Реферат по предмету "Философия"


Знание

А. С. Холманский
Аннотация:Мировоззрение современного человека должно гармонично сочетать в себе научноезнание об устройстве и законах вещественного мира с духовным знанием о целиземной жизни и путях ее достижения.
Вышевсякого обладателя знания есть Знающий! (Иосиф 12, 76).
НакладываетСоздатель печать неверия на сердца тех, кому недоступно Знание (Румы 30, 59).
Достоинствочеловека определяется мерой его полезности для общества. Конечно,добросовестный человек на любом месте приносит пользу людям. Однако наибольшийавторитет и уважение имеют те, кто сочетает высокий профессионализм створческим отношением к своему делу. Неповторимость, оригинальность каждогочеловека говорит о том, что каждому от природы дается именно его талант, тоесть такие способности его души, при должном развитии которых, он обязательнопринесет в мир что-нибудь новое, сделав его еще добрее, красивее и интересней.Чтобы создать действительно что-то новое и полезное человек должен обладать необходимымобъемом профессиональных знаний и иметь хорошую осведомленность о смежныхобластях. Этим требованиям должен отвечать деятель в любой сфере культуры, будьто наука и техника, искусство и сфера обслуживания, — везде есть возможностьпроявить свою оригинальность. Важна для этого и устремленность в творчестве,которая суммирует в себе такие качества, как увлеченность идеей, умениепоставить цель и мобилизовать силы для ее достижения. Духовную ценность плодамлюбого творчества сообщает та уверенность творца в своей правоте, корни которойберут начала в правой вере в Бога. Постигать знания, развивать талант, творитьновое и полезное для людей – это и есть путь духовного совершенствованиячеловека: всяко даяние благо и всяк дар совершенен свыше есть, сходяй от ОтцаСветов (Иак 1, 17); Ревнуйте же дарований болших, и еще по превосхождению путьвам показую (1 Кор 12, 31). Мерой усвоенного знания и плодами его применения воблаго людей определяется сила Духа человека-творца, которая и есть самаядейственная форма осуществления в мире Божией любви: Аще друг друга любим, Богв нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас (1 Ин 4, 12).
Любоепрофессиональное знание укореняется на знании законов бытия, которое человекусваивает в пору его становления как личности. Начала нравственностизакладываются еще в младенчестве, их человек усваивает как бы с молоком матери,но основную роль в формировании духовно образованной личности играет школа. Истержнем школьных знаний является курс элементарной физики. Во-первых, физикадает практические знания, которые необходимы для жизни и работы в современноммире, насыщенном техникой и электроникой. Во-вторых, школьный курс элементарнойфизики с достаточной полнотой раскрывает законы мироустройства, знание которыхнеобходимо для формирования научно-духовного мировоззрения. Его обретениеслужит залогом выбора правильного пути в жизни. Мировоззрение современногочеловека должно гармонично сочетать в себе научное знание об устройстве изаконах вещественного мира с духовным знанием о цели земной жизни и путях еедостижения. Оба вида знания человек получает эмпирически, научно изучая законыприроды и духа. Природа составляет предмет естествознания, а духовностьчеловека была всегда предметом изучения философии и богословия.
Основойестествознания является физика. Философия, как чисто умозрительная наука, имеетв своей основе логику, то есть науку о мышлении. Опираясь на логику, богословиеизучает богодухновенные откровения, всю полноту которых содержит СвященноеПисание (Библия, Коран): Испытайте Писаний (Ин 5, 39). Синтез (слияние)научно-эмпирических знаний о мире и человеке или о материи и духе дает в суммесовершенное знание, которое по своей сути есть Богопознание: от видимых благ… уразумети Сущаго (Прем 13, 1); Мы познаем Бога не через Его природу, ачерез порядок сущего [св. Дионисий Ареопагит]. Мышление, как словотворческаядеятельность мозга есть прямой способ сообщения человека с Богом – Словом: Боготверзет нам двери слова, проголати тайну Христову (Кол 4, 3). Мозг, как вещественноеобразование, всецело подчиняется универсальным законам физики, которые вдуховной сфере обретают форму Божиих законов. Следовательно, богодухновенностьпророка или вдохновение ученого, по своей сути, есть сочетание строгойподзаконности работы мозга с уникальной утонченностью мировосприятия человека.
Излогики следует ограниченность знания рамками вопросов, правильность ответов накоторые в принципе не может быть удостоверена опытным путем. Назовем ихзапредельными вопросами. К ним можно отнести такие вопросы:
— какова сущность духа?
— если у Вселенной было начало, то, что было до него?
— если Вселенная ограничена, то, что может быть за этой границей?
Постичьсмысл ответов на эти вопросы нельзя из-за того, что дух человека неотрывен отего плоти и все средства восприятия мира вещественны: Невозможно слухом принятьразумения сей тайны [св. Иоанн Лествичник]. Но сама возможность постановкиподобных вопросов понуждает ум человека продвигаться в познании мира вплоть досамых последних его вещественных границ и духовных глубин. Отметим, что ученыеXIX-го и более ранних веков, философствуя над запредельными вопросами,неизбежно приходили к выводу о существовании Бога и Его участии в начальномакте творения мира: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт 1, 1); пространство- это орган, которым Бог пользуется, чтобы воспринимать вещи [И. Ньютон].
ДоХХ века развитие природы и человечества шло размеренным темпом, строго следуяестественным законам природы. Открытия в физике ХХ века привели к качественномускачку в развитии науки и техники, в результате чего число людей и машин напланете стало безудержно увеличиваться и влияние деятельности человека наприроду достигло уровня космических сил. Индустриализация и милитаризацияэкономик государств в ХХ веке были сопряжены с внедрением в общественноесознание материалистического мировоззрения и поэтому из системы народногообразования и воспитания практически во всех развитых странах мира былиисключены духовные предметы. И как следствие этого природное стремление человекак духовному совершенствованию было вытеснено страстью к материальномуобогащению.
Игнорированиедуховных законов и безоглядное обезображивание человеком природы к концу ХХвека приобрели уже характер, угрожающий существованию самой жизни на Земле.Участились техногенные катастрофы и стихийные бедствия (скачки климата,землетрясения), ускорилось глобальное потепление, ощутимым стало уменьшениеплощади плодородных земель и зеленого покрова Земли; духовно-нравственныеболезни приобрели характер пандемий (СПИД, наркомания, массовые психозы исексопатология). Все это есть ответная реакция природы на извращение человекоместественных законов бытия. Именно таков механизм самосохранения Жизни на Землеи обращения человека к забытой им истине: телеса ваша храм живущаго в васСвятаго Духа суть (1 Кор 6, 19).
Главнымположительным итогом развития науки и техники к концу ХХ столетия следуетпризнать два достижения:
— расшифровку генома человека, то есть раскрытие порядка сборки плоти человека намолекулярном уровне: человек от земли, перстен (1 Кор 15, 47);
— создание информационных технологий и электронных средств связи, позволяющихобеспечить всеобщий контроль за производством и потреблением материальных благ:бяху им вся обща (Дея 4, 32); Вещи и деньги в мире являются общими для всех,как свет и этот воздух, которым мы дышим [св. Симеон Новый Богослов].
Этидостижения уже позволяют упорядочить материальную сторону жизни человека ипереориентировать науку на изучение законов духа и решение таких жизненноважных вопросов:
— как правильно жить, не нанося вреда природе и будущим поколениям?
— какие средства допустимы для достижения той или иной цели?
— какова цель жизни человека и человечества?
Изучениедуховных законов должно начинаться со школьной скамьи. Например, до революции вРоссии в школах обязательным предметом был Закон Божий, который знакомилученика с содержанием Библии и служил введением в практику и теориюправославного вероисповедания. Ныне учителя словесники, зная церковнославянскуюграмоту, вполне могут научить детей самостоятельно читать Славянскую Библию.Пониманию же духовных законов будет способствовать представление законов физикикак Божьих законов, по которым от самого начала и по сей день развиваетсявещественный мир: закон духовен есть (Рим 7, 14). Усвоив духовные законы инаучившись соизмерять свои плотские желания с физическими возможностямиприроды, человек обретет верный путь к достижению главной цели жизни: Ищите жепрежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33); духомходите и похоти плотския не совершайте (Гал 5, 16).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.