/>/>/>/>Рефератпо дисциплине «История и философия науки»
Выполнил: Dr. Lesher
/>/>/>/>Новгородскийгосударственный университет имени Ярослава Мудрого
Великий Новгород2010
/>Введение
Нарубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, чтоинформационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние наразвитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождениюконцепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью иструктурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесносвязаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческойцивилизации, как новая фаза общественного развития, при которой информационныйсектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран ивсего мирового сообщества.
Внастоящее время имеется большое количество научных исследований, футурологическихи публицистических работ, в которых с различных точек зрения исследуютсяпроблемы взаимоотношения общества и личности с информационными технологиями, регулярнопроводятся конференции и семинары. Актуальность данной темы привлекает вниманиебольшого числа ученых и общественных деятелей, и это неудивительно –информационная индустрия продолжает стремительно развиваться, охватывая всеновые и новые направления.
Далеепредпринята попытка обобщить некоторые взгляды на информационное общество, особенностиего формирования, проблемы и перспективы развития. Для этого необходиморассмотреть исторические предпосылки его возникновения, основные теоретическиеидеи и концепции. Кроме того, важно проследить современные тенденции развитияобщества, связанные с широким распространением информационных технологий, чтопозволит сделать вывод о том, как идет процесс развития информационногообщества в настоящее время, и какие последствия эти процессы будут иметь длялюдей.
1. Роль информации вобществе: исторический аспект
Напротяжении истории человеческой цивилизации с древнейших времен и до наших днейможно выделить несколько так называемых информационных революций – качественныхизменений во всех сферах жизни общества, вызванных внедрением новых средствпередачи и хранения информации. Принято выделять четыре информационныхреволюции, которые оказали определяющее влияние на развитие человечества.
Перваяреволюция ознаменовалась изобретением письменности и привела к значительномускачку в развитии человеческой цивилизации. Появилась возможность неискаженнойпередачи знаний и сохранения их для последующих поколений.
Втораяреволюция была связана с развитием книгопечатания, которое в свою очередь былотесно связано с переходом к индустриальному обществу. Книгопечатание открыловозможность тиражировать знания, с целью сделать их доступными для большогочисла людей.
Следующийкачественный скачок в вопросах передачи и хранения информации был предопределенвнедрением новых технологий связи, основанных на электричестве и радиоволнах.Это позволило передавать информацию на огромные расстояния практическимгновенно, а также хранить ее на магнитных и других носителях.
И,наконец, четвертая революция, произошедшая во второй половине XX века, характеризуетсяуспехами в области электроники (в частности, широким применениемполупроводниковой техники), сделавшими возможным создание небольшихвысокопроизводительных электронно-вычислительных машин с программнымуправлением, повсеместное их внедрение в деятельность человека, а такжесоздание компьютерных сетей. Это повлекло за собой кардинальные преобразованияв способах формирования, организации и распространения информации. Также в этотпериод были достигнуты значительные успехи в развитии телевидения.
Каждаяпоследующая революция была бы невозможной без достижений, сделанных напредыдущих этапах. Но именно четвертая революция имела определяющее значениедля выхода на первый план информационной индустрии, связанной с производствомтехнических средств, методов, технологий для производства новых знаний.Фактически эта революция интегрирует эффекты всех предшествующих, ибо создаеттехнологическую основу объединения интеллектуальных способностей всегочеловечества. Как никакое предшествующее открытие или изобретение в мире информациии коммуникаций, эта информационная революция (иногда употребляется термины«компьютерная революция» или «сетевая революция») оказывает мощное воздействиена все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру и, разумеется, нажизнь и безопасность людей.
Параллельнос развитием техники развивалось и само понятие информации, приобретая новыесмыслы и приложения в различных областях. Понятие информации является настолькоемким, что не существует единого его толкования. Тем не менее, оно повсеместноиспользуется в физике, информатике, кибернетике, теории кодирования, теориисистем, философии и, в целом, является краеугольным понятием современной науки.При этом каждая отрасль научного знания рассматривает информацию исходя изсобственного набора признаков.
Следуетотметить, что, по-настоящему исследованиями в области информации стализаниматься только в XX веке. Так, например, в 20-х годах XX века предпринималисьпопытки изучения свойств информации как совокупности фактов, исходя из теориижурналистики. Затем К. Шенноном была создана статистическая теории информации(профессор Л.И. Хромов, также употребляет по отношению к теории Шеннона термин«теория скалярной информации» [1]) как основы теории связи и теориикодирования. Позднее понятие информации было расширено и дополнено Н. Винером иУ. Эшби с точки зрения кибернетики.
Дальнейшиеисследования показали, что понятие информации значительно более емкое и, чтоочень важно, существующее вне восприятия конкретного человека. Таким образом, понятиеинформации стало рассматриваться и с философской точки зрения. Весь окружающийнас мир, как доступный, так и не доступный человеку, всюду имеет информационнуюструктуру. Возникают различные взгляды на информацию с точки зрения философии.Появляется такое научное направление как философия информации, основные задачикоторой были сформулированы как критическое исследование отвлеченной природы иосновных принципов информации, а также разработкой и применениеминформационно-теоретических и вычислительных методологий к философскимпроблемам.
Доконца 60-х годов XX века информация и информационные процессы нерассматривались как нечто самостоятельное. А с точки зрения материалистическойфилософии (долгое время доминировавшей, в частности, в нашей стране) считалось,что совершенствование информационных процессов вызывается, прежде всего, потребностямиразвития материального производства и преследует цели его обслуживания. Так, например,темпы роста познания, накопления ценной информации являются важным показателемобщественного прогресса, но этот показатель не рассматривался как главный и единственный.Говорилось о том, что сама по себе информация не способна увеличитьпроизводство материальных и культурных ценностей, и что она приносит пользутолько тогда, когда воплощена в технику и технологию, в культурные ценности, взнания и опыт людей, в формы их общения, во всю систему общественных отношений.Ценность информации является действительной, когда она способствует ростувещественно-энергетического и духовного потенциала людей, способствует ихвсестороннему развитию и совершенствованию. Поэтому место социальной информациизависит, прежде всего, от характера самого общества, от присущей ему системыобщественных и прежде всего экономических отношений. Социальная информацияхарактеризует общественное сознание, взятое в его регулятивном аспекте. А этоозначает, что во всех случаях социальная информация является продуктом иотражением общественного бытия в той же степени, какой таким продуктом иотражением является общественное сознание. Будучи вторичной по отношению кобщественному бытию, социальная информация вместе с тем во всевозрастающейстепени оказывает на него активное обратное воздействие, что находит своевыражение в ее усиливающейся регулятивной функции. Однако, регулятивная рольсоциальной информации определяется потребностями материального производства итем, насколько адекватно она отражает глубочайшую сущность этой объективнойосновы общества. Таким образом, с вышеизложенной точки зрения, общественноебытие, материальное производство всегда будут определяющим, первичным фактором,а социальная информация — вторичным и определяемым фактором.
Однако,уже в середине XX века развитые капиталистические страны вступают впостиндустриальную фазу развития. Происходят коренные изменения в структуреобщества, сфере экономики, занятости, производства, чему способствуюттехнические достижения в области связи, массовых коммуникаций, вычислительнойтехники. Возникает тенденция превалирования знаний над капиталом. Объем знанийи их производство постоянно растут. Наступает осознание того, что информацияможет рассматриваться как промышленный продукт и производство ее – один извидов промышленной индустрии. Возникает рынок информационных услуг. Все этипроцессы постепенно приводят к тому, что прежние взгляды на роль информации иинформационных процессов в обществе становятся несостоятельными, и этопобуждает исследователей искать новые подходы к оценке проблемы.
2. Понятиеинформационного общества
Какуже было сказано ранее, начиная с конца 60-х годов XX века в развитыхкапиталистических странах (прежде всего, в Японии и США) становится очевидным, чтоинформация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль,не привязанную более к материальному производству. При этом информационныересурсы приобретают статус определяющего фактора развития материальногопроизводства, а не наоборот, как это было ранее. Все это вызвало появлениенового подхода к оценке влияния информации и информационных процессов наобщество – концепции информационного общества, в котором информация занимаетглавенствующее положение. Изобретение термина приписывается Ю. Хаяши, профессоруТокийского технологического института. Контуры информационного общества былиобрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций,в частности Агентством экономического планирования и Советом по структурепромышленности. Показательны названия отчетов: «Японское информационноеобщество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействияинформатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В этих отчетах информационное общество представлялось как такое, гдепроцесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавитих от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства.При этом изменится и само производство — продукт его станет более «информационноемким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в егостоимости. Именно тогда впервые была сформулирована ныне общепризнанная идея отом, что «производство информационного продукта, а не продукта материальногобудет движущей силой образования и развития общества»[21]. Значительное влияниена развитие концепции информационного общества оказали также работы У. Мартина,М. Кастельса, М. Маклюэна, Й. Масуды, Т. Стоуньера и других исследователей.
Позжетермин «информационное общество» получил широкое распространение, и настоящеевремя используется в различных контекстах. Часто также употребляются близкиепонятия «общество знания» и «постиндустриальное общество».
Несмотряна многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделитьнекоторые общие фундаментальные черты информационного общества:
изменениероли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентномвозрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и другихсфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурссоциально-экономического развития;
превращениеинформационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферупроизводства;
возникновениеразвитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;
— нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения,сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
— создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективноеинформационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационнымресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
— глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда вовсех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структургибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям иинновационному развитию.
Такимобразом, можно говорить о том, что стремительное развитие и распространениеновых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальныеизменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционноевоздействие касается государственных структур и институтов гражданскогообщества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры иобраза жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобальногоинформационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятсяважным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимыхфакторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капиталаи труда. В этих условиях известная фраза «кто владеет информацией — владеетмиром», обретает совершенно новый смысл и становится актуальной как никогдараньше.
3. Истокиинформационного общества и некоторые основные концепции/>
3.1.Информационное общество как развитие идей постиндустриализма
Следуетотметить, что идеи информационного общества берут начало в теории постиндустриализма,которая стимулировала интерес исследователей к отдельным аспектам воздействиянаучно-технического прогресса на социум, что привело к появлению широкогоспектра концепций, в том числе концепции информационного общества. В этой связиследует упомянуть работы американского социолога и футуролога Э. Тоффлера, вчастности, «Шок будущего» (1970 г.), «Третья волна» (1980 г.) и другие. Важное место в его работах занимает так называемая концепция трех волн. Тоффлервыделяет три основных стадии (волны) развития человечества — аграрную, индустриальнуюи постиндустриальную. Основная метафора, используемая Тоффлером, — этостолкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны — этоне только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, онапомогает видеть то, что находится под «бушующей поверхностью перемен». Сиспользованием этой метафоры, в частности, объясняется возникновение различныхглобальных конфликтов [2].
Первуюволну Тоффлер называет «сельскохозяйственной цивилизацией». Все древниецивилизации Китая, Индии, Греции, Рима, Центральной Америки обладалифундаментальными общими чертами. Земля была основой экономики, жизни, культуры,семейной организации и политики. Господствовало простое разделение труда исуществовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины,рабы или крепостные. Экономика была децентрализованной, а власть была жесткоавторитарной, социальное происхождение человека определяло его место в жизни.
Промышленнуюреволюцию Тоффлер называет «второй волной», которая изменила сложившиеся ранееобщественные институты и изменила образ жизни людей. В первой половине XX века,по мнению Тоффлера, окончательно установилась «индустриальная цивилизация», однаковскоре на мир начала «накатываться новая волна» (постиндустриальная), несущая ссобой новые институты, отношения, ценности. Третья волна, несет новые взглядына мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники,молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченныхжизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия дляустранения его главного противоречия — между производством и потреблением.
Так,например, развитие компьютерной техники и средств связи приведет, по мнениюТоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейсяинтеллектуализацией труда к появлению так называемых «электронных коттеджей», которыепозволят перенести работу из офиса в жилище работника. Помимо экономии времении сокращении транспортных расходов, затрат на обеспечение централизованныхрабочих мест, внедрение «электронных коттеджей» приведет, по мнению Тоффлера, кукреплению семьи и усилит тенденции к возрождению привлекательности для жизнималых городов и сельских поселений.
Рассматриваятенденции развития средств массовой информации, Тоффлер отмечает повышение ихинтерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Онутверждает, что наступает эпоха не массовых средств информации, при этом нарядус новой техносферой появляется новая инфосфера, и это будет иметь далеко идущиепоследствия во всех сферах жизни, включая наше сознание. Следует подчеркнуть, чтоЭ. Тоффлер, помимо чисто технологических моментов, отмечает тенденции иперспективы создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерныхсетях [3].
Описываятенденции неотвратимого внедрения информационных технологий в каждодневнуюжизнь человека, Э. Тоффлер обозначает и важные социально-философские проблемы.«Не окажется ли, что интеллектуальные машины, особенно объединенные вкоммуникационные сети, выйдут за пределы возможностей нашего понимания и станутнедоступны для контроля над ними?»
Рассматриваяструктуру производства в новом обществе, Тоффлер выделяет тенденциюдемассификации производства. По его мнению, качественные изменения в техносфереи инфосфере соединились, принципиально изменив способ производства изделий.Система производства постепенно движется от традиционного массовогоизготовления к сложной смеси массовой и уже не массовой продукции. Конечнаяцель этого процесса — изготовление изделий только на заказ, котороеосуществляется в результате автоматизированного непрерывного процесса под всевозрастающим прямым контролем заказчика.
Добавимтакже, что Тоффлером анализируется трансформация власти и перспективы развитиядемократических принципов, с той точки зрения, что новое общество будетвозможно только при сохранении и развитии демократии.
Вразвернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (сучетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им вконце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагаетД. Белл. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будетнеуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационнойиндустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которойцентральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлениемпостиндустриального общества. Как утверждает Белл, «в наступающем столетиирешающее значение для экономической и социальной жизни, для способовпроизводства знания, а также для характера трудовой деятельности человекаприобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях.Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральнуюроль играет компьютер, развертывается одновременно со становлениемпостиндустриального общества». Причем, по мнению Белла, особенно важны триаспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриальногообщества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научногознания для реализации технологических нововведений и превращение новой«интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теориипринятия решения.
Проблемыинформационного общества с точки зрения постиндустриализма нашли такжеотражение в работах американского исследователя, профессора У. Мартина. Мартинпредпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристикиинформационного общества по следующим критериям:
1)Технологический критерий: ключевой фактор — информационные технологии, которыешироко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
2)Социальныйкритерий: информация выступает в качестве важного стимулятора изменениякачества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» пришироком доступе к информации.
3)Экономический критерий: информация составляет ключевой фактор в экономике вкачестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
4)Политический критерий: свобода информации, ведущая к политическому процессу, которыйхарактеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами исоциальными слоями населения.
5)Культурный критерий: признание культурной ценности информации посредствомсодействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельногоиндивида и общества в целом.
Говоряоб информационном обществе, Мартин особо подчеркивает, мысль о том, чтокоммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества», асам термин не следует принимать в буквальном смысле, а следует рассматриватькак ориентир, как некоторую тенденцию. По его словам, в целом, эта модельориентирована на будущее, для постепенного перехода к информационному обществудолжен произойти ряд изменений. Прежде всего, изменения касаются структурыэкономики и распределения рабочей силы, возрастания роли информации, широкогораспространения компьютеров, внедрения информационных технологий в образованиеи т.д.
Мартинопределяет информационное общество как общество, в котором качество жизни также как перспективы социальных изменений и экономического развития ввозрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществестандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятсяпод значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».
П.Дракер в своих работах, посвященных информационному обществу, выдвигал идеюпреодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящегосдвига он считал переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основаннойна знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формированиеновой системы ценностей современного человека и трансформация национальногогосударства под воздействием процессов глобализации экономики и социума.Современная эпоха, по мнению Дракера, представляет собой время радикальнойперестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационныхтехнологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическоеобщество в общество, основанное на знаниях.
3.2. Сетевое общество и информационализм
Значительноевлияние на развитие идей информационного общества оказали работы М. Кастельса, посвященныеанализу роли информации в современном обществе. Кастельс избегает понятия«информационное общество», по его мнению, все общества так или иначеиспользовали информацию и поэтому были информационными, точно также как всеобщества в некоторой степени были индустриальными. Вместо этого Кастельсиспользует термин «информационная эпоха», который, по его мнению, имеет большуюаналитическую ценность и позволяет описать некий период перемен, которыепостепенно нарастали, начиная с 1970-х годов. Кастельс также вводит новыйтермин — «информационализм», который определяет как «воздействие знания назнание как основной источник производительности». Развитие информационализма, помнению Кастельса, приводит к появлению сетевого общества и «новой экономики».Только в современных условиях распространения электронных средств связиинформация становится структурообразующей основой развития общества новоготипа. Исходя из постулата, что информация по своей природе является такимресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, онрассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом ядром новойформы коммуникационной организации общества является не информация сама по себе,а «сетевая логика его базисной структуры», придающая распространяемойинформации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферыжизнедеятельности людей — от экономики и политики до образования и культуры.Сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализацииобщества. Именно сети, по мнению Кастельса, составляют новую социальнуюморфологию обществ, а распространение сетевой логики в значительной мересказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневнойжизнью, культурой и властью.
Называяновый тип общества сетевым, Кастельс стремится продемонстрировать ведущую ролькомпьютеризированных информационных линий связи, которые пронизываютобщественную жизнь современного мира в различных направлениях — горизонтально ивертикально, внутри отдельных стран или регионов и транснационально, образуяразветвленную сеть коммуникаций, функции которых часто сравниваются с функцияминервной системы, управляющей организмами.
Описываясовременность, Кастельс использует термин «информациональный капитализм», которыйявляется особо безжалостной формой капитализма, поскольку сочетает в себеневероятную гибкость с глобальным присутствием. Информационный капитализм, помнению Кастельса, характеризуется разделением труда на четыре основныхкатегории, высшей из которых является производство высокой стоимости, основанноена информационном труде. При этом Кастельс, как и Тоффлер, подчеркиваетопределяющее значение знания для новой экономики, которая опирается на«капиталистическую форму производства», но имеет «информационную формуразвития».
Трансформационныепроцессы в экономике вызывают серьезные изменения на рынке труда. Происходитрасчленение труда в глобальных масштабах — капитал и труд оказываются несвязаны друг с другом, так как жизнь глобального капитала все меньше и меньшезависит от конкретного труда и все больше и больше от накопленного объема трудакак такового, которым управляет «небольшой мозговой центр, обитающий ввиртуальных дворцах глобальных сетей» Следует отметить, что трансформационныепроцессы на рынке труда, которые зафиксировал Кастельс, могут подорвать одно изважнейших достижений позднего индустриального общества — средний класс, какоснову государства всеобщего благоденствия. При этом Кастельс, не говорит озакате капитализма, а даже наоборот, утверждает, что общество сетевых структурявляется буржуазным обществом. Однако эта разновидность капитализма существенноотличается от своих предшественников двумя основными признаками: глобальныйхарактер и базирование на сети финансовых потоков, которые не знают границ инациональностей.
Основнымпротиворечием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося новогообщества, основанного на сетевых структурах, является противоречие междуглобализацией мира и идентичностью (самобытностью) конкретного сообщества.Кастельс, опираясь на концепцию французского социолога Алена Турена, вводитпонятия «идентичность сопротивления» и «идентичность, устремленная в будущее».В обществе сетевых структур наряду с государством, глобальными сетями ииндивидуумами существуют сообщества, которые объединяются вокруг идентичностисопротивления. Это сопротивление направлено против основной тенденции развитиясовременного общества — глобализации.
Всвоих работах Кастельс также концентрирует внимание на трансформацииобщественных отношений в различных сферах под влиянием развития Интернета.Специфика трансформаций зависит от исторических, культурных и институциональныхфакторов, и эти процессы приносят как благоприятные возможности, так инегативные последствия. Он отмечает, что Интернет, как глобальная сеть сетей, становитсятелекоммуникационной основой сетевого общества и формулирует некоторые проблемы,препятствующие, по его мнению, развитию такого общества.
Вчастности, существует опасность, что инфраструктура Интернета может оказаться вчьей-то собственности, а доступ к нему – объектом контроля. Кроме того, неполныйохват общества сетью в силу различных технических, экономических илиинституциональных причин, приводит к изоляции от него отдельных социальныхгрупп.
Такжевыделяются проблемы с развитием способностей к обработке информации и генерациисоответствующих знаний — т.е. приобретением интеллектуальной способности к обучениютому, чтобы учиться на протяжении всей жизни, нахождению и переработкеинформации, ее использованию для производства знаний. Появление сетевогопредприятия и индивидуализация схем занятости приводит к изменению механизмовсоциальной защиты, на которых основывались производственные отношенияиндустриального мира. Новая экономика запаздывает с внедрением новых гибкихпроцедур институционального регулирования. Сдвиг в сторону компьютеризированныхглобальных сетей в качестве организационной основы капитала в значительнойстепени подорвал регулятивные способности, как национальных правительств, так имеждународных институтов, а следовательно нужны новые механизмы регулирования.Кастельс, как и Тоффлер, высказывает опасения относительно возможности выходаиз-под контроля человека созданных им технологических устройств, а посколькужизнь людей все больше зависит от техники, то может возникнуть опасностьглобальных катастрофических последствий для всего общества [4].
3.3. Идеи «электронного общества» и «общества знания»
Ещена заре возникновения идей информационного общества было понятно, что стехнической точки зрения основой его формирования будет являться развитиевычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков:
— информация приобретает глобальный характер;
— на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияниягосударственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободноераспространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого родаограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачиинформации, доступа к ней;
— увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческойдеятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переходк новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов засчет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
Так,например, философ и социолог М. Маклюэн рассматривал технологии коммуникации вкачестве решающего фактора процесса формирования той или инойсоциально-экономической системы. Еще в 1962 г. М. Маклюэн вводит, в качестве основного, понятие «электронное общество», подчеркивая стремление изучать развитиесовременной культуры, прежде всего, исходя из места в ней электрических, илиэлектронных средств общения, а также процессов коммуникации. Основной тезисМаклюэна — «сообщением, передаваемым средством коммуникации, является само этосредство» («The Medium is the Message»). Внимание Маклюэна былосконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как быпредставителем всей глобальной электронной реальности — говоря о воздействиителевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. Вкачестве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекаетвнимание, поскольку оно «вбирает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу),и тем самым является определяющим элементом информационных технологий и информационныхсетей — т.е. «электронного общества». Маклюэн указывает на два основных аспектателевидения:
— «мозаичность» построения телевизионного изображения, представляющего весь мир вкачестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений;
— «резонанс» этих сообщений в воспринимающем их сознании, который преодолеваетмозаичную раздробленность, объединяет их в устанавливаемое восприятиемцелостное смысловое единство.
Приэтом наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурнообновляющейся мозаично-резонансной реальности оказывается миф. Маклюэнобнаруживает, что в современную эпоху не только телевизионное восприятие, но ився жизнедеятельность современного общества стала все больше осуществляться всоответствии с «принципом мозаичного резонанса»: посредством телекоммуникаций, массмедиаи компьютеров электричество как бы продолжает центральную нервную системучеловека, формируя с ней определенное единство.
Ктеме информационного общества обращались и отечественные ученые, в частности, А.И.Ракитов в конце 1980-х годов писал, что переход к информационному обществуозначает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятсяпроизводство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный весзнаний в этом сочетании возрастает. Подлинное информационное общество должнообеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийсяв любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для егожизнедеятельности и решения стоящих перед ним проблем информацию.Информационное общество – это общество, где все средства информационнойтехнологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая идругая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследованиянацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой впроизводство и жизнь.
Ракитовосновным критерием информационного общества считает количество и качествоимеющейся в обращении информации, ее эффективную передачу и переработку.Дополнительным критерием является доступность информации для каждого благодаряотносительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса людейпереключается из сферы производства промышленной и сельскохозяйственнойпродукции в сферу производства и распространения информации. Соответственновозникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль вовсех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первыйпроизводит информационные продукты и услуги для непосредственного потребления, второй– для производства других продуктов. Информационное общество демонстрируеттакой уровень развития экономики, когда информационный сектор экономики выходитна первое место по числу занятых в нем трудящихся.
О.А.Финько и Ю.М. Нестеров акцентируют внимание на том, что в условияхинформационного общества компьютеры, подключенные к информационным сетям, появляютсяв каждом доме и любой человек может любую полную и достоверную информациюнезависимо от своего географического местоположения. При этом предоставляетсявозможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так ис государственными и общественными структурами. Трансформируется деятельностьСМИ, с тем, чтобы более полно использовать возможности информационных сетей. Теряютзначение географические и геополитические границы государств, в рамкахинформационных сетей происходит «столкновение» информационных законодательствстран, возникает необходимость гармонизации законодательств. Также появляютсяновые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество,воспитание и образование, медицина.
Развитиемидей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию«общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Приэтом можно обобщить ранее изложенные тезисы и сформулировать основные егохарактеристики. Определяющим фактором общественной жизни в целом являетсянаучное знание, которое вытесняет труд в его роли фактора стоимости товаров иуслуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, икак следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтомстановится университет как центр производства, переработки и накопления знания.Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальнойдифференциации, что требует развития новых социальных институтов.Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», ане «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологииобразуют единство, и социальные процессы становятся программируемыми.
Особоподчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являтьсякачество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ кинформации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.
4. Современные тенденции информатизации
Втеоретических работах, посвященных проблемам информационного общества, зачастуюдоминируют футуристические идеи, основанные на утопическом понимании воздействиятехнологий на общество. Между тем, формирование основ нового типа общества лишьдо определенной степени определяется технологическими факторами. Важноевоздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальнойструктуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Можноконстатировать, что в сегодняшнем массовом понимании информационное обществовсе-таки связывается, прежде всего, с техническими аспектами развития. Поэтомудостаточно распространено мнение, что человечество уже вступило в эпоху, которуюможно считать информационным обществом. Существуют иные мнения, согласнокоторым говорить о формировании информационного общества в настоящее время рано,несмотря на наличие технических предпосылок. Более того, есть вероятность, чтотакое общество вообще может не состояться без целенаправленного коллективноговмешательства.
Несмотряна существенно разные представления о том, что такое информационное общество, ив чем оно должно заключаться, обсуждение проблем информатизациижизнедеятельности людей и ее связи с общественной эволюцией представляетсяодной из важнейших проблем современности, поскольку важно оценить альтернативыбудущего развития и возможности влияния на ход событий.
Следуетотметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальныхтелекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разныхтелекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевиденияи т.д. Если в 1970 — 1980 годах компьютерные сети существовали в основномрамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшимкатализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сетиИнтернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократитьгеографические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различныхобластях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимуществаИнтернета практически во всем мире привели к постепенному переходу от развитиясобственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытыхстандартизованных систем и их интеграции в Интернет.
Внастоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлениивсеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, котораяполучила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиесяв любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактироватьс любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, дляосуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс вформировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимсяразвитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий,а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, чтоповышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещениеразличных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, котораяуже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электроннойторговли в мировом масштабе пока представляется отдаленной перспективой, но вэтом направлении ведется сотрудничество по линии ряда международныхорганизаций.
Существенныетрансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этотпроцесс оказывают электронные СМИ и, прежде всего, Интернет. Выборинформационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда, и за счетинтерактивности каждый может формировать собственное информационное «окружение»по своему вкусу и запросам… Происходит конвергенция информационных ителекоммуникационных технологий на базе Интернета. В Интернете СМИ обретаютсовершенно новые формы (например, блоги), позволяющие обычным людям (очевидцам)доносить неискаженные сведения о событиях напрямую другим людям.
Происходитзначительная активизация использования информационно-коммуникационныхтехнологий в государственных органах, которая преследует две основные задачи.Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным»для населения. С этой целью развивается область предоставления с помощьюинформационно-коммуникационных технологий ряда государственных услуг населениюи бизнесу, создание массивов с государственной информацией, такой какстатистика, своды законов, открытие государственными ведомствами своих сайтов вИнтернете, призванных наладить более продуктивный диалог с общественностью.Во-вторых, за счет использования новых технологий повысить эффективностьдеятельности самих государственных органов. Однако, следует, признать, чтозачастую реализация подобных услуг находится на низком уровне, а повышенияэффективности деятельности не происходит, так как значительные ресурсы тратятсяна поддержание информационной инфраструктуры.
Нарядус конвергенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий вторая половина90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которое проходило, главнымобразом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятыхпроизводством содержания (контента) и телекоммуникационных операторов, обладающихсредствами его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающиена продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатойнепосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющихразличными частями информационной индустрии: производителей компьютернойтехники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой имобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличениекапитала и повышение за счет этого конкурентоспособности. Как пример можнорассматривать такие компании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себемножество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программныхсредств, различного контента и т.д.
Информационноеобщество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенныхпродуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять черезэлектронные сети. Это создает основу развития дистанционных трудовых отношений,иначе называемых удаленной работой. Согласно некоторым оценкам, численностьудаленно работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 процентов отобщего числа. Удаленная работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических– отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районемира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическимивозможностями. Все более популярным становится дистанционное обучение.
Новыетехнологии общения посредством Интернета играют большую роль в современноммире. Различные сервисы и программное обеспечение предлагают возможноститекстового и голосового общения, видеоконференций и т.д. Электронная почтаповсеместно используется для личной и деловой переписки. В последние 5 лет наблюдаетсябурный рост социальных сетей, предоставляющих возможности поиска людей, общения,обмена информацией, создания различных виртуальных сообществ и т.д.
Информатизацияи компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и новогомышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиямкомпьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этомобществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизацияоказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как наиндивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту.
Важнуюроль играет развитие современных наукоемких технологий, которые тесно связаны синформационной индустрией. Возрастающие объемы информации требуют болеепроизводительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собойразвитие технологий производства микропроцессоров и других электронныхкомпонентов. Для обеспечения более совершенного технологического процессапроизводства создаются новые системы автоматического управления, искусственногоинтеллекта и т.д. Автоматизируются также процессы разработки и проектированияновых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участиемчеловека. При этом коренным отличием информационного общества отиндустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать ииспользовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализацииидет автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизнилюдей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, которыйранее мог выполнять только человек.
Можнодолго перечислять современные достижения в области информационных технологий, используемыев различных областях, однако, более важной задачей является оценка влияния этихдостижений на современной общество и личность, а также анализ проблем, связанныхс этими процессами.
5. Проблемы информационного общества
Далее рассмотрены некоторые проблемы и противоречия, связанныес процессом информатизации и формирования информационного общества.
5.1Проблема «цифрового неравенства»
Существеннымявлением в рамках мирового информационного пространства являетсянепропорциональное использование возможностей Интернета иинформационно-телекоммуникационных технологий в целом. Происходит своеобразноеразделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоватьсякомпьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой,ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признакудовольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитыхстранах Европы, Азии, США доля активных пользователей компьютеров и Интернетазначительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доляактивных пользователей не превышает нескольких процентов. Таким образом, доступк информации и знаниям в настоящее время определяется общим экономическимразвитием стран, что не стыкуется с идеями теоретиков информационного общества.
5.2. Правовое регулирование
Ещеодной значимой проблемой является правовое регулирование в информационномпространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные технологии предоставляютлюдям различные услуги в режиме «он-лайн», такие как поиск информации, электроннаяторговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственнымиструктурами и т.д. Однако при этом неизбежно возникают проблемы правовогохарактера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенныхматериалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом кконфиденциальной информации. Решение таки проблем требует государственноговмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную сним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справитьсяс этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. Существуютразличные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и внекоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороныспецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, чтоактивное вмешательство государства может приводить к ограничению различныхсвобод и не всегда использоваться оправданно. Так, например, государство частовмешивается в деятельность СМИ и других органов, ограничивая доступ людей кинформации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же время государственныеслужащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаютсядеятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятногообщественного мнения.
Следуетотметить, что во многих странах по ряду причин вообще нет специальных законов орегулировании содержания Интернета, и в частности законов об электроннойторговле. При возникновении конфликтных ситуаций, как правило, используютсятрадиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случаенарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств –действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этихпроблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующегодеятельность в Интернете вне зависимости от географии. В любом случае, решениепроблем правового регулирования новых видов деятельности в условиях развитияинформационных технологий является крайне важным для поддержания порядка иустойчивого развития общества.
5.3 Личность в условиях информатизации
Влияниеинформатизации на формирование личности становится все более актуально темой различныхисследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на психологические,социальные, этические, ценностные и другие.
Происходитзаметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» одни и теже информационные продукты глобального характера (новости, реклама, художественныепроизведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни, присущегозападной, техногенной цивилизации. Особенно сильно этот механизм «глобализациимассового сознания» воздействует на молодежь. Теряется национальнаяидентичность, происходит деградация языка, нивелируются морально-этическиепринципы. За счет информационно-психологического воздействия на индивидуальноеи общественное сознание, происходит политическая, экономическая и культурнаяэкспансия развитых стран.
Всебольшее распространение массовой культуры, неизбежность столкновения свиртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность,создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. Создавая свойобраз в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятиереального мира.
Помере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в еесодержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно. Воздействиеинформации открывает большие возможности манипулирования сознанием иобщественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте,как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания ролиинформации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех остальных.Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностныесвободы граждан.
Вусловиях существования открытых, легкодоступных и легко наполняемыхинформационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейсясоциально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и другихвидов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителейэлектронной информации.
Изменяетсясистема образования. Мультимедийные и дистанционные технологии обучения с однойстороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей ребенка, а с другойприводят к уменьшению важной с точки зрения морально-этического воспитания ролиучителя-наставника в образовательном процессе.
Наконец,говоря о воздействии на личность, можно упомянуть и физический аспект.Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а,в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.
5.4 Информация как оружие. Информационные войны.
Последнеевремя все большую популярность получает термин «информационная война». В общемсмысле информационная война – это любая деятельность в информационномпространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальноепревосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).
Следуетотметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовалавсегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политическойборьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.).Однако в конце XX века в условиях формирования глобального информационногопространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.
Появляетсяновый тип войны – информационная война. Эта война ведется не обычным оружием, ив ней даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии государствэта война может быть куда более эффективна.
Бывшийдиректор ФАПСИ Александр Старовойтов определял информационное оружие каксовокупность средств несанкционированного доступа к информации и выведения изстроя электронных систем управления. Информационная атака грозит выведением изстроя всех электронных систем управления страной, ее вооруженными силами, государственнойинфраструктурой и т.д. Разрушатся транспортная и энергетическая (в том числеатомная) системы. Армия и флот будут беспомощны в отражении агрессии.Руководители страны окажутся не в состоянии получать необходимую информацию, приниматьи реализовывать какие-либо решения. Использование такого оружия по своимкатастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средствмассового поражения [19].
Однако,информационное оружие, прежде всего, может быть направлено не только наразрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может бытьнаправлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды,дезинформации и т.п. формируется общественное мнение, меняются ценностныеориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет идругие средства на подсознание может быть столько велико, что его можносравнить с «зомбированием» людей. А это приводит к тому, что война вклассическом понимании вообще не будет иметь смысла.
Вкачестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводятпротивостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программуСтратегической Оборонной Инициативы (известной как «Звездные войны»), о которойпрезидент США Р. Рейган объявил 23 марта 1983 года. Значительно позже сталоясно, что программа представляла собой не более, чем мистификацию – на тотмомент США не имели ни технических, ни финансовых возможностей ее реализации.Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьез, и вопределенных кругах возникло представление о существенном технологическомотставании СССР, что, по мнению ряда экспертов, в дальнейшем негативно сказалосьна развитии страны и, в конечном счете, способствовало краху государственносистемы на рубеже 90-х годов [1].
Запоследние 20 лет информационные войны (часто связанные с «правильным»освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример – война в Южной Осетии летом2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, чтоинформационные войны – не всегда могут быть только инструментом политическойборьбы. Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучитьлидерство на рынке, устранить конкурентов и т.п.
/>6. Перспективы развитияинформационного общества
Информационнаяреволюция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники иновых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причинойперемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появлениеглобальных информационных сетей существенно меняет традиционные моделиэкономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономическиеи правовые границы. Происходит становление «новой экономики», котороехарактеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций.Все большее значение для успешного экономического развития приобретает«электронная готовность» государства к участию в глобальных информационныхсетях. При этом страны, соответствующий показатель которых являетсяотносительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.
Подобноеположение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли.Возникает необходимость планирования предстоящего развития новыхинформационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своихособенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество какв рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности,важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации ипротивоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» междуразвитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.
Помнению, например, А. А. Чернова, именно государство в процессе становленияинформационного общества должно играть роль координатора деятельности различныхсубъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграцииграждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересыв мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а такжемеждународные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализациюконцепций и программ по переходу к информационному обществу. При этомпреследуются как государственные интересы (лидерство в мировом сообществе), таки повышение качества жизни людей [10].
Условновыделяют две основные модели развития информационного общества: западную ивосточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранныйЕвропой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом планезанимает Китай (КНР).
Основнойчертой политики европейских стран служит поиск определенного баланса междуполным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетаниеправительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них можетменяться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европепревалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг.Однако существуют и альтернативные мнения, согласно которым строительствоинформационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферыуслуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства винформационном обществе, когда значительная часть населения может простооказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей такжеиграет значимую роль.
Американскийпуть формирования информационного общества определяется общей модельюсоциально-экономического развития, в которой функции государства сводятся кминимуму, а деятельность частных лиц — к максимуму. Главное в этом подходе — оставитьвсе в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынкаинформационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается надальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашнихразвлечений», в Великобритании же спрос на подобную продукцию не являетсяопределяющим.
Воснове восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационногообщества лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связьмежду культурными ценностями и происходящими социальными изменениями.Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействиегосударства в реализации этих принципов на уровне отдельной организацииявляется, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.
ПрофессоромФ.Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат воснове европейского понимания перспектив развития информационного общества:
активнаяроль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационногообщества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационныхуслуг;
обеспечениедля каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальномутелекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейсясо строгим соблюдением стандартов;
постоянноевнимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:
справедливость,
всеобщаявключенность в информационное общество,
сопротивлениесоциальной разобщенности,
избежаниеразделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа кинформационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
партнерскиеотношения между государственными и частными организациями,
инвестициив крупные международные проекты развития ИКТ,
созданиеновых рабочих мест,
доступк образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,
политикасоциального согласия между всеми регионами;
культурноеи лингвистическое разнообразие;
большоевнимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающихнагрузку на окружающую среду;
соблюдениегражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защитаперсональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;
развитиемеждународных механизмов координации в технической, коммерческой и правовойсферах;
развитиесистем обучения на распределенной мультимедийной основе;
развитиесистем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.
Средипрочих международных документов можно документ «Окинавская Хартия Глобальногоинформационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобальногоинформационного общества.
Другимиважными перспективными направлениями развития информационного общества обычноназывают интеллектуализацию, создание и внедрение новых социальных технологий, основанныхна эффективном использовании главного стратегического ресурса общества –знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств дляупрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различныхпредметных областях; формирование новой системы образования и воспитаниябудущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новыевозможности информационного общества для формирования творческой, гармоничноразвитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которыедолжны позволить человеку не только правильно понять и исследоватьоткрывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, нои, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научитсяцеленаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.
Несмотряна все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развитияинформационного общества весьма неоднозначны. Можно говорить о том, чтотеоретические концепции и планы в части гуманистических идей в некоторойстепени утопичны. В реальности технические и экономические аспектыинформатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политическиеизменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не втом направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новыемеханизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевыепринципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий вэкономику, политику, культуру, социальные отношения и другие описанныетеоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют ипостоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, котороепозиционировалось как высокоинтеллектуальное демократическое общество с равнымивозможностями доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. внастоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорогопоявления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первуюочередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации всовременном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсеследует, что в современном обществе знание – сила. Тиражированиеинтеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различныхкоммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество какинформационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание[6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез синтересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.
Болеетого, оказывается, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождаяпроблемы, перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, информационноевоздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет кдестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильностизачастую означают деградацию демократических принципов и свобод.Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа кинформационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемыпсихологического и морально-этического характера. Таким образом информатизацияпорождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходитсячем-то жертвовать.
Безусловно,правительствами государств и различными общественными организациями прилагаютсяопределенные усилия по развитию информационного общества, реформированиюсоциальных, политических и экономических институтов, сглаживанию возникающихпроблем, однако, на мой взгляд, в обозримом будущем не следует связыватьслишком больших надежд на улучшение качества жизни людей с развитиеминформационного общества в том виде, в котором это предсказывали ипредсказывают авторы теоретических концепций.
Заключение
Вданной работе рассмотрены основные аспекты идей информационного общества.Раскрыта суть понятия, проанализированы исторические предпосылки егозарождения. На основе изучения работ Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна идругих исследователей показаны основные теоретические концепции. Рассмотренынекоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развитияинформационного общества.
Изрезультатов исследования можно сделать противоречивые выводы. Еслирассматривать процесс становления информационного общества с технократическойточки зрения, то можно говорить о том, что оно сейчас активно формируется и внекоторой степени уже существует в отдельных развитых странах. Однако, еслибрать за основу предложенные теоретиками гуманистические идеи, то такоеобщество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки, в настоящее время несостоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем. Повсеместнаяинформатизация приносит значительную пользу, расширяет и открывает новыевозможности развития, однако, в то же время ставит ряд проблем, которые могутсвести на нет многие ее преимущества.
Несмотряна усилия государственных органов и различных организаций по развитию идейинформационного общества и реформированию общественных институтов, говорить окаких-либо значительных сдвигах в этом вопросе с точки зрения повышениякачества жизни всего населения пока преждевременно.
Список литературы
1.Хромов Л.И. Теория информации и теория познания. — Спб, Изд. Русскогофилософского общества, 2006. – 200с
2.Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы:Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 98 с
3.Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 1999.
4.Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальнаяволна на Западе: Антология. — М., 1999.
5.Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М.,Издательство МГУ, 1999.
6.Лактионов А. Информационное общество: Сб. — М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004.
7.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.
8.Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития исоциально-экономические аспекты. — М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с
9.Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура //Вестник Московского университета, Серия 10, «Журналистика» — N 2, 1999,с. 58-69.
10.Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы иперспективы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
11.Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии. — Спб. Питер 2003. –416с
12.Кравченко А. И., Социология в вопросах и ответах. — М., «Проспект», 2006 г.,
13.Мелюхин И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационноеобщество, 1998, вып. 6, с. 20 — 22.
14.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.– М.: Логос, 2000.
15.Уэбстер Ф. Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова иН.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л.Вартановой — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.
16.Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. —111 с.
17.Черри К. Человек и информация. — М., Связь, 1972
18.Янков М. Материя и информация. — М., 1979
19.Терроризми ответные действия: анализ и мониторинг [Электронный ресурс] — Режим доступа www.agentura.ru/equipment/psih/info
20.Информационные войны [Электронный ресурс] — Режим доступа: infwar.ru/
21.Вестник РФФИ [Электронный ресурс]: Социальная роль научного знания в контекстепостиндустриальной идеологии.- Режим доступа:
www.rffi.ru/default.asp?section_id=80
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/