Московский государственныйагроинженерный университет
имени В.П. Горячкина
Кафедра “Философии”
Реферат на тему:
Материализм философов-просветителейД. Дидро и П. Гольбаха
Выполнил: Алимов Э.Р.
Студент группы 20Эл
Вариант: 54
Проверил: Селезнёв С. П.
Москва 2011 год
Оглавление:
Введение
Что такое «Материализм»
Материализм Дидро и Гольбаха
Заключение
Введение
Философию нередко представляют как весьмамудреную, абстрактную науку, оторванную от реальной, повседневной жизни. Нетничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности всепроблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью — помочьчеловеку в его бытии, жизненных перипетиях, в совершенствовании и развитии, вдостижении желаемых целей и идеалов, в преодолении невзгод и обеспеченииуспеха. Философия дает человеку богатый фактический материал для размышлений, атакже и весьма эффективный инструментарий мыслительной деятельности.
Изучение философии — это провереннаямноговековым опытом человечества школа разумного мышления, которая позволяетсвободно оперировать понятиями, выдвигать новые идеи и подвергать критикеизвестные суждения, отделять существенное от несущественного, выявлятьвзаимосвязи явлений и раскрывать законы, действующие в мире. Философия помогаетчеловеку определить жизненную позицию и ориентацию, позволяет разумнее иоперативнее решать встающие перед ним жизненные проблемы.
Определенное представление офилософии имеет каждый культурный человек. Дело в том, что каждый из наспостоянно, вольно или невольно, сталкивается с теми вопросами, которые обсуждаютсяв философии. К ним относятся: когда и каким образом возник мир или онсуществует вечно? Как он устроен? Находится ли он в состоянии хаоса или в немналичествует порядок? Мир изменяется или находится в покое?
В еще большей степени человекаволнуют вопросы, которые касаются его непосредственно. Какое место в мирезанимает человек? Какую роль он в нем играет? Когда и в силу каких причинпоявился человек? В чем его предназначение, смысл жизни? Человек смертен илибессмертен? Что ожидает его за порогом жизни? Каковы возможности разума идеятельности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?Есть ли в мире аналоги человека или он в нем пребывает в одиночестве? Добр илизол человек по своей природе? Искоренимо ли зло? Может ли в развитиичеловечества наступить «эпоха всеобщего мира и согласия»?
Это «вечные вопросы бытия».Поиск ответов на них люди вели в прошлом, ведут сегодня и будут вести вбудущем. Этот поиск дает возможность человеку самоопределиться, не«потерять себя», обрести уверенность в своих силах, мыслях идействиях, прочную основу в жизни. Ответы на эти вопросы как раз и призванадать философия.
Цель данной работы рассмотретьматериализм с точки зрения философов-просветителей Д. Дидро и П. Гольбаха.
Материализм
Материализм — философскоенаправление, которое исходит из того, что:
мир материален, существует объективно,внесознания и независимо от сознания;
материя первична — никем не сотворена- существует вечно;
сознание и мышление — это свойствоматерии;
мир, его закономерности познаваемы.
Философы и философские школы, которыеотдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым от Материи, назывались философскими школамиматериализма, или просто — материализмом.
Материализм — философия марксизма,философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, ЛукрецияКара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философовшколы чарваки. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает егокак отражение внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.
В обыденном же мировоззренческомвидении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненнойпроблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторамипренебрегает.
В основе мира лежит материальноеначало (причины) — материя, атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающимидля возникновения и существования идеального (духовного), так например,материалисты считают:
в природе материальной основойматерию; в результате последующего развития материи через много лет возникладуховная сущность (человеческое сознание);
в обществе главными движущими силамиразвития соответственно — материальную силу общества (экономику), которая иопределяет все остальные идеальные (духовные) сферы — культуру, образование,науку и т.д.
В общих чертах в рамкахматериалистической философии можно встретить разные формы материализма.Исторически первая и простейшая форма — наивный (стихийный) материализм древних- под материей подразумевались материальные состояния и физические явления,которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попытокнаучного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающейсредой на уровне наивного объяснения.
Большинство первых философов считалоначалом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то изчего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, чтоничто не возникает и не исчезает, т.к. такое естество всегда сохраняется.
Они пытались все многообразие мирасвести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит- огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота).
К наивному материализму можно такжеотнести и материализм естественнонаучный — разновидность материализма,оформляющаяся как мировоззренческое обобщение учёными опыта своей работы наоснове данных конкретных наук. Современный естественнонаучный материализмполучает дальнейшее развитие благодаря исследованиям в области так называемыхсамоорганизующихся систем.
Метафизический материализм появляетсяпосле открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точноописывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключениеммикромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания болеесложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названиемредукционизм (сведение сложного к более простому).
Материализм в социальном плане имеетсвои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп;материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизациюсил для прогрессивного изменения общественной жизни.
Материализм философов-просветителейД. Дидро и П. Гольбаха
Дидро Дени (5.X.1713, Лангр, —31.VII.1784, Париж) — франц. писатель, философ-просветитель, идейный вождьэнциклопедистов. Дидро создал значительные национальные и международныетрадиции в различных областях философской и общественной мысли, в эстетическойтеории, литературе. Сын ремесленника-ножовщика. В 1732 получил в Парижском университетезвание магистра искусства. Из-за нежелания избрать церковную карьеру лишилсяподдержки отца. 10 лет жил случайными литературными заработками. Духовноеформирование Дидро исходило из «отвращения к богословию» и опиралось на итогиразвития естественных наук, философии и искусства 16—18 вв.
Будучи сторонником того жематериалистического направления, что и Гольбах, Дени Дидро — в отличие от него— сумел разглядеть тупики механицизма и попытался понять материю какгетерогенную, обладающую качественным своеобразием и различными видами движениясубстанцию. Согласно Дидро, природа как материя существует вечно; ей присущебесконечное разнообразие элементов. У каждого из них имеется своя особаявечная, неуничтожимая сила, благодаря которой он движется. Так происходитнепрерывное и всеобщее движение, превращение, «брожение» воВселенной.
Как разпотому, что речь идет о разнородных элементах, в качестве единицы разнородности(гетерогенности) Дидро выбирает не атом, а молекулу (атомы, как считали тогда,различаются только механическими свойствами — местоположением, формой ивеличиной).
В связи сэтим можно сказать, что философской призмой рассмотрения естествознания сталадля Дидро философия не Спинозы, а Лейбница; по мнению некоторых исследователей,«молекула Дидро есть не что иное, как материализованная монада»; какбы средоточие трех видов действия — тяжести, или тяготения, действия внутреннейсилы и действия всех других молекул на данную молекулу. Эти действиясовершаются либо по отдельности, либо вместе, но главным Дидро все же считаетвнутреннюю силу. Поскольку понятие силы оказывается для философии Дидроисключительно важным, известный французский автор Ж. Шуйе считает возможнымохарактеризовать его материализм как «энергетический», или какдинамизм.
В неживойприроде сила пассивна, в живой — активна, или же можно, как Шуйе, говорить оразличии потенциальной и актуальной сил, сравнивая их действие с деятельностьюспящего и действующего вулканов. К выбору молекулы в качестве единицыгетерогенности Дидро подталкивают и успехи химии. Химия была, в то время как бымостиком между науками и неживой и живой природой: демонстрируя, как врезультате химических реакций из веществ с одними свойствами получаетсявещество с совершенно другими свойствами, она как бы становилась областьюкачественных превращений. Успехи химии были для Дидро исключительно важны, таккак в центре его внимания — проблема возникновения живого из неживого имыслящего из чувствующего. С одной стороны, он видит различие между этимиформами, с другой, — пытается связать их с целью обоснования единства природы.Для этого он и предполагает наличие в основании материи некоей оживляющей еесилы, некоторого свойства, сходного с чувствительностью, которое, постепеннопробуждаясь, одушевляет материю и создает возможность появления мыслящегосущества. Эта догадка Дидро, которую можно назвать, конечно, лишь гипотезой,позволила ему подойти к понятию о качественных превращениях, сохраняя единствоприроды, и была высоко оценена многими исследователями. В связи с этим надозаметить: когда речь идет о механических свойствах — инерции, притяжении,непроницаемости, Дидро пользуется основными аргументами механистическогоматериализма, но когда он пытается объяснить свойства живого или мыслящеготела, то он совсем не случайно использует совершенно особые «логическиеформы» — догадки, гипотезы, даже сны. Они фактически оказываются поискомкаких-то иных, немеханических представлений. Не выходя за рамкимеханистического материализма, Дидро обращается к ним. Об этом свидетельствует,в частности, знаменитая Трилогия («Разговор д'Аламбера с Дидро», «Продолжениеразговора», «Сон д'Аламбера»), где в центре внимания — как раз проблемапревращения одного качества в другое, возникновения жизни и мышления. Разбираявопрос о формировании человеческого зародыша, Дидро отвергает реформистские«предсуществующие зародыши» и объясняет, что сначала не было никакогозародыша, а была лишь жидкость, заряженная внутренней силой. Постепенно из этойжидкости начинают образовываться ткани, выделяются отдельные части и наконец,возникают общая чувствительность и целостный организм, который, таким образом,первоначально «был ничем». Иногда Дидро даже подходит к понятиюскачка; объясняя, как появляется качественно иное вещество (существо), Дидроприбегает к образу «грозди пчел»: пчелы, сцепляясь лапками, образуютединое целое; здесь непрерывность (множество пчел, постепенная их связь) вдругобразует нечто иное. Это происходит, если лапки у пчел отрезают — тогдастановится видно, что имеется некоторое целое, отличающееся от суммысоставляющих его элементов. Когда он пытается отыскать более убедительныеаргументы, позволяющие отличить живое от неживого и мыслящее от чувствующего,то предлагает своеобразную модель качественных превращений: «Рассматриваяразвитие яйца и некоторые другие естественные явления, я вижу, как инертная повидимости, но организованная материя переходит, при посредстве чисто физическихагентов, от состояния инерции к состоянию чувствительности и жизни, но от меняускользает необходимая связь всех звеньев этого перехода».
Дидро не далответов на поставленные вопросы, но вот вопросов он ставил множество, точнофиксируя в них трудность объяснения сути дела. Нет никакой трудности в том,чтобы ответить на вопрос, что образуется из соединения живой и мертвой молекул— живая или мертвая, ибо для него вся материя — живая, Дидро видитнеразрешимость (с позиций механицизма) этой проблемы. «В геометрииреальная величина, прибавленная к мнимой, дает мнимое целое, а в природе будетли целое живым или мертвым, если молекула живой материи соединится с мертвой»?— спрашивает Дидро. Благодаря подобным вопросам он и смог очертить границымеханистического материализма.
Гольбах Поль Анри (1723 – 21 июня 1789) – франц.философ-материалист и атеист, один из идеологов революционной французскойбуржуазии 18 в. Род. в г. Эдесхейме в Пфальце, воспитывался и провел свою жизньв Париже. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии».
Во Франции 18 в. «философскаяреволюция служила введением к политическому перевороту». Г. был одним изосновных деятелей этой идейной подготовки революции. Он теоретическиобосновывал необходимость замены феодальных порядков новым,«естественным» и «разумным» общественным строем, который вдействительности оказался буржуазным обществом.
Г. был крупнейшим систематизатороммировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность инесотворимость материального мира, природы, существующей независимо отчеловеческого. сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г.,есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными,частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых –протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Г.сводил к механическому перемещению. Этот метафизический, механистическийхарактер материализма Г. и его единомышленников объясняется состояниеместествознания в 18 в., когда из наук были развиты гл. обр. механика иматематика, и классовой ограниченностью буржуазной идеологии. Материя идвижение, по Г., нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойствоматерии, ее атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно,как и материя. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, чточувствительность присуща лишь определенным образом организованным формамматерии. Используя данные современного ему естествознания, Г. создал свойглавный труд – «Систему природы...» («Système de lanature...», v. l–2, 1770), явившийся, по словам современников,«библией материализма». Г. писал: «Вселенная, это колоссальноесоединение всего существующего, представляет нам повсюду лишь материю идвижение; ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывнуюцепь причин и следствий;… идея природы заключает в себе необходимым образомидею движения. Но, спросят нас, откуда эта природа получила свое движение? Мыответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто неможет существовать. Мы скажем, что движение – это способ существования,вытекающий необходимым образом из сущности материи; что материя движетсяблагодаря собственной своей энергии».
Г. признавал наличие объективныхзакономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная инерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы ипоэтому подчинен ее законам. Свободу воли Г. отрицал, считая поведение людейпричинно обусловленным. Познание, по Г., является отражением действительности;ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов..
По Гольбаху, основу всех процессовприроды составляет материя. Материя вечно движется. Движение — способсуществования материи. При этом движение он понимал, подобно Толанду, каксамодвижение, т.е. движение под воздействием внутренних причин. Абсолютногопокоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобыдействовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствуетстрожайшая необходимость. Положение о необходимости П. Гольбах распространяет ина человека, и на возникновение всех его ощущений и представлений. Однако егоучение о необходимости и причинности основано на механическом материализме. Осуществовании особой закономерности и необходимости, порождаемой возникновениемобщества, французские материалисты и не подозревали.
Так как в природе все необходимо, тоиз этого тезиса П. Гольбах выводит отрицание случайности и приходит кфатализму. Из теории всеобщего детерминизма Гольбаха вытекает и отрицаниепорядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны ипредставляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.
Заключение
Согласно материализму Дидро и Гольбаха материявечна, независима, неуничтожима и первична — источник всех вещей; существует иразвивается по своим собственным законам, сознание и идеальное — вторично,определяется материальным. Достоинство материализма — опора на науку,логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона — недостаточноеобъяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всегоидеального.
Материализм – одно из главныхнаправлений в философии.
Списокиспользованной литературы
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т.Фролов. — М.: Республика, 2005.
2. Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ,2000.
3. Французский материализм XVIII в.
4. Википедия. ru.wikipedia.org