Реферат по предмету "Философия"


Имам Абу Ханифа

Белорусскийреспубликанский союз
потребительскихобществ
Учреждениеобразования
«Белорусскийторгово-экономический университет
потребительскойкооперации»
МАГИСТРАТУРА
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Философия иметодология науки
Тема: ИмамАбу Ханифа
Выполнил магистрант:
Давлатов А.А.
Научный руководитель:
доцент Юрис Т.А.
Гомель — 2011

Содержание
Введение
1.Жизнь Имама Абу Ханифы
2.Формирование Ханафитского мазхаба
2.1 Историография Ханафитскогомазхаба
2.2 Иерархия авторитетов в Ханафитскоммазхабе
2.3 Распространение Ханафитскогомазхаба
Заключение
Литература

Введения
Абу-Ханифа — крупнейшаяфигура в истории классической религиозно-правовой мысли ислама, чье наследиесамым действенным образом актуально для мусульман и сегодня. Последователи егошколы встречаются во всех уголках земного шара и исчисляются сотнями миллионов.С именем Абу-Ханифы знакомы и представители иных конфессий и мировоззрений,ведь оно стало достоянием общемировой правовой культуры. Возникающий в этойсвязи интерес к личности и наследию величайшего мусульманского факиха(Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»)) очевиден.Однако русскоязычный читатель сможет удовлетворить его лишь в минимальнойстепени. Парадоксально: имя Абу-Ханифы на слуху у всех, кто знаком с тематикойИслама и историей его правового учения, но до сих пор в Беларуси никто непредпринимал серьезных исследований, посвященных жизни и наследию знаменитогомусульманского правоведа. В России большая часть мусульман являютсяприверженцами ханафитской традиции, а первые статьи, посвященные Имаму и еготворчеству, появились в отечественной     науке еще в конце XVIII в. Вмусульманском же мире интерес к личности Абу-Ханифы имеет гораздо более древниекорни. Первую биографическую книгу о нем составил Ахмад ибн Сальт более тысячилет назад. С тех пор жизнеописаний ученого в виде как отдельных книг, так истатей в биографических сборниках было написано немало. К сожалению, часть изних не сохранилась, а многие до сих пор не введены в научный оборот, оставшисьнеизданными. С большим отрывом по занимаемому объему лидирует статья об Имамеаль-Бухари, составителе второй по значимости после Корана книги в Исламе. Егожизнеописание изложено на 30 страницах. Но Абу-Ханифа даже аль-Бухари лишилэтого своеобразного первенства: ему посвящено несравнимо больше — 130 страниц,целая книга в книге. Другими словами, Абу-Ханифа — самый противоречивый образ вистории мусульманской религиозной науки.
Абу-Ханифа родилсяв 699г., а умер в 767 г. (по хиджре 80-150 гг.). Он был самым старшим средивсех имамов – основателей суннитских мазхабов. Так, Малик ибн Анас родился в 713 г., а умер в 795 г. Имам Мухаммад аш-Шафии родился в год смерти Абу-Ханифы, а Ахмад ибн Ханбал –только в 780 г. Из всех этих имамов только Абу-Ханифа мог встречаться сосподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), хотя этотфакт является предметом для дискуссий. Подобный вопрос для почитателейрелигиозного авторитета тех времен имел принципиальное значение. Дело в том,что с течением времени среди мусульман утвердилась идея богоизбранности двухпоколений: сахабов и табиинов. В результате формализации данных понятий к сахабам(сподвижникам) стали относить всех людей, которые, будучи мусульманами, хотя быраз в своей жизни видели Пророка Мухаммада, а к табиинам – тех, кто также,будучи мусульманами, видели и слышали хотя бы одного сподвижника. При этом былоособенно важно не просто увидеть сахаба, но и получить от него хранимое имзнание религиозного предания (хадис). Однако сложность заключается в том, чтоАбу-Ханифа родился хоть и раньше многих известных факихов, но все же довольнопоздно для того, чтобы стать полноценным «преемником» сподвижников Пророка. Кмоменту, когда Абу-Ханифа начал более или менее осознанно восприниматьокружающую действительность, дожили лишь немногие из числа сахабов, – кто виделПророка в таком же юном возрасте.
Биографыученого склоняются к тому, что в детстве он видел Анаса ибн Малика/> (ум. ок. 710 г.) – один из самых молодых сподвижниковПророка. С десятилетнего возраста он был отдан родителями в услужение кПророку, при котором находился до его смерти. От него передано множествохадисов, значительную часть которых он записал еще при жизни Пророка. Но ониспорят о том, слышал ли Абу-Ханифа из уст Анаса изречения Пророка. Не исключенотакже, что из числа сахабов будущий имам встретил Абу-Туфайля Амира ибн Василя.
ОднакоАбу-Ханифа, формально подпадая под статус «преемника», в этом качестве длярелигиозной науки Ислама не представлял никакого интереса, так как в рамкахмусульманской традиции ценность поколения табиинов заключалась, прежде всего, втом, что они сохранили для будущих потомков хадисы от Пророка Мухаммада. Сталобыть, данные встречи возвышали религиозный авторитет Абу-Ханифы не как ученого,а лишь как человека, ибо благодаря ним он подпадал под благовествующий отабиинах аят Корана и соответствующие хадисы Пророка. Вместе с тем, самАбу-Ханифа не без оснований считал, что уровень его познаний вполнесоответствует знаниям табиинов. «Если имеется хадис от Божьего Посланника, –говорил он о своем научном методе, – то мы безоговорочно принимаем его. Еслиимеется несколько мнений сахабов, то мы выбираем между ними. Если же решениедано табиинами, то мы соперничаем с ними», ибо «они и мы – [обычные] люди» –добавлял ученый.
Объектомреферативного исследования является Ханафитский мазхаб. Предмет исследования –генезис Ханафитского мазхаба. Цель исследования – показать роль ИмамаАбу–Ханифы в генезисе Ханафитского мазхаба.
Задачиисследования:
— датьописание личности Имама Абу–Ханифы и его жизни;
— осветитьличные заслуги Имама Абу–Ханифы в формировании Ханафитского мазхаба;   
— показатьвклад учеников Имама Абу–Ханифы в развитие и распространение Ханафитскогомазхаба;       
— дать общеепредоставление о Ханафитском мазхабе и его роли в мусульманском мире.

1. Жизнь ИмамАбу Ханифы
Самыйизвестный и влиятельный факих в истории Ислама ан-Нуман ибн Сабит, больше известныйкак Абу-Ханифа, родился во времена пятого омейядского халифа Абд-аль-Малика ибнМарвана (685-705) в Ираке. Есть ошибочные утверждения, что он был арабом,турком и даже набатеем. Говорят и то, что он был родом из Вавилона. Однакообщепризнанно, что в жилах Абу-Ханифы текла персидская кровь и сам онпроисходил из знатного таджик-персидского рода. О генеалогии ан-Нуманаповествуют его внуки: Умар ибн Хаммад и Исмаил ибн Хаммад. Оба они едины в том,что их прадеда, то есть отца Абу-Ханифы, звали по имени Сабит, однако дальше ихсведения расходятся. Согласно первому, Сабит был сыном Марзбана, сына Маха. Егодед аль Марзубан принял ислам в период правления ‘Умара, да будет доволен имАллах, и перебрался на жительство в Куфу. Отец Абу-Ханифы, Сабит, родился вКуфу. Однажды Сабит, прогуливаясь вдоль реки, увидел плывущее по ней яблоко. Онсхватил это яблоко и успел откусить от него, прежде чем понял, что посягнул начужую собственность. Решив исправить свою оплошность и поднявшись вверх пореке, юноша нашел сад, откуда упал злополучный плод, и поведал его хозяину ослучившемся. Последний был поражен такой правдивостью, но, не подав вида, велелему отработать свой проступок, желая тем лишь проверить, насколько тот былтверд в своем благочестии. Будущий отец Абу-Ханифы принял столь суровоенаказание, ибо искренне искал очищения. В результате бедняга на протяжении семилет в поте лица заглаживал свою вину. Когда же настал день расплаты, хозяинсада поведал Сабиту о последнем испытании: ему, дабы окончательно искупить свойгрех, надлежало жениться на дочери садовника, «глаз которой не видит, рукакоторой не держит и нога которой не ступает». Сабит не воспротивился и этому.Но, войдя в комнату своей суженой, вместо обещанной уродливой невесты он увиделздоровую, красивую девушку. Незадачливый жених тотчас выбежал из покоевкрасавицы, не признав в ней свою супругу, ведь он уже дал слово провестиостаток своих дней с физически неполноценным человеком. Секрет заключался втом, что отец, описывая свою дочь, вложил в свои слова не буквальный, апереносный смысл: девушка была слепа лишь к непотребным вещам, руки ее неприкасались лишь к оскверняющим предметам, и нога не ступала лишь запретнымипутями. Иначе говоря, она была совершенно полноценным человеком, но выделялась средисвоих сверстниц безупречной богобоязненностью и благочестием и достойную парумогла обрести себе не иначе, как в лице не менее праведного Сабита. От этогосоюза на свет и появился «светильник уммы» Абу-Ханифа. Данное событие случилосьв 80 году по хиджре, что соответствует 699 г. по юлианскому летосчислению. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, воспитывался в благочестивой изнатной семье и скорее всего, являлся единственным сыном у своих родителей, вКуфе бурлившем религиозно–научной жизнью. К тому же он происходил изобеспеченной семьи и мог заботиться не только о хлебе насущном. Из этого факталогично заключить, что уже в детстве ан-Нуман получил первоначальноеобразование. Вероятно, тогда же он выучил наизусть Коран, ведь в будущем Имампрославится неустанным молитвенником. К подобным предположениям склоняется рядисследователей, правда, косвенно сознаваясь в невозможности подтвердить своивыводы ни одним из средневековых источников. Несмотря на свою предрасположенностьк учености и, несмотря на то, что юноша с детства был окружен атмосферойстяжания знаний, подлинная наука проходила мимо него. Он, видимо, посещалрелигиозные занятия в центральной куфийской мечети. Но все же большую частьсвоего времени посвящал семейному делу — торговле. Так продолжалось вплоть доего судьбоносной встречи с одним из видных куфийских факихов по имени аш-Шабиибн Амир ибн Шарахиль, раз и навсегда изменившим его дальнейшую жизнь. «Однажды,- вспоминал позднее Абу-Ханифа, — я проходил мимо сидящего аш-Шаби, которыйподозвал меня и спросил: — Куда ты направляешься? — На базар, — был мой ответ.
-Я ж, — сказал он,         — не стал пленником базара. Я пленился уроками ученых.
— А я не частонаведываюсь к ним…
— Не совершиоплошность. Тебе предстоит постичь науку и быть среди ученых. Я вижу в тебе проницательностьи деятельность. Его слова запали мне в душу, я оставил торговлю и взялся занауку. Так Бог наставил меня с помощью его». Впрочем, не следует восприниматьслова Абу-Ханифы буквально. Торговлю, приносящую честно заработанный кусокхлеба и главное — независимость от власть предержащих, ученый не оставлялвплоть до самой своей смерти. Он полностью отошел от торговли, которойзанималась его семья и всецело посвятил себя науке. Поначалу он участвовал вразличных диспутах с мутазилитами, хариджитами и другими группами, изучал калам(калам — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широкомсмысле обозначали всякое рассуждение на религиозно — философскую тему, а вспециальном значении – спекулятивную дисциплину (‘иль аль калам), дающуюдогматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следованиирелигиозной традиции (таклид) ) но затем объектом его интересов и научнойдеятельности стало мусульманской право (фикх). Ан-Нуман тщательно и скрупулезноизучал аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада. Он задался целью не тольковывести из них те или иные правовые предписания, но и систематизировать их,дать им научное обоснование. Но, при этом, он всегда ссылался на традицию и методысподвижников Пророка и последовательно продолжал их дело.     В становлении АбуХанифы решающую роль сыграло нахождение его в Куфе, который в тот период былодним из культурных центров Халифата. Благодаря этому ему удалось увидеться снекоторыми сподвижниками Пророка — Анасом ибн Маликом, Абдуллой ибн Абу Афвом,Сахлем ибн Саидом и др., у которых он слышал и записывал хадисы. На протяжении28 лет Абу Ханифа изучал мусульманское право у одного из самых известныхспециалистов по фикху Хаммада ибн Абу Сулеймана и не расставался с ним вплотьдо его смерти в 120 г.х.
В то жевремя, Абу Ханифа часто выезжал из Куфы и изучал правовую науку у другихизвестных правоведов из поколения Табиинов, таких как Амр ибн Джумахи, АбуЗубайр Мухаммад, Ибн Шихаб аз-Зухри, Абу Бакр Касым ибн Мухаммад, Хишам ибнУрва и Йахйа ибн Саид аль-Ансари, Аййуб ибн Кейсан ас-Сахтийани, Катада ибнДиама, Бакр ибн Абд-ул-Лах Музени. Также Абу Ханифа многому научился у Ахльаль-Бейта (членов семьи Пророка), которых он безгранично уважал и любил. Вчастности, он поддерживал отношения с Зейдом ибн Али, Мухаммадом Бакиром. Емудовелось также встретиться с Джафаром ас-Садиком. После смерти Хаммада в 120году, Абу Ханифа занял его место и стал последовательным и достойнымпродолжателем его дела. Он преподавал исламские науки и, в частности,правоведение. Причем, он выработал свою учебную методику. В частности, АбуХанифа, в ходе своей преподавательской деятельности, никогда на читал лекций накакую-то тему. Он только поднимал проблему, излагал ее суть, а затем предлагалсвои ученикам вступить в полемику с ним относительно путей ее решения. Приэтом, как Учитель, так и ученики излагали свою точку зрения. Иногда их мнениясовпадали, а иногда нет. Были и такие, которые почти полностью не соглашались сУчителем. В заключении полемики, Учитель обобщал ее результаты и они вместе сучениками приходили к общему решению проблемы. Причем это решение подводилосьтаким образом, что принципиальных несогласий с ним ни у кого не оставалось.Этот процесс отдаленно напоминал полемический метод Сократа. Несомненно, чтодля такого ведения учебного процесса Учитель должен был обладать глубочайшимипознаниями и быть уверенным в себе. Ведь в этом случае он вставал в один ряд сосвоими учениками и терял преимущества Учителя. Зато ученику было легче такимобразом усваивать предмет. В ходе полемики, у самого Абу Ханифы рождались новыеидеи и передовые мысли. Он не переставал учиться до своей смерти. Такимобразом, благодаря такому преподавательскому методу, он стал не толькоУчителем, но и близким и искренним другом каждого своего ученика. В то же времяон проявлял отеческую заботу о каждом из них. Даже помогал некоторымнуждающимся из них материально. Абу Ханифа был Учителем многих людей своего времени.Однако некоторые его ученики настолько были близки ему, что оставались вместе сним до конца его жизни. Согласно преданию, их было 36, в их числе Абу Йусуф,Мухаммад аш-Шейбани, Зуфар ибн Хузайл, Хасан ибн Зийад, Хаммад ибн Хасан,Абдулла ибн Мубарак, а также Ваки ибн Джаррах, Абу Амр Хафс ибн Гийас, Йахйаибн Закариййа, Давуд ат-Таи, Асад ибн Амр, Афйат ибн Йазид аль-Адви, Касим ибнМаан, Али ибн Мушир, Хиббан ибн Али и многие, многие другие. Одним из наиболееизвестных сочинений Абу Ханифы является «Фикх аль-Акбар», (Фикх(араб. فقه‎‎ [fɪqəh] — «понимание», «знание»)представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано сбогословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджмы и кияса) в котором онвпервые систематизировал основные мировоззренческие основы ортодоксальногомусульманского вероучения, подверг их рациональному осмыслению. Помимо этогоему приписывается авторство еще нескольких сочинений, например: «Фикхаль-Абсат»; «Китаб аль-Алим ва аль-Мутаалим»; «Марифаталь-Мазахиби»,«Аль-Асл». В период жизни Абу Ханифы происходилибурные политические события. Он видел период величия Омейадов и их падение.Затем он жил при первых Аббасидских халифах. Совершенно естественно, чтовеликий мыслитель не мог оставаться в стороне от событий. которые происходиливокруг него, и имел свои политические взгляды и предпочтения. Так, он считал Омейадовтиранами. В этом его позиция совпадала с сторонниками семьи Пророка (Ахльаль-Бейта). Но, вместе с этим, он, в целом, отказывался открыто поддерживатьвооруженные выступления против власти. В частности, он не призывал своихсторонников в открытому восстанию против Омейадов. Когда в период правленияхалифа Хишама против него восстал потомок Пророка Зейд ибн Али, Абу Ханифа выразилсвою поддержку ему, поддержал его материально, отправив ему 10 тыс. дирхемов,но сам отказался участвовать в этом выступлении. Он даже признал Зейда истиннымлидером, но, в то же время говорил, что у него нет ни малейшего шанса на успех,ввиду его неблагонадежного окружения. И в этом он оказался прав. Омейадыжестоко подавили это восстание, расправившись со всеми сторонниками Зейда. СамЗейд был убит. Затем поднял восстание его сын Йахйа в Хорасане, а затем его сынАбдулла в Йемене. Но и эти выступления были подавлены, а Йахйа и Абдуллаказнены. Антиомейадские настроения Абу Ханифы привели к тому, что он сталжертвой репрессий со стороны властей. Понимая, что он пользуется огромнымавторитетом в обществе, Омейады поначалу предложили ему занять высокийгосударственный пост и отказаться от оппозиционных настроений. Однако АбуХанифа наотрез отказался служить им. Он был арестован и подвергался избиению.Однако затем его освободили и в 130 г.х. он отправился в Хиджаз, где оноставался до прихода к власти Аббасидов. В первые годы правления Аббасидскиххалифов Абу Ханифа был лоялен к новой власти. Однако это положение изменилосьпосле того, как халиф Абу Джафар аль-Мансур начал проводить политику репрессийпротив членов семьи Пророка (Ахль аль-Бейта), которых Абу Ханифа безграничноуважал и любил. Эти репрессии привели к восстанию потомка внука Пророка от егосына аль-Хасана — Мухаммада ибн Абдуллы и его брата Ибрахима против Аббасидов. АбуХанифа выразил свою поддержку восставшим. Таким образом, с этого момента онопять оказался в оппозиции к властям. Затем халиф Абу Мансур оказался оченьнедоволен Абу Ханифой по поводу того, что тот не поддержал ряд его распоряженийи отказался дать по фетвы по поводу их исполнения. Вначале он тоже попыталсядать ему пост верховного судьи в Халифате и сделать его «придворным»факихом. Однако как и в период Омейадов Абу Ханифа отказался от этогопредложения. Абу Мансур пригласил Абу-Ханифу на судейство, но тот отказался ибыл брошен в темницу. Через некоторое время халиф вызволил его из тюрьмы иповторно сделал свое предложение, однако Абу-Ханифа и на сей раз отказался иснова был лишен свободы.
— ПобойсяБога! — говорил Имам халифу. — И доверяй лишь тем, кто страшится Его. Ей-богу!Даже когда ты доволен, я не чувствую себя в безопасности. Как же я будучувствовать себя в безопасности, когда ты будешь в гневе? Если мое решениебудет принято против тебя и ты пригрозишь утопить меня в Евфрате, если я неизменю решение, то я предпочту быть утопленным! К тому же твоя свита нуждаетсяв том, кто будет ублажать их перед тобой. Я не пригоден для этого
-Лжешь, пригоден!- Вот ты и сам постановил за меня. Как же ты можешь назначать и доверять судье,когда он – лжец?! «К судейству пригоден лишь тот, чье усердие может осудитьтебя, твоего сына и твоих полководцев, — говорил также Имам. — Во мне же неттакого усердия. Ты приглашаешь меня на то, от чего отворачивается моя душа и вчем я буду перечить тебе». Также ученый говорил, что вряд ли арабам понравится,если их судьбу будет вершить кто-то из мавали. По некоторым сведениям,аль-Мансур, как в свое время и Ибн-Хубайра, велел наказать Абу-Ханифу стадесятью ударами плетью — по десять плетей каждый день, после чего выпустилученого из темницы, требуя, чтобы он занялся решением правовых казусов. Халифдаже подсылал к нему людей с вопросами, но ученый никому не давал никакихответов, за что был снова брошен в темницу.
В заключенииАбу-Ханифа всячески подчеркивал свою независимость от халифа и отказывался отпожалованной ему еды. Он послал сыну весточку. «Сынок, в месяц я трачу двадирхема, — говорилось в ней, — половину на савик, половину на хлеб. Я нахожусьпод стражей. Поспеши мне выслать их!». Таким образом, «в силу своего искреннегоблагочестия, — отмечается у аль-Макки, — Абу-Ханифа отказывался от еды, которуюприсылал ему халиф, и просил, чтобы еду ему присылали из Куфы».
Есть версия(источник которой, правда, аль-Хатыб аль-Багдади считает ненадежным), что приугрозе аль-Мансура телесным бичеванием измученный старец не выдержал исогласился занять пост судьи. За два дня Абу-Ханифа никем не был востребован всвоем новом качестве. А на третий день к нему пришел литейщик меди со своимдолжником, уклонявшимся от выплаты долга. Абу-Ханифа призвал должника к совестии обязал вернуть соответствующую сумму. Через два дня Абу-Ханифа почувствовалсебя плохо, проболел шесть дней и умер в 767 году. (по хиджре 150 гг.)
Однако«многие считают достоверным то, что он умер, будучи в темнице». «Я был вБагдаде, — рассказывал Давуд ибн Рашид, — когда наказывали Имама, чтобы онзанял пост судьи. Каждый день его выводили и бичевали десятью плетьми, наложивв итоге на него сто десять плетей. «Прими судейство!» — говорили ему.«Я не пригоден», — отвечал он. Когда же бичевание продолжилось, он тиховзмолился: «Боже! Своим всемогуществом отдали от меня их зло!» Икогда он [снова] отказался [стать судьей], ему подбросили яд и умертвили его».«Когда он предстал перед аль-Мансуром, тот попросил для него савика и повелелвыпить его. Абу-Ханифа отказался. «Ты непременно выпьешь его!» — воскликнул халиф. Но тот отказался. Его заставили выпить. А затем Абу-Ханифапоспешно встал. «Куда?» — спросил аль-Мансур. «Туда, куда тыпослал меня!» — ответил он. Его отвели в темницу. И он умер в темнице».Так «потух свет жителей Куфы, равный которому они не увидят больше никогда!». ВБагдаде ожидали столь печальную развязку этой драмы. На следующее утрособралось около пяти тысяч человек, ожидавших известий об Абу-Ханифе. Кто-тосказал: «Вчера я видел то, что видит спящий. Некий человек взобрался на минарети воззвал: «Люди! Этой ночью умрет один факих, коему суждено попасть вРай!». Когда мы встретили утро, не умер никто, кроме Абу-Ханифы!». Народразрыдался, а Мукатиль воскликнул: «Все мы от Бога, к Нему и возвращаемся!Погиб тот, кто дал облегчения для уммы Мухаммада!». Смерть величайшегопредстоятеля стала огромным горем для всех мусульман, кому посчастливилосьзнать его и общаться с ним. Весть о его кончине быстро распространилась поБагдаду. Со слезами на глазах читал свой некролог поэт:
Ушло знание(аль-фикх). Нет теперь у вас знания! Бойтесь Бога!
И идите поего стопам!
Умеран-Нуман, кто же теперь
Оживит ночь,когда накроет занавес?!
Все улицыБагдада были заполнены похоронной процессией, люди прощались с великим факихом.«В день смерти Абу-Ханифы над ним молились шесть раз из-за большой толкотни».«Мы смогли, — вспомним один из очевидцев, — похоронить его лишь на исходе дня('аср)», ведь проститься с ученым пришли пятьдесят тысяч человек или дажеболее, «словно их оповестили о его смерти». И потом еще двадцать дней потоклюдей шел к могиле Абу-Ханифы, дабы прочитать над ним заупокойную молитву.Среди этих паломников, говорят, был даже халиф аль-Мансур, человек, повинный всмерти ученого. Не желая быть погребенным в земле, незаконно присвоеннойхалифом, Абу-Хаиифа завещал похоронить себя с восточной стороны кладбищаХайзуран, поскольку его территория была «благой», свободной от захватническихвероломств аль-Мансура. По крайней мере о таком завещании говорили в народе.Прослышав об этом, аль-Мансур воскликнул: «Кто же меня оправдает передАбу-Хани-фой, живым или мертвым?!». При Сельджукидах над могилой Абу-Ханифы былсооружен мавзолей — большой купол с пристроенным медресе, — который затем былбогато украшен османскими правителями, признавшими хана-фитский толкофициальной правовой доктриной. «Абу-Ханифа был преемником ушедших, — говориллучший его ученик Абу-Юсуф, — но для него самого, ей-богу, на всей земле несмог найтись преемник»». «Да пребудет над ним милость Божья! С ним ушло многознания...» «Да напоит его Бог в усыпальнице ливнями [Своей] милости идовольства. И да поселит его в наивысочайшем саду Рая!»

2.Формирование ханафитского мазхаба
2.1Историография Ханафитского мазхаба
После смертиАбу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, его талантливые ученики продолжилиработу Имама по укреплению мазхаба. Постепенно стали появляться книги, которыевпоследствии составили основу мазхаба. Они очертили границы школы Имама Аъзама,более подробно разъяснили учёным следующих поколений способы иджтихада иоставили им богатый фактический материал для дальнейшего развития исламскихнаук по системе школы великого Имама.
Абу Йусуф(Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари) 113-182/731-798
Имам АбуЙусуф, да будет милостив к нему Аллах, — самый известный Факих мазхаба Ханафи,после Имама Аъзама. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Выдающийся Муджтахид.Написал книги по основам Фикха и по собственно Фикху: «Китаб-ус-Салят»,«Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Буйу»,«Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Саудва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра», Согласно просьбе Халифа Харунаар-Рашида, он написал «Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источникии способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниямиБлагородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский,английский и другие языки. В 1980-ом году в Багдаде были издана книга«Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.
В книге Имама Йусуфа«Китаб-уль-Асар» собраны и распределены по соответствующим разделам знания пофикху, полученные им от Имама Абу Ханифа. В книге «Ихтилафу Абу Ханифа ва Ибн-иАбу Лэйла» Имам собрал проблемные вопросы Фикха, по которым у Имама Абу Ханифабыли разногласия с Имамом Ибн-и Абу Лайла. Впоследствии Имам Мухаммадаш-Шайбани сделал к этой книге некоторые добавления и распределил весь материалпо тематическим главам.       В книге «Китаб-ур-Рэд аля Сийару Аузаи», АбуЙусуф комментировал разногласия по вопросам фикха между Имамом Абу Ханифа иИмамом Аузаи. Имамом Абу Йусуфом написаны также и другие книги: «КитабуИхтилаф-иль-Эмсар», «Китаб-уль-Джевами», «Аль-Эмали», «Аль-Имла», «Ан-Навадир».Передатчиками знаний от Имама Абу Йусуфа стали его ученики Имам Мухаммадаш-Шайбани, Абу Йаъла, Муалла бин Мансур ар-Рази, сын Абу Йусуфа Йусуф бинЙакуб и другие учёные мазхаба Ханафи.
Абдуллах Бин МубаракАль–Марваз (118-181/736-797)
Известный последовательТабиунов. Ученик Имама Аъзама, Абдуллах бин Мубарак был учёным по фикху ихадисам. Один год он совершал Хадж, один — Джихад и один год занималсяторговлей. Почти все заработанные деньги раздавал бедным мусульманам. Однажды,находясь в Сирии, он взял чей-то карандаш и, забыв вернуть, уехал в Мерв. Там,вспомнив о своём долге, специально поехал обратно в Сирию, чтобы вернутькарандаш.
Он говорил: «Чтоесть благовоспитанность? Учёные по разному оценивают эту черту людей. А по-моему,- это хорошее знание своих страстей». «Отдать долг в одну лиругораздо важнее, чем раздать милостыню в тысячу лир». «Смирение, — этокогда ты ведёшь себя вызывающе с богатыми, а с бедными, ты скромен иуступчив». Он говорил: «Если бы я заглазно кого-либо осуждал, тоделал бы это по отношению к своим родителям. Так как было бы справедливее отдатьблагости, данные мне Аллахом Тааля, именно им».
Абдуллах бин Мубаракнаписал много книг. Приводим здесь названия некоторых из них: «Китаб-уз-Зухдива-р-Ракаик» — Книга состоит из высказываний Пророка, мир ему и благословениеАллаха, его Сподвижников и Табиунов. «Китаб-уль-Джихад», «Муснад»,«Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунанфиль-Фикх».
Мухаммад аш–Шайбани135-189/752-805
(Мухаммад б. Хасан б.Абдуллах б. Тавус б. Хурмуз)
Мухаммад аш-Шайбани, дабудет милостив к нему Аллах, был потомком Хурмуза, принявшего Ислам вприсутствии Праведного Халифа Умара, да будет доволен им Аллах. Хурмуз был всвоё время султаном Багдада и родственником Имама Аъзама. Второй, после ИмамаАбу Йусуфа, Имам Мухаммад — выдающийся ученик Имама Абу Ханифа родился в городеВасит в 135-ом году Хиджры. Он — один из крупнейших учёных Ислама,систематизатор и продолжатель школы Имама Абу Ханифа. Муджтахид второго уровня.(После Мутлак Муджтахидов — основателей мазхабов, на следующем уровне в табелео рангах стоят Муджтахиды мазхабов).
В юношестве учился в Куфе- центре исламских наук того времени. Здесь его учителями были: Суфйан Саури,Абд ар-Рахман аль-Авзаи и другие. С 14-ти лет начал учёбу у Имама Аъзама АбуХанифа, да будет милостив к нему Аллах. После смерти великого Имама, продолжилучёбу у Имама Абу Йусуфа, лучшего ученика Имама Аъзама. Затем, на протяжении3-х лет, учился хадисам и фикху у Имама Малика бин Анаса, да будет милостив кнему Аллах, и полностью освоил его знаменитую книгу «Муватта». После 3-х летнегообучения, вернулся в Куф. Прожив в Куфе довольно продолжительное время, перехалв Багдад и жил там почти до конца своих дней. Умер в городе Рэй.
Занимаясь систематизациейисламских наук и пропагандой школы Имама Абу Ханифа, М. аш-Шайбани воспиталмного замечательных учёных Ислама. Первым среди его учеников был будущийоснователь 3-его мазхаба Суннитов Имам аш-Шафии, да будет милостив к немуАллах. У него также учились: Абу Суфйан Джурджани, Абу Хафс-и Кабир, М. бинМукатил, Шаддад бин Хаким, Муса бин Насир Рази, Абу Убайд Касым бин Саллам,Исмаил бин Навба, Али бин Муслим Туси и многие другие, ставшие известнымиучёными. Прозванный вместе с Имамом Абу Йусуфом «Имамейн» — 2 Имама, и«Сахабейн» — 2 соратника, Имам Мухаммад решал сложные религиозные вопросыметодом иджтихада Имама Абу Ханифа. Написанные им множество книг, послужилисохранению и распространению мазхаба Ханафи. Сообщается, что им написаны 99произведений. Группа произведений, состоящих из 6 книг Имама Мухаммадапринадлежащих к числу основных книг мазхаба Ханафи, называются«Захиру-р-риваййа» (О явном): «Мабсют», «Зийадат», «Аль-Джамиус-Сагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир».Эти 6 книг впервые были собраны под названием «Кафи» другим учёным — Хакимом Шахидом (Мухаммад бин М. бин Ахмад. Стал шахидом в 334/946 г.). Этаработа была прокомментирована Абу Фадлом аль-Марвази (241-334/855-945) всборнике «Мухтасар-уль-Кафи». Уже этот сборник был прокомментирован имамом ас-Сарахси(ум. в 483 (490, 500) /1090 г.) в его 30-ти томном произведении под названием«Аль-Мабсют». Есть множество и других комментарий к сборнику«аль-Кафи».
В группу под названием«Ан-навадир» входят книги: «Аль-Кайсаниййат», «Аль-Харуниййат»,«Аль-Джурджаниййат», «Ар-Рукиййат».
Учёный Захид-уль-Кавсаринаписал книгу «Булугь-уль-Эмани фи Сират-иль Имам Мухаммад ибниХасан-иш-Шайбани», в которой рассказывается о жизни Имама.
Абу–Мансур Матуриди(Мухаммад бин М. бин Махмуд) 280-333/944
Большинство учениковшколы Имама Абу Ханифа стали Муджтахидами разных уровней, которые, в своюочередь, были учителями следующих поколений Муджтахидов. Одним из них былученик имама Мухаммада аш-Шайбани — Абу Бакр Джурджани. Известным ученикомДжурджани был Абу Наср Ийад, который воспитал знаменитого Муджтахида, основателяшколы — мазхаба по Вероучению Суннитов, имама Абу Мансура Матуриди (ум. в333/944 г. в Самарканде), да будет Милостив к ним ко всем Аллах.
Имам Матуриди собрал ирасширил в своих книгах знания по основам богословия, дошедшие до него от ИмамаАбу Ханифа, и стал основателем первого мазхаба Приверженцев Сунны повероучению.
[У Суннитов, кроме 4-хшкол по религиозному праву (см. 1-ую часть), существует также 2 школы по Вероучению.Основатель 2-го мазхаба по Вероучению – Имам Аш'ари (266/879-330/941). Эти двешколы по Вероучению имеют несущественные различия, ввиду индивидуальногоподхода муджтахидов при решении одних и тех же вопросов. Обе школы верные, иПриверженцы Сунны следуют в Вероучении одному из этих двух путей. Последователимазхаба «Ханафи» придерживаются в Вероучении школы Имама Матуриди, дабудет милостив к нему Аллах.]
Несмотря на то, что всесуждения Имама Матуриди основывались на подтверждениях из Священного Корана иСунны, а также изобиловали научными фактами, он не был лишь кабинетным учёным.Многие тысячи его современников стали на Истинный Путь благодаря его публичнымвыступлениям. Он никогда не упускал случая выступить при большом стечениинарода. Обладая незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромнымбагажом достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячихпубличных диспутах. Имам жил и работал столетие спустя, после правления ХалифаМамуна (197/813-218/833), пытавшегося внедрить в халифате ложное учениеМу'тазилитов. В это же время стали распространяться идеи древнегреческихфилософов, ввиду перевода их трудов на арабский язык. Многие учёные тоговремени, подпав под влияние этих философов, стали распространять их ложныеидеи. Книги по основам Вероучения Имамов Матуриди и Аш'ари помогли сохранить вто неспокойное время Верный Путь, завещанный Посланником Аллаха своимпоследователям – Приверженцам Сунны. У Имама Матуриди учились: Кади Исхак бинМ. ас-Самарканди, Али ар-Рустагьфани, Абу М. Абд ал-Карим бин Муса аль-Паздави(И.А.к) Аль-хамду лиль-Лахи Раббиль алемиин!
1) В первую группу,которая называется «Масаилу-ль-усуль» или по другому«Захиру-р-риваййа» (Основные, наиболее достоверные сообщения,полученные из надёжных источников). В этот раздел входят книги самого Имама АбуХанифа и его самых именитых учеников (Абу Йусуфа и М. аш-Шайбани. Их ещёназывают «Имамейн»). Основу этого раздела составляют 6 книг имамаМухаммада аш-Шайбани: «Мабсют», «Зийадат», «Аль-Джами ус-Сагир», «Аль-Джамиуль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир». Эти 6 книг впервые былисобраны под названием «Кафи» другим учёным — Хакимом Шахидом(Мухаммад бин М. бин Ахмад. Стал шахидом в 334/946 г.). Эта работа былапрокомментирована Абу Фадлом аль-Марвази (241-334/855-945) в сборнике«Мухтасар-уль-Кафи». Уже этот сборник был прокомментирован имамом ас-Сарахси(ум. в 483 (490, 500) /1090 г.) в его 30-ти томном произведении под названием«Аль-Мабсют». Есть множество и других комментарий к сборнику «Кафи».
2) Вторая группа,названная «Масаилу-н-навадир» или «Гайри Захиру-р-риваййа»(Дополнительные сообщения). Этот раздел состоит из сообщений (книг тех же трёхглавных Имамов мазхаба), не входящих в вышеуказанные шесть книг. Сюда относятсякниги: «Аль-Кайсаниййат», «Аль-Харуниййат», «Аль-Джурджаниййат», и«Ар-Рукиййат» того же Имама М. аш-Шайбани. Источники, из которых были полученысообщения этой группы знаний, являются менее надёжными, нежели передатчики книгпервой группы.
3) Авторами третьейгруппы сообщений, называемых «аль-Вакыъат», являются другие учёные,следующие за первыми тремя основными Имамами мазхаба (их ученики и ученики ихучеников). В их число входят книги, освещающие события и излагающие фетвымазхаба: «Китабу-н-Навазиль лиль Факих», «Меджмуу-н-Навази-ль ва-ль-Вакыъат».Первым собирателем этих сообщений был Абу-ль-Лейс Самарканди, написавший на ихоснове книгу «Навазиль»). К этой же группе сообщений относится икнига известного сирийского учёного 1-ой половины 19-го века Ибни Абидина — «Ресмиу-ль-Муфти». Аль-хамду лиль-Лахи Раббиль алемиин!
Ханифитский мазхабполучил большую популярность в мусульманском мире и распространен в Индии,Афганистане, Пакистане, Ираке, Сирии, Турции, Гайане, Тринидаде, Суринаме,частично в Египте. Его последователями являются большинство мусульман,проживающих в России и странах СНГ — Таджикистане, Казахстане, Узбекистане,Киргизстане, Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе и вАзербайджане.
/>
2.2 Иерархия авторитетовв Ханафитском мазхабе
Методы Ханафитского мазхаба
Абу Ханифа был великим правоведом, которыйвыработал методологические основы этой важнейшей науки, которые до него никтоне применял в такой форме. По этой причине он часто подвергался критике состороны тех людей, которые не вполне понимали его методику. Это естественно,так как в любом деле трудно быть первопроходцем. Кроме того, великий Учительбыл прогрессивным и свободомыслящим человеком, обладающим широким кругозором.Он никогда не впадал в религиозный догматизм. Да и невозможно было это для человека,который строил свои преподавательские методы на основе полемики. Он терпимо и спониманием относился к любым мнениям и внимательно изучал доводы здравомыслящихлюдей. Некоторые люди, которые следовали только букве Откровения (нассам) даже незаслуженнообвиняли его в отходе от некоторых положений исламского закона. Подобныйконсерватизм и буквализм, который в основном исходил из субъективизма этихлюдей, являлся препятствием не только для Абу Ханифы, но и для все прогрессивномыслящих людей. Религиозные догматики не понимали прогрессивных методов великихмыслителей и препятствовали их деятельности. Однако величие Сабита ибн Нумана идругих просветителей и ученых состояло в том, что несмотря на все это онипоследовательно отстаивали свои принципы, благодаря чему способствовалипрогрессу общества и прочно вошли в историю мировой мысли. В то же время оченьчасто имена их противников так и оставались неизвестными широкому кругу людей,либо же поминались только в смысле олицетворения косности, догматизма и сопротивленияпрогрессу.
Метод АбуХанифы состоял в том, что он, прежде всего, строил свое суждение и выдавалправовые предписания на основании аятов Корана, затем Сунны пророка и егосподвижников. Хатиб аль-Багдади в сочинении «История Багдада»приводил слова самого Абу Ханифы: «Я даю предписания на основании КнигиАллаха. Если я чего-то не обнаруживаю, то обращаюсь к Сунне Пророка. Если же яне обнаруживаю доказательной основы для правового предписания и там, то яобращаюсь к высказываниям сподвижников Пророка. Делая это, я не выхожу запределы того, что ими сказано. Причем, я не ставлю между ними (сподвижниками)различий». К периоду жизни Абу Ханифы мусульманское обществопрогрессировало и стали появляться многочисленные вопросы, которые не находилисвоего буквального отражения в Писании. Поэтому Абу Ханифа ввел метод аналогийразличных проблем с буквальными смыслами Откровения.
Такимобразом, метод вынесения правовых предписаний у Абу-Ханифы был основан наследующих основополагающих источниках:
а) Коран. ЭтоСлово Божье и фундаментальная основа Шариата.
б) Сунна.Примеры из жизни Пророка Мухаммада, его слова и высказывания, которые являютсякомментариями для аятов Корана.
в)Высказывания сподвижников Пророка Мухаммада. Этот источник также вносит ясностьв различные аспекты Шариата, так как сподвижники находились рядом с Пророком изнали суть, либо же предысторию, различных проблем. Высказывания табиинов(следующего за ними поколения) не равны высказываниям сподвижников, так как онинепосредственно не имели общения с Пророком.
г) Кийас.Суждение по аналогии, который применяется в случаях, если в Откровении неимелось буквальных решений той или иной проблемы. Суть этого метода состоит втом, что правовая проблема в этих случаях может быть решена на основаниианалогии с тем, что уже имеется в Откровении. Правовая проблема сопоставляетсяв уже решенной проблемой и на этом основании выносится решение.
д) Истихсан(предпочтение). Возможность отказа от доводов кийаса в случае, если формальноправильное суждение по аналогии в данной ситуации является не совсемцелесообразным. В этом случае предписание выносится на основании другогодовода, который противоположен явному кийасу. Истихсан применяется тогда, когдакийас вступает в противоречие с иджмой и орфом.
е) Иджма.Единство мнений муджтахидов (богословов), как прошлого, так и современности, поповоду какой-либо проблемы.
ж) Орф.Применение в качестве довода каких-либо традиционно распространенных мнений вмусульманском обществе, если нет буквальных доказательств в Откровении. Орфподразделяется на Сахих и Фасид. Сахих — это орф, который не противоречитОткровению. Именно его и позволяется применять в качестве доказательства. Фасид- это орф, который противоречит Откровению. Этот вид орфа не принимается вкачестве доказательства.
Некоторыеметоды Ханафитского мазхаба
— Те фетвы,которые опираются на вердикты Абу Ханифы, Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шейбани(Захиру'р-Риваййа) являются окончательными и обязательными к исполнению. Еслиже предписания Абу Ханифы и Сахибейна различаются, то предписания основателямазхаба являются более приоритетными для исполнения. Что же касаетсяпредписаний Сахибейна Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шейбани), то им не отдается вэтом случае предпочтения, если нет для этого никакой насущной необходимости.Например, эта необходимость может появиться, если данные о принадлежности тойили иной фетвы Абу Ханифе являются сомнительными. По некоторым вопросам, какнапример, свидетельства или наследства фетвы могут быть даны со ссылкой на АбуЙусуфа. По отдельным вопросам фетвы могут быть даны и со ссылкой на Мухаммадааш-Шейбани и Зуфара ибн Хузайла.
— Если покакому-то вопросу нет готового предписания Имама (Абу Ханифы), то фетва(правовое предписание) может быть выдана на основе мнения и доказательств АбуЙусуфа, затем Мухаммада аш-Шейбани, а затем Зуфара ибн Хузайла и Хасана ибнЗийада.
— Если покакой-либо проблеме возможно применение как кийаса, так и истихсана, то вбольшинстве случаев необходимо выдать предписание на основании истихсана.
— Если вЗахиру'р-Риваййе нет ничего по какой-то рассматриваемой проблеме, то ее решениепозволительно искать в других источниках мазхаба.
— Если отИмама (Абу Ханифы) по какому-то вопросу имеется много преданий, то при выдачеправового предписания необходимо ссылаться на самый убедительный и неоспоримый.
— Если Машаих(последователи, не видевшие Абу Ханифу) имеют различные, порой противоречащиедруг другу предписания по какому-то вопросу, надлежит выдавать фетву наосновании мнения большинства.
— Нельзявыдавать правовые предписания на основании слабых и сомнительных преданий(хадисов). Однако если есть насущная необходимость, в исключительном случаедозволительно выдавать фетву на основании этих преданий.
2.3 РаспространениеХанафитского мазхаба
Как уже былоуказано выше, ученики Абу Ханифы, несмотря на некоторые противоречия с Учителемпо отдельным вопросам, в целом стремились распространить его правовую школу вХалифате. Одновременно с этим, они занимались преподавательской деятельностью исделали все от них зависящее, чтобы еще более доработать теоретическую базуханафитского мазхаба. Благодаря их усилиям Ханафитское учение сталовсеобъемлющей школой мусульманского правоведения, которое было способно решитьпрактически все существующие проблемы в этой области. Все эти процессы привелик тому, что этот мазхаб стал самым распространенным в Аббасидском халифате.Ханафизм даже стал поощряться правящей династией, которая была заинтересована вналичии в государстве фундаментальной правовой основы. При Аббасидском халифеХаруне ар-Рашиде один из самых выдающихся теоретиков ханафитского мазхаба АбуЙусуф стал верховным судьей (кадием) Багдада. Все кадии провинций Халифатаназначались им. В отборе кандидатов Абу Йусуф отдавал предпочтениепредставителям ханафитского мазхаба. По этой причине ханафизм распространился вгосударстве с еще большей стремительностью. Позднее Ханафитский мазхаб приобрелофициальный государственный статус в османской империи. С тех пор Ханафитскиймазхаб прочно утвердился в различных регионах мусульманского мира и досегодняшнего дня его последователями является большинство мусульман мира.

Заключение
Таким былэтот великий учёный, факих факихов мусульманской общины и величайший имам АбуХанифа ан Ну‘ман бин Сабит, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Ондоволен им. Он был истинным знатоком фикха и хадисов и выделялся среди всехсвом поклонением, благочестием, достойным нравом, воспитанностью, полезнымизнаниями и искренним желанием передать его людям.
Ханафитскиймазхаб (Мазхаб — это в переводе «обряд, путь») (правовая школа)является самым распространенным в мусульманском мире. В наши дни эти главныепринципы ханафитской школы позволяет рассматривать миллионы людей – абхазов,адыгейцев, азербайджанцев, башкир, дагестанцев, ингушей, кабардинцев, казахов,каракалпаков, карачаевцев, киргизов, ногайцев, осетин, таджиков, татар,туркмен, узбеков, чеченцев, черкесов и др. – которые лишены знаний об Исламе идалеко не всегда соблюдают все положенные религиозно-обрядовые предписания, вкачестве именно верующих (муминун) мусульман. Поскольку милость Аллахараспространяется на всех мусульман, тем самым, по представлениям ханафитов,каждый заявивший о своем Исламе и принявший эту религию в своем сердце, дажебудучи грешником или не выполняющим обязательные предписания Ислама, имеетправо на довольство Всевышнего, на принадлежность к умме, на приобщение кКорану – в отличие от мнений других мазхабов. Нигде более, ни в одной другойправовой Исламской школе не найти более раскрытых врат для миллионов людей,лишь формально приобщенных к Исламу. С философской точки зрения именноАбу-Ханифа, в отличие от Малика, аш-Шафии или Ахмада ибн Ханбала, раскрываетэти врата спасения для маловеров, малограмотных или оторванных от уммы людей идаже – как оказалось на постсоветском пространстве – целых народов.
В этомреферате и заключалась особенность метода нахождения решений ИмамомАбу-Ханифой: доскональное знание аятов Священного Корана и логический поископтимального для большинства мусульман решения на основе Сунны Пророка — но безпривязки к буквальному прочтению того или иного ситуативно произнесенногохадиса. Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов,хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом,мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым инабожным. Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского,шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признаниидостоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом АбуХанифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всехимамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительноеколичество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах,и более половины уммы Пророка Мухаммада и по сей день продолжает придерживатьсяего учения.
И в конце –восхваляем Всевышнего Аллаха, и просим Его помочь Сунне и ее людям, и защититьнаших братьев и сестер от наущений различных течений, и вывести их приверженцевна истинный путь. Амин!
имамханифа ханафитский мазхаб

Список литературы
1. Абдур–Рахман бин Хаммад аль–Умар,Ислам – религия Истины, Москва, 1993г.
2. Абу аль–Ааля аль–Маудуди, ОсновыИслама – Москва, 1990г.
3. Абу аль–Ааля аль–Маудуди, ПринципИслама – Москва, 1993г.
4. А. Саима Кылавуза, Исламскоевероучение (акыда) – Москва, 2006г
5. Марван Мурод, Любите Аллаха, — Москва, 1993г.
6. Марван Ибрахим аль–Кайси Абу Аиша,исследования о семье в Ислам – Саудовская Аравия 1995г.
7. Мухаммад Сулейман аль–Ашкари,Познакомиться с Исламам – Москва, 1995г
8. М. Хатыб, Ислам – призыв истины идобра – Москва, 1998г
9. Н.Д. Албани, Место сунны в Ислам –Москва, 1999г
10. Фатхи Якан, Ислам: идеи,движения, перемены – Казань, 1993г.
11. Осмон Нури Топбаш, Ислам. Вера.Поклонение. – Москва, 2006г
12. Сайфеддин Языджы, Основыисламских знаний – Москва, 2007г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антимонопольна політика суть та завдання український та зарубіжний досвід
Реферат Превентивная психология: предмет, специфика, область применения
Реферат 1 Общее минимально допустимое количество учебных часов по дисциплине, включаемой в руп, 108
Реферат Теории происхождения человеческого языка
Реферат Персей
Реферат Introduction To Human Sexualitytxt Essay Research Paper
Реферат Андрей Ранчин
Реферат Жан-Батист Сэй. Экономические учения(контрольная работа)
Реферат Walking And Driving Essay Research Paper Walking
Реферат Управление развитием содержания регионального образования современная казахстанская модель образования
Реферат Образ женщины в русской портретной живописи ХVIII- XIX веков
Реферат Разработка программы определительных испытаний
Реферат Разработка управляющей части автомата для сложения двух чисел с плавающей запятой в дополнительном коде с помощью модели Мура
Реферат The South And Slavery Essay Research Paper
Реферат Алексей Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино