Реферат по предмету "Философия"


Конфуций и его учение о государстве

Кафедра гуманитарных и общественныхдисциплин

Творческая работа по теме:
«Конфуций и его учение огосударстве»

Составила:
Студент 1курса
Проверила:

Донецк

Содержание
Введение_________________________________________________________3
1. Личность Конфуция_____________________________________________4
1.1. Биографический портрет_____________________________________4
1.2. Основы философскихвзглядов________________________________4
1.3.Конфуцианство_____________________________________________5
2.Концуций и государство__________________________________________7
2.1. Правила и вежливость_______________________________________7
2.2. Суждения Конфуция огосударстве ____________________________9
2.3. Правитель в Китае иконцепция истинного правления____________10
Заключение______________________________________________________12
Список используемых источников илитературы_______________________13

Введение
Анализируявысказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности.Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личныйопыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постахубедил Конфуция, что управлять людьми и государством — задача не из легких.
Идеи Конфуцияоказали влияние на цивилизацию всей Юго – Восточной Азии. Он был самымизвестным китайским учителем, философом и политиком – теоретиком. Нам будеточень полезно изучить деятельность Конфуция в историческом контексте.
Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиямобожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия,т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя — весьма важная частьконфуцианского учения.
 Однако, каку Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходитсяреконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которыхне всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.
Пройдут века, ибюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую частьправил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по — иному и сведется лишь кслепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименованиекитайских церемоний.

1.Личность Конфуция
 
1.1.Биографический портрет
КОНФУЦИЙ(Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основательконфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй»(«Беседы и суждения»). Конфуций, латинизированная форма от кит. КунФу-цзы — учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер,когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. Вмолодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. Ввозрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношенийв главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственнойслужбе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразуже, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоускогоКитая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения.Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятитьсебя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философиив Китае.[1]
1.2.Основы философских взглядов
Подчеркиваясвою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю;я верю, в древность и люблю ее». Золотым веком для Китая Конфуций считалпервые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). [2]
Прототипнормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейныхотношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип«человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью ипреданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркиваласьважность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняяпочтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания уподданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то естьморальным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.
Конфуцийпоощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верностиродителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые иумершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюнь — цзы) Конфуцийсчитал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуцийне был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мирекак-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно]служить духам?». Однако после его смерти в его честь были воздвигнутыхрамы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителячеловечества.[3]
 
1.3.Конфуцианство
Конфуцианству следоваликитайцы более двух тысячелетий. Оно традиционно служит предметом изучения,источником ценностей и социальным кодексом китайцев. Иногда конфуцианстворассматривается как религия, а иногда как философия. Конфуций изучал способымышлений и действий, которые могли бы восстановить порядок и гармонию. Онпривлёк 3000 учеников, 72 из которых стали его последователями. Конфуцианствостало считаться одной из шести основных философских школ. Во время правлениядинастии Хань (206 – 220 г.г. до н.э.) конфуцианство стало государственнойортодоксальной философией. Классическими текстами которые занимают важное местов конфуцианской традиции, являются: Шу цзин (книга истории), Ши цзин (книгапесен), И цзин (книга перемен), Ли цзин (собрание ритуалов) и Чунь цю(летопись). В современном Китае конфуцианство как школа мысли и практики сошлосо сцены. Но его принципы и парадигмы всё ещё сохраняются глубоко в китайскойкультуре.[4]

2.Конфуций и государство
 
2.1. Правила и вежливость
 
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященнойустройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе.Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Егопонимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был нагосударственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. НоКонфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека.Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носятиносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Этоможет исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией напротяжении многих веков.[5]
 Согласно разработанной Конфуцием схемы государственногоустройства управление государством и обществом базировалось на ли («правилах»)им он предавал большое значение.
 Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизничеловека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюдавходят и Жень («человеколюбие») и, прежде всего, любовь к ближнему,сяо — сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность иискренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др.Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственномуправление. «Учитель сказал: „Можно ли управлять с помощью вежливости,не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление,то будут ли существовать правила?!“. Вежливость по-сути означала верностьритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой.Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семьев отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой»семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайскиетрадиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был бытьусловным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам),выступавшим за насаждение закона силой. В своем учении Конфуций большоезначение возлагал на внутрисемейные отношения. «Если наставлять народпутем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами,то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлятьнарод введением правления, основанного на использование правил, то в народепоявится стыд, и он станет послушным».
 Для того чтобы создать правила, которые бы оставалисьжизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использоватьпринцип «хе» (гармония, борьба противоположностей). «Правиланадо создавать через достижение единства, через разногласия».
 Большое внимание он уделял «главе семейства», чей образбыл тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуцияи его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы («совершенномудрый») по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление отгосударственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества игосударственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идеягосударственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личногопримера в реализации учения. «Если правитель любит ли, то никто из народане посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто изнарода не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, тоникто из народа не посмеет скрыть свои чувства». В роле правителя уКонфуция должен выступать цзынь-цзы.
2.2. Суждения Конфуция о государстве
 
  В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя:управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как«благородного чиновника». Но это не значит, что только аристократымогли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток «новойкрови» из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы«пахари возделывали землю, а способные управлять управляли».Представление о «благородном чиновнике» Конфуций как обычнораскрывает на конкретном примере. «Учитель сказал о Цзы Чане (самыйвыдающийся дипломат и политик Древнего Китая): „Он обладает четырьмя Даоблагородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения,находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности,воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувствосправедливости“. Теперь попробуем расшифровать значения этоговысказывания. [6]
  Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личнуюнезависимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяетцзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, болеестаршему. Это делает систему управления государством более надежной.
 Два последних касаются взаимоотношений „благородногочиновника“ с народом. Третье Дао — воспитание народа, т.е. воплощение вжизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если онистинный „благородный муж“, должен быть учителем народа, т.е. долженвоздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнетопираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народпотеряет, сыновни чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестаетбыть конфуцианцем.
 Четвертое дао — использование народа. Речь идет о том, какимобразом, какими методами следует использовать народ на государственныхповинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, каквершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на званиецзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Толькосочетание четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.[7]
 
2.3. Правитель в Китае и концепцияистинного правления
 
 Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо бытьчеловеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело насвет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех,обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев непо средствам было получать образование, то аристократия была единственнымисточником пополнения чиновничества в Китае).
  Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знаменийНеба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и изчиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли вгосударстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ейправо на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этимбюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил илиприродных явлений.
»Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба,великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находилсяпод угрозой «совершенномудрых», которые по своему произволу моглисделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся поКонфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, «только обладающий человеколюбиемпо-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из]людей». Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующимобразом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать,кого сочтет нужным.
Нетрудно заметить, что рассуждения о «благородном муже»на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениямКонфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации.Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской моделигосударства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благегосударства и народа, для которых доверие народа высшее достояние.
У Конфуция также существовало несколько концепций по истинномуправлению. Двумя наиболее известными являются концепция «исправление(упорядочение) имен» и «правитель должен быть правителем». По сути,вторая есть прямое следствие первой. [8]
«Правитель, должен быть правителем» надо понимать всочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысльКонфуция об «истинном правление». Государь должен быть мудрейшим изсовершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью лидолжен обладать народной любовью и признательностью.

Заключение
 
В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярнав Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ееоснове было создано и плодотворно существовало ханьское государство, еепринципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, какэто уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее,смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство досих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследованиясовременных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков иискусствоведов всего мира.
Нужнозаметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же времябыл противником изменений абсолютизации власти. Его модель государствасвидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права властителя. Вэтом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа — прообраза будущего “совершенного” бюрократа.

Списокиспользованных источников и литературы
 
1.        МалявинВ.В. — Конфуций. М., 1992 г., 366 с.
2.        ПереломовЛ.С. — Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 с.
3.        ДемененкоИ.И. – Конфуций. М., 1995 г., 240 с.
4.        ПереломовЛ.С. – Слово Конфуция. М., 1992 г., 526 с.
5.        Всемирныйэнциклопедический словарь / Под ред. В.В.Адамчика и др., Минск, 2004., 1652 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Three Types Of Businesses In The
Реферат Артикуляционная гимнастика
Реферат Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
Реферат Наука и культура Китая
Реферат Возможности снижения себестоимости продукции завода "ПТМ" за счёт улучшения нормирования труда
Реферат Использование линий электропроводки в качестве среды передачи информации
Реферат Анализ организации производства и управления персоналом на примере ООО "Фастикс"
Реферат Налоговая проверка предприятия
Реферат Поети Молодої музи
Реферат Разработка специализированного цифрового узла, осуществляющего преобразование параллельного 8-разрядного входного слова в последовательную форму
Реферат Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой и технологической подготовки школьников (на примере раздела "Технология швейного производства" 9 класс)
Реферат Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2)
Реферат Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями (7 занятий)
Реферат Творческое наследие К.Д. Ушинского
Реферат Ислам в Португалии