Материалы к зачету по курсу«Философия»
Предметфилософии. Проблема соотношения философии и науки по предмету. Функциифилософии (мировоззренческая и методологическая)
Первоначальнов античной Греции под философией понималась вся совокупность теоретическихзнаний о мире.
«Философ- исследователь природы вещей» (Гераклит) выделялась только математика.
Свозникновение в 17 веке новой эры — науки и процессом дифференциации наук философияначинает утрачивать свой предмет, то есть реальное позитивное знание о миредает наука.
Проблемасостоит в том, что по мере описания мира естественными науками философияначинает утрачивать свой предметю Философ О.Конт (19 век) утверждал, что философияисчезает по мере развития позитивных естественных наук, утрачивая свою рользнаний в 19 веке.
Предметфилософии — отношение человека к миру (do not confuse! С определением предметафилософии «как мира в целом»)
Типыотношений:
— Гносеологическое (познавательное отношение): успешно действовать можно лишь втом случае, если мы знаем и понимаем с чем имеем дело.
— Онтологическое (отношение к существованию: бытийное) прежде чем действовать вэтом мире, нужно чтобы был мир и был человек: мы должны поддерживать своесуществование.
— Аксиологическое (ценностное): человек отличается от животного тем, чтооценивает окружающий мир.
Структурафилософского знания:
Философия
— Онтология
— Гносеология
— Аксиология
Понятие«мировоззрение». Исторические типы мировоззрения. «Картинамира» в структуре мировоззрения.
Мировоззрение- совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем.
! Мировоззрениескладывается у человека в раннем детском возрасте, после чего оно, в основномобогащается, разворачивается, с большим трудом корректируется.
Мировоззрение- своеобразная призма, через которую человек смотрит на мир, оценивая его инаправляя свое поведение.
Теоретическоемирвоззрение отличается от других его типов тем, что представляет собойсистему, то есть упорядоченно по определенным правилам.
Основнойвопрос философии (Ф.Энгельс). структура философского знания.
Основнойвопрос философии — вопрос об основании (основе) классификации философскогознания.
! Неследует его воспринимать как классификационный или как самый главный вопросфилософии.
Вопрособ отношении материи к сознанию и бытия к мышлению имеет две стороны:
1)Генетическое: что первично?
— М>С: материализм
— С>М: идеализм
— М _ С: дуализм
2)Функциональное: Познаваем ли мир? (гносеология)
— МС
— М _ С: агностицизм — отрицание познаваемости мира
Предметфилософии — отношение человека к миру (do not confuse! С определением предметафилософии «как мира в целом»)
Типыотношений:
— Гносеологическое (познавательное отношение): успешно действовать можно лишь втом случае, если мы знаем и понимаем с чем имеем дело.
— Онтологическое (отношение к существованию: бытийное) прежде чем действовать вэтом мире, нужно чтобы был мир и был человек: мы должны поддерживать своесуществование.
— Аксиологическое (ценностное): человек отличается от животного тем, чтооценивает окружающий мир.
Структурафилософского знания:
Философия
— Онтология
— Гносеология
— Аксиология
Основныеоппозиции в философии: «бытие-небытие», «материя-сознание»,«материальное-идеальное», «субъект-объект», «абстрактное-конкретное».
Категория- наиболее общее предельно абстрактное понятие, которое задается (определяется)через прямопротивоположное понятие. Основные категории философии как правилоявляются парными, то есть представляют собой взаимосвязанную пару понятий.
Материя- объективная реальность существующая вне и независимо от сознания, способнаяотражаться в сознании и восприниматься органами чувств
Идеальное- связанное с сознанием, существующее благодаря сознанию.
Абстрактное-конкретное
Спецификафилософских категорий в предельной абстрактности, но достаточно четкойопределенности по смыслу и этом отношении — предельной конкретности.
Словаобыденного разговорного языка конкретны с точки зрения предметнойпривязанности, но не определены однозначно, имеют множество смыслов и с этойточки зрения — абстрактны.
Абстрактное- взятое в одностороннем усеченном неполном виде.
Конкретное- взятое в многостороннем наиболее полном целостном виде.
Чтобывидеть полностью предмет нужно видеть в нем противоречие.
Дух:свободен/несвободен
Субъект-Объект
Субъективное- «с точки зрения»
Объективное- «истинное»
Субъект- носитель активности, направленной на объект.
Субъектстановится объектом, когда на него направлено познание со стороны (объекта)
Человекможет быть объектом для себя.
Древнеиндийскаяфилософия.
Древнекитайскаяфилософия.
Онтологическаяпроблема (Парменид).
Посуществу античная философия начинается с постановки онтологической проблемы:Парменид подвергает сомнению естественную установку тем самым открываясобственную философскую проблематику.
Естественнаяустановка — установка сознания человека, что реальность — мир вещей вокруг нас,который существовал до нас и будет существовать после нас.
Онтологическаяпроблема:
— Логические признаки бытия: 1)едино 2)неделимо 3)недвижимо 4)себетождественно5)познается разумом.
— Признаки вещей: 1)множественность 2)делимы 3)подвижны 4)изменчивы 5)познаютсячувствами.
Возникаетпроблема: что есть истинное бытие вокруг нас, если мир вещей это не реальное, аиллюзорное бытие.
! Парменид:чувства нас обманывают (Бытие вещи и бытие мысли о вещи — не одно и то же)
Монистическиеи плюралистические концепции бытия.
Гносеологическаяпроблема (Горгий). Чувственное и рациональное познание.
Гносеологическаяпроблема (проблема познания) ставится Горгием — представителем школы софистов.
Онпредлагает три последовательных тезиса: ничто не существует, даже если исуществует, то не познаваемо, даже если познаваемо, то невыразимо.Следовательно — все ложно.
Чувственноеи рациональное познание. Эта тема получила особое развитие в философиирационализма и сенсуализма.
Основныешколы древнегреческой философии (ионийцы, элеаты, софисты)
Принципрелятивизма истины (Протагор). Платоновская критика гносеологии софистов.
Однимиз родоначальников Софистики считают Протагора.
Однимиз ярких тезисов его философии является принцип релятивизма истины: Человекесть мера всех вещей: существующих — в том что они существуют, несуществующих — в том что они не существуют.
Общейчертой софизма является положение об относительности понятий норм и оценок.
Софизмявляется структурой образования в которой преподавалось искусство убеждения,спора и обоснования.
Критикойсо стороны Платона видимо следует считать соотнесение практики софистов итеории эйдосов. Так как существует мир идей, существует реальный мир(ощущаемый), то релятивизм истины исключается, наблюдается только различнаястепень познания мира идей.
ФилософияСократа. Метод Сократа.
ФилософияСократа описывается по трем основным источникам: Аристофану, Ксенофонту иПлатону. Основной областью интересов Сократа следует считать понятия этики.
Цельмудрствования Сократа в определении конкретных нравственных явлений.
Длянас интересен метод обоснования собственных взглядов, применяемый этимфилософом: метод диалектики. Диалектика или диалектический спор привели киспользованию формы диалога как средства достижения истины. Диалектическиерассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие еговиды.
Врезультате из этого метода можно выделить также индуктивный методдоказательства.
Такимобразом для Сократа важно выявить противоречия в рассуждениях собеседников,отсеять все несущественное и показать подлинную природу явления.
Следуетотметить что Сократ используя некоторые методики софистов выступает против них.
ФилософияПлатона. Конструктивно-логическая сторона учения об эйдосах.
Основойфилософии Платона является его формулировка учения об эйдосах. Существует миридей (эйдосы), мир познаваемый нами с помощью чувств есть производное (тень)этого мира идей. Эйдосы предметного мира объединяются сложной иерархическойсистемой.
Конструктивно-логическоеучение Платона в том, что учение об эйдосах позволяет осуществить критикупринципа релятивизма истины софистов. Действительно, «мнений» о вещи,основанных на чувственном восприятии может быть много, Однако«истина», отражающая «внутреннюю логику», сущность вещи — одна.
Истинанадсубъективна, потому что связана с эйдосом, представляющим собой описаниевнутреннего конструктивного устройства вещи.
Проблемаистины заключается в отсутствии однозначного представление о том, что такоеистинное учение.
ФилософияАристотеля. Понятие «сущность».
ФилософияАристотеля является последовательным изменением Платоновских учений. В томчисле и понятие «сущность» является развитым понятием«эйдос».
Аристотельразработал иерархическую систему категорий, в которой основой была«сущность», или «субстанция», а остальные считались еепризнаками. В дальнейшем философ признал основными только три категории:сущность, состояние и отношение.
Сущностьпредмета называют то, что делает его самим собой.
Этоформа предмета, его внутреннее строение, определяющее внешнее в видимыепризнаки.
Вцелом Аристотель, создавая «Органон» впервые создал образец научногоязыка, так как до него философские произведения имели форму поэм или, например,диалогов.
Однимиз основных элементов философии Аристотеля стала систематизация принциповклассической логики.
«Органон»Аристотеля. Принцип непротиворечия в гносеологии.
Собственноназвание работы Аристотеля обозначает «орудие». Этот труд посвященметоду познания.
Онфиксирует систему классической логики, ставя в основе метод дедукции от общегок частному.
Предметпознание — бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способнопринимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Формамиистинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
Методэто своеобразный специфический алгоритм получения знания.
Зафиксировавпринципы логики он отмечает закон тождества (понятие должно употребляться водном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (не противоречьсам себе) и закон исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано).
Следуетотметить использование научного стиля в изложении «Органона».
Спор«Бог или природа» как проблема первосущности мира.
Религиознаякартина мира. Онтология патриотики и схоластики. Доказательства бытия Бога.
Проблемаонтологического статуса универсалий. Реализм и номинализм.
Проблемазаключалась в определении статуса универсалии в системе бытия. Реалистырассматривали три вида существования универсалий: до вещи (в божественномразуме), в самих вещах (сущность вещей) и после вещей (в разуме человека.Представители крайнего реализма считали что универсалии существуют только вневещей.
Впротивоположность реализму существует номинализм, считающий универсалии впринципе фонетическими конструкциями — именами вещей, существующими только«после вещи», в мышлении и человеческом разуме при отрицанииобъективного существования.
Католическаяцерковь разумеется отвергла номинализм и приняла позиции умеренного реализма.
Проблемаметода (Ф.Бэкон). Рационализм и сенсуализм как гносеологические принципы.
Заслуживаетв первую очередь упоминания труд Бэкона «Новый органон». Этопереосмысление метода познания. Он предлагает руководствоваться в первуюочередь методом индукции, в первую очередь исследуя единичный факт и вдальнейшем переходя к общему.
ФилософияДж.Локка. Сенсуализм.
ФилософияР.Декарта. Рационализм.
ФилософияИ.Канта. Понятие «трансцендентальный субъект».
Триформы логического (Г.В.Ф.Гегель)
ДиалектикаГегеля. Понятие «диалектическое противоречие». Принцип противоречия вгносеологии. Формальная и диалектическая логика.
Естественнонаучнаякартина мира. Нормы научного исследования.
Материяи ее атрибуты (пространство, время, движение, отражение).
Проблема сознания. Сознание какспецифическая форма отражения действительности. Корреспондентская теория истины(Аристотель).
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта ar-kak.nm.ru/