Реферат по предмету "Философия"


Мышление как предмет изучения логики

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И РИСО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По логике
Тема:
Мышление как предмет изучения логики

Содержание
Введение
Мышление как предмет изучения логики
Задача № 1
Задача № 2
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данной работы являетсяраскрытие термина или понятия мышление как предмета изучения логики. Прежде чемприступить к раскрытию темы данной работы, хотелось бы немного остановиться наопределении понятия логики.
Логика — наука о мышлении, еепредметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощьюкоторых человек познает окружающий его мир.
Слово «логика» дляобозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в.до н.э. основатель стоического направления в философии — Зенон из г. Китиона,что на Кипре (ок.336 — 264 гг. до н. э) Основателем же науки логика являетсявеликий Аристотель (384-322 гг. до н. э), хотя теория понятия начала развиватьсяуже учителем Аристотеля — Платоном (427-347 гг. до н. э). Как известно,Аристотель, пользовался для ее обозначения словом «аналитика». Скореевсего, слово «логика» происходит от древнегреческого «логос»,которое еще тогда представляло собой крайне многозначное выражение, являющеесяосновополагающим для философских взглядов многих античных философов. Многозначностьлогоса отразилась и на значении слова «логика».
"Логос" (logos — греч) — это и понятие, слово, мысль, разум, идея,принцип, закон, порядок и пр.
Аристотелем сформулированыосновные законы логики и разработаны в практически законченном виде ееважнейшие разделы. После Аристотеля заметный вклад в науку о выводном знаниивнесли философы-стоики; они, кстати, и ввели слово «логика» (самоснователь науки о законах мышления называл ее аналитикой). Много внимания ейуделяли средневековые арабские мыслители. Например, Авиценна, по егособственным словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, а его логическиетрактаты перечитывал сорок раз. Средневековые схоласты до тонкостей изучилилогические идеи Аристотеля, изложив его учение в более компактной и понятнойдля неподготовленного читателя форме. В семнадцатом веке Лейбниц (1646-1716 гг.)предложил ввести буквенные обозначения для высказываний. В принципе это делалуже Аристотель, но Лейбниц пошел дальше — выдвинул идею записывать мысли в видеформул, а рассуждение заменить счетом. Его поэтому считают родоначальникомсимволической логики, хотя до конкретных разработок по ней у него не дошло ифактически она начала развиваться только в девятнадцатом веке. Всю совокупностьлогических идей, которые были выдвинуты в период от Аристотеля до Лейбница,называют традиционной или аристотелевской логикой. Она продолжаетразрабатываться и в настоящее время тоже, но наряду с ней после Лейбницасуществует и развивается также и символическая, или математическая логика. Сдевятнадцатого века, как уже сказано, она стала предметом пристального вниманияспециалистов, и в наше время эта ветвь логической науки переживает периодбурного развития, которое вдобавок с появлением компьютеров получило новыймощный стимул.
Слово «логика» вповседневной речи часто означает для нас взаимосвязанность, последовательностьи не столько как простая, текучая непрерывность, сколько следование понеобходимости. Когда говорят или признают: «логично», — то имеют ввиду, как главное, что нечто следует из предшествующего обязательно.
Знание логики повышает культурумышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развиваеткритическое отношение к своим и чужим мыслям.
Мышление как предмет изучения логики
Повседневное общение — это, какправило, разговор (речь), т.е. обмен словами, предложениями, но он же есть иобмен мыслями по поводу тех или иных предметов (на ту или иную тему), посколькуслова и предложения речи, обозначая, заменяя предметы, несут еще и определеннуюсмысловую нагрузку.
Мысли и слова, как ни крепко итесно они связаны друг с другом, тем не менее, далеко не одно и то же. Мысли,будучи по природе своей непосредственно не наблюдаемым, идеальным образованием,в словах и предложениях находят свое материальное выражение. Конечно, мыслиматериализуются не только в речи, но во всей жизнедеятельности человека, в егопрактической, производительной деятельности, в продуктах труд.
Мыслить логично — это значитмыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своихрассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеютбольшое значение в любой области научной и практической деятельности, в томчисле и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
Рассмотрим основные особенностимышления.
1. Мышление отражаетдействительность в обобщенных образах.
В отличие от чувственногопознания мышление абстрагируетсяот единичного, выделяет в предметахобщее, повторяющееся, существенное.
Обобщенный характер мышлениявсвоей развитой форме специфичен лишь для человека. Обобщенность мышлениявыявляется в способности человека познавать общие характеристики предметов вединичном, осуществлять переходы от менее общего к более общему, формироватьобщие понятия, общие суждения, законы, нормы, научные теории и т.п. Способностьк решению нетривиальных задач означает, что мышление, как и процесс трудовойдеятельности, лежащий в основе формирования мыслительной деятельности, являетсяцелеустремленным, активным, связанным с открытием нового, с принятиемсоответствующих решений, с подчинением ближайшей цели конечному результату, сизобретением и применением различных мыслительных средств для достижения этогорезультата.
Мышление — процессопосредствованного отражения действительности.
При помощи органов чувств можнопознать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органычувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждомконкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сампроцесс его получения — выведением.
Мышление опосредствовано:
а) ощущениями и восприятиями, набазе которых формируется мыслительный акт;
б) прошлым опытом, благодарячему внешние причины (объекты познания) отражаются в голове человека черезпосредство внутренних условий (накопленного ранее опыта);
в) познанием чувственновоспринимаемого, непосредственно наблюдаемого, на основе анализа которогочеловек отражает в мышлении такие стороны действительности, которые не даны емув непосредственном опыте например, с помощью мышления человек формирует понятияо причинной связи, точке, бесконечности и т.п., которые не даны ему внепосредственном опыте).
Важной формой обеспеченияспособности мышления к опосредствованному отражению действительности являетсяиспользование умозаключений, на основе которых, опираясь наприобретенный опыт и правила логики, мы можем получать новые знания
Мышление неразрывно связано сязыком.
Какая бы мысль ни возникла вголове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языковогоматериала, в словах и предложениях.
Мышление и язык исторически игенетически формировались в непосредственной связи друг с другом, сохраняя приэтом относительную самостоятельность. качественное отличие друг от друга. Действительно,мышление идеально, любая же знаково-сигнальная система материальна. В силусвоей идеальности мысли выразимы лишь в слове (символе, знаке), поэтому имышление в целом, являясь (как и отдельная мысль, отдельная форма мысли) идеальным,тоже проявляется в языке, в речи, в деятельности. Между языком и мышлениемнастолько тесная связь, что мы вправе утверждать: нет языка вне мышления, какнет н мышления без языка. Под языком мы понимаем не только естественный, но илюбой другой (в том числе искусственный) язык графических, звуковых, тактильныхи прочих символов, знаков, сигналов, иероглифов и т.п. Теснейшая взаимосвязьязыка и мышления, слова и мысли, часто приводящая к их отождествлению,порождает ошибочное представление, иллюзию, что мысли сами по себе можнопередавать на расстояние. Строго же говоря, мысль саму по себе, как всего лишьсвойство особым образом организованной материи, принципиально невозможноотделить от породившей ее материи. Мы передаем на расстояние не мысли сами посебе, а сигналы о мыслях (в виде слов, звуковых или электромагнитных колебаний),возникающих в наших головах, и эти сигналы, будучи восприняты другими людьми,могут уже в их головах превращаться в соответствующие исходным (если толькосигналы в процессе передачи не были искажены) мысли.
Любая наука строит свой язык наоснове естественного языка. Логика также использует естественный язык, формируяна его основе свой собственный: специальные слова, термины, особые знаки (символы).Поэтому одно и то же слово естественного языка в разных науках зачастую имеетсовершенно разное значение. В частности, значение слова «термин» влогике отличается от общепринятого значения, в логике оно используется дляобозначения элементов суждения и умозаключения. А так как элементами суждения иумозаключения являются понятия, то слово «термин», таким образом,выступает как синоним слова «понятие». Эту особенность языка логикикак науки необходимо учитывать при дальнейшем знакомстве с содержанием логики.
В традиционной формальной логикесимволика немногочисленна. К основным символам, заменяющим главные понятиялогики, понятие субъекта, или предмета мысли (логическое подлежащее) ипредиката, т.е. признака предмета мысли, присущего или не присущего ему (логическоесказуемое), относятся S и P.Понятия «субъект» и «предикат» используются и в философии,поэтому с самого начала необходимо установить пусть и не столь уж радикальные,но все же существующие различия между философским и логическим значениями их. Вфилософии «субъект» — это и отдельный человек, и мыслящеечеловечество, общество в целом, т.е. то, что противостоит «объекту» — природе, миру в целом. В логике «субъект» — это предмет мысли, то, начто направлено наше сознание, наше внимание, интеллект, разум, о чем ведетсярассуждение, это — логическое подлежащее суждения. Им может быть любое понятие,отражающее любой реальный или мнимый,материальный или идеальный «предмет». Предметом мысли, тем самым,может быть все, что угодно.
«Предикат» в философиии логике почти совпадают по своему значению, это любой признак, присущий или неприсущий тому или иному предмету, в логике, конечно же, предмету мысли.
Итак:
S — символдля обозначения субъекта суждения (предмета мысли, логического подлежащего).
P — символпредиката суждения (логического сказуемого), т.е. понятия, отражающего присущийили не присущий предмету мысли (субъекту), признак.
М — средний терминумозаключения, общее дли исходных суждений понятие.
«Есть» — «не есть»(суть — не суть и пр) — логическая связка между субъектом и предикатомсуждения, выражаемая иногда простым тире между «S»и «Р».
R — символ любого отношения.
А (а) — символобщеутвердительного суждения («Все студенты — учащиеся»).
Е (е) — символобщеотрицательного суждения («Все студенты этой группы не являютсяспортсменами», или, что одно и то же, «Ни один студент этой группы неявляется спортсменом»).
I (i) — символ частноутвердительного суждения («Некоторыестуденты отличники»).
О (о) — символчастноотрицательного суждения («Некоторые студенты не есть отличники»).
V — символквантора общности (всеобщности), в языке выражается словом «все»,«для всякого» и т.п.
I — символквантора существования, в языке выражается словом «некоторые», «существуюттакие», «многие» и т.п.
/\ — символ, или знаксоединительного логического союза «и» (конъюнкция).
V — символ (знак) разделительногологического союза «или» (дизъюнкция).
> — символ условногологического союза «если. ., то...» (импликация).
— символ логическогосоюза тождества, эквивалентности: «если и только если», «тогда итолько тогда, когда» (эквиваленция).
«Не» — отрицательнаячастица, может быть выражена и чертой над знаком, например: В, С.
символ для обозначениянеобходимости.
символ для обозначениявозможности.
Мышление — процесс активногоотражения действительности. Активность характеризует весь процесс познанияв целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование идругие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметахдействительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и всимволах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
В реальном познавательномпроцессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моментыединого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементыобобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определеннойстепени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода клогическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается наданных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познаеттакие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарныхчастиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний одействительности являются, в конечном счете ощущения, восприятия, представления.Задача № 1
Проверьте правильность следующихдоказательств и опровержений:
А) Если бы не былоКолумба, Америка все равно была бы открыта. Если бы не было Ньютона, законвсемирного тяготения был бы обнаружен кем-нибудь другим. Это значит, чтовсякого великого человека можно заменить другим. Следовательно, человечествоможет обойтись без великих людей.
Если бы не было Колумба, Америкавсе равно была бы открыта.
Да, рано или поздно, но еговеличие заключается в том, что он все-таки добрался до Америки, (хотя искалИндию, как многие другие в то время).
Если бы не было Ньютона, законвсемирного тяготения был бы обнаружен кем-нибудь другим.
Да, рано или поздно, но его величиезаключается в том, что он понял закономерность падения яблока в зависимости от законавсемирного тяготения (хотя яблоки падали на головы и другим).
Это значит, что всякого великогочеловека можно заменить другим
Нет, т.к. не всякий другойдоберется до Америки, и не всякий другой поймет почему яблоко все таки падаетвниз.
Следовательно, человечествоможет обойтись без великих людей.
Нет, величие заключается именнов том, что их открытия имеют мировое значение, влияют на развитие всегочеловечества.
Б) Роман писателя N заслуживает доверия, поскольку Nправдив. А о правдивости писателя свидетельствуют его сочинения.
Неверно, поскольку утверждаетсячто, правдивы ДРУГИЕ сочинения правдивы, а не именно этот роман.
В) В защитительной речиадвокат убедительно показал, что основной аргумент, на котором построенообвинение, а именно дактилоскопическое заключение эксперта о совпаденииотпечатков пальцев, обнаруженных на месте преступления, и отпечатков пальцевобвиняемого выполнено неквалифицированно.
На основании этого, адвокатутверждал, что на самом деле подсудимый невиновен.
Неверно, т.к. неквалифицированноезаключение эксперта, еще не может означать, что отпечатки пальцев непринадлежат подсудимому.Задача № 2
Дайте объединенную классификацию(по количеству и качеству) следующих суждений и определите распределенностьсубъекта и предиката в них:
А) Лицо, виновное всовершении преступления, подлежит уголовной ответственности.
Суждение являетсяобщеутвердительным:
А (Все Sсуть Р): Vx (S (x) — >P (x)
 
Б) У кого-то из моих друзейесть автограф А. Пугачевой.
Суждение являетсячастноутвердительным:
I (Некоторые S суть P): Зx (S (x)AP (x))
 
В) Только Гималаи имеюткомплекс столь сложных вершин.
Суждение являетсячастноутвердительным:
(Некоторые Sсуть P): Зx (S(x) AP (x))
Заключение
Завершая работу, целью которойявлялось определение мышления как предмета изучения логики, можно резюмироватьследующее.
Мышление — активный процессотражения объективного мира в понятиях,суждениях,научныхтеориях,гипотезах и т.п., имеющий опосредованный, обобщенныйхарактер, связанный с решением нетривиальных задач является высшим продуктомособым образом организованной материи — человеческого мозга.
Мышлению свойственны такиепроцессы, как абстракция,анализ и синтез, формулированиезадач и поиски их решения, идеализация, усмотрение в изучаемыхобъектах неочевидных сходств и различий, обобщение, формированиепонятий различных уровней абстракции и обобщенности, объяснение и обоснованиеполученных в ходе изучения действительности результатов, выдвижение гипотез ит.п. Любая наука строит свой язык на основе естественного языка. Мысливыражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание,при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно низафиксировать для себя, ни передать другим. Язык — материальный носитель мысли.Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, преждевсего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык — посредникв обмене мыслями. Логика также использует естественный язык, формируя на егооснове свой собственный: специальные слова, термины, особые знаки (символы)
Таким образом, логика естьнаука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы быладостигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобыбыла достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногдане достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должнобыть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определенакак наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которымподчиняется правильное мышление.
Мышление изучается не толькологикой. Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, теего формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Логикаявляется философской наукой.
А задача логики, состоит в том,чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и наоснове этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающиймир.
Список литературы
1. А.А. Ивин, ЛОГИКА, Учебное пособие, М., — 1998
2. И. Кобзарь, ЛОГИКА, Санкт-Петербург, — 2001.
3. Ю.П. Попов, Логика, Владивосток, — 1999 г.
4. Г.И. Челпанов, Учебник логики.
5. А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. Словарь по логике, М. – 1998/>.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.