ЭПИКУРЕИЗМ –одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейнымсодержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонниковэтой школы является философская система ее основателя Эпикура(ок. 341–270 до н.э.).
В качестве философского учения эпикуреизм характеризуетсямеханистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицаниемтелеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носитярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссияфилософии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий,вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженнойжизни, началом и концом которой они считают наслаждение.
В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру.Отсюда пошло второе название школы – «Сад», или «Сад Эпикура», а ее обитателейназывали философами «из садов». Школа представляла собой общинудрузей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философскогоучения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо;здесь удовольствие – высшее благо», а у входа стояли кувшин с водой и хлебнаялепешка. В школу допускались женщины и рабы, что по тем временам было довольнонеобычно.Жизнь внутри эпикурейской общины была скромной и неприхотливой; в отличие отпифагорейского союза, эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим,поскольку это могло бы стать источником недоверия между ними.
Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура ипочитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений,являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своихпоступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положенийучения, например, «четвероякого лекарства»:
Не должно бояться богов,
не должно бояться смерти,
благо легко достижимо,
зло легко переносимо.
Личность Эпикура играла в школе первостепенную роль, выступаявоплощением мудрости и образцом для подражания. Он сам установил для своихучеников принцип: «Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур» (Сенека, Письмак Луцилию, XXV, 5).Видимо, поэтому его изображения можно было встретить в школе повсюду: наглиняных и деревянных табличках, и даже на перстнях. Хотя, стоит отметить, чтов отличие от Пифагора, онникогда не обожествлялся своими последователями.
Школа Эпикура просуществовала почти 600 лет (вплоть до нач. 4 в. н.э.), не знаяраздоров и сохраняя преемственность учеников, которые, по словам Диогена Лаэртского,были прикованы к его учению словно песнями Сирен (Диоген Лаэртский, X, 9). Самым видным изних был Метродор из Лампсака, скончавшийся на семь лет раньше учителя. Вполемически заостренной форме он подчеркивал, что источником всех благ являютсячувственные наслаждения. В своем завещании Эпикур просит своих товарищей пошколе каждый месяц собираться в память о нем и о Метродоре, а такжепозаботиться о детях Метродора. Преемником Эпикура в руководстве школой сталГермарх из Митилены, а затем Полистрат.
Довольно рано эпикуреизм проникает на римскую почву. Во 2 в. до н.э. Гай Анафинийизлагает учение Эпикура на латинском языке. А в 1 в до н.э. в окрестностях Неаполя возникает эпикурейская школаСирона и Филодема, ставшая в период упадка республиканских учреждений Римаглавным центром культуры и просвещения в Италии. В поместье Филодема собираетсяцвет образованного римского общества, в том числе знаменитые римские поэты Вергилий и Гораций.
Эпикуреизм приобретает массу сторонников и последователей средиримлян. Среди них наиболее выдающимся и известным является Тит Лукреций Кар, чья поэма О природе вещейсыграла огромную роль в распространении эпикуреизма. В условиях гражданскихвойн и социальных потрясений Лукреций Кар ищет в философии Эпикура путьдостижения безмятежности и невозмутимости духа. Согласно Лукрецию, главныевраги человеческого счастья – страх перед преисподней, страх загробноговозмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, порожденныеневедением относительно истинной природы человека и его места в мире. В ихпреодолении Лукреций видит основную задачу своей поэмы, ставшей своеобразнойэнциклопедией эпикуреизма.
В конце 2 в.н.э. по распоряжению эпикурейца Диогена в городе Эноанды в Малой Азии высеченыгигантские надписи, с целью ознакомить сограждан с учением Эпикура.
Эпикуреизм получает широкое распространение в эпоху Возрождения.Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Ф.Рабле,К.Раймонди и др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такимимыслителями, как Ф.Бэконом, П.Гассенди, Ж.Ламетри, П.Гольбахом, Б.Фонтенелеми др