Реферат по предмету "Философия"


Истоки возникновения русской философии

Содержание
 
1. Истоки возникновения русской философии
2. Основные этапы развития русскойфилософии
3. Русская Философия «Серебряного века»
4. Особенности русской философии
5. Русская философия XVIII-XIX вв.
6. Философия русского Просвещения
Библиография
 
1. Истоки возникновения русской философии
В истории русской философии, как и в истории русского государства,есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий идет полемика о национальнойсамобытности и времени возникновения отечественной философии. Предмет спора краткоможно сформулировать так: когда возникла русская философия как самостоятельное направление?Можно ли усматривать истоки ее в Древней Руси или время ее становления следует отнестина значительно поздние сроки?
Одни (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) считают,что самостоятельная национальная философская мысль сложилась в России только вовторой половине XVIII и начале XIX в. До этого времени, до Петровской эпохи, утверждаютони, Россия не имела и не могла породить по причине своей отсталости собственнуюфилософию. Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаютсяпротивоположного мнения. Они относят начало русской философии к X-XI вв., непосредственносвязывают ее истоки с принятием христианства[1].
В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельныхпериода: предфилософии и философии.
Период предфилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокимии тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией ДревнейРуси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозныхтекстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. В пониманиипредыстории русской философии не следует, видимо, руководствоваться традиционнымимерками, а нужно учитывать ее специфику. К древнерусской философской мысли не подходитопределение философии как научного знания. Как вид духовной деятельности она носилапрежде всего нравственно-эстетический характер, тогда как современная философиянесет в себе весьма значительные теоретические и формально-логические начала. Вэтом последнем смысле русская философия до XVIII столетия действительно не существовала,но это обстоятельство не является основанием для отрицания наличия философской мысливообще. Под термином «древнерусская философия» следует понимать не сложившуюсятеоретическую систему, а совокупность идей, образов и концепций философского порядка,содержащихся в памятниках культуры X-XVII вв[2].
Следует подчеркнуть, что и в наше время существует точка зрения,когда под философией понимают только науку, научно-теоретическую мысль. Если этоверно, то можно ли вообще говорить как о философах о Сократе и Платоне исключитьиз числа философов и такого крупного немецкого мыслителя, как Ф. Ницше? Наконец,правомерно ли будет включить в «научную философию» представителей западной,восточной и русской мистики вообще?
Вся история мировой философии убеждает нас в том, что философия,как справедливо полагает С. Франк, по своей сущности является не только наукой,а первично, по своим коренным основаниям есть сверхнаучное, всеобъемлющее учениео мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи с религиозным сознанием.Если принимать философию именно в таком, более широком и глубоком духовном контексте,то можно с полным правом говорить о русской философии.
Второй период, собственно философский, наступает в XVIIIстолетии и начался не только под влиянием «французского Просвещения и абсолютизма»(А. Лосев). Он был подготовлен в значительной степени и предыдущим развитием национальнойдуховной культуры.
Несомненно, что дальнейшее развитие русской философии шло присильном воздействии западных школ. В начале и в первой трети XIX в. влияние французскогоПросвещения сменилось влиянием немецкого идеализма. Хотя последний не оформилсяв качестве отдельного направления русской философии, не стал русским по духу, однакона протяжении длительного времени служил основной базой университетского философскогообразования и оказывал существенное влияние на формирование мировоззрения отечественнойинтеллигенции. В 40-х гг. XIX в. немецкая философия, особенно учения Шеллинга иГегеля, стала главным теоретическим оружием «западничества». Однако ив эту эпоху «ученичества» развитие русской философской мысли не было простымпродолжением «чужих» традиций. Уже с XVIII в. начинается история самобытнойрусской философии. Первым ее представителем стал Григорий Сковорода, «жизньи учение которого совершенно уклоняются от западноевропейской традиции и вводятнас в путь самобытной русской философии»[3].
Таким образом, прежде чем занять свое место в мировой мысли,русская философия прошла долгий и противоречивый путь. С самого начала русская мысльиспытывала влияние различных мировоззрений, но это не помешало ей в итоге выработатьсобственную философию, пропитанную национальным духом.2. Основные этапы развития русской философии
В советской литературе сложился стереотип, что русская Философиявозникает в 18в и главными философами были Ломоносов, Чернышевский, Герцен и т.д.,что не соответствует истине. Центр возникновения философии на Руси монастырскиеи княжеские усадьбы 10-11 в., основоположники: Владимир Мономах («ПоучениеВладимира Мономаха») и автор «Слово о полку Игореве». В России позднопо сравнению с другими странами возникла Философия. Причины:
1) Господство на Руси языческой культуры и разрозненность человеческихсообществ, атомизация жизни.
2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировымикультурами. Причины возникновения философии на Руси:
1) Введение христианства единого духовного основания 988г наРуси.
2) Введение на Руси единого письменного текста.
3) Введение единой политической жизни. Создание государства.
4) Создание городов, как единой культуры, аккумуляция культуры.Единственным недостатком, отсутствующим фактором, недостающих в причинах — это отсутствиенауки. По этой причине вся история философии была религиозно-иделистической. Основныеэтапы развития русской философии.1) 10-17вв этот период характеризуется этическойфилософией. Философские нравоучения. Философия единства. Философия отражает связьсветской и духовной жизни.2) 18 — сер 19 вв. Данный период характеризуется попыткамизаимствования западной философии и в то же время зарождением натур философии (философииприроды) в лице Ломоносова.3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот периодхарактеризуется высшим развитием русской философии («золотой век»). Этопоследний заключительный период, т.е. последующие десятилетия русская культура характеризуетсяотсутствием философии. Существует вопрос, проблема возрождения философии. Наиболеевыдающимися представители в русской философии были: в рамках религиозного идеализма:Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев; в рамкахкосмизма: Циолковский, Федоров; в рамках мистики: Шестов; в рамках философии свободы:Н. Бердяев; в рамках социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин; таким образомрусская Философия третьего периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистическойв различных формах.
3. Русская Философия «Серебряного века»
Философия единства начинается с Одоевского. В рамках этой философииединство русского народа обосновывалось 3-мя обстоятельствами. Это православие,как духовная основа, монархия, как политическая система и общинно кооперативныйстрой, как экономическая система. Основателями социально-критической философии,критиками марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин. Самым главным противникоммарксизма был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления русского народа и разрушениеавторитарного государства. В рамках этой философии и решалась проблема свободы человека.Основателем философии мирового единства был Владимир Соловьев. Он одним из первыхсоздал свою ф-кую систему. В основе этой системы находятся такие учения:
1) О богочеловечестве.2) О богочеловеке.3) Учение о Софии. Врамках этой системы делается вывод, что проблема всеединства неразрешима тольков рамках философии. Требуется синтез философии, науки и религии, в то же время этотсинтез должен определятся приоритетом философии, поэтому В. Соловьев основал идеюсоздания более обширной науки чем Философия. Эта наука есть теософия. Теософия отличаетсяот теологии тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская Философиябыла также представлена таким направлением как «русская идея», или русскийпуть развития, основные положения этой философии:
1) Россия занимает особое положение в человеческой системе, находясьна стыке двух мировых культур.
2) По этой причине Россия представляет главную проблему в человеческойистории.
3) Россия есть неосуществимое единство запада и востока, и вэтом заключается трагичность ее судьбы.
4) Россия является по своему положению потенциальным источником,эпицентром человеческих потрясений.
5) Россия также является потенциальным отстойником мировых культур,в то же время Россия может быть началом новой человеческой истории. Россия в сущностиобладает самым уникальным историческим потенциалом, таким образом русская Философия19-20 вв. внесла существенный вклад в развитие мировой философии.4. Особенности русской философии
Русская философская мысль является органической частью мировойфилософии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностьюи в какой-то мере уникальностью.
Первая характерная особенность русской философской мысли вытекаетиз проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого началабазировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей.В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивалато, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовали общий язык образованных слоев — латынь.
Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию ДревняяРусь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводныхисточников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периодына Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способныхсерьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этомне нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснитьтакже неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философскихидей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ,относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозилиразвитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагалафилософскими традициями, она их создавала сама. Это, на наш взгляд, чрезвычайноважный и интересный для понимания специфики нашей духовной культуры вопрос.
Вторая особенность русской философии, во многом обусловленнаяпервой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. Впринципе такая связь присуща философии по существу. «Философия, — писал Гегель,- изучает те же предметы, что и религия. Обе занимаются областью конечного, природойи человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине»[4].Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительноодновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умахне только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних.Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мывидим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смыслеотсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, — справедливо писалВ.В. Зеньковский, — всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиознойстихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия,но и разных осложнений в развитии русской философской мысли»[5].
Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмоми социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянносопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.
Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизньявляются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человекесть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек,утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая,но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетаетв себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическоевосприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человекудоступно цельное познание, т.е. постижение сверх рационального бытия.
В русской философии человек не обособляется от других людей.Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональнуюоснову составляет не Я, а Мы. Мы — это неразложимое единство. Не случайно русскиемыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для нихмонады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром,но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русскогодуха в его соборности.
Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствованияи обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальнымвопросам. «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтомуона часто является в виде публицистики»[6]. Почти у всех русских мыслителей, дажеу тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремлениек неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все этоносит в их творчестве целостный и устойчивый характер.
Четвертая особенность: в истории и современной действительностирусскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писалН.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключаетсяне в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятогосоциально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальностии всех движений человеческого духа.
Правда не тождественна истине. Она означает не столько совпадениепредставления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственнуюоснову жизни, духовную сущность бытия. Правда — это поиск святости, душевной чистоты,справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познаниии понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо «не плакать, несмеяться, а понимать» не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма.Правда для них — не только сфера разума, но и сердца.
Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского,- это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле,а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду,преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяетсятолько той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так какпоследнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительнойистины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствиии переживании. Для русских философов «правда» — это ключевое понятие,тайна и смысл бытия.
Пятой особенностью русской философии, которая подчеркиваетсяисследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем.Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремитсяк построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Этов духе философии.
В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений,как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля.Это — недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит оботсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной,яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая — это собственно философские труды и вторая — художественная литература. Среди русских,как заметил А.Ф. Лосев, очень мало «чистых» философов. Они есть, они гениальны,но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философскиеидеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладеземрусской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно,причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки. Русское мышлениене чурается систематического и понятийного познания вообще, однако считает его недостаточнымдля получения полной и живой картины действительности. Для него характерен интуитивизм,который лучше всего достигается через образно-художественное восприятие.
Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметитьи такую ее особенность (во всяком случае, на отдельных этапах), как влияние на ееразвитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом началаосваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами ПетраВеликого. Хотя «усвоение» чужого наследия в значительной степени носилоповерхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления.Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободнойот религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философскаяжизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие,как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философскоймысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственноготворчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему,интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигаетсяне посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредствомсилы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысличрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального,интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основнойпринцип — рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется толькокатегориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает.Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно поэтой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Западаи вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII — начале XIX в. она вышлана собственный путь развития.5. Русская философия XVIII-XIX вв.
Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элементнационального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русскогофилософского мышления. Ее становление и развитие, специфику и основные черты следуетискать в динамике бытия России, в реальных процессах важнейшей эпохи нашего историческогопрошлого, в духовной культуре страны.
XVIII в. расставил заметные вехи во всех сферах общественнойжизни. По законам преемственности они еще долго служили точкой отсчета в последующихначинаниях.
В политической стратегии были поставлены и успешно решались целиукрепления абсолютизма и европеизации России. Огромным изменениям подверглась правоваясфера. И Петр I, и Екатерина II ставили целью в этой области полностью изменитьустаревшее законодательство и много работали над этим. Наиболее заметными явлениямиздесь стали «Духовный регламент» Петра, написанный Ф. Прокоповичем, подчинявшийрелигиозную власть светской, и «Наказ» Екатерины.
6. Философия русского Просвещения
Просветительская философия ярко проявляется в этот период в ученияхроссийских философов самых различных, порой противоположных направлений.
Одним из основных способов «обхода» теологических догмстал деизм. С одной стороны, он позволял избежать обвинений в атеизме, ибо православнуюидеологию официально никто не отменял, более того, никто не мог отменить сложившуюсясистему религиозного воспитания и вековые традиции. С другой стороны, деизм развязывалруки для свободного философствования после того, как «Богу уже отдано Богово».Наиболее ярко это проявилось в творчестве М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, хотянередко наблюдается и у других философов.
Секуляризация философии, как любое сложное явление, конечно,имела и свою оборотную сторону. Религию принято (хотя и не всегда правомерно) отождествлятьс духовными аспектами бытия. Поэтому при освобождении от религии всегда имеетсяопасность «выплеснуть с водой ребенка» — «освободиться» от духовного,впасть в приземленность, натурализм и вульгарный материализм. Такие тенденции существовалии в XVIII в. в России, но на их пути встала сильная просветительская гуманистическаятрадиция в российской философии этого времени.
Библиография
1) Антология мировой философии: В 4 т.М., 1969. Т.1. Ч.2.
2) Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-XVII вв. М.,1990.
3) Зепьковский В.В. История русской философии: В 2 т.Л., 1991. Т.1.Ч.1.
4) Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998.
5) Солнцев Н.В. Русская философия: Имена. Учения. Теизм. М., 2001.
6) Становление философской мысли в Киевской Руси. М., 1984.
7) Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философскиенауки. 1990. № 5.
8) Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч.М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :