Реферат по предмету "Философия"


Критический рационализм К. Поппера: принцип фальсификации. Квазидарвиновская модель роста научного знания

Министерствообразования Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА
Специальность:060100 «Менеджмент организации»КУРСОВАЯ РАБОТА
 
ФИЛОСОФИЯНа тему: «Критическийрационализм К. Поппера: принцип фальсификации. Квазидарвиновская модель ростанаучного знания»
Студент:ЕрмолаевАлександр Евгеньевич

МОСКВА
2003

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЦИОНАЛИЗМКОНЦЕПЦИИ КАРЛА ПОППЕРА
2. ПРИНЦИПФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ – ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ДЕМАРКАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Философия XX в.представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствованиечеловечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества иЧеловека. При этом очевидно, что тенденции интегративизма различных школ инаправлений в философском знании в конце XX в. стали особенно заметно сочетаться с интегративнымитенденциями самой философии с гуманитарными и естественными науками, благодарячему создаются новое философское знание и новые способы философствования, такиекак философия культуры, философия техники, философия науки и др. Современнымязыком описываются такие традиционные области философского знания, каконтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология ифилософская антропология. Вообще все новое, что появилось в сегодняшнейфилософской мысли, чаще всего связано с человеком, его жизнедеятельностью,благополучием общества и личности, анализом причин, возможностей и условийобщественного прогресса, ориентированного на человека сегодняшнего дня.
Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос(приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.
Постпозитивисты согласны со своими предшественникаминеопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другимсодержание научного знания. Постпозитивисты, как и неопозитивисты, критическиотносятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с темпостпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.
Неопозитивисты считали,что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты жепридают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся.Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теориянеминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания, причемпосредством коренных преобразований, научных революций. Постпозитивистыпризнают, что между наукой и философией нет жесткой границы, но философствоватьнадо научно.
Карл Поппер доказывал,что теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можноопровергнуть, фальсифицировать. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации:мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история,признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность.Поппер считал, что теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезывыступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести “очнуюставку” содержания гипотез с экспериментальными фактами.
Поппер (Popper) Карл Раймунд (1902-1994), философ,логик и социолог. Свою философскую концепцию – критический рационализм, теориюроста научного знания – построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости(опровержимости), служащий критерием демаркации – отделения научного знания отненаучного.[1]
Поэтому выбранная темакурсовой работы, посвященная отдельным философским вопросам, имевшим особоезначение и влияние как на развитие самой философии ХХ века, так и на болееширокие духовные процессы, является актуальной и на сегодняшний день для всехтех, кто наиболее глубоко интересуется вопросами философии нынешнего столетия.
Цель курсовой работы показать пути решения КарломПоппером одной из основных задач философии – проблемы демаркации.
В связи с поставленнойцелью в курсовой работе решены следующие задачи: дано определениекритического рационализма; рассмотрена философская концепция – критическийрационализм, теория роста научного знания; показан выдвинутый Поппером принципфальсифицируемости.
1. РАЦИОНАЛИЗМКОНЦЕПЦИИ КАРЛА ПОППЕРА
Критический рационализм — влиятельное направление западной (гл. обр. англо-американскойи западно-германской) философии, ядро которого составляют методологические исоциально-политические идеи Поппера и его последователей (Агасси,Уоткинс, Лакатос, Альберт, Э. Топнч, X. Шпинер и др.). Термин «рационализм» в наименовании этогонаправления имеет несколько различий, но связанных между собой смыслов.
Большая Российская Энциклопедия дает следующее толкованиетермина «рационализм – это философское направление, признающее разум основойпознания и поведения людей».[2] Но прежде всего, в немвыражено стремление отграничить сферу рациональности — науку — отпсевдонауки, метафизики и идеологии как сфер, которые не обладают «врожденнымиммунитетом» против влияния иррационализма. В этом отношении критическогорационализма продолжает традицию «демаркационизма», имея непосредственнымипредшественниками и оппонентами логических эмпиристов, с которыми расходитсялишь в вопросе о критериях демаркации и соответственно критерияхрациональности.
Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер(1902—1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывалпутем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными дляпостпозитивизма _ течения западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на сменунеопозитивизму. Основные идеи этого течения:
1. Проблема демаркации — понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии,заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, поПопперу, является принцип фальсификации.
2. Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером вкачестве демаркации науки от «метафизики», ненауки, как альтернатива принципуверификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальнойоп-ровержимости (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. Помысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключенияфактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большееколичество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критериюдостоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличаетсяот неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализироватьрелятивное знание — знание, находящееся в стадии становления.
3. Принцип фаллибилизма — принцип концепции Поппера,утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер иподвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижениисмелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
4. Теория «трех миров» — теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира— мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожденпервым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста иразвития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предметфилософии науки.
5. Ослабление внимания к проблемам формальной логики иограничение ее притязаний.
6. Активное обращение к истории науки и переключение усилий санализа формальной структуры готового, «ставшего» научного знания насодержательное изучение его роста, изменения, развития.
7. Стремление представить общий механизм развития знания какединство количественных («нормальная наука») и качественных (научные революции)изменений.
8. Отказ от всяких жестких демаркаций.
9. Подчеркивание роли философии как одного из важных факторовнаучного исследования.
10. Учет и анализ социокультурных факторов возникновения иразвития науки.
Хотя критический рационализм декларирует принципиальнуюантиидеологичность своей доктрины, уже сама постановка проблемы демаркацииимеет не только методологическое значение: по мысли Поппера, наука ирациональность могут и должны стать оплотом в борьбе против иррациональногодуха тоталитаризма и социально-политической демагогии, реализация которых вобщественно-исторической практике в 30—40-х гг. привела к неслыханным бедствиямдля человечества. Во-вторых, рационализм концепции Поппера противопоставлялсяэмпирицизму неопозитивистов Шлика, Нейрата, Карнааа, Рейхенбаха и других.Разногласия затрагивали принципы обоснования научного знания, проблемы«рациональной реконструкции» научно-исследовательских процессов в их истории,понимания сущности научного метода. В противовес индуктивизму, критическийрационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научногоисследования, в которой преимущественное значение имеют рациональноконструируемые схемы объяснения эмпирических данных, а сами эти данные,опирающиеся на конвенционально определяемый эмпирический базис, во многомзависят от рационально-теоретических схем. В-третьих, рационализм этогонаправления выступает не только как способ характеризации научного знания и научныхметодов, но и как норма поведения ученого в ситуации исследования. С точки зрениякритического рационализма рационально действует тот ученый, который строитсмелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам ихопровержения. Синонимом рациональности является соблюдение принципа бескомпромисснойкритики, опирающейся на научную методологию (принцип «фальсификации»). Этоподчеркнуто и в самом названии критического рационализма. Важнейшим следствиемэтой синонимии является признание принципиальной гипотетичности, предположительностизнания, поскольку претензия знания на абсолютную истинность противоречитпринципу критицизма и, следовательно, нерациональна. Наконец, критическийрационализм, став в 60—70-е г.г. теоретической основой социал-демократического реформизма,переплетается с традициями «социальной инженерии» и «социальной терапии»,образуя совокупность концепций, направленных на решение конкретных проблемсоциальной жизни за счет реализации «рациональных проектов» производственного,культурного, политического развития. Улучшение жизненных условий и исправление социальныхдефектов — социотехнические задачи, требующие системы «рациональных образцов» и«рациональных ориентиров». Эти установки критический рационализм оказались привлекательнымидля большой части прагматически и технократически ориентированной интеллигенции,воспринявшей их как наиболее приемлемую философию социального действия, как идейнуюплатформу, противостоящую пессимистическим тенденциям в западной культуре. В развитиикритического рационализма различимы четыре этапа: 20—30-е гг.— формированиеметодологической доктрины Поппера; 40—50-е гг.— распространение его идей на областьсоциальной философии и социально-исторического знания; 60—70-е гг.—«онтологическая реформа» критический рационализм и его дальнейшее сращивание среформистской социал-демократической идеологией, с политологическими и социологическимиконцепциями; 70—80-е гг.— ревизия «ортодоксального попперианства и егомодернизация с помощью идей когнитивной социологии науки, социальнойпсихологии научных сообществ, герменевтики, вступающих в заметныепротиворечия исходными принципами критического рационализма. Метод логическаяконцепция критического рационализма развивалась от первоначального «наивного фальсификационизма»(опровергнутые опытом гипотезы и теории немедленно отбрасываются и заменяютсяновыми) к «усовершенствованному фальсификационизму» (теории могут сравниватьсяпо степени «правдоподобия», хорошо подтвержденные теории не отбрасываются немедленнопри обнаружении «контрпримеров», а лишь уступают место более продуктивным вобъяснении фактов теориям). Однако на всем протяжении своей истории критическийрационализм оставался «нормативной методологией», применение которой в рациональнойреконструкции реальных процессов развития научного знания вело к огрублению идаже искажению последних. Попыткой приблизить концепцию критического рационализмак действительной истории науки стала методология научно-исследовательскихпрограмм. Дальнейшим сдвигом критический рационализм в сторону либерализации требованийрациональности явился «методологический анархизм» Фейерабенда, отбросившийидею демаркации и фальсификационизм и по сути, отождествивший рациональность спрагматическим успехом и творческим произволом. Другое направление ревизии критическийрационализм выразилось в «панкритическом рационализме» (У-Бартли, Альберт и др.),провозгласившем принцип «критики собственных оснований» этой доктрины. Однакоданный принцип остался в значительной мере декларативным и не нашелубедительных применений. Распространение принципов критический рационализм на историюи социальные науки означает прежде всего их ориентацию на теоретические конструкцииестествознания. Однако, как признают сторонники критического рационализма, всфере социального знания принципы рациональности часто нарушаются из-за идеологических,классовых групповых, личностных и иных пристрастий. Преодоление этой трудности онивидят на пути превращения критицизма в методологическую и этическую основудеятельности научных сообществ. Идеальная модель «большой науки» — «открытоеобщество» беспристрастных исследователей — видится сторонникам критическогорационализма образцом подлинно демократического устройства общества в целом.
Открытое общество –понятие, используемое в ряде западных социально философских учений дляобозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике,политике, культуре, развитыми структурами гражданского общества и правовогогосударства.
Открытое общество обычнопротивопоставляется обществам докапиталистических формаций, а также социализму.Различаются две трактовки «открытого общества» — элитарная (Бергсон) иэгалитарная (Поппер).[3]
Общество открытое изакрытое — понятия,введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем,характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытоеобщество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся иприспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляетсязакрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадииразвития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм иколлективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм ииндивидуализм. На этом противопоставлении строится социальная и политическаяфилософия Поппера, а также его философия истории. Развитие современнойцивилизации, начавшееся в период «греческой революции» в 5—4 вв. до н. э., помнению Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам.
С этих позиций былиподвергнуты критике социальные учения и теории, содержание и практикареализации которых не соответствовали этому образцу. Однако в рамках критическогорационализма не была сформулирована программа перехода от «закрытого» обществак «открытому», то есть такому, которое в максимальной степени соответствовалобы идеалам разумной критики и самокритики как способам непрерывногосамосовершенствования. Теоретики критического рационализма сосредоточили усилияна разработке рекомендаций «социальной технологии», выполняющейпредохранительные функции по отношению к демократическим институтам,позволяющей этим институтам гибко реагировать на изменения в социальнойдействительности, адаптироваться к ним и удерживать контроль над ними. Огромнуюроль в этом процессе критический рационализм отводит НТП как движущей силецивилизационного развития, распространению образования, повышению культурногоуровня, превращению рациональности в доминирующую ценность.
2. ПРИНЦИПФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ – ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ДЕМАРКАЦИИ
 
Поппер испытал влияние логического позитивизма, но своюфилософскую концепцию — критический рационализм, теорию роста научногознания (фальсификационизм) — построил как антитезу неопозитивизму. Впротивовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критериипознавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации Поппервыдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации —отделения научного знания от ненаучного. При решении этой проблемы он выступилкак крайний антииндуктивист, полагая, что индуктивным методам нет места ни в обыденнойжизни, ни в науке. Методом демаркации, по Попперу является фальсификация —принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения,относимого к науке.
Фальсификация (от лат. falsus— ложный и facio — делаю) — методологическаяпроцедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии справилом modus tollens классической логики.[4]
Понятие «фальсификация» следует отличать от принципафальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критериядемаркации науки от метафизики, как альтернатива принципуверифицируемости. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут бытьподвергнуты непосредственной фальсификации и отклонены на основаниисоответствующих экспериментальных данных либо из-за несовместимости сфундаментальными научными теориями. В то же время абстрактные гипотезы и ихсистемы, образующие научные теории, непосредственно нефальсифицируемы. Дело втом, что эмпирическая проверка теоретических систем знания всегда предполагаетвведение дополнительных моделей и гипотез, а также разработку теоретическихмоделей экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверкинесовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов в принципемогут быть разрешены путем внесения соответствующих корректировок в отдельныефрагменты испытываемой теоретической системы. Поэтому для окончательной фальсифицируемойтеории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результатыэкспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. То есть тольков том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогрессв познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
Карл Раймунд Поппер (1902), английский философ и социолог,основоположник критического рационализма. Он исходил из предпосылки, что законынауки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям.А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера,нужен другой принцип — не принцип верификации, а принцип фальсификации, т.е. неподтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация, поПопперу — это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любогоутверждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется Попперомкак разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Этотпринцип в каком-то смысле непосредственно направлен против принципаверификации. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание,которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бынекоторые базисные «атомарные высказывания» (теории, гипотезы) ложны,то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное опровержение гипотезыотсутствует, то она может считаться истинной, или, по крайней мере,оправданной. Но истолкование принципа фальсификации как антиверификацииявляется неточным. У Поппера этот принцип имеет гораздо более широкое ипринципиально иное значение. С точки зрения Поппера, научное знание не сводимок опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание — это только один уровеньнаучного знания. Наряду с ним, существует и другой уровень научного знания — теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны междусобой. Поэтому принцип фальсификации — это не способ эмпирической проверки, аопределенная установка науки на критический анализ содержания научного знания,на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений
Он отказался также от узкого эмпиризма логических позитивистови их поисков абсолютно достоверной основы знания. Согласно Попперу,эмпирический и теоретический уровни знанияорганически связаны междусобой: любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер,подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма».) Рост научного знания состоит в выдвижениисмелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате, чего решаютсянаучные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических и космологическихконцепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития:рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировыхэволюционных процессов.
Сформулированное Морганом понятие «эмерджентность» (отангл. — to emerge – внезапно возникать) означало качественный скачокпри возникновении нового уровня бытия.
Большой словарь иностранных слов дает следующее толкованиеданного понятия: эмерджентная эволюция (анг. emergence –возникновение, появление нового) –реакционная философская теория современного англо – американского идеализма,согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и неосновано на естественной закономерности.[5]
Выдвинутая Поппером теория «трех миров» утверждаетсуществование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а такжемира объективного знания.
«Третий мир» в эпистемологии — понятие поздней концепции Поппера, используемоедля объяснения объективного содержания знания и его роста. Поппер различает три«мира»:
1) мир физических объектов, или физических состояний;
2) мир состояний сознания, мыслительных (ментальных)состояний и диспозиций к действию;
3) мир объективного содержания мышления, прежде всегосодержания научных идей, поэтических мыслей произведений искусства. Основнойхарактеристикой «третьего мира» является его объективность, автономноесуществование от второго мира, от индивидуального субъекта. В отличие отвечного и неизменного «мира идей» Платона «Третий мир» Поппера создан человекоми подвержен изменениям. Этим же он отличается и от «Абсолютного духа» Гегеля,который существует вне человека и лишь проявляется в его мышлении, познании.Объективность «Третьего мира» ближе всего к объективности содержания мышлениявообще и суждения в частности, как его понимал Фреге. В концепции«Третий мир» нашла выражение общая для различных течений современной философиинауки идея о несводимости ментальных структур науки, и прежде всего научныхтеорий, к ее эмпирическому базису. Помещая в «Третий мир» не только истинные,но и ложные теоретические системы, а также проблемы, дискуссии и споры, Попперпредставляет рост знания как объективный процесс, в котором рост знанияпредставлен как выдвижение проблем и нахождение их пробных решений. Концепция«Третьего мира» оказала влияние на модели развития науки последователей Поппера— Лакатоса, Агасси, Уоткинса и других.
Поппер — один из создателей дедуктивно-номологической схемы объяснения,в соответствии с которой некоторое утверждение считается объясненным, если его можнодедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и граничных условий.Опираясь на идеи логической семантики Тарского, он предложил способопределения истинного и ложного содержания научных теорий (гипотез); разработалоригинальную интерпретацию вероятности как предрасположенности и др. Реализацияпрограммы построения теории роста научного знания натолкнулась на серьезные трудности,связанные с абсолютизацией Поппера принципа фальсификации, отказом от признанияобъективной истинности научного знания, конвенционализмом в трактовкеоснований знания и отрывом объективного знания от исторически развивающегося познающегосубъекта.
Доказана также внутренняя противоречивость предложенного им критерияоценки правдоподобности научных теорий. Философские работы Поппера последнихлет в основном посвящены разработке теории сознания (которую он пытаетсястроить с позиций эмерджентизма на основе резкой критики физишистского редущионизма),защите рационализма в противовес иррационалистическим и релятивистскимтенденциям современной философии, а также доказательству невозможностииндуктивной интерпретации исчисления вероятностей. В области социальнойфилософии Поппер выступил с критикой марксизма (которому он приписывал «профетические»функции) и историзма. Он отрицает объективные законы обществ, развития и возможностьсоциального прогнозирования. Идеалом для него выступает открытое общество. ИдеиПоппера получили развитие в концепциях Лакатоса, У. Бартли, Агасси, атакже в различных вариантах критического рационализма (Альберт, X. Шпинер и др.). Их влиянием отмеченыи те концепции, которые стремятся опровергнуть фальсификационизм (напр., Куна,Фейерабенда).
Попперовский метод развития науки возник в результате критикипозитивистского подхода к научным знаниям. Но находит ли он подтверждение вистории науки? Неужели подлинное развитие науки, замена одной теории другойпроисходит согласно предлагаемому Поппером фальсификационизму? Всегда ли вслучае предусмотренной несогласованности результатов опытов наукаруководствуется принципом modus tollendo; tollens? Переход от одной теории к другойсовершается ли согласно логическим и методологическим правилам, и рациональнымисследовательским процедурам? Это только часть проблем, которые вызываетфальсификационизм Поппера. Над их решением работали и работают многиесовременные философы и логики. Условно можно выделить два основных направления(естественно, обнаруживающих между собой общность): релятивистское,представленное Т. Куном, П. Фейерабендом, М. Полани; и фаллибилистское — К.Поппер, И. Лакатос, Дж. Уоткинс, Дж. Агасси, Дж. Фетзер. Представители первоготечения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания,уделяют большее внимание социальным факторам развития науки, философы второго —строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания,его неустойчивости во времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализфилософии XX в. показывает, что философскоезнание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можноохарактеризовать рядом отличительных признаков. Прежде всего, это отходфилософии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, какправило, ориентированного на определенные политические взгляды и религиозные(атеистические) убеждения. В течение столетия самые разные философскиенаправления и школы переходят к философствованию все более плюралистическому итолерантному.
Философия XX в.существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивноразрешив такие принципиально важные вопросы, как соотношение между знанием ипониманием (на основе чего возникает герменевтика, или учение о понимании иистолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологиикак специфической части философии), наконец, между знанием и истиной, решая этупроблему на основе научных данных, полученных современным естествознанием. Этопродвинуло философию вперед не только в традиционных областях, но и помоглонайти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новыеконцепции изучения различных явлений.
Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как напостоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-тоизменения. Причем, развитие научного знания, по Попперу, не следуетпредставлять как прогрессивный, кумулятивный процесс, т.е. процесс добавления,накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Онив своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постояннопроисходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппервыступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы общественногоразвития и возможность социального прогнозирования.
Очевидно стремление к исследованию проблем сущности исуществования человека, опираясь на философские традиции христианства,буддизма, школ интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые вначале XX в. третировались как ненаучные,мистические и реакционные. В свою очередь, наиболее авторитетные представителиэтих философских направлений находят в позитивистских и материалистическихработах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понятьсущность человеческого бытия.
Итак, в XX в.выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой«классической» философией. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельногочеловека и важности ее анализа, примата изучения жизни конкретного индивида надисследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносови т. д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. ЗотовА.Ф., Мелъвиль Б. К. Западная философия. — М.: 2005.
2. Историяфилософии. Ростов н/Д, 2001. Разд. II.
3. Канке В.А.Философия. — М.: Гардарики, 2005.
4. РасселБ. История западной философии: В 2 т. М., 2003.
5. Современнаязападная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Наука, 2003.
6. Хрестоматия по философии. Ростовн/Д, 2007.
8. Большая Российская Энциклопедия.Изд. Дом «Экономическая газета», М.:
2005.
9. Большой словарь иностранных слов:- М.: — Юнвес, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.