МИРОВАЯ ОПАСНОСТЬ(ПРЕДИСЛОВИЕ)
Произведение Н.Бердяева «Судьба России» было создано в эмиграции, нобольшинство статей, вошедших в сборник, были написаны во время Первой мировойвойны до революционных событий в России. В предисловии автор с грустьюконстатирует: «Великой России уже нет и нет стоявших перед ней мировых задач,которые я старался по-своему осмыслить». Но новое время требует пересмотрареакций живого духа на все происходящее в мире. Революция и выход из войнырасценивается как падение и бесчестье, способствовавшее военным успехамГермании. Но с другой стороны Бердяев считает, что «Германия есть всовершенстве организованное и дисциплинированное бессилие. Она надорвалась,истощилась и принуждена скрывать испуг перед собственными победами».
Философ видит более реальную угрозу, чем Германия, угрозу с Востока. «СВостока, не арийского и не христианского, идет гроза на всю Европу.Результатами войны воспользуются не те, которые на это рассчитывают. Никто непобедит. Победитель не в состоянии уже будет пользоваться своей победой. Всеодинаково будут побеждены». Как это перекликается с происходящими в настоящеевремя в мире событиями ( 11 сентября, Ирак, «Аль-Кайда», Чечня), которыеспровоцированы религиозными, политическими разногласиями в мире, что можетпривести к религиозной войне в планетарном масштабе, где уже точно не будетпобедителей и побежденных. « И тогда кара придет из Азии. На пепелище старойхристианской Европы, истощенной, потрясенной до самых оснований собственнымиварварскими хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положениеиная чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам цивилизацией. По сравнению сэтой перспективой вся мировая война есть лишь семейная распря».
Бердяев прогнозирует, что после ослабления и разложения Европы и России «воца-рится китаизм иамериканизм, две силы которые могут найти точки сближения между собой. Тогдаосуществится китайско-американское царство равенства, в котором невозможны ужебудут никакие восхождения и подъемы». В настоящее время мы имеем лишь двесупердержавы – США и Китай. США стремится к превращению России в свой сырьевойпридаток, свалку радиационных отходов, страну «третьего мира». Китай, который своим бурным развитием, захватоммирового рынка, предоставлением дешевой рабочей силы, развитием высокоточныхтехнологий, превратился в страну с огромным потенциалом и острой нехваткойтерритории, проводит тихую экспансию Дальнего Востока России. Целенаправленнопроизводится заселение наших территорий китайцами, их ассимиляция, все этонаглядно подтверждает мысль автора. Если пророчества автора сбудутся, то противостоятьэтой Империи не сможет ни одно государство мира.
Автор предлагает возрождение через объединение духовных, христианских силпротив сил антихристианских и разрушительных. Он верит, что «раньше или позже вмире должен возникнуть «священный союз» всех творческих христианских сил, всехверных вечным святыням», но сам же добавляет: «Мир вступает в периоддлительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должныбыть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий должен облечьсяв латы, должен быть рыцарски вооружен». Бердяев видит только один способпозитивного развития общества – его развитие через духовноесамосовершенствование и развитие внутреннего мира отдельно взятой личности.
I. ПСИХОЛОГИЯРУССКОГО НАРОДА
I.I. ДУША РОССИИ
«С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-товеликому, что Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносностиРоссии».
В этой главе рассматривается роль России в мировой жизни, ее возможностьвлияния на духовную жизнь Запада «таинственной глубиной русского Востока».Бердяев считает, что начавшаяся Первая мировая война столкнула восточное(Россия) и западное (Германия) человечество. Война стала своеобразнымкатализатором развития и объединения Востока и Запада. Она должна помочь России занять «великодержавное положение вдуховном мировом концерте», стать полноправным членом Европы.
Автор считает, что близок «час мировой истории, когда славянская раса воглаве с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества», но сдругой стороны, рассматривая русскую ментальность, он признает: «Россия – самаябезгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самыйаполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю». И этопротиворечие вызывает у меня закономерный вопрос: «Как страна, внутренняяорганизация которой не выдерживает никакой критики, с тяжелым, неповоротливымгосударственным аппаратом, «аполитичным народом» может претендовать, по мнениюБердяева, на главенствующую роль в определении судьбы человечества?». Послепрочтения данной книги, ответ на свой вопрос я так и не получил.
Великолепна оценка автором русского характера, его пассивности,созерцательности: «В основе русской истории лежит знаменательная легенда опризвании варягов-иностранцев для управления русской землей, так как «землянаша велика и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это роковойнеспособности и нежелания русского народасамому устраивать порядок в своей земле! Русский народ как будто бы хочет нестолько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы отгосударства, свободы от забот о земном устройстве». Извечная русская лень,надежда на «доброго барина», жажда «халявы» в любом ее проявлении показаны вэтой цитате во всей красе. И ведь, что удивительно, с момента написания книгипрошло почти 100 лет, а в восприятии, желаниях, мироощущении русского человеканичего не изменилось. «Варяг-иностранец», «добрый барин» — этих персонажей унас хватает и сейчас (Герман Греф — финансист, Абрамович – «лучший друг всехчукчей», Путин – «только из Берлина», Мавроди – «партнер» и т.д.), а желаниячто-то попытаться сделать самому, работать на себя, а не за копейки нагосударство, у нашего человека как не было, так и нет. Не приучен русскийчеловек рисковать, ведь гораздо проще жить плохо, но с уверенностью, что тебяне уволят с низкооплачиваемой работы. Жить в малогабаритной квартире, утешаясебя мыслью, что ведь кто-то живет в «общаге» и т.д. «Русский народ всегдалюбил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лонематери».
Автор рассматривает также противоречие в отношении России и русскогосознания к национальности. Он разделяет отношение России к шовинизму на тезис: «Национализму нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-тонеметчины» и антитезис: «Россия – самая националистическая страна в мире,страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностейрусификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой всенационализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна почитающая себяединственно призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие диавола,обреченное на гибель». Это противоречие есть и в нашей жизни. «Скинхэды» — порождение национализма, явление наших дней, и в тоже время, в повседневнойжизни, русский человек при общении с конкретным человеком другой национальности терпим, способен на уступки, можетподелиться последним. Такое противоречие русской души длится не одну сотню лет и скорее всего являетсянеотьемлемой чертой русской души.«Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, Божественнойправды и спасения для всего мира, и мука ее не знает утоления. Душа этапоглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни».
«Русская народная жизнь с еемистическими сектами, и русская литература и русская мысль, и жуткая судьбарусских писателей и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в тоже время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис,что Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, страна мятежная ижуткая в своей стихийности, в своем народном дионисимизме, не желающем знатьформы». Этот тезис подтвердили и дальнейшие исторические события: революции,установление Советской власти, которые уничтожили Великую империю с ее устоями,духовностью, ввели новые моральные и духовные ценности, физически уничтожилиинтеллигенцию, что привело к изменению нации на генетическом уровне. Плоды чегомы сейчас с успехом и пожинаем, наблюдая всеобщую бездуховность, лицемерие ижажду наживы.
Антитезис этой мысли: «Россия – страна неслыханного сервилизма и жуткойпокорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинстваличности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизнигосударством, страна крепкого быта и тяжелой плоти». Бердяев в антитезисепровозглашает, что страну почти невозможно сдвинуть с места, что она инертна ипокорно мирится со своей жизнью, но по прошествии всего нескольких лет его антитезисбыл разрушен до основания.
Рассматривая противостояние в мировой войне Германии и России, Бердяевхарактеризует его как противостояние рас, культур, духовности, полярнопротивоположных друг другу. Он считает, что: «Мировая война, в кровавый круговороткоторой вовлечены уже все части света и все расы, должна в кровавых мукахродить твердое сознание всечеловеческого единства. Культура перестанет бытьстоль исключительно европейской и станет мировой, универсальной. И Россия,занимающая место посредника между Востоком и Западом, являющаясяВостоко-Западом, призвана сыграть великую роль в приведении человечества кединству. Мировая война жизненно подводит нас к проблеме русского мессианства».Мне кажется, что любая война не может являться объединяющим факторомчеловечества, так как противоборствующие стороны после окончания войны, дажеспустя многие годы, на уровне подсознания, продолжают испытывать друг к другуненависть за те жертвы и разрушения, которые были им нанесены. Союзники,объединенные внешней угрозой и общими целями (врагом), после окончания боевыхдействий, начинают действовать самостоятельно, пытаясь получить от победымаксимальное количество дивидендов именно для себя. Все эти причины по-моему,мнению приводят к разъединению народов, наций, а не к их консолидации, каксчитает Бердяев.
Проблема русского мессианства для автора является ключевой темой, онпишет: «Христианское мессианское сознание может быть лишь сознанием того, что внаступающую мировую эпоху Россия призвана сказать свое слово миру, как сказалего уже мир латинский и мир германский. Славянская раса, во главе которой стоитРоссия, должна раскрыть свои духовные потенции, выявить свой пророчественныйдух. Славянская раса идет на смену другим расам, уже сыгравшим свою роль, ужесклоняющимся к упадку; это раса будущего. Все великие народы проходят черезмессианское сознание. Это совпадает с периодами особенного духовного подъема,когда судьбами истории данный народ призывает совершить что-либо великое иновое для мира». Было-бы странным, что Россия, с ее непохожестью на остальныестраны, не выдала миру что-нибудь великое и ужасное. Изменение путем мятежа политического,экономического и духовного строя в отдельно взятой стране, создание коалиции иззависимых государств, повлекло за собой такие изменения в мире, что чуть было,не привело к ядерной войне.
«Душа России – не буржуазная душа, — душа, не склоняющаяся перед золотымтельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно. Россия дорога и любима всамих своих чудовищных противоречиях, в загадочной своей антиномичности, всвоей таинственной стихийности».
I.II. О «ВЕЧНО-БАБЬЕМ» ВРУССКОЙ ДУШЕ
В этой главе автор выступает в качестве рецензента книги В.В.Розанова«Война 1914 года и русское возрождение». «Гениальная физиология розановскихписаний поражает своей безыдейностью, беспринципностью, равнодушием к добру излу, неверностью, полным отсутствием нравственного характера и духовного упора.Все, что писал Розанов, писатель большого дара и большого жизненного значения,есть огромный биологический поток, к которому невозможно приставать скакими-нибудь критериями и оценками».
Бердяев признает Розанова выразителем русской стихии, восхищается егоспособностью уйти в своих произведениях от отвлеченности, книжности,оторванности от жизни.
«В книге Розанова есть изумительные, художественные страницы небывалойапологии самодовлеющей силы государственной власти, переходящей в настоящееидолопоклонство. Подобного поклонения государственной силе, как мистическомуфакту истории, еще не было в русской литературе».
Анализируя книгу Розанова, Бердяев критикует некоторые утверждения: «Носпособ, которым Розанов утверждает государственность и поклоняется его силе,-совсем не государственный, совсем не гражданский, совсем не мужественный.Розановское отношение к государственной власти есть отношениебезгосударственного, женственного народа, для которого эта власть есть всегданачало вне его и над ним находящееся, инородное ему. Розанов, как и наширадикалы, безнадежно смешивает государство с правительством и думает, чтогосударство – это всегда «они», а не «мы». Что-то рабье есть в словах Розановао государственности, какая-то вековая отчужденность от мужественной власти».
I.III. ВОЙНА И КРИЗИС ИНТЕЛЛИГЕНТСКОГО СОЗНАНИЯ
Автор считает, что: «В русской интеллигенции пробудились инстинкты,которые не вмещались в доктрины и были подавлены доктринами, инстинктынепосредственной любви к родине, и под их жизненным воздействием началоперерождаться сознание». И это верно, ведь любая война приводит в движениеогромные массы людей, изменяет политическую расстановку сил в мире, обостряетчувство ценности собственной нации и осознания ее задач в мировом масштабе. Новойна приводит и к тому, что большое количество людей не может адаптироваться кее реалиям, и у них обостряется чувствовыброшенности за борт истории, собственной никчемности, неспособности повлиятьна ход событий. «Кругозор становится мировым, всемирно-историческим. Авсемирную историю нельзя втиснуть ни в какие отвлеченно-социологические илиотвлеченно-моральные категории,- она знает свои оценки. Россия естьсамостоятельная ценность в мире, не растворимая в других ценностях, и этуценность России нужно донести до божественной жизни».
Война для интеллигенции, как и для всей нации, является большимиспытанием, проверкой, возможностью создания национальной идеи, котораяспособна поднять сознание общества на новый уровень, перевести его на новыйэтап развития. «Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории ипотому привыкла к безответственному бойкоту всего исторического. В ней долженродиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории. Будущеевеликого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от еготворческой силы и от просветленности его исторического сознания. От «нас», а неот «них» зависит наша судьба».
I.IV.ТЕМНОЕ ВИНО
Автор остро чувствует приближение беды для России. Он видит, что что-тоиррациональное, темное охватывает страну. Государство и церковь в опасности.«Старая Россия проваливается в бездну. Но Россия новая, грядущая имеет связь сдругими, глубокими началами народной жизни, с душой России, и потому Россия неможет погибнуть».
Бердяев, по-моему, мнению слишком идеализировал происходящее, слишком поверилв разум народа. Новая Россия уничтожила все связывающие, исторические корни распевая:«Мы наш, Мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!». А в нашевремя от великой когда-то державы осталась территория, равная примерно территорииРоссии при Иване Грозном.
I.V.АЗИАТСКАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯДУША
В этой главе автор критикует статью М.Горького «Две души» из журнала«Летопись». Статьи, где изложены размышления Горького о русской душе иотношениях Запада и Востока с точки зрения западника. Бердяев резко критикуетпозицию Горького: «М.Горький все смешивает и упрощает. Старая и в основе своейверная мысль о созерцательности Востока и действенности Запада имвульгаризируется и излагается слишком элементарно. Тема эта требует большогофилософского углубления. У Горького же все время чувствуется недостаточнаяосведомленность человека, живущего интеллигентско-кружковыми понятиями,провинциализм, не ведающий размаха мировой мысли».
Горький и Бердяев являются представителями диаметрально противоположныхмнений о будущем России, отношении к религии, пути развития страны, иестественно это сказывается на объективности высказываний.
I.VI.О ВЛАСТИ ПРОСТРАНСТВ НАД РУССКОЙДУШОЙ
Огромная территория Российской империи оставляет неизгладимый след врусской душе. Она влияет как на конкретного человека, так и на государственноеустройство в целом. «Русская душа подавлена необъятными русскими полями инеобъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности».«Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалосьстрашной централизацией, подчинением свей жизни государственному интересу иподавлением свободных личных и общественных сил». Является закономерной этавзаимосвязь. Ведь при такой территории человек может просто раствориться,пропасть, спрятаться от невзгод, как крепостные бежавшие на Дон, отряды Ермака,завоевывавшие Сибирь. С трудом представляется такое положение вещей в Европе, гдегосударства по размерам бывают меньше нашего района. Это, конечно, накладываетотпечаток на сознание отдельной личности и нации в целом. Автор закономерносравнивает Россию и Европу: «Над русским человеком властвует русская земля, ане он властвует над ней. Западноевропейский человек чувствует себя сдавленныммалыми размерами пространств земли и столь же малыми пространствами души».
«Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утвержден. Русскаякультура и русская общественность могут твориться лишь из глубины русской души,из ее самобытной творческой энергии. Но русская самобытность должна, наконец,проявиться не отрицательно, а положительно, в мощи, в творчестве, в свободе».
Развитие научно-технического прогресса, уровня образования населения,закономерно сказывается на уменьшении проблем больших расстояний и приводит кконсолидации нации, ее объединению.
I.VII.ЦЕНТРАЛИЗМ И НАРОДНАЯЖИЗНЬ
Влияние столицы, центра, на жизнь остальной России всегда было проблемой.Большие расстояния и территория оказывали свое влияние на организацию власти,ее действенность и эффективность. Москва и Санкт-Петербург – это не есть всяРоссия, это лишь вершина огромного айсберга, называемого Россией, внутрикоторого происходят скрытые процессы, часто невидимые из центра. «Большая частьнаших политических и культурных идеологий страдает централизмом. Всегдачувствуется какая-то несоизмеримость между этими идеологиями и необъятнойрусской жизнью. Недра народной жизни огромной России все еще остаютсянеразгаданными, таинственными».
Даже в наше время, спустя почти 100 лет, стоит отъехать от Москвы хотя бына 100 километров, и вы окажетесь всовершенно другом мире с другими ценностями, стремлениями, уровнем жизни. Времякак будто застыло в XXвеке, а скорее в XIXвеке, где преобладает натуральное хозяйство,обмен, долговые книги в магазинах. Бердяев чувствовал эту проблему: «Народнаяжизнь не может быть монополией какого-нибудь слоя или класса. Духовную икультурную децентрализацию России, которая совершенно неизбежна для нашегонационального здоровья, нельзя понимать, как чисто внешнее пространственноедвижение от столичных центров к глухим провинциям. Это, прежде всего внутреннеедвижение, повышение сознания и рост соборной национальной энергии в каждомрусском человеке по всей земле русской. Россия совмещает в себе несколькоисторических и культурных возрастов, от раннего средневековья до XXвека,от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самыхвершин мировой культуры».
Как современно звучат слова Бердяева: «Россия – страна великих контрастовпо преимуществу,- нигде нет таких противоположностей высоты и низости,ослепительного света и первобытной тьмы. Вот почему так трудно организоватьРоссию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны совмещают многовозрастов. Но необъятная величина России и особенности ее истории породилиневиданные контрасты и противоположности». Эта цитата настолько полна илаконична, что не хочется портить ее своим комментарием.
Мысли автора об общенациональной ориентировке жизни, стирании границмежду провинцией и столицей, общем духовном оздоровлении нации актуальны и внастоящее время. «Россия погибает от централистического бюрократизма, с однойстороны, и темного провинциализма, с другой. Децентрализация русской культурыозначает не торжество провинциализма, а преодоление и провинциализма ибюрократического централизма, духовный подъем всей нации и каждой личности».
I.VIII.О СВЯТОСТИ И ЧЕСТНОСТИ
«К.Леонтьев говорит, что русский человек может быть святым, но не можетбыть честным. Честность – западно-европейский идеал. Русский идеал – святость».Проблема честности актуальна в России всегда. Взять, что плохо лежит, открутитьгайку с рельс для грузила, принести что-то с работы, никогда не считалосьзазорным на Руси, не считалось воровством. Воровство в понимании большинства –это когда украли у тебя или близкого, а когда «ничье», значит «общее».
«Европейский буржуа наживается иобогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой всвои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегдачувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели».Наглядный пример этого мы видим сейчас, когда после накопления первоначальногокапитала, наши «ново-русские» соотечественники с жаром кинулись спонсировать строительство, реконструкциюцерквей, замаливая свои многочисленные грехи.
«Русский человек и весь русский народ должны сознать божественностьчеловеческой чести и честности. Тогда инстинкты творческие победят инстинкты хищнические».
I.IX.ОБ ОТНОШЕНИИ РУССКИХ КИДЕЯМ
«И одним из самых печальных фактов нужно признать равнодушие к идеям иидейному творчеству, идейную отсталость широких слоев русской интеллигенции».Автор рассматривает проблемы отрицания мысли, свободы идейного творчества вРоссии. Мысль отрицалась как с точки зрения религиозной, так иматериалистической. Катехизисы – вот что легко и просто применялось во всехслучаях. Возрождение, ренессанс, развитие творчества, все это прошло мимоРоссии, не отразилось на ее развитии. Географически, духовно Россия нацелена назащиту Европы от Востока. Со времен татаро-монгольского ига Россия стоит настраже границ Европы.
Интеллигенция «аполитична и необщественна, она извращенными путями ищетспасения души, чистоты, быть может ищет подвига и служения миру, но лишенаинстинктов государственного и общественного строительства». Интеллигенциявсегда была отдалена от народа, жила в своем мирке, пытаясь не вмешиваться впроисходящее. Революции, репрессии, давление власти – все это покорно сносилосьбольшей частью интеллигенции. Да и в наше время интеллигенция и простой народсильно удалены друг от друга. Личность продолжает быть менее значимой, чемколлектив, хотя в Европе, США и других развитых странах приоритет личности надколлективом, общностью постепенно становится доминирующим.
«Вершина человечества вступила уже в ночь нового средневековья, когдасолнце должно засветиться внутри нас и привести к новому дню. Внешний светгаснет. Крах рационализма, возрождение мистики и есть этот ночной момент».Рационализм и мистика по прошествии ста лет продолжают идти рядом в восприятиилюдей. Мы продолжаем верить в колдовство, шаманизм, наблюдая огромные шаги внауке к созданию искусственного интеллекта, клонированию, созданию альтернативныхисточников энергии. Наверное, где-то в сознании каждого человека, с древнейшихвремен, заложена вера в сверхъестественное, божественнное, то, что намиуправляет и от нас не зависит.
Анализируя духовное состояние общества перед мировой войной, автор отмечает: « Почва разрыхлена инастало благоприятное время для идейной проповеди, от которой зависит все нашебудущее. В самый трудный и ответственный час нашей истории мы находимся всостоянии идейной анархии и распутицы, в нашем духе совершается гнилостныйпроцесс, связанный с омертвением мысли консервативной и революционной, идейправых и левых. Но в глубине русского народа есть живой дух, скрытывеликие возможности. На разрыхленнуюпочву должны пасть семена новой мысли и новой жизни. Созревание России домировой роли предполагает ее духовное возрождение».
II.ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Восток и Запад
II.I.НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИЧЕЛОВЕЧЕСТВО
«Человечество есть некоторое положительное всеединство, и онопревратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угашало иупраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности, индивидуальностейнациональных и индивидуальностей личных». Автор рассматривает проблему индивидуальности,личности, и как производное — проблемунациональности. Космополитизм с его точки зрения: «есть уродливое и неосуществимоевыражение мечты об едином, братском и совершенном человечестве, подменеконкретно живого человечества отвлеченной утопией. Кто не любит своего народа икому не мил конкретный образ его, тот не может любить и человечество, тому немил и конкретный образ человечества. Абстракции плодят абстракции». Этапроблема стоит и в наше время перед человечеством. Стирание границ, объединениегосударств, обезличивание конкретных наций, все это возможные последствиясоздания Евросоюза. Глобализация охватывает весь мир, все человечество. Ирассматривая эти процессы с точки зрения Бердяева, можно сделать вывод, чтопроисходящее скорее можно оценить как отрицательный процесс в развитиичеловечества. «Судьба нации и национальных культур должна свершиться до конца. Принятие истории естьуже принятие борьбы за национальные индивидуальности, за тип культуры. Культурагреческая, культура итальянская в эпоху Возрождения, культура французская игерманская в эпохи цветения и есть пути мировой культуры единого человечества,но все они глубоко национальны, индивидуально-своеобразны. Все великиенациональные культуры – всечеловечны по своему значению. Нивелирующаяцивилизация уродлива. Культура воляпюка не может иметь никакого значения, в нейнет ничего вселенского».
II.II.НАЦИОНАЛИЗМ И МЕССИАНИЗМ
В главе анализируется отношение национализма и мессианства на конкретныхпримерах истории, их противоположность. «Национализм может быть укреплен насамой позитивной почве, и обосновать его можно лишь биологически. Мессианизм жемыслим лишь на религиозной почве, и обосновать его можно лишь мистически».
Рассматривая еврейский мессианизм, Бердяев делает заключение, что этоявление не носит идеи всечеловечности, оно приковано к конкретной нации и неможет развиваться в христианском мире. Христианство – вот что может объединитьи спасти человечество и весь мир. «Мессианизм русский, если выделить в немстихию чисто мессианскую, — по преимуществу апокалиптический, обращенный кявлению Христа Грядущего и его антипода – антихриста. Это было в нашем расколе,в мистическом сектанстве и у такого русского национального гения, какДостоевский, и этим окрашены наши религиозно-философские искания». Авторрассматривает мессианские идеи и других народов. «Так германский мессианизм попреимуществу расовый, с сильно биологической окраской. Германский народ насвоих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова Духа, а носителемвысшей и единственной духовной культуры. Германская раса – избранная высшаяраса». Развитие этих идей в Германии подтвердили мысли Бердяева и привели витоге к возникновению нацизма. Гитлер умело воспользовался агрессивной духовнойкультурой нации и, придя к власти, развил эти националистические устремления доабсолюта.
Рассматривая проблему национальности, автор делает вывод: «Национальностьвходит в иерархию ступеней бытия и должна занимать свое определенное место, онаиерархически соподчинена человечеству и космосу. И необходимо строго различатьнационализм и мессианизм». В наше время, в эпоху глобализации, проблеманациональности стоит очень остро. Происходит стирание границ, культур, что можетпривести к обезличиванию наций, утрате собственной индивидуальности.
Еврейский мессианизм автор характеризует следующим образом: «Еврейскиймессианизм навеки невозможен после Христа. Внутри самого еврейства роль егостала отрицательной, ибо может быть лишь ожиданием нового Мессии, противоположногоХристу, который и утвердит царство и блаженство Израиля на земле. Но еврейскиймессианизм проникает в христианский мир и там подменяет он служение –притязанием, жертвенность – жаждой привилегированного земного благополучия».Проникновение еврейства происходит и в наши дни, когда крупнейшие бизнесмены,способные влиять на расстановку сил в государстве, в большинстве своем евреи. Основныеинформационные и политические каналы находятся в их руках. Они лоббируют своиинтересы на всех уровнях, и это является серьезной угрозой для государства.Бердяев отмечает: «И я думаю, что в России, в русском народе естьисключительный, нарушивший свои границы национализм и яростный исключительныйеврейский мессианизм, но есть и истинно христианский, жертвенный мессианизм».
II.III.НАЦИОНАЛИЗМ И ИМПЕРИАЛИЗМ
Мировая война являлась естественным этапом развития капиталистическогообщества. Рост могущества Германии, ее ограниченность в пространстве, зажатостьостальными странами Европы, вот основные предпосылки войны. «Но мировая войнасвязана не только с обострением империалистической политики великих держав,-она также очень остро ставит вопрос о судьбе всех национальностей, вплоть досамых малых. Война жалует и истребляет слабые национальности и вместе с тем онапробуждает в них волю к автономному существованию. Огромные империалистическиеорганизмы расширяются и стремятся к образованию мирового царства».
«В истории нового человечества происходит двойственный процесс – процессуниверсализации и процесс индивидуализации, объединения в большие тела идифференциации на малые тела. Национализм есть начало индивидуализации,империализм – начало универсализации». Подтверждение этих слов мы видим исейчас. Глобализация и создание ЕС, есть процесс универсализации, общегоуправления, ограниченным кругом лиц, огромным потенциалом, как людским, так иэкономическим. «Образование больших империалистических тел совершеннонеизбежно, через него должно пройти человечество. Это одна из неотвратимыхтенденций исторического процесса. Человечество идет к единству через борьбу,распрю и войну».
«Русский империализм, которому так много естественно дано, не походит наимпериализм английский или германский, он совсем особенный, болеепротиворечивый по своей природе. Русский империализм имеет национальную основу,но по заданиям он превышает все чисто национальные задания, перед ним стоятзадачи широких объединений Запада и Востока, Европы и Азии». К сожалению,великая русская империя распалась под воздействием не только внутреннихфакторов, но и под воздействием мировой войны. Хотя при другом поворотеистории, и победе русского оружия, мировое господство России могло быть вполнеестественным, учитывая ее влияние и потенциал.
II.IV.КОНЕЦ ЕВРОПЫ
Автор предвидит вступление человечества в новый этап развития, переделмира. «Чувствуется, что человечество вступает в новый исторический и дажекосмический период, в какую-то великую неизвестность, совершенно непредвиденнуюникакими научными прогнозами, ниспровергающую все доктрины и учения». Любаявойна раскрывает в человеке его животную сущность, пробуждает скрытыеинстинкты. Бердяев абсолютно справедливо считает, что войны способствуютобъединению нации, прекращению политических противоречий перед внешней угрозой.Частная, семейная, мещанская жизнь отходит на второй план, уступая местонациональной, мировой. Война вовлекает в круговорот событий все новые и новыестраны, расширяя пространство, и приводя в соприкосновение духовность, культуруВостока и Запада, поднимая вопросы колоний в Азии и Африке. Бердяев ставит всвоей статье и вопрос о дальнейшей судьбе Турции, которую он считает преградоймежду Европой и Востоком, и которая должна прекратить свое существование. Ножизнь распорядилась иначе, и Турция, в наше время, одно из сильнейших государствв мире, с которым приходится считаться.
Рассматривая развитие и дальнейшее существование Англии, Бердяев пишет:«Бесконечное расширение и могущество Британской империи означает конец Англиикак национального государства, как индивидуально-партикуляристическогонародного существования». Что мы видим в наше время? Англия расплачивается засвое мировое господство, за свои колонии по всему миру. В нее хлынули потокиафриканцев, арабов, индусов «подданных» ее Королевского величества. Лондонпревратился в Гарлем. И это одна из старейших стран, со своей богатейшейкультурой, историей.
«В прикосновении современной европейской цивилизации к древним расам идревним культурам всегда есть что-то кощунственное. А самомнение европейского,буржуазного и научного, цивилизаторского сознания – явление столь жалкое ипошлое, что оно духовно может рассматриваться лишь как симптом наступающегоконца Европы — монополиста всемирной цивилизации». И это высказывание верно.Полярность мира изменилась. На мировую арену вышли новые лидеры – США и Китай.Европа перестала быть доминирующей силой, ее объединение стало еще одним этапомглобализации мировой экономики, с единым центром управления, мировымправительством. «Закат чисто европейской культуры будет восходом солнца наВостоке. Загадочное выражение лиц древних народов Востока, которое так пугаетнас, европейцев, должно быть когда-нибудь разгадано на каком-то перевалеистории». США перетянули на себя мировой баланс сил, оттянули на Западпроизводственные силы и научный потенциал. «Восток – один выход за пределыевропейской культуры, Америка – другой выход. Европа перестанет быть центроммировой истории, единственной носительницей высшей культуры».
II.V.ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИЧЕСК