитет, следующего содержания: 1. Разработка Положения о слете или соревнованиях.
2. Организация пропаганды. 3. Выбор места соревнования и согласование его с лесничеством. 4. Оборудование и оформление поляны и мест общего пользования. 5. Организация работы буфета. 6. Организация радиофикации и информации на поляне. 7. Подготовка мест проведения соревнований. 8. Организация медицинского обслуживания участников. 9. Разработка сценария открытия и закрытия. 10. Разработка программ соревнований, конкурсов и их проведе¬ния 11.
Участие в комплектовании судейской коллегии и конкурсных комиссий. 12. Организация досуговых мероприятий. 13. Подготовка наград. 14. Подведение итогов. Из вышеописанного следует, что самостоятельный туризм – это специфический вид туристической общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия в основной части организации путешествия организаторов туризма (туроператоров и турагенств).
Поэтому успех проведения массовых тур мероприятий – слетов, соревнований, конкурсов, вечеров туристов – во многом зависит от качества их подготовки и компетентности организаторов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день существует множество классификаций в туризме. В данной работе рассмотрено лишь три вида туризма. Но уже можно заметить, что каждый вид туризма по-своему индивидуален, имеет свои особенности.
Также следует отметить, что каждый вид туризма должен быть тщательно спланирован, разработан и организован. Обязательно должны учитываться потребности, интересы и особенности участников туристического путешествия. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное
влияние на степень и форму спроса на туристическую джеятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий. Следует заметить, что не все особенности клиентов могут обуславливать наличие соответствующего вида туризма. Но с другой стороны учет таких особенностей, вполне возможно, позволит выявить новые виды
туризма. ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/ Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина . – Омский государственный институт сервиса, 2002. – 188 с. 2. Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,
2003. – 400 с.: ил. 3. Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М 1993.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |