Реферат по предмету "Философия"


Иррационализм философии Фридриха Ницше

Введение
Я спрашивал людей, читаютли они философскую литературу и знают ли представителей этой науки. Многиесейчас же называли имя Фридриха Ницше. Мне стало очень интересно, почему такпроисходит. Кто же такой этот Ницше, и, по какой причине люди знают его имя? Кто-тоназовет его аморальным, не совсем нормальным прародителем фашизма (даже нечитая его произведения), другие же напротив — моралистом, только исповедующиймораль без «моралины» (слово Ницше). Поэтому, когда мне представиласьвозможность написать о нем, я недолго раздумывал. Основная задача моегореферата в том, чтобы в первую очередь для себя «открыть» этого человека,познакомиться с его творчеством и по возможности составить о нем своесобственное впечатление.
«Иррационализм философииФридриха Ницше». Эта тема привлекла меня тем, что она состоит из слов-загадок:об иррационализме я имею смутное представление, о философии тем более, и,наконец, Фридрих Ницше во многом является загадочной фигурой не только дляменя, но и для исследователей его творчества. Да и вообще «Иррационализмфилософии» предполагает то, что она не такая как у всех, необычная, а это,безусловно, захватывает, так как мне всегда были интересны люди «не такие каквсе».
По моему мнению, ФридрихНицше является сейчас одним из самых читаемых философов. Его книги переиздаютсябольшими тиражами и, на удивление, покупаются читателями. По поводу них до сихпор ведутся споры, а некоторые его идеи (такие как «Сверхчеловек» и др.), намой взгляд, к сожалению, в какой-то извращенной форме стали негласным «девизом»для многих людей современности, поэтому о неактуальности этого философа и,следовательно, выбранной мной темы речи быть не может.
Ницше не дает готовыхответов. Я думаю, что основная цель его философии – не донести до человекаМудрость (свою или своих предшественников), а помочь найти Ее в себе самом,научить думать, ведь именно человек, его чувства и желания, по мнению философа,являются самыми великими «изобретениями» Мира и из этого и нужно исходить. Интересентот факт, что как бы не обсуждали его философию, называя ее иррациональной,всеотрицающей, любой нормальный читатель, я уверен, увидит в ней рациональныемысли и конкретный авторский взгляд на Мир.
Попытаюсь и я разобратьсяв мировоззрении великого философа, себе и выбранной мной теме.

1. Краткаябиография Фридриха Ницше. Безумие
Фридрих Ницше родился в1844 г. («достоверно установлено, что его предки уже с 1570 г. жили вВерхней Лаузице, затем в Бабре; небольшом городке близ старинного Наумбурга.Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семьеойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826). 15 октября у Людвига иФранциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика –Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, аеще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бонне и Лейпциге, в 1868-1869 гг. получилпрофессуру в Базельском университете, которую вскоре вынужден был оставитьиз-за болезни. С 1876 г. и всю свою жизнь страдал тяжелейшими головными болями.Бывало, писал он, что 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это небыло невропатологией, как принято считать («обстоятельства и причиныдушевного Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет упорнописала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-зачересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств. Известно,что Ницше оставался в полном сознании, признаков чисто физических расстройств унего не было зафиксировано. Не было в то время и слишком напряженной умственнойдеятельности.
Что касаетсямедицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий паралич, под которым,впрочем, в к. ХIХ в. понимали более широкий и довольно неопределенный круг заболеваний,нежели теперь. К тому же прогрессирующий паралич не является душевной болезньюв собственном смысле. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга,вызванное внешней инфекцией. Вообщем сведения о болезни Ницше скудны ипротиворечивы.
Трагический надлом впсихике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г. Быстрое помрачение рассудкапривело к смешению всех понятий»).
2.Мораль «По ту сторону добра и зла»
А.Аполлоновское и Дионисийское вкультуре и жизни
Ницше часто называютнигилистом, да, в этом есть разумное зерно, так как философ пытался объяснитьнигилизм как явление культуры, морали. По его мысли, нигилизм порожденотсутствием достойной замены традиционной морали, когда она уже не смогларешать жизненные проблемы. Но нигилизм – не выход, его нужно преодолеть.Нигилизму он противопоставил философию жизни.
В основе философии жизниНицше была мысль о двух инстинктах, двух природных началах культуры,апполоновском и дионисийском. Дионисийское начало – источник непокоя, мук,несчастий, стихийного порыва. Аполлоновское – обеспечивает гармонию, тишину ипокой.
« Итак, два греческихбога, Аполлон и Дионис, стали для Ницше символом разных мироощущений иинстинктов. Аполлон предостерегал от диких порывов, передавал мудрый покойбога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась вгомеровском искусстве. Но при этом Аполлон оставался богом иллюзий и заслонялчеловека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположныеинстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущениячеловек сбрасывал с себя «покрывало Майи», т.е. как бы пробуждался от снаиллюзий и праздновал праздник единения с природой. Ибо только природа способнанаучить человека жизни, она лучше (чем христианство и традиционная мораль)знает добро и зло. Потому и искусство благотворно только такое, в котором «всеналичное обожествляется, безотносительно к тому – добро или зло». Божественнасама жизнь, деление же ее на добро и зло – искусственно». *
Искусство инетрадиционная мораль, по мнению Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. Кжизни, писал он, следует относиться как к «эстетическому феномену», потому чтобог вообще – это бог-художник, а человек и жизнь – его произведение. Своепредставление о жизни называл артистической метафизикой. Он противопоставлялего религии.
Начало развития собственночеловеческой Ницше связывал с появлением у людей «метафизических» задатковсклонности к разумным наблюдениям и обобщением. «Возникновение такойспособности породило разные типы культуры. Ницше выделил 3 таких типа:сократовскую, художественную и трагическую. В истории народов она проявиласькак культура александрийская, эллинская и индийская. Три культуры порожденытремя типами человеческих потребностей: одного пленяет сократовская радостьпознания и мечта исцелить с его помощью человечество; другого обольщаетпленительный покров красоты; третьего – метафизическое утешение, что под вихремявлений нерушимо продолжает течь вечная жизнь и смерти нет».
Итак, не «грубыйдионисизм», а обращение к разуму и размышлению порождало, по Ницше, началокультуры и собственно человека.
Б.Ницше и Сократ
Бедой культурысовременного общества Ницше считал тот факт, что ее прародительницей была негреческая, александрийская культура, типичным представителем которой былСократ, определенный тип ученого и философа. Поэтому культуру ХIХ в. Ницше называл сократовской.Культура Сократа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами сталиобразование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Онивытеснили подлинно жизненные ценности, сама жизнь; перестал цениться человек сего природой и жизненными инстинктами.
В чем спор между Ницше иСократом?
Известно, что Сократпридавал практически-этический смысл. Ницше усмотрел в этом опасностьутилитаризма философского знания. В явлении сократовской культуры виделась емуугроза для неординарного человека, для одиночки, выделяющегося своиминравственными и иными суждениями. Ницше считал вообще небезопасным длякультуры, когда «вся масса философствует», потому что при этом чаще всегопроисходит подмена высоты суждений науки рационализмом.
Сократ символизировал дляНицше начало новой эры в культуре. «Новорожденный демон» не был уже ниДионисом, ни Аполлоном. Сократовская тенденция в культуре погубила, преждевсего, искусство, основанное на принципах философии жизни.
Сократ противопоставилинстинкту жизни сознание и разум, тогда как у всех талантливых (по Ницше)именно инстинкт и представлял собой творчески утвердительную силу (с этим ясовершенно согласен, так как живое творчество появляется не по воле (только) разума,а, грубо говоря, стихийно, инстинктивно. Кроме того, многие талантливые людипо-хорошему неразумны. Разумный подход к творчеству слабо толкает его вперед,хотя какая-то база разума-знаний должна присутствовать).
«Сократ, по Ницше,является тем типом «теоретического человека», который изгнал из нравственногомироощущения мечту и иллюзию. На их место он поставил « несокрушимую веру в то,что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и что это мышление нетолько может познать бытие, но даже и исправить его.
Различие позиций Ницшеи Сократа по отношению к жизни состояло в том, что для Сократа жизнь быласкорее, прежде всего – объектом познания. А для Ницше жизнь таинственна инепознаваема, она дает о себе знать лишь через жизненные инстинкты.
И, следуя инстинктам,человек следует жизни, поэтому и мораль, и искусство, и познание – лишь видыиллюзий, которые, подобно «покрывалу Майи», уберегают человека от страхасмерти, ощущения бездны, открывающейся перед ним при попытке познания.»*( по Немировской)
В.Человек и тотальность. Ницше исоциализм.
Притягательность имениНицше связана с тем, что он остро поставил вопрос об автономности,оригинальности человека и о необходимости преодоления обычной морали (концепциярадикальной критики ценностей общества стала основой для «критической теории» — известного философского направления (Франкфуртской школы, представителямикоторой были Адорно, Маркузе, Хоркхаймер, Шмидт). «Автономная моральобусловлена, писал Ницше, свободой человека от рождения. Человек не может бытьзависим от социальных связей, у него одна зависимость: он часть целого,природы, космоса. Никто и ничто не может вырвать его из этой зависимости инавязать свою оценку.
Общество способноущемить свободу человека и сделать его «одномерным», функцией, «винтиком»социального механизма».*
Ницше считал, чтоопасностью для личности является не только авторитарная власть, тоталитаризм,но любое общество и демократия тоже. Ницше был врагом демократии, так как онарасковывала и несколько освобождала человека, однако не поощрялаиндивидуальность и тоже требовала соблюдения определенных традиций и морали.Ницше опасался демократии, потому что она несла мораль равенства, котораяподдерживает «маленьких людей», кроме того, она снижает потребность в бунте,столь необходимом человеку.
«Отношение Ницше ксоциализму было неординарным и альтернативным многим направлениям. Прежде всего,в отличие, например, от Марксова анализа социалистического устройства обществаНицше подходил к этому не с классовых позиций, а с позиции индивидуума. (Для любого современного человека, намой взгляд, это единственно правильный подход) Ницше отвергал такоеустройство общества, которое ведет народ к царству коллективизма и ко всеобщейподконтрольности, ибо оно, по его убеждению, не может способствовать прогрессу,и нравственному тоже, а неизбежно приведет к упадку культуры, аморализму,коррупции и мошенничеству в государственных масштабах». (Тут Ницше оказалсяабсолютно прав)
В социализме исоциалистических идеях Ницше видел угрозу индивиду и индивидуальности, условиядля развития «стадности». Он резко выступал против современных ему идеологовсоциализма, в частности Е. Дюринга, и не мог вообще принять социализма, так каквся его этика – этика индивидуализма, она выделяет в человеческойнравственности только оригинальные свойства. Этика не позволяла ему принять нетолько социализм, но и христианство, и любые формы демократии, обращенные кколлективизму как нравственной форме.
Г.Здравый смысл – всего лишьинтерпретация.
Философы и простые люди вбольшинстве своем верят, что в Мире существует объективный порядок вещей и всетеории о Мире ложны или правильны в той степени, в какой они отражают этот порядок,верно или неверно делают это. Представление об объективной структуре Мира Ницшеотрицал, как и представление об истине.
Мир здравого смысла, вкоторый верят простые люди, состоит из объектов, которые такие, какими оникажутся, доступны и функционируют по законам сознания простого человека.Философы считали данный взгляд на Мир более или менее очевидным.
Этот мир, осуждаемыйодними философами как мир лишь являющийся, другими же, как полностьюиллюзорный, есть, по Ницше, всецело достижение человеческого разума, а вовсе нето, что было найдено им в готовом виде.
«Таким образом,здравый смысл – это интерпретация, а не нечто противостоящее тем или иныминтерпретациям. Как и любое другое истолкование Мира, здравый смысл имеет своимисточником иррациональные импульсы, страхи, желания, надежды.
У Ницше было сложноеотношение к здравому смыслу. Он считал его сплетением ошибок и ложныхверований, всего лишь интерпретацией, не имеющей ни малейшего сходства сдействительностью. Это выглядит как типичный философский приговор миру чувств ипривычек, который ассоциируется с именами Парменида и Платона. Ницше идетдальше и утверждает, что мы вынуждены признать истину здравого смысла,сравнивая его с другой интерпретацией, ибо «истина есть род заблуждения, безкоторого некоторый определенный вид живых существ не мог бы жить»
Ницше часто повторяет,что все ложно. Он имеет в виду, что в Мире нет никакого порядка, которому моглибы соответствовать вещи. Но если какое-либо утверждение входит в противоречиесо здравым смыслом, оно противоречит нашим условиям существования, которые мывыработали для себя и значит не жизненно и нам нужно против него бороться.Поэтому Ницше своеобразно защищал здравый смысл. «С его точки зрения, люди –опровергатели здравого смысла, имеют не больше оснований претендовать наавторитетность, чем здравый смысл, не имеющий сходства с реальностью. Речь идетлишь об одном из возможных способов интерпретации Мира, как евклидова геометрияпредставляет собой лишь один из множества возможных геометрических теорий, неспособных правильно описать геометрию физического Мира, так как последний необладает геометрией, которую можно описать с помощью теории».
 
3. «Трикита» философии Фридриха Ницше
А.Идея Сверхчеловека
I.Отражение идеи Сверхчеловека в «Какговорил Заратустра».
Идея Сверхчеловека – однаиз немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорилЗаратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так,поскольку в этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым оншел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение +неизменный мотив главенства Воли к Власти) Исторический Заратустра (Зороастр)верил в то, что мир является ареной борьбы между двумя космическими силами –Добром и Злом. Он призывал принять сторону светлой стороны. Но Ницше находился«по ту сторону добра и зла», то он не верил во все это. Философ, так какЗаратустра был первым, кто ошибся в том, что моральные ценности являютсяобъективными характеристиками человека, «заставил» его исправить ошибку исоздать новую философию. Он сделал его своим «сыном» и литературным персонажем.
«Ницшевский Заратустрапровозглашает относительность всех ценностей и моральных оценок, на разныйманер повторяя, что каждый народ прежде был привержен различным системамценностей, выработанным им в соответствии с местными условиями егосуществования. Он говорит, что имеется тысяча целей. И, следовательно,человечество, как таковое, не имеет единственной цели или всеобщей морали». *
Заратустра и хочет найтитакую цель. Эта цель – сверхчеловек.
Идея о Сверхчеловеке, привсей ее известности, вряд ли может быть обнаружена в каких-то сочинениях Ницше,за исключением «Заратустры». Она отличается от большинства характерных для неговзглядов. Даже в «Заратустре» ничего конкретного, по существу, не говорится. Вкачестве идеала, к которому должны стремиться как «люди», эта идея являетсянеопределенной и неконкретной целью. Сверхчеловек противопоставляется тому,кого Ницше называл «последний человек», кто стремится как можно больше походитьна других. Это человек стада, современной эпохи, и Ницше и Заратустра презираютего – белокурую бестию.
«Человек одновременнопереход и гибель. Мы превосходим себя, преодолевая нечто в самих себе, и за этото, что гибнет и оставляется нами. Мы погибаем главным образом как человеческиесущества ради того, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизньесть жертва во имя чего-то транс- или экстрачеловеческого, а во имя достижимогодля нас, жертва, придающая нам силы преодолеть самих себя. В отличие отаскетичного идеала не является деморализующим. Мы превосходим себя вчерашних,но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенныйобраз себя как человеческих существ. Белокурая бестия – позади, а Сверхчеловек– впереди».
II. Ubermensch– шаг вперед.
Предмет разговора оСверхчеловеке связан не с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее,а с тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? Ницше оставил каждомуправо выбирать самому, что возможно неправильно в такой идее. «Его сестрауверяла, что Гитлер и есть этот сверхчеловек. Читатели старшего поколения, чтоНицше подразумевал некий конкретный образ, взятый из истории. Ницше былпочитателем героем. Он высоко ценил Гете, Наполеона, Микеланджело, Юлия Цезаряи, что наиболее странно, Чезаре Борджиа. Сверхчеловек должен быть достижимым, аего реализация должна преисполнять нас чувством избранности и значимости. Но вдействительности нет смысла вглядываться в прошлое в поисках примеров,поскольку в нашей истории еще никогда не было ни одного Сверхчеловека».*
Формула характера:«Душное сердце плюс холодная голова минус человеческое, слишком человеческое»из «Заратустры» — довольно слабая рекомендация. Она говорит лишь, что мы должныстремиться держать под контролем как эмоциональную, так и интеллектуальнуюжизнь, не ущемляя ни одно, ни другое, и что не должны быть мелочными и «просто»человечными.
Следовательно,Сверхчеловек – это не гигант, подавляющий своих мелких собратьев. Это просторадостное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивнымипобуждениями, которые не порабощают его. Он – господин, а не раб своихпобуждений, поэтому он В СОСТОЯНИИ ЧТО-ТО СОТВОРИТЬ ИЗ СЕБЯ, а не статьпродуктом инстинктов или внешнего мира.
Ницше сделал идею оСверхчеловеке изменчивой, а не устойчивой, чтобы ей придали ценность те, кто еевоплотит. Но Сверхчеловека часто рассматривают как некого, пытающегосядемонстрировать свою силу всем и каждому. Возможно потому что люди постоянноищут примеры: «Пока не увижу — не поверю», а Ницше приводил их довольностранным образом. (например в Чезаре Борджиа легче увидеть Сверхчеловека, чем влюбом целомудренном христианине) По моему мнению, идея гениальная, но, так какНицше никогда не писал собственно для публики, то она принимала многоебуквально. Эта работа философа привлекает меня, потому что она свободная иумная. Я вообще считаю, что самая большая благодать – это узнавать и«сотворять» себя и окружающий Мир, если считаешь, что ты делаешь это правильно,независимо от порыва чувственного или разумного, так как хочется. (Именно такпоявляется живое искусство, наука, да и вообще знал ли Бог, если приписыватьему какие-либо человеческие черты, как творить Мир)
Б.Вечное Возвращение
Наконец то мы подошли кодной из самых любимых и понимаемых мной идей философии – Вечному Возвращению.
Вечное возвращение – этоидея о том, что все происходящее случается снова и, что бы ни происходило, этоявляется повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить сноваточно в таком же виде вечно. Не происходит ничего такого, что не случалось быранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторениитого же самого. У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточногосостояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение кпрошедшему событию ныне и во веки веков.
Ницше говорил не то, чтонесходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под одини тот же закон, ничего из того, что обычный здравый смысл мог бы предположитьотносительно его идеи, — он имел в виду, что все конкретные т определенные вещипостоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто ихподобия. Он предчувствовал, что эта идея, что эта идея должна стать самойглавной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, что он с большойнеохотой говорил о ней.(ниже я объясню почему) Он считал ее «наиболее научнойиз всех гипотез» и пришел к уверенности, что она совершенно неуязвима с научнойточки зрения (говорил шепотом, называл мистическим озарением). Я считаю, Ницшене важно доказать ее. Он хочет чтобы в нее поверили.
Могу объяснить как этаидея пришла к философу и почему его так захватила. Дело в том, что я тоже«открыл» это Вечное Возвращение еще лет в 6-10 и постоянно его чувствовал допоследнего времени (М. Форстер: «Пока сам не испытаешь – не поймешь). В.В –скорее всего плод не совсем здорового (с обычной точки) зрения ума-мозга. Ни стого ни с сего тебя посещает чувство того, что все это уже было (сейчас этоназывают «Дежа Вю», хотя это немного не то) и ощущение настолько сильное, чтоего просто не описать. Ницше не говорил о идее, потому что он не понимал откудаона возникла и, как я думаю, просто ее боялся. Вечное возвращение, возможно,появляется вследствие приема наркотических препаратов + какого-либоэмоционального, психического напряжения, которое по 200 дней в году испытывалфилософ и довелось испытать мне.
Эту идею невозможнооднозначно доказать и тем более опровергнуть. Ее нужно лишь почувствовать насебе. Ницше призывал доверять разуму, чувству и своей естественной природе,поэтому он так серьезно отнесся к Вечному Возвращению.
В. Воля к власти
I.Воля к власти – основнаяконструктивная идея философии Ф.Ницше
В конце своей жизни Ф.Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. (по большомусчету, это ему так и не удалось) Наиболее интенсивные творческие усилия втечение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены наанализ понятия воли к власти. Этому понятию он предназначал роль конструктивнойидеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих порсчиталось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятиепредставлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел вМире как таковом. Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении,сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.
Мнение, что воля к властиобозначает поведенческий мотив исключительно таких людей как белокурые бестииили цезари борджиа – это заблуждение случайных, невнимательных читателей Ницше.В действительности она представляет собой свойство, постоянное для всех нас,как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому. Наиболее важното, что оно не является одним из наших естественных потребностей: потребностьутолять голод, половое влечение и др. – формы или вариации воли к власти. Можносказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающейпо отношению к другим порывам и импульсам. (грубо говоря, у Ницше она предстаетнам в качестве Субстанции)
Воля к Власти – это нето, чем мы располагаем, а то, что мы представляем на самом деле, не только мы,но и все вообще в человеческом и животном мире, в мире как одушевленном, так иматериальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничегодругого, чем стремление к власти и ее разновидности.
Таким образом, совершенноясно, что Воля к Власти – это основное понятие в философии Ницше. С помощьюнего он хотел истолковать все в этом Мире и к нему все свести.
Получается, как я теперьпонимаю, такое онтологическое свойство-понятие, которое присуще всему живому,является движущей силой нашей жизнедеятельности и с его помощью (как напримерМетодологическая и Мировоззренческая функция) можно рассмотреть любой вопрос. «Ницшеосенило, что сексуальный контакт в первую очередь имеет своей целью вовсе неудовольствие или размножение, а обретение власти, могущества: любовный акт –это борьба за власть, где любовные действия суть лишь средства для установленияотношений господства и подчинения».*
II.«Все, что не убивает меня – делаетсильнее» Удовольствие и Страдание.
Утверждение, что человекстремится к удовольствиям и избегает страдания, по Ницше, неверно. Не тольколюди, но и многие живые организмы стремятся к увеличению своего могущества, аудовольствие и страдание – лишь следствие этого стремления. Стремиться кмогуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом делеозначает испытывать неудовольствие, так как любое препятствие для воли к властивоспринимается как неудовольствие. Значит, неудовольствие является нормальнойсоставляющей всех жизненных процессов человека. Просто невозможно исключитьнеудовольствие из природы вещей. А удовольствие – это не что иное, какпереживание при преодолении препятствия. Действительно, истинного удовольствия,как его понимал Ницше, по моему мнению, не получить без преодоления каких-либостраданий, ведь только если честно преодолеть какое-либо препятствие, то получишьнаибольшую дозу счастья. И можно сделать вывод, что человек, сделавшийприоритетом жизни получение удовольствия, кайфа сразу задаром, никогда неузнает истинного наслаждения в полной мере, так как он не чувствует ему цены.(это происходит во всех сферах жизни: работе, любви, искусстве и др.)
«Если кто-либострадает от неудовольствия, это еще не является признаком убывания егожизненной силы. Препятствия, испытываемые как неудовольствия, лишь стимулируютволю к власти и являются прелюдией к удовольствию».*
Ницше стремиться сказать,что существует 2 вида неудовольствия, один из которых является показателемослабления, или упадка, воли к власти. Это ее истощение. Бывают неудовольствия,которые порождают силу, а бывают, — которые указывают на ее ослабление ипонижению способности противостоять окружающему Миру. 2 вида удовольствия –удовольствия от победы и удовольствия спячки.
«Мы встречаемся с тем,что термин используется в широком и узком значении, что характерно для Ницше.Это является причиной путаницы. Бесполезно и абсурдно выступать противпроектов, направленных на уменьшение страданий, исходя из широковещательногозаявления, что жизнь есть борьба и страдание, так что упомянутые выше проекты,дескать, противоречат жизни… Я счел бы одновременно и жестоким и глупымчеловека, который в ответ на чью-либо просьбу помочь ему справиться с задвижкойзаметил бы, что жизнь есть борьба и что от ее имени следует отругать того, ктопридет на помощь. Трагикомическая нелепость, ввиду которой Ницше принимают заапологета грубой силы и адвоката жестокостей, коренится в подобныхиррациональных выражениях».
III.Вывод по вопросу о Воле к Власти
Почему же Ницше был такубежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и егодействие можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени жизниинтеллекта воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций, даваемыхлюдьми жизни: наука, искусство, религия и даже философия. Мы неотделимы оттого, что мы делаем. Воля к власти побуждает нас, используя интерпретации.Интерпретирование – это не то, что мы делаем, это то, что мы есть на самомделе. По Ницше все основные категории: вещь, свойство, причина, действие, следствие– все это интерпретация, рассматриваемая от Воли к Власти.
«Воля к власти – этожажда свободы в тех, кто является более сильным и более свободным. Но «в тех,кто является самым сильным, богатым, независимым и отважным, воля к властипроявляется как любовь к человечеству, или ближним, или к истине, или к Богу…».Это утверждение покажется странным и выпадающим из общего русла его философиидля тех, кто знаком с Ницше лишь понаслышке. Но тот, кто внимательно следил заего рассуждениями, сразу увидит в них намек на аскетический идеал. В немзаключена суть самодисциплинирующего принципа воли к власти. Самыемогущественные люди, писал он в «По ту сторону добра и зла», всегдапреклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нем силу, которая черезсамоистязание, борьбу с собой находила свое воплощение в самодисциплине. Егоопыт, видно, и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации». *
Учение о Воли к Властиразбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что Мир есть то,что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другойструктуры, а также значений.
В зрелый периодтворчества Ницше учение о Воли к Власти сплетается с его нигилизмом. (какАполлоновское и Дионисийское) Нигилизм все отрицает – расчищает почву дляподлинного творчества. А воля к власти придаст форму и значение жизни. Как мыбудем жить и о чем думать, мы должны сказать сами.
ницше сократфилософия иррационализм
Заключение
Фридрих Ницшедействительно является философом-парадоксом. В нем парадоксально буквально все:начиная от жизни, и заканчивая самыми сокровенными идеями его философскогоучения. Я практически уверен, что вся его нестандартность мышления вытекала какраз из того жизненного пути, который он прошел. В нем также есть что-томистическое (например причина болезни), которое сам Ницше в глубине себяпринимал по моему. Его отрицание, нигилизм, иррационализм – лишь причина нехваткивремени для проработки мелких деталей философии + способ (хотя я и говорил, чтоон не писал собственно для публики) привлечь к ней внимание. Он призывает насознакомиться с ней не частично, а вообщем, так как это позволит увидеть глубинуего философии.
У Ф. Ницше былуникальнейший дар смотреть на Мир вообщем, который необходим философу. Он однимиз первых (если не первый) всецело доверял себе — человеку, принимая все граничеловеческого внутреннего мира и руководствуясь, иногда слепо и может бытьнапрасно, «абстракциями», которые не породило бы ничье другое сознание (ВечноеВозвращение). В результате получилась довольно простая для восприятия концепция(опять парадокс, ведь читать его очень трудно, поскольку говорит он какими-тоотдельными высказываниями, мыслями)
В главных идеях:Сверхчеловеке, Вечном Возвращении, Воле к Власти отражены все остальныенаработки + жизнь философа. Например Аполлоновское и Дионисийское – это грубодобро и зло, горнее и дольнее, высокое и пошлое, которое является чертами характераСверхчеловека (А. + Д. + природа), отражением вечности (вечное возвращение) иинтерпретациями Воли к Власти. А то, что создает какие-либо рамки – ложно(учение Сократа и здравый смысл), но имеет место быть в сознании простогочеловека, постоянно себя морально ограничивающего.
Если обвинять Ницше вотсутствии идеалов, то это по моему неправильно и бессмысленно, так как все еготворчество «идеально» оно все таки содержит призыв к самосовершенствованию, ноне статичному идеалу, а именно «образу храма», который у каждого свойполучается (динамичный идеал) и меняется каждую секунду, поскольку человекпостоянно размышляет, чувствует (как добро так и зло) и подвергается влияниюсвоей природы.
Таким образом, философияНицше мне показалась живой, в ней видишь не «засушенную» мудрость, а чувствуешьнепосредственно самого автора, который наталкивает тебя на самостоятельноеосмысление прежде всего себя-человека.
Ознакомиться с философиейНицше и сделать свои выводы по поводу него у меня получилось, а значит задачу,поставленную в реферате, я для себя выполнил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.