Реферат по предмету "Философия"


Конфуцианство и даосизм – философские направления Китая

КОНФУЦИАНСТВО
 
Кит.: жу [цзя/цзяо] –«(учение) школы ученых-интеллектуалов». Древнейшая философская система и одноиз трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом)Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6–5вв. до н.э. В оригинальномнаименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя –Конфуция, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а несоздавать, верить древности и любить ее».
Свое качественно новоеэтико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью«святых-совершенномудрых» (шэн1) правителей полумифической древности,выраженной главным образом в историко-дидактических и художественныхпроизведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых – восходящие к концу II– первой половине I тысячелетия до н.э. каноны Шу цзин и Ши цзин. Этаизначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедентнормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальнымихарактеристиками всего конфуцианства.
Хранителями древнеймудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11–3 вв. до н.э.) были отставленныеот кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной»(вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников ипротонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика«культуры» – вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологическиеявления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция(современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей илижреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в 12–11 вв. до н.э.племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурногоразвития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значениитермина «жу» – «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой сих культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственногоустройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почтибездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себесвойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рожденияконфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью истремлением к слиянию с государственным аппаратом.
Этому стремлениюсоответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной(«небесной») власти в семейно-родственных категориях; «государство – однасемья», государь – Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государствоотождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основакоторых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась изотношений между отцом и сыном. С точки зрения. конфуцианства отец считался«Небом» в той же мере, в какой Небо – отцом. Поэтому «сыновняя почтительность»(сяо1) в специально посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин былавозведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ1)».
Развиваясь в видесвоего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило своевнимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемыхкачеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п.Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формальноодобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное,«судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем вомногом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе стем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическуюпроблематику Конфуций рассматривал с точки зрения. значимости для человека иобщества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних»импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности»(жэнь2), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятиемэтико-ритуальной «благопристойности» (ли2). Нормативный тип человека, поКонфуцию, – «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение»(мин1) и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества справом на высокий социальный статус.
Соблюдениеэтико-ритуальной нормы ли2 Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологическимпринципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующеели2»; «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли2,можно избегнуть нарушений». Как этика, так и гносеопраксиология Конфуциязиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первомслучае выливающейся в «золотое правило» морали (шу3 – «взаимность»), во втором– в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин –«выправление имен»). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, –утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка– «Пути» (дао), важнейшие проявления которого суть «гуманность», «должнаясправедливость» (и1), «взаимность», «разумность» (чжи1), «мужество» (юн1),«[уважительная] осторожность» (цзин4), «сыновняя почтительность» (сяо1),«братская любовь» (ди3, ти2), собственное достоинство, верность (чжун2,),«милостивость» и другие Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существеи явлении выступает «благодать/добродетель» (дэ1). Иерархизированная гармониявсех индивидуальных дэ1 образует вселенское дао.
После смерти Конфуцияего многочисленные ученики и последователи образовали различные направления,которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми.Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ, Сяо цзин, комментарий кЧунь цю), и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн, Си цы чжуань)представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствиипризнанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретацииконфуцианства в 4–3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из нихвыдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син1), которой«гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность»присущи так же, как человеку – четыре конечности. Согласно второму,человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде иплотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ейизвне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатомМэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы –социальной и гносео-праксиологической стороны человеческого существования. Эторасхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию«гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духамии правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзысравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеальногогосударя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.
Во 2 в. до н.э., вэпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлиннымвластелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и,победив главного конкурента в области социально-политической теории – легизм, вто же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности призналокомпромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли2) и административно-юридическихзаконов (фа1). Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаряусилиям «Конфуция эпохи Хань» – Дун Чжуншу, который, использовавсоответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя (см. ИНЬ ЯН), детальноразработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал емунекоторые религиозные функции (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые дляофициальной идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (конец 3в. до н.э. – начало 3 в. н.э.) было создано «ханьское конфуцианство», основноедостижение которого – систематизация идей, рожденных «золотым веком» китайскойфилософии (5–3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработкаконфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китайбуддизма в первые века нашей эры и связанное с этим оживление даосизма сталдаосско-конфуцианский синтез в «учении о таинственном (сокровенном)» (сюаньсюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма идаосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства.Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства,явились Ван Тун (конец 6 – начало 7 в.), Хань Юй и Ли Ао (8–9 вв.).
Возникшее в 11 в.неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи:восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основеусовершенствованной нумерологической методологии комплекса новых проблем,выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первымрешил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи которого через столетие получили всестороннеразвернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшеесянеортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 в. было официально признанои стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственныхэкзаменов вплоть до начала 20 в. Чжусианская трактовка конфуцианствадоминировала в сопредельных Китаю странах – Корее, Японии, Вьетнаме. Основнуюконкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14–17 вв.) составилаЛу [Цзюаня] – Ван [Янмина] школа, идейно господствовавшая в Китае в 16–17 вв. итакже получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ нановом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозицияэкстернализма (Сюнь-цзы – Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) иинтернализма (Мэн-цзы – Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся впротивоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннююприроду человека как источник постижения «принципов» (ли1) всего сущего, в томчисле и моральных норм.
В 17–19 вв. оба ведущихучения – Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирическогонаправления (пу сюэ – «учение о естестве», или «конкретная философия»),основанного Гу Яньу и возглавленного с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось наопытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианскойклассики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодарячему получило название «ханьское учение» (хань сюэ).
С конца 19 в. развитиеконфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западныхидей и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства ицинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематикепервоначального конфуцианства. В первой половине 20 в. особенно впротивостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили внутриконфуцианская оппозицияэкстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высокомтеоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийскиекатегории со знанием европейской и индийской философии, что позволяетисследователям говорить о возникновение в это время новой, историческичетвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства– постконфуцианства, а точнее, постнеоконфуцианства, основанного, как и двепредыдущие формы на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей.Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, ДуВэймин и другие) в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любойпласт бытия в моральном аспекте и породившего «моральную метафизику»неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозноймысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовнодоминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и вСингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е годы (кампания «критики ЛиньБяо и Конфуция») ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающейвостребования национальной идеи.
 

 
ДАОСИЗМ
Второе послеконфуцианства из трех религиозно-философских учений Китая – даосизм. Онопризнает существование первоисточника и хранителя всего в мире – Дао, чтоозначает «путь» или «истина». Таким образом, Дао – начало всех начал, «нерожденное,которое порождает все сущее».Досизм учит, что жить в соответствии с Дао – этопокорно следовать потоку д\жизни, не сопротивляясь ему. Основателем даосизмасчитается Лао – цзы. Им написана книга «Дао дэ цзин» — классический текстдаосизма. Трактат «Чжуан-цзы», созданный последователем Лао-цзы философомЧжуан-цзы, повлиял на становление философского даосизма. Развитие религиознойформы даосизма (Дао цзяо) было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злыхдухов и народными праздниками.
Цель адептов даосизма(даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао,путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (впоследнем даосизме – бессмертия). Таково учение великих мыслителей даосизма,Лоа-цзы и Чжуан=цзы. Об их жизни известно мало, по-видимому, они сознательноскрывали свои биографии; возможно, такая легенда устраивала людей, избравшихжизнь в уединении и проповедовавших молчание.
Даосизм – это не простопассивное созерцание. Труды Лао-цзы служили последующим поколениям религиознонастроенных мыслителей, старавшихся «превзойти пределы человеческогосуществования». Они стремились «украсть секрет неба и земли», вычленить из неготайну происхождения жизни, чтобы обрести бессмертие. Важнейшим текстом даосизмасчитается «Дао дэ цзин», где «Дао» означает «путь», «метод», а «дэ» — «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы.
В книге предложенамодель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например,секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао- всеобщее началои правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Даоприсуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.
 
Религиозныйдаосизм
Религиозный даосизм вначале средних веков разделяется на философское и религиозное направление, чтосвязано с крушением империи Цино и Хань, войнами и междоусобицами. В даосизмпроникают древние божества, и формируется их иерархия; возрождается практикамолитв и медитации, ведущих к бессмертию (сянь).
Большое развитиеполучила и алхимия (создание «золотой пилюли бессмертия»), совершенствовалисьпрактика йоги и медитации. Этот новый даосизм стали называть религиознымдаосизмом (дао цзяо), чтобы отличить его от учения Лао-цзы и Чжуан-цзы,стремящихся лишь к долголетию. У китайцев долголетие ценится как знак того, чточеловек идет по «Дао – пути неба и земли», подчиняется естественному порядкувещей, принимая все радости и невзгоды как должное.
В формировании даосизмазначительную роль сыграли и такие древние мыслители, например Ле-цзы и авторэклектического труда «Хуайнань-цзы», а также школа «Пути истинного единства» иболее поздние школы – «Высшей чистоты» и «Пути совершенной истины». Всовременном Китае чисто религиозный даосизм сходит на нет, а из некогда крупныхшкол сохранились лишь две: «Путь совершенной истины» и «Путь истинногоединого». В религиозном даосизме (Дао цзяо) особое значение придавалось поискамбессмертия.
К бессмертию шли черезмедитации, ритуальную практику, алхимию и философию. Направление даосизма (Даоцзяо) складывалось из деятельности многочисленных сект, групп и школ. Так в 12веке, в основном сформировался канон даосских текстов «Дао Цзан».
В некоторых школахосновное внимание уделяется достижении гармонии космических потоков инь и янпри помощи ритуального действа; другие больше внимания уделяется занятияммедитативной практикой, дыхательными упражнениями и экспериментами поустановлению контроля над разумом над телом.
В среде китайцев,сохраняющих верность традициям, религиозный даосизм и сегодня играеторганизующую роль во многих народных празднествах, а служители культа попрежнему практикуют врачевание и экзорцизм: совершают обряд изгнания злыхдухов, стремятся установить контроль над опасным переизбытком силы Ян, чтобытаким образом сохранить гармонию на космическом, социальном и индивидуальномуровнях.
Однако управлениеэнергетическими потоками и обретение бессмертия доступны лишь немногим адептами учителям. Бессмертие практикуется буквально –обретение нетленного тела,состоящего из некой субстанции, либо символически – как достижение внутреннейсвободы и раскрепощенности духа.
 
Духовноеобновление
Помимо праздников вчесть бесчисленных святых, бессмертных и героев, даосская религия обращаетбольшое внимание на отправление основных обрядов жизненного цикла (рождениедетей, и в первую очередь сыновей, свадьбы, похороны), а также соблюдениепостов: тутань-чжай (пост грязи и угля), хуанлу-чжай (пост желтого талисмана).
Важная роль отводитсяпразднованию Нового года (по лунному календарю). Тайно отмечается праздник Хэци («слияние духа»), во время которого верующие даосы считают себя свободными,от каких бы то ни было сексуальных ограничений и тем более запретов. Даосизмобращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий.Даосы, как и Буддисты, придает большое значение ритуальному чтению канона.
Они верят, что такдостигается моральное совершенствование и духовное обновление не толькорелигиозной общины, но и общества в целом. Кроме того, участники обрядаупражняются в медитации и созерцании религиозных символов.
Ритуал помогаетсконцентрировать внимание на главном в даосизме – на установлении равновесиясил инь и ян и на достижения гармонии с природой. Даосизм «стоит» на слияниичеловека с природой. Чтение канона тоже играет огромную роль, так каксчитается, что всем его участникам и покровителям гарантировано признаниезаслуг в духовном мире. Чувство красоты и желание достичь слияния с Даопродолжает питать эту религию и сегодня. Даосизм оказал сильное влияние налитературу, искусство, а также на иные сферы китайской культуры и науки; он досих пор пронизывает все китайское общество. Некогда закрытое мистическое учениеперешло на уровень бытового сознания.
Например, вся китайскаямедицина – иглоукалывание, дыхательная гимнастика и прочее – вышла из даосскойпрактики. Даосизм дал жизнь многим направлениям народной медицины в Китае.Даосизм по прежнему имеет своих приверженцев в Китае, а также во Вьетнаме и наТайване, однако точное их число установить невозможно, ведь участвующий вдаосских магических обрядах китаец может быть преданным буддистом. По оченьприблизительной оценке, к концу 20 века наиболее ревностных даосовнасчитывалось около 20 млн. человек.
 
Энергияци
Даосизм рассматриваеттело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци,которая аналогична крови или «жизненной силе».
Потоки энергии ци втеле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и подверженыизменениям. В концентрированной форме энергия ци представляет собой некое семя,называемое цзин. Этот термин иногда служит для обозначения половых гормонов, номожет относиться и к гораздо более тонкой сфере сексуальной энергии,проявляющейся в виде эмоциональных и психических реакциях. Ци представляет собойвдыхаемый воздух, позднее дух пневму) и даже некую тончайшую субстанцию духа,разума или сознания – шэнь.
Даосизм указывает натесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого постулатаследует многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик.Управление энергией ци получило направление в дыхательной гимнастике.Концентрируясь, человек должен был свою энергию ци, соединить с природнойэнергией ци. Гимнастика позволяла усовершенствовать свою внутреннюю энергию ци,для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. Гимнастикатай-цзицюань воплощает принципы, сформированные в «Дао дэ цзин», важнейшимтексте даосизма. Она призвана обеспечивать концентрации энергии цзин для того,чтобы противостоять противнику, опираясь на силу земли и энергию ци неба.Медицина, тоже используя энергию ци, восстанавливая организм с помощьюиглоукалывания. Создавались манускрипты (атласы) в которых были показанымеридианы – невидимые линии, вдоль которых течет кровь и энергия ци. Через этиканалы питаются жизненно важные органы, и поддерживается баланс сил инь и ян.Эти атласы считались реликвиями и сохранялись вдали от любопытных глаз.
 
Ритуалыи обряды
Для религии даосизмхарактерны красочные празднества, культ предков, вера в мир духов и магическиеритуалы, связанные со всеми сферами жизни — от покупки дома до лечения недугов.В этой религии существуют разного рода обряды, праздники и собрания.Принадлежность к определенному роду или семье здесь символизирует ритуалыжизненного цикла и жертвоприношения предкам, а связи человека с обществом — празднование Нового года, ритуалы обновления и многочисленные культы, которыепосвящены важнейшим божествам.
Смысл многочисленныхрелигиозных обрядов и ритуалов — стремление достичь гармонии фундаментальныхсил — инь и ян в природе, человеке и обществе. В домах для защиты от злых духоввывешивались амулеты с изображением символов инь и ян в окружении восьмитриграмм ( триграммы — это восемь комбинаций из прерванных инь и сплошных янлиний.) Особенно популярны они были перед празднованием китайского Нового года,когда люди старались очистить свои дома от влияния силы инь и обеспечитьпокровительство силы ян на весь предстоящий год.
В конце января — началефевраля китайцы начинают подготовку к встрече Нового года. В домах делаютгенеральную уборку, развешивают везде украшения красного цвета ( считается чтоони приносят счастье), дарят детям новую одежду и игрушки. Празднование Новогогода продолжается несколько дней. Магазины и различные предприятия не работают,люди гуляют на улице, устраиваются фейерверки. Символом мощи небес и высшегопроявления силы ян является летящий по небу дракон. Вообще, согласно народнымповерьям, драконы являлись повелителями дождя и могли принимать самые разныеобличья, например, превращались в облака, прекрасную женщину или источник.Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиознойжизнью людей является фэн-шуй ( или геомантия). Фэн-шуй – это умение определятьблагоприятные для живых и умерших места обитания, где свободно движутся потокижизненной энергии ци.
Советы по выборунаиболее благоприятных мест дают геоманты, пользующиеся большой популярностью.Дома и поселения должны возводиться по этим правилам, взаимодействие которыхпорождает мир во всем многообразии его форм и обеспечивает гармонию сил инь иян. Наиболее известными и популярными божествами в даосизме являются Цзао-ван иШоусин. Цзао-ван — это божество домашнего очага, он и его супруга постоянноприсматривают за жизнью членов семьи. Согласно поверью, результаты своихгодовых наблюдений они докладывают в Новый год на небеса государю Юйди. Внародной религии Юйди — верховный владыка, которому подчинена вся вселенная:земля, небо, подземный мир, а также все духи и боги. Божество Шоусин — этобожество долголетия. Его изображали в виде старика, держащего в одной рукепосох, к которому привязана тыква- горлянка (символ процветания потомства) ибумажный свиток(символ долголетия), а в другой руке- персик, также являющийсясимволом долгой жизни, внутри которого сидит вылупившийся птенец.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые парадоксы теории относительности
Реферат Творчість Франсуа Війона
Реферат Внутренняя политика Афганистана
Реферат Русская геополитика начала XX века о границах России
Реферат Коммутационные панели
Реферат Образование оксидов азота
Реферат Павел I
Реферат Расчет плановых технико-экономических показателей предприятия по изготовлению агрегатов для авиадвигателей
Реферат Русский народ и проблемы формирования советской исторической общности (1930-е гг.)
Реферат Why I Like Education Essay Research Paper
Реферат А. В. Ремнев Западные истоки сибирского областничества Опубликовано: «Русская эмиграция до 1917 года лаборатория либеральной и революционной мысли»
Реферат Literature Of The Sacred Essay Research Paper
Реферат Costa Sakellariou Essay Research Paper Costa Sakellariou
Реферат Пенсійний фонд України, його формування та використання
Реферат Категория "имущество" в гражданском праве