Реферат по предмету "Философия"


Материалистическое понимание истории К. Маркса

на тему:«Материалистическоепонимание истории
 К. Маркса»Оглавление
Оглавление.………………………………………………………………...
2
Введение. …………………………………………………………………...
3
1.Основные категории исторического материализма………………………………………………………………
5
   1.1. Общественное бытие и общественное сознание…………………..
6
   1.2. Производительные силы и производственные отношения………..
8
   1.3. Базис и надстройка…………………………………………………...
13
2. Исторический процесс как последовательная смена общественно — экономических формаций………………………………
17
2.1.Категория общественно — экономической формации. Критерии                          членения исторического процесса……………………………………….
17
2.2.Формационные ступени исторического процесса……………….....
20
2.3.Социальная революция как закон смены общественно — экономических формаций………………………………………………...
28
3. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей ……………………………………………………………………….                                                                                                        
32
Заключение…………………………………………………………………
37
Список использованной литературы …………………………………..                                                      
40

Введение
Философия марксизмапредставляет собой колоссальную по уровню своей логической обоснованности иидеологического влияния систему научных знаний о человеке, обществе,государстве. Именно она еще так недавно играла огромную роль в жизни нашейстраны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшнийдень, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубинойи точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.
Настоящая работапосвящена марксистскому учению об общественно-историческом процессе –материалистическому пониманию истории. Оно составляет неотъемлемую частьфилософии марксизма и наиболее ярко иллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболееярко прослеживается воплощение диалектико-материалистической теории развития,ее общих законов, благодаря которым осуществляются процессы движения иизменения материи. Кроме того, воплощенный в марксистской теории историческогопроцесса формационный подход к общественно-историческому развитию является, помнению автора, наиболее обоснованным не только с теоретической, но и спрактической точки зрения.
Целью настоящей работыявляется исследование сущностных основ марксистского понимания историческогоразвития общества через его основные категории и закономерности.
Достижению указанной целислужат следующие задачи:
1. Выявление содержанияосновополагающих категорий исторического материализма – общественное бытие иобщественное сознание, производительные силы и производственные отношения,базис и надстройка – как диалектически взаимосвязанных составляющихисторико-философского учения К. Маркса.
2. Анализ сущностикатегории общественно-экономической формации как важнейшего звена в члененииисторического процесса и показателя его прогрессивного развития.
3. Рассмотрение типовобщественно-экономических формаций, возникающих в процессе развития общества отнизших форм к высшим.
4. Установлениесодержания категории «социальная революция» с позиций ее места в диалектическойсистеме материалистического понимания истории и роли в процессе общественногоразвития.
5. Исследованиемарксистского подхода к истории как объективно обусловленному процессу черезпонятие исторической необходимости; выявление роли сознательной деятельностилюдей в истории.
Указанные задачипредопределили структуру настоящей работы, представленную в оглавлении.

1.Основные категории исторического материализма
Учение Карла Маркса  об истории человеческого общества складывалосьв процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежитбазовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе мира, отом, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения.При этом в качестве метода познания используется диалектический материализм.Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического развития и формыих реализации в деятельности людей.
Впервые материалистическоепонимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкаяидеология» (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как «…последовательнаясмена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы,производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1]
В рамках своего ученияМаркс доказывает, что материальное производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Ноглавное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующиеоткрытия, по словам Т. И. Ойзермана, — это то, что человечество само создаетобъективные условия, которые определяют его развитие. Ни географическиеусловия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющейсилой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете,являются производительные силы.[2]
Категориюпроизводительных сил, как и  другиеключевые категории материалистического понимания истории, Маркс выводит изодного общего основания – материальной природы человека, его потребностей идеятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка всякойчеловеческой истории, — читаем мы в «Немецкой идеологии», — это … существованиеживых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, кактолько начинают производитьнеобходимые им средства к жизни… Производя необходимые им средства к жизни,люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь».[3]
Итак, свое начало историячеловеческого общества берет в мире материальных вещей. На этом общем основаниипокоятся категории «общественное бытие», «общественное сознание»,«производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка»,при помощи которых конструируется логика изложения материалистическогопонимания истории.
1.1. Общественное бытие иобщественное сознание
Общественное бытиелюдей, по Марксу, есть реальныйпроцесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественнойжизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежитих экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, людипрежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечиваетсялюдьми в процессе общественного производства, экономической жизни.
Нолюди в обществе не только живут, производят и развивают формы своейобщественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют онем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие естьжизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная,отраженная в сознании.
Вотэта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием,производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественноесознание есть сознание общественных отношений, отражениеобщественного бытия.
Так,литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует вжизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи сутьотражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытиепервично, а общественное сознание вторично, производно.
Люди, живя идействуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи освоей общественной жизни.
В этойсвязи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа исознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живети действует. В первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором жесмысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действоватьбессознательно, стихийно.
Сознаниекак свойство человеческой деятельности может относиться к сфере удовлетворенияличных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным.
Первичностьобщественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том,что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся вобщественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытиеявляется независимым от общественного сознания, но еще и в том, чтообщественное бытие определяет общественное сознание.
Еслиобщественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербахговорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”.
Носознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально — мертвым отражениемжизни. Марксистский материализм в понимании общественной жизни отнюдь неотрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он лишьподчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть теснейшимобразом связаны с последней, правильно отражая тенденции и требования ее развития.[4]1.2. Производительные силыи производственные отношения
Исходныйпункт истории человечества и его дальнейшего развития, как уже отмечалось,образует производство средств существования.  Но при этом люди не свободны в выборепроизводства. То или иное поколение застает его готовым. Оно наследуетпроизводство от прошлых поколений.
В«Капитале» Маркс характеризует производство как целесообразную деятельностьлюдей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил.Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд, 2) предмет труда и 3)орудия труда.
Производствовключает в себя две стороны: во-первых, отношение людей к природе, степеньовладения ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самихлюдей друг к другу в процессе овладения силами природы, т. е. производственныеотношения.
Производительные силы— одно из наиболее общих и основныхпонятий марксистской философии. В этом понятии выражается основное отношениечеловека к природе. К производительным силам относятся люди и средствапроизводства. Производительные силы представляют собой органическое единствовсех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на основе всейсистемы разделения труда в обществе.
Силы природы и ее предметы становятся производительнымисилами лишь тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е.выступают в качестве средств.
Производительные силы представляют собойконкретно-историческое единство производителей и средств производства,целостную систему личных и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией иразделением труда.
Но указанные элементы играют не однозначную роль всистеме производительных сил. Главной производительной силой являютсяпроизводители, трудящиеся.
Для развития техники всегда требуются соответствующиекадры рабочих, которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой инаучным знанием, являются решающим фактором производства на любой ступениобщественно-исторического развития. В конечном счете, источникомпроизводительных сил является трудовая деятельность людей.
Производительные силы, в конечном счете, по выражениюМаркса, представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемыематериальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства,добывают предметы труда. Маркс замечает, что «развитие общественного индивида —вот что выступает в качестве основного устоя производства и богатства».
Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегдаконкретно-исторический характер. В определенных общественных условиях онаобладает специфическими общественными свойствами. Член первобытного общества,раб, крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистическогообщества — вот этапы ее развития. В этом качественном различии даннойпроизводительной силы отражаются особые общественные отношения, при которых онафункционирует. Процесс труда не только выражает собой затрату физической идуховной энергии, но и исторически сложившиеся общественные отношения
Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которыхчеловек воздействует на природу. Посредством орудий труда человек производитпреднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий человекматериализует свой труд, благодаря чему происходит передача последующимпоколениям накопленного в обществе труда, общественных отношений.[5]
В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к другу.Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства, называютсяпроизводственными. Они соответствуют определенному уровню развития производительныхсил. Производственные отношения характеризуют то или иное соединение средствпроизводства с рабочей силой. Маркс в своем анализе производственных отношенийподчеркивал их общественный характер. Он писал, что производство обособленногоиндивида вне общества — такая же бессмыслица, как развитие языка вне совместноживущих и разговаривающих между собой индивидов.
Производственные отношения людей — это их первичныеотношения, которые определяют все остальные общественные отношения. Ониматериальны, складываются в процессе производства, возникают объективно, врезультате действия законов экономического развития. Производственные отношенияне зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно.
Вместе с производительными силами люди наследуют иопределенные общественные отношения производства. Характер производственныхотношений людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением иростом производительных сил. Производительные силы и производственныеотношения, доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековойдеятельности, каждый раз становятся исходным пунктом для начала последующейдеятельности людей, для развития общества в целом.
Производственные отношения, определяемые развитиемпроизводительных сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности насредства производства. Это главное и решающее в содержании понятияпроизводственных отношений. Переход от одной общественно-экономической формациик другой сопровождается перераспределением средств производства, сменой формсобственности на них.
Теснейшим образом с распределением средств производства,или формой собственности на них, связано положение и взаимное отношениеразличных классов и социальных групп в общественном производстве. Формасобственности на средства производства также определяет собой социальные формыи характер распределения продуктов в обществе.
Производственные отношения в обществе определяютсяформами собственности. Каждая из основных форм  (первобытно –общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,  коммунистическая) производственных отношенийсоставляет экономическую структуру общественно-экономической формации.
Производство в обществе функционирует как совокупностьразличных видов труда, обусловленных разделением труда в тесной связи сразвитием техники.
Производительныесилы и производственные отношения образуют единство, в котором первыесоставляют содержание, а вторые — их форму. Нет производительных сил безпроизводственных отношений. Производственные отношения выступают в процессепроизводства не в качестве внешней оболочки, а как его внутренний момент.Всякое производство, пишет Маркс, есть присвоение благ природы внутриопределенной общественной формы и посредством ее.
Производительные силы и производственные отношения вконкретно-исторической совокупности в процессе функционирования составляют способ производства, определяющий всюобщественную жизнь данной исторической эпохи. Производительные силы выражаютотношение человека к природе, а производственные отношения — отношения людейдруг к другу в процессе производства. «Каковы бы ни были общественные формыпроизводства,— пишет Маркс,— рабочие и средства производства всегда остаютсяего факторами. Но, будучи в состоянии отделения друг от друга, и те и другиеявляются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить,они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется этосоединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя».[6]Способ, каким люди той или иной общественно-экономической формации производятнеобходимые средства для жизни, и составляет понятие способа производства.
Способ производства представляет собой общественнуюформу производства. Внутреннее единство производительных сил и производственныхотношений находит свое выражение в том, что воспроизводство в общество всегдаозначает не только воспроизводство определенных материальных условий жизни,но  и воспроизводство определенныхобщественных отношений.
Способ производства образует основу общества. В немзаложены основные источники общественного развития. История общества естьпрежде всего история способов производства. Особый характер и способ, какимпроисходит соединение рабочих со средствами производства, различаетобщественно-экономические формации. На каждой ступени общественного развитияспособ производства определяет характер и формы влияния географической среды, вконечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействиянауки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществеотношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены всоциальной, политической и духовной областях жизни общества. Развитиепроизводительных сил и изменение производственных отношений выражаютпоступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренныеизменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законамипроизводства.[7]1.3. Базис и надстройка
Марксизмустановил, что идеологические отношения и соответствующие им формы учреждений иорганизаций следует объяснять не из них самих, как это делали идеалисты, а изматериальных, производственных отношений, образующих экономическую основуобщества. Таким образом, марксизм дал вполне объективный критерий для отделенияопределяющих общественных отношений от производных, выделив производственные,экономические отношения как структуру общества, его основу. В этой связи Маркси Энгельс ввели в науку понятия базиса и надстройки.
Людине могут производить материальные блага, не вступая в определенные производственныеотношения друг с другом. “Совокупность этих отношений, — говорит Маркс, — составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройкаи которому соответствуют определенные формы общественного сознания”.[8] (Курсивнаш. — А. Г.)
Нетруднопонять, что производственные отношения, с одной стороны, являются необходимымэлементом способа производства, а с другой – составляют базис, основу для техобщественных явлений, которые возникают на этой основе.
Нельзясмешивать способ производства, как материальную основу всего общественногоразвития, с экономическим базисом, как основой лишь надстроечных явлений.
Категорияэкономического базиса является одновременно общеисторической и конкретно – исторической.Это значит, что каждой общественной формации присущ свой экономический базис.Сообразно различным типам производственных отношений складываютсясоответствующие типы экономических базисов: первобытнообщинный,рабовладельческий, феодальный, коммунистический. Следовательно, господствующийтип производственных отношений определяет соответствующий тип экономическогобазиса.
Каждыйэкономический базис неизбежно порождает соответствующую ему надстройку. Надстройка – это совокупностьобщественных явлений, которые возникают и развиваются на основе определенногоэкономического базиса, как-то: политические, правовые, этические эстетические,философские, религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) исоответствующие им учреждения и организации.
Историческийопыт показывает, что сначала возникают общественные идеи, а затемсоответствующие им учреждения и организации.
Надстройка,как и базис, является одновременно общеисторической и конкретно – историческойкатегорией. Надстройка необходимо присуща каждой общественной формации. Каждомутипу базиса соответствует определенный тип надстройки. Стало быть, базиспорождает одну, а не несколько надстроек. Надстройка, по словам Ленина,является формой существования экономической структуры общества, как содержания.Надстройка отражает свой базис, его природу (сущность), подобно тому, как формаотражает свое содержание.
Областьнадстройки является ареной острой классовой борьбы. Господствующими идеями иорганизациями в условиях антагонистического общества являются идеи иорганизации экономически господствующего класса.
Вобществе действует общесоциологический закон: базис определяет надстройку. Этозначит, что каков базис, такова в основном и надстройка. Экономический базисявляется источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки.В основном изменение в базисе предшествует изменениям в надстройке.
Определяющеевоздействие базиса на надстройку не следует понимать упрощенно. Изменениенадстройки не происходит автоматически, вслед за изменением базиса. Дело в том,что надстройка обладает относительной самостоятельностью. С одной стороны, онаотличается большим консерватизмом, меньшей подвижностью и изменчивостью, чембазис. Поэтому она в своем развитии отстает от развития и изменения базиса,подобно тому, как форма в развитии отстает от содержания. С другой стороны,часть надстроечных явлений может обогнать существующий базис. В силу этого вразвитии базиса и надстройки постоянно возникают и разрешаются взаимныепротиворечия .
Изопределяющей роли базиса в отношении надстройки не следует, что она пассивна ибезразлична к базису. Обратное активное воздействие надстройки на развитиебазиса является общей исторической закономерностью.
Активнаяроль различных экономических элементов проявляется двояко. Они могут ускорятьили замедлять развитие базиса, укреплять, или разрушать его.
Когдастарые экономические  отношенияпревращаются в оковы развития производительных сил, тогда наступает эпохасоциальной революции, сопровождающаяся революционным преобразованием базиса инадстройки старого общества.[9]
Рассмотренныекатегории исторического материализма являются той основой историко-философскойсистемы Маркса, вокруг которой выстраивается вся логическая конструкцияматериалистического понимания истории. Они выступают базовыми для обоснованиякатегории общественно-экономической формации, которая, как будет показанодалее, занимает центральное место в членении исторического процесса.
2. Исторический процесс какпоследовательная смена общественно -  экономическихформаций
2.1. Категорияобщественно-экономической формации. Критерии членения исторического процесса
Диалектико-материалистическийподход к пониманию истории стал предпосылкой, обоснованием формационной теории.Согласно ей каждый исторический тип общества представляется живым, находящимсяв развитии организмом, а история – закономерным процессом смены общественныхформ, утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими болееширокие возможности  для развитияматериального производства, общественной жизни в целом. К. Маркс писал: «Мояточка зрения состоит в том, что я смотрю на развитие экономической общественнойформации как на естественноисторический процесс…». Общество «не может ниперескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».[10]
Категорияобщественно-экономической формацииобозначает исторически определенную ступень общественного развития,исторический тип конкретного общества, общественного устройства. Сам термин«формация» бал воспринят К. Марксом из геологической науки, где им обозначалосьнапластование геологических отложений определенного периода, котороепредставляло собой исторически сложившееся образование в земной коре. Сходствомежду «формацией» в виде категории геологической науки и «формацией» в видекатегории  исторического материализма втом, что в обоих случаях речь идет возникающих и изменяющихся образованиях.
Впервыекатегория «формация» была употреблена К. Марксом в 1852 г. в книге«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Анализируя политические процессыстановления и развития буржуазного общества, К. Маркс обращал внимание наособенность формирования идей, отражающих коренные интересы новогогосподствующего класса. Вначале эти идеи облекались идеологами буржуазии вформу, характерную для общественного сознания рабовладения и феодализма. Но такбыло только до утверждения буржуазных отношений. Как только «новая общественнаяформация сложилась, — отмечал К. Маркс, — исчезли допотопные гиганты и с нимився воскресшая из мертвых римская старина…».[11]Следует отметить, что термин «формация» употреблялся им в разных сочетаниях:«общественная экономическая формация», « экономическая формация», «общественнаяформация».
Вкачестве критерия формационного развития человеческого общества наиболее общий,фундаментальный характер имеет способ производства материальной жизни:производственные отношения, типы (формы) собственности, т.е. та сторонаобщественного способа производства, которая выражает общественные отношениямежду людьми. Именно это составляет основу формационных ступеней историческогопроцесса и, соответственно, формационных типов конкретного общества. К. Марксвыделял рабовладельческое (античное), феодальное, буржуазное, коммунистическоеобщества. Также он обращал внимание на азиатский способ производства, а послеработ Г. Маурера, Х. Банкрофтаи особенно Л. Моргана в качестве исходного пункта развития человеческогообщества называл архаическую формацию общинного типа.[12]
Впроцессе разработки своей теории общественно-исторического процесса К. Марксиспользовал и иные критерии членения истории человечества на отдельные этапы. Так,в работе «К критике гегелевской философии права» в качестве таких критериеввыдвигалось соотношение гражданского общества и государства. Под этим углом зренияразличались древность, средние века, новое время и демократия будущего. В«Экономическо-философских рукописях 1844 года» история представлялась в видепроцесса зарождения, движения и отмирания исторических форм отчуждения труда.Опираясь на данный критерий, К. Маркс выделял доклассовое, классовое ибесклассовое (коммунистическое) общество.
В«Немецкой идеологии», где материалистическое понимание истории обретает зримыечерты и определенность, К. Маркс и Ф. Энгельс за основу членения историческогопроцесса взяли формы собственности, которые выражают различные ступени вразвитии разделения труда. Соответственно были выявлены четыре господствовавшихв историческом процессе форм собственности: племенная, античная (общинная игосударственная), феодальная и буржуазная. Обосновывалась также неизбежностькоммунистического общества. Наконец, в предисловии к книге «К критикеполитической экономии» К. Маркс, формулируя суть материалистического пониманияистории, выделял еще один критерий членения исторического процесса – способпроизводства материальной жизни. В качестве прогрессивных ступенейобщественного развития он называл азиатский, античный, феодальный и буржуазныйспособы производства.[13]
Внастоящей работе будет рассмотрен формационный подход к членению историческогопроцесса. Данная позиция обусловлена, по мнению автора, его наибольшейобоснованностью и последовательностью аргументации, максимально адекватнымотражением реального поступательного движения общества от низших форм своегоразвития к высшим. Ведь каждая общественно-экономическая формация предстаетодновременно и как тип общества, функционирующий и развивающийся по своимособым законам, и как стадия всемирно-исторического процесса, связаннаяпредпосылками своего возникновения с предшествующей и предпосылками своегоисчезновения – с последующей стадией развития человеческого общества.
2.2. Формационные ступениисторического процесса
Первобытнообщинный строй– первичная (или архаическая)общественно–экономическая формация, структура которой характеризуетсявзаимодействием общинных и родственных форм общности людей. Деятельностьпервобытного человека протекает в рамках общины (кровной, родовой, сельской),которая состоит из семей (парных, больших, и т.д.) – ячеек, осуществляющихвоспроизводство самого человека и представляющих более или менее зависимые отобщины центры хозяйственной, религиозной и т.д. деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины, наряду скровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из других общин.Регулирование брачных отношений, придавая межобщиннымсвязям устойчивый и упорядоченный характер, содействует превращению общин вовзаимосвязанные элементы социального целого (родоплеменная организация, и др.).Первобытнообщинный строй охватывает время от зарождения социальных отношений довозникновения классового общества. При расширительном толковании понятияпервичной формации в целом началом первобытнообщинного строя считают фазупервобытного стада, а завершающим этапом – общества общинной государственности,где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурнойзавершенности первобытнообщинные отношения достигают в период родового строя,образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Основой производственныхотношений здесь служила общая собственность на средства производства (орудияпроизводства, земля, жилище, хозяйственный инвентарь), в пределах которойсуществовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего  обихода, одежду и т.п. Первобытные отношения,существовавшие в условиях начальных ступеней технического развитиячеловечества, коллективных форм собственности, религиозно — магическихпредставлений, вытесняются новыми социальными отношениями (или частично к нимадаптируются) в результате совершенствования орудий труда, форм хозяйства,эволюции семейно- брачных и др. отношений).[14]
Рабовладельческий строй– первое классовое антагонистическоеобщество, возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство в техили иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшейформы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы сталиглавной производительной силой общества. При рабовладельческом строегосподствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев  — эксплуататоров. Он распадается на разныесоциальные группы: крупные землевладельцы, владельцы крупных мастерских,торговцы, ростовщики. Вторым основным классом является многочисленныйэксплуатируемый класс рабов. Кроме этих двух основных классов врабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения:мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммунистический союз молодёжи Китая
Реферат The Famous Gutenberg Essay Research Paper Johannes
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Сормовский по маршруту порт Ялта порт Неаполь
Реферат Физическая культура и развитие личности дошкольника
Реферат Психология джаза
Реферат Понятие объекта и субъекта в управлении социальной работой
Реферат Гипертоническая болезнь: этиология, патогенез, диагностика и клиническая характеристика
Реферат Анализ финансового состояния организаций: цели, задачи, информационная база и основные методы проведения. Особенности анализа финансового состояния неплатежеспособной организации
Реферат Состояние фауны гидроидов Еремеевского порога Белого моря ранней весной
Реферат Физическое воспитание детей дошкольного возраста 2
Реферат Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах
Реферат Реализации генерального плана "Ост" на территории Белоруссии
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Днепр по маршруту Поти-Измир
Реферат «Как научить детей сотрудничать?»
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Сормовский по маршруту Евпатория Алжир