Сергей С. Лачинян
Воснову этой статьи положены исследования в области физики самоорганизующихсясистем, в частности, экспериментально подтвержденные факты существованиясоциальных “кристаллов” и ритмических структур в потоках событий(пространственно-временной волновой организации событий и структур). Посколькуизложение всей сопутствующей информации заняло бы большой объем, здесь изложенытолько выводы, которые могут рассматриваться как самостоятельная философскаяпарадигма безотносительно предыстории и аргументации.
Принципы трансформации (фазовый переход)
Очевидно,что линейная экстраполяция в прогнозировании развития любой реальной системыневозможна. Большинство современных моделей развития человечества исходят изскрытой аксиомы, что оно в ближайшем будущем принципиально не изменится, вчастности, не обретет никаких качественно новых свойств.
Исходяиз этого, предполагается, что строящееся этаж за этажом здание цивилизациинеминуемо рухнет под собственной тяжестью, и соответственно предлагаютсяразличные программы “Устойчивого развития”, ограничивающие количественный ростнаселения, производства и потребления.
Однакотезис о линейном развитии и деструктивной трансформации или саморазрушенииверен только для неживых энтропийных систем. Самоорганизующиеся системыпретерпевают принципиально иной тип трансформации, сводящийся не к утрате ужесуществующих свойств, а к приобретению принципиально новых, линейно невытекающих из предыдущих, качеств. Простейшая цепочка таких преобразованийможет быть проиллюстрирована последовательностью:
Клетка Организм Социум Разум !!! ?
Каждаяиз указанных ступеней развития обладает качествами принципиально нового типа илинейный прогноз развития, построенный, например, для клеток, сводящийся к самоотравившейся или стабилизировавшейся (“устойчиво развивающейся”) клеточнойзакваске, будет попросту не состоятелен, в свете трансформации, и появлениякачеств свойственных животным популяциям. То же самое можно сказать в отношениипоследующих звеньев. Исходя из этого, перспективы развития человечества будутпрогнозируемые, если определить, каков следующий этап трансформации для Разума(самоорганизации на информационном уровне), и какими новыми качествами будетобладать при этом человечество и, возможно, сам человек.
Множества самоподобия, или механизмы эволюции
Говоряо нелинейности преобразования, в качествах живых систем, мы тем самым, как быпостулируем непредсказуемость каждого следующего этапа развития. Однакоисследования в этой области неожиданно обнаружили экспериментальный фактсуществования некой фундаментальной (архетипической) последовательности,согласно которой происходит преобразование и структурирование подавляющегобольшинства систем и, в первую очередь, живых.
Такимобразом, хотя преобразования в живых системах нелинейны, они, тем не менее,подчиняются некоторой закономерности, в основе которой лежит принцип подобия.При этом перенос качеств с одного масштаба на следующий часто делает их почтине узнаваемыми, но, как оказалось, и механизм переноса подчиняется тем жеправилам. Это дает ключ к расшифровке каждого следующего этапа трансформации наоснове принципа самоподобия, распространяющегося как на структурные, так и наколичественные отношения.
Будущее человечество
Неотвлекаясь на детальный анализ и апеллируя только к постулированным здесьтезисам, новое качество, которое в ближайшем будущем обретет человечество,можно обозначить как Социальная Синергия или Информационная целостность.
Этокачество не следует путать с информационной коммуникативностью, свойственнойнынешнему этапу развития. Информационную целостность по аналогии и подобиюможно отождествить с возникновением неких разумных сверх организмов, отдельнымиэлементами которых будут люди и структуры биосферы.
Возникаетестественный вопрос, в чем именно проявится принципиальная новизна вновьвозникшего качества. Тем более что существующие социальные образования, будь тогосударство, общины или корпорации, также можно рассматривать как организменныесистемы.
Всоответствии с выбранной моделью нынешние социальные образования можноуподобить клеточным кланам или системе биоценоза, которые при всем подобииорганизму как раз не отвечают неким принципиальным качествам организма — целостности.
Легчевсего суть этого качества можно пояснить следующим примером. Если мы лишаемжизни организм, то это, в первую очередь значит, что мы рушим его целостность,хотя все органы по отдельности могут при том функционировать нормально. И если,в случае клана, части в дальнейшем вновь могут образовать жизнеспособныйконгломерат, то в случае организма органы сами по себе не обладают свойствамицелого.
Впрочем,это анализ неких внутренних свойств. Для нас здесь гораздо существеннее внешниедействующие проявления. Поэтому, переходя на язык систем, целостность можноопределить как качества (инварианты), которые не принадлежат отдельнымэлементам, но присущи системе как целому (принцип синергии).
Главнымпроявлением таких качеств является их детерминирующее начало. Соответственно,всякое качество, присущее системе как целому, детерминирует (структурирует иупорядочивает) ее элементы. Причем, в силу наличия инварианта (симметрий) такоевоздействие всегда носит характер закона сохранения, а не энергетическогообмена.
Например,если мы говорим, что вращающийся маховик ведет себя как целое, то этацелостность обеспечивается не электромагнитными силами упругости, хотя при ихучастии, а неким состоянием системы как целого, собственно ее моментомвращения. И вся необычность физического поведения маховика есть следствиеэтого.
Социальныйорганизм, обладающий целостностью, может принципиально отличаться от нынешнихсоциальных структур тем, что люди, входящие в него будут жить, действовать иэволюционировать под действием мощного имманентного начала, без традиционныхорганизационных усилий (администрирования). Это начало будет проявлять себя какэффективно упорядочивающее и структурирующее воздействие без какого-либо явногодетерминирующего механизма, ответственного за это.
Внешнеэто будет выглядеть как “мистическая” или “телепатическая” синхронизация науровне сознаний и духовная общность на уровне целей и мотиваций, то единство ивзаимопонимание, о котором так давно мечтают люди. В качестве ближайшегоаналога можно привести известный феномен дистантного взаимодействия в клеточныхкультурах, так называемый “Зеркально цитоплазматический эффект”.
Говоряо сроках возникновения, таких социальных мета организмов, можно утверждать, чтоэтот процесс активно идет на протяжении последних тысячелетий, понимаемый нами,в частности, как религиозные явления.
Однако,завершающая стадия оформления жизнеспособных и целостных разумных социальныхсистем (эгрегоров) происходит на наших глазах. Поскольку требует для своеговозникновения некоторой критической величины информационных связей ивозможности физической коммуникации.
Предположительнов ближайшие десятилетия возникновение таких структур проявит себя как резкаяаномалия в социальных процессах.
Чтобыподвести итог описанию свойств нового качества грядущего человечества, как мыего видим, предложим небольшую аналогию. Известно, что человек — это непрерывнотекущая “река” вещества и энергий, где почти полное обновление всех компонентпроисходит примерно за 7 лет. Но те “берега”, которые заставляют новыестроительные элементы занимать отведенные им места и функционировать вотведенной им последовательности, как раз и есть — организменная личностьчеловека. Поэтому человек повторяет сам себя, несмотря на замену вещества иэволюционирует как целое. То же будет происходить и частично происходит уже, вслучае возникновения социальных организмов, или коллективных личностей.
Ещеболее очевиден эффект проявления целостности в точках роста и трансформации.Ведь развертка и строительство организма в процессе рождения и роста происходятв соответствии с проектом (архетипом), заложенным на уровне этой целостности,еще почти при полном отсутствии материального носителя. Это к вопросу о том,что первично. Поскольку отражает фундаментальное свойство всех целостностей,которые, однажды возникнув, даже при минимальном физическом проявлении обладаютсвойством сохраняться.
Соответственно,наличие такого детерминирующего начала, является причиной, а не следствием дляформирования материальных структур и явлений. Таким образом, глобальнаяколлективная личность после своего возникновения может первоначально состоятьиз весьма небольшого числа отдельных личностей.
Эпоха Ноосферы
Всвете сказанного становится очевидной несостоятельность большинствасуществующих прогностических моделей, хотя бы в силу отсутствия в нихпредставлений о качественных скачках и трансформациях в системах.
Вслучае появления новой реалии, Коллективной Личности, отпадает всяпроблематика, связанная с перенаселением, перепроизводством, экологией, и т.п.Это проблемы дрожжевого клеточного субстрата, но не организма, поскольку ворганизме, в силу упорядоченности существует конечное число дифференцированныхэлементов, и эволюция приобретает преимущественно качественную, а неколичественную направленность.
Спрактической точки зрения, можно говорить о том, что только те люди, которыеготовы функционировать в составе социального организма будут иметь перспективыили “жизнь вечную”, остальные просто не смогут выдержать конкуренции.Готовность к участию в коллективном разуме, по-видимому, проявляется какчувствительность отдельных лиц к “тонкому” — духовному детерминирующему началуи ориентированность на выполнение социально значимой миссии.
Посути, в этом заключается идея Апокалипсиса, когда лишь немногие, готовые кединению, смиренные и любящие обретут спасение и новое, более осмысленноесуществование. По сути, сегодняшнее служение уже существующим конгломератам иих идеологии, государству, организации, клану и т.д. является прототипомбудущего участия человека в социальном организме. С той существеннойкачественной разницей, что как человек будет иметь гораздо более гармоничное иреальное участие в миссии такой мета личности, так и коллективная личностьбудет принимать гораздо более гармоничное и реальное участие в человеке.
Думаю,всякий, кто испытал радость служения своему отечеству, народу или любимымблизким людям, согласится, что в таком служении нет ущемления свободы личности.Другое дело, что до эпохи социальной трансформации подобное служение отнюдь невсегда взаимно и конструктивно.
Соответственноперефразируя Юнга, можно сказать, что человечество совершает эволюцию отколлективного бессознательного к коллективному сознательному.
Всвязи с этим следует подчеркнуть, что бессознательные или, если угодно,организменные социальные целостности возникают и возникали неоднократно исвидетельством тому, например, служат мировые религии и социальные илифизические аномалии, которые их сопровождают. Но эпоха, когда сознанияотдельных личностей обретут возможность участвовать в этом процессе и, какследствие — объединиться в целостность коллективного сознания, наступила толькотеперь, благодаря развитию общества до уровня информационной цивилизации.Соответственно, организменная целостность, лишенная самосознания, автоматическипреследует в своем существовании чисто биологические ценности, стремлениесохраниться, экспансию и размножение, борьбу и неприятие конкурентов. Причем,все это, не взирая на разумность и благие намерения отдельных лиц илипровозглашаемые ими заповеди, для чего достаточно взглянуть на поведениерелигиозных конфессий или научных школ (примат “коллективного животногобезумия” над разумностью индивида). В то время как разумная коллективная личностьсможет осознавать причинно-следственные связи и долговременные перспективы ичерез это корректировать поведение индивидуума (примат коллективного разума надживотным началом). Соответственно, для сознательного действуют совершенно иныепринципы и законы. В частности, не только целеполагание, но и возможностьтворчески, совершая открытия и привлекая качественно новые ресурсы, решатьлюбые проблемы.
Учетэтого факта делает несостоятельными попытки прогнозировать поведениечеловечества, а точнее тех коллективных социальных личностей, которые грядут.На сегодня самые прозорливые лишь смутно чувствуют их архетипические программы.По сути, мы можем прогнозировать только факт трансформации человечества вкачественно иную общность, и при необходимости достаточно подробно описатьмеханизм ее возникновения. Однако после того как такая общность рождается какцелостность, она обладает достаточной автономией, совершенством и свободой,чтобы быть непредсказуемой. Не говоря уже о том, что человек — более низкая ступеньэволюции и только в силу этого не способен отслеживать программы следующегопорядка. Как если бы неандерталец пытался прогнозировать наши проблемы.
Поэтомуединственное, что мы можем, — это обозначить дальнейшее развитие человечествакак эпоху коллективного сознания, основанную на качественно иных принципах, чемнынешние информационные коммуникации. Очевидно, что сегодня для нас гораздоболее актуальны не долгосрочные гипотетические прогнозы, а те процессы, чтоведут к возникновению новых реальностей. Причем, эта актуальность значима какдля отдельной личности с ее выбором альтернатив собственного существования ибудущности потомства, так и для социальных институтов с их проблемамиконструктивности и эффективной стратегии.
Перспективы развития
Какойсценарий развития человечества мы можем предложить в свете сказанного.Во-первых, основные массы населения Земли участвующие в традиционномисторическом процессе с нашей точки зрения будут по-прежнему, сравнительнопредсказуемы. Соответственно, существующие институты и стратегия будутдостаточно конструктивны и необходимы, хотя эффекты целостности внесутсущественные аномалии и поправки. Межнациональные конфликты, проблемыразвивающихся стран, борьба за сферы влияния, экология, политика, экономика,это тот не полный перечень проблем, который занимает большинство умов, поэтомумаловероятно, что широкие круги аналитиков осознают и проследят интимныйпроцесс зарождения коллективного сознания.
Параллельнотрадиционным социальным процессам, будут лавинообразно развиваться, качественноновые социальные образования. Суть их сводится к возникновению упорядоченныхсоциальных структур, формируемых посредством событийной синхронизации,межличностных контактов и общности мотиваций (этот процесс можно проследить напримерах из Интернета). Из всего перечисленного, пожалуй, наиболее необычным инаименее изученным, является механизм событийной синхронизации. По аналогии,это соответствует феномену временной упорядоченности функционирования клеток иорганов в организме (процессу клеточного синхронизма и дифференцирования).
Сточки зрения мета исторической, причинами возникновения коллективного сознания,является сумма таких явлений как, сформировавшиеся физические механизмысоциальной общности (обусловлены геокосмическим фактором — социальный“кристалл”) плюс искусственная информационная среда, как фактор ментальнойэволюции человечества.
Достигнувкритической точки, процесс обретения коллективного сознания будет происходитьво взрывной форме. К чему это приведет сейчас трудно предположить, но если дажедвое в одном доме не имеют полного взаимопонимания, то каков может быть эффектсинхронизма и взаимоусиления большого числа людей, сказать очень трудно, темболее, что чисто технически такой процесс будет сопровождаться экстраординарнымифизическими проявлениями и возможностями (самоорганизацией).
Ксожалению, изученность вопроса формирования целостности пока не велика, поэтомусказать, где и при каких условиях с наибольшей вероятностью произойдетвозникновение коллективного сознания затруднительно. Это может быть религиозноедвижение, государство, общественный институт, научная организация, корпорацияили секта.
Темне менее, можно с достаточной уверенностью утверждать, раз возникнув, такаяструктура, будет неуязвима, устойчива и совершенно вне конкуренции. По сути, смомента ее возникновения история человечества вступит в новую фазу, и мы сейчасдаже не можем вообразить, каким способом будут решены существующие для наспроблемы, и будут ли решаться именно они.
Очевиднотолько, что государство или народ, который будет принадлежать к осознающей себяобщности, обретет будущность. Велика вероятность, что такая общность будетинтернациональна и объединит людей определенного духовного и интеллектуальногоуровня. Не исключено и множественное возникновение очагов коллективногосознания. Все эти вопросы требуют тщательного исследования.
Вышесказанное, со стороны непредвзятого аналитика, может вызвать принципиальныйвопрос. Насколько серьезны основания, полагать, что существует объективныймеханизм возникновения социальной целостности (Синергии) и соответственно,коллективного сознания.
Какуже отмечалось в начале статьи, имеется экспериментально подтвержденное наличияфеномена обеспечивающего событийную синхронизацию и качественную целостность в социальныхпроцессах. Все исследования проведены в рамках традиционных научных методов,соответствуют общепринятым стандартам (для точных наук) и могут быть повторенынезависимыми экспертами. Кроме того, существуют исследования независимыхавторов, косвенно подтверждающие факт существования обозначенных здесьфеноменов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru