TOC o «1-2» Тема I.ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА GOTOBUTTON _Toc319680788 PAGEREF _Toc319680788 5
Понятие мировоззрения. Егоисторические типы. GOTOBUTTON _Toc319680789 PAGEREF _Toc319680789 5
Философия системе культуры. Функции Философии. GOTOBUTTON _Toc319680790 PAGEREF _Toc319680790 7
Основной вопрос философии.Понятие материи. GOTOBUTTON _Toc319680791 PAGEREF _Toc319680791 7
Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА GOTOBUTTON _Toc319680792 PAGEREF _Toc319680792 11
Исторические типы Философиии Философствования. GOTOBUTTON _Toc319680793 PAGEREF _Toc319680793 11
Философская мысль в древнейИндии. GOTOBUTTON _Toc319680794 PAGEREF _Toc319680794 12
Древнекитайская философия. GOTOBUTTON _Toc319680795 PAGEREF _Toc319680795 18
Тема III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ GOTOBUTTON _Toc319680796 PAGEREF _Toc319680796 21
Материализм древнегреческойфилософии. GOTOBUTTON _Toc319680797 PAGEREF _Toc319680797 21
Идеализм Платона и егоособенности. GOTOBUTTON _Toc319680798 PAGEREF _Toc319680798 22
Философия Аристотеля. GOTOBUTTON _Toc319680799 PAGEREF _Toc319680799 23
Тема IV. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ GOTOBUTTON _Toc319680800 PAGEREF _Toc319680800 26
Особенности и принципырелигиозно-философского стиля мышления. GOTOBUTTON _Toc319680801 PAGEREF _Toc319680801 26
Мистика и схоластика — дваметода средневекового философствования. GOTOBUTTON _Toc319680802 PAGEREF _Toc319680802 27
Тенденции средневековойсхоластики: реализм и номинализм. GOTOBUTTON _Toc319680803 PAGEREF _Toc319680803 28
Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ GOTOBUTTON _Toc319680804 PAGEREF _Toc319680804 30
Основные черты мировоззрениячеловека эпохи Возрождения. GOTOBUTTON _Toc319680805 PAGEREF _Toc319680805 30
Философское икосмологическое учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. GOTOBUTTON _Toc319680806 PAGEREF _Toc319680806 31
Новая методология научногопознания ФРЭНСИСА БЭКОНА. GOTOBUTTON _Toc319680807 PAGEREF _Toc319680807 32
Тема VI. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIIIвв.) GOTOBUTTON _Toc319680808 PAGEREF _Toc319680808 34
Реализация идеи автономнойфилософии в XVII в. GOTOBUTTON _Toc319680809 PAGEREF _Toc319680809 34
Философия французскогомеханистического материализма. GOTOBUTTON _Toc319680810 PAGEREF _Toc319680810 35
Философиятрансцендентального идеализма И. Канта. GOTOBUTTON _Toc319680811 PAGEREF _Toc319680811 37
Тема VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА GOTOBUTTON _Toc319680812 PAGEREF _Toc319680812 39
Классики немецкого идеализмаИ. Фихте, Ф. Шеллинг, и Г. Гегель. GOTOBUTTON _Toc319680813 PAGEREF _Toc319680813 39
Критика гегельянства«слева» (Л. Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс) и «справа»(Шопенгауер, С. Кьеркегор и Ф. Ницше). GOTOBUTTON _Toc319680814 PAGEREF _Toc319680814 40
Тема VIII. СОВРЕМЕННАЯ НЕМАРКСИСТСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ-ФИЛОСОФИЯ GOTOBUTTON _Toc319680815 PAGEREF _Toc319680815 43
Особенности современнойнемарксистской западноевропейской философии. GOTOBUTTON _Toc319680816 PAGEREF _Toc319680816 43
«Философия науки»как течение современной философской мысли. GOTOBUTTON _Toc319680817 PAGEREF _Toc319680817 44
Экзистенциализм — философиясуществования (антиспиентизм). GOTOBUTTON _Toc319680818 PAGEREF _Toc319680818 45
Тема IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ GOTOBUTTON _Toc319680819 PAGEREF _Toc319680819 47
Особенности и периодизациярусской философии. GOTOBUTTON _Toc319680820 PAGEREF _Toc319680820 47
В. С. Соловьев — основоположник нового религиозного сознания. GOTOBUTTON _Toc319680821 PAGEREF _Toc319680821 49
«Философия общегодела» Н. Ф. Федорова. GOTOBUTTON _Toc319680822 PAGEREF _Toc319680822 50
Тема X. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ GOTOBUTTON _Toc319680823 PAGEREF _Toc319680823 52
Жизненные корнии Философский смысл проблемы бытия. GOTOBUTTON _Toc319680824 PAGEREF _Toc319680824 52
Судьба проблемы бытия в XXв. GOTOBUTTON _Toc319680825 PAGEREF _Toc319680825 54
Тема XI. СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ GOTOBUTTON _Toc319680826 PAGEREF _Toc319680826 56
Смысл проблемы сознания.Особенности ее решения на разных этапах ее развития.GOTOBUTTON _Toc319680827 PAGEREF _Toc319680827 56
Марксистская концепциясознания. GOTOBUTTON _Toc319680828 PAGEREF _Toc319680828 58
Тема XII. АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА GOTOBUTTON _Toc319680829 PAGEREF _Toc319680829 61
Проблема человека в историифилософии. Его происхождение. Единство в нем биологического и социального. GOTOBUTTON _Toc319680830 PAGEREF _Toc319680830 61
Сущность и существованиечеловека. GOTOBUTTON _Toc319680831 PAGEREF _Toc319680831 62
Индивид и личность. Смысл ицель жизни. GOTOBUTTON _Toc319680832 PAGEREF _Toc319680832 63
Тема XIII. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА GOTOBUTTON _Toc319680833 PAGEREF _Toc319680833 65
Исторические Формы ипринципы диалектики. GOTOBUTTON _Toc319680834 PAGEREF _Toc319680834 65
Законы и категорииматериалистической диалектики. GOTOBUTTON _Toc319680835 PAGEREF _Toc319680835 66
Метафизика — антиподдиалектики. GOTOBUTTON _Toc319680836 PAGEREF _Toc319680836 70
Тема XIV. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА GOTOBUTTON _Toc319680837 PAGEREF _Toc319680837 72
Понятие общества. GOTOBUTTON _Toc319680838 PAGEREF _Toc319680838 72
Общество как целостнаясаморазвивающаяся система. GOTOBUTTON _Toc319680839 PAGEREF _Toc319680839 72
Проблемы современногоинформационно-технического общества. GOTOBUTTON _Toc319680840 PAGEREF _Toc319680840 77
Тема XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА GOTOBUTTON _Toc319680841 PAGEREF _Toc319680841 80
Экономическая жизнь обществаи ее основные проявления. GOTOBUTTON _Toc319680842 PAGEREF _Toc319680842 80
Объективные экономическиезаконы. Экономические отношения и экономические интересы. GOTOBUTTON _Toc319680843 PAGEREF _Toc319680843 83
Взаимодействие объективной исубъективной сторон экономической жизни общества. GOTOBUTTON _Toc319680844 PAGEREF _Toc319680844 83
Тема XVI. ПРАВОВАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА GOTOBUTTON _Toc319680845 PAGEREF _Toc319680845 86
Социальный институт исущность права. GOTOBUTTON _Toc319680846 PAGEREF _Toc319680846 86
Правообразующие принципы:равенство, свобода, справедливость. GOTOBUTTON _Toc319680847 PAGEREF _Toc319680847 88
Концепция правовогогосударства. GOTOBUTTON _Toc319680848 PAGEREF _Toc319680848 88
Правосознание и его уровни. GOTOBUTTON _Toc319680849 PAGEREF _Toc319680849 89
Тема XVII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА GOTOBUTTON _Toc319680850 PAGEREF _Toc319680850 91
Социальная природа исодержание духовной жизни. GOTOBUTTON _Toc319680851 PAGEREF _Toc319680851 91
Искусство — важнейший вилдуховной деятельности. GOTOBUTTON _Toc319680852 PAGEREF _Toc319680852 94
Мораль как регуляторсоциального повеления. GOTOBUTTON _Toc319680853 PAGEREF _Toc319680853 96
Тема XVIII. РАЗВИТИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В XX ВЕКЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕТЕНДЕНЦИИ GOTOBUTTON _Toc319680854 PAGEREF _Toc319680854 100
Человечество как субъектистории. GOTOBUTTON _Toc319680855 PAGEREF _Toc319680855 100
Экономические, социальные иполитические процессы в XX в. GOTOBUTTON _Toc319680856 PAGEREF _Toc319680856 101
Глобализация общественнойжизни в XX в. GOTOBUTTON _Toc319680857 PAGEREF _Toc319680857 102
Капитализм и социализм — основные тенденции XX в. GOTOBUTTON _Toc319680858 PAGEREF _Toc319680858 102
Тема XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ GOTOBUTTON _Toc319680859 PAGEREF _Toc319680859 105
Гносеология как Философскаядисциплина. Ее база и цель. GOTOBUTTON _Toc319680860 PAGEREF _Toc319680860 105
Основные Формы познания иучение об истине. GOTOBUTTON _Toc319680861 PAGEREF _Toc319680861 106
Состав, структура и динамиказнания. GOTOBUTTON _Toc319680862 PAGEREF _Toc319680862 108
Тема XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ GOTOBUTTON _Toc319680863 PAGEREF _Toc319680863 111
Научное познание, егоспецифика и строение. GOTOBUTTON _Toc319680864 PAGEREF _Toc319680864 111
Методология научногопознания. GOTOBUTTON _Toc319680865 PAGEREF _Toc319680865 114
Роль науки в развитиитехники. GOTOBUTTON _Toc319680866 PAGEREF _Toc319680866 117
Тема XXI. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И НАУКИ GOTOBUTTON _Toc319680867 PAGEREF _Toc319680867 120
Философские проблемытехнического прогресса. Его плюсы и минусы. GOTOBUTTON _Toc319680868 PAGEREF _Toc319680868 120
Человеческий разум и наука. GOTOBUTTON _Toc319680869 PAGEREF _Toc319680869 122
Философия современногонаучно-технического развития. GOTOBUTTON _Toc319680870 PAGEREF _Toc319680870 125
Тема XXI. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ЕЕ проблемы И ПЕРСПЕКТИВЫ GOTOBUTTON _Toc319680871 PAGEREF _Toc319680871 128
Специфика мировой ситуацииконца XX в. GOTOBUTTON _Toc319680872 PAGEREF _Toc319680872 128
Основные глобальные проблемысовременности. Предпосылки их преодоления. GOTOBUTTON _Toc319680873 PAGEREF _Toc319680873 129
Возможно ли предвидеть будущее? GOTOBUTTON _Toc319680874 PAGEREF _Toc319680874 132
Тема I. ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
2. Философия в системе культуры. Функциифилософии.
3. Основной вопрос философии. Понятие материи.
Понятие мировоззрения. Егоисторические типы.
Мировоззрение как понятие настолько частоиспользуется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, илиусматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означаетслово «мировоззрение»?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЭТО СОВОКУПНОСТЬВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение — сложное взаимодействиеэмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ — это отношение человека кокружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствахи действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и внем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения,национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент,возраст, состояние здоровья и т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ — это то или иное пониманиемира, действительности, система взглядов, идей. Оно отражаетпознавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишьего понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокровная работа ума, системанейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Оба эти «полюса» в тканимировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоцииприсутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однаковернемся к миропониманию.
В зависимости от степени познавательнойглубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов различаютДВА УРОВНЯ МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.
ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕмиропонимание нередко называют «ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ», потому чтооно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном и многообразном повседневном опыте. Вэтом его «плюсы» и «минусы». «Плюсы» сводятся ктому, что житейское миропонимание является массовым и реально«работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобыутверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись неединиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни,действия.
«Минусы» сводятся, во-первых, ктому, что житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носитстихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью,обоснованностью. Вот почему на этом уровне наблюдается множествопредрассудков, слабая защищенность от ошибок, подверженность влиянию нездоровыхнастроений (национальных и др.), современных «мифов» (например,вульгарно трактуемого равенства), отсутствие логики, превалирование эмоций(демагогия), дефицит здравого смысла. Все это составляет питательную почву длядеятельности отдельных социальных групп, преследующих свои узкоэгоистическиецели.
«Минусы» сводятся, во-вторых, ктому, что житейское миропонимание пасует перед проблемами, требующимисерьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческиеценности.
Соотношение жизненно-практического итеоретического уровней мировоззрения в определенной мере прослеживается висторической последовательности. В данном случае можно сказать, что«жизненная философия» в наиболее общем виде проявляется в мифологиии религии. А это значит, что мифология и религия предшествуют философии.
Исторически первым типом мировоззренияявляется МИФОЛОГИЯ. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития.Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось ответитьна такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом,возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место вмифах занимал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изобретенииремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Мировоззренческие вопросы в мифологии восновном решались генетически: научное объяснение процесса происхождения миразаменяли рассказы о том, кто кого породил. Так, в «Теогонии»Гесиода, «Илиаде» и«Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — вечный, безграничный, темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, вт.ч. Земле и ее богине — Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Аналогичнаясхема встречается в мифологии других народов мира.
Мифология играла огромную роль в жизни людей.Она устанавливала гармонию между миром и человеком, природой и обществом,обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее согласиечеловеческой жизни, удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому содержаниемифов первобытному человеку представлялось в высшей степени реальным,заслуживающим абсолютного доверия.
На ранней стадии развития человечествамифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В этот же периодсуществовала и РЕЛИГИЯ, которая с содержательной стороны, т.е. с точки зрениямировоззренческих конструкций, составляла с мифологией единое целое. Нельзябыло утверждать, что одни сказания, предания «религиозны», а другие — «мифологичны». Однако религияотличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ,включавшей в себя обрядовые действия, направленные на установлениеопределенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становилсярелигиозным в той мере, в какой он включался в культовую систему, выступал вкачестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь вкультовую систему, приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция которогосостояла в том, чтобы избавить человека от земных, исторически изменчивых,преходящих аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. Вдуховно-нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам,ценностям и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневности,социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл изначение, а, значит, и устойчивость человеческому бытию, помогала людямпреодолевать житейские трудности.
По мере развития человеческого общества,совершенствования познавательного аппарата появилась потребность в новой формерешения мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, ана Логосе — разуме, т.е. на мышлении. А это уже другой, более высокий уровеньмиропонимания — теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип осмыслениядействительности — ФИЛОСОФИЯ.
В отличие от религиозного мировоззрения с егопреимущественным вниманием к превосходящим человека силам природы и существам,Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения,отразила нараставшую в обществе жажду научного знания мира и человека. Наранней стадии развития она выступила как поис