Наукакак своеобразная форма познания начала развиваться относительно самостоятельнов эпоху становления капиталистического способа производства (XVI-XVII вв.).Однако самостоятельность не тождественная самоизолированности. Наука всегдабыла связана с практикой, получала от нее все новые и новые импульсы для своегоразвития и, в свою очередь, воздействовала на ход практической деятельности,опредмечивалась, материализовалась в ней.
НАУКА— это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе,обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является постижениеистины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому наука в целомобразует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.
Вместес тем, в зависимости от изучения той или иной формы материи, стороныдействительности, наука разделяется на множество отраслей знания (чайных наук).Это главный критерий классификации. Используются и другие критерии. Вчастности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о природе —естествознание и обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки), опознании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень своеобразной наукойявляется современная математика. Отдельную группу составляют технические науки.
Всвою очередь каждая группа наук подвергается более детальному членению. Так, всостав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждаяиз которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия,биофизика и т. п. Наукой о наиболее общих законах действительности являетсяфилософия, которую, как мы выяснили в первой лекции, нельзя полностью относитьтолько к науке.
Возьмемеще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАКТИКИ науки можно разделить надва крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет прямой ориентации на практику, иПРИКЛАДНЫЕ — непосредственное применение результатов научного познания длярешения производственных и социально-практических проблем. Наука как формапознания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин,в который входят история и логика науки, психология научного творчества,социология научного знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурноразвивается философия науки (об этом — в следующей лекции).
Привсем этом мы всегда должны помнить, что независимо от критериев и глубиныклассификации границу между отдельными науками и научными дисциплинами условныи подвижны.
ОСНОВНЫЕОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача научного познания,как мы уже выяснили, — обнаружение объективных законов действительности —природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойствапредмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки,ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущностьизучаемых явлений.
2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина,постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но,разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшееусловие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдаетсяобъективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ — характерная черта научного познания.
3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическуювоплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой:«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — нетолько в настоящем, но и в будущем.
4.Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процессвоспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся системупонятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке— естественном или, что более характерно, — искусственном (математическаясимволика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновлениянаукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
5.В процессе научного познания применяются такие специфические материальныесредства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование»,зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы,ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чемдругих форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов исамой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современнаялогика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другиеобщенаучные приемы и методы (об этом — ниже).
6.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученныхрезультатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок,предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесьимеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философскаякультура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.
Всовременной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят,кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальнаянепротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость длякритики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познанияуказанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.
СПЕЦИФИКАПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и научного познаниямоделировался по естественно-математическим методам познания. Егохарактеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем наглядносвидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес ксоциальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном познаниикак одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь ввиду дваего аспекта:
1)любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что представляетсобой общественный продукт и детерминировано культурно-историческими причинами;
2)один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные(общественные) явления и процессы — общество в целом или его отдельные стороны:экономику, политику, духовную сферу и др.
Приисследовании недопустимо как сведение социальных явлений к природным (попыткиобъяснить общественные процессы только законами естествознания), так ипротивопоставление природного и социального, вплоть до полного их разрыва. Впервом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с естественно-научными механически, некритически сводится (редукция) к нему. Это натурализм,выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. Во второмслучае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре,сопровождаемое нередко дискредитацией «точных» наук («гуманитаристика»).
Обатипа наук — ветви науки как целого, характеризующиеся единством и различием.Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет свои особенности. Спецификасоциального (гуманитарного) познания проявляется в следующем:
1.Его предмет — «мир человека», а не просто вещь как таковая. А это значит, чтоданный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как «автори исполнитель своей собственной драмы», он же и ее исследователь. Гуманитарноепознание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отношениямилюдей. Тут тесно переплетается материальное и идеальное, объективное исубъективное, сознательное и стихийное и т. п. Здесь сталкиваются интересы истрасти, ставятся и реализуются определенные цели и т. д.
Посколькуобщество — деятельность людей, постольку социальное познание исследует еемногообразные формы, а не природу. Обнаружение законов этой деятельности естьвместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принциповсамого познания, мышления.
2.Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными (оценкаявлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и«субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценностями. Ониопределяют человечески весомое и культурное значение определенных явленийдействительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие,нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведенияи т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социальногоисследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых при этом знаний.
3.Характерной чертой социального познания является его преимущественнаяориентация на «качественную окраску событий». Здесь явления исследуются главнымобразом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный весколичественных методов в гуманитарных науках намного меньше, чем в наукахестественно-математического цикла, хотя их применение становится все болеешироким. При этом главное внимание уделяется анализу единичного,индивидуального, но на обнове общего, закономерного.
4.В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическимиреактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием. Все это должназаменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, егоформ, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объектаявляется монолог (ибо природа «молчит»), то в гуманитарном познании — этодиалог (личностей, текстов, культур и т. п.). Диалогическая природа социальногопознания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз иявляется погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением иистолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений, Понимание какприобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесносвязано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.
5.В силу указанных выше обстоятельств в социальном познании исключительно важнуюроль играет «хорошая» философия и верный метод. Их глубокое знание и умелоеприменение позволяют адекватно постигать сложный, противоречивый, сугубодиалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, егоформ и принципов, их пронизанность ценностно-мировоззренческими компонентами иих влияние на результаты познания, смысло-жизненные ориентации людей,особенности диалога (немыслимого без постановки и разрешенияпротиворечий-проблем) и т. д. Это тем более важно еще и потому, что длясоциального познания характерны отсутствие общепризнанных парадигм (ведущеезачастую к «теоретическому анархизму»), подвижность и расплывчатость егоэмпирического базиса, сложная природа теоретических обобщений (связанная преждевсего с включенностью в них ценностных компонентов и «личных модальностей»).
Этовкратце все о предмете и специфике научного познания. Теперь остановимся на ЕГОСТРОЕНИИ.
Научноепознание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себяДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ — эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, ноотличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. В чем оназаключается?
НаЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание),рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют,но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно состороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сборфактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальныхданных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность —характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическоеисследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свойобъект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение,измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (об этих приемах — ниже).Однако не следует забывать, что опыт никогда, тем более в современной науке, небывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так илииначе теоретически нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ — это,строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в ихсовокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасыдействительности». Они состоят из абстрактных объектов («идеальныхконструктов») разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальныемодели и т. п.
Мы,оказывается, сами «делаем» наш опыт. Именно теоретик указывает путьэкспериментатору. Причем, теория господствует над экспериментальной работой отее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории. Соответственно,не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизанытеориями», а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных рамок, не являютсяосновой теории.
СпецификуТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рациональногомомента — понятий, теорий, за-конов и других форм и «мыслительных операций».Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но оченьважным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражаетявления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей изакономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данныхэмпирического знания. Эта обработка включает в себя систему абстракций «высшегопорядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Наоснове эмпирических данных исследуемые объекты мысленно объединяются,постигается их сущность, «внутреннее движение», законы их существования,составляющие основное содержание теорий — «квинтэссенции» знания на данномуровне.
Важнейшаязадача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ееконкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такиепознавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от рядасвойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленныхпредметов («точка», «идеальный газ» и др.), синтез — объединение полученных врезультате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общегок частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие впознании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания какнабора определенных идеальных моделей.
Характернойчертой теоретического познания является его направленность на себя,ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т. е. исследование самого процесса познания, его форм,приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретическогообъяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидениебудущего.
ЭМПИРИЧЕСКИЙИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница между ними условна иподвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит втеоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровнейв ущерб другому.
ЭМПИРИЗМсводит научное познание как целое к эмпирическому его уровню, принижая иливовсе отвергая теоретическое познание. «СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ»игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннегоанализа фактов как источника и основы теоретических построений, отрывается отреальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматическиепостроения, такие, например, как концепция о «введении коммунизма в 1980 г.»или «теория» развитого социализма.
Рассматриваятеоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всегоопределить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема,гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическомуровне).
ПРОБЛЕМА— форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком,но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший входе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, апроцесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — еепостановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующихфактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылкаее успешного решения.
Научныепроблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблемасоздания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы естьсущественный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы,а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т. ч. игипотезы.
ГИПОТЕЗА— форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе рядафактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требуетпроверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из нихстановятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются иконкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательныйрезультат.
Стадиюгипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Ч.Дарвина, и т. д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика(логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Провереннаяи доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научнойтеорией.
ТЕОРИЯ— наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображениезакономерных и существенных связей определенной области действительности.Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона,эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теориясамоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.
Впрактике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда людиубеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веручеловека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.filreferat.popal.ru/