Реферат по предмету "Философия"


Зарождение философского знания в античном мире

--PAGE_BREAK--
7.  ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ИДЕЯ КОЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НООСФЕРЫ

Ноосфера — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития. Ноосфера включает: 1) антропосферу;; 2) техносферу; 3) измененную человеком живую и неживую природу; 4) социосферу.

В конце 60-х-начале 70-х годов обострение экологической ситуации за рубежом активизировало интерес к проблеме взаимодействия природы и общества, антропогенного влияния на биосферу Земли. В связи с этим отечественные исследователи обратились к В.И.Вернадскому. Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже…

1.Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живоевещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;

2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Он видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы. Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. В нашей стране идеи ноосферы органично связаны с революционной перестройкой социалистического общества. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т. п.— все это и есть слагаемые ноосферы.Устремленность в будущее, таким образом,— характерная черта ноосферного учения, которое в
современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.




8. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛ-АЯ ПРОБЛЕМА: РОДОВАЯ СУЩНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

   Для философии весьма важно выделить понятия, в которых отражаются фундаментальные стороны человеческой жизни. В данной теме проводится различие между пониманием человека и как индивидуального, и как социального существа. Различие индивидуального и социального в человеческом бытии заключается в том, что человек способен провести четкую грань между тем, что принадлежит ему как индивидуальному субъекту, от того, что  является общим достоянием многих и многих людей. Есть формы жизни человека, возможные только как индивидуальный процесс. Многие психические феномены имеют индивидуальный характер: память, внимание, эмоции, темперамент, воля и т.п.

 То, что в философии фиксируется как индивидуальная сторона человеческой жизни, выражается в специальных терминах. Один из таких терминов — понятие «существование», в западной философской традиции — «экзистенция», выражающий индивидуальное существование человека. Сформировалось целое философское течение — «экзистенциализм», для которого главной проблематикой является бытие человека как индивида.

Теперь прямо обратимся к смыслу понятия «существование человека», связав его с понятиями «обособление» и «одиночество». В понятии «существование» самым непосредственным является уровень чисто природного бытия человека. Человек существует, прежде всего, как живое органическое существо, единство души и тела. Все люди естественно, т.е. как природные существа, обособлены друг от друга. Поэтому о людях очень часто говорят как о природных «особях». Естественное, природное обособление человека от человека есть основа всякой личностной идентичности. С этой точки зрения одиночество есть высшая степень обособления человека.  Существование человека как субъекта обособления и одиночества непосредственно связано с самосознанием. Самосознающее Я есть главное условие человеческой индивидуализации. Личность в своем самосознании решает вопрос о цели и смысле своего существования. Если проанализировать жизненный путь известных людей, то становится ясной роль самосознания в развитии человеческой индивидуальности. Человеческое существование по сути своей трагично: его трагедия в том, что человек не способен реализовать себя в полной мере, встречает неодолимые внешние препятствия. Развивается дух человека, но гаснут его физические силы, осознаются ошибки, но невозможно прожить заново жизнь.

Для философии понятие «существование» выражает реальное, конкретное бытие человека как индивидуального, обособленного существа. Фундаментальность смысла жизни легче постигается, если взять во внимание то, что полюсами человеческого существования являются «рождение» и «смерть». Изначальный смысл слова «существовать» — «жить», «пребывать», «наличествовать». Любой существующий индивид заключает в себе все тайны человеческого бытия. В глубоких корнях экзистенциального бытия обнаруживается бесконечная ценность человеческой индивидуальности. О человеке, перестающем существовать, говорят, что он уносит с собой целую Вселенную. Человек может существовать в разных формах. То, что делает сходным разных людей, это их способность индивидуально воплощать собой родовую сущность человечества. В индивидуальных формах человеческого существования реализуется историческое богатство человеческой природы.

  Сопряженной с проблемой существования является проблема человеческой сущности. Понятие «сущность человека» относится к такому состоянию человека, как «общение», «коллективность». В понятии сущности фиксируется обобщенная идея человека. Здесь требует особого разъяснения категория «общение». Прежде всего следует придать этому понятию очень широкий смысл. На языке философии «общаться» — значит иметь общий предмет, постигать общий смысл, выражать общее значение. Примеров общности — наличие табу в жизни примитивных племен, центральный орган управления для гос-ва, и т.п. То, что является «общим», невидимой печатью ложится на единичных представителей этой общности.

Философская проблема человеческой сущности заключается в том, что люди не просто пребывают в мире, но как-то осмысленно определяют себя, свое человеческое состояние. Жан-Поль Сартр выразил вполне определенную философскую позицию: сущность человека в том, что он из себя осуществляет. Есть и другая философская точка зрения, её суть в том, что человек вовсе не свободен в своем осуществлении, что человеку его сущность задана прежде, чем он существует; это значит, что человек может реально существовать только в той форме, которая определена безотносительно к его свободе.

 Итак, можно констатировать, что в проблеме человеческой сущности речь идет не о содержании, а о форме жизни человека. Это значит, что если люди вступают в какие-либо отношения коллективности, то небезразлично, в какой социальной форме это осуществляется, в форме племенных первобытных отношений, или современной цивилизованной форме рыночного государства. Это явление получило на языке философии наименование «надличностного», «трансперсонального», что означает — «довлеющего над личностью, персоной».

 Сущность человека не относится только к отдельным, обособленным индивидам, — она выходит за рамки одного человека и относится ко многим людям. В то же время нельзя упускать из виду, что сущность человека не является неопределенной обобщающей характеристикой только общества,- за ней стоят живые люди. Да, существуют отдельные, обособленные индивиды, но они общаются с себе подобными, приспосабливаются друг к другу, организуют общее совместное проживание. Каждый индивид, жизненно осуществляя себя, становится личностью в рамках общества, внутри социальных форм связи с другими личностями. Воспитание имеет целью подключить отдельного индивида к общим социальным формам общественной жизни. Социализация личности есть индивидуальный процесс вхождения человека в социум, развитие человека как социализированного существа, умеющего жить в обществе, с людьми.




9. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОВСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ.

Проблема смысла жизни человека. Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности, но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?».

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных наслаждений, вторые — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие.

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.
Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Развитие биоэтики в России может способствовать гумманизации отечественной биомедицины, этическому самосознанию профессионального сообщества медиков. Развитие биоэтики в России, конечно, не может вывести отечественное здравоохранение из того кризиса, в котором оно оказалось. Но оно поможет сформировать новые этические регулятивы перед профессиональным сообществом медиков, осознать моральные коллизии и дилеммы, с которыми сталкиваются в своей работе биологи, медики, психиатры. Развитие биоэтики в России идет по разным направлениям. Среди них основный должно быть законодательное регулирование биомедицинских исследований и практики здравоохранения в таких областях, как трансплантология, определение момента смерти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т. д. Важную роль в развитии биоэтики должно сыграть создание этических комитетов и комиссий в научно-исследовательских и лечебных учреждениях. В формировании этического самосознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в медицинских учебных заведениях всех уровней. И, наконец, поддержка исследовательской работы по биоэтике. За 1991—1992 годы многое сделано. Создан Российский национальный комитет по биоэтике. В рамках Московского Философского Фонда сформирована ассоциация по биоэтике. Наконец, принят закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации». Начинает развертываться исследовательская работа по проблемам биоэтики.




10. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.  СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание, один из основных аспектов духовной жизни, соотнесённость субъекта переживания с внутренним или внешним предметом и самоотнесённость его с собою (самосознание как знание о тождественности личности). В этом смысле «со-знание» является «сопутствующим знанием» в единстве сознаваемого, сознающего и самого акта осознания, всегда направленного на что-то. Сознание может различаться по степени своей ясности и отчётливости.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Воздействующие на нас предметы и события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты. Чувства, эмоции суть компоненты сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли.

Бессознательное (Б), в шир. смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются. Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.

Динамическую характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Исследования франц. псих. школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом при помощи гипноза. Продолжил эту линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн. влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в Б отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов. Б находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

Проблема идеального: Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.

Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило своей актуальности и в настоящее время.Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта.С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу идеального:

Природу идеального ищут на стороне субъекта(Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.

Природу идеального ищут на стороне практики(Ильенков)–идеальное–объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.

Природу идеального ищут на стороне объекта(Лившиц)–идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление(перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции.




12. ПОЗНАНИЕ  КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛ-ИИ И НАУКЕ

Адекватное отображение действительности — суть познавательного процесса. Материалест. подход говорит, что такое познание возможно. Знание познающего субъекта — идеально. Знание постепенно переходит в духовную сферу (научно — теоретич. деятельность). Субъект познания — Ч. Объект познания — все формы материи и формы ее взаимодействия. На начальных этапах развития человеч. познание связано с практической деятельностью. Постепенно появились знания связанные с предсказаниями, теоретические, и т.п. Знание — высшая форма отображения действительности.

Структура знания: Чувственное и рациональное познание.1) Знания как система (Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность называются правилами. Знания, таким образом, включены в систему деятельности); 2) знание как отражение действительности; 3) Чувственное познание (для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных.

Истина — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины». Объективная истина — это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Она существует потому, что объективным является материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содержание наших знаний и является объективной истиной.

Относительная истина — это такое знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.

Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознания субъекта; в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.

Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина — это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Современный материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы применения результатов познания и уточнять их. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания в ошибочные.

Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное раз и навсегда. Истина не дается в готовом виде, и ее нельзя в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится в развития. В этом плане любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне, является неполным, неточным, в определенной мере односторонним, то есть на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.