Реферат по предмету "Философия"


Истина и заблуждение. Правда и ложь

Содержание
Введение
1. Современные подходы к проблеме истины и заблуждения
2. Правда иложь как объекты философского анализа
Заключение
Библиографический список литературы
 

Введение
Если бы ложь,подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мысчитали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец.Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
Монтень
Вопрос об истине являетсяосновным вопросом гносеологии. Все человеческое познание ориентировано надостижение истины. В первом приближении вопрос об истине кажется предельнопростым, но простота эта обманчива.
Еще Аристотель полагал, чтоистина — это знание, в котором содержится верное суждение о конкретнойдействительности. Иными словами, истина — соответствие мысли сдействительностью. Но «соответствие мысли с действительностью» можнопонимать по-разному.
Для Платона истиназаключается в соответствии знаний вечным и неизменным идеям, ибо для него идеи- первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания онем не могут быть истинами, так как этот мир изменчив. В него, как и в реку,нельзя войти дважды. Он возникает на время, а исчезает насовсем.
Материалисты, напротив,считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективномуматериальному миру. Но одно дело считать так, а другое — установить этосоответствие. Ощущение не самый лучший свидетель этого соответствия, да и разумможет допускать ошибки.
И тем не менее, только разумимеет необходимые, хотя и недостаточные основания для установления истины, иботолько он обеспечивает принцип гносеологического совпадения мышления и бытия,только он воплощает творческую направленную активность гносеологическогоотношения в системе «субъект-объект».
Таким образом, истину можноопределить как философскую категорию для обозначения меры отражения объектапознающим субъектом. И эта мера проверяется практикой.

1. Современные подходы кпроблеме истины и заблуждения
Истина — это объективноесодержание сознания, адекватное отражение предметов и явлений действительности.С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое впроцессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного(верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истинаедина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительныйаспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительносамостоятельные истины.
В объективной истинеотражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо отнашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависитни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, чтоистина возможна и существует вне субъекта. В самой по себе действительностиистин нет. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знаниео действительности.
Поэтому истина и субъективна(не путать с субъективизмом). Вот, скажем, стол. Он не истинен и не ложен — просто стоит, существует. Истинным или ложным может быть только наш образ, нашевосприятие стола — не как у дальтоника или, наоборот, человека близорукого.Правда, мы употребляем еще такие выражения, как «истинная политика»,«истинный человек». Но ясно, что в подобных случаях истинаиспользуется в своей вторичной, оценочной функции, и мы знаем, что такое истинаполитики и человек как истина.
Истина всегда субъективна посвоей форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится взнании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей.Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. Кпримеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И.Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классическоймеханики.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объектеисследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующимразвитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина — это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому, безусловно,нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальномсвоем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечностичеловеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.
К абсолютным истинам нередкоотносят «вечные» или «окончательные» истины, истины факта(Маркс родился 5 мая 1818 г.). Хотя и здесь есть относительный момент — самолетосчисление. В исламском летосчислении (от хиджры) цифры, понятно, будутдругими. Наиболее корректным можно считать определение абсолютной истины каксовокупности моментов завершенного, непреходящего знания в составе истинотносительных. Возьмем в качестве примера атом. Древние считали, что оннеделим. В начале ХХ в. он «состоял» из электронов. В наше время он«состоит» уже из массы элементарных частиц. И число их постояннорастет. Все эти образы атома — знание относительное. Но сам факт, что атом — это реальность, что он существует, относительно устойчив, — сам этот фактявляется знаком, элементом абсолютного знания.
Понятие "относительнаяистина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческогопознания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний одействительности, определенных ступеней или порядков углубления в еенеисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных историческихусловий своего времени, в частности от точности или совершенства средствнаблюдения и эксперимента[1].
Абсолютная и относительнаяистины — истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности иполноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самомделе — неразрывные аспекты истины объективной.
Важно обратить внимание наконкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда«приписана» к определенному месту и времени. Даже такое, например, конкретноеутверждение, как «вода кипит при 100%» жестко завязано на нормальноеатмосферное давление (760 мм ртутного столба), «нормальную» высотунад уровнем моря и т. д. Высоко в горах, заметим, это наше в целом правильноеутверждение придется уточнять. Конкретность истины следует понимать также и какнарастание ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых(многочисленных и разнообразных) ее сторон.
Интересно заметить также, чтодалеко не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или лжи.Так, можно говорить о разных интерпретациях художественного текста, обальтернативных трактовках музыкального произведения, о различном восприятииживописного полотна, но никак не об их истине или лжи. Весьма специфичноистинностное измерение таких, например, выражений, как «Закройдверь», «Будь честен». Их истину нельзя найти, открыть илиустановить — ее надо просто выполнить: закрыть дверь, действительно быть честным.
Критерием истины не можетбыть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяетбольшинство, то это не значит, что на их стороне истина. В противном случае вразряд истин попали бы все предрассудки: их, как правило, придерживаетсяподавляющее большинство коллектива, общества. Истина не устанавливаетсяголосованием. Она может быть и на стороне меньшинства.
Вообще, как показываетистория, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либонебольшого круга единомышленников. Когда-то теория относительности была истинойтолько А. Энштейна. Другое дело, что истина, если это действительно истина,рано или поздно находит дорогу к сердцам, нет — головам большинства, всехлюдей.
Признание, в конце концов,она действительно получает. Судьба истины обычно такова: сначала ее всеотрицают, затем с энтузиазмом принимают, наконец, она становится чем-топривычным и рутинным. Итак, не все то, что разделяет большинство, являетсяистинным, но истина рано или поздно становится достоянием большинства.
Главным, решающим критериемистины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельностьчеловека, направленная на реальное преобразование мира — природного исоциального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегдаконкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется.И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра.
Так, практика долго не могларасщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость. Нопозже ситуация изменилась, атом раскололся и в прямом и в переносном смысле.Кроме того, практика может быть искаженной, социально-превращенной. А такойпрактикой можно доказать только… ложь. Кроме того, неясен пока сам механизмработы практического критерия истины. Однако более точного и надежногокритерия, чем практика, у людей просто нет.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующеереальности объекта, но принимаемое за истину[2].
Понятие«заблуждение» схоже по значению с понятием «ложь». Анализфилософской литературы показал, что ряд автор ставит понятия «заблуждение»и «ложь» в один ряд и считает их синонимичными.
И. Кант в «Критикечистого разума» считает: если человек знает, что говорит неправду, то еговысказывание называется ложью, отмечает, что даже безвредную ложь нельзясчитать невинной, так как она «остается серьезным нарушением долга поотношению к самому себе»[3].Подобная ложь, пишет автор, унижает человеческое достоинство, ставит подсомнение порядочность личности человека и лишает его доверия со стороны окружающихлюдей.
Ф. Ницше не делает различиймежду категориями «заблуждение» и «ложь». Он считает, чтосама мораль предполагает наличие лжи. В основе моральных допущений лежатзаблуждения Ф. Ницше утверждал: то, что в науке называется истиной, есть простобиологически полезный вид заблуждения.
Поэтому «мир, посколькуон имеет для нас значение, ложен» и представляет собой «постоянноизменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине...» [4].
Заблуждение не являетсяабсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, этоодностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предалзабвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках(идолах) сознания. Кроме того, заблуждения — это своеобразная плата за попыткуузнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможностипрактики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношениена уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежноприводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания,как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознанияобеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению.
История познавательнойдеятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают — правда,односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное»основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего неотражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно.Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишьотдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. Влюбом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения впричудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.
Бытует мнение, будтозаблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историюпознания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чемпозволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли.Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного родазаблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так ипретензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены иотносительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем,стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Тут уместно напомнить словаИ. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждениявыступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшегоразвития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или сньютоновской трактовкой пространства и времени.
Источником заблуждения могутбыть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объектак рациональному. Кроме того, заблуждения могут быть результатом некорректнойэкстраполяции чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Таким образом, заблужденияимеют свои социальные, психологические и гносеологические основания.
Что касается заблуждения, то,как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины.Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смыслезаблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути кдостижению истины.
Однако нет оснований дляпессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемкахвымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И. В.Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истинапробивает себе дорогу к свету.
 
2. Правда и ложь как объекты философского анализа
Вышесказанное верно восновном по отношению к естественнонаучному познанию. Гораздо сложнее обстоитдело в социальном познании, где категория истины обретает форму«правды».
Правда — это соответствиевысказываний субъекта его мыслям, основание взаимного доверия в пределахдиалога, целесообразность которого ставится под сомнение, когда место правдызанимает ложь.
Но и правда далеко не всегдаявляется адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частныйслучай истины. Правда не столько гносеологический, скольконравственно-психологический феномен.
Проблема соотношения правды иистины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата илиофицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И этоправда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тожеправда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полнойистины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживыодних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горядругих.
Можно констатироватьследующие различия между «правдой» и «истиной»[5]:
1. Истина — это категориялогики и теории познания, выражающая соответствие наших знаний о мире самомумиру. Правда — категория психологии взаимопонимания, выражающая не толькосоответствие знаний миру, но и отношение человека к истинному знанию. Истину мыпознаем, а правду понимаем (не только умом, но и чувствами). Правда всегдасодержит зерно истины, без этого она не может быть правдой. Но этого зерна ещенедостаточно. Правда — это такая истина, которая получила субъективную оценку,моральную санкцию общества. Это обстоятельство приводит к тому, что приосмыслении одной и той же истины возможно появление различных вариантов правды.
2. Мотивы высказывания истиныи правды различны. Мотив обнародования истины: очищение общественного знания отзаблуждений. Мотивы высказывания правды зависят от личных целей человекакоторыми могут быть:
а) корыстная цель — получениекаких-либо благ — славы, ореола «правдолюбца», уничтожение соперника;
б) самоутверждение, выражениесвоего кредо, «лучше горькая правда, чем сладка ложь»;
в)педагогическо-воспитательная цель: искреннее убеждение, что правда будетспособствовать нравственному совершенствованию реципиента;
г) самосовершенствованиепосредством высказывания правды, несмотря на возможные неблагоприятныепоследствия.
3. Для человека правдойявляется только та истина, в которую он верит; как бы ни былиубедительны доказательства истинности сообщаемого факта, факт не воспринимаетсячеловеком как правда, пока он в него не поверит. Главное препятствие для веры вправдивость сообщения заключается в том, что оно не соответствуетпредставлениям о должном, т. е. о том, что может и должно произойти в даннойситуации. Противоречие между разумом и чувствами становится психологическимбарьером из-за которого истина воспринимается как ложь.
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанноев таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения. Ложь — это искажениедействительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложьюможет быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытиетого, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильноемышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.
Современное определение лжи:ложь — умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путемпередачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) сцелью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сампередающий считает противным истине.
Широкое применение данногопонятия неизбежно размывает его содержание, нарушает семантические границы егообъема. Расширительное трактование понятия «ложь» приводит к тому,что оно начинает использоваться как синоним близких к нему по содержаниюпонятий, например, таких, как заблуждение, обман, вранье, дезинформация и ряддругих.
Ложь, в отличие отзаблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемойситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта.
Ложью может быть какизмышление о том, чего не было, так и сокрытие того, что имело или имеет место.К примеру, фирма «Иванов и компания» рекламирует средство, поражающееболезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этогосредства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу;проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдаютне единицы, а сотни тысяч людей.
В отличие от заблуждения,ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжидолжно быть иным, чем к заблуждению. Поскольку ложь является сознательнымизвращением гносеологического отношения в системе «субъект-объект»,то любой факт лжи, в зависимости от ее вероятностных последствий, можетрассматриваться как преступление, за которым должно последовать уголовное делои определение меры наказания.
Имплицитные (вобщественном сознании) виды лжи:фальсификация, неприкрытая ложь, недоговорка(умолчание), сказки для детей, белая ложь,  ложь во благо, ложь под присягой,блеф, введение в заблуждение, преувеличение, шутливая ложь, контекстная ложьпревознесение, ложь из-за устаревания информации[6].
Желательно, чтобы во всехвидах коммуникационной деятельности, на межличностном, групповом и массовомуровнях соблюдался принцип правдивости. Но понимается этотпринцип по-разному. Есть три точки зрения.
Истина ради истины (этический пуризм). Требуется полное освобождениекоммуникационных сообщений от заблуждений, полуправды, лжи, обмана. Так,академик Д. С. Лихачев писал: «Полуправда есть худший вид лжи: в полуправделожь подделывается под правду, прикрывается щитом частичной правды». Л. Н.Толстой заявлял: «Эпиграф к истории я бы написал: «Ничего не утаю». Мало того,чтобы прямо не лгать, нужно стараться лгать, отрицательно умалчивая».
Правда и ложь во благо (нравственно обоснованная коммуникация). Коммуникант,сообщая известную ему правду, стремится, прежде всего, принести пользу (благо)реципиенту или другому человеку, о котором идет речь, руководствуясь критериямисправедливости и добра, а не прямолинейным правдолюбием. Если жестокая правдаможет быть использована кому-то во вред или психически травмировать неподозревающего ее человека, предпочтительнее умолчание.
В случае этически оправданнойлжи требование правдивости преодолевается более сильным этическим императивом,известным из Нового Завета как «ложь во спасение». Примеры подобной гуманнойлжи: введение в заблуждение пациента врачом, руководствующимся медицинскойэтикой; сокрытие аварии самолета ради избежания паники; молчание пленного передлицом врага.
Правда и ложь во благопроявляется в повседневном этикете, в стереотипнойвежливости. Прославленное женское кокетство и капризность, склонность к притворствуи благосклонность к лести не раз служили мишенью для мужского остроумия.Стендаль утверждал категорически: «Быть вполне искренней для женщины — то же,что показаться на людях без платья». Д. Дидро: «Женщины пьют льстивую ложьодним глотком, а горькую правду – каплями».
Конечно, женская доля вначале XXI века значительно отличается от образа жизни женщин XIX столетия, норазве психология женственности изменилась коренным образом? Э. Рязанов,написавший: «Любовь — обманная страна, где каждый человек – обманщик», так жеправ, как О. Бальзак, сказавший: «Любовь — это игра, в которой всегда плутуют».
Правда и ложь по расчету (корыстный прагматизм) имеет место тогда, когда правдураскрывают для того, чтобы скомпрометировать кого-либо, извлечь пользу личнодля себя. Ложь по расчету — это обман в своекорыстных, партийных,государственных интересах, но не ради этических соображений. Обусловленнаявнеморальными соображениями ложь представляет собой коммуникационноенасилие.
Правда и ложь по расчетураспространяется не только на военное дело, разведку,контрразведку и прочие силовые структуры, но и на сферу бизнеса,предпринимательства и торговли, где этически чистые взаимовыгодные сделки стольже редки, как неподкупные суды. Недаром американский миллионер Морган говорил:«То, чего нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги».
Массовые аудитории всегдарассматривались честолюбивыми и властолюбивыми индивидами и активнымисоциальными группами как объект коммуникационного управления. Мало ктозаботился о благе народа и поэтому торжествовал принцип — правда и ложь порасчету. Наше время особенно богато профессионалами в делекоммуникационного насилия. Реклама, имиджмейкерство, паблик рилейшенз — этообласти искусного манипулирования доверчивой публикой. Разве были бы возможныфинансовые пирамиды типа МММ без рекламной деятельности? Особенно мощнымпотенциалом располагают средства массовой коммуникации, обслуживаемые армией талантливыхтехнологов. Они умело используют умолчание, селекцию и искажение фактов,конструирование версий, распространение слухов. Ими создается отталкивающийобраз врага и привлекательный образ своего «хозяина», оплачивающегокоммуникационные услуги. Культ личности вождя был создан советскими писателямии газетчиками в соответствии с партийным заказом, а не возник самопроизвольно внародной среде.

Заключение
Истина — верное отражение объекта познающим субъектом,воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо отпознающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержаниезнания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальнаякатегория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так ив рамках научного познания. Истина несет объективное содержание (информациюобъекта) и ценностную ориентированность субъекта. Ценность знания определяетсямерой его истинности.
Но человечество редкодостигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — этосодержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность,имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности.Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин:поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п.
Заблуждения имеют игносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следуетотличать от лжи как нравственно-психологического феномена.
«Истина» и «заблуждение» недолжны включать в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта.Оценочный аспект характерен для другой пары близких им понятий «правда» и«ложь». Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое— это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое.Противоположностью правде является ложь.
Ложь — это искажение действительного состояния дел,имеющее целью ввести кого-то в обман.Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательноесокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильноемышление.

Библиографический списоклитературы
1. Алексеев П. В., Панин А. В.Философия. Учебник. — М.: Издательство: ТК, 2005.
2. Кальной И.И., Сандулов Ю.А.Философия для аспирантов. Учебник / Подред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб., 2003.
3. Кант И. Критика практическогоразума. — СПб.: Изд. Фирма РАН, 1995.
4. Ницше Ф. Соч.: в 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1990.
5. «ПРАВДА» И «ИСТИНА» (языковаяконцептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии).//Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск«Философия. Филология.» – 2006. – № 1 (4).-С.173-209.
6. Соколов А.В. Общая теориясоциальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А.,2002.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-М.: Гардарики, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.