МАИ
Кафедракультурологии
Реферат на тему:
«Классические системы гадания»
Студентки гр. 04-513
Шапошниковой И.В.
Проверил преподаватель
Резвых П.В.
Москва,1997 год.
TOC o «1-3»
Краткое описание классических систем гадания.… GOTOBUTTON _Toc387719008 PAGEREF _Toc387719008 3
Таро:… GOTOBUTTON _Toc387719009 PAGEREF _Toc387719009 3
Состав и значение… GOTOBUTTON _Toc387719010 PAGEREF _Toc387719010 4
Старшие Арканы… GOTOBUTTON _Toc387719011 PAGEREF _Toc387719011 5
Младшие Арканы.… GOTOBUTTON _Toc387719012 PAGEREF _Toc387719012 7
Книга перемен:… GOTOBUTTON _Toc387719013 PAGEREF _Toc387719013 8
Астрология:… GOTOBUTTON _Toc387719014 PAGEREF _Toc387719014 11
Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания. GOTOBUTTON _Toc387719015 PAGEREF _Toc387719015 13
Заключение… GOTOBUTTON _Toc387719016 PAGEREF _Toc387719016 16
Литература.… GOTOBUTTON _Toc387719018 PAGEREF _Toc387719018 16
Краткое описание классических систем гадания.Таро:
Таро в Европе появился в пятнадцатомвеке. Карты самой ранней из известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда«тароччи». Существует теория, что имя это принято колодой от названия рекиТаро, притока знаменитой По в северо-центральной Италии, в долине которой истали известными когда-то древние «тароччи».
Сторонники же восточного происхождениякарт привлекают на свою сторону селение Таро в Верхней Бирме и озеро Тарок-Цона юго-западе Тибета.
Точно объяснить происхождения названиясегодня вряд ли возможно. Но из многих версий особенного внимания заслуживаетраспространившееся в восемнадцатом веке толкование термина как слияния двухегипетских слов: ТАР (дорога, путь) и РО, РОС (РОШ) или РОГ (король, царь), тоесть Таро — «царский путь», «дорога королей». В пользу этой гипотезы говоритдревнее представление о семи великих («королевских») дорогах, коими боги ведутищущих истину.
Некоторые связывают Таро сосредневековой сектой катаров или альбигойцев. А в прошлом веке орден ЗолотойЗаутрени обнаружил определенную связь карт Старших Арканов и с каббалистическимДревом Жизни. И практически все исследователи сходятся на том, что карты Таро — это остатки закодированного древнего знания, на что указывают присутствующие вних элементы египетской религиозной символики и орфических мистерий, арабскойсимволики цифр и кельтских легенд, астрологии и каббалистики.Состав и значение
Термин «Аркан» восходит к латинскому «арканум»[1] — тайна, секрет. Таким образом, Старшие, или Мажорные Арканы — это Великая Тайна,тайна духовная, оккультная. Младшие же, или Минорные Арканы, объединяющиечетыре масти — Тайна Малая, светская, «бытовая». Арканами — тайниками, тайнымивместилищами, хранителями тайн, называют также и сами карты Старших Арканов:например, Аркан I — Маг, Аркан XXI — Мир, или Корона Магов.
В конце прошлого века неутомимыеэнтузиасты и исследователи Таро обнаружили тайны и в самом названии колоды — вернее, в его анаграммах-перестановках. Так, для иудеев «Тора» означает закон,а «Троа» — врата. По латыни «Рота» — колесо, а «Орат» означает «говорить,убеждать, умолять». «Таор» (иначе — Таур) — имя египетского божества тьмы,«Атор» (иначе — Афор) — египетский же Хафор, бог веселья.
Не только латынь хранит загадки Таро.Тетраграмматон — то есть четыре буквы еврейского алфавита, написанные на ободеколеса фортуны (Аркан Х) — Йод, Тхей, Вау и Тхей, составляют в одном прочтенииимя Яхве, в другом Иеговы, и покровительствуют различным частям колоды Таро:Йоду подвластны четыре масти, Тхей заправляет четырьмя фигурными картами каждоймасти, Вау властвует над четырьмя десятками числовых карт (по десять в каждоймасти) и Тхей управляет всей четверкой Старших Арканов — тремя семеркаминомерных Арканов с Iпо ХХIи стоящим особняком «нулевым» Арканом — Шутом.
Структуру Таро можно представить какотражение взаимоотношений Бога, человека и вселенной, или иначе — связей междумиром идей, сознанием человека и миром физическим. В этой диаграмме в центрпомещен малый круг или точка, изображающая человеческую душу, треугольникпредставляет тройственную сущность Бога, а квадрат символизирует явленный мир.Карты Таро поставлены в соответствие различным частям этого чертежа.
Мечи
(Намерение)
Пентакли
(Воздаяние)
Посохи
(Предприятие)
Кубки
(Чувствование)
Бытие
(Арканы с XV по XXI)
Шут
Душа
(Арканы с VIIпо XIV)
Разум
(Арканы с I по VII)
В современных игральныхколодах, иногда применяемых также и для гадания, исчезли Старшие Арканы, длякоторых не нашлось подходящего игрового смысла (козырями в играх становилиськарты одной из мастей), Мечи стали Пиками, Посохи — Трефами, Кубки — Червами,Пентакли — Бубнами. Масти потеряли рыцарей и возвели Пажей в ранг Валетов.Только в 54-листовой покерной колоде остался рудимент Старшего Аркана — Шут,преобразившийся в двух Шутов-Джокеров. СтаршиеАрканы
Глвная загадка Таро — Старшие, илиМажорные Арканы — двадцать две символические и аллегорические карты,описывающие постоянные и вечно меняющиеся физические и духовные силы,властвующие над человеком.
Существует немало вариантов внутреннейиерархии Старших Арканов: карты разделяют на титулованные и аллегорические,символы главных добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи ивселенской предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VIIопределяют интеллектчеловека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIVвластвуют в сфере нравственности, или Души,а Арканы с XV по XXIправят событиями материальной жизни человека, или его Бытием. Подругим воззрениям, карты Старших Арканов могут быть поставлены в соответствиемастям Младших Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным,или числам, или же буквам еврейского алфавита — в духе Каббалы.
В одном из прочтений сам термин«Каббала» означает «власть двадцати двух», что находит отражение в одном изосновных каббалистических символов — Древе Жизни. Десять его сефиротов (техсамых «истечений, излучений, эманаций») соединены двадцатью двумя ветвями-тропинками,которым каббалисты нового времени поставили в соответствие двадцать две картыСтарших Арканов Таро.
Но их опередил Курт де Гебелин, еше в1781 году выдвинувший теорию, что Старшие Арканы представляют собой легендарную«Книгу Тота», спасенную из руин сожженных египетских храмов тысячи лет назад.«Книга Тота», известная также как «Книга Таро» или «Книга Золотых Листьев»,будто бы содержала в себе синтез всего человеческого знания, проникнутогоглубоким и древним мистицизмом.
Двадцать две карты Старших Аркановтолкуются обычно как иероглифические картины, размещавшиеся на колоннах вгалерее подземного храма, куда искатели высшей истины попадали в процессепосвящения. Сами картины до нас не дошли. Не сохранились и подлинники «КнигиТота». Утверждают, что глиняные таблички с ее копиями были в фондахАлександрийской библиотеки — увы, сгоревшей. А в семнадцатом веке кардиналБембо описал бронзовые «таблички Изис», впоследствии также утраченные, ноуспевшие, как видно, повлиять на современные колоды Таро.Младшие Арканы.
56 карт Младших Арканов разделены на четыре масти(«свиты»), 14 карт в каждой: 4 фигурных, или костюмных — так называемый «двор»,и 10 очковых, или числовых — от десятки до туза, корня масти.
Создатели карт с древних времен до настоящегообозначали масти знаками звезд и стрел, птиц и собак, зеркал и колонн, лун иякорей, и все так же не смогли уйти от традиционного деления колоды на четыремасти (не считая, разумеется, Старших Арканов). В чем же причина устойчивостичетверки?
Широко бытует мнение, что четыре масти представляютчетыре касты древне-египетского царства.
Другая популярная теория утверждает, что мастипредставляют четыре сословия средневековой Европы: мечи — рыцарство, знать иаристократию, посохи (жезлы) — крестьян и низшие сословия, кубки — церковные ииные духовные группы и монеты — сословия коммерческие.
Кто-то ассоциирует масти с предметами — чакрой,палицей, раковиной и луком, которые держит в четырех своих руках индийскоебожество Вишну, а также комплексное двуполое божество Ардханаришвара — одно извоплощений Шивы.
В середине шестнадцатого века карты представлялисьазартной игрой, в которой мечи пророчили смерть тому, кто отчается и обезумеетот игры, посохи сулили наказание мошенникам и шулерам, кубки намекали на вино,способное уладить все споры, а монеты представляли смысл и цель игры.
В средневековой Франции масти ассоциировали своенным делом. Пики представляли запасы или склады оружия, необходимого длябитв. Трефы означали распространенное луговое растение и предостерегалиполководцев не заводить свои войска в места, бедные кормом для лошадей. Сердца(червы) символизировали мужество и стойкость офицеров, а алмазы (бубны)напоминали тип прочных стрел, выпускавшихся из аркебуз.
В семнадцатомвеке четыре масти предостерегали от четырех опасностей в жизни человека:убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради выгоды.
Но находились и такие, кто считал масти достойнымизнаками и ставил в соответствие мечам справедливость, посохам — мужество,кубкам — веру, а монетам — милосердие.
Четыре масти уподобляли четырем временам года,четырем первостихиям, четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементамалхимии и, конечно, четырем буквам имени Бога — YHWH(тетраграмматон). Книгаперемен:
Древнекитайская «Книга перемен», вустной форме зародившаяся около 5 300 лет назад, оказалась записанной лишьпосле того, как прошло примерно 2 000 лет. Изначально метод предсказаний,излагавшийся в ней, был прост. Использовались две линии: одна — сплошная,другая — прерывистая. Они позволяли гадающему лицу получить утвердительный илиотрицательный ответ на постоянный вопрос — наподобие того, как это делается пригадании с монетой (падает решкой вверх — да, орлом — нет).
Затем возникла серия диаграмм, в которыхвертикальные линии чертили попарно, а позже — триграмм, включающих в себявосемь комбинаций (столбцов) из трех линий; каждая комбинация получила своеназвание: «Небо», «Земля», «Солнце», «Луна», «Воздух», «Вода», «Гора», «Гром».
Значения линий, однако, не были резкопротивоположными. Сплошная («янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало,а прерывистая («инь») — воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь»поддерживает. Другие значения «янь» и «инь» — свет и тень, жесткий и мягкий,экспрессивный и созерцающий, твердый и податливый, сильный и слабый, день иночь и т.п. Существует множество и других смысловых оттенков, но никогда этипонятия не определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает остраянеобходимость в «янь», иногда — в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. Итолько из сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия.Это особенно видно при изучении триграмм и их толкований.
Триграмма «Небо» воплощает собой силу вчистом виде, поскольку она составлена из трех «янь». Отсюда другое еедополнительное значение — небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», котораяпредставлена воспринимающим началом — тремя «инь».
Подобным же образом триграмма «Солонце»может быть истолкована как огонь и даже молния. В расширенной интерпретациитриграмма «Луна» означает все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет:тучи, дождь и даже опасный поток в узком ущелье.
Из прочих триграмм «Вода» может такжеобозначать озеро или болото, море или океан, «Гора» — высоту или вершину.«Гром» — борьбу, душевное смятение.
Существуют и другие, более сложныезначения триграмм, связанные с ассоциациями. Триграмма «Солнце» может означатьтакже ветер, который проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциацияразвивается дальше, и у триграммы появляется новое значение: лес, посколькукорни дерева проникают в землю.
Значения триграмм продолжали развиватьсяи включили в себя абстрактные понятия. Например, «Луна» или «Вода» предполагалиопасность, «Гора» — неподвижность, и т.д.
Входили туда и понятия родства. «Небо»имело значение отца, «Земля» — матери. Прочие же триграммы рассматривались какдочери и сыновья.
Далее триграммы сдваивались, образуягексаграммы. В результате получились 64 гексаграммы, вроде «Небо над Землей»или «Луна над Громом».
Гексаграммы толковались сложнее, причемкакая-то одна линия могла в отдельном случае иметь больше значений, чемостальные.
Со временем «Книга перемен» превратиласьв Книгу мудрости. Великий китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и дажедополнил ее собственными интерпретациями гексаграмм.
Существуют различные способы гадания,связанные с различными предметами.
Раньше брали 49 стебельковтысячелистника. Не считая, их делили на 2 кучки, которые в свою очередьразделялись на меньшие. В результате получали пучки тысячелистника, которые,если в них было четное количество стебельков, обозначали «инь», а нечетное — «янь». Процедура повторялась, в результате чего линия за линией выстраиваласьгексаграмма.
Сейчас для тех же целей используютсямонеты. Например, гадающий берет три монеты, трясет и бросает на плоскуюповерхность. Если все или две из них упали вверх решкой, то они обозначают«янь», если орлом- «инь». Таким образом получается нижняя линия в гексаграмме.Процедура повторяется до построения всей гексаграммы. Либо можно взять шестьмонет, случайным образом сложить в столбик, который затем ставят на стол. Пятьверхних монет сдвигаются, остается нижняя, затем четыре и т.д. Таким образомполучается гексаграмма. Самый простой способ состоит в подбрасывании одноймонеты шесть раз. Решка — сплошная линия, орел — прерывистая. Астрология:
Предшественницей астрологиибыла астромантия. Она зародилась вВавилоне, откуда проникла в Грецию. Солнце, Луна и планеты представлялисьнебесными божествами, чьи намерения и влияние на земные дела определялись ихпередвижением по небосводу. Мудрецы пророчествовали по фазам Луны, солнечным илунным затмениям, положению планет относительно неподвижных светил и созвездий,в том числе не включенных в разряд зодиакальных, а также по другим явлениям. Например,считалось, что молодой месяц, выходящий из туч сулит победу в предстоящейбитве, если же он не появится в заранее предсказанное время, неизбежнопоражение.
Традиционная астромантия постепенно былавытеснена астрологией. В настоящее время астрология подразделяется на западную(классическую) и восточную. Западная астрология подразумевает под собойсоставление гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца ипланет солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Такжепринимается на рассмотрение расположение лунных узлов (два пересечения орбиты Луны с плоскостью эклиптики), атакже два гипотетических небесных тела — так называемая «черная» Луна — Лилит — и «белая» — Лулу. Есть несколько разновидностей гороскопов — натальный(составляемый на момент рождения), транзитный (на конкретный день) исинастрический (совместный, «любовный») и другие. Главную роль при составлениигороскопов отводят Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне(указывает на его личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций),Мередиану (возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планетвеличине — Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).
Восточная астрология основана на12-летнем цикле, в котором каждый год символизируют определенные животные. Этомышь (крыса), вол (бык, буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон,змея, лошадь, коза (овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья)[2].Согласно преданию, когда Будда позвал к себе всех животных, обещая наградупервым двенадцати, они пришли к нему именно в таком порядке. А в наградуполучили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.
В восточной астрологии властвуют пятьспецифических принципов: Лунный год (выявляет 12 архетипов человека), времягода (5 специфических типов души человека, связано с временем рождения исоответствует одной из пяти стихий: «дерево», «огонь», «земля», «вода» и«металл»), двойная неделя, день и час. Последние три определяют личностьконкретного человека, его душевные качества.Истоки и сравнительный анализ классических системгадания.
Есть вопрсы, к ответам на которые можно прийти путемумозаключений. Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речьидет о выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствиеизвестных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, междуявлениями может существовать иная, пусть скрытая, но оттого не менее теснаясвязь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримаяпропасть. Эту связь или, точнее, это отношение, в разные времена называлипо-разному — подобием симпатией, аналогией, считая ее выражением единогомирового закона: «То, что внизу, подобнотому, что наверху». Это понял еще Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший вЕгипте пять тысяч лет назад. Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а болееотдаленные — полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших донас трудов.
Сам он не считал себя богом. С помощью методааналогий он пытался познать эту скрытую связь, существующую между движениемкарт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воляБога — или богов.
Однако представители различных религий частоспрашивали себя: не грех ли это — пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог(или боги) намеренно скрывают ее от людей? Недаром же название, данноегерметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста («триждыочень великого»), истолковывается и как «учение о сокрытом», тайном?
Да, герметические науки помогают приоткрыть завесубудущего и узнать то, чего никаким другим образом узнать нельзя. Но владениегерметическими науками можно уподомить владению грамотой: человек можетпрочесть книгу, но он не волен изменить ее содержание. Нет греха, если человекузнает, что уготовлено ему провидением.
Одной из важнейших отраслей герметических наукследует считать гадание. Способов гадания существует великое множество.Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что емунужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни — или,наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннююсвободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательныесимволы лишь помогают прочесть этот ответ.
Самой древней из этих систем является Книга Перемен.Она и самая простая в реализации — не требует ни специальных предметов, нисложных расчетов. Существует гипотеза о том, что колыбелью цивилизации былТибет. Может, там, на заре развития человечества и зародилась эта система? Ведьво все времена человек был любопытен к своему будущему. А когда явления природыказались божествами, а жизнь подчинялась никому тогда не понятным законам — темболее.
По мере «взросления» человек начал понимать, что нажизнь и судьбу могут влиять не только Солнце, Луна, ветер, громы и молнии.Прежположили наличие зависимости судьбоносных событий от движения планет — так родилась астромантия, а заней и астрология. С помощью математических расчетов можно было узнать все очеловеке, его характере, его способностях, вкусах, совместимости спредставителями противоположного пола и т.д. Основное отличие от классическойКниги Перемен в том, что исключается элемент случайности при подготовкепредсказания, все известно заранее, важно лишь правильно истолковать имеющуюсяинформацию о времени рождения человека. Причем, так как на Востокепридерживались в основном теории о переселении душ после жизни, то, как мнекажется, важнее был год рождения. На Западе, где религия повествовала о рае,аде и жизни, как преддверии того или другого, обращалось внимание на болеемелкие единицы измерения времени — дни, часы, минуты (от последних двух величинзависело только положение Луны, как наиболее быстро движущейся планеты).
Гадание посредством Таро является, по моему мнению,самым интересным способом. Не исключая элемент случайности (расклад зависиттолько от Руки Судьбы, невозможно предсказать заранее, как лягут карты), в тоже время Таро в своем толковании опирается и на астрологические значения тойили иной карты, и на особенности психологии человеческой натуры. Таро оставляетпросторы для воображения, но в определенном русле.
Каждый символ Таро несет в себе определенный смысл.У разных людей они вызывают разные ассоциации, на этом и основана эта система — обращение к подсознанию, активация интуиции.
Сам процесс гадания посредством карт Таро может бытьлюбым, существует масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащийвопрос. Однако сходство со всеми методиками использования оккультных способовполучения информации состоит в том, что толкование того или иного раскладапроисходит всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации.
Оперируют же карты не словами, но образами, чтороднит их, например, с Книгой Перемен, которая также выводит зависимостимиропонимания человека от случайного набора «орлов» и «решек». Заключение
«Ежедневноменяется мода, но пока стоит белый свет, у цыганки со старой колодой хоть один да найдетсяклиент...» Гадания вечны. Они неподвластны ни старению, ни утере актуальности,ни забытию. С развитием компьютерных технологий они, безусловно, примут болеепростые для обывателя формы. Датчик случайных чисел заменит подбрасываниемонеты, компьютерные программы — бумажные карты. Но, может и в этом что-тоесть?
Литература.
1. Д. Е. Сафронов. Карманнаяэнциклопедия гадания. — М.: ТОО «Дюна», ТОО «Дельфин», 1993 г.
2. Дж. Бейнс, С. Вронский. Судьба на ступенях золотогоТаро. — М.: Издательство «Луч», 1985 г.
3. С. А. Вронский. Астрология о браке и совместимости.- Кишинев: «LOGOS», 1993г.
4. Шестопалов С.В. Кармическая астрология. — Санкт-Петербургская Астрологическая Академия, 1995 г.
[1]От латинского «arcanum» — тайна, небезынтереснотакже сходство с арабским «рукн», мн. ч. «аркан», означающим «столп, утой веры»и санкритским «archana» — поклонение символу Божества.
[2]Если одни животные,относящиеся к одному знаку, похожи, то другие, казалось бы, не имеют ничегообщего (например, кот и заяц). Данное различие обуславливается тем, чтогороскоп получил распространение широко по всей Азии, и при адаптации кконкретной стране принималось то, название, которое ближе по духу к ее жителям.