Культура, ее человеческая сущность и роль вобществе, культура и цивилизация
Основная идеятемы: Культура — это мир, высших творений, созданный и создаваемый человеком в ходе своейдеятельности.
Н.К.Рерих: «… культураесть любовь к человеку. Культура есть благоухание,сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтезвозвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Куль тура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».
Вопросы темы
1. Понятие культурыв философии.
2. Социальная обусловленностькультуры.
3. Единство и многообразие современной мировойкультуры, ее особенности.
Вопрос 1-й
Культура как явление общественной жизни является объектомизучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучаетхудожественную культуру, которая создается в рамках различных видовискусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес приизучении этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее единичныепроявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественнойжизни.Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое местоона занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека.Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры иее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественнойлитературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культуройобычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, вотличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура — этомногочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества.В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «культура мышления», «культура речи»,«политическая культура», «культурапроизводства» и др. Что же такое культурас точки зрения философии?
Впервые этот термин был применен римским оратором и философомЦицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на умчеловека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент дляпознания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личнымсовершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание,его служение Богу и самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пониматьсясоответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считалсяуниверсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер,Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно,культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, ихдикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалосьсделать всех людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и пессимистическаятрактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культурыприроде. Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культураявляется источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушаетнравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссосчитал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры.Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по меретого, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации(например,Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссопризывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человекаосуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями.
В немецкой классической философии культура воспринималась каксфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весьокружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, чтокультура — это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности.Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подходнаиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Он обосновывал идею отом, что культура — это прогресс в развитии способностей человеческогоума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык.Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняетцивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. понятие культурыстало употребляться для характеристики творческих сил человека исовокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленностикультуры конкретным способом материального производства, характеромобщественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, чтокультура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшимпроявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовалисьразличные
проявления культуры — культура труда, политическая культура идр.
Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философиина рубеже XIX и начала XX вв.
Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела ирассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощьюправовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, этонеобходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое,антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорватьсковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным инезависимым.
О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогрессв истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. Поего мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимыхорганизмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своемразвитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том,что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял ихарактеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую,греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя ирусско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующиенезависимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал такжеанглийский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного инеустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек— это существо исключительно природное, наделенное совокупностьюпотребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку онаограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавлениячеловека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавлениячеловека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, чтосовременный человек является в большей
степени пленником культуры в сравнении с его первобытнымипредками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.
В XX в. имелись и иные представления окультуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводиласьпрежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способныобеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, вдокладах Римского клуба было сделано ударение на необходимостисовершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в условиях обостренияглобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призванабыть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежатьблагоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активноспособствовать сохранению жизни на нашей планете.
В русской философии понятие культуры традиционно имело преждевсего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православияс его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всемилюдьми и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию.Напротив, Добро — это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основноепредназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русскойфилософииподчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образжизни и традиции, формы экономической жизни. Культура России своеобразна,как и сама «русская душа», мировоззрение и мироощущение россиянина. В нейочень большую роль играет духовное начало, культ добра и справедливости, а невещей и торгашества. Россия находится на пересечении двух потоков мировойистории и культуры — Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» надиалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изучались различныестороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос осущности культуры с позиций философии.
Термин «культура» переводится с латинского языка как«возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежитдеятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельностьвесьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и, следовательно,культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельностьчеловека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как еетворцами. Культура — это сложнейший социальный организм, которыйрождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развитиясил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включаетв себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд,деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношениямежду людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все,созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «втораяприрода», существующая наряду с обычной природой. Культура представляетсобой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замысломчеловека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом:культура = живая деятельность человека + овеществленная деятельностьчеловека. В своей реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.
Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важноепримечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивалрусский философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то,что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогрессаи благу общества. Культурнотолько то, что нравственно. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают наналичие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека вмире, о трагичности егосуществования.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет дваслоя. Во-первых, это материальная культура человечества —орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыкитруда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включаетсовокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также иобщественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право идр. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнестиполитическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это ихудожественная культура как мир произведенийискусства, каждый из которых несет всебе один или же много художественных образов,нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. Поопределению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества».Русский художник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру каксамоорганизующуюся систему духа, которая действует в соответствии с уровнем икачеством «энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерихставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придаеткультуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь сКосмосом.
В каждой национальной культуре всегда есть ее духовноеядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры.На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрениеи мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например,иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, наполитическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности итрудовую мораль, на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явленияпроявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательнуюфункцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такуюроль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы,искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целямпреобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функциясимволизирует выделенностьчеловека из остального животного мира и возвышениенад ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище»ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека —идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческиеценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры вформировании человеческого в человеке — высоких потребностей и благородныхпоступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициямобщества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, сточки зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческойкультуры.
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется ипонятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Нанаш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили изтого, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории человечества(собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля итворца. Культура же есть содержание (содержимое») конкретнойисторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей.Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура. Например, в рамкахаграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культурысо своеобразными характеристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации означаетодновременно и шаг по пути развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но инаоборот, развитиекультуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитиемнаучно-технической революции. Однако не следует думать, что развитиецивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры.На несоответствие между цивилизацией и культурой указал, как мы уже отмечали выше,еще Ж.Ж.Руссо.XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться,деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит ввойнах, которые разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненавистьмежду странами и народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба,раскалывающая иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культурыпроявляется также в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иныхформах.
Вопрос 2-й
Культура как многогранное явлениеобщественной жизни имеет собственную логику развития. Как и индивид, она также погруженав исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие.В этом смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. еефункционирование и развитие обусловлено множеством причин и факторов общественногохарактера. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.
На состояние культуры всегда влияет экономика, производительныесилы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъемкультуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накоплениякапитала в Европе XIV —XV вв. вызвала к жизни всплеск науки иискусства, ремесел, мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России ипереход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новыхтечений в общественной мысли — народничества, марксизма, либеральных учений.Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из историихорошо известно и то, что развитие упомянутого нами капитализма сопровождалоськолониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами запередел мира и «место под солнцем». Развитие производительных сил нередковлечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов,привносит в жизнь людей психологию прагматизма и наживы, дух торгашества. Нечтоподобное имеет место и в современном российском обществе, которое осваиваетрыночные отношения.
Особо следует выделить влияние на культуру научно-техническогопрогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишьпредметом смелой фантазии — невиданными орудиями труда и технологиями,«умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, скоторыми этот прогресс сопряжен — сложная и громоздкая технологическаяинфраструктура на планете, исчерпание природных ресурсов, обезличиваниечеловека и многое другое.
Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как правило вызывают кжизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство можетне только стимулировать развитие материальной культуры, но и сдерживать этотпроцесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко не всегда уживаются другс другом. Так, в 60-е и 70-е гг. вбывшем советском обществе пополитическим мотивам изгонялись за рубеж писатели — диссиденты (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.), преследовалиськрупные ученые (А.Д.Сахаров), известные поэты (В.С.Высоцкий, И.Бродский),другие деятели культуры. Появились так называемые «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предлагалисьпроизведения, воспевающие власть и первых лиц общества(«Малая земля» Л.И.Брежнева и т.п.). Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свободу мировоззрений и слова, развитие науки иискусств. Более того, передовые достижения науки и техники могутприменяться даже против самих людей как орудие подавления их свободы.
Национальные особенности народа придают культуре неповторимыйколорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о долготерпениии щедрости русского народа, о прагматичности американцев, остроумии французов ит.д. Национальное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовнойкультуре. «Дух народа» наиболее очевиден в его языке и литературе, в танцах ипеснях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устоявшиеся традиции.Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утрапашут, днем плачут, а вечером — пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраиваютей «смотрины» и т.д. Духовная культура народа означает также присущий длянего приоритет одних ценностей другим. Так, русскому человеку издавна былосвойственно отстаивать общечеловеческие ценности и отвергатьиндивидуализм. Разумеется, в русском народе частная собственность не отрицаласькак ненужная. Но россияне как никто другой чувствительны к случаям социальнойнесправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная традиция,глубоко социальная по своей сути, всегда побуждала русских людей восприниматьи само государство не как нечто нейтральное и безразличное к людям, а какзаступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился уроссиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в неразвитостиинститута частной собственности на земле.
Общинная психология русского народа, конечно же, способствоваладлительному существованию крепостного права с его принципом «круговойпоруки», укоренению практики принудительного труда.
Влияние выдающейся личности на развитие культуры очевидно и вособых комментариях вряд ли нуждается. Можно бесконечно долго говорить овкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изобретателей иконструкторов, ученых и пророков, художников и композиторов, политиков игосударственных деятелей. Все они — творцы культуры в самых разных еепроявлениях. Они — «биофилы» (созидатели и любители жизни), в отличие от«некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни).Последние — это варвары по отношению к культуре, и слава их - «геростратова».
Преемственность в культуре означает активное влияние прошлого вее содержании на настоящее. Без такой связи времен невозможно накоплениеобщечеловеческого опытаи дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря,преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемаясоциальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культурывыпадают иногда целые пласты,накопленные предшественниками. Новыеже поколения людей начинают жить лишь напочве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальнаязабывчивость, т.е. выпадение изкультуры опыта предшествующих поколенийи его забвение. Нечто подобное происходило в фашистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников —Маркса, Энгельса, Гете и др. Такоебыло и в нашей стране, когда в 20-егоды большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественнойдуховной культуры — писателей, философов,музыкантов. Социальная амнезия — этовсегда катастрофа культуры, а ее последствия сказываются долго и вряд ли могут быть восполнены.
Диалог культур представляетсобой их активное взаимодействие и взаимообогащение.Известно, например, что на культуруРуси огромное духовное влияние оказала Византия, а на развитие ее философскоймысли активно повлияло французскоеПросвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторовоправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежеговетра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл ПетрВеликий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовнойкультурой. Россия как никакая иная страна нуждается в диалоге с другими национальнымикультурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и историческипризвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следуетиметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре — это еесуррогаты, т.е. низкопробные образцы. Удачным примером соединения «чужих» культур сосвоей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведетк их синтезу,т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.
В силусоциальной дифференциации общества в содержании культуры всегда имеется социально-классовые(идеал, интересы и др.), национальное (психологический уклад, язык и др.) и общечеловеческое (простые нормы нравственности, единые формы мышленияи др.) начала. Культура включает всебя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, чтонакоплено, освоено и проверено на практике, например, технология производства вещей, способы земледелия уразличных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше, традиционным был общинный образ жизни, имело место«вечевое» (соборное) начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое), без чегоневозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традиционным иноваторским возможны не только гармония, как например в Японии, но ипротиворечия и даже конфликты. Вполитической жизни это проявляется обычно в борьбе между консерваторами и реформаторами, в педагогике—в полемикемежду сторонниками старой и новой методикобучения и т.д.
Природа также имеет отношение к развитию культуры.Она придает ей некоторую направленность и определяет отдельные формы культуры.Это заметно по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жилищу, одежделюдей.
Очевидно, что культура как социальный организм развивается подвоздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можновыделить два основных исторических типа культуры.
Первый тип — это культура так называемого «традиционного» общества. Для неехарактерно господство устойчивых консервативных традиций и медленное накопление новаций (нововведений). Здесь имеетместо невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и,соответственно, мораль ненасилия игармонии с природой. Экономика основывается на экстенсивномпроизводстве с низкой эффективностью.Свобода индивида фактически отсутствует, наблюдается зависимостьиндивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данныйтип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он преобладает до сих пор во многих странах «третьего мира». Важнейшие элементы этоготипа культуры (община, несвободаиндивида и др.) были представлены ив истории российского общества.
Второйтип — это культуратак называемого «техногенного» общества. Ейприсущи динамичное развитие науки итехники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее предназначениечеловека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционного» общества. В рамках этого типа культуры природавоспринимается, прежде всего какмастерская и кладовая, а человек какработник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второйприроды», а знание — это егоосновная сила. «Техногенная» культурасоздала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели,
породив острейший экологический кризис и опасные техногенныекатастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское обществобыстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной»культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которыеподстерегают нас на этом пути.
Вопрос 3-й
Мироваякультура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических,географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическаякультура и т.д.). Культурное пространство современного человечествавесьма многолико, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран инародов мира. Культура каждого народа всегда уникальна; она воплощает в себеего исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества.
Несмотря наразноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана.Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е.целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыгралкапиталистический рынок. В считанные столетия он уверенно разрушилсложившиеся в средние века национальные перегородки и превратил нашу планету вобщий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х.Колумбом имело в этомсмысле действительно всемирно-историческое значение, поскольку активноспособствовало преодолению обособленности стран и народов мира. Разумеется,диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальныйхарактер (например, связи и взаимодействия между странами Средиземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближенияи взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо двеосновные тенденции в развитии современной культуры
Первая —это стремление к своеобразию и неповторимости, к сохранениюсобственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Даннаятенденция закрепляется становлением и развитием самостоятельных(суверенных) государств.Благодаря этому современный мир и есть многокрасочное целое, и каждаястрана или регион вносят в этукартину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например,национальные религии, системы права,экономические модели и т.д.).
Вторая тенденция — это взаимодействие и взаимопроникновение отдельных культур. Этому благоприятствуют единыекоммуникации и эффективные средства связи, активный торгово-экономическийобмен, наличие общих структуруправления этими процессами (например, при ООН существует ЮНЕСКО какорганизация по вопросам образования, науки и культуры). В итоге исторический процесс становится целостным, сотканным из многочисленных нитей культуры. На основе синтеза культур формируетсяединая, общепланетарная цивилизация сглобальной культурой, с единымкультурным полем (пространством). В рамках этого пространства утверждаются общечеловеческие ценности, особенно актуальные в наше время -идея ненасильственного мира, экологической безопасности и другие. Люди все более ощущают себя жителями одного общего дома. Возникает так называемое«планетарное сознание», и мы осознаемсебя как бы «гражданами мира», плывущими в одной лодке по волнам мировой истории.
Уникальным примером действия ипроявления названных выше двух тенденций является Содружество Независимых Государств, бывшийСоветский Союз. Его культурное пространствоесть удивительное переплетение языков и религий, психологических укладов иобразов жизни, форм хозяйствования. В течение многих веков нации и народности ткали разноцветныйузор культур на огромных просторах отБалтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы людские иисторические пути народов, достижения и драмы поколений. Мы обреченына то, чтобы жить вместе. И уж тем более будут жить вместе славянские на
роды, объединенные общими духовнымиистоками, историей и судьбой. Они наверняка будут идти вместе,
преодолев эгоизм недальновидныхполитиков и сделав
наспех созданные границы прозрачными.Культура ведь
по сути своей — это живой организм, общее достояние
всех стран и народов.
Надо заметить и то, что наша отечественная культура переживаетсейчас не самые лучшие времена. Эпохи глубоких реформ в России всегдапорождали в обществе острые идейные и политические страсти, ввергали общество всостояние смуты и хаоса. Нечто подобное происходит и сейчас. Ломаетсяставший привычным для нас уклад жизни, падает производство в экономике, создаетсянепривычная социальная структура, а в духовную жизнь проникает новое и зачастуючуждоенам. Труднее всего в такое время приходится науке и образованию, литературе идругим видам духовного творчества. Они наиболее уязвимы и порой дажебеззащитны в подобной ситуации. Кризис экономический, кризисэкологический, кризис духовный и т.д. и т.п. — многим кажется, что мир и в самомделе рушится, а культура погибает под его обломками. Но ведь этого никакнельзя допустить, ибо если погибнет культура, то погибнет и человечность. И тогдавосторжествует варварство, а прекрасный мир окажется во власти безликихпосредственностей, эгоистичных политиков и беспринципных дельцов.
Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество вступает в новую— постиндустриальную, или «ноосферную»,цивилизацию. Ее основанием является «научно-технологический» способ производства.Непременными атрибутами этой цивилизациистали многочисленные города с развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и активная творческая личность, институты демократиии многое другое. Складывается принципиальноновый тип культуры — ноосферная, основанная на систематическом применении знания.
Она символизирует собой не просто дальнейшеевыделение
человека из природной среды, но и возвышение и господство над нейс помощью силы и энергии разума.
Интеллектуальность является важнейшейхарактеристикой данного типа культуры и постепенно пронизывает все ееэлементы. В наше время наука становится важнейшим элементом культурногопространства. Уже очевидно, что в XXI в. важнейшую роль будет игратьинтеллигенция как самый образованный класс, осуществляющий сложные видыдуховного производства. Научное творчество — это важная составляющая бытия культуры внаше время. Мир, в котором живет современный человек, становится всеболее искусственным и научно-техническим, а не естественным, не природным. Культураокончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродноеобразование,деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: онадала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тембезжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает ихбудущего. Это противоречие есть источник не только определенных надежд, но ибольших тревог за будущее человека и человечества.
Понятие культуры, как это было нами показано выше, выражает и характеризует человека каксущество творящее. Вступая в XXI в., нельзя неставить вопрос: а какимже целям будет подчинена гигантская энергия культуры, созданной нашими предшественниками? Человечество наконец-то должно сделать выводы из своихпредыдущих ошибок и заблуждений, стать мудрее и дальновиднее. Двезадачи сейчас наиболее важны — это мир международами и сохранение природной среды. Мир есть исключение войн иразрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей планете.Способствовать решению этих задач — в этоми состоит гуманистическая ижизнеутверждающая миссия культуры. Именно поэтому богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено и сохранено для последующихпоколений людей.
Итак, культура — это мир человека, вкотором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия
человека. Культура есть продукт творчества и мир длячеловека, где черпают знания и опыт предшественников. Человектворит мир культуры, но и культура творит человека в качестве человека.
Литература по теме
1.Арнольдов А.И. Человек и миркультуры: Введение в культурологию- М.: Изд-во МГИК, 1992.
2. Историческаяпоступь культуры: земледельчес
кая,урбанистическая, ноосферная / Сб. науч. тр. —
Брянск,БГПИ, 1994.
3. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь инравы великорусского народа / Составление, предисловие, при
мечанияС.Л.Николаева. — М.: Экономика, 1993.
4. Лакшин В. Берега культуры //Свободная мысль.
— 1993. — № 9.
5. Милюков П.Н. Очерки по историирусской культуры. В 3 т. — М.: «Прогресс—Культура», 1994.