Реферат по предмету "Философия"


Мир глобальных проблем

Алексеев В.П.
Современнаяэпоха поставила перед обществом новые проблемы, требующие философскогоосмысления. Среди них — так называемые глобальные проблемы. Само название этихпроблем произошло от французского слова global — всеобщий и от латинскогоglobus (terrae) — земной шар. Оно означает совокупность насущных проблемчеловечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранениецивилизации. В философских энциклопедических изданиях указывается, что этоттермин («глобальные проблемы») стал широко использоваться с 60-хгодов для обозначения целого комплекса наиболее острых общечеловеческихпроблем, рассматриваемых в планетарном масштабе. К их числу в первую очередьотносят: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условийдля развития всех народов; преодоление возрастающего контраста в экономическомуровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странамипутем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты инеграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения(демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасностидепопуляции в развитых странах; предотвращение катастрофического антропогенногозагрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана и т.д.;обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимымиприродными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включаяпродовольствие, промышленное сырье и источники энергии; предотвращениенепосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-техническойреволюции. В настоящее время глобальный характер приобретают также проблемыздравоохранения (например, угроза пандемии СПИДа), международной преступности(в особенности терроризма и наркомафии), образования и воспитания подрастающегопоколения, сохранения социальных и культурных ценностей, приобщения населенияпланетарному экологическому сознанию, преодоления национального и социальногоэгоизма. Как отмечает Э. А. Араб-оглы, глобальные проблемы, которые в той илииной мере существовали и прежде как локальные и региональные противоречия,приобрели в последние десятилетия планетарный характер вследствие резкогообострения неравномерности социально-экономического и научно-техническогопрогресса, а также возрастающего процесса интернационализации всей общественнойдеятельности и связанной с этим интеграции человечества. Угрожающий характерглобальных проблем во многом связан с колоссально возросшими средствамивоздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) егохозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другимипланетарными естественными процессами.
Внастоящее время стал широко использоваться термин «глобалистика»,тесно связанный с глобальными проблемами. Глобалистика — это «совокупностьнаучных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем илипроблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельногочеловека, и поиск путей их преодоления. В более широком смысле терминупотребляется для обозначения междисциплинарной области философских,политологических, социальных и культурологических исследований различныхаспектов глобальных проблем, включая полученные результаты, а такжепрактическую деятельность по их реализации как на уровне отдельных государств,так и в международном масштабе»[1].К философскому аспекту глобалистики относятся вопросы общемировоззренческогохарактера (смысла жизни, системности, детерминизма, соотношения необходимости ислучайности и т.п.), гносеологические вопросы (как, например, вопросы истины илжи в случае информированности населения о чернобыльской трагедии), вопросыэтики (касающиеся ответственности, этики ученых или политиков и т.д.), вопросысоциальной философии (о критериях социального прогресса, о материальной основеразвития общества и т.д.). Разработка философского аспекта глобалистики можетсоставить в будущем одну из самостоятельных дисциплин в рамках философии,подобно тому, как таковыми стали философские проблемы физики или, допустим, философскиепроблемы теоретической медицины. Изучение глобальных проблем ведет, с однойстороны, к росту информации внутри самой глобалистики, с другой — к расширениюпроблематики и углублению понимания категорий собственно философского знания.Глобалистика в наше время становится одним из важнейших источников расширенияпредставлений о действительности в социальной философии.
Вглобалистике принято выделять три группы основных глобальных проблем: проблемымежгосударственного характера (интерсоциальные проблемы), экологическиепроблемы, демографические проблемы (выживание, здоровье, образование).
Обратимсяк некоторым фактам, свидетельствующим о глобальности и значимости указанныхпроблем. В первой группе находятся войны и угроза мировой термоядерной войны.В. С. Барулин приводит следующие данные. С 3500 года до н.э. лишь 292 годачеловечество жило без войны. В остальное время было 14 530 войн. Разные этобыли войны по своим масштабам и длительности. Но бесспорно, что в XX векесоциальная масштабность войн поднялась на порядок выше, они захватили целыеконтиненты, десятки стран, миллионы людей. В Первой мировой войне участвовало38 государств, во Второй мировой войне — 61 государство, 80% всего населенияЗемли. Многие локальные войны этого столетия тяготели к перерастанию в мировыеконфликты (например, американская война во Вьетнаме). Всегда и везде войнывыступали как трагедия человечества, они были связаны с человеческими жертвами.В XVII веке в войнах погибло 3,3 млн человек, в XVIII веке — 5,5 млн, в XIX — 16 млн человек. В XX столетии только Первая и Вторая мировые войны стоиличеловечеству 60 млн человеческих жизней (из них в СССР, по официальным данным,- 27 млн человек). Среди потерь стремительно возрастает количество жертв изчисла мирных жителей. Если в Первой мировой войне военных погибло в 20 разбольше, чем мирных жителей, то во Второй их число сравнялось. В войне в Корее(1950-1953) было 5-кратное превышение гибели гражданского населения надпотерями военных. Вьетнамская война ознаменовалась уже 20-кратным превышением.Согласно некоторым источникам, в наше время накопилось огромное количествоядерных боеприпасов, само хранение которых представляет угрозу человечеству. Накаждого жителя планеты приходится около трех с половиной тонн ядернойвзрывчатки. Этим количеством можно 15 раз уничтожить все живое на Земле. Напланете функционируют 430 АЭС, являющихся потенциальной угрозой существованиючеловеческой цивилизации. В ряде стран разрабатываются новые виды оружия:лучевого, инфразвукового, генетического, психотропного и т.п. В атомной войне,если она разразится, человечеству в целом грозит гибель. Если даже кто-то ивыживет в атомном пожаре, то его потомки все равно будут обречены. Приведенныйматериал показывает, сколь опасно допущение войн, даже локальных, в современнуюэпоху. Из этого следует также необходимость для лидеров стран, имеющих атомноеоружие, иметь благоразумие и принимать срочные, неотложные меры по недопущениювоенных конфликтов и снижению порога ядерного противостояния. В такой войне,если амбиции одержат верх, уже не будет ни победителей, ни побежденных.
Средигруппы проблем, отмеченных выше в качестве первых, значится и такая, каквозрастающий контраст в экономическом уровне и доходах на душу населения междуразвитыми и развивающимися странами, а также наличие голода и нищеты населенияв отсталых странах.
Несмотряна то, что развивающиеся страны являются аграрными, они не в силах прокормитьсебя. В этих странах ежегодно свыше 500 млн человек страдают от недоедания; 1,5млрд лишены элементарной медицинской помощи. Свыше 100 млн человек — бездомные,а 23% всего населения Земли абсолютно бедны по меркам западных стран. В рядеразвивающихся стран показатели средней продолжительности жизни очень низкие: вЭфиопии — 41 год, Афганистане — 40,5, Индонезии — 50, Индии — 51,5 и т.д.,между тем как в развитых странах они достигают 75- 76 лет[2].Причины столь бедственного положения слабо развитых стран уходят корнями всуществование многовековой колониальной системы, господства западных стран надэтими территориями, безжалостного расхищения их природных богатств, однобокогоразвития хозяйства и т.д. (Все эти факторы значительно превышают те крохипрогресса, что были привнесены в эти страны, — некоторые элементы культуры,строительство промышленных предприятий, железных дорог.) В настоящее времязападные страны во главе с США пытаются придать процессу глобализации тонаправление, которое отвечает их экономическим и геостратегическим интересам,т. е. меньшинство диктует большинству человечества определенные условия жизни.Согласно новой концепции открытого общества, проблему выбора решают неполитический строй, интеллектуальный потенциал и природные ресурсы тех или иныхстран, а законы рынка, по которым выживают лишь наиболее приспособленные(сравните с естественным отбором по Дарвину). Известный философ и социолог А.С. Панарин так характеризует этот процесс: "… воспеваемый либеральнымиадептами открытого общества глобальный мир стал на глазах превращаться всистему глобального геноцида"[3].Перед сообществом стран, считающихся индустриально высокоразвитыми, стоитзадача оказания существенной и постоянной помощи странам, пока неспособным вдолжной мере развить свою промышленность, обеспечить устойчивое развитие своейэкономики и добиться нормального уровня жизнеобеспечения своего населения.
Извторой группы глобальных проблем следует назвать истощение природных ресурсов,энергетический кризис, разрушение биосферы, деградацию окружающей среды.История развития обществ за последние столетия показывает, что активнопреобразующая деятельность человека по отношению к природе отозвалась ему нетолько благами жизни (в ряде стран), но и резким ухудшением всей (для всехстран Земли) окружающей среды, ее истощением, дошедшим на рубеже двухтысячелетий до катастрофического положения.
Быстрымитемпами идет исчезновение природных запасов нефти, газа, каменного угля,железной руды и других полезных ископаемых. Эгоистическое потребительствопришло в неразрешимое противоречие с механизмами природного самовосстановления;возникла реальная опасность полного исчерпания природных ресурсов в ближайшиенесколько десятков лет. Некомпенсируемый характер носит все ускоряющаясявырубка и гибель лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и другихстранах. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих Землю лесов, нынеони уничтожаются со скоростью 50 гектаров в минуту — при таких темпах ониисчезнут с лица Земли через три-четыре десятилетия.
Современноепроизводство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует только 3-4, а96-97 единиц выбрасывает в природу в виде отходов, загрязняя биосферу. Развитыестраны потребляют 75% добываемых ресурсов и выбрасывают в атмосферу 60%углекислого газа. Коэффициент давления с их стороны на природную среду [присреднеглобальном, принимаемом за единицу (1)] равен 5, а весь остальной миримеет коэффициент 0,6. В США ежегодно выбрасывается в атмосферу более 260 млнтонн вредных веществ — это около половины мировых выбросов. Велики они и вдругих странах — Германии, Франции, Великобритании, Японии, а также и в России.Увеличение вокруг Земли прослойки углекислого газа ведет к потеплению климата(так называемому парниковому эффекту), что способствует в одних регионахпоявлению засушливых районов, в других — затоплению прибрежных земель игородов. Использование фреона в производстве и бытовой технике способствуетпоявлению озоновых дыр, что увеличивает ультрафиолетовую радиацию, котораявместе с отходами производства, особенно химической и атомной промышленности,ведет к повышенной заболеваемости людей и отрицательно влияет на ихнаследственность. Факты свидетельствуют, что эти же причины ведут к росту вмире сердечнососудистых, онкологических, психических болезней, заболеванийСПИДом и т.п. Появились сведения и о состоянии температуры Мирового океана. Ещелет сорок-пятьдесят тому назад считалось, что повышение его температуры толькона 2° приведет к таянию льда на Северном Ледовитом океане, в Антарктиде изатоплению значительной части суши в Северном и Южном полушариях и к миграцииогромной массы населения в сторону экватора. Каковы будут социальныепоследствия всего этого — нетрудно представить. Специально проведенные анализыпоследних десятилетий показали, что к началу этого столетия вода в Мировомокеане уже потеплела на 1%.
Многиеисследователи экологического кризиса обнаруживают, что по крайней мере эта (даи первая) глобальная проблема целиком лежит на совести руководства и правящихобщественных групп индустриально развитых стран. Правящими кругами выработана(и широко распространяется) модель социального развития, которая преследуетцель оправдать их действия, ведущие к углублению экологического кризиса.Российские ученые А. В. Иванов, И. В. Фотиева и М. Ю. Шишин указывают наследующие мировоззренческие установки (или составляющие ее части, стереотипы),которые образуют эту новейшую модель объяснения причин экологического кризиса; онираскрывают в этой модели также неясные, скрытые причины дезинформации. Вот этисоставные элементы данной модели: взгляд на европейскую культуру как набезусловную вершину мировой истории, а на западные ценности (демократия, рынок,правовое государство) — как на ценности общечеловеческого характера; культнаучно-технического прогресса в их странах; бытие в социальном линейномвремени, практически полностью игнорирующем биосферно-космические циклы, ритмыи зависимости; взгляд на природу как на безликую окружающую среду, подлежащуютолько использованию, переделыванию и подчинению интересам человека;последовательный индивидуализм гражданского общества, только отчастисдерживаемый демократически-правовыми институтами; меркантилистский культабстрактного производительного труда ради получения прибыли и денег какуниверсального мерила экономической эффективности производства; богатство исоциальная карьера как критерии жизненного успеха; промышленная буржуазия ифинансовая олигархия как господствующие социальные слои; приоритетопосредованных связей (правовых и экономических) перед непосредственными(семейными, дружескими, любовными, духовными) связями между людьми[4].Именно эта модель, по мнению авторов книги, служит духовным, илиидеологическим, основанием того экологического кризиса, который (явно илинеявно) допускается лидерами и социальными группами индустриально развитыхстран. Это есть модель, атрибуты которой выражают сутьтехногенно-потребительской цивилизации. Но данную модель надо признатьтупиковой, и сама жизнь общества, углубление экологического кризиса этодоказывают.
Следуетотметить, что с понятием «глобальная проблема» тесно связано понятие«глобализация». Глобализация включает в себя и глобальные проблемы.Но помимо этого «глобализация» означает интеграцию многого в единое(растущая взаимозависимость элементов и систем) и достижение устойчивого,высокоэффективного развития. К сожалению, в глобализационном процессе запоследнее столетие все более значительными стали негативные стороны и возниклиновые моменты, связанные с регрессом и деградацией. В конце XX векаглобализация стала силой, угрожающей человеку, разрушающей его, как субъектаистории. Многие исследователи считают, главной причиной этого процессаизменения характера тех ценностей, которые пытаются глобализировать страны,выступающие лидерами глобализации. «Это ценности либерализма,индустриализма рынка, приоритета научной рациональности над другими формамиосвоения человеком себя и мира. Это ценности инновации, индивидуализма исвободы»[5].
Почемуже они вызывают опасение и возражение? Потому что зачастую глобализация этихценностей происходит не естественно, осознанно, а искусственно, с применениемэкономического и даже военного воздействия индустриально развитых стран.Западная цивилизация формирует человека рационального, но безразличного ктрадиционным духовным ценностям. Центром этих ценностей выступает обладание.Быть — значит иметь. Утратив духовную вертикаль бытия, человечество сталозаложником горизонтально-телесной множественности, где жажда новых чувственных удовольствийи удовлетворяющих их товаров растет по гиперболе. В синергетике это называется«режим с обострением», когда система становится абсолютнонестабильной и непредсказуемой в своем поведении[6].Падает, регрессирует и нравственность — процесс, активно поддерживаемыйпропагандой насилия и стяжательства в средствах массовой информации. Происходитрегресс в человеческих отношениях — упадок извечных моральных ценностей, утратаверы в справедливость и будущее, ощущение нестабильности в обществе, семье и виндивидуальной судьбе человека. Усиливаются пороки и противоречия в обществе — неравенство, социальная несправедливость, коррупция, бесправие, развитиемафиозных структур, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. В большинствегосударств мира отсутствует возможность равного доступа молодежи к образованию.В современном обществе уровень образования не соответствует возможностиполноценно жить и работать.
Имеетсяеще один важный вопрос, который входит в проблематику глобалистики и которогомы уже частично касались, говоря о материальных факторах развития общества, — вопрос о народонаселении. Суть его в том, что бурный рост народонаселения нашейпланеты, особенно в XX веке, происходит на фоне ограниченности (и постоянногоубывания) продовольственных, сырьевых, энергетических ресурсов в экономическислабых странах, что порождает голод, болезни, социальные конфликты. О быстромросте народонаселения свидетельствуют следующие факты. Если 15 тыс. лет назадна нашей планете жило 3 млн человек, а к началу нашей эры 170 млн, то к началу1000 года — 265 млн, к 1500 году — 425 млн, к 1800 году — 905 млн. Первыймиллиард людей был достигнут в 1820 году, второй — уже в 1927 году, третий — в1959 году, четвертый — в 1974 году, пятый — в 1986 году, шестой — в 1999 году.Ежегодно на планете появляется около 100 млн человек. Ожидается, что в 2100году на Земле будут жить 10-11 млрд человек[7].
Следуетотметить, что рост народонаселения идет неравномерно и преимущественно за счетслаборазвитых стран. В экономически развитых странах прирост населения либоминимален, либо отсутствует. В России в конце XX века смертность на 1 млн в годпревышала рождаемость, т. е. население убывало.
Вбольшом комплексе глобальных проблем особняком стоит новая проблема XXI века,выросшая из локальных проблем, — международный терроризм. Он может быть отнесенк первой группе проблем, но обусловлен также многими факторами третьей группы.Терроризм — особая, жестокая форма насилия, в первую очередь политического. Онявляется продолжением экстремизма, радикализма и фанатизма. В современныхусловиях мы имеем не только отдельные акты терроризма, совершаемые одиночкамиили небольшой группой людей против одного человека, группы людей, но испециально организованную террористическую деятельность целых экстремальныхорганизаций (а иногда и руководства отдельных государств). Усложняется иужесточается характер терроризма, усиливается его антигуманность.Террористический акт против США 11 сентября 2001 года показал: терроризмстановится силой международного характера. В России также имеются различныеформы античеловеческого и антигосударственного террора: угон самолетов, взятиезаложников, акты геноцида в межнациональных и межконфессиональных конфликтах.Причины роста терроризма заключаются прежде всего в нарастании кризисныхявлений в экономике стран, порождающих безработицу, в ослаблении правоохранительныхфункций государства, стремлении к сепаратизму. Далеко не последнюю роль впоявлении стремления к терроризму играет неурегулированность политическихотношений между народами и несправедливость (подлинная или мнимая), допускаемаяв чем-то крупным государством по отношению к народности, в него входящей(пример — Великобритания и Ирландия, Франция и Алжир в недавнем прошлом).
Необходимопринятие соответствующих законодательств на уровне отдельных, по существуфедеративных государств и новых, более действенных законодательных актовОрганизации Объединенных Наций.
* * *
Мыпознакомились лишь с некоторыми глобальными проблемами и причинами, ихпорождающими. Уже этот короткий их обзор показывает угрожающе негативныйхарактер их следствий, и не только для духовного развития человека ичеловеческой цивилизации, но и для самого существования человека.
Создаетсямрачная, почти безысходная картина.
Однаконаиболее дальновидные ученые и политики стремятся, во-первых, уяснить себесущность и последствия глобальных проблем, во-вторых, предпринять действенныемеры (или хотя бы разработать эффективную программу) по их частичному (если нетотальному) устранению.
Многиестраны Западной Европы, а также США, Япония, Россия и др. оказывают реальную,хотя и еще недостаточную помощь слаборазвитым регионам в их промышленном,аграрном и культурном развитии. Особенно это касается помощи в борьбе сболезнями, нищетой, стихийными бедствиями, урегулирования политических ивоенных конфликтов. Иногда, правда, такая помощь оказывается малосущественной,а нередко ее считают даже вредной и опасной. Самое же главное то, что такаяпомощь очень мало способствует действительному преодолению негативныхпоследствий научно-технического прогресса, в особенности ухудшению природнойсреды. Проблемы остаются проблемами, и их нужно решать общими усилиями нынепередовых индустриально развитых стран. Большую роль в этом деле призванысыграть ученые, и кое-что в этом плане уже проводится в жизнь.
Научноеосмысление глобальных проблем происходило уже в 60-х годах: был организованИнститут проблем будущего (Вена, 1965), создан международный фонд«Человечество в 2000 году» (Нидерланды, 1965), возникло Общество поизучению будущего мира (Вашингтон, 1966) и т.п. Большое значение имело созданиев 1968 году неправительственной международной организации «Римскийклуб», его главой стал А. Печчеи. Широкую известность получили докладыРимского клуба — «Пределы роста» (1972), «Человечество наперепутье» (1974), «Пересмотр международного порядка» (1974),«За пределами века расточительства» (1976) и др. Эта организация,объединившая естественников, экономистов, социологов и представителей другихспециальностей (в Римский клуб вошли Д. Медоуз, М. Месарович, А. Кинг, Я.Тинберген и др.) поставила основной целью привлечение внимания мировойобщественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления. Позамыслу А. Печчеи, Римский, клуб должен был привлечь внимание мировойобщественности к долговременным и обостряющимся проблемам человечества. Этобыла совокупность социальных, психологических, экономических, технических иполитических проблем, к которым он относил перенаселение и бесконтрольноеувеличение численности жителей Земли, расслоение общества, социальнуюнесправедливость и голод, безработицу, инфляцию, энергетический кризис,истощение природных ресурсов, деградацию внешней среды, диспропорции вмеждународной торговле и финансах, неграмотность и устаревшую системуобразования, упадок моральных ценностей и утрату веры, а также непонимание этихпроблем и их взаимосвязи. Цель Римского клуба (или ассоциации) по его уставу — содействовать пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в ихсовокупности. Необходимо, говорится в уставе, укреплять осознание того, чтоэтот комплекс проблем, выходящих за политические, расовые или экономическиерамки, представляет собой угрозу для всех народов, и нужно повсюду не боятьсяих решения, мобилизуя многонациональные человеческие и материальные ресурсы;распространять результаты исследований среди общественности, в научных, политическихкругах, среди интеллигенции, для оказания возможного влияния на ведение дел вмире в направлении более рациональном и гуманном. В своей книге«Человеческие качества», изданной на русском языке в 1980 и 1985годах, А. Печчеи писал: «Много путешествуя, я видел, как люди всего мирабьются — далеко не всегда успешно — над решением множества сложных проблем,которые, как я все больше и больше убеждался, обещали стать в будущем ещесложнее и опаснее для человечества. Я не подвергал сомнению необходимость иважность таких мероприятий, как, например, освоение пустыни, строительствозавода в одном из уголков планеты или возведение дамбы в другом, решениепроблем развития отдельных регионов и стран. Вместе с тем, мне стало казаться,что нельзя концентрировать практически все усилия на таких узких и частныхпроектах, игнорируя при этом стабильное ухудшение общей ситуации в мире. Болетого, столь явный акцент на частных проблемах и полное невнимание к общемуконтексту, на фоне и в пределах которого они возникают и развиваются, ставитпод сомнение целесообразность и конечную эффективность усилий, которыечеловечество тратит на их решение. Я чувствовал, что не смогу быть честнымперед самим собой, если по крайней мере не попытаюсь так или иначе предупредитьлюдей, что всех их нынешних усилий недостаточно и что необходимо предпринятьчто-то еще, какие-то иные меры, в корне отличные от тех, которыепредпринимаются сейчас»[8].
Труднопереоценить значение деятельности Римского клуба, его фундаментальных докладови отчетов. Он, бесспорно, сделал много полезного для достижения своей цели.
Мыне имеем возможности охватить все направления деятельности научного сообщества,как и многих организаций по борьбе с причинами, порождающими и углубляющимиглобальные проблемы. Отметим лишь деятельность ООН, в частности, ЮНЕСКО.Генеральная конференция ЮНЕСКО (1970) приняла решение об организацииспециальной международной программы «Человек и биосфера»;международный Координационный совет стал координировать исследования иопределять их направления по 14 проектам. В 1972 году в Стокгольме состояласьКонференция ООН по проблемам окружающей среды; по результатам конференцииГенеральная Ассамблея ООН приняла Программу ООН по окружающей среде соштаб-квартирой в столице Кении Найроби. В 1982 году Генеральная Ассамблея ООНприняла подготовленную Международным союзом охраны природы Всемирную хартиюохраны природы.
Помимоэтих и многих других организаций, имеющих целью борьбу с причинами, порождающимии углубляющими негативные следствия глобальных проблем, активную борьбу с нимиведет общественное движение (в ряде стран выступающее даже как партия) — движение «зеленых».
Необходимотакже заметить, что борьба за недопущение посягательств тех или иных государствна жизнь человечества требует от ученых большого мужества и честности, чтоподчеркнуто и в приведенном выше высказывании А. Печчеи. Добавим лишь одинфакт: когда в СССР в начале 60-х годов было произведено несколько десятковатомных взрывов в атмосфере (правда, в ответ на серию взрывов в США) и никто изкрупных ученых, во всяком случае в открытой печати, не выступил с протестом, тотеоретик медицины И. В. Давыдовский с горечью констатировал: «К сожалению,голос медицины звучит то слабо, то неубедительно, а чаще приспособительно»[9].Такое же отношение мы с огорчением видели и во время чернобыльской аварии.
Несомненно,все глобальные проблемы находятся в тесной взаимозависимости. А. Печчеиотмечал, что многие проблемы, вставшие перед человечеством, сцепились друг сдругом, «подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету…Число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее,а их „щупальца“ с возрастающей силой сжимают в своих тискахпланету»[10].Проблемы войны и мира, например, связаны с появлением ядерного оружия, егоиспытанием в атмосфере и под землей; эти атомные взрывы повлекли и серьезныеизменения в окружающей природной среде, что, в свою очередь, явилось причинойроста злокачественных опухолей и лейкемии и соответственно увеличило смертностьнаселения.
Воценке и понимании сути глобальных проблем значительную помощь может оказатьфилософия. Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в ихединстве, целостности и взаимосвязи, дает возможность выделить общую тенденциюих изменения. Применение мировоззренческой и методологической функции философиив изучении глобальных проблем способствует правильной постановке этих вопросов,а рассмотрение их в историческом контексте способствует их пониманию какзакономерного явления, органически связанного с развитием общества. Философия,рассматривая вопросы смысла жизни человека, разрабатывая категории«природа», «общество», «прогресс», исследуяпроблему ценностей и т.д., сосредоточивает внимание на гуманистических аспектахглобальных проблем. Обеспечивая комплексный, системный подход, интеграциюнаучных исследований в области глобальных проблем, философия тем самым способнаповысить эффективность поиска их решения как в научном, так и всоциально-политическом аспектах.
Решениеглобальных проблем — задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзясказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. Коль проблемы являютсяглобальными, всеобщими, необходимой является консолидация международных сил врешении самых острых вопросов, согласованность действий, ихскоординированность. Возможно ли это и на какой основе? Эти вопросы решаетсейчас общественная мысль, в том числе философия. Необходимо, чтобыобщечеловеческие интересы — предотвращение ядерной войны, смягчениеэкологического кризиса, пополнение ресурсов — преобладали над частнымиэкономическими и политическими выгодами отдельных стран, корпораций и партий[11].Подготовленный в рамках Программы развития ООН доклад «Человеческий аспектразвития-1999» констатирует, что «глобализирующийся мир нуждается вновых институтах для решения проблем, которые страны в одиночку решить немогут». Было предложено создание Совета экономической безопасности инекоторых других организаций.
Широкообсуждается выработанная мировым научным философским сообществом концепцияустойчивого развития, опирающаяся на те ориентиры общественного развития, прикоторых поддерживался бы устойчивый баланс во взаимоотношениях общества сприродой не только в отдельных регионах, но и на всей планете. Глобальныепроблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющихсоотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты ихудовлетворить. Различные авторы предлагают свои направления и элементыэкологической политики. Так, отдельные ученые выдвигают три главных направленияприродоохранительной деятельности: ограничительная стратегия (ограничениеразвития производства и соответственно потребления); стратегия оптимизации(нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы); стратегиязамкнутых циклов производства. Обосновывается также положение о том, чторациональная экология должна включать в себя экологизацию промышленности иохрану неповрежденных территорий; сохранение материальных потребностей;переориентацию потребностей по вертикальному духовному вектору.
Многиеисследователи связывают преодоление глобальных проблем со сменой идейныхустановок, преодоление старой модели развития стран с формированием иукреплением в массовом сознании новой этики, с гуманизацией культуры, с новымгуманизмом. Отсюда — проблема ценностей, поиск новых ценностных приоритетов всознании людей. Следует всемерно поддержать ученых, заявляющих, что в нашевремя необходимо радикальное изменение ценностных установок современногочеловечества. В центр политики государств должны быть поставлены интересычеловека и человечества в целом.
Рядученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества оттупикового техногенно-потребительского к новому — духовно-экологическому, илиноосферному, — типу цивилизационного существования. Его суть в том, что«научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг,политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всеголишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьемдля утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания,всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования»[12].
Судьбымира зависят в конечном итоге от вопросов духовного порядка. Безсоответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждогочеловека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Будем надеяться,что главным богатством всех стран в XXI веке станут не накопленноематериально-техническое богатство и не финансовое благополучие (хотя это тоже важно,особенно для экономически отсталых стран), а сохраненные ресурсы природы икультурно-образовательный уровень людей, живущих в гармонии с этой природой.Вполне вероятно, что формирование нового — информационного — мировогосообщества, имеющего гуманные цели, станет той магистралью развитиячеловечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальныхпроблем.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.