Реферат по предмету "Философия"


Казарменная субкультура курсантов

Р. Ю. ПОЛЯКОВ
ПОЛЯКОВРоман Юрьевич — кандидат исторических и технических наук, начальник кафедрыПензенского артиллерийского инженерного института (E-mail: R.U.Polyikov@mail).
РуководствоВооруженными силами РФ озабочено уровнем воинской дисциплины и поведения.Курсанты,  нарушающие воинскую дисциплину, стараются придерживатьсяопределенного стиля поведения и являются носителями культуры, развитой в тойили иной мере в данной социальной группе.
Нормыи ценности, отличающие группу от большинства общества, называются субкультурой(лат. sub — под — неосновной, неглавный). Следовательно, любая субкультура — эточасть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее.Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальныхслоев. Ценности субкультуры не означают отказа от культуры, принятойбольшинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё. Это говорит отом, что нарушений воинской дисциплины без специфической казарменнойсубкультуры не бывает, так же как данная субкультура не может существовать безнарушений. Ее в курсантской среде порождают те же причины, что и нарушениявоинской дисциплины и аморальное поведение; она чужда официальной культуреармии и общества и является в ней своеобразной, «другой жизнью».Невозможно понять суть нарушений воинской дисциплины без ее анализа, так какона — питательная среда для нарушителей воинского порядка.
Казарменнаясубкультура, как и нарушения воинской дисциплины, имеет множество причин.Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования поканет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессовне только в молодежной среде (в курсантской в частности), но и в духовной сфереобщества в целом. При ее рассмотрении как объективной реальности,  определенногосоциального института можно сделать вывод, что она отличается от обычноймолодежной субкультуры асоциальным содержанием, выраженными тоталитарнымиспособами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровомухарактеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легкоусваивается и быстро распространяется в среде молодых людей. В обычных условияхместами ее функционирования являются общественные туалеты, подъезды домов, подвалы,чердаки,  отдаленные скверы, строения и т.д.
Усвоениенорм и ценностей данной субкультуры является своеобразной формой самоутвержденияличности. На ее живучесть в курсантской среде влияет отсутствие социальныхидеалов у молодежи, ошибки в работе с ними, недопонимание особенностей ихвозраста. Но все это вторично. Первичны социальные и экономические причины.Девиантная субкультура военнослужащих — слепок с той, которая создана в стране.
Сложилисьсвои эстетические вкусы, приоритеты, ценности. Прежде всего это стр. 117 касаетсяпонятия «красивая жизнь», составными элементами которой считаетсяизменение формы одежды,  музыка, наличие дорогого мобильного телефона, нанесениеопределенного типа татуировок, жаргон и т.п.
Всеосновные элементы рассматриваемой субкультуры можно классифицировать следующимобразом:
— поведенческие атрибуты, к которым относятся нарушение формы одежды, ношениенеуставного белья,
ушиваниеформы, нецензурные выражения. Все они выступают в качестве регуляторовпоступков и поведения некоторых курсантов;
— стратификационно-стигмативные (от греч. sigma — клеймо) элементы: делениекурсантов на курсы обучения, привилегии для определенных лиц (особенно настарших курсах) как способ их стигматизации;
— коммуникативные атрибуты (татуировки, клички, жаргон), выступающие как средствообщения,
межличностногои межгруппового взаимодействия;
— сексуально-эротические ценности — особое отношение к лицам противоположногопола, эротика,
выражающаясяв «туалетно-заборной» живописи;
— особое отношение к своему здоровью — от симуляции болезненного состояния доусиленного занятия спортом, «накачкой» мышц;
— употребление спиртных напитков как средство сплочения группы, самоутверждениякурсантов в ближайшем окружении.
Рассмотримнекоторые из этих элементов.
«Туалетную»живопись в курсантской среде можно в основном подразделить на сексуальную, «превосходную»и «недовольную». К превосходной относятся надписи типа «2 курс 3факультета», «535 — 2» (учебное отделение). К недовольной — надписитипа «Иванов — чмо», «1 курс 4 факультета — мыши». Чащевсего надписи возникают на партах и стульях в классах, на стендах и фотографиях,на стенах и заборах. В большинстве случаев данные надписи делаются на видныхдля офицеров, других курсантов местах.
Татуированиевозникает из множества внешних и внутренних причин. К внешне обусловленным
(экзогенным)татуировкам относятся те, которые явились результатом уговоров в сомнительныхкомпаниях до поступления в военный вуз. К внутренне обусловленной (эндогенной)татуировке относятся те, которые сделаны под влиянием внутренних факторовличности. При этом влияния внешнего и внутреннего мира всегда дополняют другдруга. При преобладании влияний окружающей среды существует, по крайней мере,
вмомент татуирования, податливость, а при преобладании внутренних влияний имеетместо тенденция к украшению своего тела.
Изэндогенных влияний наиболее сильным и важным является нарцистическая установкасубъекта. Под нарциссизмом понимается состояние, при котором человек относитсяк своему телу как к сексуальному объекту. Элементы нарцизма, часто довольнозначительные, имеют место в душевной жизни каждого человека. Несомненно, татуировкаявляется по существу бесцельным и во многих отношениях нецелесообразным актом, смыслкоторой сводится исключительно к украшению своего тела. Рассматриваякурсантский коллектив, исследователи имеют дело с организованным однополымколлективом, в котором существует большее или меньшее ограничение свободыпередвижения. Длительное пребывание в таком коллективе создаёт условия дляфиксации интереса к собственному телу. Замечено, что около 90%
курсантов,имеющих татуировки, внешне сильные и рослые ребята, занимаются тяжелойатлетикой и культуризмом.
Оченьважным моментом для правильного понимания психологии татуирования следуетсчитать возраст исследованных к моменту татуирования. Около 80% исследованныхкурсантов нанесли себе татуировку в военном вузе на 3 — 5 курсах (19 — 21 год).Это возраст, который соответствует периоду выбора сексуального объекта вовнешнем мире, когда нарцистическая установка наиболее ярко выражена, когдавыбор объекта,
дажеесли он имеет место, происходит преимущественно по нарцистическому типу, инымисловами, когда человек готов уважать всякого, кто окажет ему внимание, когда онприбегает ко всевозможным компенсаторным приспособлениям, чтобы повысить своюценность.
Важнымфактором в процессе возникновения татуировки является низкий культурный уровеньнекоторых курсантов. В стремлении, свойственном до известной степени всякомучеловеку, сделать свою личность более значимой, менее образованный и менееорганизованный человек пытается подчеркнуть свою обособленную индивидуальностьс помощью чисто внешних и искусственных отличительных признаков.
Другимисловами налицо повышение своего статуса.
Изэндогенных факторов некоторую долю участия в татуировке принимают, может быть, инеосознанные мазохистские тенденции к самонаказанию; здесь не имеются в видуболевые ощущения, связанные с процедурой татуирования. На вопрос о мотивахтакой процедуры один из исследованных ответил: «От нечего делать и отрасстройства жизни». В этих словах нельзя не почувствовать некоторогонедовольства собой, глухого раздражения против себя, невысказанной горечи ижелания унизить, наказать себя.
Решающимфактором, побуждающим к нанесению татуировки, является воздействие асоциальнойсреды, в которой это считается особыми групповыми ценностями. Преломленноечерез внутренние условия личности
(ееустановки, ориентации, убеждения) содержание татуировок интериоризируется, закрепляясьв свойствах и качествах личности. Поскольку она для некоторых курсантовстановится особой ценностью, молодые люди начинают бравировать ею, пытаются сее помощью демонстрировать свою исключительность. И здесь следует напомнить, чтовоздействие на неокрепшую психику молодежи оказывает реклама тату-салонов и их«художественных» произведений.
Напроцесс татуирования влияют принципы и нормы семьи курсанта как социальнойячейки общества. Не случайно доля татуированных курсантов из неблагополучныхсемей значительно больше, чем из семей благополучных. Ослабление контроля занесовершеннолетними, аморальность родителей и взрослых — одна из причин распространенноститатуировок. Например, нанесение татуировок у 15% курсантов из числа имевших их,является семейной традицией. В некоторых татуировках отражается личностькурсанта, его ценности, образ мыслей, установки. Однако часть курсантовприбегает к татуированию как к моде, под давлением окружения или подражания, иликак следствие необдуманного поступка.
Каковаее тематика? Выяснилось, что содержание татуировок и место их расположениязависят от капризов моды. В настоящее время в курсантской среде получили распространениеразные рисунки экзотических животных (дракон, скорпион) или восточныхиероглифов, которые наносятся на грудь или на спину в районе лопатки.Татуировки в форме ленточек в основном наносятся на плечо, реже на голень.Около 3 — 5%
курсантовслужили в армии до поступления в вуз. Среди таких процент татуированныхсоставляет большинство. В основном солдаты отражают вид вооруженных сил, группувойск или округ, символы вида или рода войск (раскрытый парашют, танки и т.п.),даты призыва и демобилизации, имя любимой девушки,
памятныезнаки о пребывании в горячих точках или особых районах службы.
Вкурсантской среде распространены клички. В большинстве случаев они не носилиунизительного и оскорбительного характера. Но это — непременный атрибутказарменной субкультуры. В них видны особенности взаимоотношений в исследуемойсреде. Мы попытались определить отношение к ним их носителей, выяснить, прикаких обстоятельствах они получены.
Распространенностькличек среди курсантов можно объяснить возрастными особенностями, склонностью кигре, и в меньшей степени — необходимостью соблюдать нормы и законы уголовногомира. Они выполняют несколько взаимосвязанных функций: заменяют фамилию(функция обозначения); являются средством стигматизации; закрепляют статус личностив групповой иерархии; служат вербальным средством деперсонализации (путемнаделения человека неблагозвучными и оскорбительными кличками); служатвербальным средством персонализации личности (путем наделения«авторитетных» курсантов более благозвучными, «почетными», кличками).
Анализвыявления закономерности наделения курсантов кличками, определения механизмов, спомощью которых они образуются, показал, что в кличках отражается внешностьчеловека, его физические данные, психологические особенности, черты характера, поведение,
спецификапреступной деятельности. В клички трансформируются фамилии и имена, отражаютсоциальнорегиональное происхождение, национальную принадлежность, прежнюю(гражданская) жизнь и др. Достаточно распространены и информативны такие, вкоторых отражены характерологические особенности, поведение курсанта: жадность,зловредность, хитрость, пронырливость, изворотливость, наглость, тупость, несообразительностьи др.
Изфизических особенностей в кличках выделяются недостатки физического развития иособенности внешнего облика. Подобные даются в основном менее уважаемым, скромными тихим курсантам. Например, величина носа, ушей («Флюгер», «Локатор»),выпуклые светлые глаза («Рыба») и т.п. В курсантской среде можноуслышать такие, которые даются по именам внешне похожих известных телевизионныхперсонажей (киноактеры или мультипликационные персонажи). Это явлениераспространено на младших курсах. Широко используется принцип противоположностис ироническим подчеркиванием физических особенностей и других качеств(«Малыш» — рослый, большой верзила; «Шварц»
— худой и слабый человек и т.п.). Ирония здесь чаще всего используется не каксредство унижения человека, а как его деперсонализация, стигматизация.
Поступаютв военный вуз молодые люди со всей страны. В первые дни пребывания вместе, сдаваявступительные экзамены, зачастую не зная имен и фамилий одногруппников, некоторыхабитуриентов называют по региону, откуда он приехал, или по национальности. Длямногих курсантов эти клички остаются и на весь период обучения. Вот небольшойих перечень: «Самара» — жил до поступления в одноименном городе, «Бульбаш»- выходец из Беларуси, «Мордвин» — русский, жил в Саранске и т.д.Повышение уровня образования населения, постоянный показ в СМИ, появление модына иностранные языки увеличивают количество курсантов, имеющих клички сиспользованием иностранных слов. Иметь иноязычную кличку типа «Джон»,«Майкл», «Рембо» престижно. Поэтому Денис становится«Дэном», Женя — «Джеком».
Безразличноеотношение к кличкам встречается редко. Наш анализ показал, что избавиться откличек или заменить их курсанты хотят потому, что клички унижают человека (65%),не соответствуют статусу личности (15%), 8% хотели бы избавиться от кличек подругим причинам. Есть случаи, когда курсанты хотят, чтобы у них сохраниласькличка, полученная в школе. Поэтому, приехав из другого города поступать ввоенный вуз, эти курсанты в разговоре с однокурсниками упоминают свою старуюкличку (а иногда и прямо говорят, чтобы его так называли).
Изучениеказарменной субкультуры курсантов позволяет сделать вывод, что она представляетсобой явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальнымипроцессами, происходящими в нем. Она непосредственно связана с нарушителямивоинской дисциплины. В то же время нормы и ценности ее являются мощнымирегуляторами индивидуального поведения некоторых курсантов, обладают степеньюреферентности в силу действия механизмов психического заражения, подражания иособенно прессинга, постоянно создающих для молодого человека ситуациюфрустрации и психической травмы. В теории и на практике сложились двапротивоположных подхода к рассматриваемой проблеме, которые непосредственнопроявляются в организации процесса воспитания курсантов.
Одинподход заключается в недооценке социально-негативной роли этой субкультуры, вгрубых нарушениях воинской дисциплины. Такая позиция не позволяет видетьвзаимосвязь нарушений воинской дисциплины и ее «духовной» основы, которыедруг без друга не существуют. При этом не учитывается притягательность даннойсубкультуры для молодых людей. Все это не способствует организации профилактикинарушений воинской дисциплины со стороны некоторых курсантов. Другой подходзаключается в переоценке влияния этого явления на личность курсанта. Сторонникитакого подхода считают преодоление данной субкультуры нереальным, чтопредопределяет вывод о ненужности профилактической работы.
Такимобразом, изучение данного явления в курсантской среде и его профилактикапозволяют в стенах военного вуза воспитать культурного офицера, защитникаОтечества.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecsocman.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.