Федеральноеагентство по образованию РФ
Российскийгосударственный торгово-экономический университет
Омский институт(филиал)
Контрольная работа
по курсу«Философия»
Вариант № 4
Феноменология
Выполнила:
студентка 1 курса з/о ТЭТ
№ зачетной книжки Т-09-14
Бочкарёва Мария Александровна
Проверила:
Ефимова Светлана Владимировна
Омск – 2010 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1.Феноменология…………………………………………………………….…...5
1.1Предмет феноменологии…………………………………………...........…....5
1.2Проблема сознания. Различие психических и физических феноменов...…7
2.Интенциональность, значение, предмет…………………………..………....11
3.Время и истина………………………………………………………………..15
4.Интерсубъективность и историчность………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографическийсписок……………………………………………………..22
Введение
Феноменология – направление в философии ХХ века,определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающегосознания и выделения в нём сущностных идеальных черт[2, с. 98].
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самимвещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам«Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться отпостроения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же отредукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками.Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, уГуссерля – опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирическийпредмет изучения психологии, но как «трансцендентальное я», и чистое«смыслообразование» (интенциональность).
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки(универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к«всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгоеобоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще[1, C. 50].Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит в систему априорное всознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она темсамым задаёт основные понятия наукам[1, с. 88]. Задача феноменологии — «впознании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно)объективный мир[1, с. 134]
Цель данной работы изучить и теоретически обосноватьфилософское направление «Феноменология».
Поставленная цель определила следующие задачи:
— раскрыть сущность феноменологии;
— охарактеризовать общие принципы феноменологии, аименно: предмет, проблему сознания в феноменологии, а так же интенциональность,время и бытиё;
— сделать выводы.
1. Феноменология
1.1 Предмет феноменологии
Человеческое бытие раскрывается как бытие в мире сдругими, как сознание и самосознание, как любовь и ненависть, как познание ихудожественное творчество, как воля и желание, страх и совесть, свобода исмерть, как духовное и телесное, как трагическое, комическое и ничтожное бытие.Эти фундаментальные феномены и их иерархия — предмет феноменологии, илифеноменологической философии.
Основной принцип феноменологии — «к самим вещам», чтоозначает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться отпривычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться отметодологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опытусознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точекзрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но какнечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте. «Сами вещи»раскрываются нам, когда мы раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем импредстать пред нами такими, каковы они суть — так же как другой человекраскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишеныпредвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденныеустановки.
Феноменология предлагает изучать человеческуюсубъективность для того, чтобы четко различить, что же принадлежит нашемусознанию, а что — предмету. В этом аспекте феноменология — это антикантианскоенаправление, хотя в некоторых других пунктах можно найти определенное сходство.
Лишь описание, с одной стороны, предмета, или вещи(опять-таки в самом широком смысле), а с другой стороны, постигающей эту вещь субъективности,может нам дать доступ к «самой вещи». Поэтому в основе феноменологическогометода — описание, но не конструкция или воображение[5, с. 182].
В академическом плане возникновение феноменологии вовтором половине XIX — начале XX в. было вызвано разделением, во-первых,предметов и методов психологии и естествознания, во-вторых, психологии ифилософии (в аспекте проблемы сознания), в-третьих, психологии и логики.
Основатель феноменологии — Эдмунд Гуссерль,непосредственные предшественники — Франц Брентано и Карл Штумпф. Феноменология— это не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, вкотором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философииГуссерля — учения М. Шелера и М. Хайдеггера; работы мюнхенской группы феноменологов(И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др.). Эволюцию феноменологиихарактеризуют, во-первых, применение феноменологического метода в психологии(А. Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер, В. Франкл), этике (М. Шелери Д.Ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен), праве исоциологии (А. Райнах, Э. Штамп, А. Шюц), философии религии (М. Шелер, К.Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден,Е. Финк), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории иметафизике (Л. Ландгребе), во-вторых, влияние на экзистенциализм, пер сонализм,герменевтику и другие философские течения, в-третьих, широкое распространениепосле Второй мировой войны в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии,Китае и некоторых других странах Азии. В России быстрое распространение идейГуссерля в им чале XX в. (одним из непосредственных учеников Гуссерля был Г.Г.Шпет) было обусловлено определенной традицией философии со знания в русскойфилософии XIX в., которая затем была прервана по политическим причинам в начале1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются аналитические работы по феноменологии ипереводы феноменологических текстов[3, C.156].
1.2 Проблема сознания. Различие психических и физическихфеноменов
Сознание — это нечто нам непосредственно присущее и в тоже время нечто загадочное. Сознание кажется чем-то само собой разумеющимся,самопонятным и в то же время неуловимым и непостижимым. Мы непосредственновладеем нашим сознанием: воспринимаем, судим, радуемся или огорчаемся и т.д.Однако стоит задать вопрос о сущности сознания — и то, что было непосредственнодоступным, превращается в нечто неопределенное и почти недоступное. О сознанииможно сказать то же самое, что утверждал о времени Августин: пока меня неспрашивают — знаю, когда просят разъяснить — не знаю.
Проблему сознания можно считать одной из традиционныхфилософских проблем — об этом говорит, например, трактат Аристотеля «О душе», ивместе с тем это сравнительно новая проблема. Лишь во второй половине XIX в. свозникновением современной психологии и феноменологии проблема сознаниявыделяется из теории познания.
Как особая и основная проблема философии и психологиипроблема сознания была поставлена только немецким философом Францем Брентано(1838—1917) в его основной работе «Психология с эмпирической точки зрения»(1874).
В феноменологии впервые был задан вопрос: как являетсянам наше собственное сознание, отличаются ли явления, или феномены сознания, отявлений предметов внешнего опыта, скажем, от вещей, которые мы можемвоспринимать органами чувств. На каком пути решать этот вопрос? Каков долженбыть метод философии сознания? Брентано, определивший круг этих проблем,ставших исходной проблематикой феноменологии, не стал искать ответы, прибегая кметафизическим конструкциям или абстрактным дефинициям[7, c.19].
Основой основ философского метода Брентано считаетописание и разделение: он не ищет общего определения феномена (у Брентанотермины «феномен» и «явление» равнозначны, однако в определенном контексте, какмы увидим далее, их можно различать), но сразу же разделяет феномены на двакласса — психические и физические.
Брентано ставил своей целью провести резкое, радикальноеразличие между психическими и физическими феноменами. Это различие он полагал воснову классификации наук: предмет психологии — психические феномены, предметестественных наук — физические. Отсюда разница в методах, в способахисследования. Брентано полемизировал с Э. Махом, который развивалпозитивистскую точку зрения — между психическим и физическим нет принципиальнойразницы. Все зависит от точки зрения: свет, изучаемый в аспекте его источника,— это физическое явление, а свет, воздействующий на сетчатку глаза, —психическое. Согласно Маху, и методология этих наук должна быть общей. Брентанорешительно возражал, проводя различие между психическими и физическимифеноменами, и это явилось отправной точкой феноменологии.
Приведя примеры психических и физических феноменов, мытеперь должны выявить характерные признаки психических феноменов и тем самымуказать критерии отличия одного класса феноменов от другого. Психическиефеномены — это акты сознания, акты представления, суждения, любви, ненависти ит.д., а не то, что представлено, что обсуждается, что любится и т.д. Слова,которыми обозначаются психические феномены (представление, суждение и т.д.),могут вводить нас в заблуждение, пока мы четко не разделим: сам актпредставления и представленное в нем, сам акт суждения и то, что признается(утверждается) или отвергается (отрицается) в нем, само чувство • любви или ненависти,симпатии или антипатии и т.д. и то, что любится, ненавидится и т.д. Психическиефеномены могут быть даны только во внутреннем опыте. Это означает, что мы неможем их наблюдать, как это мы можем делать в отношении внешних объектов.Психические феномены мы можем постигать с очевидностью. Наличие внутреннеговосприятия, или внутреннего сознания, т.е. сознания сознания — один изпризнаков сознания, т.е. психических феноменов. Таким, образом, наше сознаниеобладает принципиальной возможностью рефлексии, и рефлексия, так впоследствииразвил эту мысль немецкий философ ЭдмундГуссерль (1859—1938), это не наблюдениеза сознанием извне, но видоизменение (модификация) сознания.
Несмотря на всю важность указанных критериев: 1)психически феномены или сами суть представления, или имеют представления вкачестве своей основы; 2) источник знания о психических феноменах — внутреннеевосприятие (соответственно, о физических феноменах — внешнее), все же основнойпризнак психических феноменов это интенциональность, смысловая направленностьна предметы, вещи, ситуации (на предметность в самом широком смысле). Брентановвел в современную философию термин средневековой философии «интенция», или«интенциональное существование». Каждый психический феномен, т.е. акт сознания,характеризуется направленностью на содержание: в представлении нечтопредставляется, в суждении нечто признается или отвергается, в любви — любится,в ненависти — ненавидится, в желании — желается. На первый взгляд кажется, чтотакое определение интенциональности тривиально и тавтологично.
Обратим, однако, внимание на то, что, во-первых, этонечто может быть одним и тем же предметом, а во-вторых, вообще может несуществовать. Если предмет, который представлен, о котором высказано суждение,к которому мы так или иначе эмоционально относимся, один и тот же, то этоозначает, что наши различные акты сознания не зависят от предмета и не являютсяего «субъективным образом», как это считается в теории отражения. Тем более,когда предмет не существует, когда мы один предмет принимаем за другой. Такиеаргументы выдвигал Брентано и вслед за ним Гуссерль. И хотя эти аргументы могутбыть подвергнуты критике, все же они оказались необходимыми для открытия такойсферы исследования, как сознание и способ человеческого бытия в мире. ЕслиБрентано сосредоточился на различии акта сознания и его содержания, то Гуссерльв силу своих исходных научных интересов (статус математических объектов,предмет логики, сущность теоретического знания вообще) в ходе анализа понятия«содержание» провел различие между содержанием как смыслом, или значением (уГуссерля — это синонимы), и содержанием как предметом.
2. Интенциональность, значение, предмет
Гуссерль формулирует программу «чистой логики», теориивсех теорий; теория состоит из значений как гомогенного материала; связизначений, которые лежат в основе теоретических связей — связей истин, отличаются,с одной стороны, от связей переживаний в познании, т.е от связей психическихактов, а с другой стороны, от связей познаваемых в науке вещей. Между вещамиможет быть обнаружена причинная связь, между элементами теории нет причиннойсвязь, связь идеальная, логическая связь значений.
Эти два различия послужили отправной точкой гуссерлевскойфеноменологии сознания — учения о непсихологической субъективности.Феноменология, по Гуссерлю, нейтральная по отношению к логике и психологиинаука. Отвлекаясь от «метафизического» вопроса о существовании внешнего мира,она служит и логике, проясняя сущность, логического, и психологии, выявляясущностное основание психологических фактов.
Гуссерль отходит от традиционного понимания, согласнокоторому значение — это характеристика слова или утверждения, для него нетолько утверждение, но и сам предмет обладает значением, причем благодаряинтенциональному акту, который придает предмету значение или открывает егозначение: если речь идет об идеальных предметах, таких, как, например,геометрические фигуры. Гуссерль тщательно отделяет акт придания значения отсамого значения и стремится не только выделить интенциональные акты, но иописать их структуру. Единственным методом, позволяющим осуществить такоеописание, является постоянное и последовательное проведение различий. Речь приэтом идет не только о проведении различий как бы со стороны — со стороныневозможно описать сознание как смыслообразующий акт, но о выявлении такихразличий, или, точнее, различений, без проведения которых сознание невозможно.Иначе говоря, различение оказывается не только приемом исследователя, но исущностью описываемого «объекта». Гуссерль близко подошел к мысли, чторазличение составляет фундаментальный слой человеческого опыта.
Основное различие, характеризующее акт сознания, — эторазличие между первичной, достаточно неопределенной и даже направленностьюсознания (интенцией значения) и реализованной интенцией (осуществлениемзначения). Первичная интенция может быть реализована в фантазии, в рисунке,знаке, символе и, наконец непосредственном восприятии, когда подразумеваемыйпредмет наиболее полно и адекватно. Здесь можно провести следующую тавтологию:замысел определенного сооружения может быть представлен архитектором и егоокружением в виде образа, затем в виде символа, затем в виде чертежа, но толькотогда, когда замысел осуществлен, сам архитектор и все остальные могут наиболееполно оценить этот замысел.
Сознание в своей сущности принципиально непредметно, ононе может быть представлено как объект, причинно определяемый или функциональнорегулируемый. Сознание обнаруживает себя как направленность на предмет (это иесть значение), как бытие осознанности, но не как осознанная предметность.
«Строгость» в учении о сознании подразумевает, во-первых,отказ от высказываний, в которых «просто», т.е. без рефлексии, нечтоутверждается о существовании предметов в их пространственно-временных и причинныхсвязях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативныхсвязей переживаний. Ни предметы, ни психологические состояния не перестаютсуществовать оттого, что при повороте к феноменологической установкепричинность и функционализм лишаются статуса единственного метода изучениясознания. Гуссерль вводит особые термины для обозначения процедурфеноменологического метода, благодаря которым совершается переход отестественной установки к феноменологической: «эпохе» (воздержание от суждений)и «феноменологическая редукция» — выдвижение на первый план смысловой связисознания и мира и просмотр сквозь нее всех многообразных отношений человека имира.
Другое направление феноменологической редукции(трансцендентальная редукция) — отказ от объективистского пониманияпсихического: в эмпирическом Я как «вещеобразном предмете» открываетсяфеноменологический поток переживаний. Смысловая связь (связь назначений)реализуется в потоке феноменов, которые не содержат в себе различия междубытием и явлением: явление психического и есть его бытие. Предмет (вещь)является, однако само явление предмета не является, но переживается. Постижениесмысловых связей Гуссерль называет «созерцанием сущностей», причем сфераанализа сознания — изучение смысловых оттенков восприятия, памяти, фантазии,сомнения, актов воли и т.д. — сравнима по объему с естествознанием.
Не только сознание, но и человеческое бытие в целоминтенционально. Невозможно, утверждал М. Мерло-Понти, один из основныхпредставителей французской феноменологии, представить себя просто кусочкоммира, только объектом биологических, психологических и социологическихисследований. Тема непредметности и несводимости сознания и человеческого бытияк чему-либо иному, нежели они сами, остается одной из главных для послегуссерлевскойфеноменологии, однако приоритет здесь отдан проблеме неразрывностичеловеческого бытия и мира.
Сфера соприкосновения и неразрывности сознания,человеческого бытия и предметного мира — это сфера феноменов, «себя-в-себе-самом-показывающего»(Хайдеггер). Самораскрытие феномена радикально отличается от отношенияявление—сущность, однако явление, как и видимость, имеет основания в феномене:явление как то, что указывает на нечто, не показывающее себя (температура,превышающая 37°С, указывает на нарушения в организме), само должно все жепоказывать себя. Феномен, например самодостаточное и самоценное произведениеискусства, не указывает на нечто, скрытое за ним. Тем не менее феномен не лежитна поверхности — произведение искусства доступно не всякому, кто находитсярядом с ним. Самораскрытие феномена первичнее, чем отношения субъекта и объекта.Средства «реактивации» феноменов, позволяющие многократно воспроизводитьгоризонты значений, — рефлексия и феноменологическая редукция как ее исходныйпункт.
3. Время и истина
Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые«истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной потоксознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания и идеальный предмет- два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологическойсферы. Гуссерль отождествляет идеальное и общее; усмотрение общего — это неинтеллектуальная операция, но особое, «категориальное созерцание». Опора намногообразные акты восприятия, памяти и фантазии есть, во-первых, основамногообразия в «созерцании сущностей»: универсум не задан одной или рядом идей,но принципиально открыт, и во-вторых, основа для радикального различенияидеализации и идеации (усмотрения идеи). Первая осуществляется как конструированиепонятий и объектов вне реальной сферы восприятия (точка, масса, социальнаяструктура и т.д.), вторая отдает предпочтение миру восприятия — фундаментальнойструктуре жизненного мира.
Время рассматривается в феноменологии не как объективноевремя (существование которого не отрицается, так же как и существованиеобъективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания,и прежде всего его первичных модусов — восприятия, памяти, фантазии (Гуссерль),человеческого бытия (Хайдеггер), человеческой реальности (Сартр),субъективности (Мерло-Понти). При этом в феноменологии следует различать дветенденции в понимании времени: а) время как синтез внутренних фаз переживания,как синтетическое единство потока значений — «интенциональная линия»,пронизывающая и объединяющая поток феноменов (Гуссерль), определяющая точкакоторой — настоящее; б) время как чистая экстатичность, «Бременящаяся избудущего»[4, с. 98]. Истоком всех феноменологических анализов времени послужилатемпоральная структура восприятия, предложенная Гуссерлем в 1905 г.: 1) теперь-точка (первоначальное впечатление), 2) ретенция, т.е. первичное удержание этойтеперь-точки, и соответственно цепочка ретенций; 3) протенция, т.е. первичноеожидание, или предвосхищение, конституирующее «то, что приходит». Темпоральностьраскрывает сознание как одновременно активное и пассивное, как сочетаниепереднего плана восприятия — предметов, их форм, цветов и т.д. и заднего плана,или фона. Временность — основа единства сознания, абсолютный поток сознаниясоединяет в себе все характеристики сознания в феноменологическом понимании:непредметность, несводимость (самоявленность потока), отсутствие извнезаданного направления, воспроизводимость и уникальность. Время в феноменологии— основа совпадения феномена и его описания, посредник между спонтанностьюсознания и рефлексией: восприятие раскрывает себя как феномен именно потому,что рефлексия выявляет и воспроизводит присущие ему временные фазы.
Принципиальным для феноменологии является разработкаонтологического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-первых, каксаму определенность бытия, т.е. единство значений, существующее независимо оттого, усматривает ли его кто-то или нет, так и само бытие — «предмет,свершающий истину». Истина — это тождество предмета самому себе, «бытие всмысле истины»: истинный друг, истинное положение дел и т.д. Во-вторых, истина— это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положениядел именно таким, каково оно есть, т.е. возможность тождества (адеквации)мыслимого и созерцаемого, иначе говоря, интенции значения и его осуществления;очевидность как критерий истины является не особым чувством, сопровождающимнекоторые суждения, а переживанием этого совпадения. Истина, по существу,тождественна бытию; история бытия — это история его забвения, история истины —это история ее гносеологизации.
4. Интерсубъективность и историчность
Проблема интерсубъективности — путь к проблемеобъективности познания. Мир дан нам в сознании, но дан как независимый от него.Прояснить принципиальную возможность такой данности — одна из задач, которая доГуссерля не ставилась. Для этого необходимо найти абсолютную границу междусвоим и чужим. Здесь дело не в том, что мы не можем проникнуть в духовный илидушевный мир другого человека — как раз это мы можем делать, мы можем угадыватьмысли и улавливать настроения других людей без всякой телепатии; однако мы неможем психически проникнуть в чужую телесность и управлять психически, «изнутри»телом другого человека, точно так же как и другой не в состоянии управлятьнашим телом «изнутри» нашей психики. Чуждость Другого прежде всего не в егочуждой нам телесности и не в его чуждом для нас духовном или душевном мире.Чуждость Другого в чуждости связи души и тела, связи, которая доступна намнепосредственно в нашем «мире», т.е. в нашей душе и нашем теле, и недоступна в«мире» Другого. Именно поэтому первое (и принципиально) чуждое есть другойчеловек, его возможность непосредственно управлять своей телесностью; именноэтот опыт чуждости изначален — это исходный пункт чуждости других объектовявляющегося мира. Этот опыт — источник (зачастую скрытый) нашего пониманияобъективности предметного мира, его независимости от нашего сознания.
Мир, который мы обнаруживаем в сознании, естьинтерсубъективный мир (мир для каждого), т.е. пересечение и переплетениеобъективированных смыслов. «Парадокс человеческой субъективности» состоит втом, что она устанавливает, или «учреждает», многообразие смысловых связейокружающего мира (субъект, конституирующий мир), и одновременно существует какопределенное смысловое звено в этом мире (объект мира). Этот парадоксрасширяется затем до парадокса универсальной интерсубъективности: человечество,включающее в свой мир «всю совокупность объективного», есть часть мира и в тоже время конституирует весь мир. Предпосылка интерсубъективности — конкретныймир-феномен, жизненный мир. Это мир «субъективно-соотносительного»,мир-горизонт всех наших целей и устремлений, которые так или иначе, реализуютсяв предметах; в нем наличествуют как вещи обыденного опыта, так икультурно-исторические реалии, нетождественные объектам научного анализа (хотяони могут быть ему подвергнуты), а также связи, не тождественные связям,устанавливаемым в научном исследовании. Жизненный мир можно рассматривать как вестественной, так и в феноменологической установке. В первом случае, поГуссерлю, мы (в том числе и ученые) просто погружены в него, во втором —осознаем его как преданный и соотнесенный с нашей субъективностью, непрерывнонаделяющей значениями (смыслами) предметы и отношения мира.
Согласно Гуссерлю, «исторический мир дан, прежде всего,конечно, как общественно-исторический мир. Но он историчен только благодаря«внутренней историчности индивидуумов»[6, с.12].
В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставитвопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненногомира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область,теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своейсубъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связимежду последними. Главное, однако, состоит в том, что именно в жизненном миресубъективность ученого обретает опыт смыслоотнесенности к миру. В рефлексииэтот опыт дает возможность устранять невыявленные, т.е. не соотнесенные с определеннымспособом смыслообразования предпосылки. Для Гуссерля кризис европейскойкультуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смыслрационализма, смысл «имманентной духовной истории Европы».
Варианты феноменологии различаются прежде всего исходнойточкой описания фундаментального круга«человек-мир-сознание-бытие-личность-телесность-человек». Инвариантфеноменологии — учение об интенциональности сознания, которое невыводимо из«фактических последствий» и несводимо к ним (прагматизм), к иррациональномупотоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности(марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ),к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм),к коммуникативной практике, «следам» и т.п. (постструктурализм, постмодернизм),к интерпретации (герменевтика), к логическому и лингвистическому анализу(аналитическая философия). В то же время феноменология имеет определенные точкисоприкосновения практически со всеми течениями современной мысли и некоторымишколами древней и классической философии. Существенная близость обнаруживаетсятам, где на первом плане оказывается проблема формирования смысла (значения) ивозможности его усмотрения, там, где анализ наталкивается на несводимостьзначения к тому, что не является значением или смыслообразующим актом. Вфеноменологическом учении о сознании выявляются предельные возможностимногообразных способов смыслообразования: от простейшей фиксациипространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов,от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основахкультуры[8, c. 2].
Заключение
В заключении следует отметить, что если смотреть на любуюфилософию со стороны феноменологии, то она – философия – непременно окажетсяопытом.
Основной принцип феноменологии — «к самим вещам», чтоозначает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться отпривычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться отметодологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опытусознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точекзрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но какнечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте.
Изучив данную работу, я сделала выводы о том, что:
— Феноменология объединяет традиционнопротивопоставляемые «истины в себе» и абсолютный временной поток сознания,рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания и идеальный предмет — два роданепсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы.
— Феноменология, нейтральна по отношению к логике ипсихологии наука. Отвлекаясь от «метафизического» вопроса о существованиивнешнего мира, она служит и логике, проясняя сущность, логического, ипсихологии, выявляя сущностное основание психологических фактов.
— Время рассматривается в феноменологии не какобъективное время (существование которого не отрицается, так же как исуществование объективного пространства), но как временность, темпоральностьсамого сознания, и прежде всего его первичных модусов — восприятия, памяти,фантазии, человеческого бытия, человеческой реальности, субъективности. Приэтом в феноменологии следует различать две тенденции в понимании времени: а)время как синтез внутренних фаз переживания, как синтетическое единство потоказначений — «интенциональная линия», пронизывающая и объединяющая потокфеноменов (Гуссерль), определяющая точка которой — настоящее; б) время какчистая экстатичность, «Бременящаяся из будущего». Темпоральность раскрываетсознание как одновременно активное и пассивное, как сочетание переднего планавосприятия — предметов, их форм, цветов и т.д. и заднего плана, или фона.
Библиографический список
1.Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ.: Наука, 2001;
2.Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 частях. /Подобщ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.
3. ГуссерльЭ. Картезианские медитации. М., 2001;
4.Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии.: М.,1988
5. Феноменологическаяконцепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998. Философия: Учебник./Подред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В.П. Филатова.– М., 2005.
6.Гуссерль Э. Феноменология (Статья в Британской энциклопедии) // Логос. 1991.№1;
7.Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. //Вопросы философии – 2001. – № 6.
8.www.Deport.Ru