Реферат по предмету "Философия"


Материальная и духовная жизнь общества

РЭА им. Г.В.Плеханова в г. Ташкенте
Кафедра «Гуманитарных и социально-экономическихдисциплин»
РЕФЕРАТ
На тему: «Понятие материальной и духовной жизниобщества»
Выполнила: студентка
первого курса
Гр. №626
Махкамова Ш.А.
Приняла: к.ф.н., доцент
Абдуллаханова Г.С.
Ташкент 2007-02-18
ПЛАН
1.    Введение
2.    Духовная жизньобщества
2.1.1.  Возникновениеобщества
2.1.2.  Модели обществ
3.    Материальнаяжизнь общества
3.1.1.  Связи в обществе
3.1.2.  Поддерживаниеобщности
4.    Заключение
5.    Списокиспользованной литературы
Введение
Чтомы имеем в виду, произнося слово общество? Во время Пушкина, воскликнувшего:«Друзья! Прекрасен наш союз!», обществом в России называли аристократическийкруг, светское общество. Хотя как в те времена, так и поныне «обществом» моглаименоваться какая-либо политическая или экономическая организация. Обществомнередко называют и дружескую компанию.
Можносказать, что общество есть совокупность связей между людьми. В зависимости отхарактера, типа и целей эти взаимосвязи бывают самыми разнообразными: семейные,культурные, экономические, политические, правовые и т.п.
Разговороб обществе сложен не только из-за многообразия и противоречивости самогопредмета. Объективно и беспристрастно можно говорить, на пример, о далекихгалактиках и загадках атомного ядра. А исследование общества – это всегдаанализ того, что близко каждому, и в конечном итоге самоанализ человечества.
Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время,когда на Земле людей не существовало. Но с появлением людей появилось ичеловеческое об­щество. Люди вне общества существовать не мо­гут. ЕщеАристотель (IVв. до н. э.)называл человека политическим животным.
Совместная жизнь людей – сложное системное образова­ние.Общество относится к числу само развивающихся, дина­мичных сис­тем, “которые,сохраняя свою качественную опреде­ленность, спо­собны самым существеннымобразом менять её состоя­ния”.[1]Общество представляет собой общественное бы­тие людей; объективную реальность,своего рода социальную мате­рию, ре­зультат функционирования, эволюции идифферен­циации биосферы в рамках более широкой целостности–разви­вающейсяВселенной. Как особый  уровеньорганизации мате­рии, человеческое общество существует благодаря деятельно­стилюдей и включает в качестве обязательного условия своего функциониро­вания иразви­тия духовную жизнь. Благодаря дея­тельности людей предметы, ко­торыеохвачены практической деятельностью людей, становятся ча­стью со­циальногомира.
Общество–продукт совместнойдеятельности людей способ­ных собст­венными усилиями создать необходимые усло­виясущест­вования. Даже в клас­совом обществе, где возникают социальные конфликты,находятся объектив­ные общие инте­ресы, цели, требую­щие совместных усилий,направленных на поддержание единства противоположностей.
Духовная жизнь общества
Возникновение общества
Некоторыефилософы, рассматривая вопрос о происхождении общества, обращались к романуанглийского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Они пытались доказать, чтоу истоков человеческой истории стоит фигура одиночки. Однако пример санглийским путешественником явно неудачен. Ведь он спасся на необитаемом  острове благодаря тем качествам, которыеприобрел раньше, не от рождения, а в результате жизни в обществе. РобинзонКрузо – продукт общества определенного типа.
Этотгерой только и делает, что развертывает потенциал социальности, который былзаложен в нем в процессе воспитания в обществе. Он прекрасно знает, что лишьтруд способен вызволить человека из беды, оптимизм рождает веру в успех, аполноценную жизнь может обеспечить исключительно общение.
Новсе же что заставило людей вступить в союз? Какая сила вынудила индивидовсплотиться? В истории социальной философии ответов на эти вопросы множество. Помнению Руссо, люди первоначально жилив условиях неограниченной свободы. Однакотакая анархия ни к чему хорошему не приводила. Тогда они заключили между собойнегласный договор, по которому всеобщим волеизъявлением каждому гарантировалосьнеотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло общество.Конечно, все это очень логично. Но ведь и Руссо было известно, чтосуществовавшие в истории государства возникали в результате насилия, а недоговора.
ВXIXв. философы стали резко критиковать «договорнуютеорию». Радикально новый ответ на вопрос, как родилось общество, пытались датьМаркс и Энгельс. Они призывали не противопоставлять общество как абстракциюконкретному индивиду. Идея общества заложена в каждом человеке. Он изначально –существо общественное. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, авыражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг кдругу.
Стаким определением общества согласились не все философы. Некоторые даже увиделиздесь некую парадоксальность, и возник другой вопрос: что произошло раньше –человек или общество? Одни философы утверждали, будто сначала был человек, апотом возникло общество. Другие возражали – первично общество.
Маркси Энгельс как бы объединили эти точки зрения. Человек и общество появилисьодновременно: никто никому не предшествовал. Первой предпосылкой человеческойистории, считали они, является существование человеческих индивидов. Которыеживут вместе. Поэтому общество – продукт взаимодействия людей. Однако несознание людей, готовых вступить в некий договор, порождает общество, а ихцеленаправленная трудовая, производственная жизнь.
Человек и общество
Взаимодействиеличности с обществом происходит в процессе социализации – освоения человекомценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих данному обществу иликонкретной группе.
Социализациюличности можно представить как процесс приспособления человека к жизни вконкретном обществе. Ведь новорожденный застает его уже существующим. С моментарождения личность вступает в социальные отношения во всех сферах  человеческой деятельности. В этом смысле мыне свободны от того общества, в котором живем.
Людив обществе создают объединения, организации, группы, т.е. социальные формы. Этиформы – продукт совместной человеческой деятельности. В то же время онисуществуют независимо от нее. Человек как бы опутан сетями общественных связейи отношений. Иногда сети мягки,  тогдаему кажется, что их нет. Иногда они ощущаются как жесткие,  и тогда общество представляется тюрьмой.Вопрос о том, как общество влияет на личность, а личность – на общество, привелсоциологов к разработке трех моделей этих взаимоотношений.
Первую модельпредставил классик французской социологии ЭмильДюркгейм. В ней человек – это «ансамбль социальных отношений», так как  общество производит тех людей, которые емунужны. Общество,  являясь источникомвысших ценностей,  создает личность, впроцессе социализации усваивает социальный порядок, коллективные привычки ипредставления. Причем оно контролирует этот процесс, выступая как внешняяобучающая принудительная сила. Благодаря коллективным представлениям, личностьнепосредственным образом связывается с обществом.
Дюркгеймпризнает, что общество возникает в результате взаимодействия людей, но, развозникнув, оно начинает жить по своим законам. Жизнь отдельной личностиопределяется социальной реальностью, влиять на которую она не может или жевлияет весьма незначительно.
Еслипридерживаться данной модели, очень трудно ответить на вопрос, как обществоменяется. Ведь оно не может изменяться, если в каждой личности тольковоспроизводит заложенную в ней программу.
Вторая модельразработана немецким социологом Максом Вебером. Всоответствии с ней человек понимается как индивид (субъект), обладающийсознанием и воле, способный к осмысленным поступкам и разумному выбору. Тогдаобщество – сумма индивидов, продукт их сознания и воли. По Веберу, люди самисоздают для себя социальную реальность, а значит, создают ее и для других.Поэтому в социальных действиях людей появляются взаимосогласованные попыткиупорядочения социальной реальности.
Вэтой модели общество предстает результатом осмысленного человеческогоповедения. Любому, однако, известно из собственного опыта, что результатыдеятельности часто не совпадают с нашими желаниями. Несовпадение целей ирезультатов связано с тем, что общество не сводиться к людям (даже группамлюдей), его составляющим.
Третья модельбыла разработана американским социологом ПитеромБергером и его немецким коллегой Николасом Луманом. Согласно ей, существованиеобщества является результатом процесса «конструирования социальной реальности»,в нем задействованы как личность, так и само общество. Реальность, в которой мыживем, по мнению этих социологов, есть реальность нашего конкретного общества.Она уже является упорядоченной социальной реальностью.
Поддерживаетсясоциальный порядок благодаря получению людьми обязательных знаний в процессе ихсоциализации. Знания закрепляются в повседневных взаимодействиях. Причемличность воспроизводит социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность.Итак, общество производит людей, которые сами производят общество. Отсюда можносделать вывод, что общество представляет собой и условие человеческойдеятельности, и ее результат.   
Материальнаяжизнь общества
Связи в обществе
Дляличности общество начинается с факта взаимодействия. Немейкий философ исоциолог Георг Зиммель писал по этому поводу: «Понятие общества имеет смысл,очевидно, только в том случае, если оно… противополагается простой суммелюдей». Другими словами, для человека абстрактное понятие общества приобретаетсмысл, когда он общается или совместно действует с другими людьми.
Типывзаимодействия могут быть различными. Непосредственная социальная связьнаблюдается между людьми, которые находятся в данное время в данном месте, т.е.воспринимают друг друга органами чувств. Чаше всего это сотрудничество.Совместное выполнение общей работы имеет широкое распространение в жизниобщества. Каждый участник такой работы оказывает воздействие на других людей ииспытывает их воздействие на себе. Причем характер его бывает различен.
Другойтип взаимодействия – это опосредованная социальная связь. Она возникает междулюдьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если людинаходятся далеко друг от друга, но действуют в одно и тоже время, то между нимивозможно сотрудничество, на пример, на основе разделения труда.
Особыйтип опосредованной связи устанавливается между людьми разных времен. Ее можнобыло бы назвать связью-преемственностью. Человек в современном обществеопирается на культуру, ценности (материальные и духовные), идеи, созданныелюдьми, жившими до него. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, вчем и состоит ее специфика.
Социальноевзаимодействие может быть слабым или прочным, устойчивым или неустойчивым,может принимать различные формы. Но в той или иной степени связи-взаимодействиясуществуют между всеми людьми, объединяют их в совокупность, именуемуюобществом.
Поддерживание общности
Вобществе постоянно ощущается взаимодействие. Крестьяне продают урожай, аостальные люди покупают продукты, которые сами не выращивают. Пограничник несетслужбу на заставе, охраняя границу государства, а в конечном счете и каждого,кто в нем живет. В процессе взаимодействия люди удовлетворяют не толькособственные потребности, но и потребности других.
Социальныеотношения – сложный феномен. Они отличаются длительностью и устойчивостью. Представимсебе, что школа вдруг перестала давать среднее образование. Это смертельныйудар для общества. Ведь, с тех пор, как школа возникла, она никогда непрекращала своей деятельности.
Социальныесвязи объединяют людей не только в данный момент. Они могут иметь скрытый илиявный характер. Мать воспитывает ребенка, который через много лет станет еопорой. Человек работает на производстве, а государство платит ему пенсию послетого, как он утратил возможность и способность трудиться. Философ или писательвоздействует на общественное сознание, отдавая себе, отчет в том, чторезультаты его усилий скажутся не сразу.
Вместес тем каждый человек не волен отвергнуть сложившуюся в обществе системувзаимодействий, разорвать связи с другими людьми. Если он попытается этосделать, то либо станет изгоем, либо будет принужден обществом следоватьсуществующим нормам. Исключения лишь подтверждают правило: множество бунтарей,восставших против установленного порядка, могут его и опрокинуть, но взаменнеизбежно установят новый. Социальная норма, соблюдение законов и традиций –условие жизни в обществе.
Итак,связи между людьми складываются не беспорядочно, не случайно. Если они не будутохватывать всего многообразия человеческих отношений, общество неминуемо начнетраспадаться. Современное общество не может существовать без труда, образования,политики, спорта, здравоохранительных органов и многого другого. Развитыесоциальные отношения характеризуются необходимым многообразием социальныхсвязей.
Заключение
Многиемыслители разных эпох проявляли интерес не к природе, не к Богу, а именно кобществу. Немалый Влад в развитие знаний об обществе внесли историки. НаДревнем Востоке элементы исторической науки обнаруживаются преимущественно вмонументальной форме – изображениях, наскальных надписях и рельефах, а также всписках владык, храмовых хрониках, выбитых на камне или прорисованных наглиняных табличках.
Сегоднямыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляютнад проблемами социальной жизни, коллективной человеческой деятельности.
Ясноодно – общество не стоит не мете. Оно постоянно меняется и развивается, такжекак и человек. Для того чтобы досконально изучить общество, понять все еготонкости, а главное – суть его, не хватило бы даже знания всех наук и всего,что происходит на земле.
Философия– не точная наука. Она старается дать ответы на вопросы, которые касаются всехи каждого. Она размышляет о сущности бытия, о том, как все возникло. Каквозникло общество? Что первично – человек или общество? На эти вопросы япостаралась ответить на эти вопросы, изучив разные точки зрения разныхмыслителей, живших в разные времена.
Взаключение хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, ни общество, ничеловечество не первично. Эти оба феномена появились одновременно и не могутсуществовать без друг — друга.
Список литературы:
1.     «Общество»,Часть первая, Москва, «Аванта», 2003
2.     Философскийсловарь, М. Политиздат
3.     «Социологические теории современности» П.А.Сорокин
         

[1]В.И. Кузнецов “Что такое бытие”


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.