Реферат по предмету "Философия"


Исторический прогресс и его критерии

Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет Украины
«Киевский политехнический институт»
Факультет социологии и права
КОНТРОЛЬНАЯРОБОТА
На тему: «Историческийпрогресс и его критерии»
Киев – 2010г.

Содержание
Характеристика понятия историческогопрогресса
Подходы к определению сущностиисторического прогресса
История как наука о прогрессе вработах Кареева Н.И.
Проблематика определения критериевисторического прогресса
Список литературы

Характеристика понятияисторического прогресса
Прогресс (от лат.progressus — движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития,характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к болеесовершенному. О прогрессе можно говорить как применительно к системе в целом,так и по отношению к отдельным ее параметрам.
Представление о прогрессе- направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу ононосило в основном оценочный характер. Идея исторического прогресса родилась изотрицания христианской эсхатологии — религиозного учения о конечной судьбе мираи человека, цели космоса и истории. Прогресс был замечен сначала в сференаучного познания, а затем идея прогресса была распространена на сферусоциальных отношений.
Просветители связывали спонятием прогресса царство разума и в ранг конечной цели истории возводилиидеалы и иллюзии нарождающейся буржуазии. Невозможно не упомянуть имениитальянского философа 18 в. Вико, который наиболее тщательно разрабатывал идеюобщественного прогресса. Он утверждал, что все народы проходят три этапа своегоразвития: божественный, подчиненный жрецам, героический, реализующийся варистократическом государстве, и человеческий, возможный в республике илипредставительной монархии. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движениепо нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем все повторяется вновь.Таким образом, внимание было обращено на циклический и противоречивый характеристорического развития. Поэтому понятие прогресса необходимо соотносить с егопротивоположностью, понятием регресса (от лат. regressus — обратное движение,движение вспять).
В целом прогрессхарактеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный законисторического развития. Однако одной из существенных особенностей прогрессаявляется присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций.Французский социолог Р. Арон в своей книге «Разочарование впрогрессе» ссылается на разрушительные войны, катастрофические феномены,общую деградацию человечества. Пессимистические выводы сопровождаютсярассуждениями о перенаселении земли, биологическом вырождении человека вусловиях научно-технической революции и ставят под сомнение саму идеюпрогресса.
Однако вряд ли возможнопредставить себе всемирную историю, осуществляющую свою поступь без катаклизмови потрясений. Желание видеть мир исключительно упорядоченным, с напрочьупраздненной хаосомностью и спонтанностью, представлятьестественно-исторический процесс в картинках всеобщего благоденствия болееотносится к области утопических прожектов, нежели теоретических прогнозов.
Еще Гесиод в античностипредставлял историю, прошедшую пять веков, где каждый век был хуже предыдущего.Речь шла о «золотом веке», где царствовали благочестие и высокаямораль, затем о «серебряном», в котором началось их падение. Онозавершилось самым худшим из веков -железным, демонстрирующим полный упадокнравственности. В рассуждениях Гесиода четко прослеживалась идея регресса.Позиция его объяснима и понятна: он жил в эпоху распада общинно-родового строя,и именно крушение старых устоев нашло отражение в его рассуждениях.
Подходы к определениюсущности исторического прогресса
В середине XVIII столетияфранцузский философ и экономист А. Р. Ж. Тюрго характеризовал прогрессы в экономике,политических структурах, в науке, в духовной сфере. Он указал на три стадиикультурного прогресса: религиозную, спекулятивную, научную (эта идеявпоследствии была развита основоположником позитивизма О. Контом). Французскаябуржуазная революция конца XVIII века совершалась под флагом борьбы запрогресс.
В XIX столетии усилилисьфакторы, воздействовавшие на то направление в концепции прогресса, котороестремилось «беспристрастно» описывать, или констатировать,объективные явления. Таковой в сфере познания живой природы стала эволюционнаятеория. Первое направление все больше превращалось в сциентизированноенаправление прогресса, свободное от ценностей, идеалов,«субъективизма». Наряду с ним философизировалось второе направление,внутри которого стала разрабатываться теория ценностей. Один из виднейшихпредставителей неокантианства Г. Риккерт настаивал на ценностном характерепрогресса, отвергая возможность прогресса в природе. Он подчеркивал положение отом, что понятие прогресса имеет ценностный характер, а понятие эволюции даетиндифферентный к ценности ряд изменений .
Оригинальной концепциейпрогресса, явилась теория русского писателя и философа второй половины XIX в.К. Н. Леонтьева.Он открывает как бы предустановленную гармонию законов природыи законов эстетики, т. е. признает эстетический смысл природной жизни. Онсчитает, что прогрессу в природе соответствует и основная мысль эстетики:единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности, не только неисключающие борьбы и страданий, но даже требующие их. В прогресс, по мнению К.Н. Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новоеперерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих.Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, неблагодушной, всеожидающей какой-то весны. В целом прогресс — это постепенное восхождение ксложнейшему, постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности иразнообразию, увеличению богатства внутреннего. Высшая точка развития естьвысшая степень сложности, объединенной неким внутренним деспотическимединством. Спасение мира — в расширении и упрочении разнообразия.
К началу XX века понятиепрогресса уже глубоко вошло в науку, особенно в социологию, историю, философию.Со времени Кондорсе и О. Конта сделалось своего рода правилом (констатировал П.А. Сорокин), чтобы каждый социолог давал свой ответ на вопрос: что такоепрогресс?
Несмотря на растущеечисло теорий, и в XX столетии можно все-таки виделить два основных направленияразработки проблемы: сциентистское и аксиологическое; в некоторых из концепцийпредпринимаются попытки синтезировать направления; есть теории, ставящие подсомнение саму идею прогресса или даже отвергающие ее.
Имеются концепции,которые лишь на первый взгляд отвергают наличие прогресса, но которыеоказываются фактически направленными лишь против упрощенных представлений опрогрессе и раскрывающими новые стороны и уровни этого явления. Одна из такихконцепций представлена в трудах С. Л. Франка. Он отмечает, что имеется ложныйтип философии истории (или философии прогресса), заключающийся в попытке понятьпоследнюю цель исторического развития, то конечное состояние, к которому онадолжна привести и ради которого творится вся история; все прошедшее инастоящее, все многообразие исторического развития рассматривается здесь лишькак средство и путь к этой конечной цели. Человечество, согласно этомувоззрению, беспрерывно идет вперед, к какой-то конечной цели, к последнемуидеально завершенному состоянию, и все сменяющиеся исторические эпохи суть лишьпоследовательные этапы на пути продвижения к этой цели.
В таком воззренииконечное идеальное состояние есть произвольная фантазия, утопия, даже если вних отражены устремления целой эпохи. С. Л. Франк пишет: «Еслиприсмотреться к истолкованиям истории такого рода, то не будет карикатуройсказать, что в своем пределе их понимание истории сводится едва ли не всегда натакое ее деление: 1) от Адама до моего дедушки — период варварства и первыхзачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня — период подготовки великихдостижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моеговремени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирнойистории.
Содержание и целиисторического прогресса, по Гердеру, состоят в развитии гуманности. ПричемГердеру важно было показать, что процесс воспитания гуманности осуществляетсявсеми людьми и всеми формами культуры как самовоспитание и что зародышигуманности в виде чувства человеческой солидарности, стремления к общению и квзаимопомощи, к совершенствованию отношений между людьми глубоко укоренены впотребностях и в способностях каждого человека во все времена.
Русский социолог П. А.Сорокин отмечал: „Проблема прогресса представляет собой одну из наиболеесложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия втечение истории… она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли идавно уже стала предметом исследования“.
История как наука опрогрессе в работах Кареева Н.И
Николай Иванович Кареев(1850-1931) был одним из крупнейших отечественных историков, занимавшихсяисторией Западной Европы, в частности историей Великой французской революцией.
Подход ученого к вопросамфилософии истории и социологии в значительной степени определялся базовымиположениями позитивизма, одним из популяризаторов которого в России был Кареев.История рассматривалась им прежде всего как научная дисциплина, со строгоустановленным предметом, соответствующей методологией исследования и жесткимразграничением от вненаучных форм знания. В духе положительной философии Кареевутверждал, что нашему знанию доступны только явления, а не сущность вещей.Метафизика занимается сущностями вещей и идет «путем творчества понятий», тогдакак наука исследует только явления, какими бы они ни были: материальными илидуховными. Знание как в области материальных, так и духовных явлений даетсяисключительно опытом. Явление — это то, что дается в опыте. Оно представляетсобой ту предельную реальность, из которой и в соответствии с которойскладывается знание. Мир духовных явлений соответствует внутреннему опыту(внутреннему миру). Итак, явления мира физического и явления мира духовного илиморального могут быть предметом науки именно потому, что они даются в опыте. Нонаука исследует также законы и принципы, в которых выражается нашепредставление о должном. Изучением идеалов, в которых заключено представление одолжном, занимается деонтология. Путь и порядок достижения идеалов исследуетфилософская номология, раскрывающая закон этого процесса, который изъясняетсяформулой прогресса. Поиском смысла исторических явлений и судом над нимизанимается философская феноменология. По мысли Кареева, философия истории какраз и является такой философской феноменологией.
Задача научного изученияистории, согласно Карееву, распадается на три аспекта: социологическое изучениеразвития человеческого общества вообще; частно-историческое изучение прошлогоотдельных народов; и всемирно-историческое или историко-философское изображениепрогрессивного хода человеческой истории.
История в отличии отсоциологии исследует прошлое конкретного народа или определенную эпоху.Социология же — абстрактная наука, изучающая общественные группы, классы,социальные институты, то есть устойчивые элементы социальной организации.Философия истории акцентирует внимание на динамической составляющей социума,анализирует действительность с точки зрения прогресса.
Обобщающая обработкаисторического знания возможна только с философских позиций и относится ккомпетенции философии истории. К теоретическому, или философскому, рассмотрениюистории, согласно Карееву, относится теория исторического процесса илиисториология; разработка правил, которыми руководствуется историк в изучениисвоего предмета, или историка; построение идеала исторического знания, илиисториософия. Историологический подход рассматривает историю как процессзаконосообразного изменения или эволюции. Историология также исходит изпредставления о многообразии, плюралистичности факторов исторического процесса,одним из которых является творческая активность исторического субъекта.Опираясь на исторический и социологический анализ, историология также выводитформулу прогресса. Историософия как разновидность философского взгляда наисторию делает историческое знание более целостным, стройным и полным. Основныеположения историософского подхода заключаются в рассмотрении истории со сторонывозможного будущего, что придает историческому процессу целостный вид.
Далее, этот подход ставитвопрос о цели истории, достижение которой связывается с совпадением культурныхформ с основными мотивами человеческих действий. И, наконец, историософиярассматривает общественные явления с точки зрения их должной формы. Кареевсправедливо отмечал, что подобный подход относится уже к области творчества.
Общественные явления систориософской точки зрения рассматриваются исходя из представления о должном,из идеи общества. Деятельность, соответствующая этому представлению или этойидее и способствующая ее реализации, является прогрессивной. Последующееразвитие идеи прогрессивной деятельности приводит к необходимости установленияпорядка или формулы прогресса, которая, в свою очередь, черпает материал изисторического процесса, из его законов, из конкретных форм воплощения в историиидеала, понимаемого как цель этого процесса. В идею прогресса изначально (сXVIII века) были заложены понятия идеала, совершенства, блага, цели. Идеяэволюции, развиваемая философами XIX века, представляет собой процесс развитиябез совершенства, без идеала, без цели. Это индифферентное развитие.
Научное пониманиепрогресса проистекает от обобщения действительных фактов, а философское егопонимание следует из признания творческой деятельности людей по установкеидеалов и стремления к ним. Формула прогресса позволяет взглянуть на действительный,эмпирический ход истории с точки зрения возможной реализации в ней идеальнойцели и дать на ее основе оценку исторических явлений. Научная философия историиопирается на факты доставляемые наукой, использует формулу прогресса в качествемерки для оценки хода истории, то есть рассматривает идеал как основу суждения,а не действительности истории. Все это позволяет научной философии истории какболее строгой и последовательной историософии сформулировать смысл истории.Научность достигается путем ограничения творчества при сохранении существенногодля историософии деонтологического элемента. Историософская формула прогресса,то есть философская феноменология утверждает законы, способствующие воплощениюв истории идеала. Идеалы, покоящиеся на априорных принципах, суть продуктытворчества и употребляются лишь для оценки действительности, сама жеисторическая эмпирия априорным образом постигнута быть не может.
Эмпирический взгляд наисторию видит лишь хаотичное множество отдельных фактов. Задача науки философиив отношении истории состоит в том, чтобы привести эту совокупность разрозненныхэлементов к единству. Философия истории представляет собой субъективное,смыслонаходящее отношение к последовательности фактов или объективной эволюцииобщества, устанавливаемой исторической наукой. Историософия, по мнениюисторика, это своеобразная философия мира истории, по аналогии снатурфилософией, но в отличии от последней опирающаяся на антропоцентричнуюточку зрения, то есть видящая в человеке центр мира истории, через которого идля которого свершается история и от которого отмеряется ее смысл. В природечеловек имеет иное значение, чем в истории. В мире природы мы видим лишьподготовление мира истории.
Вопрос о смысле истории,таким образом, является наиболее «естественным» вопросом о самой истории. Еслиистория полнее всего соответствует человеческому бытию, практически совпадает сним как вид бытия смыслового, то вопрос о смысле истории есть одна из (можетбыть наиболее адекватная) формулировок вопроса о смысле жизни. Точнее говоря,смысл истории раскрывается через понимание смысла жизни в конкретную эпоху.Поэтому смысл истории изменчив. В разные времена, у разных народов он разный.
Подход к истории состороны ее смысла есть задача философии истории, центральным моментом которойявляется теория прогресса. Прогресс — процесс накопления, кумуляции смысла иего технического осуществления-усвоения.
Сама история в качествепредпосылки предполагает оценку хода истории, возможность которой как раз идает формула прогресса. Смысл истории достигается путем сравнения реального(известного) хода истории с тем, что представляется ее идеальным порядком.Смысл, таким образом, есть итог суждения на основе принятой «мерки». Эта мерказадается формулой прогресса, выстраивающей события прошлого по шкале большегоили меньшего совершенства, соотносимых либо с совершенным с нашей, современнойточки зрения, либо с тем, как уяснялся смысл жизни. Цели прогресса осознаютсясубъективно и таким же образом устанавливаются. Действительность цели прогрессане есть ее реализация, но ее осознание. Осуществление же этой цели зависит отмножества условий, как благоприятных, так и не благоприятных.
Центральной темой в своемфилософском осмыслении исторической науки Кареев считал теорию исторического процессаили, как он предпочитал выражаться, историологию. С точки зрения ученого,общество эволюционирует в соответствии с внутренней закономерностью. Развитие,изменение общества зависит от двух условий, происходит в двух плоскостях. Содной стороны, эволюционирует среда (культура и социальная организация), сдругой, изменения провоцируются деятельностью личности. Историческаязакономерность не действует однозначно. В истории нет жесткойдетерминированности. Личность вносит свои поправки в ход исторических событий.Поэтому Кареев предпочитает говорить не об исторической закономерности, а об ееэволюции. Действующая в истории личность обладает свободой, поэтому ееповедение не может быть строго предопределено или предсказано.
В результатепоступательное движение истории на деле представляет собой большие или меньшиеотклонения. История — колеблющаяся эволюция, а не прямолинейное развитие. Всилу этого не корректно, с точки зрения Кареева, говорить об историческихзаконах, но только о социологических. Среда не только испытывает влияниечеловека, а в свою очередь также влияет на него. С изменениями среды связана«видимая», фиксируемая историком эволюция истории. Культура и социальная средасуществуют до деятельности конкретной личности и продолжает существовать посленее. Как правило, исторические процессы несоизмеримы с длительностьючеловеческой жизни. Личность «оказывается» в среде, рождается в ней, а затемлибо принимает ее, либо стремиться ее изменить, улучшить. Социальные институтыи формы культурной жизни обладают самостоятельным (в строгом смысле,историческим) измерением, поэтому они отчуждены от человека. Эту отчужденностьпризвана преодолеть творческая, целенаправленная деятельность личности.Творческая компонента таких усилий состоит в создании идеалов, на основекоторых история оценивается.
Проблематика определениякритериев исторического прогресса
Существует точка зрения,согласно которой невозможно решать проблему критериев прогресса вообще. Этупроблему надо рассматривать применительно лишь к определенным системам, хотя иглобального масштаба, например к обществу, обобщением процесса развитиякоторого она первоначально и явилась. Ее сложнее решать применительно кживотному миру и тем более растительному. А говорить о прогрессе применительнок физической реальности вообще не стоит.
Некоторые утверждают, чтоможно говорить об универсальности прогресса: от элементарных частиц к атому, апотом к молекуле и затем… к коммунизму.
В этой связи актуаленвопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французскиепросветители видели критерий в развитии разума, в степени разумностиобщественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивалидвижение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывалпрогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальныйкритерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движениявперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводилобщественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными онсчитал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровнюпроизводительных сил, открывали простор для развития человека (как главнойпроизводительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современномобществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развитиявсех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественногопрогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развитиячеловека.
С общей точки зрениямерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышениесложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровняорганизации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усилениероли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, ростактивности системы, возможности ее самосохранения, а также относительнойсамостоятельности.
Такая формулировкаособенно созвучна нашему времени, когда появились общие теории такие как,теории систем, кибернетики или более ранней „тектологии“.»Организованность повышается количественно тогда, когда в рамках даннойформы, при данной ее структуре объединяются, накопляется более значительнаясумма элементов-активностей, например, когда масса туманности или планетывозрастает за счет материала окружающих ее пространств. Структурноорганизованность повышается тогда, когда в рамках системы ее активностьсоединяется с меньшими дезингрессиями, например, когда в механизме уменьшаютсявредные трения частей, когда увеличивается коэффициент использования энергии,т.е. становятся меньше ее бесплодные затраты".
При рассмотрении критерияэкономического прогресса нужно исходить не столько из уровня и темпов развитияпроизводства как такового, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народногоблагосостояния.
Без сомнения, высшеемерило прогрессивности всех общественных явлений — человеческая личность.Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворениипотребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, вразвитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинночеловеческой морали — морали высокого уважения к себе и другим. Существенныммерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумномупотреблении.
Есть области, в которыхпрогресс тоже несомненен — это области познания и экономики. В познаниичеловечество идет к одной определенной и ясной цели — к истине, знание дает намвсе больше возможности его практического применения во всех сферах нашегобытия. Распространяясь в массах, оно просвещает, возвышает, объединяетчеловечество, внося свой вклад в единую культуру.
Было бы очень наивнымполагать, что исторический прогресс являет собой какое-то торжественное шествиечеловечества только прямо вперед и только непременно вверх, при этом во всехотношениях.
Проблема смысла инаправленности исторического прогресса заключается в созданиивысокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшемразвитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенногогосударства, в повышении жизненного уровня людей. Степень прогрессивности тогоили иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям длясвободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей.Универсальным критерием прогресса является гуманизм.
Следовательно, критериемпрогресса должна являться мера свободы, которую общество в состояниипредоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальныхвозможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужнооценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностейличности, для свободного развития человека.
наукаисторический прогресс

Список литературы
1.  Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия,Москва Гардарина, 2005г.
2.  Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс- Изд. 2-е, дополненное М.: «Контур», 1998. — 464 с.
3.  Политическая энциклопедия: В 2 т. –Т. 2. / Национальный общественно-научный фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин;Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. С. 282–284.
4.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — 816с.
5.  Устрялов Н.В. Проблема прогресса. — М., 1998. — 49 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конспект урока по биологии - белки
Реферат Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению
Реферат Социализация младших школьников средствами культурно-досуговых учреждений
Реферат Sulfur Essay Research Paper sulfurSulfur is a
Реферат Взаимодействие Windows NT/NetWare
Реферат Государственная служба Начало карьеры СЮВитте
Реферат Формування іміджу підприємства на прикладі ВАТ ТерА
Реферат Объекты труда на уроках технологии (Обработка на токарных станках по металлу и фрезерных станках)
Реферат Регулировка массы тела в процессе спортивной тренировки
Реферат Роль упаковки и маркировки в продвижении товаров на рынке
Реферат Товароведная характеристика и экспертиза качества швейных ниток
Реферат Качественные методы оценки эффективности рекламы
Реферат Лингвокультурная специфика концепта герой в текстах лимериков
Реферат Чехословацька криза 1968 року
Реферат Избирательный процесс в Российской Федерации