Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Опасность и риск

ОБЖД лекции


Тема 1: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности


БЖД – это система базовых знаний, способствующая обеспечению безопасных условий существования человека, природной, социальной и технической среды, а также системы организации технических мероприятий на уровне отдельного человека (эмбриона), государства, планеты в целом.


Основная направленность мероприятий – предупреждение и минимизация угроз для жизни человека во всех формах его деятельности.



1. охрана здоровья;


2. санитарно – эпидемиологическая безопасность;


3. экология, охрана окружающей среды;


4. техническая, транспортная и радиационная безопасность;


5. действия в экстремальных ситуациях.


Биологическая безопасность – охрана окружающей среды людей от грибов, вирусов, от последствий употребления ГМО (генно – модифицированных организмов!) и ГМП (генно – модифицированных продуктов!).


Охрана труда – система мероприятий техники безопасности на предприятиях. В Украине контроль над состоянием охраны труда осуществляют специальные центральные и территориальные структуры Министерства труда и социальной политики Украины, а также Минздрав, Минэкологии и МЧС. Основная ответственность за безопасность людей возложена на работодателя, он обязан создать безопасные условия труда для своих работников.


Радиационная безопасность – её цель: охрана жизни и здоровья населения, его имущества, окружающей природы от негативного воздействия ионизирующих излучений и др.


БЖД – это степень защиты человека от чрезвычайных опасностей.


Опасность – влияние на человека различных факторов, кот. могут вызвать отклонение в состоянии его здоровья от среднестатистического. Природа таких может быть связана с: 1) социально – экономическим состоянием общества; 2) природными катастрофами; 3) как следствие технических аварий; 4) связанны с уровнем загрязнения; 5) вследствие террористических актов или воин.


Безопасность – такое состояние действительности, при котором отсутствуют угрозы. Это объективное состояние, основанное на отсутствии угрозы; это также состояние покоя, уверенность (психологическая или правовая, при которой человек чувствует уверенность и поддержку другого человека или юридическую урегулированность системы.). Существуют 2 группы:


1. объективное состояние безопасности, т.е. наличие или отсутствие угрозы в общественном или индивидуальном измерении;


2. чувство безопасности – это сознание наличия безопасности (отсутствия опасности) или противодействие угрозе в общественном, местном или индивидуальном измерении.




Отсутствие безопасности – полагают, как угрозу существования жизни и её перспектив.


Управление безопасностью – процесс создания, размещения и применения разнообразных средств для уменьшения угрозы.


Критерием безопасности является – доход граждан, индекс интеллектуального развития, смертность, средняя продолжительность жизни, развитие системы здравоохранения, развитие системы образования.


Законодательная база:


1. КУ (ст. 43, 45, 49, 50, 66);


2. Закон про охрану окружающей среды;


3. ЗУ про охрану труда.


Тема 2: Опасность и риск


Классификация угроз:


1. критические – вмешиваются в виды деятельности человека и препятствуют реализации его прав и свобод;


2. распространенные – действие несет крупномасштабный период;


3. прямые.


Угрозы, опасности и беды подразделяются на: индустриальные, природные, технологические, экологические, экономические и политические.


Согласно ДСТУ 2293 – 99, безопасность – состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключается влияние опасных явлений.


Опасность – деятельность, в результате которой здоровью человека наносится вред, создается угроза для жизни или затрудняется функционирование органов человека.


Соотношение опасности и безопасности соизмеримо: Б = Р*О, где Б – безопасность, Р – вероятность наступления опасности, О – опасность.


Риск – указывает на действие, кот. должно или может произойти с неуверенностью или неопределенностью. Специфика риска: ущерб, время, пространство или масштабность.


Опасность – отрицательное влияние на человека и окружающую среду. Реальная опасность возникает в соответствующих условиях и исходит от источника опасности.


Источник опасности – создаёт угрозу опасности, а сама опасность – реализует.


Риск конкретизирует опасность. Он может быть случайным событием и определён вероятностью.


-1 ≥ Р ≥ 1


Р = ,


где - число реализованных событий и - общее число событий


Реализация опасности проходит по схеме (существует возможность предотвращения опасности!):


Источник ► условия ► опасные факторы ► объект ► риск возникновения ► событие.


Опасность делится по определенным критериям: 1) частота проявления; 2) серьезность риска.


Синергизм – действие нескольких факторов, каждый из последующих усиливает предыдущий.


Виды проявления опасности:


1. природные;


2. техногенные;


Система находится в равновесии пока не будет достигнут уровень активации опасности – энергией активации опасности. В связи с существованиям разного уровня рисков, были приняты границы приемлемости. Во избежание ненужных расходов, имущественных потерь, наноса ущерба здоровью и жизни людей – введена минимальная граница риска.


Предельный риск – может быть отобран с помощью линии приемлемости.


R = 1 (цена жизни человека)


R = 10-6
(допустимый риск)


R = 10-3
(риск несчастного случая)


Виды риска:


1. инженерный риск;


2. модельный риск;


3. экспертный риск;


4. социологический риск.


С позиции здравого смысла: обоснованный и необоснованный.


По волевыявлении: добровольный и вынужденный.


По характеру: экономический, бытовой, социальный, биологический и т.п.


По степени допустимости: незначительный, приемлемый, предельно допустимый и чрезмерный риск.


Предельный риск – максимальный риск, кот. не должен привести к наступлению опасности или проявлению любых её факторов.


Влияние факторов опасности на человека. Рецепторы человека и вегетативная нервная система.


Вегетативная нервная система характеризуется:


1. частота пульса;


2. артериальное давление;


3. минимальный объем крови;


4. дыхание;


5. соотношение вдоха и выдоха;


6. сопротивление или потенциал кожи (кожно – гальванический рефлекс.)


Роль особого строения человека: 1) слух, зрение, чувства и др. ► предвидеть опасность (органы анализаторов); 2) органы чувств – рецепторы (ведущие нервные пути – нейроны или эффекторы, также мозговые окончания в коре ГМ (головного мозга)).


Основные функции рецепторов:


1. преобразование энергии действия раздражителя в нервный процесс (условия – наличие взаимодействия рецепторов с раздражителями, они возбуждаются в ответ на раздражитель);


2. биоэлектрическими явлениями – токами (или пульс) передает сигнал в центр ГМ;


3. центр ГМ ► передает нервные импульсы в анализаторы, а затем (по каналам обратной связи) возвращает их в рецепторы;


4. рецепторы – декодируют сигналы и превращают их в психическое восприятие.


Виды анализаторов: двигательные, зрительные, слуховые, вкусовые, обоняние, кожный (тактильный), висцеральный, вестибулярный.


Висцеральный аппарат (кровь, лимфа, тканевые жидкости – которые сохраняют относительную устойчивость организма):


1. определяет опасность скрытого и внутреннего характера;


2. играет роль в сохранении стабильности и функциональности внутренних органов;


3. играет роль в состоянии здоровья и жизни!


Чувствительность анализаторов близка к теоретическим границам. Рангом меры чуткости является предельная интенсивность, т.е. наименьшая интенсивность раздражителей, дающая ощущение.


Абсолютная граница восприятия – имеет верхние и нижние пределы.


Нижняя абсолютная граница восприятия – минимальная интенсивность раздражителя который вызывает ощущения.


Верхняя абсолютная граница – максимальная допустимая интенсивность раздражителя который не вызывает у человека боль.


Дифференциальная восприимчивость – определяется наименьшей величиной раздражителя, кот. дает возможность ощущать его изменения (за теорией Вебера и Фехнера).


Закон! Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.


S = C×,


где C – коэффициент пропорциональности


Способность к адаптации – возможность приспосабливать уровень своей восприимчивости к раздражителям.


Стресс – попытка восстановить нарушения в гомеостазе, некоторых физиологических, психических и биологических процессов в организме.


Тема 3: ЧС, обеспечение жизнедеятельности.


ЧП предшествует отклонению от нормального или привычного хода событий.


ЧП (ЧС) – нарушение нормальной жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, вызывается аварией , катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпизоотией, эпидемией, эпифитотией, а также военными действиями и приводит (может привести) к людским или материальным потерям.


Эпизоотия – животные инфекции, кот. передаются от животных человеку.


Эпифитотия – заболевания растений (напр., грибок, кот. передается человеку).


Понятие ЧС связанно с понятием опасность и риск.


Характер развития ЧС и её последствия определенны одним или несколькими факторами:


1. природным;


2. антропологическим;


3. социальным;


4. социально – политическим;


5. экономическим;


6. техноэкономическим;


7. организационно – управленческим;


8. специфическим (мультипликативным).


Классификация:


1) сфера возникновения:


1.1. техногенные;


1.2. природные;


1.3. экологические;


1.4. социально – политические.


2) по масштабам последствий:


2.1. локальные;


2.2. региональные;


2.3. национальные;


2.4. глобальные.


3) ведомственной принадлежности:


3.1. ЧС на транспорте;


3.2. с/х;


3.3. строит.;


3.4. промышленности и т.п.


4) по характеру лежащих в основе событий:


4.1. пожар;


4.2. аварии;


4.3. землетрясение и т.п.


В Украине распространенными есть техногенные:


1. аварии на промышленных и энергетических объектах;


2. ЧС на транспорте;


3. растекание на поверхность почвы и воды токсинов.


Группы:



Катастрофа – это крупная авария, тянущая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, разрушение или уничтожение объектов или других материальных ценностей, а также приводит к серьезному загрязнению окружающей среды.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воспитательно-реабилитационная работа в русской школе интернатного типа
Реферат 1. о деятельности фнс россии и ее территориальных органов электронные сми
Реферат Волоконно-оптические линии связи (Контрольная)
Реферат Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Реферат Шляхи подолання правового нігілізму в Україні
Реферат Движение декабристов в России. Их организации, программные документы и деятельность
Реферат Основи комп’ютерної графіки
Реферат Конституционный статус президента Российской Федерации
Реферат 1. Не дымятся дали, пыль черна от слез
Реферат Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор"
Реферат Англиканские церкви
Реферат Экология Краснодарского края
Реферат Автоматизация процессов купажа в ликёро-водочном производстве
Реферат Экспериментальное исследование распространения атмосфериков и динамики мировой грозовой активности
Реферат Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте