Реферат по предмету "Философия"


Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела

Академия
Кафедра гуманитарных
исоциально-экономических дисциплин
Реферат
По дисциплинефилософия на тему:
«Методологическоезначение философских категорий бытия и развития для развития науки и военногодела»

Содержание
Введение
Основнаячасть
1.   Методологическое значение философскойкатегории
развития для военного дела
-чем важно для нас понимание и умелое использование
 законовматериалистической диалектики?
-противоречие — источник развития
-внутренние противоречия и сама войнакак общественное явление
-диалектическое отрицание как моментразвития
-методологическое значение законаотрицания отрицания
2.Роль категорий диалектики вразвитии военной науки
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Рассматриваемые в этом реферате вопросы,являются важными для аналитической и практической деятельности командира, т.к. решение,принимаемое командиром, и удачный исход боя, воины, и других видов вооруженныхконфликтов, зависят от многих факторов. И одним из этих факторов являются основные законы диалектики, выражающие всеобщие стороны и черты развития и отвечающие на важнейшиекорен­ные вопросы: что являетсяисточником развития, каким обра­зом ив каком направлении оно совершается. Современная война и вооруженная борьба — сложные и многогранныеявления. Они характеризуются наличием множества различных противоречий, научнаяклассификация которых имеет важное методологическое значение, как для военнойнауки, так и для практической деятельности команд­ных кадров.
Война представляет собой особую форму проявления и одно изсредств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясьпродолжением политики насильственны­ми средствами, война возникает какрезультат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Толькоанализ конкретных социально-политических противо­речий, вызвавших войну,позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.
Познание и умелоеиспользование требований, вытекаю­щих из содержания основныхзаконов диалектики, позволяют командному составу успешнее решать задачи повышениябоеготовностивооруженных сил, совершенствования процесса обученияи воспитания личного состава, управления войска­ми в бою          .
Таким образом, тема, рассматриваемая в этом реферате,является актуальной, т. к. затрагивает важный аспект современной жизни общества– ее военная деятельность. Современное государство не может существовать безхорошо подготовленной армии, а основным показателем, характеризующимподготовленность армии, является подготовленность ее командных кадров. И законыдиалектики помогают командному составу успешно справляться с поставленнымизадачами.
Целью написания данного реферата послужило то, что нашаАкадемия готовит командные кадры, и в будущем, каждому из обучающихся здеськурсантов, предстоит стать командиром. Следовательно, данная тема не обойдетникого стороной, поэтому необходимо разобраться в ней как можно глубже, чтобы впоследующей военной службе в роли командира быть готовым к любой ситуации ипринимать решения с глубоким пониманием процессов, которые способствуют принятиютого или иного решения.
  В связи с этим были рассмотрены следующие вопросы:
 1) методологическое значение философской категорииразвития для военного дела:
— чем важно для нас понимание и умелоеиспользование законов материалистической диалектики?;
—  противоречие — источник развития;
—  внутренние противоречия и сама война как общественноеявление;
—  диалектическое отрицание как момент развития;
—  методологическоезначение закона отрицания отрицания;

Основная часть
«Методологическое значение философской категорииразвития для военного дела»
Чем важно для нас пониманиеи умелое использование законов материалистической диалектики?
В многообразной системезаконов развития объективного мира особое место занимают основныезаконы диалектики. Они называются основными потому, что выражают всеобщие стороны и черты развития и отвечают на важнейшиекорен­ные вопросы: что являетсяисточником развития, каким обра­зом ив каком направлении оно совершается.
Основные законы материалистической диалектикиобра­зуют систему, создающую относительно целостную картину нетолько развития материального мира, но и процесса его познания.Являясь по своему характеру объективными и все­общими, они находятпроявление и в такой специфиче­ской сфере общественной жизни, каквоенное дело, и, следова­тельно, в познавательно-практическойдеятельности команд­ных кадров.
Познание и умелое использование требований,вытекаю­щих из содержания основных законов диалектики, позволяюткомандному составу успешнее решать задачи повышения боеготовности вооруженныхсил, совершенствования процесса обучения ивоспитания личного состава, управления войска­ми в бою.
Важнейшим условием понимания процесса развитияяв­ляется определение его источников, двигательной силы.Ответ на этот вопрос и дает, прежде всего, закон единства иборьбы противоположностей.
Дляпонимания сущности и механизма действия закона единства и борьбыпротивоположностей необходимо выяснить исходные понятия: «тождество»,«различие», «противополож­ность» и «противоречие».
Каждый предметили процесс в определенный промежуток времени, обладает устойчивостью, сходством,как с самим собой, так и с другими предметами или процессами. Для обозначенияэтих состояний исполь­зуется понятие «тождество». Оновыражает равенство, оди­наковость нескольких предметов или явлений. Однако абсо­лютноетождество между предметами, между их сторонами и свойствами невозможно, ибо этопротиворечило бы принципу развития. Диалектика же исходит из того, чтотождество не­обходимо содержит в себе различие.
Различие обозначает отношение неравенства, неодинако­вость сторонобъекта или нескольких объектов (предметов, явлений, процессов). Сторонамиразличия являются свойства, тенденции, совпадающие друг с другом. Этотдиалектиче­ский взгляд многократно подтверждается наукой. Например, дажеоднотипные, элементарные частицы неорганической природы не тождественны. Ещебольшие различия имеются в органической природе, в общественной жизни, ввоенном деле.
Тождество и различие существуют одновременно и нахо­дятся впротиворечивом единстве. При этом различие может отражать отношения неравенствапредметов неодинаково. Предельная степень различия отражается в понятии «проти­воположность».Это такая форма различия, при которой при­знаки, свойства, тенденции, присущиеобъекту как системе, взаимно предполагают и в то же время исключают, отрицаютдруг друга. Верх и низ, положительное и отрицательное, при­тяжение и отталкивание,наступление и оборона — конкрет­ные виды противоположностей.
Единствопротивоположностей означает, прежде всего, что элементы стороны, тенденциинаходятся в одном и том же предмете. Противоположности не могут существоватьдруг без друга; одна противоположность является условием су­ществования другой.Например, средства защиты существуют в противовес средствам поражения.Наступление как вид боевых действий является противоположностью обороны. Приэтом характер одной противоположности обусловливает и со­держание другой. Так,характер средств защиты определяется боевыми свойствами средств поражения;боевой порядок на­ступающих частей и подразделений зависит от характера обо­роныпротивника. Однако единство противоположностей всег­да носит относительный,временный характер, а борьба между ними является абсолютной.
Борьба противоположностей проявляется в том, что про­тивоположностиисключают друг друга, вызывая появление новых свойств, сторон, тенденций.Увеличение скорости и по­толка полета самолетов, например, потребовало переходаот ствольной зенитной артиллерии к зенитным управляемым ракетам, а это, в своюочередь, — дальнейшего развития авиации.
Взаимопроникновение противоположностей означает, что приопределенных условиях они могут обогащать друг друга, меняться местами,превращаться друг в друга. Так, активная оборона служит подготовкой наступленияи сопровождается определенными наступательными действиями. Вместе с тем принаступлении необходимо учитывать возможность нанесе­ния противником контрудара.Следовательно, надо быть гото­вым к его отражению, переходу частью сил кобороне.
Находясь в единстве, противоположностиактивно противодействуют друг другу. Это противодействие находит свое выражениев противоречии.
Противоречие— источник развития.
Проблемыпротиворечия и связанного с ним источника развития занимают одно из центральныхмест в философии и науке.
Противоре­чиекак взаимоотношение противоположностей имеет три со­стояния:
1)взаимополагание, единство противоположностей;
2)взаимоисключение, борьба противоположностей;
3) взаи­мопроникновение,переход одной противоположности в дру­гую. Эти три состояния и выражаютсущность закона единст­ва и борьбы противоположностей.
Современнаявойна и вооруженная борьба — сложные и многогранные явления. Они характеризуютсяналичием множества различных противоречий, научная классификация которых имеетважное методологическое значение, как для военной науки, так и для практическойдеятельности команд­ных кадров.
Войнапредставляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешенияантагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политикинасильственны­ми средствами, война возникает как результат наивысшегообострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретныхсоциально-политических противо­речий, вызвавших войну, позволяет выявить ееподлинные причины и истинных виновников.
Внутренние противоречия и сама война как общественноеявление.
Единство политического содержания и вооруженной борьбы в нейдиалектично. Ведущая роль в нем принадлежит политическому содержанию войны.Однако вооруженное на­силие обладает высокой активностью и может оказывать су­щественноевлияние на политическое содержание войны. В противоречивых отношениях находятсяи другие элементы содержания войны.
Многообразны и противоречия вооруженной борьбы: меж­дусредствами и способами ведения боя; между наступлением и обороной; междуманевром и контрманевром; между огнем и движением; между сосредоточением ирассредоточением и др. Основным противоречием в боевой обстановке являетсяпротиворечие между своими войсками и противником.
Процессведения боевых действий характеризуется непре­рывным возникновением и.разрешением этих противоречий. Решение командира в боевых условиях — это не чтоиное, как мысленное разрешение противоречий боя.
Такимобразом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающихиз закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противо­речийв их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовкии ведения вооруженной борь­бы. Глубокое понимание командными кадрами сущности имеханизма действия этого закона диалектики, специфики про­явления противоречийв вооруженной борьбе позволяет им правильно вскрывать источники идействительные причины изменений в боевой обстановке, заранее предвидеть их,опре­делять пути и методы разрешения назревших противоречий, своевременноустранять недостатки в подготовке войск. Закон отрицания отрицания занимаетособое место в ма­териалистической диалектике. Он тесно связан с рассмотрен­нымизаконами, но выявляет такие особенности развития, ко­торые не отражены в них.Если закон единства и борьбы про­тивоположностей указывает на источникразвития, а закон взаимного перехода количественных и качественных измене­нийхарактеризует механизм перехода от одной стадии к другой, то закон отрицанияотрицания показывает общую картину развития, его направленность.
Диалектическое отрицание как момент развития
Отрицание — это широко распространенное, но в своей действительностиявление, с которым связаны существование и развитие предметов и процессов. В ходеразвития любого яв­ления борьба противоположностей приводит к отрицанию однойиз его противоположных сторон, что знаменует переход старого качества в новое.
Данные естественных и общественных наук свидетельствуют отом, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания.Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, формобщественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. — всеэто есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состоянийдругими.
Итак, отрицание — это такое отношение между двумя сту­пенямиразвития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению новогокачественного состояния.
Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническоеотрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития.Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себесобственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.
Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положениео том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов.Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждыйцикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ниепредметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание — превращениеновой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания.Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.
Сущностьзакона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая болеевысокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее нановую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.
Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действияэтого закона?
Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленностьразвития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности круговогодвижения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­даетпоступательность.
Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высшихступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т.е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведениетого, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходныйпункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты.Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развитияприроды и общества.
Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новыеспособы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всеголучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­реннепротиворечивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторениепройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательностьразвития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается ввиде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходнойточке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидномразвитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.
Итак, закон отрицания отрицания показывает цикличе­ский, необратимыйхарактер процесса развитии, его основные этапы, раскрывает взаимосвязь старогои нового. Согласно этому закону развитие идет через цепь диалектических отри­цаний,которые обусловливают преемственность между старым и новым, удержание(«снятие») положительного в старом, повторение отдельных черт прошлого на новойкачественной основе.
Методологическоезначение закона отрицания отрицания.
Законотрицания отрицания, как и другие законы диалектики, выступает методологическойбазой познавательной и практической  деятельности командных кадров. Из него,прежде всего, исходит требование — всемерно поддерживать новое, прогрессивное исвоевременно преодолевать старое, отжившее, не отвечающее современным условиям.
Важное значение для деятельности командира имеет тре­бованиепреемственности, учет которого помогает ему бороть­ся как с некритическимотношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицаниемполученного наследия. Из него вытекает и такое требование к познавательной ипрактической деятельности, как необходимость бережного отношения кположительному опыту прошлого, умение извле­кать из него все ценное.
Положение о спиралевидной форме поступательного раз­вития,неодолимости нового, вытекающее из сущности зако­на отрицания отрицания,позволяет командиру более четко определить тенденции в решении главной задачи — поддер­жании высокой боевой готовности части, подразделения в борьбе с рутинойи косностью.
Таким образом, основные законы материалистической диа­лектикираскрывают сущность процесса развития, его меха­низм и направленность.
Характеризуя различные стороны единого процесса раз­вития,они проявляются в неразрывном единстве. Так, про­цесс перехода количественныхизменений в качественные и обратно содержит и противоречие, и диалектическоеотрица­ние. Единство и борьба противоположностей неизбежно вклю­чаютколичественно-качественные отношения и отрицание от­рицания. В процессеотрицания отрицания происходят разделение единого на старое и новое и борьбамежду ними, переход количественных изменений в качественные. Иными словами,единство материального мира обусловливает един­ство действия его законов.Вместе с тем следует иметь в виду, что при одновременном действии законовматериалистической диалектики каждый из них обладает относительной самостоя­тельностью.
Развитие военного дела, успех практической деятельностикомандных кадров в значительной степени зависят от того, в какой мере имиучитываются требования основных законов материалистической диалектики. Дляэтого необходимо, что­бы командные кадры глубоко овладели научной методологиейи на этой основе умели всесторонне анализировать развитие военного дела впрошлом, в настоящем и прогнозировать его будущее.
«Ролькатегорий диалектики в развитии военной науки»
Без категорий диалектики немыслимо научное познание сложныхпроцессов и такого специфического социального явления, как война  и военное дело. Необходимость при­менения категорийдиалектики воен­ной наукой объясняется,во-первых, тем, что категории и по­нятиявоенной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики.
Философские категории, какуниверсальные и наиболее глубокие, отражают всеобщие и самыесущественные связи и отношения, свойства действительности.Категории военной нау­ки отражают существенные связи и отношения, общие свойства явлений и процессов в такой сравнительноограниченной, част­ной области действительности, как вооруженная 6opь6a и воен­ное дело в целом.Между всеобщими и частными свойствами, отношениямисуществует органическая взаимосвязь. Общее так или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, егоотдельные сторо­ны, моменты. На этойобъективной основе складывается глу­бокаявзаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определеннойстепени, в определенном отношенииможно рассматривать как конкрет­ноепроявление философских категорий.
Так, применяемые военнойнаукой категории «форма», «способ», «вид» вооруженной борьбы могут быть болееглу­боко поняты на основе диалектических категорий «содержа­ние»и «форма». Формы вооруженной борьбы — это опреде­ленная организационнаяструктура военных действий (бой, операция, сражение). Видывооруженной борьбы — это наи­более общие способы достижения целей в вооруженнойборь­бе (оборона, наступление, встречный бой и т. п.).Способы вооруженнойборьбы — это пути и приемы воздействия па противникав бою, операции (удар войсками, огневой удар, маневр, удар в сочетании огня и маневра, контрудар и т. д.). Все это — конкретные выражения общефилософскойкатего­рии «форма», т. е. определенноесочетание, организация раз­личных элементов, составляющих содержаниевооруженной борьбы. На основедиалектических категорий сущности и со­держания можно выяснить действительныйсмысл таких, на­пример, важных категорий военной науки, как «оборонная достаточность», «военная реформа» и др.
В свою очередь, формирование философских категорий происходит взначительной мере под влиянием развития спе­циальныхотраслей знании, в том числе и военных. Они дают обширный материал для обогащения и совершенствования ка­тегорий диалектики.
Во-вторых, необходимость применения категорийдиалек­тики военной наукой объясняется тем, что в познании воен­ногодела используются категории и понятия не только воен­ной,но и других, смежных с нею частных естественных, тех­ническихи общественных наук. Разобраться в сложном пере­плетении понятий и категорий этих наук,установить степень сходства и различияпонятий, применяемых в военной науке, спонятиями других наук можно только одним путем: сопо­ставляя эти понятия через философские категориикак некий общенаучный эквивалент.
В-третьих, особенно великозначение категорий диалекти­ки для военной науки в периоды крутойломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественныеизменения в теориии практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий икатегорий военной науки. Современный этапсвязан с наиболее глубокими изменениями в военном, деле за всю егоисторию. Это неизбежно ведет к переосмыслению, уточнению основных категорий и понятий или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее,его отдельные сторо­ны,моменты. Па этой объективной основе складывается глу­бокая взаимосвязь между категориямидиалектики и военной пауки.Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можнорассматривать как конкрет­ноепроявление философских категорий. Именно они выступают исходной,методологической основой обогащения, уточнения всего понятийного арсеналавоенной теории.
Категории диалектики воспроизводят свойства и отноше­ниябытия во всеобщем виде и являются универсальными, т. с. применимыми к любомуфрагменту бытия, философскими категориями. Они определяют зону и направленностьвидения действительности, ориентируют на сущностное, т. е. па глубо­коепонимание мира человеком, организуют познавательную деятельность в любойобласти. Отражая объективную диа­лектику действительности, категории, будучиосвоенными че­ловеком, выступают в качестве всеобщего метода, инструмен­тапознания и преобразования действительности. «Перед че­ловеком,- отмечал В. И.Ленин,- сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себяиз приро­ды. Сознательный человек выделяет, категории суть ступень­кивыделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ееи овладевать ею».
Это положение в полной мере относится и к боевой дейст­вительности,и к оперативно-тактическому мышлению обще­войскового командира.
Философские категории связаны так, что каждая из них можетбыть осмыслена лишь как элемент всей системы. То же самое необходимо отметить идля мышления в любой кон­кретной области, когда категории диалектики входят вболее общую систему, включающую как минимум философские и специальные категориив их взаимопереплетении.

Заключение
 
 Подводя итоги всему вышесказанному, мы приходим к выводу, что методологическое значение философскойкатегории развития имеет огромное значение для военного дела. Убедиться в этомне сложно, если хорошо уяснить себе значение такого понятия, как противоречие.Это понятие в основной части проходит как источник развития, а развитие – этообщее свойство бытия, такое изменение материальных и идеальных объектов,которое приводит к их переходу на иную (как правило, более высшую) ступеньорганизации. Наш мир, государство непрерывно развиваются, а вместе с нимиразвивается и военное дело, но также, нас окружают постоянные противоречия,которые заставляют нас делать шаг вперед, переходить на более высшую ступень.Поэтому значение данной категории философии для военного дела очевидно. Такимобразом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающихиз закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противо­речийв их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовкии ведения вооруженной борь­бы.
Роль категорий диалектикив развитии военной науки не менее велика, чем и в развитии военного дела. Этообъясняется тем, что категории ипо­нятия военной наукиформируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики. Применение категорий диалек­тики военной наукой объясняется тем, что в познании воен­ного дела используются категории и понятия не только воен­ной, но и других, смежных с неючастных естественных, тех­ническихи общественных наук. Особенновелико значение категорий диалекти­ки для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубжекачественные изменения в теории и практикевоенного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорийвоенной науки.

Список используемой литературы:
Кадыков В. В. «Философия и военноедело» — Москва 1993г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cry The Beloved Country From Paper To
Реферат Кредитна дiяльнiсть Банкiв
Реферат Автоматизированная система управления эффективностью бизнеса
Реферат Влияние условий среднегорья на подготовку лыжника гонщика
Реферат Религиозные обрядовые праздники и обычаи народов Чечни
Реферат Калининградская область в 90 е годы XX века
Реферат Alfred Wegener Essay Research Paper Alfred Wegener
Реферат Повышение продуктивности скота за счет изменения рациона кормления а так же анализ эффективности
Реферат Сочинение-размышление на морально-этическую тему 2
Реферат Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений
Реферат Туристские ресурсы Республики Башкортостан для развития религиозного туризма
Реферат А ссср, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г
Реферат Отражение первичной учетной информации в первичных учетных документах
Реферат 1 середина 17 века конец 19 века общедидактический этап, с необходимостью «психологизировать педагогику»
Реферат Конрад I герцог Лотарингии