СОДЕРЖАНИЕВведение1. Природа сознания2. Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепцийЗаключениеСписок использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Множественность аспектовизучения феномена сознания, и соответственно, предоставляемые современнойнаукой большие познавательные возможности, не привели к настоящему моменту кединству во взглядах на феномен сознания или хотя бы в пониманииосновополагающих принципов гипотетической общей концепции. Это положениесвидетельствует о том, что изучение данной проблематики во многомпредопределяется личными интересами исследователей, что можно объяснитьразличием (и несоизмеримостью) личных опытов, социальных и культурных практик,научных методологий и парадигм, языков и культурных традиций. В то же времянаблюдается противоположная тенденция, направленная на интеграцию усилий в продвижениипонимания феномена сознания. Прояснить вопрос о природе сознания вне междисциплинарныхисследований трудно.
1. Природа сознания
Для того чтобы сегодняпродвинуться в понимании природы сознания необходимо иметь представление обовсей совокупности научных исследований, даже, казалось бы, далеких и не имеющихпрямого отношения к данной проблеме. Проблема сознания, на мой взгляд,становится фокусом притяжения гуманитарных и естественных наук. В частности, яобращу внимание на открытия и дискуссии в космологии, физике и биологии,которые в ходе своего развития вынуждены обратиться к проблемам психики и сознания.
Космология, квантоваямеханика, биофизика, эмбриология вплотную подошли к открытию и изучению новойреальности, бывшей ранее за пределами досягаемости научной практики имысли.
Астрофизики за последниегоды не только теоретически, но и практически уже доказывают существованиеповсеместно распространенного космического вакуума, среды заполняющей всёпространство Вселенной. К такому выводу пришли на основании расчетов движениягалактик и косвенных наблюдений. Массы видимых звезд недостаточны для того,чтобы предотвратить разлет галактик в разные стороны. Должна существоватькакая-то единая сила, поддерживающая порядок. Эту силу назвали “темнойматерией” (“невидимой”, необнаруживаемой приборами). Как в этой связи не вспомнитьо понятии “физиса” в древнегреческой философии – невидимой природе, котораяпорождает видимый мир?
Согласно подсчетам, весьвидимый и доступный научному наблюдению мир составляет 5% массы вещества, а 95%массы вещества — это тёмная материя. Таким образом, доступный рациональному познанию человекамир природы, в лучшем случае, всего лишь незначительный процент целостнойсистемы мироздания.
В научное познаниевводятся понятия, в каком-то смысле реабилитирующие понятие эфира под разныминазваниями: физический вакуум, космический вакуум, энергонасыщенный вакуумЭйнштейна, морфогенное поле, информационное поле, торсионные поля и пр.Например, в современной космологии имеется проблема, связанная с необходимостьювведения в Общую теорию относительности так называемого «космологическогочлена» с космологической постоянной L>0. Этот член был введен Эйнштейном для получения решения,соответствующего “статической” Вселенной, однако после результатов Фридмана иоткрытия Хабблом расширения Вселенной, Эйнштейн счел эту идею “величайшейошибкой своей жизни”. В конце 90-х гг. энергетические аномалии при вспышкахсверхновых звезд вновь заставили ученых обратиться к космологическому члену вуравнениях ОТО. Важно, что наличие космологического члена в уравнениях ОТОозначает введение сил, дополнительных по отношению к гравитационным силампритяжения, создаваемым известными видами материи. Фактически при этом постулируетсясуществование энергии вакуума, заставляющей Вселенную изменяться даже приотсутствии в ней вещества. Введение космологического члена позволяет такжеобъяснить генезис “евклидовости” нашего мира. Постулирование темной материи,реабилитация космологического члена в уравнениях ОТО приводят к выводу осуществовании еще неизведанных форм и уровней материальности мира, по отношениюк которым видимый физический мир кажется, образно говоря, всего лишь пузырем вбездне океанских вод.
В настоящее времябиология стоит на пороге исследования более глубокого уровня организациибиологических систем – корпускулярно-волнового. Функционирование биосистемы какрезультат обмена биосигналами предполагает два взаимнокоррелированных уровняэтого обмена – вещественный и волновой. Вещественный уровень достаточно хорошоизучен (матричное копирование ДНК-РНК-белки и пр.), а связанный с ним волновойуровень практически не исследован. Волновая коммуникация становитсяпредметом исследования ученых. С 90-х годов подтверждаются концепции особых волновыхсостояний ДНК – солитонов. Солитон способен считывать, хранить и передаватьинформацию программ синтеза белка и построения живого в пространстве и времени.Он ведет себя подобно разумному существу.
Возникают вопросы: ктодает солитонам команды и управляет ими? Где искать универсальные параметрыпорядка (говоря на языке синергетики)?
Под воздействием особоритмически выстроенной человеческой речи (молитвы или белый стих) солитонымогут приобретать животворную силу. То, что становится предметомэкспериментального научного исследования, было известно как общение междучеловеком и природой (космосом) на духовно-тонком уровне организациимироздания. Эксперименты подтверждают, что состояния сознания, именуемые вэпистемологии изменёнными, наилучшим образом в биофизическом плане подходят дляконтакта (резонанса) с живым на тонком уровне.
Уровням и формаммироздания и можно сопоставить уровни и свойства сознания. Эта проблема была впервые осознанаучеными при решении вопросов интерпретации квантовых феноменов. Описаниеквантовых процессов, проходящих при огромных скоростях, удивительно совпадает сописаниями состояний «нелокализованного» сознания, описанных в практиках йоги идзен. Создается впечатление, что, выйдя за пределы чувственной макроскопическойреальности в научной практике, человек, по существу, описывает виртуальныймикромир через описания состояний своего сознания.
Физические ибиологические системы ведут себя подобно разумному существу. Общий обмен веществом, энергиейи информацией происходит на всех структурных уровнях материи, в том числе ив природе — у минералов,растений, животных и человека. Коммуникации в природе реализуются на физическомуровне посредством анализаторов электрического поля, магнитногополя, электромагнитного поля, полей гравитации, геомагнитного поля,рентгеновское излучении (крысы), регистрации слабых, но высокоинформативныхвзаимодействий и т.п. Химическим путем информация передается путем обменавеществом (хеморецепторы), на биологическом уровне известны также поведенческиеспособы обмена информацией. В человеческих сообществах добавляются культурныеспособы информативного обмена.
Известен феномен переводаодного типа знако-образов в другой. У дельфинов звуки кодируют информацию как иу человека, отличие только в том, что кодируется «образ предмета», бионикиговорят об «объёмном звуковом языке», переводе звукового сигнала в видимоеизображение, а, возможно, имеется комплексное звуко-цветовое восприятие предмета(синестезия).
Чувствительность животных несоизмерима счувствительностью человека. Феномен предвидения природных явленийу живых организмов не поддается объяснению. Феномен биолокации –также загадка. Живая клетка – микроскопический приёмник и передатчикинформации, клетки «разговаривают» между собой благодаря близкому идистанционному контакту. Как живое строит формы в пространстве (морфогенез)– также загадка.
Имеются данные о том, чторастения обмениваются информацией между собой химическим путем, звуковым путем(звуки высокой частоты – 50 тыс. колебаний в сек., Франкфурт, биофизики),крайне слабыми световыми сигналами (пример с помидорами). Растениячувствительны к музыке и избирательно к ней относятся. Реагируют на эмоции имысли людей. У растений зарегистрированы условные рефлексы.
В живых системах мы обнаруживаемпамять, восприятие, чувствительность, распознавание, предвидение, коммуникации,кооперативное поведение, обучение, в определенном смысле свободу выбора,элементы материальной культуры, проявления эстетического чувства, когнитивноекартирование. Знакосимволические языки живых организмов имеютфизико-химическую, биофизическую, биологическую основу, а также и социальную(например, каждая стая дельфинов говорит на своем диалекте). Они используютсядля ориентации в среде, выполнения жизненных функций, коммуникаций. Можно лиговорить в таком случае наличии элементов сознания? Чем аноэтическое сознание человека(незнающее, полуосознаваемые реакции), связанное с фиксацией в сознанииэлементов ситуации и поведенческих реакций отличается от аналогов в животноммире? Является ли сознание – особым отличительным свойством человека? Если да,то как тогда оценить следующего рода факты: элементы самосознания (ноэтическогосознания или знания о себе) обнаруживают, например, шимпанзе, узнавая себя взеркале.2.Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций
Посмотрим, каковы могутбыть интерпретации вышеизложенных фактов с точки зрения ряда ведущих концепцийсознания.
В материалистическойфилософии в варианте марксистской философии под сознанием понимается высшийуровень психической активности человека как социального существа. Своеобразиеэтой активности в форме чувственных и умственных образов предвосхищаетпрактические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Сознаниепредставляет собой свойство высокоорганизованной материи – мозга. Сознаниевыступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, а вгносеологическом плане – как идеальное в противоположность материальному и вединстве с ним. Социальная практика оказывается решающей для формирования иразвития сознания (как совокупности идей, ценностей, установок, представлений).
В информационнойконцепции сознания, развиваемой в рамках когнитивно-эволюционного подхода,оспаривается тезис о доминирующей роли социальных факторов в феномене сознанияи указывается на важнейшую роль генетически-врожденных факторов (в том числе икультурных генов), под влиянием которых формируется и реализуется работакогнитивной системы человека. Поддерживается вывод: «Сознание, разумноемышление, память, с точки зрения коннекционистских моделей, возникают врезультате самоорганизации как эмерджентное свойство нейронных сетей,когнитивной системы в целом, а не как свойство ее отдельных элементов».Подчеркивается, что гипотеза о тождестве физического и психического – имеетсятолько одно состояние, которое может восприниматься либо психически, либо физиологически– оказалась плодотворной среди нейрофизиологов, психофизиологов, нейробиологов.При этом постулируется, что позитивное решение психофизиологической проблемыисключает любые формы дуализма, как в марксистском варианте – идеального иматериального, так и в картезианском варианте – независимости души и тела. Вкачестве основного аргумента против дуализма выдвигается сомнение в том, чтонематериальная сила приводит в движение мускулы человека и управляет егомышлением.
Во многом благодарякогнитивно-эволюционному подходу, удалось прояснить информационную природукогнитивных процессов и сознания, выявить близость когнитивных систем высшихживотных и человека, ввести методики более тонкого анализа осознаваемых,бессознательных, полуосознаваемых процессов, а также трансформаций сознания(сон, гипноз, внушение).
На представления любогоисследователя неизбежно оказывает влияние социальная практика (выделяя этотаспект, марксисты все же были в чем-то правы). Если оценить под эти угломтеоретико-информационный подход, то можно наблюдать явное влияниенаучно-технического мировоззрения и языка. В этом есть свои недостатки, еслизабыть об ограничениях научного метода. В техническом мировоззренииживые существа мыслятся подобно самоорганизующимся техническим устройствам(термины «анализаторы», «обмен информацией», «коммуникации»). Феномен магииязыка всесилен и в наши времена – мысля в технических терминах, человекпоневоле и относится ко всему также как и к созданной им искусственной технике.А она для человека – не живая. Чувство живого и сочувствия всей природе врезультате притупляется, а, кроме того, неизбежно возникают барьеры в пониманииприроды живого и сознания.
Материалистическоепонимание сталкивается с трудностями: как бессознательное порождает сознательноразумное? Как неживое порождает живое? Откуда берется стремление природы квозникновению сложных иерархически-системных уровней? Почему имеютсяуниверсальные принципы и константы, объединяющие и гармонизирующие эволюциюприроды? Перед марксистской и информационной концепциями сознания можнопоставить вопросы, которые выйдут за пределы очерчиваемой ими компетенции, ностоль важны для свободного выдвижения гипотез в развивающемся естествознании: феноменыдуховных практик, биолокация в мире природы и у людей, проблема интерпретацииреальности многомерных пространств в современной космологии, проблемареальности “темной материи”, проблема реальности разумных существ иной формы,чем человечество и т.д.
В холотропной моделисознания (например, по С. Грофу) человек имеет бесконечное поле сознания,которое соизмеримо со всей целостностью бытия; сознание опосредуется мозгом, ноне зарождается в нем; память может существовать без биофизическогоматериального субстрата; психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной ив каждом человеке есть всё. Модель Грофа прямо связана с мистическими учениямиВостока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегосясознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говоритьо внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне физическом и внутренне-психическомсознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях можетпроявиться).
В эзотерической традициидух и материя мыслятся как два аспекта единой сущности (или духо-материи, чтона уровне общей идеи совпадает с информационным подходом). В этом смысленеверно сказать, что идеальные нематериальные процессы управляют материальными.Но принцип дуализма с этой точки зрения верен в том смысле, чтодуховно-материальные силы высшей природы (тонкого плана) управляютматериальными процессами низшей природы физического (плотного) плана. Предполагается,что мироздание имеет иерархически-сложную структуру, причем каждому уровню соответствуютсвои законы организации материальных форм (например, насчитывают семь формсуществования материи, в отличие от известных науке четырех состояний –твердое, жидкое, газообразное, плазма). Утверждается принцип континуальности,то есть в природе нет пустоты: межмолекулярному пространству соответствуютвибрации эфира низшего тонкого (астрального) плана, межатомному — вибрацииэфира высшего тонкого плана, которые недоступны познанию на физическом уровнеорганизации материи. Имея в виду эти представления, можно предположить, чтопостулируемая учеными “темная материя” являет собой один из видов эфирногосостояния материи.
В эмпирической метафизикеутверждается принцип: в жизни целого высшее управляет низшим. Человек связан сВысшим инобытием через каналы интуиции. В этом смысле бессознательное имеетдвоякую природу – подсознания или инстинкта и высшего чувствознания илитворческой интуиции.
Энергетический аспектсознания в современных научных концепциях не представлен, но изучался,например, в школе йоги. В индийской традиции метафизики сознание мыслится какатма-шакти или энергия Высшего «Я». Сознание – это тонко-материальнаясубстанция (энергия), в которой посредством вибраций жизненной энергии пранырождаются мысли. Путем очищения сознания и повышения вибраций нервных ипсихических центров в практике йоги стремятся достичь соединенияиндивидуального сознания с универсальным (космическим, божественным),управления сознанием, телесными и психическими процессами.
С точки зренияэмпирической метафизики жизнь есть сознание с присущими ему различными формами,поскольку все сущее активизируется и движется благодаря пронизывающим егодуховным энергиям. Отсюда процессы распознавания, коммуникаций, выбора,симпатий и антипатий в мире природы имеют психическую основу. Если оставитьтехнический язык описания современной науки и перейти на язык психологии, то ябы выделила особо феномен понимания в природе. Именно пониманиекак распознавание и осознание знаков пространственно-временной ситуации делаетвозможным жизнедеятельность растений и животных. Можно сказать, что чувственноеосознание в форме понимания составляет основу невербального познания и общенияи среди людей.
Эзотерические концепциисознания не доступны прямой научной проверке, но я считаю, что они полезны длярасширения горизонта выдвижения гипотез.
Эзотерику не зря называютэмпирической метафизикой. Немалый интерес для развития науки и пониманияфеномена сознания представляет творчество изобретателей-мистиков, таких какДжон Кили и Никола Тесла. Их творчество свидетельствует о том, чтопредставления человека о мире и феномене сознания ограничены его собственныммиром и сознанием. При расширении сознания мир оказывается совсем иным.
Изобретателя Николу Тесла(1856-1943) называют гением вне времени. Автор более 300 патентов наизобретения выступал с лекциями о своих взглядах на творчество и природумироздания. Тесла был первым, кто занимался изучением сверхсильных магнитных иэлектрических полей и заявлял, что он видит энергетическое будущее человечествав использовании энергии эфира (или энергонасыщенного вакуума). Более того, всвоих изобретениях, многие из которых неразгаданны, по его свидетельствам, ониспользовал энергию эфира.
Тесла обладалспособностью эйдетического воображения и визуализации с детства. Он научилсясознательно управлять яркими картинами воображения и развил свой методматериализации творческих концепций. Если в сон человек не может вмешаться,то здесь мы имеем дело именно с управляемым сознательным мышлением ивоображением.
Для Теслы процесстворчества проходит ряд этапов: Внешний раздражитель (на мышление и память) — чувство потребности в следующем изобретении — появление идей в виде геометрическихобразов – осознание принципа открытия – его физическая интерпретация –формализация (математическая обработка), выявление необходимых техническихсвойств материалов, необходимых для непрерывного действия конструированнойфизической модели.
Откуда появляются идеи?
Согласно Тесле, Вселенная– живая система, а люди – это «автоматы», ведущие себя в связи с планамиТворца. Человеческий мозг работает автоматически, реагируя на внешние (поотношению к нему) раздражители. Память – это всего лишь реакция человеческогомозга на повторяющийся внешний раздражитель. В биофизическом смысле памяти несуществует, — заявляет Тесла (хотя сам говорил на 7-8 языках). Человек – это проводникидей, идущих из мира идей в мир людей и практики. Эти взгляды близки идеямБудды (сознание как процесс) и Платона. Творчество Теслы рассматривают как первыйнеоспоримый и ясный шаг в сторону объяснения доктрины Платона. СогласноПлатону, математика есть связь между миром идей и миром вещей. Тесла указал навозможность слияния материального и духовного в человеческом сознании иВсеобщий закон резонанса. Если электромагнитные колебания взаимодействуют стонкими планами, в таком случае числа – это некоторые отражения структурыорганизации электромагнитных полей. Математические алгоритмы отражают способывоплощения идей в физические объекты. Из современной математики Теслаиспользовал только ряды Фурье и простые выкладки Архимеда. Математика Теслы –это математика Пифагора и Платона (в высшем смысле). Согласно Тесле, эфирпредставляет собой единое недифференцированное поле, состоящее из времени,пространства и энергии, а результатом резонирующих процессов является рождениефизической материи. Время – реальный алгоритм овеществлённой математики исоздается из эфира благодаря резонансу физических систем, в эфир же оно ивозвращается (сходные идеи выдвигает астрофизик Сагал, если вспомнить его«образ червоточин в мироздании»).
Для Теслы все в миревзаимосвязано: «Аристотель утверждал, что в космическом пространстве существуетнезависимый высший дух, приводящий в движение и мысль – его главный атрибут.Точно также и я уверен, что единый Космос объединён в материальном и духовномсмысле. В космическом пространстве существует некое ядро, которое вечнопритягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всейВселенной и этим поддерживающие её в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра,но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальныйатрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда пытаюсь постичь его духовное начало, тогдаэто – КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себясильным, работает с радостью, ибо и сам чувствует себя частью общей гармонии».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сознание современногочеловека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развитияпрактической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И длятого, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как онозародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественнуюпредисторию — развитие биологических предпосылок в виде эволюции психикиживотных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновенияразумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было быпросто чудом. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя изокружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психикисамых развитых представителей животного мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович В.Метафизика и космология учёного Николы Теслы // Дельфис. 1999, № 1; №2, №3, №4.
2. Герасимова И.А.Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток.Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12сентября. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. — С.170-174.
3. А.Г. Спиркин.Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1998 г.;
4. Проблема сознанияв современной западной философии. М.:1999 г.