Реферат по предмету "Философия"


Марксистская философия

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Кафедрагуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Философия

/>Реферат
по теме:«Марксистская философия»
 
Подготовил:
доктор философскихнаук,
профессорНауменко С.П.
Белгород– 2008
План Вступительная часть 1. Генезис марксистской философии 2. Диалектический материализм 3. Исторический материализм 4. Судьба марксистской философии в России Заключительная часть (подведение итогов)
Литература:
Основная
 
1.  Антоов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000.– Тема 9.
2.  Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. –Глава 3.
3.  Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.
4.  Краткий очерк истории философии /Под ред. М.Т. Йовчука, Т.И. Ойзермана,И.Я. Щипанова. – М., 1971. – Глава XII-XVI.
5.  Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.– М., 2001. – Раздел II, глава 8.
Дополнительная
 
1.   Альтюссер Л. Просто ли бытьмарксистом в философии //Философские науки. – 1990. – №7.
2.   Ильенков Э.В. Ленинская диалектика иметафизика позитивизма. – М., 1989.
3.  Кедров Б.М. Беседы о диалектике. – М., 1989.
4.  Лапин В.И. Молодой Маркс. – М., 1986.

Введение
Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX иначала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившаяназвание марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К.Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей,хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круграссматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорокалет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.
Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали трудыМаркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а такжесовместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкаяидеология». К зрелым марксистским философским работам можно отнести«Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии» Энгельса.
В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первыйхарактеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционногодемократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х доконца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитиемарксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнениеотдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространениемарксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии онапредставлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии — А. Лабриолой и А.Грамши, в России — Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан ссистематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, гдефилософия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этапразвития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она пересталабыть государственной, но продолжает оставаться действенной основой длявыдвижения новых философских идей.
В настоящее время существуют различные вариантыдиалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всегофилософию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование марксисткойфилософии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что ссамого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблемосуществлялось ими в непосредственной связи с решением насущных практическихзадач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.
Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внесМаркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философиюкак «духовную квинтэссенцию своего времени». Марксистская философияформировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкойклассической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

/>Вопрос №1.Генезис марксистской философии
Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считаютК. Маркса и Ф. Энгельса.
Диалектико-материалистическая философия возникла в середине XIXв. Предпосылкамивозникновения марксистской философии были:
промышленная революция в Европе (XVIII–XIX вв.), означавшая переход отручного к машинному труду;
появление на исторической арене пролетариата с самостоятельнымиполитическими требованиями;
идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля иФейербаха);
открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учениео клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.
Характерные черты марксистской философии:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическимпринципом;
2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций какестественный, закономерный процесс;
3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологическиеосновы его преобразования. Как следствие, центр философских исследованийпереносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практическойдеятельности людей;
4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересамипролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественногоразвития.
Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считаютсозданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материалистическогопонимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем от однойобщественной формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций(ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежатте или иные производственные отношения. Общество, где властвует товарноепроизводство, порождает эксплуатацию и насилие. Преобразование общества с цельюуничтожения эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции иустановления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистическойформации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, – это общественный строй,основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, гдемерилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществленпринцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Соратником К.Маркса был Ф.Энгельс. Вместе они разрабатывали основные идеиматериалистической диалектики. Ф.Энгельс много внимания уделял сущностиматерии, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философиюмарксизма – диалектика природы.
Марксистская философия представляет собой систему взглядов на развитиеприроды, общества и человека, сформировавшуюся во второй половине XIX века подвлиянием глобальных процессов, протекавших в мировой экономике, политике,науке.
Условно можно выделить три основных этапа ее развития:
Первый этап — связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователейв Германии (Бернштейн, Каутский), в других европейских государствах, в томчисле и в России (Плеханов Г.В.). Используя достижения французскогоутопического социализма, английской политэкономии и классической немецкойфилософии, а также анализируя протекавшие в развитых капиталистическихгосударствах того времени социально-экономические процессы, К.Маркс и Ф.Энгельссоздали экономическую теорию капитализма, разработали такие направления вфилософии, как диалектический и исторический материализм, применив их основныеидеи к природе, обществу, человеку. К их числу можно отнести теорию«отчуждения», теорию классовой борьбы, учение об исторической ролипролетариата в общественном развитии, формационную теорию общественногоразвития, исследование проблем познания, а также – основных свойств, условий иформ существования материи.
На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейскихэкономистов и обретают популярность среди творческой II научной интеллигенцииевропейских государств, постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение ипервые социал-демократические организации.
Второй этап — связывается с именем В.И.Ульянова (Ленина), предпринявшегопопытку:
философского осмысления особенностей экономическою, политическогоразвития капитализма на империалистической стадии;
подвести теоретическую базу под практику построения коммунистическогообщества в России.
Помимо этих проблем, он исследовал вопросы места философии в обществе вусловиях научно-технической революции, современные проблемы познания. Сделал онтакже и попытку прогноза развития системы общественных отношений, человеческойличности при социализме.
На втором этапе политические идеи философии марксизма приобретают широкуюпопулярность в мире, становясь элементом политических программкоммунистических, социалистических, социал-демократических партий. Но уже вконце XIX века в марксистской философии намечаются два направления в развитии:
одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволюционностив развитии;
другое – экстремистски-радикальное, ориентированное на принцип целесообразностии подчинение человеческой индивидуальности идеям мирового коммунистическогогосподства.
На третьем этапе разрыв между гуманистическим и радикальным направлениямив марксистской философии возрастает. Радикальное направление, ставшееидеологией государств социалистической ориентации, подчинило марксизм задачамкоммунистической идеологии, что предопределило кризисный характер ее развитияна многие десятилетия. Можно назвать несколько вариантов интерпретацийрадикального марксизма: сталинский, маоистский, кимирсеновский, африканский идругие. С учетом национальной, региональной или рассовой специфики – все онибыли ориентированы на подавление человеческой индивидуальности, политических,экономических и личных свобод человека в угоду сохранения коммунистическойсистемы. А так как оно получило распространение, в первую очередь, в странах сосредним и низким уровнями развития, то характерным для него стало иобоснование идеи ускоренного развития, преодоления за короткий период одного, ато и нескольких этапов исторического развития.
Гуманистическое направление в марксизме, сориентированное наобщечеловеческие ценности, гуманизм, взятое на вооружениесоциал-демократическим и социалистическим движением, получило широкоераспространение в государствах с развитой экономикой, став элементомэкономического, политического мышления общества, было направлено на решениеглобальных проблем современности, определение перспектив развития современнойнауки, научно-технического прогресса; на исследование взаимоотношений всистемах человек-человек, человек-общество и т.д.
На третьем этапе развития марксистской философии широкое распространениеполучил неомарксизм и, в частности, такие его школы каксоциолого-технологический материализм, историзм, структуризм, гуманистическаяантропология. В основе его идей заложено стремление переосмысления места многихмарксистских постулатов в условиях современного постиндустриального общества,отказ от его наиболее радикальных идей. Основные принципы марксистскойидеологии. К таковым относят:
диалектический материализм, принципы которого были распространеныфилософами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, человека,сознания и т.д. В основе – — идея о примате социального над биологическим;
идея об основополагающей роли практики в развитии общества, вматериальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания;
в философии истории основополагающими принципами в развитии обществафилософами-марксистами провозглашены: теория классовой борьбы; идеяисторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности вистории.
В современном марксизме сформировалась теоретическая ориентация напонятие целостности как одной из ее особенностей. В рамках ее вниманиеисследователей акцентируется на выявлении целостных структур во всех сферахчеловеческого знания.
К основным принципам марксистской методологии относят:
восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному;
принцип историзма.
/>Вопрос №2.Диалектический материализм
Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Созданиематериалистической диалектики означало возникновение теоретической системы,принципы, законы и категории которой непрерывно развиваются и обогащаютсяновыми результатами познания и общественно-исторической практики.
Материалистическая диалектика опирается на предшествующее духовноеразвитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были:разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховскийматериализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природевсе происходит диалектически».
Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие какпринцип материального единства мира, принцип всеобщей связи и принцип развития.К основным законам он относит закон взаимопроникновения противоположностей,закон перехода количества в качество и обратно и закон отрицания отрицания.
Теория познания была разработана с диалектико-материалистических позицийМарксом и Энгельсом. Как и все материалисты он признавали первичность и несотворимостьматериального мира.
Решая вторую сторону основного вопроса философии, т.е. как относятся нашимысли об окружающем нас мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление верноотражать действительность, Энгельс раскрывает диалектико-материалистическиевзгляды на познаваемость мира.
Исходя из принципа познаваемости мира, он рассматривает наши знания какотражение внешнего мира в сознании человека. При этом процесс отраженияобъективного мира рассматривается как сложный, противоречивый процесс, пронизанныйдиалектикой: «точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитиичеловечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, можетбыть получено только диалектическим путем». При этом вещи и процессы отражаютсяв чувственных представлениях и понятиях. Более содержательным, полнымоказывается отражение в форме суждений, умозаключений, в виде научных законов иразвитых теоретических систем, выработка и принятие которых подготавливаютсягипотезами.
Энгельс подчеркивал, что сам принцип отражения следует понимать ненатуралистически, не просто как естественную способность человеческой головы, акак способность, сформированную исторически, в процессе материальнойдеятельности людей, общественной практики. Если же принимать сознание, мышление«вполне натуралистически», просто как нечто данное, заранее противопоставляемоебытию, природе, как это было свойственно домарксовскому материализму, то «втаком случае должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, чтосознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такойстепени согласуются между собой». Конечно, отмечал Энгельс, нельзя забывать,что сознание и мышление являются продуктами «человеческого мозга и что самчеловек — продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней». Ноглавную роль в установлении диалектического единства мышления и бытия играетпредметная материальная деятельность человека, практика.
Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизмекак теория отражения. При этом отражение понималось как активный, а непассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолеваетсяосновной недостаток домарксистского материализма, который состоял вигнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания.
Введя в теорию познания принцип практики, Маркс диалектически связалвоедино признание объективности познания с активностью субъекта. Объектвключался в сферу познания не сам по себе, а будучи опосредованным практическойдеятельностью. Такой подход позволил преодолеть не только созерцательностьдомарксистского материализма, но и идеалистическое понимание активностисубъекта.
Отношения между субъектом и объектом понимались диалектически.Признавалось, что объективный мир детерминирует деятельность людей, ихсознание, а также, что субъект активен. Опираясь на законы объективного мира,он познает его и целесообразно преобразует. При этом под субъектом познанияпонималась не только отдельная личность, но и группа людей и все человечество.Под объектом же понимался материальный мир, включенный в определеннуючеловеческую практическую деятельность.
Проводя последовательно принцип единства диалектики и теории познания,Энгельс отмечал, что диалектика понятий является сознательным отражением диалектикидвижения действительного мира.
Создавая диалектико-материалистическую теорию познания, Маркс преждевсего устанавливает ее исходный пункт — понятие общественной практики,составляющей основу познания. Прослеживая развитие основных категорий политическойэкономии, он показывает, что эти категории, например понятие абстрактноготруда, исторически связаны с определенным уровнем развития общественнойпрактики. Это положение относится к категориям любой науки, к историческомуразвитию научного познания вообще.
Познавательный процесс определялся Марксом как процесс восхождения отконкретного в действительности к абстрактному в мышлении и далее каквоссоздание конкретного в познании. Методу восхождения от абстрактного кконкретному Маркс придавал большое значение, считая, что он лежит в основеполитической экономии XIX в., тогда как метод восхождения от конкретного вдействительности к абстрактному мышлению характерен для XVIII в. Эти проблемыспецифики форм и суждений познания рассмотрены Марксом в «Капитале» в контекстеконкретного политэкономического исследования.
Диалектика дает возможность правильно решить сложные вопросы теориипознания и избежать заблуждений как догматизма, преувеличивающего моментабсолютности в знаниях, так и релятивизм, который абсолютизирует моментотносительности знаний и в результате приходит к агностицизму.
Введение принципа практики позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос отождестве мышления и бытия с диалектико-материалистических позиций. Практикарассматривалась ими как основа, средство, цель познания, а также в качествекритерии истины.
/>Вопрос №3. Историческийматериализм
Термин «исторический материализм» Энгельс применил для «обозначения тоговзгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущуюсилу всех важных исторических событий находит в экономическом развитииобщества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюдаразделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». Вдальнейшем материалистическое понимание истории стало рассматриваться вкачестве основополагающего принципа исторического материализма как науки обобществе.
Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс внеслисущественный вклад в научное понимание общества, создали образцыдиалектико-материалистического объяснения социальной жизни. Их первое научноевидение человеческого общества было научным в классическом ньютоновскомпонимании мира, где закон тождественен необходимости, повторяемости. На этойоснове формировалась марксова идея о сознательном планомерном переустройствемира на основе знания его законов.
Создание материалистического понимания истории, раскрытие ролиматериального производства как решающего условия исторического развитияозначало принципиально новое решение проблемы возникновения человека иобщества. Так, Энгельс в отличие от биологического подхода к решению проблемычеловека разработал социальный аспект антропогенеза. Он показал, чтостановление человека и общества — это единый процесс, получивший позднееназвание антропосоциогенеза. Связующим звеном между антропогенезом исоциогенезом выступил труд в диалектическом единстве его материального идуховного моментов. Таким образом, был объяснен скачок от животного мира кобщественному миру, доказано, что наряду с природной существует общественнаяреальность.
Согласно историко-материалистическому учению Маркса развитие обществаследует рассматривать как объективный, естественно-исторический процесс.Благодаря материалистическому пониманию истории стало возможным перейти кконкретному изучению общественно-экономических формаций. Создание формационногоучения позволило рассматривать историю как поступательный процесс, в основекоторого лежат объективно существующие законы. Учение обобщественно-экономических формациях показало историческую неизбежность переходаот капитализма к коммунизму, что «буржуазной общественной формацией завершаетсяпредыстория человеческого общества».
В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс заложили методологические основынаучной периодизации всемирной истории. Базой этой периодизации послужилоучение о прогрессивной смене общественных формаций.
Ступенями исторического прогресса явились:
1. Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся общей («племенной»)собственностью и отсутствием классового деления.
2. Рабовладельческая стадия.
3. Феодализм.
4. Капитализм.
5. Высшей стадией развития человеческого общества они считали коммунизм.
Каждой стадии соответствовал определенный уровень развития разделениятруда и определенная форма собственности, обусловливающая господствующий типобщественный отношений. Позднее место такого материального фактора как формасобственности занял способ производства.
Однако эта периодизация не была для Маркса и Энгельса некой жесткойсхемой, шаблоном, который учитывается всеми народами. Эволюция многих народов,по Энгельсу, происходит не в строгом соответствии с общими периодами всемирнойистории.
Формации рассматриваются как саморазвивающиеся социальные организмы. Анализкапиталистического общества, проведенный К. Марксом, показывает, чтокапиталистическую формацию, как и любую другую следует понимать не только каккачественно-определенный, но вместе с тем и как идеализированный тип общества.Причем абстрактно-теоретическая модель капитализма никогда не сможет абсолютносовпадать с конкретно-историческим ее воплощением. Как показывает историческаяпрактика, ни в одной стране, даже в Англии, где капиталистические порядкиполучили наибольшее развитие, не были достигнуты идеально завершенные формыбуржуазных отношений, свойственные домонополистической фазе развитиякапитализма. Идеально завершенный империализм также остаетсяабстрактно-теоретической моделью, а конкретно-историческое воплощение этоймодели является не более как предельной возможностью.
Учение о прогрессивной смене общественно-экономической формы являетсякраеугольным камнем марксизма. На него самым непосредственным образом опираетсяидея коммунизма, который рассматривался как будущее бесклассовое общество.
Это общество, по Марксу должно придти на смену капитализму в ходесоциального переворота, который снимет существующий антагонизм междупроизводительными силами и производственными отношениями, и откроет дорогуразвитию производительных сил. У власти будет поставлен пролетариат, то естьтот класс, который способен овладеть развитием производительных сил.
По Марксу, коммунизм должен прийти на смену капитализму, поскольку онпредставит значительно большие возможности для всестороннего развития человека.
/>/>Вопрос №4. Судьба марксистской философии в России
Развитие философский идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В.Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Первым русским марксистом былГ.В. Плеханов. Из его многочисленных произведений выделяются следующие: «Квопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по историиматериализма», «Основные вопросы марксизма», «О роли личности в истории». В нихон стремился раскрыть философские и социологические основания марксизма,доказывая, что все стороны миросозерцания Маркса теснейшим образом связанымежду собой и нельзя заменить одну их них взглядами из иного мировоззрения.
Марксизм, по Плеханову, является целостным миросозерцанием, современной,высшей формой материализма. В нем наряду с историческим материализмом иполитической экономией имеются такие стороны как диалектика и теория познания.
Для Плеханова диалектический материализм есть философия действия. Онотстаивал научно-материалистическое мировоззрение марксизма в борьбе сбуржуазной философией и ревизионизмом. Уже в первых своих работах, направленныхпротив идеологии русского народничества, он подверг критике идеалистическуюфилософию и социологию народников, смыкавшихся в западноевропейскимипозитивистами.
В соответствии со своим убеждением, что «наиболее последовательные инаиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму» Плеханов проводилмонистический принцип в диалектическом материализме. Здесь он в качестве«исходного начала» или субстанции принимал материю, наделенную такимиатрибутами как протяженность и мышление. Он заявлял, что материя сама по себе,в качестве субстанции, нам «совершенно неизвестна». Это вело к дуализацииматерии на «вещь в себе» и «чувственные впечатления» или «иероглифы», кутверждению, что это вообще «гносеологический предрассудок идеализма» желаетзнать то, что такое материя помимо наших ощущений.
Обращаясь к истории диалектической мысли, он высоко ценил диалектикуГегеля как «алгебру революционного прогресса». При этом он отмечал, чтообщественное развитие не только не «отменяет» диалектики, но дает новыенеопровержимые доказательства диалектического развития, отрицание старых,отживших форм жизни.
Применяя материалистическую диалектику, Плеханов показывал, что развитиев обществе идет на основе борьбы внутренних противоречии. При этом революциюкак способ разрешения противоречий он считал неотвратимым законом общественнойжизни, суть которого в переходе количественных изменений в качественные. «Дляпопулярности» Плеханов приводит большое количество примеров, свидетельствующихо единстве и борьбе противоположностей в явлениях природы и общества.
В трудах Плеханова содержатся глубокие мысли об отрицании отрицания, одиалектике содержания и формы, свободы и необходимости, о конкретности истины.Отмечалась также необходимость учета диалектики в познании. Правда, диалектикуон брал как «сумму примеров».
Центральное место в философском творчестве Плеханова занимали вопросыисторического материализма. Будучи сторонником не просто материалистического, амонистического понимания истории, он осуществлял монистическую корректировкуидеи Маркса об определяющей роли экономических отношений в пользу выделения«основания» этих отношений в виде географической среды. По его мнению,географическая среда определяет характер производительных сил, создаваяобъективные предпосылки для развития надстройки.
Плеханов стремился раскрыть структуру общественной жизни, взаимосвязь ивзаимодействие ее различных сторон, предложив так называемую пятичленку:
1) «состояние производительных сил;
2) обусловленные им экономические отношения;
3) социально-политический строй, выросший на данной экономической«основе»;
4) определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшимна ней социально-политическим строем психика общественного человека;
5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики».
Ставя вопрос о причинах и условиях развития производительных сил, онотмечал, что географическая среда является одним из условий их развития.Причины развития производительных сил он видит в способе производства, которыйгосподствует в данную историческую эпоху.
В материалистическом понимании истории Плеханов видел глубочайшую основунаучного социализма. Он утверждал, что историю творят массы не по капризу ипроизволу тех или иных личностей, а на основе законов истории. При этом онотвергал субъективно-идеалистические теории об «инертной толпе» и «всесильномгерое». Роль великих людей, по Плеханову, состоит в том, что они раньше всехосознают новые общественные потребности и хотят сильнее других изменитьобщественные отношения.
С его признанием диалектического единства решающей роли народных масс иинициативы революционных сил общества; единства исторической необходимости исвободы были связаны взгляды на роль субъективного фактора в истории, т.е.сознательной деятельности людей, их идей и учреждений. Особое внимание Плехановобратил на дальнейшее обоснование и конкретизацию вопросов о роли идеологии в развитииобщества, проблем эстетики.
В противовес представителям «экономического материализма» и другимвульгаризаторам, Плеханов стремился показать развитие различных формобщественного сознания и их активное влияние на общественное бытие. «Объяснитьс нашей материалистической точки зрения развитие искусства, религии, философиии прочих идеологий, — писал он, — значит дать новое и сильное подтверждениематериализму в его применении к истории». Философский анализ истории идеологииприводил Плеханов к выводу о том, что все достижения мировой культуры являютсязаконным наследием трудящихся.
Занимаясь вопросами эстетики, Плеханов выступал против биологическойконцепции происхождения искусства, доказывая, что искусство возникло врезультате трудовой деятельности общественного человека. Он показал, чтоискусство как форма общественного сознания представляет собой специфическуюхудожественную, образную форму отражения общественного бытия в сознаниипредставителей тех или иных классов.
Большой интерес представляют труды Плеханова по истории философии, вчастности по истории философской и общественной мысли в России. Для Плехановаистория философии как науки — это выяснение самого процесса движенияфилософской мысли, его внутренней логики.
Новый этап в развитии марксисткой философии связан с деятельность В.И.Ленина (1870-1924). Его основными философскими работами являются: «Что такое«друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Материализм иэмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующегоматериализма».
В творчестве Ленина выделяют два основных периода:
1) с конца XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции,
2) от Октябрьской революции до 1924 г.
Как и другие последователи Маркса, он вынужден был защищать марксистскиефилософские положения от идейных противников. Для этого необходимо было датьнаучно обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом развитияобщества и научного познания.
Развитие марксизма, его философских основ, Ленин связывал с практикойреволюционной борьбы рабочего класса. Выступая против Н.К. Михайловского,который считал, что марксизм «философски не обоснован». Ленин подверг критикеидеалистическое мировоззрение народников и их метафизический метод. Он отмечал,что этому методу присущи следующие черты: идеализм в понимании истории,субъективизм, метафизичность, эклектизм.
Особое значение Ленин придавал разработке партийности в философии,отмечая две партии в философии — материализм и идеализм. При этом он утверждал,что борьба марксистского материализма против замаскированного идеализма естьсоставная часть борьбы пролетариата против буржуазии.
Критика враждебной марксизму философии была для Ленина неотделима оттворческого развития диалектического материализма. Большое значение он придавалразработке проблем диалектики. Выделяя важнейшие черты диалектики, он писал,что развитие осуществляется по спирали, скачкообразно, благодаря внутреннимимпульсам, путем борьбы противоположных сторон и победе одной из них.
Критикуя народников, Ленин развивал марксистское положение о соотношенииобщественного бытия и общественного сознания, об объективном характереисторических закономерностей, о роли масс и личности в истории. В частности, онсчитал, что движущие силы истории нужно искать в деятельности масс, чтосознательная деятельность людей подчиняется действию определенных законов.
Ленин разработал теорию общественно-экономических формаций, показав, чтобез изучения конкретных общественных форм не может быть создано правильноепредставление об обществе в целом, об историческом прогрессе. Особое вниманиеон уделял соотношению базиса и надстройки, экономики и политики в общественномразвитии. Общественные отношения он делил на материальные и идеологические,отмечая, что первые складываются независимо от воли и сознания людей, а вторыене могут сложиться, не проходя предварительно через сознание людей.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин дал философское обобщениедостижений новейшего естествознания с позиций диалектико-материалистическогомировоззрения.
Развивая теорию познания он ставит вопрос о свойстве, присущем всейматерии, свойстве отражения, дает определение материи. Разрабатывая проблемуистины, Ленин вскрывает диалектическую связь абсолютной и относительной истины,показывает роль практики в познании, выступающей критерием истины. Такимобразом, развитие марксистской философии осуществлялось Лениным в конкретномкультурно-историческом контексте, исходя из задач социалистической революции иутверждения социализма в России.
Ленин творчески применял марксистскую теорию к анализу конкретных условийроссийской действительности, выступая против вульгарного экономическогоматериализма и субъективного идеализма либеральных народников.
Он раскрыл сущность диалектического метода как средства познания общественныхявлений. Особое внимание он обращал на две концепции развития: метафизическую идиалектическую. Ядром учения о развитии он считал закон единства и борьбыпротиворечий.
Ленин разработал различные стороны философского понятия материи. Преждевсего, он отмечал тесную связь понятия материи с диалектико-материалистическимрешением основного вопроса философии. В своем определении материи он отмечал,что она представляет прежде всего объективную реальность. Затем обращалвнимание на вторую сторону основного вопроса философии, признавая познаваемостьобъективного мира. Давая философское определение материи, он показалнесводимость ее к какой-либо одной ее форме или виду. При этом отмечалсяотносительный характер противопоставления материи и сознания, диалектическийхарактер их взаимосвязи.
В теории познания Ленин сделал три важных гносеологических вывода сдиалектико-материалистических позиций: 1) объективно существуют вне нас и вненашего сознания вещи, 2) между вещами в себе и явлениями нет непроходимой грани,а есть различие между тем, что познано и тем, что не познано, 3) в теориипознания следует рассуждать диалектически.
В работе «О значении воинствующего материализма» Ленин выдвинул следующиезадачи: установление тесного союза между философами-коммунистами и всемиматериалистами для борьбы с философским идеализмом и фидеизмом, заключениесоюза между философами-коммунистами и представителями естествознания в целяхдиалектико-материалистического обобщения открытий в естествознании, дальнейшееразвитие диалектики и развитие научного атеизма. «Воинствующий материализм неможет не быть воинствующим атеизмом», — считал Ленин.
Советская философия, сформировавшаяся на базе марксизма, берет своеначало сразу же с Октябрьской революции. Однако ее тотальное распространение всознании россиян стало возможным лишь после 1922 г., когда видные представителирусской религиозной и идеалистической философии были высланы за границу.
В 20-е-30-е годы началось глубокое систематическое освоение марксистскойфилософии советскими исследователями. Стимулом для философской полемики междумеханистами и диалектиками послужила публикация «Диалектики природы» Энгельса,в которой содержалось в черновике систематическое изложение диалектическогоматериализма. После сталинского осуждения сначала механистов, затем деборинцевв российской марксистской философии наступил период длительного творческогозастоя, характерной чертой которого стало «цитатничество».
С конца 40-х годов началась некоторая активизация в области философии,выразившаяся в попытках осмысления современных западных философских учений и вразработке философских вопросов естествознания.
Несмотря на явную идеологизацию и политизацию марксистской философии впоследующие десятилетия значительное развитие получили такие философскиеразделы, как история философии, философские вопросы естествознания, а такжелогика и методология процесса познания. Среди имен мирового уровня в эти годыможно назвать А.Ф. Лосева, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, Э.В. Ильенкова, М.К.Мамардашвили и др. Их работы, обладая оригинальностью и глубокойобоснованностью, способствовали отказу от устаревших догм и гуманизациимарксистской философии.

Заключение
Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назватьфилософским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологическиэтот способ прослеживается от античности до современности и наблюдаетсяпрактически во все философские эпохи.
Его основные постулаты:
мир материален;
мир объективен и не зависит от сознания;
материя первична, вечна, несотворенна;
сознание — свойство материи;
мир познаваем.
Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм,заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах осознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике каккритерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика— это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективногомира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистическогопонимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотренииматериалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не наосмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.
Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой еговоплощения в нашей стране. Тезис «практика — критерий истины» сработал противтех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении роли экономики и политикии недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевиднойзакономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека какличности и индивидуальности.

 
Список используемой литературы
1.  Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. – Белгород, 2000. –С.133-152.
2.  Андерсон П. Размышления о западноммарксизме. – М., 1991.
3.  Карл Маркс и современная филоссофия. Сб. материалов науч. конф. к180-летию со дня рождения к. Маркса. – М., 1999.
4.  Степин В.С. Марксизм вчера, сегодня, завтра //Степин В.С. Эпоха перемени сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. – М., 1996.
5.  Стоянович С. От марксизма к постмарксизму //Вопросы философии. -1990. – №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.