Реферат по предмету "Туризм"


Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях

Введение Темой данной работы является «Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях сервиса и туризма». Актуальность темы связана с особенностями Российского менталитета, так как в нашей стране если над деятельностью подчинённых не осуществляется контроль, то эта деятель-ность является мене эффективной. Только при правильной организации кад-рового учёта и контроля результатов труда работников можно достигнуть


высокой производительности и качества труда, а как следствие конкуренто-способного предприятия. Исходя из вышесказанного, целью работы является выявление специ-фики организации контроля за деятельностью подчинённых на предприятия сервиса и туризма. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи: - четко обозначить понятие, функции и концепции управления персо-налом; - исследовать особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма; - изучить сущность контроля


и способы его организации на предпри-ятиях сервиса и туризма; - дать характеристику исследуемого предприятия; - рассмотреть способы контроля на примере турфирмы; - сделать выводы по результатам проделанной работы. Объектом исследования является турагенство «Дискавери», а предме-том – организация и реализация контроля за деятельностью подчинённых на предприятиях сервиса и туризма. В теоретической части работы использовалась литература и материалы по менеджменту в социально-культурном


сервисе и туризме, а так же науч-ные издания. Библиографический список представлен в конце работы. Структура работы представлена следующим образом: 1. введение (освещает актуальность темы, цели и задачи написания ра-боты). 2. основная часть - теоретическая. В этой главе раскрывается понятие, функции и концепции управления персоналом. Рассматривается сущность контроля и способы его организации за подчинёнными на предприятиях сер-виса


и туризма. 3. вторая часть - практическая. В этой части работы исследуется орга-низация контроля за деятельностью подчинённых в турфирме «Дискавери». 4. заключение (содержит основные выводы по проделанной работе). 5. литературные источники. Рекомендации, разработанные в рамках данной работы, будут пред-ставлены руководителю турфирмы «Дискавери». 1. Теоретические основы управления персоналом и организации контроля за деятельностью сотрудников на предприятиях сервиса и туризма.


1.1 Понятие, функции и концепция управления персоналом В настоящее время повышение эффективности бизнеса в целом на¬прямую связываются с возможностями улучшения работы персонала. Во многом это объясняется целевым назначением сферы услуг: обслу¬живание людей, удовлетворение их запросов и учет интересов. Важной особенностью турпродукта, отличающей его, прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в произ¬водственном процессе.


Служащие организаций (гос¬тиниц, автотранспортных предприятий, предприятий питания и т. д.), осуществляющие прием тури-стов, предоставляют услуги, которые че¬рез их посредничество становятся ча-стью продукта. Туристский продукт: 1. Материальные услуги (Гостиничные номера, мебель, оборудова-ние, питание, транспортные средства и т. д.) 2. Нематериальные услуги (Сервис, атмосфера, дружелюбие, соуча-стие, инициатива и т. д.) [13] Индустрия туризма уникальна тем, что персонал составляет часть тур-продукта, поэтому главные


усилия менеджмента в туризме долж¬ны быть на-правлены на управление персоналом (человеческими ре¬сурсами). Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием экономического успеха. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, раз¬виваются способности, люди получают удовлетворение от выполнен¬ной работы и общественного призна-ния своих достижений.


Поэтому в области управления персоналом постепен-но происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в ос¬нове которого лежит долговременное развитие трудового по-тенциала работников. Персонал или кадры (от лат. реrsоnаlis), — это основной штатный со-став работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. [3]


Состав персонала любой организации неодноро-ден, ибо люди различаются по естественным и приобретенным признакам. Выделяемые на их основе группы работников образуют структуру персонала организации, или, по-другому, ее социальную структуру, которая может быть статистической и аналитической. Статистическая структура персонала отра-жает его распределение в разрезе категорий и групп должностей. Аналитическая структура определяется на основе специальных иссле-дований и расчетов и подразделяется


на общую и частную. В раз¬резе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная же структура отра¬жает соотношение от-дельных категорий работников. Управление персоналом — это комплексное, целенаправленное воз¬действие на коллектив с целью обеспечения оптимальных условий для твор-ческого, инициативного, сознательного труда отдельных его ра¬ботников, на-правленного на достижение целей предприятия. Концепция управления персоналом — система теоретико-


методологических взглядов на понимание и определение содержания, целей, за¬дач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также ме-ханизма его реализации в конкретных условиях функционирования органи-зации (рис.1.1) [5]. Рис.1.1 Концепция управления персоналом Методология управления персоналом рассматривает персонал орга¬низации как объект управления, формирования поведения индивидов для со-ответствия его целям и задачам организации.


Система управления персона-лом помогает определять цели, функции организационной структуры управ-ления персоналом, верти¬кальные и горизонтальные взаимосвязи руководите-лей и специа¬листов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализа-ции управленческих решений. Технология управления персоналом предполагает организацию най¬ма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адапта-цию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным


продвижением, мотивацию и организацию труда, управ-ление конфликтами и стрессами, обеспечение социального раз¬вития органи-зации, высвобождение персонала и др. Система кадрового менеджмента со-стоит из двух подсистем: так¬тической и стратегической. Стратегическая под-система ориентирова¬на на разработку перспективной кадровой политики. Кадровая политика имеет как широкое, так и узкое толкование.


В широком смысле кадровая политика представляет собой генераль¬ное направление кад-ровой работы, совокупность принципов, мето¬дов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач управления персоналом, которые при-водят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании. В узком смысле — это набор конкретных правил, положений и ограничений во взаимо-отношение людей и организации. [4]. Кадровое планирование — это направленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального


и динамичного раз¬вития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием. Сущность кадрового планирования заключается в предоставлений людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соот-ветствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Кадровая политика формируется кадровыми службами.


На сегодняшний день в связи с ослаблением централизованной системы уп¬равления туризмом перед туристскими фирмами стали вставать принципиально новые задачи, свя-занные с управлением человеческими ресурсами, которые требуют совершен-но иных навыков и умений, поэтому появилась новая профессия — персонал-менеджер, то есть управляющий персоналом. Управляющие персоналом — это самостоя¬тельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых — повышение производственной, творческой отдачи и активно-


сти персонала, разработка и реализация программы разви¬тия кадров организа-ции. По своим функциям, уровню подготовки, техническому оснащению инст-рументарию кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформ-лять приказы на зачисление работников, подобранных вышестоящим менедже-ром, и хранить кадровую информацию. Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно превращались в цен¬тры по разработке и реализации страте-гии организаций по труду.


Это значит, что они должны оказывать помощь в раз-витии бизнеса посред¬ством найма высококвалифицированных работников, пла-нирования их карьеры, оценки производственной деятельности и совершенство-вания оплаты труда, то есть создания условий для полного раскрытия потен¬циала персонала. Исходя из этих задач определяются функции кадровой служ-бы ком¬пании, основные из них таковы: 1. формирование кадров организации (планирование, отбор и найм, высвобождение, анализ текучести и т.


п.); 2. развитие работников (обучение и профессиональное развитие ра-ботников, аттестация и оценка персонала, организация продви¬жения по служ-бе); 3. совершенствование организации труда и его стимулирования, создание безопасных условий труда. В небольшой организации (до 50 человек) ее руководитель мо¬ет быть сам кадровиком. Он лично осуществляет все функции управления персона-лом. Ведение кадрового делопроиз¬водства поручается секретарю или бухгал-терии,


Если компания ра¬стет, то руководитель все острее чувствует, что вре-мени на работу не хватает, поэтому возникает необходимость в менеджере по пер¬соналу. [8] 1.2 Особенности технологии управления персоналом на предприятиях ин-дустрии сервиса и туризма Успех фирмы во все большей степени зависит от качества человече-ских ресурсов, которыми она располагает. Основные рыночные мо¬менты, определяющие особенности управления персоналом в современной органи-зации,


состоят в следующем: 1. возросла цена ошибок в работе с персоналом. В условиях рынка компания, не имеющая сильных кадров, может не выдержать кон¬куренции; 2. усложнились задачи работы по управлению персоналом. Необхо-димость вести бизнес в условиях острой конкуренции заставляет компании повышать требования к сотрудникам. Найти работников, соответствующих этим требованиям, становится все труднее.


Еще труднее удержать сотрудни-ков и сделать так, чтобы они профессионально развивались; 3. возросла самостоятельность компаний в работе с персоналом меньше административного давления, не стало министерств и единых норма-тивных актов, которые унифицировали работу с кад¬рами на совершенно раз-ных по профилю предприятиях. То, как будет вестись кадровая работа, в зна-чительной степени сейчас зависит от самой компании, от инициативы и ком-петентности ее руководства;


4. появилось новое понятие — коммерциализация работы с персо-на¬лом. Раньше, кроме расходов на содержание сотрудников отдела кадров, других средств на работу с персоналом на предприятиях не существовало. Даже повышение квалификации сотрудников оплачивалось не самими пред-приятиями, а из централизованного бюджета. Отделы кадров не влияли на расходы по оплате труда работников предприятия. В современных, успеш¬но работающих компаниях кадровые службы имеют свой бюд¬жет.


В среднем он может составлять примерно 10 % от фонда оплаты труда персонала компа-нии. Задача кадровой службы — оптимально распорядиться этим бюджетом, расходовать деньги эффективно. Если работники крайне редко уходят из компа¬нии, значит, им платят слишком много, возникает перерасход по опла-те труда, прибыль снижается. Если сотрудники уходят часто и появляется значительная текучесть, результаты рабо¬ты ухудшаются, а у компании воз-никают дополнительные рас¬ходы по замене персонала.


Кадровая служба обя-зана хорошо ориентироваться на рынке труда и знать, какова в данный мо¬мент рыночная цена того или иного специалиста и как стиму¬лировать заин-тересованность персонала в повышении эффек¬тивности работы. Однако, несомненно, главными задачами кадровой работы являют¬ся поиск и привлечение качественного человеческого ресурса, и созда¬ние усло-вий для полного раскрытия его потенциала. Прежде чем начать процесс под-бора персонала, необходимо опре¬делиться с потребностями туристской фир-


мы в кадрах. Данный про¬цесс получил название планирования потребности в персонале. Планирование потребности в сотрудниках нижнего звена базиру-ется на данных об имеющихся рабочих местах, а также об их чис¬ленности и структуре в будущий период с учетом развития производ¬ства и внедрения плана организационно-технических мероприятий, численность специалистов и руководителей — на основе действую¬щей структуры управления и работы по ее совершенствованию, штат¬ного расписания, планов замены вакантных


должностей. План по численности персонала должен быть увязан с планом по сбы¬ту про-дукции, финансовым и инвестиционным планом и др. Посколь¬ку исходной точ-кой в планировании различных показателей является не план производства, а прогноз сбыта продукции, то само планирова¬ние приобретает вероятностный характер и его результатом является прогноз тех или иных показателей. Под воздействием ряда внешних и внутренних факторов с тече¬нием времени потребности предприятия в сотрудниках


меняются. В целом потреб-ность компании в трудовых ресурсах определяется спросом на ее услуги и уровнем производительности труда. Многие турфирмы уже заняли опреде-ленную долю рынка, и им все сложнее увеличивать объемы продаж. Повысить же прибыльность предприя¬тия возможно лишь двумя способами: либо увели-чивая объемы про¬даж, либо сокращая издержки, а большую долю расходов компании в сфере услуг составляет заработная плата сотрудников. Поэтому многие руководители пытаются сэкономить на этой статье расхо¬дов.


В связи с этим возникает необходимость точной оценки по¬требности в персонале. Количественная потребность в персонале позволяет определить количе-ство сотрудников, необходимое для решения задач фирмы. Качественная по-требность — это, прежде всего планирование профессионального состава ра-ботников, определение квалификации, которой должен обладать каждый из них. В соответствии с первым подходом кадровое планирование начи¬нается с расчета численности по каждой


профессиональной группе, и на основании этого путем суммирования определяется общая чис¬ленность работников. 1. Определение целей компании на год и стратегии их достижения, формирование текущей политики в отношении персонала. В общем виде можно выделить три цели подбора кадров: 1) расширение присутствия компании по существующим направ¬лениям. Если туристская компания планирует выйти за год на значительный объем продаж, необходимо оценить, какими


темпами он будет увеличиваться, и за-планировать привлече¬ние новых специалистов. 2) выход на новый рынок, новое направление. Необходимы силь¬ные спе-циалисты: во-первых, обладающие опытом развития новых направлений, имеющие представление о возможных нестандартных ситуациях и путях их ре-шения, во-вторых, квали¬фицированные менеджеры по продажам с хорошими навыка¬ми презентации, умением убеждать и высоким уровнем обслу¬живания клиентов.


В этом случае можно сочетать внутреннюю ротацию и привлечение новых специалистов; 3) сохранение позиций компании на достигнутом уровне. Про¬исходит естественная смена персонала. 2. Определение качественной потребности в персонале. Для того чтобы получить качественный состав персонала, можно исполь¬зовать матрицу биз-нес-процессов. Матрица бизнес-процессов представляет собой таблицу, которая со-ставляется отдельно на каждый бизнес-


процесс (рабо¬ту). По вертикали в ней указываются действия в бизнес-цепоч¬ке, по горизонтали — должности со-трудников. На пересечении строк и столбцов указывается, какую функцию предусматри¬вает данная должность относительно данной функции. [9] 3. Определение количественной потребности в персонале. После вы¬явления всех необходимых функций важно понять, сколько че¬ловек в состоя-нии справиться с поставленными задачами. С этой целью разрабатываются нормативы работы.


Для многих отрас¬лей, особенно в промышленности, суще-ствуют нормы выработ¬ки, однако для многих сфер, в частности и для туризма, таких нормативов нет. Единственный способ в такой ситуации — это разрабо-тать нормативы самостоятельно, используя фотографию рабочего времени со-трудников на тех участках, которые необхо¬димо оптимизировать. Можно про-водить как самофотографию, когда сотрудник сам фиксирует все выполняе-мые им дела и за¬траченное на это время, так и наблюдение со стороны.


Для учёта затрат рабочего времени используется следующая форма (табл. 1.2) [10] Таблица 1.2 Форма затрат рабочего времени № Выполненная операция Время начала операции Время окон-чания операции Длительность операции Код операции Примечание Первые четыре пункта заполняются в процессе наблюдения, осталь¬ные — в ходе анализа. Использование кода позволяет группировать операции.


Объе-динение в группы производится в зависимости от спе¬цифики должности. Зная нормативы выполнения различных работ и соответствующие пла-новые показатели, можно определить, сколько человек необходи¬мо для дости-жения целей организации. Однако определение потребности в основных работниках с помощью этого метода не всегда возможно, так как в сфере услуг часто не обеспе¬чивается усло-вие непрерывности процесса производства, поэтому об¬щая


численность работ-ников по указанному методу рассчитывается с некоторой погрешностью. При расчете в данном случае нужно исполь¬зовать коэффициент выполнения нормы выработки, который обеспе¬чивает учет равномерности распределения объема производства услуг в течение отчетного периода и экстраполируется в плановый период. Данная технология кадрового планирования достаточно трудоем¬кая, особенно на этапе описания бизнес-процессов и разработки нор¬мативов.


По-этому на первом этапе можно составить матрицы бизнес-процессов и нормати-вы только на отдельные виды работ. Кроме того, большинство туристских компаний придерживаются принципа «за¬крытой кадровой политики» — при-влечения дополнительного персо¬нала на сезон, а не увеличение штата постоян-ных работников. Поэто¬му в управленческой теории и практике при определении потребности в персонале применяется ряд следующих методов. Посредством эконометрического метода потребность в рабочей силе опре-деляется исходя


из предполагаемого уровня конечного спроса на какой-то год в будущем. Метод проектирования тенденций или метод экстраполяции пред¬полагает перенос прошлых тенденций к изменению величины сово¬купной рабочей силы и ее структуры на прогнозируемый период. Привлекательность метода — в его простоте. Основной недостаток — не-возможность учесть изменения в развитии организации и внешней среды. По-этому этот метод подходит для краткосрочного планирования в


организациях со стабильной организационной структурой, действующих в стабильной внешней среде, что очень большая редкость в оте¬чественном туризме. В связи с этим многие фирмы используют метод скорректированной экстраполяции. Он учи-тывает изменения в соот¬ношении факторов, определяющих численность со-трудников, рост производительности труда, снижение текучести кадров, по-вышение заполняемости средств размещения и т. д. [15] Метод экспертных оценок основывается на мнении руководителей под-разделений относительно


потребности в персонале. Менеджер по персоналу со-бирает, анализирует и резюмирует их оценки. Для этого могут быть использо-ваны: групповое обсуждение, письменные отче¬ты, метод Дельфи (многократная экспертная оценка). Суть последне¬го метода состоит в том, что результаты пер-вичной экспертной оценки потребности в персонале доводятся до сведения всех членов эксперт¬ной группы и подвергаются критическому анализу. Обобщен-ный результат второй экспертной оценки и составляет прогноз потребнос¬ти


в персонале. Преимущество метода экспертных оценок — участие в планирова-нии управления персоналом линейных менеджеров. Не¬достаток — трудоем-кость процесса сбора и обработки заключений эк¬спертов, а также субъектив-ность последних. [1] После определения потребности в персонале наступает очередь его непо-средственного подбора. Суть этого процесса заключается в том, чтобы с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию при¬влечь более или менее подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и приема


на работу. В целом при отборе кадров принято руководствоваться рядом прин¬ципов: a. ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека; b. поиск не идеальных, а наиболее подходящих для данной должно¬сти кандидатов; c. обеспечение соответствия требованиям, предъявляемым содер¬жанием работы, индивидуальным качествам претендента. В процедуре подбора персонала используются внешний и внутрен¬ний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудни¬ки, либо люди со стороны.


Работники своей организации представля¬ют внутренний рынок, а привлеченные извне — внешний (табл. 1.3). Таблица 1.3 Внутренний и внешний рынки рабочей силы Рынки Преимущества Недостатки Внутренний Появляется возможность продвижения; незначительные расходы при наборе; знание производства; знание сотрудников и их возможностей; соблюдение производственного уровня вознаграждений; быстрое замещение должности; свободные места для молодежи


Уменьшается возможность выбора; высокие расходы на повышение квалифика-ции; замещение мест и повыше¬ние в должно-сти только ради мира и спокойствия Внешний Большая возможность выбора; новые им-пульсы для предприятия; поступающий приносит знания другого предприятия и легче завоевывает признание; удовлетворя-ется потребность в кадрах Большие расходы при наборе; способствует текучести кадров; отрицательное воздействие на климат в коллективе;


нет знания производства; тратится время на испытательный срок; замещение должности требует больших затрат времени В целом система работы с персоналом предполагает два основных аспек-та: поиск сильных работников вне компании и развитие персо¬нала внутри компании. Для каждой компании выбор внешнего или внутреннего рынка бу-дет зависеть от возможностей и ограничений внешней и внутренней среды ор-ганизации, ситуации на туристском рынке, рынке труда и также в зависимости


от целей компании, опре¬деляющих цели подбора новых кадров. 1. Формулирование требований к работнику. Исходя из целей организа-ции, корпоративной культуры и ситуации на рынке форми¬руются требования к кандидатам по следующим параметрам: 1. знания; 2. умения и навыки; 3. деловые и личностные качества. 2. Выбор методов сбора информации. На этом этапе выбираются источ-ники сбора информации о претендентах,


которые будут использо¬ваны для их оценки по интересующим критериям. Желательно, чтобы информацию по каж-дому из критериев можно было подтвердить двумя-тремя источниками. Средства отбора и оценки претендентов на вакантные должности чаще всего делятся на личные и технические. В группе личных средств оценки персонала наибольшую слож¬ность представляет проведение интервью-собеседования. В группе технических средств оценки персонала лучший эффект дают так на¬зываемые оценочные центры,


то есть оценка персонала происходит в специально организованных учреждениях. Оценочные центры вы¬полняют две главные задачи: выявляют управленческие способнос¬ти испытуемых и устанавливают для каждого из них индивидуальную программу тренировки, предназначенную для повышения уровня организационной культуры и развития выявленных способностей. В связи с тем, что выбор метода оценки — это в значительной мере эко-номическая задача, выделяют группу достаточно эффективных и экономич-ных основных методов,


которые применяются в большин¬стве случаев и обес-печивают решение задач правильного отбора кан¬дидатов, и дополнительные методы, которые применяются в отдель¬ных случаях и при наличии условий для этого. К основным методам относят: резюме, письмо-заявление, предва-рительное телефонное собеседование, анализ анкеты, основное собеседование, проверку от¬зывов. К дополнительным методам можно отнести тестирование спо¬собностей, психологическое тестирование, тестирование


знаний и навыков, выполнение пробных заданий и др. Однако каждая компа¬ния сама решает для себя, какие методы ей использовать при подборе конкретного кандидата. [11] 3. Выбор источника привлечения кандидатов. Размещение инфор¬мации о вакансии. Чаще всего для поиска применяются следующие способы Объявления о вакансиях в печатных средствах массовой информа¬ции, обращения в агентства по подбору персонала,


информация зна¬комых, Интер-нет применяются существенно чаще других. Выбор спо¬соба поиска зависит от многих факторов: характера самой вакансии и предъявляемых к кандидату требо¬ваний; особенностей поведения потенциальных кандидатов; финансовых воз-можностей и затрат рабочего времени; технических возможностей и степени конфиденциальности, с кото¬рой осуществляется поиск. 4. Сбор и анализ информации о претендентах. По поступившим заявле-ниям нужно оценить претендентов,


то есть определить, какой кандидат лучше всего подходит на данное место. Руководству органи¬зации всегда нужно пом-нить о том, что оно отвечает за правильный подбор людей, которые могли бы реализовать стратегию фирмы, а так¬же за то, чтобы сотрудники хорошо чувст-вовали себя на работе и она соответствовала бы их способностям и возможно-стям. Анализ резюме. Первое знакомство с кандидатом происходит по¬средством резюме.


Оно служит основанием для принятия решения о пригла-шении соискателя на собеседование. Резюме дает информа¬цию о профессио-нальном уровне кандидата (опыте работы и образо¬вании) и позволяет теорети-чески определить, сможет ли данный че¬ловек выполнять работу на уровне, не-обходимом компании. Интервью (анкета, вопросы, тестирование). Суть этого этапа: собрать макси-мум информации о кандидате; подтвердить или опровергнуть гипотезы, воз-никшие на предварительных этапах; проанализировать и оценить


опыт и лич-ностные качества кандидата. Основные инстру¬менты: анкета, вопросы к кан-дидату, блок тестов. Групповая работа. Этот этап позволяет увидеть, как «вживую» кан¬дидаты работают с клиентами. Групповая работа представляет собой выполнение кан-дидатами (8-10 человек) индивидуальных и групповых заданий в течение 3-4 ча-сов, которые затем обсуждаются и оценивают¬ся экспертной группой. В качестве экспертов выступают менеджер по персоналу, непосредственные руководители потенциальных кандида¬тов


и т. д. Оптимальный количественный состав экс-пертной группы — 3-5 человек. Оцениваемые качества: коммуникабельность, стрессоустойчивость, навы-ки продаж (контакт с клиентом, выявление потребностей, пре¬зентация, работа с возражениями клиента, умение убеждать), клиенто-ориентированность, ори-ентация на результат, способность разрешать конфликтные ситуации, умение убеждать, умение работать в ко¬манде и т. д. Если кандидат подходит на вакантную должность, но есть какие-либо со-мнения на его


счет, можно дать ему испытательный срок. Испытательный срок является последним экзаменом для канди¬дата. Он показывает не только профес-сиональную пригодность канди¬дата, но и обоснованность заключений, выводов, сделанных менеджером по персоналу, обоснованность потраченных на отбор сил и средств. Согласно КЗоТ РФ, по соглашению сторон при заключении трудо¬вого договора (контракта) может быть установлен испытательный срок до трех ме-сяцев, а в отдельных случаях по согласованию с проф¬союзом — до шести.


Процедуру оценки результатов прохождения испытательного срока необ-ходимо четко определить и довести до сведения кандидата. Если последний не справился со своими обязанностями, то его увольняют. Заключение трудового соглашения — договора (контракта) венчает процесс отбора персонала. Необходимо помнить, что «сотрудником является тот, кто заключил с вами контракт о найме, а не тот, кто про¬сто оказывает вам услуги». [8] После зачисления на должность начинается задействование сотруд¬ника,


то есть направление его на вакантное место в соответствии с по¬требностями орга-низации и интересами его самого. Там непосредствен¬ный руководитель осуще-ствляет его введение в должность, которое представляет собой совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить пери-од адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими. Для этого новичков зна¬комят с производственными циклами и разными подразделе-ниями, рас¬сказывают


об истории создания компании, предоставляют видеома-те¬риалы о фирме и справочники, о правилах внутреннего распорядка. [11] Затем начинается процесс адаптации нового сотрудника, то есть его при-способления к содержанию и условиям труда, социальной сре¬де. Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизио¬логическую и социально-психологическую. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профес-сии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности,


способов при¬нятия решений для начала в стандартных ситуациях. Профессио¬нальная адаптация начинается с того, что по-сле выяснения опыта, зна¬ний и характера новичка для него определяют наибо-лее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или при-крепляют наставника. Поскольку курсы чаще всего оторваны от жизни, а запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант оказывает-ся более предпочтительным.


Он помогает входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, ассистирования более опытным коллегам, осмысления их и собственных действий. Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму рабо¬ты и от-дыха и т. п. не представляет особых сложностей и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, харак¬теристики самих этих ус-ловий. Социально-психологическая адаптация к коллективу, наоборот, мо¬жет быть связана с немалыми трудностями


и особенно сложна для руководите-лей. Прежде всего, может иметь место несоответствие их и новых подчинен-ных по уровню. По истечении определенного времени необходим анализ соответствия ра-ботника занимаемой должности — аттестация. Непосредственными объектами аттестации становятся: • результаты работы сотрудника; • отношение к выполнению своих обязанностей; • творческий потенциал. Оценка персонала — установление соответствия деловых и личных ка-честв работника требованиям должности


или рабочего места. Оценка работни-ка в организации служит трем основным целям:  административной — повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка работ¬ника проводит-ся для принятия административных решений;  информационной — в результате этой оценки появляется воз¬можность информировать сотрудников об относительном уров¬не их работы. В итоге служащий узнает сильные и слабые сторо¬ны своей трудовой, деятельно-сти; 


мотивационной — результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных ра¬ботников, их можно поощрить. [6] На практике существуют два основных подхода к аттестации. В со¬ответствии с одним ее смысл состоит в контроле за деятельностью ра¬ботника и ее оценке, имеющей следствием поощрение, продвижение по службе. Другой подход делает акцент на поиске путей совершен¬ствования


работы и самореали-зации сотрудника. [7] Аттестация должна проводиться регулярно, не реже одного раза в три, максимум в пять лет. Принятый в нашей стране порядок пре¬дусматривает проведение аттестации в три этапа: [4] 1.Подготовительный этап: - Составление списков аттестуемых - Определение правил и критериев - Утверждение графика проверки - Формирование аттестационной комиссии - Подготовка документов 2.


Этап проведения аттестации - Изучение документов - Заслушивание аттестуемых - Обсуждение - Принятие решения 3. Итоговый этап - Осуществление должностных перемещений - Поощрение или наказание Формальным результатом оценки является либо присвоение ква¬лификации, либо признание работника соответствующим или несоот¬ветствующим своей должности с определенными рекомендациями


на будущее о его сохранении в ней, повышении, понижении, увольнении. [7] Любое туристское предприятие — открытая система, поэтому его персо-нал находится в постоянном движении. Такое движение кадров в фирме следу-ет рассматривать в двух аспектах. Первый аспект выра¬жается понятием теку-честь кадров, а второй — развитие персонала, или управление карьерой. Под деловой карьерой понимается продвижение работника по сту¬пенькам служебной лестницы или


последовательная смена занятий кап в рамках отдель-ной организации, так и на протяжении жизни в целом. Карьера может быть вертикальной, то есть подъем на более высокую сту-пень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопро¬вождается более высокими полномочиями и оплатой труда), и гори¬зонтальной, что предпо-лагает либо перемещение в другую функциональ¬ную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в орга¬низационной структуре


туристской организа-ции, либо расширение или усложнение задач на прежней ступени иерархии. В большинстве случаев продвижение работника осуществляется путем чередова-ния вертикального с горизонтальным. Такая карьера получила название сту-пенчатой [13]. Перемещение индивидов с одной работы на другую с целью умень¬шения монотонности труда и увеличения мотивации и результативно¬сти, а также по-вышения надежности и слаженности трудовой деятель¬ности внутри


и между подразделениями получило название ротации кадров. Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, про¬водимых кадровой службой предприятия, по планированию, орга¬низации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, по-требностей, возможностей, способностей и склон¬ностей, а также целей, воз-можностей и социально-экономических условий всего предприятия [2]. Основой карьеры часто становится карьерограмма — документ, состав-ляемый


на 5-10 лет, который содержит, с одной стороны, обя¬зательства адми-нистрации по горизонтальному и вертикальному пе¬ремещению работника, а с другой — обязательства последнего делать для этого все необходимое (повы-шать уровень образования, квалифи¬кации, профессионального мастерства). Основные этапы деловой карьеры работника можно представить в виде табл. 1.4 [4]. Таблица 1.4 Этапы деловой карьеры Название этапа


Период Содержание Подготови¬тельный 18-22 года Получение профессионального образо-вания Адаптивный 23-30 лет Овладение профессией, поиск места в коллективе, начало карьеры руководи-теля Стабилиза¬ционный 30-40 лет Обретение профессионализма, оконча-тельное разделение на руководителей и исполнителей Консолида-ционный 40-50 лет Совершенствование профессиона-лизма, освоение новых сфер дея-тельности Зрелый 50-60 лет Передача знаний и опыта молодежи


Предпенсионный > 60 Подготовка к уходу на пенсию Перемена работы — сложный и болезненный процесс, как для ра¬ботника, так и для предприятия. Фирма в силу своего стремления к наивысшей производительности труда заинтересована в стабильном коллективе и делает все для того, чтобы ограничить число увольнений. Текучесть кадров — уход работников с предприятия, как по соб¬ственной инициативе, так и по инициативе


администрации. Кроме того, про-исходит демографическое движение персонала — перемеще¬ние работников в связи с возрастными изменениями, по производ¬ственной необходимости (внутрифирменное движение) и др. [7]. По степени управляемости выделяются факторы трех групп, вызы¬вающие движение персонала: • факторы, возникающие на самом предприятии (производствен¬ные), — величина заработной платы, условия труда, уровень автоматизации производства, перспектива профессионально¬го роста и т. п.; • личностные факторы — возраст


работников, уровень их образо¬вания, опыт работы и т. п.; • факторы, внешние по отношению к предприятию, экономи¬ческая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий и т. п. Уровень текучести кадров (ТК) оценивается соотношением числа работ-ников, уволившихся с предприятия по собственному желанию или по инициа-тиве администрации (Ртк), к среднесписочному числу работников (Рсс). ТК = РТК/РСС. Соотношение общего числа уволившихся (Ру) или поступивших (Рп) на предприятие работников


со среднесписочным числом представляет соответст-венно оборот кадров по выбытию (Кв) и поступлению (Кп): КВ=РУ/РСС; Кп=Рп/Рсс; Предупреждение реальных увольнений работников должно осно¬вываться не только на анализе мотивов уже состоявшихся увольне¬ний, но и на данных о мотивации потенциальной текучести — готов¬ности работников к сме-не места работы. Такой подход соответствует принципам опережающего управления. Только зная факторы готов¬ности работника к уходу с предпри-ятия, можно определить, чем вы¬звана его


неудовлетворенность местом работы и как снизить степень этой неудовлетворенности, предотвратив тем самым увольнение. Немаловажным элементом тактической системы управления пер¬соналом, напрямую связанным с его профессиональной адаптацией, является обучение персонала. Дефицит квалифицированных кадров по-прежнему остается ост-рой проблемой для туристских предпри¬ятий, особенно в связи с тем, что для получения лицензии штат тур¬фирмы на 30 % должен состоять из сотрудников,


имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма. Однако руководители туристских компаний констатиру¬ют, что программа профильных вузов в большинстве случаев дале¬ка от реальных потребностей рынка, молодые специалисты часто оказываются не готовыми к выполнению служебных обязанностей. Исходя из этого многие туристские предприятия вынуждены самосто¬ятельно обучать кадры, тем более что связан-ные с этим затраты яв¬ляются прежде всего инвестициями в развитие


компании, залогом ее стабильности, а педагогический аспект становится важным элемен¬том корпоративной культуры. Одной из наиболее распространенных форм обучения сотрудников на месте являются семинарские занятия, на которых менеджеры полу¬чают всю не-обходимую для работы информацию. Часто их проводят специалисты среднего звена, которые делятся опытом и дают свои рекомендации «новичкам». Тематические семинары часто используются операторами для ин¬формирования менеджеров агентских компаний.


Как правило, они но¬сят ин-формативный характер и состоят из цикла 1-2-часовых лекций по определен-ным темам, на которые приглашаются специалисты кон¬кретных направлений. Обычно семинарские занятия проходят перед каждым сезоном. В настоящее время широкое распространение получили специаль¬ные программы тренингов, которые активно предлагаются консалтин¬говыми цен-трами. Бизнес-тренинг — это короткий курс повышения квалификации (1- 4


дня). Продолжительность одного учебного дня составляет, как правило, 8-10 часов. Оптимальным количеством уча¬стников группы считается 10-12 человек. Это позволяет, с одной сто¬роны, каждому продемонстрировать выполнение за-дания преподава¬телю, а с другой — обменяться опытом, поучиться друг у дру-га. В ходе тренингов решаются следующие задачи: ♦ на корпоративном уровне занятия позволяют сформировать


мо¬бильную и дружную команду, способную добиться высоких ре¬зультатов, вы-бирать при взаимодействии эффективную тактику принятия решений, выяв-лять и гибко менять общую структуру группы, социальные роли, приобрести эффективные навыки ком¬муникации и обратной связи; на личностном уровне создаются условия для раскрытия потенци¬ала со-трудника и, как следствие, повышения общего творческого потенциала коман-ды, развиваются способности брать на себя ответственность за групповой ре-зультат и принимать цели ком¬пании


как своих собственные, слушать и слы-шать идеи других, принимать и продвигать наравне со своими; ♦ на эмоциональном уровне тренинги снимают накопившееся на¬пряжение, дают заряд положительных эмоций, ощущение внут¬ренней свободы и легкости, создают благоприятный психологи¬ческий климат в коллективе. Тренинги по смысловой направленности можно разделить на шесть групп [12]. ♦ Самоорганизация. Данная группа тренингов направлена на разви¬тие спо-собностей, улучшающих деятельность


специалиста. В рам¬ках этих тренингов людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно выявлять приоритеты, легко принимать са¬мостоятельные решения, творчески и активно относиться к своей работе, нести ответственность за процесс и результат труда. ♦ Командная работа. Основной целью этой группы является необ¬ходимость научить людей координировать свои действия с дея¬тельностью кол-лег. Участников таких тренингов учат принципам построения команд, эффек-


тивному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства, развитию коммуникаци¬онных навыков. ♦ Организация работы персонала. Эти тренинги предназначены главным образом для руководящего состава туристских орга¬низаций. Руководителям преподают уроки эффективной моти¬вации подчиненных, делегирования пол-номочий, обучают техно¬логиям лидерства и контроля, управлению конфликта-ми. ♦ Работа с внешними организациями. Они направлены на развитие у пер-сонала компаний способностей по взаимодействию


с вне¬шними агентами, де-ловыми партнерами, средствами массовой ин¬формации, властными структурами. Это могут быть тренинги по развитию навыков эффективных продаж, совершен-ствованию на¬выков общения, работы на выставках, обучающие искусству про¬ведения презентаций, переговоров и деловой переписки. ♦ Ориентация на клиента. Основной целью этой группы тренин¬гов явля-ется создание в туристской организации доброжела¬тельного климата для кли-ента.


Это могут быть следующие тре¬нинги: формирование правильной психо-логической установки по отношению к клиенту, телефонный этикет, умение общаться с клиентом, искусство снятия конфликтной ситуации между слу¬жащим и клиентом. Профессиональные навыки. Направлены на персонал определен¬ных под-разделений организаций, усовершенствование работы, по их конкретному направлению деятельности исходя из опыта специалистов и, возможно, опыта других аналогичных по про¬филю подразделений или организаций.


Основная часть тренинга представляет собой разбор теоретическо¬го ма-териала, который закрепляется ролевыми играми или индивиду¬альными уп-ражнениями. В конце обучения проводится тестирование, которое позволяет проверить, насколько хорошо люди усвоили ин¬формацию. В ходе тренингов могут отрабатываться вопросы межлич¬ностных отношений в конкретном кол-лективе, предоставляются пси¬хологические рекомендации по оптимизации ра-боты сотрудников.


До этого момента речь шла по существу, о базовой подготовке кад¬ров. Если же учесть, что базовые знания имеют тенденцию устаревать, то возни-кает необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежат повышение квалификации и соответственно профессиональное разви-тие персонала. Под профессиональным развитием персонала следует понимать ком-плекс мероприятий, направленных на повышение качества знаний, умений сотрудников и их желания эффективно трудиться.


Речь идет о постоянной образовательной работе с целью расширения и углубления квалификации кадров. Практика менеджмента туризма свидетельствует о том, что поддер¬жание знаний персонала на высоком уровне рассматривается как один из важнейших элементов эффективной работы фирмы. Необходимость профессионального развития персонала связана: 1. с совершенствованием технологий туристского бизнеса;


2. изменением рыночных отношений и обусловленной этим необ¬ходимостью в инновациях; 3. изменениями в системе личностных ценностей сотрудников пред¬приятия. Формально профессиональное развитие шире профессионально¬го обу-чения и часто включает в себя последнее. Однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и профессиональное развитие, и обучение слу¬жат одной цели — подготовке персонала фирмы к успешному


реше¬нию стоящих перед ней задач. Следстви-ем этой процедуры для ра¬ботника является карьерный рост. В целом следует признать, что на подавляющем большинстве предпри-ятии сферы услуг отсутствуют целостная концепция по работе с персоналом и система практических мер по ее реализации. Под¬разделение по работе с персоналом нередко имеет низкий админис¬тративно-организационный статус и не выполняет целый ряд задач кадровой политики. Весьма часто за рамка-ми внимания менедже¬ров остаются


следующие кадровые проблемы: 1. мотивационная и социально-психологическая диагностика работ¬ников; 2. анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; 3. управление производственными, социальными конфликтами и стрессами работников; 4. оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; 5. маркетинг кадров, планирование и контроль деловой карьеры.


Между тем в практике работы сервисного предприятия все указанные кадровые проблемы очень важны. Персонал, вплотную сталкива¬ясь с потребите-лями и обслуживая их, персонифицировано демон¬стрирует уровень эффек-тивности работы фирмы. [8] 1.3 Определение контроля. Виды контроля. Управление следует рассматривать как непрерывный процесс це¬ленаправленных действий, потому что цели не всегда достигаются в преду-смотренном виде, люди не всегда или не так выполняют


пору¬чения, измене-ние окружающей среды ведет к изменению внутренних переменных. Определение степени достижения цели осуществляется при помо¬щи контроля, который представляет собой процесс установления от¬клонения от пре-дусмотренных величин и действий людей в хозяйствен¬ной деятельности. Благо-даря контролю организация имеет возмож¬ность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, по¬этому контроль можно определить как про-цесс, при помощи которо¬го организация обеспечивает достижение


своих це-лей. Контроль — одна из функций управления. Как функция контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, это элемент каждой функ¬ции управления (организации, регулирования, координации, плани¬рования, учета, анализа), а с другой — это самостоятельная функция управления. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвраще¬ние кризисного положения.


Контроль позволяет фиксировать ошиб¬ки, сознательные и несоз-нательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем конт¬роль дает возможность определить, какая деятельность на пути до¬стижения цели была наиболее эффективна. Имея большой диапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться только рамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга.


В замкнутом цикле управленческой деятельности контроль взаи¬модействует с другими функция-ми. Особенно тесное взаимодействие существует между контролем, бухгал-терским учетом и анализом хо¬зяйственной деятельности. Бухучет является информационной базой контроля, а анализ — методом его проведения. Кон-троль имеет свои объекты, субъекты, цели и задачи. Объектами контроля выступают предприятия, организации.


Внут¬ри орга-низаций контролю подвергаются происходящие в них процес¬сы или отдель-ные элементы системы. Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль осуще-ствляют как государственные органы, так и ведомственные и частные. Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению за¬конности. Благодаря нему обеспечиваются единство решений и их ис¬полнение, достижение поставленных задач, а также


предупреждаются ошибки и недоработки. Контроль, осуществляемый до фактического начала работы, на¬зывается предварительным. Он предусматривает предупреждение на¬рушений установ-ленных правил ведения работ. Кроме того, предва¬рительный контроль пред-шествует хозяйственной операции и направ¬лен на предупреждение нарушения законности, нецелесообразного, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. При планировании, составлении смет, заключении дого¬воров этот вид контроля имеет наиболее


высокую эффек-тивность. Благодаря ему устраняются диспропорции в финансировании. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, назы-вается текущим контролем. Его объектом являются подчиненные сотрудники, а осуществляется он начальниками. Задачи текущего контроля — оперативное выявление и своевременное пресечение на¬рушений и отклонений, возникаю-щих в процессе выполнения хозяй¬ственных операций и производственных заданий.


Текущий контроль осуществляется на основе обратной связи. Ма¬териальные, финансовые и человеческие ресурсы составляют «вход» системы обратной связи, а готовая продукция, услуги — «выход». В роли регулятора системы выступает руководитель-менеджер, который осуществляет контроль. При заключительном контроле формируется информация для уче¬та, если ана-логичная работа повторяется в будущем. Она использует¬ся для мотивации труда. По заданным параметрам контроль дает возможность также


своевремен-но реагировать на изменяющиеся внут¬ренние и внешние факторы. Заключительный, или последующий, контроль осуществляется по¬сле то-го, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целями этого вида контроля яв¬ляются установление пра-вильности, законности и экономической це¬лесообразности производимых ра-бот и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе. [14] 1.4


Учет и контроль результатов труда работников Эффективное управление персоналом направлено на повышение каче-ственного и количественного уровня выполнения работы ру¬ководителем или специалистом. Кадровый учет и контроль резуль¬татов труда работников про-изводится по двум основным направле¬ниям. 1. Учет затрат на персонал. 2. Анализ показателей, характеризующих использование кадрово¬го по-тенциала (контроль результатов труда). Для того чтобы произвести анализ стоимости затрат предприятия на ра-бочую


силу, необходимо прежде всего определиться с тем, что относится к этим затратам. 1. Прямая заработная плата и оклады (включая премии). 2. Оплата неотработанного времени (отпуска, праздничные дни, выход-ное пособие). 3. Оплата еды, питья и др. 4. Стоимость жилья работника. 5. Затраты на социальное обеспечение. 6. Стоимость профессионального обучения.


7. Затраты на улучшение условий труда. 8. Стоимость культурно-бытового обслуживания и др. Для учета затрат на персонал можно произвести анализ динамики следующих показателей (табл. 1.5). Таблица 1.5 Показатели, характеризующие стоимость затрат предприятия на рабочую силу Наименование показате-ля Формула расчета Примечания Стоимость единицы тру-да на рабочую силу (Ст.), руб.


Стоимость затрат пред¬приятия на рабочую си-лу (Зрс)/ССЧ Положительная динамика — снижение зна¬чения пока-зателя Объем про¬дукции, при¬ходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу (∆V1Р) Объем реали¬зации про-дук¬ции в анали¬зируемый пе¬риод (Ор) / Зрс Положительная динамика — рост значения показателя


Среднегодо¬вая выработ-ка одного работ¬ника в анали¬зируемый пе¬риод (Пт) / Ст Удельная за-тратоемкость продук-ции (УР) Зрс/Ор Данный показатель является обратным по отношению к показателю объема продукции в расчете на 1 руб. затрат ∆V1Р и характеризует затраты на рабочую силу (руб.), необходимые для получения 1 руб. продукции. Динамика показателя объема продукции в расчете на 1 руб. затрат на рабочую силу ∆V1Р позволяет


контроли-ровать изменение эффективности этих затрат: рост выпуска продукции на единицу затрат говорит об их целесообразности. При снижении отдачи затрат необ-ходим анализ причин, чтобы вы¬яснить влияние как внешних, так и внутрен¬них факторов С использование кадрового потенциала производится путем анализа сле-дующего ряда показателей (табл. 1.6) Таблица 1.6 Показатели, характеризующие использование кадрового по-тенциала


Наименование показателя Формула расчета Примечания Объем реали¬зации услуг, руб. Фактическая величина Положительная динамика — рост значения по¬казателя. Изменение (увеличение) объе-ма реа¬лизации может (∆ОР) произойти из-за увеличе¬ния цены одной единицы про-дукции, которое является экономически нецелесообразным, так как в долгосрочный период может


привести к падению спроса на продукт и последующему уменьшению объемов его реализации. Поэтому допол-нительно рекомендуется проанализиро¬вать изменение объема производства продукции в натуральном выражении (шт ед. услуг) Среднегодовая численность персонала Фактическая величина Необходимо сравнение величины изме-нения численности персонала и темпов изменения среднегодовой выработки одного работника. Экономически неце-лесообразно увеличение численности персонала


на большую величину измене-ния выработки (или уменьшение на меньшую величину) Среднегодовая выработка Объем реа¬лизации /ССЧ Положительная динамика — рост значе-ния показателя в анализируемый период. При этом следует проанализировать изме-нение значения показателя в натуральном выражении Фонд оплаты труда (ФОТ), руб. Фактическая величина Необходим сравнительный анализ измене-ния значения показателя


ФОТ и изменения значения показателя объема реализации Среднегодовая заработная плата одного работника (ЗП), руб. ФОТ/ССЧ Необходим сравнительный анализ изме-нения значения показателя ЗП и измене-ния значения показателя среднегодовой выработки одного работника Заработная плата на 1 руб. реа-лизации продукции, коп.


ФОТ / объем реализации продукции Положительная динамика — снижение зна-чения показателя, так как здесь зарплата рассматривается в качестве затрат Конечной целью организации управления персоналом является достиже-ние высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема оказанных услуг в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности, и отдачу от за¬трат


на персонал. Эффективность мероприятий по управлению персоналом может заклю-чаться в следующем [1]. 1. Экономия средств, которая выражается в снижении потерь рабо¬чего времени, условном высвобождении работников, экономии по фонду зарплаты. 2. Экономический эффект, который образуется от увеличения при¬были в результате роста объема выпуска рентабельной продук¬ции и от снижения себе-стоимости по причине сокращения удель¬ных затрат на единицу производимой продукции.


Жесткая конкуренция на туристском рынке обусловливает поиск спосо-бов повышения внутренней эффективности фирм. При отсут¬ствии научно обоснованной теории эффективного управления персо¬налом предпринимать ка-кие-либо шаги в этом направлении невозможно. [8] 2.Организация контроля за деятельностью подчиненных в турфирме «Дискавери» 2.1 Характеристика турфирмы «Дискавери» Компания существует с 2004 года, на сегодняшний день - основной ту-роператор


Хакасии по организации внутреннего туризма в регионе. Но, не-смотря на сравнительную молодость, компания приобрела опыт и надежных партнеров в регионе, что позволяет предлагать качественный продукт по всем активным направлениям в Хакасии и юге Красноярского края. На сегодняшний день предлагается свыше 50-ти собственных про-грамм, а именно: пешеходные туры по Саянам, сплавы по горным рекам, ры-бацкие туры, велосипедные и конные


маршруты, большой выбор экскурси-онных программ по Хакасии, круизы по Енисею, экспедиции в Тофаларию и Монголию. У компании имеется техника повышенной проходимости ( ГАЗ-66; ЗИЛ; танкетка; моторные лодки КС; бураны), что дает возможность показать туристам самые отдаленные уголки Республики. Отдел транспортного об-служивания может в любое время предоставить комфортные автобусы


вме-стимостью от 7-ми до 40 посадочных мест. Большая база спортивного снаря-жения также позволяет организовать удобные, качественные и безопасные туры. На сегодняшний день штат компании насчитывает 13 специалистов по туризму, своя команда переводчиков, экскурсоводов, инструкторов по спор-тивному туризму. Компания "Дискавери" - активный участник Всероссийских туристских выставок, в 2006 году "


Дискавери" получила диплом "Лучшие товары и услу-ги Хакасии", работа сотрудников неоднократно отмечалась дипломами и призами Правительством Республики. Компания старается, чтобы её дея-тельность активно способствовала развитию туризма в регионе Хакасия. [16] Краткая Характеристика турфирмы «Дискавери» Численность персонала, сотрудников 15. 32 сотрудника вне штата (экскурсоводы, гиды, проводники и др.


) Активы, млн. руб 1,2, из них 0,6 спортивное снаряжение и техническое оснащение Объемы продаж в месяц, путевок 150-200 (заграница + РХ) Доля рынка, % 50 Рентабельность, % 100 Руководители фирмы, человек 2 Наличие и размеры филиальной сети 5 филиалов (Красноярск Новосибирск, Московский регион) Опыт руководства и сотрудников


Не менее 7 лет. Стаж работы в туризме Приоритеты на рынке Внутренний туризм Перечень основных видов услуг Все виды активного отдыха по РХ и югу Краснояр-ского края, по РФ и за рубежом Организационная структура турфирмы «Дискавери» 2.2 Организация контроля за деятельностью подчиненных в турфирме «Дискавери» Исследовав функции и концепции управления персоналом в турагенст-ве «Дискавери», было выявлено, что


контроль за деятельностью сотрудников осуществляется в процессе отслеживания объемов продаж по отделам. Сле-довательно, необходимо рассмотреть в сравнительной таблице основные по-казатели развития туристской организации за последние 2 года. Таблица 2.1 Основные показатели развития туристской организации Показатели Единица измерения Количественные показа-тели за 2005 год. Количественные показа-тели за 2006 год. Количество туристов, всего: ед. чел.


1830 2040 в том числе: -граждане РФ ед. чел. 1621 1788 -иностранные граждане ед. чел. 209 252 Средняя стоимость об-служивания российского туриста руб. 6800 7200 Средняя стоимость об-служивания иностранного туриста руб. 14980 15670 Средняя продолжитель-ность пребывания рос-сийского туриста дн. 7 7 Средняя продолжитель-ность пребывания ино-странного туриста дн.


10 10 Количество выезжав-ших в турпоездки жите-лей региона, всего: ед. чел. в том числе: - по РФ ед. чел. 638 687 - за рубеж ед. чел. 967 1101 - СНГ Средняя стоимость тур-поездки жителя региона - по РФ руб. 17500 18200 - за рубеж руб. 22300 23000 - СНГ руб. Численность работаю-щих в сфере туризма в компании, всего ед. чел.


15 15 в том числе: - специалисты, имеющие высшее образование, спе-циальность «Туризм» - директор ед. чел. 5 5 - специалисты, имеющие высшее образование ед. чел. 3 3 - специалисты, имеющие среднее специальное, специальность «Туризм» ед. чел. - специалисты, имеющие среднее специальное об-разование ед. чел - специалисты, прошед-шие переподготовку, по-вышение квалификации по специальности «Ту-ризм» ед. чел 5 5 - специалисты, обучаю-щиеся заочно (указать специальность) ед.


чел 2 2 Таблица 2.2 Структура потребления и стоимости туристских услуг по от-делам за 2005 год. Цели посещения по видам туриз-ма, отдыха и оздоровления Количество туристов Средняя продолжительность тура в дн. Средняя стоимость тура в руб. Граждане РФ Иностранные гра-ждане Внутренний отдел: Горнолыжный 122 56 10 12000 Охота и рыбалка 37 41 7 8800


Водный 40 7 7600 Конный 41 10 9200 Экскурсионный 67 28 10 7800 Экологический Оздоровительный 161 37 14 21000 Корпоративный 54 47 7 25600 Международный отдел: Пляжный 510 14 29700 Культурно-познавательный 509 14 28000 Шоп-туры 46 10 15000 Деловой 34 10 28000 Таблица 2.3 Структура потребления и стоимости туристских услуг по отделам за 2006 год.


Цели посещения по видам туриз-ма, отдыха и оздоровления Количество туристов Средняя продолжительность тура в дн. Средняя стоимость тура в руб. Граждане РФ Иностранные гра-ждане Внутренний отдел: Горнолыжный 142 76 10 14000 Охота и рыбалка 57 45 7 9800 Водный 46 7 8600 Конный 61 10 9900 Экскурсионный 92 39 10 8800


Экологический Оздоровительный 199 42 14 24000 Корпоративный 49 51 7 27600 Международный отдел: Пляжный 527 14 31700 Культурно-познавательный 539 14 30000 Шоп-туры 52 10 18500 Деловой 48 10 31000 Данные таблиц позволяют дать комплексную оценку деятельности ту-ристского предприятия за 2005-2006 год. На основании количественных показателей таблицы 2.1 можно проанали-зировать насколько увеличился приток туристов в турагенстве «Дискавери», всего на 210 человек


из них граждан РФ 167 человек, иностранных граждан 43 человека. Притом, что средняя стоимость обслуживания туристов увеличилась: - российского туриста на 400-500 рублей; - иностранного туриста на 700-1000 рублей. Показатели таблицы 2.2 и таблицы 2.3 выражают приток туристов кон-кретно по отделам: Так как контроль за деятельностью сотрудников осуществляется в про-цессе отслеживания объемов продаж по отделам, то исходя из анализа дан-ных в таблице за 2005-2006 годы приток туристов


увеличился, что свиде-тельствует о высококвалифицированной работе персонала в туристском агентстве. На основе проведённого анализа был разработан ряд рекомендаций по организации и осуществлению контроля за деятельностью персонала на рас-сматриваемом предприятии: - осуществлять контроль за деятельностью персонала посредствам созда-ния кадровой службы (специально создать отдел кадров либо пригласить спе-циалиста по работе с кадрами) ; -создать при кадровой службе учет и контроль за результатами труда ра-


ботников, в котором будет отслеживаться объем выполненной работы каждого сотрудника; -провести анализ показателей, характеризующих использования кадрового потенциала; -произвести расчет стоимости затрат предприятия на рабочую силу, с це-лью контроля денежных средств на оплату труда; -проводить профессиональное развитие сотрудников путем периодическо-го обучения и аттестации; -совершенствовать организацию труда и стимулировать развитие кадро-вой политики; Конечной целью организации управления персоналом является


достиже-ние высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема оказанных услуг в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности, и отдачу от за¬трат на персонал. Жесткая конкуренция на туристском рынке обусловливает поиск спосо-бов повышения внутренней эффективности фирм, за счет улучшения работы персонала, посредствам эффективной кадровой политики.


Заключение В заключении данного исследования целесообразно привести следую-щие итоги: - было выявлено понятие, функции и концепции управления персона-лом; - исследовано особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма; - изучена сущность контроля и способы его организации на предпри-ятиях сервиса и туризма; - рассмотрены способы организации контроля за деятельностью подчи-нённых на примере турфирмы «Дискавери». В результате можно сделать вывод, что контроль за деятельностью


со-трудников является движущей силой любого предприятия, в частности тур-фирмы, цель которой завоевать предпочтение потребителей, а в конечном итоге занять привилегированное положение на рынке по отношению к дру-гим фирмам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Похвала Витовту
Реферат Катодное осаждение анодное растворение сплава железо-никель и структурные превращения в электролитах
Реферат Администрация Абанского района Красноярского края постановлени е
Реферат Феодальное государство (экономическая основа, сущность, механизм, функции и формы)
Реферат Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области)
Реферат Организация производства молока на молочно-товарной ферме на 600 голов скота
Реферат Тредиаковский
Реферат Криминологическая характеристика личности насильственного преступника
Реферат Анализ дозирующего оборудования
Реферат Экспериментальная психология
Реферат Стеклянная посуда
Реферат Постановочний план вистави за п’єсою Олександра Фредро "Згасла свічка"
Реферат Казахская национальная одежда
Реферат Применение методики обеспечения безубыточности производства в экономических расчетах
Реферат Крестьянская война Емельяна Пугачёва