Содержание
Введение
1. Философские взгляды Сократа
2. Объективный идеализм Платона
3. Систематизация философского знания Аристотелем
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Античная философия подразделяется на древнегреческую и древнеримскую.Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософскойгреческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самойантичной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии,древневосточных стран.
Вершина развития античной греческой философии приходитсяприблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Это периоднаибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии,опирающейся на политическую форму города-государства — полисы.
Благодаря трём самым выдающимся представителям классической греческойфилософии — Сократу, Платону и Аристотелю— Афины примерно на 1000 лет сталицентром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личностис её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаётфилософию как законченную мировоззренчески — политическую и логико-этическуюсистему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучениереального мира.
Древнегреческая философия оказала определяющее влияние навсю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнегодня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческойфилософии приходится на V—IV вв. до н.э., а отголоски её замирали ещё в течениетысячелетия.
В Византии и странах ислама господствующее влияние греческойфилософии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во временаРенессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии,что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизмаэпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитиеевропейской философской мысли.
/>1. Философскиевзгляды Сократа
Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — отрассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность —поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика,диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил вниманиефилософов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ занимает важное место в истории античной философии.«Диалектика, и притом диалектика в ее положительном смысле, в еепостоянном искании объективной истины, — вот то новое, чем Сократ резкоотличается и от старой натурфилософии, и от софистики» – так писал о нёмПлатон.
И далее, имея в виду не только Сократа,но и софистов и Платона, А.Ф. Лосев справедливо заключает: «Без этойдиалектики, вечного искательства правды и истины не сложились бы античнаяфилософия и античная литературы в том виде, в каком они воздействовали на всюпоследующую культуру и в каком мы ощущаем их еще и в XX веке» [3, C.23].
Сократа характеризует разнообразная и интенсивнаяфилософская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений вформе беседы.
Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов,в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философскойдеятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем,характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании ит.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, ачеловеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — вотглавное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметомбесед Сократа.
Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработаннымим методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно— диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредствомкоторого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.
Для Сократа философия — это рассмотрение конкретногонравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, чтопредставляет это явление, то есть к определению его сущности.
Все диалектические рассуждения проводятся по принципуделения родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектикасостоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон.В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещёназывается майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановкивопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другоеэтическое понятие).
Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим,затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использоватьиндуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины —огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующиефилософы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились и егоантидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишьвызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю,что ничего не знаю, но многие не знают и этого».
Таким образом, метод Сократа направлен на то, чтобыпосредством выявлении разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеятьвсё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всегонравственного, явления.
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусствомповивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение кдогматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
По мнению Сократа, нравственным человек может быть толькотогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного.Подлинная нравственность — это познание блага.
Более того, для Сократа знание и мораль оказываютсянеразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставитпоступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочьчеловеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся ввысшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
Таким образом, в этике Сократа четко выявляетсярационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание.Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость [7, C.45].
Знаменитые сократовские высказывания:
¨ Голод — лучшая приправа к пище.
¨ Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.
¨ Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешьисключением, если плохая — философом.
¨ Женишься или не женишься — всё равно раскаешься.
¨ Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
¨ Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
¨ Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.
¨ Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
¨ Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
¨ Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.
¨ Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
¨ Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.
¨ Совершеннейшим из людей можно считать того человека, которыйстремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, ктосознаёт, что он уже достигает своей цели.
2. Объективный идеализм Платона
Особое место в античной философии классического периодазанимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанрфилософствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этихдиалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и какмученик за правду [1, C.67-74].
Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началомпервого является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никакихфилософских произведений. В этот период он находился под непосредственнымвлиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после егосмерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат«Апология Сократа».
Адаптируя философию Сократа, Платон подготавливает своюфилософию, выстраивает собственную систему объективного идеализма, которая дляэллинов должна была стать руководством в их жизнедеятельности. Завершают этусистему «Государство» и «Законы» как синтез этических, философскихи политических взглядов на базе объективного идеализма.
Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменныймир идей как мир «истинного бытия», обосновывает господство общего,существующего вне единичного и над единичным. Категориальный каркас философскойсистемы Платона составляют: идея как активное, формообразующее начало и материякак страдательное начало, олицетворение потенции. Эта пара категорий замыкаетсяна мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство.В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметногомира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил умв душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало,середина и конец всего. Он — начало, ибо от него все происходит; он — середина,так как он — сущность всего; и он — конец, ибо все к нему устремлено.
Своеобразно рассматривает Платон и проблему души человека.Она как бы является отраженным светом мировой души. На этом основании Платон выстраиваети свою концепцию познания. Душа включает разум, волю и чувства. В зависимостиот того, какая часть души выступает доминантой, складывается установка человекана отношение к миру. Разум нацелен на познание, воля на благородные желания, ачувства — на низменные влечения. Таким образом, познание мира возможно, но недля каждого. Невежда доволен собой и не нуждается в знании. Знание необходимофилософу, ибо душа его ориентирована на познание мира. Философ стоит междуполным знанием и незнанием, стремится от менее совершенного знания к болеесовершенному. Он ориентирован на интеллектуальное знание, тогда как в основномлюди довольствуются чувственным знанием.
Платон широко использует понятие «диалектика»,вкладывая в него содержание термина «логика». Диалектикупротивопоставляет эристике — искусству спора ради спора.
Логическим завершением философии объективного идеализмаПлатона является учение о нравственности (этика) и о государстве (политика).Государство подобно человеку, а человек — государству. Нравственно совершеннымчеловек может быть только в совершенном государстве.
По Платону, все существующие государственные устройства — извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны на социальномнеравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природномунеравенству людей. Это несоответствие из одного государства делает два враждебных:государство власти предержащей и государство тех, кто ее лишен. Такое положениепротивоестественно. Оно ведет к противостоянию и ослаблению общества. Большевсех ослабляет общество государство демократии, где равные права получают люди,не равные от природы. В этом случае бал правит не умеренность, а страсти.Принципы нравственности обесцениваются, и вот уже ученик учит учителя, а детисудят своих родителей.
Много верного подметил Платон, но его идеал, где каждыйисполняет свой долг и имеет только свое, где каждое сословие имеет свой образжизни, сообразуясь со своей природой; где философы должны управлять, воины защищать,а земледельцы и ремесленники производить необходимые блага оказался не самымлучшим. Иллюзия справедливости общества, в котором «каждый имел свое иисполнял тоже свое» рассеивается при более пристальном изученииплатоновской модели государства, где место человека занимает его функция; гденет искусства, ибо польза от него сомнительная; где людей не лечат, ибо жизньбеспрестанного умирания никчемна; где нет семьи и частной собственности, каксоциальных факторов индивидуализации человека.
«Образец совершенного государства» был подвергнутвскоре критике со стороны Аристотеля. Последний усомнился в том, что целоеможет быть счастливо, если все его части несчастливы.
Этика Платона построена, исходя из идеалистическогопонимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей,характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведетк справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитаниябогов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимаетрелигия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьмаблизко к идее добра и красоты.
Социальной функции и общественному призванию идеального государствасоответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, преждевсего, на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимаетгимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания являетсяобучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, которыйпозволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершаетсяизучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровеньобразования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, ктопредопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию,и в частности «диалектику».
3. Систематизация философского знания Аристотелем
Классический период философии античности продолжаетАристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского.Основатель собственной философской школы. Систематизатор. Энциклопедист.
Аристотель является создателем самой обширной научнойсистемы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирическийматериал, как из области естествознания, так и из области общественных наук,который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельностьАристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была ибольшим вкладом практически во все тогда известные научные области: былисозданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировалнауки, определял предмет и методы отдельных наук.
Написал более 150 научных трудов и трактатов. Сохранившиесяпроизведения условно можно разделить на логические, общефилософские, физические,биологические, психологические, этические, политэкономические и эстетические.[4, C.98]
Логику Аристотель рассматривает как инструмент научногоисследования, как пропедевтику философии, как «Органон» (орудие,средство, инструментарий). Вопросам логики посвящены «Аналитика»,«Топика», «Категории».
Естественнонаучные сочинения проходят под общим названием«Физика». В них доминируют вопросы природы.
Важное место в философском наследии Аристотеля занимаюттрактаты «О душе», «Никомахова этика», «Поэтика»,«Риторика», «Политика» и «Экономика», гдерассматривались вопросы политики, нравственности, искусства, государственногоустройства.
Общефилософские вопросы рассматриваются в сводном трактате«Метафизика».
Каждое сочинение древнегреческого мыслителя начинается с анализанаследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и суммируя положительное знание,Аристотель делает выводы:
— философия не есть продукт индивидуального творчества, аитог работы целых поколений. Для установления истины отдельный философ оставляетпосле себя очень мало информации, но когда все собирается вместе, — получаетсявеличина, достойная внимания и изучения;
— философия всегда терпела поражение, когда уходила вобласть пустых абстракций, софистики и спекуляций;
— основная задача философии состоит в том, чтобы разобратьсяв сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношениюк небытию;
— философия имеет право на существование лишь в том случае,если в области сущего есть нематериальные причины, а также сверхчувственные,вечные сущности. Если бы нематериальных причин, неизменных и вечных сущностейне было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало быставить физику, а не философию.
В философии Платона главным было учение об идеях, которыетождественны понятиям логики, и последние существуют сами по себе, самобытно ибезусловно. Аристотель не приемлет такую позицию. Для него каждая вещь естьматерия, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Что касаетсяидеи, то она в своей самостоятельности есть всего лишь духовная причинно-следственнаяконструкция вещи.
Другими словами, для Аристотеля понятие есть всего лишьинструмент (средство) познания существенных свойств исследуемого объекта. Независимостьпонятия от бытия вещей абсурдна, ибо понятие есть характеристика общего, аобщее есть принадлежность чувственного мира.
Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотельвводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции являетсявзаимосвязь материи и формы, характеризующих страдательное и активное начало. Вэтом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, форма — за возможноебытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Приоритет формы, какединственно активной силы, нашел свое развитие и в учении о душе как форметела, о Боге как конечной форме всех форм, как первопричине мира, егоперводвигателе. Космология Аристотеля сливается с его теологией.
В своей «Физике» Аристотель развивает учение одвижении. Он выделяет четыре основных вида: движение как увеличение илиуменьшение; движение как качественное изменение или превращение; движение каквозникновение или уничтожение; движение как перемещение в пространстве"Справедливо отметив многообразие видов движения, мыслитель видит источник ипричину движения только в Боге. Бог выступает перводвигателем космоса и еголюбой субстанции.
Аристотель построил оригинальную по тем временам теорию познания"Познание начинается с ощущения предметной реальности. Первый шаг познаниязаключается в установлении факта; второй — в уяснении его причины; третий — висследовании сущности факта. Это совсем не просто, ибо сущность фактазатрагивает проблему сущности вообще.
Для него сущность — это нечто, способное к самостоятельномусуществованию и поддающееся познанию. Это не материя, ибо она не способна к самостоятельномусуществованию. Это не единичность предметного мира, не род и не вид. Этоединство активной формы и пассивной материи.
Инструментом познания сущности являются категории. Втрактате «Категории» дается перечень и анализ десяти категорий. В«Метафизике» этот перечень сокращен до шести: сущность, качество,количество, отношение, действие, страдание. Если сущность выступает каксамоценность, то остальные категории обеспечивают ее познание.
Проблемы возможности и действительности находят свое продолжениеи в учении о причинности. Причина может появиться в одной из четырех проекций.Первопричина заложена в самой сущности бытия вещи; вторая причина кроется в еесубстрате (материи); третья — в движении и четвертая — в действии. Первые трипричины обуславливают возможное состояние, а четвертая характеризуетдействительную реальность.
В своем учении о душе Аристотель исходит из положения, что всвоем минимуме «душа есть везде, где есть жизнь». В своем максимуме«душа есть там, где есть ум». Таким образом, человеческая душа, кромерастительного и животного компонентов, может обрести и собственно человеческоесодержание. Такой подход накладывает особую печать на гносеологию Аристотеля.
Аристотель — родоначальник логики как науки о мышлении и егозаконах. Для него логика не самоцель, а средство постижения истины. Сформулировави объяснив законы противоречия, исключенного третьего и достаточного основания,Аристотель определил, что есть истина, суждение, умозаключение; исследовал видыдоказательства; описал невольные и намеренные ошибки (паралогизмы и софизмы).
В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, чтожизнь является общим как для человека, так и для животного, но человек вотличие от животного делает себя сам, осуществляя свою меру добродетели, рассудочностии мудрости.
«Политика» Аристотеля как бы продолжает его«Этику». В ней рассматривается проблема практического разума,политической практичности и рассудительности. Политика призвана служитьдостижению общего блага в условиях законопослушания. Государство — это особаяформа общежития граждан, включенных во власть. Государству предшествуетинститут семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба, мужа ижены, отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловливают) господскую властьи власть домохозяина.[5, C.123-129]
Заключение
Главные представители классического периода в античнойфилософии (“высокая классика”, вторая половина V в до Р.Х. – IV в. до Р.Х.) – Сократ,его ученик Платон и ученик Платона Аристотель. В это время центром греческойфилософии становятся Афины, где возникают первые философские школы – АкадемияПлатона и Ликей Аристотеля.
Сократ – основоположник этики, т.е. философской теорииморали, а также диалектики как такого искусства ведения беседы, диалога,благодаря которому через столкновение противоположных мнений и противоречия достигаетсяобщее понимание сути вещей, истина.
Особое место в античной философии классического периодазанимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанрфилософствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этихдиалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и какмученик за правду. Адаптируя философию Сократа, Платон подготавливает своюфилософию, выстраивает собственную систему объективного идеализма, которая дляэллинов должна была стать руководством в их жизнедеятельности. Завершают этусистему «Государство» и «Законы» как синтез этических, философских и политическихвзглядов на базе объективного идеализма.
Классический период философии античности продолжает Аристотель(384-322 до н.э.). Обзор философского наследия Аристотеля свидетельствует отом, что он сумел охватить и обобщить все наработанное до него, статьэнциклопедистом античности. Содержательность и разработанность философскойпроблематики Аристотеля были столь впечатляющие, что последующие поколениядлительное время определяли его как Философа с большой буквы. Аристотель впервые создал систему философии как всеобъемлющейэнциклопедической науки. Он впервые отделил собственно философское знание (первуюфилософию или метафизику) от частно-научного или конкретно-научного знания.
Список использованной литературы
1. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов: Учебник /Под ред.И.И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.
2. Коплстон Фредерик. История философии.Древняя Греция и Рим. Т.I. /Пер. сангл. Ю.А. Алакина. — М., 2003.
3. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона //Платон. Соч. в 3-хтомах. Т.1. — М., 1988.
4. Мaмapдaшвили M.K. Лeкции по aнтичнoйфилocoфии. — M., 1997.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. — М.: Владос, 1995.
6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. — М., 1997.
7. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — СПб., 1996.