Реферат по предмету "Философия"


Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.

ЗАПАДНАЯНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–XXвв.
Ключевыепонятия: Неклассическая философия. Философия жизни, воля, воля к власти.Экзистенциализм, экзистенция, сущность и существование человека,трансценденция, свобода и ответственность, онтология человека, пограничныеситуации. Феноменология, феномен, интенциональность сознания. Герменевтика,понимание, интерпретация, толкование, текст, диалог. Позитивизм ипостпозитивизм. Неотомизм. Психоанализ, бессознательное, либидо, сублимация, коллективноебессознательное, архетипы.
Доклады:
1.Две этики А. Шопенгауэра.
2.Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.
3.Ж.-П. Сартр о проблеме человека в экзистенциализме.
4.Другие философские течения (по выбору).Словарь
Абсурд(лат. absurdus – фальшивозвучащий) – нелепость, бессмысленность, неразумность, противоречивость. С1940-х гг. понятие «абсурдный» часто употребляется для того, чтобы охарактеризоватьотношение человека к бытию.
Архетип(греч. arhe – начало и typos– образ) – прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы – этоструктурные элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародышевозможности всех психических процессов и переживаний.
Бессознательное– психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.
Верификация(от лат. verus – истинный и facio– делаю) – подтверждение теоретических построений опытным путем. Неопозитивизмтребует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания,которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.
Волюнтаризм(лат.voluntas – воля). Классическимпредставителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля –основной принцип всей действительности. Ницше видел во всем живущем волю квласти.
«Воляк власти» — название произведения Ницше и составная часть егофилософии жизни.
Интенция–направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
Коллективноебессознательное – термин, введенный психиатром К. Г.Юнгом для обозначения одной из форм бессознательного (части психики, содержащейвоспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества вцелом и являющейся продуктом наследуемых структур мозга. Коллективноебессознательное отлично от индивидуальной (личной) формы бессознательного,основывающейся на опыте конкретного человека. Согласно Юнгу, коллективноебессознательное содержит архетипы, или общечеловеческие первообразы и идеи.
Либидо(лат.libido – страсть) – одно изосновных понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательныесексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность.
Неопозитивизм– философское течение, распространенное в первой половине XXв. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическиманализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно(достоверно) воспринимает окружающий мир. Логический анализ языка – это анализтекста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл)знаков – этим неопозитивизм сближается с герменевтикой. Основной принципнеопозитивизма – принцип верификации – сравнения положений науки с фактамиопыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можноподвергнуть проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие,сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежатверификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения. Другая идеянеопозитивизма – освобождение философии от метафизических (не имеющихдостоверного научного решения) проблем.
Неотомизм– наиболее авторитетное течение современной теологической (богословской)философии, являющейся официальной теоретической платформой католицизма. Базанеотомизма – учение Фомы Аквинского.
Оптимизм(лат. optimus – наилучший) – в отличие от пессимизма такое восприятиежизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны ивообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывный прогресс. Дляпессимиста А. Шопенгауэра оптимизм являлся «гнусным» способом мышления.
Пессимизм(лат. pessimus – наихудший,самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием,безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете.Такое личное убеждение или философское направление, которое, впротивоположность оптимизму, рассматривает в мире его отрицательные стороны,считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до концабессмысленным. Представитель философского пессимизма – А. Шопенгауэр.
Сверхчеловек– представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодарявоспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рожденияжизненной силы.
Фрейдизм– общее название различных школ и направлений, стремящихся применитьпсихологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся кчеловеку, обществу и культуре. Представители фрейдизма – А. Адлер, К. Г. Юнг. Вконце 1930-х гг. возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который,сохранив основную логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явленияхчеловеческой жизни сексуальную подоплеку.
Экуменизм–движение за объединение всех христианских церквей в рамках единой догматики.Практический конспект
1).В западной философской традиции, начиная с Нового времени, отчетливоразличаются два качественных периода: классический (новоевропейский) и неклассический(современный). Хронологические границы классического периода: с XVIIв. по 1830-е гг., от Декарта и Бэкона до Гегеля включительно.
Взападной классической философии XVII– начала XIX в. господствоваларациональная парадигма (система принципов). Ее краеугольный камень – принцип разумностибытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко: не толькоиндивидуальный человеческий, но и надындивидуальный – Мировой Разум,Божественный разум. Этот «камень» покоился на «трех китах». Во-первых, предполагалось,что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами(божественными, природными, духовными). Во-вторых, преобладало убеждение, что,эти законы познаваемы человеком с помощью разума или чувственного опыта,результаты которого все же осмысливает опять таки разум. В-третьих, философы несомневались, что, используя полученные знания, возможно заставить природу служитьчеловеку, а общество и человека разумно усовершенствовать. Научный разум,полагали просветители, способен разрешить все проблемы.
Характерныечерты классического периода:
►Принципиальныйрационализм. Мыслящий индивид выступает как эталон бытия. Бытие мыслится какразумное сцепление событий.
►Верав безграничную способность человеческого познания. Истина доступна познанию вовсем совершенстве и полноте.
►Господствоидеи прогресса. В силу разумного мироустройства и разумности человекадостижение благополучия и гармонии неизбежно. История движется непременно кгуманности, справедливости и свободе.
►Самосознаниестановится критической рефлексией (самонаблюдением), логико-рационалистическиморудием преодоления предрассудков и заблуждений.
Врамках рациональной деятельности выделяли два вида:
а).Мыслительную деятельность, основанную на опыте, то есть мышление посредствомрассуждения, доказательства, расчета;
б).Деятельность мысли, как бы воспаряющую над опытом, сверхопытную.
Первуюназывали рассудком, вторую – разумом.
Недостаткии просчеты классической философии:
●Синдром системосозидания. Требование системного исчерпывающего познания,возведенное в закон. Отсюда догматизм классического мышления.
●Сведение философствования к рационально-познавательной процедуре мышления.Орган философии в классике не душа, а разум. Воля, эмоции, чувства, страстивытесняются логикой мысли. Завышенная оценка возможностей разума.
●Стремление философии быть наукой. Начиная с Декарта, ей хотелось быть такой жестрогой и доказательной, как, например, математика.
●В философии Гегеля, который задался целью создать философию как науку, классическаяфилософская парадигма изжила себя. Философия встала перед выбором: исчезнутьили коренным образом реформировать себя. Она выбрала второе.
Примернос середины XIX в. западная философияначинает претерпевать значительные изменения. Западная философия данногопериода – это большое разнообразие философских школ, направлений, концепций.Объединяют их сходные основания – идеализм, иррационализм, субъективизм. В 40 –50-е годы XIX в. все определеннеесказывалась потребность в новых, неклассических типах философствования. Впротивовес классической философии вводится понятие неклассической философии.Критики утверждали, что классическая философия «теряет» человека, нерассматривает многообразие и специфичность субъективных проявлений человека.
Утверждениеиррационализма происходит по мере разочарования широких слоев европейскогообщества в идеалах, которыми оперировал рационализм. К середине XIXв. углубляется мнение, что прогресс науки и техники не ведет к реализациивековых идей человечества. Неверие в конструктивные созидательные силычеловека, политический и социальный пессимизм – таковы характерные чертыумонастроений середины XIX– начала ХХ века, которые легли в основу иррационализма как философскогонаправления.Таблица 1. Основныепонятия в рационализме и иррационализме Рационализм Иррационализм Онтология Природа, социальная жизнь – рациональны в своей основе Отрицание упорядоченного, законосообразного устройства мира Гносеология Гносеологический подход. Понятийное мышление; отражение внешнего мира в понятиях Аксиологический (ценностный) подход. Отрицание способности понятийного мышления. Понятия отражают субъективные переживания личности
Формы
выражения Понятия, доказательства, теории Образы, символы, аллегории, метафоры
Задача
философии Познание законов объективного мира Определение форм и норм построения субъективного мира личности Человек Субъектно-объектные отношения Субъектно-субъектные отношения
Однойиз первых наиболее развитых форм неклассической философии, критически переосмыслившейклассику, была философия Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. Развивая далееобщую рационалистическую ориентацию классической философии, марксистская философияразработала новую концепцию мира, человека, общества и исторического прогресса.Для марксизма характерно критическое усвоение и преодоление классической философии,но философия марксизма никогда не была антиклассической.
Другойформой неклассической философии, разделявшей антиклассические, граничившей снигилизмом подходы к классической философии, была «философия жизни». Крупнейшимипредставителями этого направления были немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.Ими было положено начало широкому движению, которое в ХХ веке сформировалоськак «философия существования» или «экзистенциализм». В неклассической философиив качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), и существованиечеловека (экзистенциализм).
Вопросо человеке – главный пункт размежевания неклассической философиис классической. Характерной особенностью этих направлений был новый поворот кпроблеме человека.
Классическаяфилософия начинает с всеобщего бытия, отвлеченной истины, иэтому общему стремится подчинить конкретного человека с его мыслями, заботами,эмоциями.
Неклассическаяфилософия выросла на исторической почве социального кризиса,охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основычеловеческого бытия. Философы-экзистенциалисты пытались осмыслить и выразитьтревожное, и даже трагическое мироощущение многих индивидов. Они защищалидемократию, права и свободы личности. Философия должна помочь человекупреодолеть трагическое умонастроение, искать и находить свое «Я», смысл своейжизни в самых драматических ситуациях.
Есливажнейшей идеей XVII–XVIIIвв. была идея некоего мирового начала, то, начиная со второй половины XIXв., именно отдельный человек становится центром философского универсума.Сложилось целое идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека иего места в мире. В целом это экзистенциальная философия, включающая собственноэкзистенциализм, персонализм, философскую антропологию.
2).Философия жизни представляет собой направлениесовременной философии, сложившееся в XIXвеке в Германии и Франции. Ее основные представители Артур Шопенгауэр, ФридрихНицше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер и др.
Философия жизни– в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели,ценности жизни, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания.Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства,инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику отвсякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» — от «механического».
а).Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основатель подчеркнуто антирационалистическойфилософии жизни.
Был сыном купцаиз Данцига. В 1811 г. приехал в Берлин для занятий наукой. Слушал лекции Фихте.Познакомился с Гете в Веймаре, где стал изучать индийский мистицизм. Шопенгауэрпреклонялся перед философией Канта и философскими идеями Востока (в егокабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).
В 1819 г. начал преподавать в Берлинском университете в качестве приват-доцента.Он был полностью убежден в собственной гениальности и назначил свои лекции нате же часы, что и Гегель – ректор университета, философ в зените своей славы.Шопенгауэр, конечно, провалился и навсегда оставил преподавание.
Человекон был тщеславный, самодовольный и раздражительный. Старый холостяк, скупой,нетерпимый, резкий в суждениях. В совершенстве знал все европейские языки.Любимым занятием было чтение: «Не будь на свете книг, я давно бы пришел в отчаяние».
Сюности в Шопенгауэре зрел пессимизм. «Жизнь – очень сомнительная вещь, и я решилпосвятить свою жизнь размышлениям о ней», – так философ сформулировал своекредо.
Основнаяего работа «Мир как воля и представление» вышла в 1818 г., и осталась незамеченной. Однако с 70-х годов XIXв. Шопенгауэр стал поистине модным философом, его читали и о нем говорили все.
МировоззрениеШопенгауэра – это субъективный идеализм. Его формула: «Без субъекта нетобъекта», которая навсегда делает невозможным всякий материализм.
Воля – этоабсолютное начало всего бытия, идеальная сила, способная определять все сущее ивлиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит воснове мироздания. Когда появляется человек, возникает мир как представление всознании человека. Появляются субъект и объект, множественность отдельных вещейи причинные отношения между ними. Мир – это воплощенная Мировая воля.
Человек не знаети не может знать всех проявлений воли. Человек в этом мире является рабом воли.Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким ни было его существование.
Воля вне времении пространства, что подразумевает ее исключительность. Воля понимается какуниверсально-космический феномен, а каждая сила в природе – как воля. Воля неразвивается, а лишь объективирует себя на различных уровнях. Мировой процессразвертывается не снизу, от хаоса к космосу, а сверху: от чистой воли к формамобъективации.
Шопенгауэррассматривает эту волю как настоящее зло, ответственное за страдания, которыенеизбежно сопровождают жизнь. Индивид имеет для природы косвенное значение,поскольку он служит средством для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к егосуществованию. Иллюстрируя это положение, Шопенгауэр говорит о водопаде, вбесконечной смене струй которого стоит радуга, «непоколебимая в своем покое».
Мировидение Шопенгауэраокрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом,бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мирчеловека – наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэрназывает пессимизмом (от лат. «наихудший»). «Всякая жизнь – страдание. Жизньнашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Корень бедствий вэгоизме, разделяющем людей. Особенно безнравственна злоба. Эгоист стремится ксобственному благу, злобный же человек к чужим страданиям. Единственнаянравственная пружина человеческого поведения, противостоящая эгоизму и злобе, –это сострадание. Из сострадания Шопенгауэр выводит две фундаментальныедобродетели: справедливость и человеколюбие, а они, в свою очередь, составляютоснову всех положительных нравственных качеств. «Никому не вреди, и вдобавокпомогай другим, сколько можешь», – таков главный принцип его этики.
Шопенгауэрсформулировал две этические концепции:
Этика житейскаядля рядового индивида, обывателя, а также для прозревших, но смирившихся ипривыкших (таким Шопенгауэр считал и себя);
Этикатеоретическая претендует на истину, какой бы горькой она ни была. Это этикагрустной правды для избранных, готовых понять и принять ее. Эту этику называютпессимизмом. Она исходит из убеждения в призрачности человеческого счастья.Спастись можно, лишь подорвав сам корень воли, ее стремление к жизни, наука илогика здесь бессильны. Единственный способ – через незаинтересованноеэстетическое созерцание, например, созерцание идей и образов музыки,произведений искусства. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэрасформировались эстетические взгляды великого немецкого композитора РихардаВагнера, который своей музыкой хотел подчинить себе людей. И он этого добился, таккак из одиннадцати опер, написанных Вагнером, до сих пор ставятся десять.
Только искусствораскрепощает нас, смягчает действие воли, облегчает наше земное бытие. Лишьгении в искусстве и святые в земной жизни перестали быть рабами воли. Такимобразом, две этики Шопенгауэра по-разному делают одно дело, – учатпротивостоять слепой и всесильной воле.
У каждогочеловека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость, свобода. Пока ониесть, мы их не осознаем, а осознаем лишь, когда теряем.
б).Фридрих Ницше (1844 – 1900)
Создательэтической интерпретации «философии жизни», в начале своей философской биографиииспытавший сильное влияние Шопенгауэра. Основные работы: в 1872 г. вышла первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»; «Несвоевременные рассуждения(1873–1876), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» с подзаголовком«Книга для всех и ни для кого» (1883). Эту свою работу Ницше считал «самойглубокой из всех книг, которыми обладает человечество». «По ту сторону добра изла», «Воля к власти» (1906).
Центральноепонятие у Ницше – «воля к власти», которая понимается как универсальная сила,присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь стремится к власти,т.е. доминированию и самоутверждению. Определенное влияние на ницшеанскоеучение о воле оказали идеи Ч. Дарвина – «о борьбе за существование» и«естественном отборе». Хотя Ницше не во всем соглашался с Дарвином. Многиепонятия, в т.ч. «жизнь» и «воля к власти», Ницше воспринимает как многозначныесимволы, противопоставляя их однозначно определенным понятиям рациональнойфилософии.
«Воля к власти»в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воляк власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанноговнутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступковчеловека. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанноили неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии«Я».
Жизнь– это воля к власти. «Воля к власти»– основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иныхнормативных установлений. Ницше сторонник сильных личностей, таких, как геройего книги «Так говорил Заратустра», живущий высоко в горах, т.е. выше обычныхлюдей, со своими ближайшими друзьями – мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальшеот природы, тем больше затухает импульс жизни, а сам человек – это уже прямоепродолжение болезни.
«Бог умер» –таков постулат ницшеанской антропологии. Недостижимый идеал Бога Ницше заменяетидеалом сверхчеловека. «Человек есть нечто, что должно преодолеть». Человек вполной мере еще не возник, не вырвался из животного состояния, об этомсвидетельствует соперничество людей, бесконечные войны, конкуренция. Все, чтоотносится к человеку, должно быть преодолено, человек лишь путь к человеку, ктому человеку, что стоит высоко над нами. Это сверхчеловек. Мы должны прилагатьусилия, чтобы стремиться не к Богу, а к высшему типу человека. Примером рабскойморали Ницше считает христианство: оно пессимистично, предлагая надежды налучшую жизнь в мире ином. Для сверхчеловека нужна особая мораль – аристократическая,которая не убаюкивает человека будущим благоденствием и счастьем. Человеквообще не обязан быть счастливым. Мораль сверхчеловека выше добра и зла.
Выхододин – воспитывать сильных личностей, способных вести за собой слабовольныемассы людей.
Подвести итогсодержанию его размышлений не просто. Ницше не философ в обычном пониманииэтого слова, он не оставил систематического изложения своих взглядов. Бытьможет его можно назвать аристократическим гуманистом. Главным образом, онстарался поддерживать идею превосходства совершенного человека, здорового исильного духом. Это подразумевает определенный акцент на стойкость перед лицомневзгод.
в).Анри Бергсон (1859 – 1941) – один из наиболее видных представителейфилософии жизни. Французская философия нового времени на протяжении несколькихдесятилетий находилась под его влиянием.
Бергсон учил,что жизнь в ее сущности не может быть познана при помощи понятий, жизнь можетбыть постигнута только благодаря собственному переживанию, интуиции. То жесамое можно сказать и об универсуме, ибо он живет, растет в процессетворческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущимему стремлением к жизни, жизненным порывом. Бергсон выдвигает философию жизни,трактуемой как творческий порыв. Жизненный порыв «состоит по существу впотребности творчества».
3).Экзистенциализм
Философияжизни явилась предшественницей экзистенциализма – философии существования. Экзистенциализмне является ни определенной философией, ни учением, это скорее способ мышления,которое в центр своего рассмотрения ставит человеческое существование.
Экзистенциализм– философское течение, центральной проблемой которого явилось существованиечеловека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.
Философов этогонаправления объединяет позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»),а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметомфилософских размышлений. Иными словами, на первый план выдвигаются не абстрактныевсеобщие сущности, а реальная жизнь единичного человека с ее волнениями,тревогами и проблемами. Понятие «экзистенция» активно стал использовать датскийфилософ Сёрен Кьеркегор (1813-1855), который говорил, что систематическая философия,исследуя проблемы бытия и познания, забыла самое главное – человека и егосуществование. Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку,его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой онмог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».
В своихразмышлениях Кьеркегор выделяет такие понятия как неподлинное существование иподлинное существование.
Неподлинноесуществование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь совсеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я»,уникальности своей личности, без нахождения истинного признания.
Подлинноесуществование – выход из состояния подавленности обществом,сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинноесуществование и есть экзистенция.
Экзистенциализмкак направление философии начал зарождаться еще в середине XIXв., а в 1920–1970-е гг. приобрел актуальность и стал одним из популярныхфилософских направлений в Западной Европе.
Причины,способствовавшие развитию экзистенциализма:
ÔНравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечестводо и во время первой и второй мировых войн и между ними;
ÔБурный рост науки и техники и использование технических достижений во вредчеловеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы,применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);
ÔОпасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, зарождающаясяэкологическая катастрофа);
ÔУсиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (погибшие в годы двухмировых войн, концлагеря, трудовые лагеря);
ÔРаспространение тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческуюличность;
ÔБессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
Проблемы,рассматриваемые экзистенциализмом:
8 Уникальностьчеловеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целомчеловека;
8 Разительноепротиворечие между внутренним миром человека и окружающей реальностью;
8 Проблемаотчуждения человека. Общество, государство стали для человека абсолютно чужими.Это та реальность, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»;
8 Проблемаодиночества, заброшенности человека – человек одинок в окружающем мире;
8 Проблемабессмысленности жизни;
8 Проблемавнутреннего выбора;
8 Проблема поискачеловеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
Классикамиэкзистенциальной философии ХХ века принято считать немецких философов М.Хайдеггера, К. Ясперса, французских писателей Ж.-П. Сартра, А. Камю. В Россииранние формы философии экзистенциализма берут свое начало в учениях русскихфилософов Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова.
Экзистенциализмкак философское течение весьма неоднороден. Различают экзистенциализмрелигиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер).
Для анализачеловеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающихопределенные состояния человека – страх, надежда, отчаяние, озабоченность, ответственность,выбор, смерть, вина, греховность и т.д. Человеческое бытие предстает передвзором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и самисследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живет в нем.
Самосуществование в экзистенциализме понимается как непосредственное единствосубъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным идвижение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным являетсяБог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте иноевыступает как Ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя,осуществляя свою свободу.
Перед человекомбездна возможностей, из которых он вынужден сделать выбор. Он ответственен засвой выбор, а бремя ответственности нести нелегко, осознавая, что, «самосозидая»,творишь других и мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен»в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти.
Важнейшаяособенность человека – его смертность, а значит, конечность экзистенции. Ужеэтой конечности экзистенции, заключенной между рождением и смертью, достаточно,чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимостьсмерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и оценить ее, в частностипосмотреть на нее не с «начала», а с «конца», что позволяет нам глубже понятьее сущность.
Каждый индивидсуществует только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации; онведет свое существование, будучи «заброшенным» в этот мир. И каковы бы ни былиего собственные желания, он вынужден считаться с этим миром, в которомнаходится. Наличие тех или иных биологических и психологических задатков,принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение вопределенной историко-культурной ситуации и т.п. – все это объективныехарактеристики и условия, которые навязаны человеку – вне и помимо его желаний.Все это связано с «ситуационностью», «временностью» и «конечностью» экзистенции,что усугубляет трагичность человеческого «бытия-в-мире».
Экзистенциализм– это онтология человека, учение о бытии человека, о существовании человека. Экзистенция– это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире.
а).Мартин Хайдеггер (1889 – 1976)
Воснову своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования.Результатом этого анализа было создание им так называемой фундаментальнойонтологии (учение о бытии человека в мире).
«Бытие»– это то, что кажется наиболее понятным – и в то же время самым непонятным.Постановка вопроса о смысле бытия предполагает определенное его толкование.Только человеческое бытие – «здесь-бытие» (нем. Dasein)может «вопрошать» о бытии вообще и о самом себе.
От «вопрошаниябытия» логика Хайдеггера следует к понятиям «бытие-в-мире» и «бытие-с-другими».Ведь человек не существует изолировано от мира и других людей. А это накладываетна него обязанность не только вопрошать, но и заботиться о мире и другомчеловеке, потому что человек смертен. Хайдеггер делает вывод, что существованиев страхе есть сама сущность человека. Только он один осознает конечность своегобытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастисьот своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но этоему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо«бытию к смерти», т.е. своему Ничто.
ФилософияХайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология была сильнейшимтолчком для современной мысли. Главная работа Хайдеггера «Бытие и время»(1927).
б).Карл Ясперс (1883 – 1969) – представитель религиозного экзистенциализма.
Ввелв философию понятие «пограничной ситуации» человека: смерть, страдание,сражение, ошибка, вина, болезнь – множество ситуаций создает жизнь каждому, недавая возможности ни обойти их, ни изменить. Пограничная ситуация – этоситуация между жизнью и смертью, когда человек обнаруживает свою конечность, ноодновременно открывает трансцендентность (область потустороннего, вневозможного опыта), или божественное. Эта фундаментальная двойственностьсуществования определяет существование как свободу, т.к. в результатепограничной ситуации человек осознает себя и становится самим собой.
Проблемыэкзистенциализма были осмыслены Ясперсом в работе «Психология мировоззрений»(1919).
в).Жан-Поль Сартр (1905 – 1980)
ВоФранции экзистенциализм тесно связан с историей литературы и политики. Сартрпишет романы: «Тошнота» (1938), «Слова» (1963) и театральные пьесы. ПослеВторой мировой войны Сартр принимает участие в политической борьбе. Его главноеэкзистенциональное произведение «Бытие и ничто» (1943).
По Сартру учеловека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет,а уже после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценногов этих абстрактных рассуждениях? Идея о том, что никто (Бог, случай и т.д.) непредписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себясам. Он выбирает и несет ответственность за выбор.
По Сартру,важнейшее условие жизни человека, ее «стержень» – свобода. Человек находит своюсвободу и проявляет ее в выборе, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни исмерти, жизненно важные проблемы). Такое решение Сартр называетэкзистенциальным выбором, он определяет судьбу человека на многие годы вперед,переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных «маленькихжизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, супруга, места работыи т.д.
Вместе спроблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен завсе, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, — мое»).Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственноерождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственнораспоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.
г).АльберКамю (1913 – 1960) – эссеист и романист, развивает тему абсурдностисуществования: «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек»(1951).
«Стоит ли жизньтруда быть прожитой?» — вопрошает Камю в «Мифе о Сизифе». Ктаким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного иобщественного мира, абсурдность жизни. Камю приводит доказательства абсурдностижизни. Это соприкосновение со смертью, когда ранее важное теряет актуальность икажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Человек беспомощен присоприкосновении с окружающим миром, природой, существующей уже многие миллионылет. Тем не менее, жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камюнаходит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является самчеловек. В итоге смысл жизни в самом существовании человека.
4).Феноменология
Главнаяфигура феноменологии – немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).
Феноменологияесть описание феноменов, явлений, т.е. того, что непосредственно дано сознанию.Феноменом в философии называют явление, данное нам в чувственном опыте, вотличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущностьфеномена. У Гуссерля феноменология есть учение о созерцании сущности, осознании, созерцающем сущность. Важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность(направленность), т.е. сознание всегда является сознанием о чем-либо, пустымсознание никогда не является. Реальностью обладает отнюдь не то, что являетсясамостоятельным, но только интенциональное, являющееся.
Интенциональностьозначает устранение обычного разделения на субъект и объект. Сознаниесуществует только в виде определенного отношения с объектом, оно направлено наобъект. Объект не является вещью в себе, он существует только для субъекта,т.е. представляет для него смысл. Не существует сознания вообще, которое«включится» при необходимости заметить, скажем, дерево, не будучи по сути своейуже связанным с этим отдельным явлением. Сознание, напротив, существует какнацеленное на этот объект. Ощущение этого дерева является формой, которуюпринимает бытие сознания в этот данный момент.
Люди смотрят, ноне видят; слышат, но не слушают. Необходимо феноменальное видение. Именноблагодаря феноменологическому видению возникают искусство, философские идеи,делаются научные открытия. Все наблюдали, что яблоки падают с деревьев, однакопервым увидел этот феномен И. Ньютон. Феномен есть то, что лежит наповерхности, чтобы его выявить не нужно конструировать глубокомысленные теории,строить телескопы, микроскопы и т.п., необходимо просто переориентироватьвнимание с реальных фактов на реальность для сознания, т.е. значения для разума.Эти значения и образуют феномен как таковой.
5). Герменевтика
Герменевтикаесть искусство понимания, интерпретации, толкования. Основные понятиягерменевтики – текст, понимание, диалог. Свое название герменевтика получила отимени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами илюдьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Первоначальногерменевтика являлась чисто филологической дисциплиной, т.е. техникойпрочтения, направленной на понимание классических античных произведений (Гомер)и религиозных текстов (Библия). Филологические действия по толкованиюразвертываются по строго определенным правилам: лексическое и грамматическоеобъяснение, критическое исправление ошибок копиистов и т.д., а также аллегорическоеи моральное толкование, направленное на оценку характера текста. Это техникавосстановления текста или слова, а в более глубоком понимании – восстановление смысла,который считался утраченным или неясным. В этом отношении герменевтика призванаскорее обнаружить истину, уже существующую, чем открыть ее.
Первымигерменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие),которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в текстеБиблии. Задачей христианской герменевтики является восстановление смысла,скрытого в Библии. Еще в средние века различали четыре уровня значения,толкование которых должно позволить достичь истинного понимания божественногопослания:
— смысл буквальный,или исторический, который записывает первое значение слов и устанавливаетфактические данные.
— смысл аллегорический,представляющий духовное содержание, скрытое буквой, когда обнаруживается, чтосвященные тексты говорят иное, чем это представляется на первый взгляд.
— смысл тропологический,или моральный, возникает, как только Библию начинают понимать как «книгужизни».
— смысл мистический,который отсылает к трансценденции, к потустороннему и записывает это в пластспасения, который составляет сущность христианского учения.
Важную роль враспространении герменевтического метода в философии сыграл немецкий теолог ФридрихШлейермахер (1768–1834). Для него герменевтика явилась методом понимания чужойиндивидуальности. Внимание направляется не только на текст, но и на самогоавтора. Прочитать текст – означает поддержать диалог с автором и попытатьсяопределить его намерения, попытаться понять его мысль путем расшифровкипроизведений, в которых она выражена. Толкование текста имеет смысл природственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя,текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, а приполном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и онне будет нуждаться в толковании.
Только втворчестве немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833–1911) герменевтикаполучает статус метода познания, пригодного для понимания человеческого факта,не сопоставимого с естественными явлениями. Интерпретируемый текст являетсячеловеческой реальностью в ее историческом развитии. Примененный к изучениюисторического действия, акт герменевтики призван восстановить, так сказать,«изнутри» намерение, которое направляло действующего в момент принятия решения,и тем самым постичь значение этого действия. Дильтей выдвигает следующийпостулат: «Богатство нашего опыта позволяет нам представить путем некоторойтранспозиции аналогичный опыт, находящийся вне нас, и его понять…» Если мыспособны понять другого, это значит, мы имеем возможность представить еговнутреннюю жизнь, исходя из нашей жизни.
Значимые понятиягерменевтики:
«Герменевтическийтреугольник» – взаимоотношения между автором текста, самимтекстом и читателем. Дильтей полагал, что воссоздать прошедшее можно лишь приусловии правильной интерпретации текста источников, а для этого важно понятьпсихологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследовательне в состоянии адекватно воспроизвести прошлые факты, если не сможет принять вовнимание психологию создателя документа.
«Герменевтическийкруг»:чтобы понимать часть текста, нужно иметь представление о нем как целом, нопонимание целого предполагает знание составляющих его частей. Дильтей,анализируя текст в качестве объективации культурно-исторического опыта (жизни),видел в нем круговое отношение между творческим индивидом и духом истории.
6). Позитивизм ипостпозитивизм
Термин«позитивизм» возник на базе латинского слова positivus- положительный, и означает действительно наличный, фактический.
Особенностьюпозитивизма является направленность сознания на окружающую нас «позитивную» (положительную)действительность, земной реальный мир, в котором мы живем, а не на«потусторонний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи(Средневековье и Возрождение).
Вистории философии название «позитивизм» закрепилось как обозначение особогофилософского направления, которое возникло в 1830-е гг. и сохранилось до нашихдней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание,его логика и методология.
Возникновениепозитивизма было связано с активным развитием науки – и, прежде всего,естественных наук в Новое время. Последовательное использование новойметодологии, в первую очередь экспериментального метода, привело кмногочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиальноизменившую характер производства. В XIXв. многочисленные технические изобретения широко вошли даже в повседневный бытлюдей, значительно изменив его. Уже в начале XIXв. территорию Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям иокеанам поплыли пароходы, в середине века были изобретены хронограф ифотография, в конце века появились электрический свет, радио, телефон, кино,автомобили, самолеты и т.д.
Тезисо безграничных возможностях человеческого разума получил в XIXв. новое подтверждение и обоснование. Надежды на улучшение в социальной жизнисвязываются с развитием науки и техники, которые преобразуют материальнуюдействительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи идостижения в области естественных наук привели к тому, что именно «позитивное»или «фактическое» знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться.
Позитивистыпровозгласили лозунг: «Наука сама по себе философия!» Иными словами, всеподлинное (позитивное) знание есть продукт специальных наук и ихвзаимодействия. Философия не имеет ни своего особого предмета исследований, ниположительного (строгого) метода. Следовательно, традиционная философия(философия как метафизика) не имеет права на существование. Эти идеи,высказанные в начале XIXв., были тепло приняты многими учеными и повлияли на облик всей западной науки.
Позитивизмкак философское направление прошел в своем развитии три основные стадии, послечего на смену позитивизму пришел постпозитивизм.Таблица 2.Позитивизм: периоды развития Период Хронологические рамки Философы Первый: классический 1830 – конец XIX в. О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль Второй: эмпириокритицизм, или махизм Конец XIX – начало XX в. Э. Мах, Р. Авенариус Третий: неопозитивизм, или логический позитивизм 1920 – 1950/60 Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат Постпозитивизм: лингвистическая философия, аналитическая философия 1960/70 – до настоящего времени К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд
Основоположникомпозитивизма является французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857), он и ввелданный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизациюпозитивного знания – «научных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов,относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов возможнареконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный ростсовокупности научных фактов, Конт указал на принципиальную неполноту и ограниченность,а значит, и относительность наших знаний о мире на любой стадии развития науки.
Контсчитал, что предшествующая философия (метафизика) в основном занималасьанализом несуществующих в действительности умопостигаемых сущностей, следовательно,это «негативное» знание. «Позитивная» же философия должна стать теорией науки,заниматься логикой и методологией научного исследования.
Контввел термин «социология», благодаря ему социология впервые была разработана вопределенную научную систему. Практической целью социологии, по Конту, являетсяорганизация человеческого общества.
Постпозитивизм(букв.«после позитивизма») возник как критическая реакция на логический позитивизм. Постпозитивистыисследуют развитие научного знания и обосновывают его относительность. Главнымипредставителями постпозитивизма считаются Карл Поппер (1902 – 1994) и Томас Кун(1922 – 1996).
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
► Каквозникает новая теория?
►Как она добивается признания?
►Каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?
►Возможноли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Особенностипостпозитивизма:
ÔПостпозитивизм обращается к истории науки;
ÔПо мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимосвязи между истинностьютеории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нетжесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также необязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы изфилософии;
ÔЧто касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развиваетсяне строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденциянаправлена к росту и совершенствованию научного знания.
К.Поппер однимиз первых приступает к разработке теории роста научных знаний. Он отказываетсярассматривать эти знания как абсолютно достоверные и полагает, что вся наукаимеет гипотетический (предположительный) характер, а, следовательно, незастрахована от ошибок. Как же развивается наука? Ученые выдвигают гипотезы, вкоторых эмпирические и теоретические знания неразрывно связаны. Постепенно ониопровергаются новыми фактами, и им на смену приходят новые, более смелыегипотезы. Так происходит расширение и углубление научного знания. Теорияявляется научной не за счет своих гипотез, догадка может быть высказана внаучной или художественной форме, а за счет того, что выдерживает тесты, направленныена ее опровержение. Теория, которая не может быть проверена (т.е., верифицируема),не является научной.
Т.Куносновойразвития науки считает смену научных парадигм. Парадигма обозначаетсовокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом вопределенный период времени. «Под парадигмой, — пояснял ученый, — яподразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течениеопределенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и ихрешения». Период господства одной парадигмы не может быть вечным. Рано илипоздно под воздействием противоречий между новыми фактами и старыми теориями(их объяснениями) принятая парадигма начинает рушиться. Начинается «революция»в науке. В этот период формируются новые парадигмы, способные теоретически вместить,объяснить и обосновать необычные факты. Одна из новых парадигм побеждает иначинается очередной этап науки.
7).Неотомизм
Неотомизм– одно из самых влиятельных религиозно-философских течений Запада. Зарождаетсяон в конце XIX в. Этомуспособствовали решения IВатиканского собора (1869–1870). В своей энциклике (1879 г.) папа Лев XIIIпризвал к восстановлению в католических школах «христианской философии в духедоктора Фомы (Thomas) Аквинского»,центральный принцип которого гармония веры и разума. Так появляется неотомизм,провозглашенный католическими кругами единственно истинной философией,являвшейся официальной теоретической платформой католицизма.
Длянеотомизма, как и для всей религиозной философии, характерно остроепротивостояние догматиков – приверженцев традиционной теоцентрическойориентации, и реформаторов – сторонников переориентации философии наантропоцентризм, т.е. проблемы человека. Укреплению позиции реформаторовспособствовала сама социальная действительность XXв. с ее революциями, мировыми войнами, религиозными столкновениями и экологическимикатастрофами. Поэтому современная церковь вынуждена обращаться к насущнымжизненным проблемам человека.
Неотомистыполагают, что философия должна служить целям теологии, раскрывать иобосновывать ее истины средствами разума. Предпринимаются попытки примиритьверу и разум. Однако провозглашается, что вера должна вести, направлять разум.
Главныефилософские проблемы неотомизма и других религиозных течений: Бог(доказательство его бытия), человек (сущность – это его душа, существование,познание Бога) и проблемы нравственности (происхождение зла, преодоление зла).
Цельнеотомистов:
●Доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
●Приспособить католицизм к современным условиям;
●Приблизить католицизм к простым людям.
Кначалу 1970-х гг. в мире насчитывалось свыше 1 млрд. христиан, 80 % из нихпроживали в Европе и Америке. Более половины христиан относилось к самоймногочисленной из христианских церквей – католической. Необходимость церковных переменосознали папа Иоанн XXIII (1958 – 1963) ипапа Павел VI (1963 – 1978).Обновленческий процесс начал IIВатиканский Вселенский собор католической церкви (1962 – 1965). Важныенововведения и церковные реформы Ватиканского собора выразились в отмене инквизиции,в провозглашении отказа от отлучений, в ликвидации индекса запрещенных книг,латынь перестала быть обязательной при богослужениях. Признавая научныедостижения, церковь стала использовать в своей деятельности для привлеченияверующих новейшую технику, современные музыку, искусство, индустриюразвлечений.
В 1978 г. впервые папой был избран славянин (польский кардинал Карл Войтыла). Онпринял имя Иоанн Павел IIкак продолжатель дела реформаторов церкви. В социальной доктрине церкви папаподтвердил идеи преодоления бедности и утверждение достоинства личности (1991).В своих посланиях он призвал к «упрочению единства всех христиан» — к развитиюэкуменического (вселенского) движения (1995), признал роль науки в постижении истиныи в достижении нынешнего уровня развития общества (1998), впервые принес отимени церкви извинения за все ее грехи, включая инквизицию (2000).
Наиболее яркиепредставители неотомизма: Э. Жильсон (1884 – 1978), Ж. Маритэн (1882 – 1973), идр.
8). Психоанализ
Психоанализ– философское направление, объясняющее роль бессознательного, иных психическихпроцессов в жизни человека и общества.
Ключевое понятиепсихоанализа: бессознательное – особая психическая реальность, которая присущакаждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степениконтролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного – сновидения. ПоФрейду, сновидения – это реализация скрытых стремлений человека, того, что былоне реализовано в реальной действительности.
Едва возникнув,это направление коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизньюбессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темыжажды агрессии. Родившись в начале XXв. в исследованиях З. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализвскоре соединил в себе психологические и собственно философские аспекты, ставпоистине синтетической дисциплиной по изучению человека.
а). ЗигмундФрейд (1856– 1939) – австрийский врач, невропатолог, психиатр, психолог.
Он начал своюисследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Его интересовалислучаи истерического паралича, заикания, фобии и других сбоев в организме иповедении, которые невозможно было объяснить чисто физиологическими причинами.Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд пришел квыводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психическиезаболевания, не доходящие до сознания больного, – страхи, обиды, потрясения,которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится илибоится. Они не могут быть им отреагированы и вызывают болезненные симптомы.Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом – Й. Брейером в 1890 – 1897 гг.создает катартический метод лечения истерии. Катарсис – это очищение, разрядка,обновление внутреннего мира. Согласно этому методу, врач должен снять амнезию,вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождениеот страшного и постыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Вмешательствоврача прерывает «бегство в болезнь», позволяет человеку осознать то, от чего онв ужасе отворачивался. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, ичеловек выздоравливает, но ценой этого оказывается осознание: встреча лицом клицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.
В 1897 – 1920гг. Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей.Бессознательное образуется с младенчества путем вытеснения из ясных пластов психикитех комплексов переживаний, которые неприемлемы для человека. По Фрейду, это,прежде всего, переживания сексуального характера. То, что соответствуетреальности и требованиям сознания, принимается, а то, что не соответствует,вытесняется в систему бессознательного. Вытесненные страхи и запретные желанияникогда не умирают и не теряют силы.
Посколькузапретные желания и страхи вытеснены в бессознательное, но обладают огромнойэнергией, они все время стремятся выбраться «наружу», проникнуть в сознание иищут для этого окольные пути. Отдушиной для вытесненных влечений оказываютсяневротические симптомы; символы разного рода, являющиеся человеку попреимуществу во снах и грезах; в состоянии бодрствования «случайные»,спонтанные действия, описки и оговорки, «странности».
Методпсихоанализа предполагает скрупулезный и внимательный анализ снов, описок иоговорок. Он пользуется также методикой «свободных ассоциаций». Психотерапевтведет с пациентом беседу таким образом, чтобы тот проговаривал все, что емуприходит в голову. Из этого «всего» и вылавливаются замаскированныеслучайностью и незначительностью символы бессознательного, которые затем должныбыть истолкованы психоаналитиком.
В 1920 – 1939гг. Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влеченийчеловека. Он предлагает следующую модель психической структуры личности:
ØВысшая инстанция в структуре душевной жизни – «Сверх-Я» (супер-Эго) – давящая ивлияющая на личность внешняя реальность: законы, запреты, мораль, культурныетрадиции. Это источник моральных принципов человека, которые проявляются всознании. «Сверх-Я» — это внутренний цензор, совесть.
ØСфера сознания – «Я» (Эго), которая может контролировать «Оно», это посредникмежду «Сверх-Я» и «Оно», между влечением и удовольствием. «Я» руководствуетсятребованиями реальностями.
ØСфера бессознательного – «Оно» (Ид) – неосознаваемые влечения и инстинкты. Инстинктжизни (Эрос) – стремление к самосохранению и продолжению рода, что проявляетсяв сексуальном влечении (либидо). Инстинкт смерти (Танатос) – агрессивная сила,которая подталкивает человека к разрушению всего того, что кажется ему «чужим»и опасным.
Важнейшую роль вформировании психики человека и происхождения неврозов Фрейд отводит сексуальномувлечению (либидо). Либидо – основа бессознательного, большинство психическихдействий человека обусловлены либидо. Либидо ищет свое выражение:
► всексуальных действиях;
► в другихсферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии внесексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальныйявляются социальные нормы, традиции, запреты.
Сублимация–преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большейчастью в сферы религии и искусства. Творчествонеобходимо для самовыражения, для выхода наружу скрытых, подсознательныхпереживаний. В процессе творения эти переживания оформляются в виде конкретныхобразов, и наступает своего рода примирение с ними. Кроме того, у человекаповышается самооценка, он находит свое место в мире, из которого, как емуказалось, его насильно вышвырнули.
В 1900 г. появляется работа «Толкование сновидений», в которой Фрейд расставляет первые вехипсихоаналитической теории. В 1905 г. в работе «Три эссе по вопросам сексуальности»он уточняет мысль, являющуюся определяющей для понимания неврозов, о «детскойсексуальности». Кроме того, предпринимает более широкое толкование различныхвидов деятельности человека. Рассматривая психоанализ как возможный способприблизиться к культурным явлениям, он исследует искусство, религию: «Будущее однойиллюзии» (1927), право и процессы становления человеческих цивилизаций: «Тотеми табу» (1912), «Неудовлетворенность в культуре» (1930).
б). Карл ГуставЮнг (1875– 1961) – швейцарский психолог и психиатр, вторая после Фрейда фигурапсихоаналитического направления.
Став основателеманалитической психологии, он развил собственное представление обессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Его дружба с Фрейдом началасьв 1907 г., когда взгляды Юнга, практикующего психиатра, уже сложились, а в 1913 г. последовал разрыв между этими крупными психоаналитиками из-за серьезных теоретическихрасхождений.
Собственно ссорамежду Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Онипытались язык сновидений переводить на язык привычной нам повседневнойреальности. Фрейд задавал вопрос: почему снится сон, Юнг – зачем снится сон.Юнг считал, что сновидение есть не что иное, как послание человеку изколлективного бессознательного, поэтому сновидения надо не только запоминать ианализировать, но к ним необходимо прислушиваться, тогда они смогут вестичеловека по его жизненному пути.
По Юнгу, подиндивидуальным бессознательным существует другой тайный пласт, выводящий нас запределы индивида – коллективное бессознательное. Это бессознательное уже нельзябыло понимать как чисто природную силу как у Фрейда. Коллективноебессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заречеловеческой истории, в период первобытности.
Бессознательноене только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так,самого Юнга в 1912 г. посещали страшные образы надвигающейся катастрофы,ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась Перваямировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод опредсказательной силе бессознательного.
Коллективноебессознательное не имеет границ и присуще всем людям. Структурными элементамиколлективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся внепространства и времени, принадлежат к некоей иной реальности, в некоторомсмысле это идеи, универсальные образы, закодированные в структуре головногомозга. Это «зашифрованная» история человечества, или иными словами,генетическая память человечества.
Архетипыприходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, онивыражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описываетвыявленные им основные архетипы.
АнимаиАнимус – архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщинаобладает не только собственным женским началом, но и мужским. Доминирование вмужчине Анимы выражается в его женоподобном поведении, неспособности приниматьсамостоятельные решения. Мужской архетип во внутреннем мире женщины вызывает вженщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной исамоуверенной, заставляет стремиться к власти.
Юнг выделяет итакие архетипы, как Персона и Тень. Персона – совокупность наших социальныхролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Согласно, Юнгу,персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражаяту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса междувнутренней психологической структурой личности и обществом. Таким образом,Персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям егоокружения. Тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильныежелания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения.
Важнейшимархетипом, по Юнгу, является Самость. Это целостность человека как индивидуальности,такое сущее, которое может сказать: «Я».Энергия понимания
1.Какими основаниями и условиями можно объяснить становление неклассической философии?
2.Как Вы оцениваете критику христианских принципов Ф. Ницше? Во всем ли Вы с нимсогласны?
3.В чем драматизм проблемы выбора в философии экзистенциализма?
4.Объясните философский смысл основного принципа экзистенциализма (по Сартру).
5.Почему свобода порождает проблемы? Может ли человек выбрать несвободу?
6.Каков механизм феноменологического метода?
Фрагменты из классичеси х источников
А.Шопенгауэр
«Смыслями бывает именно то же, что и с людьми: их нельзя призывать во всякоевремя, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами».
«Истинабудет сто раз ценнее, если достигнешь ее путем собственного мышления».«Читатьдолжно только тогда, когда иссякнет источник собственных мыслей, что довольночасто случается с самою лучшею головою».
«Мояфилософия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от очень многихтрат».
Ф.Ницше
«Яучу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделаливы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя;а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состояниюзверя, чем превзойти человека?
Человек– это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью.Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасныстрах и остановка. В человек важно то, что он мост, а не цель: в человеке можнолюбить только то, что он переход и гибель».
(Ницше,Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 8–9).
 «Я,например, вовсе не пугало, не моральное чудовище, – я даже натура, противоположнаятой породе людей, которую до сих пор почитали как добродетельную. Между нами,как мне кажется, именно это составляет предмет моей гордости. Я ученик философаДиониса, я предпочел бы скорее быть сатиром, чем святым. …Я не создаю новыхидолов. Мое ремесло скорее – низвергать идолов – так называю я «идеалы», в тоймере, в какой выдумали мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, еесмысл, ее истинность. …Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью,само человечество, проникаясь этой ложью, извращалось вплоть до глубочайшихсвоих инстинктов, до обоготворения ценностей, обратных тем, которыеобеспечивали бы развитие, будущность, высшее право на будущее».
(Ницше,Ф. Ecce homo[Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С.694–695).
М.Хайдеггер
«Стояниев просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Эк-зистенция может бытьприсуща только человеческому существу, т.е. только человеческому способу«бытия»; ибо одному только человеку, насколько мы знаем, доступна судьбаэк-зистенции. ТО, что есть человек, покоится в его экзистенции. Так понятия эк-зистенция,однако, не тождественна традиционному понятию existentia,означающему действительность в отличие от essentiaкак возможности. Эк-зистенция именует определяющее место человека в историиистины.
Чтобыдостичь измерения бытийной истины и осмыслить его, нам, нынешним, предстоитеще, прежде всего, выяснить, наконец, как бытие касается человека и как онозаявляет на него свои права. Подобный сущностный опыт мы будем иметь, когда донас дойдет, что человек есть в той мере, в какой он эк-зистирует. Сказав этовначале на традиционном языке, мы получим: эк-зистенция человека есть егосубстанция».
(Хайдеггер,М. Письмо о гуманизме [Текст] / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Бытие и время. –М.: Республика, 1993. – С. 198–201).
Ж.-П.Сартр
«Первымделом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагаетна него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным.Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что,однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Для экзистенциалистачеловек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой непредставляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем такимчеловеком, каким он сделает себя сам».
(Сартр,Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов /сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – С. 323).
А.Камю
«Естьлишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства.Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить нафундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения,руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно.Таковы условия игры: прежде всего, нужно дать ответ. И если верно, как тогохотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятнаи значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидностьчует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума».
(Камю,А. Миф о Сизифе [Текст] / А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат,1990. – С. 24).
Школыи течения западной неклассической философии (XIX– XX вв.)
·Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
·Позитивизм ðПервый позитивизм (Конт,Спенсер, Милль)
ðВторойпозитивизм (Мах, Авенариус)
ðНеопозитивизм(Шлик,Карнап, Нейрат, Витгенштейн, Рассел)
·Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд)
·Неотомизм (Жильсон, Маритэн)
·Экзистенциализм (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Камю,Сартр)
·Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм)
·Феноменология (Гуссерль и последователи)
·Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи, Хук)
·Персонализм (Бердяев, Шестов, Боун, Ройс, Мунье, Лакруа)
·Философская антропология (Шелер, Гелен, Плесснер)
Иррационалистическаятенденция в западной философии XIX– XX вв.Вместо «разума» на первый план выдвигаются
âââââ
«Воля к жизни»
Шопенгауэр
«Воля к власти»
Ницше
«Жизненный порыв», «интуиция»
Бергсон
«Жизнь», «смерть», «страх», «вина»
Кьеркегор
«Бессознательное», «инстинкты»
Фрейд
Литература
1. Сумеркибогов[Текст] / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – 398 с. –(Б-ка атеист. лит.).
2. Камю,А.Бунтующий человек [Текст] / А. Камю. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. – (МыслителиХХ века).
3. Миголатьев,А.А.Ведущие течения современной западной философии [Текст] / А.А. Миголатьев //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 1. – С. 90–102.
4. Ясперс,К.Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527с. – (Мыслители ХХ века).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Происхождение и систематика отряда приматов
Реферат Об использовании литературных произведений на уроках биологии
Реферат Афганская война 1979-1989гг.
Реферат Адміністративна юстиція в Сполучених Штатах Америки
Реферат Разработка образовательной среды для дистанционного обучения по дисциплинам "Компьютерная графика" и "Системы искусственного интеллекта". Геометрические преобразования
Реферат Компонентний аналіз Соціолінгвістичні і психолінгвістичні методи у мовознавстві
Реферат Анализ режима работы скважин оборудованных УЭЦН на примере ОАО "Сибнефть"
Реферат 3. Испанское Барокко. Л. де Гонгора и Ф. де Кеведо. П. Кальдерон и его драма «Жизнь есть сон»
Реферат Современный подход к размещению и выкладке товаров в торговом зале магазина (на примере ООО "Велби")
Реферат Развитие крепостного права в России в 15, 16 и 17 веках
Реферат Поняття свободи совісті як конституційно-правової категорії
Реферат Концентрированные сплошные рубки
Реферат Электромагнитные излучения таят серьёзную опасность
Реферат Организация дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений опыт проблемы 2
Реферат Валин