· Введение.
Китай – одно из древнейших цивилизованных государствмира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождениемрабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты посодержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всегочеловечества.
· Зарождение философии в Китае.
В эпоху Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.)господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.
Однойиз отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в нихбогов и духов. Многие из древнекитайских божеств имели явное сходство сживотными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцыполагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что “воля неба”постигается через гадания, а также предзнаменования. Религиозно-мифологическиепредставления освящали систему господства родовой знати. Государь, правительвыступал перед своими подданными как сын неба.
Важнейшимэлементом древнекитайской религии был культ предков, который строился напризнании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В этот культвходило также почитание мифических героев древности. Мифы изображали ихвеликими благодетелями человечества. Почитание предков было также приспособленодля укрепления положения родовой знати. Для древнекитайской религии также былохарактерно жертвоприношение духам природы и предкам. Высшим посредником междудухами и людьми являлся государь. Только он мог приносить жертвы духам неба иземли, на долю знатных людей оставались жертвоприношения предкам.
Вмифологии существовало и своё объяснение происхождения мира, природы. Вглубокой древности, когда ещё не было ни неба, ни земли, Вселенная представляласобой мрачный бесформенный хаос. Согласно одному мифу, в бесформенном мракеродились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочениеммира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян стал управлять небом, адух инь – землёй. По другому мифу, мифический первочеловек Пань-гуударил топором по мраку, в результате чего всё легкое и чистое тотчас жеподнялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз иобразовало землю. В мифах о происхождении Вселенной просматриваются зачаткинатурфилософии.
Мифологическаяформа мышления просуществовала вплоть до первого тысячелетия.
Многиемифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы,жившие в V-III вв. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобыобосновать свои концепции истинного правления и нормы правильного поведениячеловека. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,использовала их материалы.
Как и философиидругих народов, древнекитайская философия тесно связана с мифологией. Однакоэта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии вКитае. Китайские мифы предстают как исторические предания о прошлых династиях,но они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев настановление мира и его взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеине занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские ученияДревнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе”- тайцзи, о силах инь и ян и даже учение о Дао, ведут своёначало от мифологических построений древних китайцев о небе и земле, о “восьмистихиях”.
Наряду споявлением космогонических концепций, в основе которых лежат силы инь и ян,возникают концепции, которые были связаны с “пятью первостихиями”. Живоесозерцание природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к принятиютаких взаимосвязанных между собой первоначал, как вода, огонь, металл, земля,дерево. “Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоитупразднить одно. И жизнь станет невозможна”.
В VII-III вв.до н. э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественноотличные оттого, что знала китайская мысль предшествующего периода, и что былообусловлено серьезными социальными изменениями.
Вэтот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественныеизменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитиемпроизводительных сил, расширением видов ремесел, применением новых орудий иинструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способовобработки почвы.
Указанныйпериод китайской истории характеризуется также острой социальной борьбой внутривыдвинувшихся своей экономической и военной мощью царств, кровопролитной войноймежду ними, уносившими, по свидетельству источников, сотни тысяч жизней. ЕдиноеЧжоуское государство фактически развалилось. Борьба за господство междуцарствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихсяцарств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидойсильнейшего царства Цинь.
Глубокиеполитические потрясения – распад древнего единого государства и укреплениеотдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражениев бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этическихшкол. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.
Наследственнаярабовладельческо-родовая знать по прежнему цеплялась за религиозные идеи“неба”, “судьбы”’, правда, видоизменяя их применительно к особенностям борьбытого времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовойаристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в “небо” иливкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих ученияхделались попытки осмыслить исторический опыт, выработать новые правилавзаимоотношения между различными социальными группами населения, определить местоотдельного человек, страны в окружающем мире, определить отношения человека сприродой, государством и другими людьми.
Именнов этот период происходит формирование китайских философских школ – даосизма,конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромноевлияние на все последующие развитие китайской философии. Именно в этот периодзарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятсятрадиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшеговремени.
· Особенности развития философиив Китае.
В истории философииярко раскрывается процесс освоения человеком природы, его попытки осмыслитьсвоё место в мироздании, выявляются многогранные стороны созидательногочеловеческого гения. Одновременно история становления и развития философии,будь то китайская, или греческая, или индийская, неразрывно связана с классовойборьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идейотражало борьбу различных классов в обществе. В конечном итоге столкновениявзглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений вфилософии – материалистического и идеалистического – с той или иной степеньюосознания и глубиной выражения этих направлений.
Спецификакитайской философии непосредственно связана с её особой ролью в той остройсоциально-политической борьбе, которая имела место в многочисленныхгосударствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело кчеткому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов, как этобыло, например, в Древней Греции. В Китае своеобразное разделение труда междуполитиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую,непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы,первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианскиепроповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередкоявлялись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросыуправления страной, отношений между различными классами и социальными группаминаселения в обществе, регламентаций отношений между “верхами” и “низами”, атакже внутри господствующего класса, вопросы этики заняли господствующее местов китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества.Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много вниманияпроблемам управления страной.
Другаяособенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучныенаблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более илименее адекватного выражения в философии, так как философы не считали нужнымобращаться к материалам естествознания. Единственным исключением в этом родеявлялась школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохиЧжоу прекратили своё существование. Заложенные моистами традиции соединенияфилософской рефлексии и естественнонаучных наблюдений, проведенных дляподтверждения общефилософских выводов, не получили дальнейшего развития.Канонизация конфуцианства, которое с самого начала в лице Конфуция выразилосвоё крайне пренебрежительное отношение ко всем естественнонаучным наблюдениями прикладным знаниям, которое считало основной задачей самосовершенствованиенравственности человека, создала идеологический заслон для привлечения данныхестественных наук в философии и политические суждения, принизила общественныйстатус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний.
Они молчаливо были признаныуделом людей низших, лишенных возвышенных идей. Философия и естествознаниесуществовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга. Тем самым китайскаяфилософия лишила себя надежного источника для формирования цельноговсестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальнойидеологией, оставалось уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия.
Такиобразом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузилаеё предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, атакже проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания,логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общемвиде представителями материалистического направления, прежде всегопредставителями школы “инь-ян”, или натурфилософами, моистами и визвестной мере даосизмом. Таковы некоторые особенности древнекитайскойфилософии.
· Школы в китайской философии.
В“Исторических записках” Сыма Цяня приводится первая классификация философскихшкол Древнего Китая. Там названо шесть школ: “сторонники учения об инь иян” (натурфилософы), “школа служилых людей” – жуцзя (школаконфуцианцев), “школа моистов”, ”школа номиналистов” (школа софистов), “школазаконников” (легистов) и “школа сторонников учения о Дао и Дэ” –даосистов.
Несмотря на всюспецифику философии в Древне Китае, отношение между философскими школамисводилось в конечном счете к борьбе двух основных тенденций –материалистической и идеалистической.
На раннихэтапах развития китайской философии, например даже во времена Конфуция иМо-цзи, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии не выражалисьпрямо. Вопросы о сущности человеческого сознания и его отношении к природе,материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую во взглядахтех философов, которых мы относим к материалистам, содержались значительныеэлементы религиозных, мистических представлений прошлого и, наоборот,мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции, отдельным вопросамдавали материалистическое толкование. Это особенно относится к вопросу опонимании неба, взаимоотношений “имен” (понятий) и действительности,происхождения всего сущего, Дао, роли духов, судьбы и т.д.
Теперь яперехожу к рассмотрению философских школ в Древнем Китае.
· Даосизм.
Основателемдаосизма являлся Лао-Цзы. Основным отличительным признаком философии Лао-Цзы,характеризующим последователей даосизма, является то, что Даорассматривается как источник происхождения всего сущего, как всеобщий закон,управляющий миром, на основе чего и возникла идеологическая система, высшейкатегорией которого является Дао.
Иероглиф Даосостоит из двух частей: шоу-голова и цзоу - идти, поэтомуосновное значение этого иероглифа — дорога, по которой ходят люди, но вдальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означатьзакономерность, закон. Лао-Цзы, приняв Дао за высшую категорию своейфилософии, придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает еекак источник происхождения мира. Он считал, что Дао — это “корень неба иземли”, “мать всех вещей“, что Дао лежит в основе мира. Лао-Цзы говорил:“Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает всесущества“, что является характеристикой процесса происхождения всего сущего от Дао.
Издальнейшего текста: “Все сущее носит в себе темное и светлое начала, испускает ции создает гармонию“ — ясно, что под “одно” имеется в виду первозданныйкосмогонический хаос, когда темное и светлое начала еще не разделились; под“два“ имеется в виду разделение хаоса и появление темного и светлого начал, апод “три” – темное начало, светлое начало и гармония (т.е. единое тело).
Следуетотметить, что, как считал Лао-Цзы, “одно”, не является источником происхождениявсего сущего, поскольку Дао по сравнению с “одним” более раннегопроисхождения. Так что же такое Дао в понимании Лао-Цзы?
Впервом параграфе его сочинения говорится: “Дао, которое может бытьвыражено словами, не есть постоянное Дао”. Дао не имеет вида, неиздает звуков, не обладает формой, одним словом, Дао – это “пустота” или“небытие”.
Вчетвертом параграфе сказано: “Дао пусто, но при его использовании оно непереполняется”. “Пустота” – это то же, что и небытие, из которого Даорождает всё сущее, что сформулировано в высказывании: “Все вещи в Поднебеснойрождаются в бытии, а бытие рождается в небытии”.
“Бытие”и “небытие” — две основные категории в философии Лао-Цзы, и Дао в егопонимании возникло на основе этих категорий. Следует отметить, что в пониманииЛао-Цзы отношений между “бытием” и “небытием” имеются определенныедиалектические идеи, однако он не смог провести их от начала до конца, врезультате чего преувеличивал роль “небытия”, оторвав его от “бытия” ипревратив в самостоятельную сущность Вселенной. Дао в философии Лао-Цзы– это абстрактное и гипертрофированное представление о “небытии”.
Лао-Цзысчитал, что все конкретные предметы представляют единое целое “бытия” и“небытия”, причем “бытие” — сущность предмета, а “небытие” — пустота, иливакуум. Он говорит так: “Тридцать спиц соединяются в одной ступице колеса, и,поскольку (в ступице) есть пустота, появляется возможность использоватьколесницу. Из глины делают сосуды, и, поскольку сосуды внутри пусты, появляетсявозможность использовать их. Двери и окна выдалбливают, чтобы построить дом, и,поскольку дом внутри пуст, появляется, появляется возможность использовать его.Поэтому наличие предметов приносит пользу, а имеющаяся в них пустота делает ихгодными к употреблению“.
Всочинении “Лао-Цзы” имеется много противоречивых понятий, например: высокое инизкое положение, беда – счастье, красота – безобразие, добро – зло, жизнь – смерть,верх – низ, хозяин – гость, сильный – слабый, мудрый – глупый, наполненный –пустой, бытие – небытие и т.д.
Лао-Цзысчитал, что обе стороны этих противоречивых понятий противостоят друг другу, нов то же время сосуществуют и взаимно переходят друг в друга.
Вцелом в философии Лао-Цзы примитивные диалектические идеи, но из-заограниченности платформы гибнущего класса, на которой стоял Лао-Цзы, они непривели к прогрессивным выводам, а наоборот, оказались во власти негативнойидеологической системы.
ФилософияЛао-Цзы как идеологическая система, её положительные и отрицательные стороныоказали огромное влияние на развитие философии в последующие века.
· Конфуцианство.
Теория познания Конфуция полна противоречий и восновном дуалистична. Откуда к человеку приходит знание? Это первый вопрос накоторый любая теория познания должна прежде всего дать ответ. Конфуций говорил:“Обладающие знанием от рождения стоят выше всех; обладающие знанием благодаряучению следуют за ними; те, кто приступил к учению, оказавшись взатруднительном положении, следуют за ними; те, кто, оказавшись взатруднительном положении, не учится стоит ниже всех среди народа”. Вприведенной цитате выпажена главная идея теории Конфуция об источнике познания,и в ней выражены общие принципы теории познания.
Теориипознания Конфуция присущ ярко выраженный дуализм. С одной стороны, он признаетсуществование “обладающих знаниями от рождения”, с другой стороны, он неотрицает, что наряду с “обладающими знаниями от рождения” имеются противостоящиеим “ обладающими знаниями благодаря учению” Это – ясно выраженное положениенаивного материализма.
Конфуцийзанимался главным образом педагогической деятельностью, причем в процессепедагогической работы он подчеркивал значения “знаний, приобретенных благодаряучению”, а не “знаний от рождения”. По мере накопления опыта в педагогическойдеятельности Конфуций выдвинул немало идей и предложений, проникнутых духомматериализма; например, “зная что-либо, считай, что знаешь; не зная что-либо,считай, что не знаешь – это и есть правильное отношение к знанию”.
Однимиз ключевых моментов в идеологии Конфуция есть методология под названием “путьзолотой середины”. Конфуций говорил: “Золотая середина, как добродетельныйпринцип, является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им”.Понятие “золотая середина” употребляется в “Лунь юе” всего один раз ввышеприведенной цитате. Только в комментариях к “Лунь юю” поясняется: “Держатьв руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину”.Это и есть принцип “Держать два конца, но использовать середину”, согласнокоторому между двумя стоящими друг против друга противоречиями выбирается“средний путь”. Фактически это теория компромисса и теория смягченияпротиворечий.
Исходяиз идеи “идти по середине”, Конфуций выступал против всего, что можно было быназвать экстремизмом или крайностью. Он говорил: “Большая ненависть к человеку,лишенному человеколюбия, ведет к смутам”. Другими словами, проявление кчеловеку, лишенному человеколюбия, большой ненависти может привести к беде.
ВысказанныеКонфуцием идеи об осуществления управления на основе добродетели, любви клюдям, великодушии и оказании милости – всё это есть конкретные выраженияпонятия “Золотая середина”, цель которой состояла в смягчении противоречий иподавлении сопротивления.
Какосновоположник “школы служилых”, мыслитель и педагог Конфуций оставил в историиКитая богатое идеологическое наследие.
· Моизм.
Моисты представлялиполитическую группу со строгой организацией, носящей характер научногозаведения. Они являлись распространителями и практиками моизма, вели скромныйобраз жизни. Что касается их учения, то оно заключалось в следующем.
Моистыв первую очередь правильно определили связь между “как знаем“ и “что знаем“,заложив этим материалистическую базу под теорию познания. В первой части“Канона” записано: “Знание требует способностей”. Другими словами, знанияприобретаются благодаря особенностям органов чувств человека. В развитие этоймысли в первой части “Канонических речей“ говорится: “Достижение знанияозначает получение знания благодаря способностям к этому, но (способность) ещене есть само знание. Это подобно тому, что вижу солнце, так как обладаю яснымзрением“. Приведенная цитата говорит о том, что каждый человек обладаетспособностями, позволяющими овладевать знаниями, поэтому у него и возникаютзнания, и в этом он похож на зрячего, глаза которого позволяют видеть образы.
Однаконаличие у человека “способностей“, позволяющих получать знания, не обязательноприводит к появлению знания и не отвечает на вопрос, как в этом случаепоявляется знание. В первой части “Канона” говорится: “Знание — результатсоприкосновения с внешним миром”, а в первой части “Канонических речей“разъясняется: “Стремящийся к знанию получает его от соприкосновения с вещами,которые он способен представить себе позднее, как будто эти вещи перед глазами.Отсюда следует, что под “соприкосновением“ следует понимать контакты спредметами и чувственное восприятие объективно существующих предметов, чтовыражено словами “соприкосновение с вещами”. Поздние моисты считали, чточувственное знание появляется в результате соприкосновения органов чувств собъективно существующими предметами, подобно тому как глаза дают зрительноеотражение, являющееся копией предмета.
Онисчитали, что для истинного и ложного существует критерий, а в спорах бывают ипобедитель, и побежденный. Во второй части “Канонических речей” говорится: “Вспоре одни говорят истинное, другие — ложное, но побеждает говорящий правду”.Из участвующих в споре двух сторон кто-то прав, кто-то нет, кто-то побеждает,кто-то проигрывает, но критерием для определения победителя являетсясоответствие приводимых доводов с истиной. Слова “говорящий правду побеждает“ — примитивный материалистический взгляд на истину.
Моистывыдвинули также понятие “действие”. В первой части “Канонических речей”объясняется: “Намерения и поступки – это действия”, т.е. сознательные поступки,преследующие цель, — это и есть “действия“, и в этих словах выраженопримитивное понимание роли практики. В чем проявляются “действия”? Согласнопервой главе “Канона”, они проявляются в шести областях: ”Действие – этосохранение, утрата, обмен, разорение, упорядочение, перемены”. Судя поконкретным объяснениям, данным в первой главе “Канонических речей”, основноесодержание шести видов “действий” заключается в сознательном “сохранении“чего-либо, “устранении” чего-либо, “обмене” чего-либо, “уничтожении“ чего-либо,“оказании помощи“ чему-либо и “изменении“ чего-либо. Все это и есть “намеренияи поступки”, т.е. “действия”
Еслиотбросить конкретное содержание действий, а говорить только об их характере, тоони показывают значение субъективного для объективного, указывают на значениепрактики и происходящие в процессах изменения, подчеркивают значение активностисубъекта и, как отмечает автор, являются сознательными “действиями”. Этатрактовка принципиально отличается от трактовки “поступков” как моральнойкатегории у конфуцианцев и показывает, что только поздние моисты достигли такихвершин в материалистической теории познания.
В философской системе поздних моистов примитивныедиалектические идеи занимают важное место. Их диалектические идеи проявилисьглавным образом в рассуждениях о таких противоположных понятиях, как тождествои различие, целое и часть, причина и следствие, польза и вред, убыток иприбыль, стародавнее и Вселенная, неподвижность и непрерывность, исчерпаемостьи неисчерпаемость и т.д., в которых они отчетливо вскрыли диалектическоеединство противоречий.
Однимиз важных диалектических выводов, сделанных поздними моистами, является мысль,что “тождественное и различное взаимно дополняют друг друга”. Вопрос о связимежду “тождеством“ и “различием” служил предметом спора еще в доциньскойфилософии, а особенно в середине и конце периода Чжаньго. Высказывались дваошибочных мнения: одна группа философов, представителем которых являлся ГунсуньЛун, делала упор на “различия” и не замечала “тождества”, другая,представленная Чжуан-цзы, видела только “тождество” и игнорировала “различия”.Первая группа относилась к абсолютизму, вторая — к релятивизму. Впротивоположность этим группам поздние моисты диалектически подошли к трактовкесвязи между “тождеством” и “различием”, выдвинув понятие “тождественное иразличное взаимно дополняют друг друга”.
Утверждение“тождественное и различное получают друг от друга” говорит о том, что втождественном есть различное, а в различном есть тождество, и то и другоевзаимно зависят друг от друга. Тезис “меч в ножнах и обнаженный меч – эторазные названия” как раз и говорит о том, что в тождестве есть различия, атезис “тополь и персик как деревья сходны” показывает, что в различном естьтождество.
Для пояснениядиалектической связи “тождественного” и “различного“ в первой части“Канонических речей” приводится ряд примеров, например “сравнение – этоизмерение многого и малого”. Речь идет об измерении однородных предметов дляустановления того, каких много и каких мало, другими словами, о количественныхразличиях при качественной тождественности предметов. Зерна проса – одно и тоже, но между ними существуют количественные различия.
Вотличии от примитивной диалектики Лао-Цзы диалектические положения позднихмоистов строились на основе материалистической теории познания в соединении спримитивным материализмом. Эта положительная черта их диалектического мышлениябыла тесно связана с достижениями производства и естественных наук.
Список литературы:
1. “Историякитайской философии”. пер. Титаренко. Москва “Прогресс”, 1989 г.
2. “Древнекитайскаяфилософия”. Антология. Москва, 1968 г.
3. “Конфуций:жизнь, учение, судьба”. Л.С.Переломов. Москва “Наука”, 1993 г.