Реферат по предмету "Философия"


Зигмунд Фрейд: концепция психоанализа

Вологодский Государственный Педагогический Университет
/>
на тему:
/>
/>
Выполнила:студентка юридического фак-та группы 2 «А»
КалинаАнна Анатольевна.
Проверил:Синицына Т.И.
Вологда
2003 г.
 ПЛАН:
1.  Сведения о З.Фрейде, его жизни и научных работах.
2.   Развитие психоанализа. Психоанализкак философское течение вообще.
3.   Преувеличение роли сексуальныхвлечений в психической жизни человека —  один из главных призывов к“раскрепощению чувственности”.
4.   Истолкование сновидений, как“королевская дорога” психоанализа.
5.   Заключение (Психоанализ —  урокскромности для человека).
6.  Библиография.
Вовторой половине ХIХ века, когдапсихология выделилась как отдельная наука, главной её целью стало раскрытиеосновных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторныхусловиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта.Поэтому появление радикально иного подхода к  изучению людей вызвалоошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теорияличности представила человека не как существо разумное и осознающее своёповедение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки котороголежат в другой, более широкой сфере психического — в неосознанном.
Фрейдпервым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами,рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примеромпсиходинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, чтоповедение человека полностью детерминировано, и бессознательные психическиепроцессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Почтиза 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
·      Первую развёрнутуютеорию личности;
·      Обширную системуклинических наблюдений;
·      Оригинальныйметод лечения невротических расстройств;
·      Методисследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либодругими средствами.
Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрелоизвестность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор, Чехия) в семьенебогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущийзнаменитый учёный прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но толькоЗигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умоми страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшиеусловия. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венскийуниверситет. Особый интерес для него представляли естественные науки. Фрейдвоспитывался на принципах и идеалах точного, опытного естествознания – физики ибиологии. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы.Этим идеалам он следовал и тогда, когда перешёл в область психологии. Оннамеревался стать профессиональным научным работником. Но он стал практикующимврачом-невропатологом, т.к. его материальное положение сильно ухудшилось.Вместе с таким же врачом И. Брейером они стали применять для лечения своихпациентов гипноз. Через несколько лет Фрейд выдвинул постулат, придавший всемего последующим концепциям, каких бы психологических проблем они не касались,особую окраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности вовсех человеческих делах. В различных гипотезах и представлениях Фрейдапотаённым силам сексуальности действительно было придано могущественное влияниена судьбу человека, и для того, чтобы считать Фрейда трубадуром этих сил, онсам дал немало оснований. Однако, подобно тому как применительно к поведениюсвоих пациентов Фрейд в их реакциях искал скрытый от их сознания реальныйсмысл, в суждениях самого Фрейда, его теориях заключалось гораздо больше, чемэто им самим осознавалось. И именно эти «зашифрованные» идеи, а не версия овсемогуществе полового влечения, стали животворным источником его влияния нанауку о человеке. Совместно молодые невропатологи Фрейд и Брейер подготовиликнигу «Исследования истерии». Она вышла в 1895 г. Иногда её оценивают как первуюглаву в истории созданного Фрейдом психоанализа. Книгу «Толкование сновидений»,вышедшую в 1900 г., Фрейд считает своим главным трудом. Он думал, что сныявляются отражением страхов, влечений и других переживаний, которые говорят осебе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейдпопытался восстановить. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияютнеосознанные мотивы, была блестяще продемонстрирована им в книге«Психопатология обыденной жизни» (1901 г.). В другой работе – «Остроумие и егоотношение к бессознательному» (1905 г.) шутки или каламбуры интерпретируютсяФрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которыенакладывают на сознание индивида различные социальные нормы. Но это вовсе неозначает, что они монопольно царят над всеми движущими поведением человекапотребностями, как это со всё большей настойчивостью утверждал Фрейд. Именноэтот подход он отстаивал в «Трёх очерках по теории сексуальности» (1905 г.),где весь анализ психоневрозов вращался вокруг подавленного сексуальноговлечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненныхсостояний. Его обращение к данным, касающимся психики «первобытных людей»,ставило целью доказать сходство между их мышлением и поведением и симптомаминеврозов. Об этом говорилось в его работе «Тотем и табу» (1913 г.). В 1915-1917гг. он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным подназванием «Вводные лекции в психоанализ». Курс требовал дополнений, их онопубликовал в виде 8 лекций в 1933 г. В этот же последний период творчестваФрейда увидели свет его работы, запечатлевшие изменения, которые претерпели еговзгляды на структуру человеческой личности: «Психология масс и анализ Я» (1921г.), «Я и Оно» (1923 г.). В конце 30-х гг. XX века Фрейд эмигрировал в Англию. Там его встретиливосторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе еголечащий врач сделал 2 укола, положившие конец страданиям. Это произошло вЛондоне 21 сентября 1939 г.   
Возникнувв начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначалаусилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение,претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем.Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей вЗападной Европе и, в особенности, в США.
Психоанализ— не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно онявляется философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа,таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смыслепсихоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера,“если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По его мнению, главнойсоциальной причиной распространения психоанализа является почти полноеразделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к“кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое“подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинстваже в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производстваи потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.
Психоаналитическоеучение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику илидаже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль,сознательные институты — это взгляд врага, определяющего по симптомам причины,характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующемунаправлению:  от терапии неврозов и методов исследования бессознательныхпсихических процессов к “метапсихологии”, т.е. совокупности теоретическихпостулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”.
Затемэта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различныхобластях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии, социологиии т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи,осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинскойпсихологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опытобщения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.
В”Толковании сновидений” (1900 г.) сновидение рассматривается как приватная микрология сновидца, а мир представляется как сновидение народов. Фрейд находитпервоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих вбессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”,закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений,той психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусстваили религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у котороговлечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинённеумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; носознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализацией”, тоесть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые несовпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьмаограничена, за ясными и отчётливыми идеями и образами сознания скрываются тёмныеи спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображенияинстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа являются,в первую очередь, разного рода психопатологии, в которых эта “тьма” берёт верхнад сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом егосуществования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогиймежду детскими влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры.Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всемучеловеческому бытию.
Дляобозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин“Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейдпостоянно подчёркивал связь психической жизни с биологической организацией(поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по егособственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдалённом будущемнаука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии ифизиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями илипредставителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью:влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состояниисновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделеносмыслом — это как бы граница между биологическим и психическим, тут совершаетсяпереход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психическойэнергии “инвестируются” в определённые идеальные образы культуры, творимыежизненной энергией желания.
Фрейдсоздал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения имышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всехсоциальных и гуманитарных наук. Он подчёркивал наличие конфликтов в психикечеловека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в её истории и в связи сдействием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработкавопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивовдействий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показатьи некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, посколькуте внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражениемусловий существования людей в капиталистическом мире.
Фрейд,конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, нохарактерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений впсихической жизни человека стало одним из главных источников призывов к“раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на егоучение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказалсяот чтения произведений Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он, судя повсему, был неплохо с этими учениями знаком.
УчениеФрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе. Но и втом, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческогосуществования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”.Другим источником была упрощённо понятая установка естествознания, а такжебуржуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные ипсихологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам.Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками,которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук.Фрейд сосредоточил всё внимание на том, что, по его мнению, присуще природечеловека, т.е. на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличиеот различных привнесений культуры присущи всем людям.
Модельюего философской антропологии был не просто человек с его исключительнопсихологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу иподобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, поего мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которогомы не могли бы найти у здорового… Невротики заболевают теми же комплексами, скоторыми ведём борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счёте и здоровая, иотклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результатсовершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). Взависимости от того, успешно был преодолён “эдипов комплекс” или нет, произошлали фиксация, задержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо,протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.
Поопределению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаёт существованиепервичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении,а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детскойсексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчёркивал, что бессознательное,во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергияинстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека,в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурныеявления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец,что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психикииндивида.
Особенностьювоззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощьюкоторого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодолевает иневротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, котороепривносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживаетмеханизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше“Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанцийпсихики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительнаязависимость ребенка от родителей, медленное, в сравнении с другими животными,взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В нейкак бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей,социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смыслнынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннемудетству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапамчеловеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений,социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.
Поэтомуистолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, асамо сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как всновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному,изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они  - сутьнаследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизмаявляется “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия,разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется в каждойсемейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую    пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древниймиф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребёнка,вступающего в жизнь не только биологически, но и психически —  черезвзаимоотношения с родителями.
Символикасновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами,замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленнымиот века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога,почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае естьрод иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному иархаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актёромявляется желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом,языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразузаинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление состороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являютсяносителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психическихпроцессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всейпсихотерапии Фрейда, который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”.Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания,они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кромесоздания невротических симптомов.
Самымзагадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения отсвоей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становитсяпроизведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющегоребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещённой форме.Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное лёгкомунаркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находитудовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даромвозвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведениях искусства. Сам этотдар остаётся в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот илииной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (ане в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняетпсихоанализ, — это производность прекрасного от эротики (“прекрасное ивозбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы изначальные свойства сексуальногообъекта”).
Психоанализпредставляет собой не только мир, но и философию. Она далека от оптимизма. Мыобладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало чтоспособны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям ине подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой.Психоанализ —  это урок скромности для человека, поскольку ему следуетотучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное.Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшитьзависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение отиллюзий, от сновидений даёт познание необходимости. Такая философия не утешает,она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
Библиография:
1.  Фрейд, З. Психологиябессознательного: сборник произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение, 1990. – 448 с.
2.  Фрейд, З. Психоанализ. Религия.Культура / З. Фрейд. – М.: Владос, 1998. – 490 с.
3.  Руткевич, А.М. От Фрейда кХайдеггеру / А.М. Руткевич. – М.: Центр, 2000. – 397 с.
4.   Фрейд, З.Лекции по психоанализу. Лекция 31 / З. Фрейд. — М.: КСП +, 1998. – 114 с.
5.   Радугин,А.А. Хрестоматия по истории психологии / А.А. Радугин. – М.:  МГУ, 1980. – 670с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прикаспийская впадина
Реферат Iii всероссийская конференция "аллергология и иммунология для практической педиатрии"
Реферат The Arts Of Russia Essay Research Paper
Реферат Molecular Biotechnology In Our Life Essay Research
Реферат Is Perception Reality Essay Research Paper Assignment
Реферат Elizabeth Blackwell Essay Research Paper Blackwell Elizabeth
Реферат Noble Lie Essay Research Paper In Bloom
Реферат Анализ методов государственного регулирования налогообложения и их влияние на производство и потребление
Реферат Macbeth Essay Research Paper Everyone who is
Реферат Методика обучения английскому языку как второму иностранному
Реферат Descartes Origins Of Knowledge Essay Research Paper
Реферат Казахстан в период перестройки 1985-1991 гг
Реферат Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возр
Реферат Ремохадас
Реферат Система машин для комплексной механизации возделывания гороха в ОАО АПО Нива Шаблыкино