Реферат по предмету "Философия"


Исследование некоторых психологических категорий в учениях ряда древнегреческих философов

1. ФИЛОСОФСКАЯКОНЦЕПЦИЯ ЛЕВКИППА–ДЕМОКРИТА
В теориях Левкиппа иДемокрита (V–IV в. до н. э.) возникла идея атомов, мельчайших невидимых миручастиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория,разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составнойчастью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.Считая душу источником активности для тела Демокрит и следующие за ним ученыеутверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболееактивны и подвижны [2, с.25].
Он считается основателематомического направления, поскольку именно он дал систематическое изложениеатомарной картины мира. Демокрит – ученый энциклопедического склада ума.Многосторонней и высокой эрудиции, оставивший значительный след в развитиифилософии и психологии как античного периода. Так и более поздних времен. ВзглядыДемокрита высоко оценивались его современниками, позднее Аристотелем,классиками марксизма. Вместе с тем его учение вызывало ненависть со стороныпредставителей зарождающейся идеалистической линии в античной философии иособенно Платона, скупавшего все книги Демокрита и уничтожавшего их еще прижизни великого философа. Аналогичным образом поступала с произведениямиДемокрита христианская церковь. Не удивительно, что из произведений Демокритасохранились лишь отдельные фрагменты и высказывания [3, с. 46].
Исходным положением вфилософской системе Демокрита является то, что за первооснову мира импринимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составуобразования, а атомы.
Природа атомовтрактовалась Демокритом иначе, чем описывал Анаксагор свойства гомеомерии. Вотличие от гомеомерий атомы меньше по величине, более легки, неделимы и нетождественны видимым предметам. Подобно Анаксимандру, Демокрит полагал, чтопервооснова должна быть принципиально отличной от своих конкретных проявлений.Но если апейрон у Анаксимандра есть вещество с нейтральными качествами, тоатомы у Демокрита различаются друг от друга по величине, форме и положению илиповороту. В рамках этих признаков существует бесконечное разнообразие атомов,столкновение и разделение которых порождает разные их сочетания, образующие витоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, ихсоединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, онпринял бы статистически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могутнаходиться в постоянном движении, а природа и мир в целом – в его вечномизменении и развитии [3, с. 47].
В результате механическихпроцессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и егосамого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождаетсясцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила. Отживотных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Вначалерождались глухие, слепые, безрукие, безногие существа, которые из–за своейнеприспособленности вынуждены были погибнуть. Из множества форм животных,которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самыхсовершеннейших животных и принадлежит человек.
Душа животных и человекаесть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомовособого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души– круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают ворганизм при вдыхании. С помощью дыхания происходит их восполнение в теле. Еслидушевных атомов в организме становится слишком мало и эта утрата невосполняется, наступает смерть. Демокрит был близок к гилозоизму, посколькупредполагал, что солнце и звезды, по–видимому, тоже имеют души, ибо онипредставляют собой скопление огненных (душевных) атомов.
Проникая в организм,душевные атомы рассеиваются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частяхего происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область головы,сердца и печень. В области головы задерживаются огненные и наиболее подвижныеатомы, движение которых обусловливает течение познавательных процессов – ощущений,восприятий и мышления. В области сердца сосредоточиваются атомы круглой формы,но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективнымисостояниями. И, наконец, атомы, скопившиеся в области печени, определяют сферувлечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношениилокализации души не принимает ни мозгоцентрическую точку зрения Алкмеона, нисердцецентрическую позицию Эмпедокла. Намечая разные уровни душевнойдеятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела. В античнуюэпоху такая точка зрения будет не менее распространенной, чем мозгоцентрическаяи сердцецентрическая гипотезы относительно субстрата психических функций.Достаточно указать, что аналогичной трехуровневой схемы локализации души будетпридерживаться Платон с той лишь разницей, что у Демокрита все части душизависят от тела и вместе с его гибелью исчезают, тогда как в системе взглядовПлатона душа бессмертна, в тело человека поселяется временно и пределами егожизни не ограничена [3, с. 48].
Разграничив отдельныестороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия имеханизмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определитьих место в общей картине его душевной жизни.
В познавательную сферудуши включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формойпознавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. На нихопирается мышление. Без ощущений и восприятий мысли не возникают. Жалкий ум,говорил Демокрит от имени органов чувств, нас ли ты намерен победить, нас, укоторых только, и заимствуешь ты свои убедительные доводы [3, с. 49].
Рассматривая ощущения ивосприятия в качестве начального звена познавательного процесса. Демокритвместе с тем ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущностьвещей (например, атомарную структуру тел). Ощущения и восприятия как быскользят по поверхности и схватывают лишь внешнее. Только мышление, выполняющеефункцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределамиорганов чувств.
Отправными положениями вобъяснении возникновения ощущений и восприятий являются у Демокрита принципподобия и механизм истечений. Все ощущения возникают при условии контакта исоприкосновения органов чувств с внешними телами, представляющими собойсцепление различного рода атомов, величина, форма, порядок и положение которыхопределяют тот или другой вид чувствительности и качественные характеристикиощущений. Например, если в ухо попадают однородные атомы, звук будетвосприниматься чистым: если же в ухо проникают разнородные атомы, звуки будутвосприниматься сложными. Проникновение мелких атомов будет вызывать впечатлениевысоких тонов, а крупных – низких. Аналогичным образом свойства атомовопределяют и восприятие цветов, вкусовую чувствительность и другие видыощущений. Ощущение сладкого, например, связано с гладкими круглыми атомами;ощущение кислого – с шероховатыми, многоугольными атомами.
Подчеркивая зависимостьощущений от свойств атомов, Демокрит вместе с тем заметил, что в телах имеютсялишь атомы. А такие качества как вкус, цвет, запах, тепло и т.п. самим атомам ителам, состоящими из них, не свойственны. Они возникают только привзаимодействии атомов с органами чувств, порождающими в нашем мнении ощущениясоленого, сладкого, красного, желтого, теплого, холодного и т.д. Перечисленныекачества являются как бы вторичными, производными, не зависящими целиком отфизической природы атомов. Те краски и ощущения, которые человек испытывает,представляют собой субъективные переживания, объективным основанием которыхявляется внешний мир, составленный лишь из атомов и пустоты. Таким образом, вучении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объективную исубъективную стороны чувствительности. Пройдут десятки столетий, когда XVII веке в Англии Д. Докк выступит сучением о первичных и вторичных качествах, истоки которого восходят к теорииощущений Демокрита [3, с. 50].
Если возникновение всехвидов ощущений выводилось Демокритом из непосредственного контакта органовчувств с атомами, то механизм восприятия целостных объектов описывалсяфилософом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом«идолами», представляют собой сочетание тонких атомов, воспроизводящее формувоспринимаемого предмета. Идолы или тонкие оболочки, копирующие форму объекта,исходят от предмета и направляются в самые разные стороны окружающей воздушнойсреды. Одновременно с истечениями от объектов во внешнюю среду посылают своиистечения и органы чувств. При встрече истечений, идущих от источника ивоспринимающего органа в воздушной среде, окружающей глаз, образуетсяотпечаток, который и переносится в зрачок глаза. Промежуточная воздушная средаво время движения идолов может спутывать их и тем самым вызывать неадекватныевпечатления. Самое же впечатление возникает только в том случае, если идолы,проникая в поры глаза, сталкиваются с атомами души. Если идолы пролетают в тело,где имеются душевные атомы другого рода, то они вызывают различныеэмоциональные переживания.
Эмоции и аффекты, подобноощущениям, определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кромефизических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей.Положительные эмоции вызываются ровным течением круглых, шарообразных атомовпри условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают врезультате действия неравномерно движущихся угловатых и клочковатых атомов в случаенереализованных потребностей. Потребностям человека Демокрит придавал большоезначение. Они рассматривались им как основные движущие силы, которые приводят вдействие не только эмоциональные переживания. Нужда научила человека всему, онасделала его ум изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду.Вне потребностей человек не смог бы никогда выйти из дикого состояния. Многоеиз того, чему научился человек, происходило, по мнению ученого, в результатеподражания. Подражая паукам, люди научились ткацкому ремеслу, а подражая птицамчеловек научился языку и пению. Естественное развитие языка и речипредставлялось философу следующим образом. Подражая звукам животных, человекначинает обозначать их этими звуками. После этого люди договариваются об общемупотреблении звуков и их сочетаний. Особый интерес представляет этикаДемокрита, которая обращена к отдельному человеку и носит психологическийхарактер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли своеотражение в ряде поучений и наставлений [3, с. 51].
Учение Демокрита положилоначало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений,восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления как высшегоуровня познавательной деятельности с ощущениями и восприятиями и вырастании егоиз них явилось важной догадкой, которая, однако, будет отвергнута в философии ипсихологии Сократа и особенно Платона [3, с. 52].
 
2. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОДУШЕ
Сложившиеся трудности ипротиворечия в понимании природы психического, которые вытекали, с однойстороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из изучения о душеПлатона, требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярныхточек зрения осуществляет ближайший ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. дон. э.) – один из самых крупнейших философов древности. Подобно Демокриту,Аристотель ученым энциклопедистом, внесшим вклад по существу во все областисовременного ему знания. Его взгляды представляют собой обобщение, итог ивершину всей древнегреческой науки. К. Маркс называл Аристотеля АлександромМакедонским в области философии.
Литературно–философскоенаследие Аристотеля велико. Большая часть его сочинений сведена в отдельныесборники под названиями: «Органон», «Метафизика» «Физика». Произведением, вкотором Аристотель непосредственно касается вопросов психологии, являетсятрактат «О душе». Выражая в своих взглядах общебиологический подход вобъяснении природы психических явлений, Аристотель счел правомерным включитьэто сочинение в раздел «Физика», полагая, что «изучение души есть делоестествоиспытателя». Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна изцентральных проблем философии, поскольку, по его мнению, «познание души можетдать много нового для всякой истины, главным же образом для познания природы». Аристотельбыл первым, кто написал специальный трактат «О душе». Это сочинение философаможно рассматривать как первое историографическое исследование в областифилософии и психологии [3, с. 65]. Психологическая концепция Аристотеля былатесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме.
Формой живой материиявляется душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения,животные или человек. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живогоимело ряд важнейших следствий. Во – первых, до Аристотеля философам –материалистам душа представлялась как особое состояние первоосновы в качествекоторой у Фалеса принималась вода, Анаксимандром – апейрон, Анаксименом –воздух, Гераклитом – огонь, Демокритом – атомы. С другой стороны, у Платонадуша выступала как особая бестелесная сущность. Обе точки зрения вызываливозражение у Аристотеля. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни какодно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельнаясущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма,но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющуюфункцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так жекак существование самого организма невозможно без формы или души. Душа и телонеразрывно связаны и «души от тела отделить нельзя» [3, с. 66].
Таким образом, Аристотельв решении вопроса о природе души одновременно преодолевает и ограниченностьвзглядов античных материалистов, крайний идеализм Платона. Однако точку зрения Аристотелянельзя считать последовательно материалистической, поскольку, устанавливаяединство души и тела, философ в самом исходном пункте принимает их как двасамостоятельных начала, а стало быть, полностью идеализм Платона не былпреодолен Аристотелем. Наряду с обоснованием единства души и тела Аристотельвслед за материалистами доказывал, что объективным содержанием и источникомпсихического является внешний мир. Деятельность души не мыслилась вне связи еес объективным миром [3, с. 67]. Важнейший раздел в общей системе представленийАристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Существенным вэтом учении является то, что в нем выражен новый взгляд на строение души исоотношение основных ее свойств. В отличие от Платона, разделявшего душу на двепротивостоящие друг другу части (высшую и низшую), Аристотель считает, что душаедина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым онотносил растительную, чувствующую и разумную [3, с. 72]. Соотношение междутремя видами способностей таково, что низшие способности входят обязательно ввысшие, т. е. высшие способности необходимо включают в себя низшие.Человеческой душе свойственны все три способности, именно поэтому душа человекаопределялась Аристотелем как то, чем человек питается, чувствует и мыслит.
Новизна во взглядахАристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах. Во –первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась какнечто единое и неделимое на части; во – вторых, аристотелевская схема строениядуши проникнута идеей развития, которая была реализована философом как вфилогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах [3, с. 74].
Развитие души вонтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низшихспособностей в высшие.
Ведущее место в структуреспособностей души человека отводилось Аристотелем разуму и интеллекту.Пониманию и уровню интеллекта придавалось решающее значение в деле формированияличности и характера [3, с. 75].
Таким образом, Аристотельохватил широкий круг проблем, наиболее актуальных, как оказалось впоследствии,не только для психологии того времени. Часть из них отошла на второй план впериод эллинизма, однако взгляды Аристотеля наложили несомненный отпечаток навсе последующие концепции психики [2, с. 64].
 
3. ЭПИКУР О ДУШЕ
философиядуша эпикур аристотель левкипп
Эпикур родился и вырос наострове Самос 341 – 270 гг. до н. э.В центре научных интересов Эпикурастояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, наоснове которых можно оценивать поведение человека. Большое значение дляэтической концепции, развиваемой Эпикуром, имел пример его собственной жизни,которую он стремился выстроить по законам, развиваемым в его теории [2, с. 65].
Поворот к ограничениюпсихики областью чувственности и разума Эпикур осуществляет на основеатомистического учения, выдвинутого Демокритом. Однако в учении Эпикура можнообнаружить и идеи философов милетской школы и Гераклита. Отвергая учение Платона,Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимыйот человека, все явления природы протекают по законам самой природы. Вселенная– это мир вещей и пустоты. Исходными элементами всего сущего являются атомы,которые отличаются друг от друга не только величиной, формой, порядком иположением. Как это отмечалось Демокритом, но еще и весом или тяжестью. Атомынаходятся в вечном движении, необходимым условием, которого является пустота.Без пустоты атомам негде было бы двигаться. Благодаря различной тяжести атомовдвижение их разнонаправлено. Именно отклонение от прямого движения,разнонаправленность движущихся атомов представляет собой условие сочетания их вцелые тела. Душа – это то, что придает движение. А то, что придает движение, неможет быть само пустотой. Следовательно, душа человека материальна. Ум естьсовокупность атомов, соединенных с телом. Представляя собой тончайшее вещество,душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без теладуша рассеивается. Тело же без души – разрушается. Душевные атомы –воздухо-огненной природы. Соотношение в ней огненных и воздушных атомовопределяет уровень психической активности. Чем душа ближе к огню и чем еесостояние суше, тем выше ее активность. Преобладание в душе воздушных атомовснижает душевную деятельность [3, с. 82]. Первой формой психического являются,по Эпикуру, не растительные функции, как это было у Аристотеля, а ощущения ивосприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Благодаря чувствамчеловеку представляется то, что находится вне его. Механизм ощущений ивосприятий описывался Эпикуром с позиций теории истечений. Здесь он целикомидет за Демокритом. С критикой теории истечений против представителей атомизма,в том числе и Эпикура, выступали позднее богословы. Они считали, например, чтоесли от тел постоянно исходили бы истечения, то через определенное время отэтих тел ничего не осталось бы. Однако Эпикур отмечал, что и из органов чувств,как и от других предметов, идут истечения, которые, достигая воспринимаемыйобъект и пополняя его, сохраняют предмет относительно постоянным в своихразмерах.
Разнообразие ощущенийопределяется физическими свойствами и характеристиками атомов. Адекватный образпредмета образуется в том случае, если истечения проникают в соответствующиеорганы чувств, причем для возникновения впечатления истечения должны иметьизвестную степень интенсивности. Если же истечения проникают в поры другихорганов чувств, они вызывают искаженные впечатления, ведущие к фантазиям изаблуждениям. Эпикуром было замечено, что при одновременном действии разных пофизической природе раздражителей время возникновения соответствующих ощущенийразличается. Так, при грозовых разрядах вначале человек видит молнию и толькопосле нее – громовой раскат. В области ощущений и восприятий Эпикуром былосделано множество других тонких по своему содержанию наблюдений, связанных счувственной оценкой расстояния, эмоционального тона ощущений, иллюзий [3, с.83].
Ощущения и восприятияявляются исходным материалом, из которого образуются представления. Безощущений и восприятий представления и память не возникают. Представленияподразделялись философом на частные и общие. В частных представленияхотражаются единичные предметы. Общим же представлениям приписывалисьхарактеристики и признаки понятий. Общие представления – это обобщенныечувственные образы, возникающие при участии памяти посредством наложениявпечатлений. В результате такого наложения индивидуальные признаки и чертыединичных впечатлений снимаются и исчезают, остается только то, что является вних общим. Мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемыепамятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступающимивпечатлениями. Критерием истинного знания является совпадение мысли среальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях. В душе нетникаких врожденных идей. Все понятия или, что то же самое по Эпикуру, всеобщиепредставления имеют своей основой ощущения и восприятия, вызываемые, в своюочередь, внешними предметами. Таким образом, противопоставленные в ученииПлатона и частично у Аристотеля мышление и ощущения оказались у Эпикураорганически связанными и, более того, даже слитыми. Устанавливаемое Эпикуромединство и нераздельность восприятий и мышления делало зримой природную основумышления. Мышление, как и восприятия, из которых оно возникает, имеет своимединым источником и содержанием внешний предметный мир. Тенденция сведениямышления к динамике чувственных образов имела место и у стоиков, которые тожестремились установить единое начало в этих двух уровнях познавательныхпроцессов. Однако у стоиков взаимосвязь ощущений и мышления определялась непредметным миром, а единым духовным началом, а именно – разлитой по всейвселенной психической пневмой, по отношению к которой мышление и образыявляются ее частными модификациями. Величие Эпикура в том и состоит, что онвсему пытается найти естественную основу [3. с. 84].
Для восстановленияспокойствия души важное значение имеет удовлетворение основных естественныхпотребностей. Но одно удовлетворение потребностей недостаточно для обеспечениядушевного покоя и равновесия человека. Помимо этого человек должен иметь ясноеобозрение своего прошлого, настоящего и будущего, которое помогает емуцелесообразно соотнести страдания и удовольствия в разные периоды его жизни. Всвоих нравственных поучениях и наставлениях Эпикур указывал, что ради большогобудущего счастья человеку целесообразнее поступиться ближними, менеезначительными для его жизненных перспектив удовольствиями и идти на текущие,временные лишения и страдания [3, с. 86]. С точки зрения Эпикура, человек живетв нескольких системах событий – необходимых, случайных и событий емуподвластных. В первых двух случаях люди мало что могут изменить в целяхулучшения собственной жизни и обретения личного счастья. А вот третья область,которая включает в себя сферу морали, чувств и поведения, можетконтролироваться и управляться самим человеком. Суть управления самим собою втом и состоит, чтобы устранять и преодолевать страхи, душевные тревоги истрадания. Большое значение в этом имеет философия, основное назначение которойЭпикур видел в поиске и указанию ею людям путей обретения счастья. Отфилософии, как от медицины, не будет пользы, если медицина не устраняеттелесных болезней, а философия – душевных тревог. Эпикур был склонен придаватьфилософии большее значение, чем медицине, поскольку тело, считал он, страдаеттолько в настоящем, психические же страдания могут быть связанными не только снастоящим, но так же с прошлым и будущим. Именно поэтому задачи, стоящие передфилософией, представлялись древнему мыслителю намного сложнее по сравнению сзадачами медицины. Только через философию, призванную открывать и указыватьпути преодоления тревоги и страхов, человек может обрести истинное счастье,покой и наслаждение в хорошем смысле слова[3, с. 87].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ждан А.Н. Историяпсихологии. От античности до наших дней. М.: Академический Проект: Фонд «Мир». 2005.
2. МарцинковскаяТ.Д. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Якунин В.А.История психологии, 2001.
4. Ярошевский М.Г.История психологии. От античности до середины ХХ века. М.: Издательский центр«Академия», 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.