СодержаниеВступление 1 Закономерности развития науки Процессы дифференциации и интеграциинаучного знанияНаучная революция как закономерностьразвития науки2 Философское изучение науки каксоциальной системыОсобенности многоуровневой сущностинаукиАнализ науки как формы организацииобщественных отношений в научной деятельности3 Структура науки в контекстефилософского анализаНеобходимость определения логическойструктуры наукиЭлементы логической структуры наукиВыводыСписок использованной литературы
Вступление
Увеличениероли науки в обществе, рост её социального престижа ставит высокие требования кзнаниям про науку. В современных условиях эти условия стремительно растут,стимулируя углубление исследований сферы науки в более полном объёме, вединстве всех её сторон. Такой анализ науки предусматривает обращение к еёвозникновению и развитию.
Предисториянауки, появление научного знания уходит своими корнями в глубокое прошлое.Становление науки связано с такой ступенью развития человеческого общества,когда был накоплен определённый минимум научных знаний и совершалась передачаих в разных видах практической деятельности.
Практическизнанием сначала была математика, теоретическим основам которой предшествовалитребования практической деятельности. поэтому исторически первым способоморганизации математического знания была так называемая практическая математика,которая возникает в древнем Египте и Месопотамии.
Рассматриваянауку как деятельность с производством знаний, можно выявить критерии еёпериодизации, которая должна выражать функции этого производства, причёмфункции социально ориентированные. Возникает вопрос: какой социальной цельюпроизводятся научные знания? Должны ли они принимать участие в технологическомпреобразовании природы или в «производстве самого человека», в развитии егодуховного мира? Эти виды производства благоприятствуют взаимному прогрессу;научные знания используются по-разному в разные исторические эпохи развитияобщества.
Рассматриваятакие вопросы, необходимо определить основную целевую ориентацию науки вобществе, так как только она может служить настоящим критерием её периодизации.Соответственно к этому критерию в историческом генезисе науки можно выделитьтри основные периода.
1.Преимущественно личностно – мировоззренческая ориентация науки: от еёвозникновения до Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности всоциальном плане было формирование общего представления про мир и место в нёмчеловека.
2.Преимущественно технологическая, материально производственная ориентация науки:начиная с XVII ст. и до современности. Техническая ориентация науки была порезультатам революционной как для техники, так и для самой науки. Техникастановится «определённой силой знания» и всё больше зависит от успехов научныхисследований. Наука становится фактором производственного процесса, который всвою очередь становится сферой её применения. В этом аспекте и выражаетсясущность новой целевой ориентации науки, нового исторического этапа еёразвития.
3.Ориентация на развитие интеллектуального творческого потенциала личности(современный этап). Если развитие производства в XIX ст. происходило за счётусовершенствования машин и технологических процессов, то в наше время ондвижется вперед также и за счёт духовного усовершенствования самого человека. Входе научно-технического прогресса интеллектуальное, духовное развитие людейстановится определяющим фактором увеличения материального производства.
Всеэто является основанием для заключения про изменение в наше время основнойцелевой ориентации науки, о том, что она более чётко проявляется в тенденциикак наука, ориентированная на развитие интеллектуально творческого потенциалачеловека.
/>1 Закономерности развития науки Процессы дифференциации и интеграциинаучного знания
Развитиенауки в современном обществе приводитк вертикальной интеграции науки — тенденции к всё большему сближению науки спрактикой, а в связи с этим — к сближению между фундаментальными и прикладныминауками. Происходят существенные изменения в науке как системе знания,углубляются процессы дифференциации та интеграции научного знания.
Результатомдифференциации есть появление отдельных теоретических систем и выделение их всамостоятельные отрасли науки со своим предметом, целью и методом.Дифференциация научного знания сопровождается его интеграцией, что представляетсобою не просто объединение существующих систем в что-то единое, не сумузнаний, достигнутых разными науками, а стремление в процессе взаимосвязи заимствоватьдруг у друга и методы, и язык, чтоб применить их для изучения своего объекта.Интеграция путём перенесения методов и языка науки есть одним из показателейглубокого единства современного научного знания.
Длясовременной науки характерным есть усиление взаимосвязей между большимколичеством различных областей, интегративных тенденций в развитии каждой изних.
Интеграцияохватывает четко отделенные одна от другой науки и обозначает процесс,связанный с подчинением отдельных наук, которые выделяются в целостнуюструктуру концептуального каркаса отправного знания. В то же время интеграцияявляется результатом сближения ранее независимых наук и благоприятствует междунаучными взаимодействиям, формированию интегративных наук (напримеркибернетики, биохимии, молекулярной биологии).
Тенденциядо интеграции наук отображает универсальный характер движения материи и ееосновных атрибутов — пространства, времени, причинности, возможности идействительности и т.д. Существенную роль в усилении взаимодействия наук играетпринцип развития, который характеризует как общность, так и направленность процессовизменчивости в объективном мире.
Центральнойпроблемой интеграции наук и синтеза знания является проблема соотношения наук.Интеграция предусматривает установление и усиление ее взаимосвязей междунауками.
Изучаявзаимодействие естественных, общественных и технических наук, необходимоучитывать не только объективные (предметные) основы, но и деятельные факторы ихарактеристики, потому что указанные науки отличаются и за субъектомдеятельности, и за методами, используемыми приемами, целью исследования и др.
Естьтак же разделение общественных, естественных и технических наук нафундаментальные и прикладные науки (исследования), которые взаимодействуютмежду собой. При взаимодействии фундаментальных и прикладных наук необходимоучитывать и тот факт, что некоторые фундаментальные науки могут пользоватьсяаппаратом других фундаментальных наук, которые в таком случае сами приобретаютчерт прикладного знания.
Интегративныепотенции в первую очередь проявляются в использовании принципов общей связиявлений и материальной целостности мира. Вместе с тем и другие принципы, законыи категории философии играют важную роль в интеграции наук о природе иобществе, поскольку они на общем уровне отображают взаимосвязи между атрибутамита качествами материи, між бытием и сознанием.
Философия,с одной стороны, обобщает интегративные тенденции в отдельных науках, а сдругой, — выполняя методологические функции познания, проводит как синтез знанияв отдельных научных дисциплинах, так же «внешний» синтез междудисциплинами и их основными связующими.
Философия,которая является ядром таких интегративно — общенаучных форм познания, какметодология, мировоззрение, научная картина мира непосредственно через нихвлияет на сближение наук о природе и обществе, на развитие техники.
Развитиелюбой области науки имеет четыре фазы. Первой фазой является латентная, онаначинается с появления «зародышных» работ, роль которыхустанавливается только при дальнейшем историческом анализе. Другая фаза —период начального оформления и развития идей. Она характеризуется«взрывным» увеличением информации при более быстром увеличенииколичества авторов. В третей фазе — период эксплуатации идей — отрасль становитсядоступной для освоения широкому кругу авторов. Количество авторов и публикацийзаметно возрастает, но темпы этого возрастания понижаются. В этот период вданной отрасли могут зародиться «горячие точки», которые со временемотделяются от нее и превращаются в самостоятельную область исследования.Четвертая фаза названа периодом насыщения: отрасль исчерпывает себя, основныеидеи переходят в учебники. Далее возможно разделение на несколько отраслей либоисчезновение как самостоятельной отрасли исследования./>Научная революция как закономерностьразвития науки
Еслив той или другой отрасли науки происходит коренная ломка системы основныхнаучных понятий, теорий, принципов и законов, происходит полная перестройкаметода мышления ученых, самого способа понимания и объяснения познаваемогомира, то в данном случае мы имеем дело с научной революцией.
Научнаяреволюция как закономерность развития науки имеет две функции, которые онаиногда выполняет одновременно во взаимосвязи, а иногда — последовательно, однуза другой. Первое задание научной революции (ее первая функция) имеетнегативный, критический, разрушительный характер: необходимо решительно,революционным путем, до самых корней разрушить всю систему старых понятий, теорий,принципов и законов данной науки. Без выполнения этогореволюционно-критического задания не может быть убрано основное препятствие дляразработки и принятия новых взглядов, нового способа мышления ученых, не можетбыть расчищенный путь для проникновения в науку новых идей и положений.
Второе,причем наиболее важное, задание научной революции есть позитивное,конструктивное, творческое: необходимо выработать, доказать и утвердить в наукесистему новых понятий, теорий, принципов и законов, а вместе с этим — новоемышление ученых, новый способ восприятия и понимания мира, который изучаетсяими. Без выполнения этого позитивного, творческого задания научная революция неможет быть доведенной до своего логического реального завершения.
Врезультате научных революций происходят существенные изменения в структуренаучного знания, в построении научных теорий. Современная наука характеризуетсявозникновением метатеорий і метанаук как специфических форм научного знания,желанием осмыслить основы, которые лежат в фундаменте построения научныхтеорий.
Современноенаучное знание приобрело абстрактный характер, поскольку тяжело установитьсвязь его понятий с объективной реальностью. Но это не сделало его менеепрактичным, наоборот, абстрактные теоретические системы науки нашего временидают возможность в принципе овладевать и управлять различными процессамиприроды.
/>2 Философское изучение наукикак социальной системы/>Особенности многоуровневой сущностинауки
Анализнауки как целостной системы обусловлен ее многоуровневой сутью. Современнаянаука изучается в разнообразных аспектах: политико-экономическому,историко-научном, этическом, эстетическом, психологическом и др… Решающеезначение для правильного определения путей дальнейшего развития науки имеютфилософский, особенно логико-гносеологический і социологический аспектыизучения.
Спозиций логико-гносеологического подхода, наука рассматривается как системазнаний. Научное знание представляет собой идеальное творение, специфическоедуховное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существуеткак целостность. Однако научные знания — это еще не наука в настоящемпонимании. Таковой наука становится лишь тогда, когда осуществляется процесссоздания нового знания. Продуктом науки являются новые знания.
Изученияпроцесса возникновения нового научного знания в этом аспекте предусматриваетсвой подход к проблеме, другой, нежели тот, который необходим при логико-гносеологическомаспекте анализа того же процесса.
Пониманиенауки как системы знания целиком правомерно, поскольку ее функцией естьпознание. И, конечно, такой подход к науке может быть полностью подходящим длялогики науки. Но его ограниченность сразу определяется, как только подойти кнауке как к сложному явлению, попробовать выяснить ее закономерности исоциальные функции.
Прирешении этих вопросов логико-гносеологический подход является не достаточным, иего необходимо дополнить социологическим анализом науки. Социологический анализнауки приводит к пониманию ее как формы научной деятельности, области духовногопроизводства, определенного социального института.
Врамках духовного производства исходящими для понимания и анализа сущности наукивыступают уже не научные знания, а деятельность относительно их производства —научный труд. Поэтому анализ науки как системы знания может быть дополнен ееизучением как специфического вида духовного труда. Наука — не только суммазнаний, это система знаний, которая постоянно развивается и одновременноявляется специфическим видом духовного производства. Как система знаний наукасуществует и как реальный факт, прежде всего в самом процессе научнойдеятельности, и как результат научной деятельности. Социологический анализ наукипредусматривает так же рассмотрение ее как определенного социального института.В науке как в сложной социальной системе заложен свой механизм развития. Ипоэтому понятие «социальный институт» должно благоприятствоватьнахождению внутренних споров науки и механизмов ее развития./>Анализ науки как формы организацииобщественных отношений в научной деятельности
Анализинституционализированной науки как формы организации общественных отношений внаучной деятельности дает возможность выделить такие ее основные стороны. Наукакак социальный институт представляет собой организацию людей, которыезанимаются научной деятельностью. Внутри научные отношения получают характерсвязи между субъектами научной деятельности.
Поэтомунаука как социальный институт является организацией не только людей, которыезанимаются научной деятельностью, но и организацией ее материально-техническойбазы. Люди, профессионально занятые научной деятельностью, и материальныесредства совершения этой деятельности являются теми элементами, которыенеобходимо организовать в социальный институт.
Итак,наука как социальный институт являет собой объединения профессионально занятыхнаучной деятельностью людей и материальных средств ее проведения в образесистемы организаций для выполнения функций осмысленного и целенаправленногоуправления научной деятельностью.
Несомненно,наука — очень сложный и многоаспектный социальный феномен. Она одновременноявляется системой объективных знаний и определенным видом деятельности людей,средством познания мира, важным фактором развития производства и орудиемпреобразования мира.
Системныйподход к изучению науки дает возможность определить ее внутреннюю природу какопределенную целостную систему, что представляет собой органическое соединениевзаимосвязанных сторон: научного знания і научной деятельности. Будучи такойсистемой, наука играет роль социального института.
Другимисловами, система научной деятельности представляет собой процесс циклическогодвижения научного знания. Научное знание в этой системе переходит из состоянияпокоя в состояние развития, то есть из состояния опредмеченой научнойдеятельности в состояние живой научной деятельности и наоборот.
Представлениео науке как целостной социальной системе необходимо прежде всего для того,чтобы раскрыть внутренний механизм ее саморазвития. Такой подход к науке даетвозможность выработать системное представление о ее внутренней структуре.
Наука,таким образом, выступает как социальный организм, который охватываетдеятельность людей, направленную на получение научного знания, средств этойдеятельности и непосредственный продукт — научное знание. Ядром такогоорганизма является научная деятельность, без какой нет других компонентовнауки. Целостность же его базируется на том, що наука всегда выходит нетолько из познания действительности, но и из научного знания; научное знание всвою очередь активно влияет на неё и органически вплетается в её материю, тоесть является продуктом предыдущей и средством следующей научной деятельности.Рассмотрение науки как единства опредмеченой деятельности (знания) и живойдеятельности (полученное знание) переходит традиционную ограниченностьлогико-гносеологического и философско-социологического подходов к неё.
Рассмотренныесоставляющие элементы системы «наука», неразрывно связаны между собою,обуславливают способность науки исполнять определённые социальные функции, чтоиграет важную роль в развитии общества. Реализуя свои социальные функции, наукавключается в процесс развития как его интегрирующий фактор, а цели обществастановятся органическими стимулами развития науки. Социальные функции наукиносят объективный характер и определяются общественными потребностями.
/>3 Структура науки в контекстефилософского анализа/>Необходимость определения логической структуры науки
Наукакак система знания исполняет определённые логические функции. Когда наукасуществовала в форме неразделённого целого, у неё вообще не могло быть никакойлогической структуры, потому что не было создано чётких научных теорий сопределённой структурой, системой доказательств и т. д. Фиксация некоторыхфактов, гениальные предположения, фантастические представления — вот чтосоздаёт содержание неразделённой науки. Логическую структуру наука сталаприобретать, когда из неё начали выделяться отдельные отрасли с относительнострогими научными теориями.
Приобретениенаукой логической структуры предусматривает прежде всего чёткое определениепредмета её изучения, особенности которого много в чём определяют науку.
Таккак науки отличаются по предмету, мерой зрелости развития, можно говорить освоеобразии логической структуры каждой науки./>Элементы логической структуры науки
Элементамилогической структуры науки являются: 1) основы, 2) законы, 3) основные понятия,4) теории, 5) идеи.
Основынауки. Необходимо выделить два виды основ науки: те, которые находятся за еёграницами, и те, которые входят в саму систему науки. Основой любой науки ивсего знания в целом является материальная действительность и практическая,деятельность человека. Первая определяет объективное содержание любой науки,так как все науки имеют дело с отображением закономерностей движения явленийобъективного мира. Другая — критерий истинности научных теорий.
Основынауки, которые входят в её систему, составляют прежде всего те её теоретическиеположения, которые выражают общие закономерности предмета данной науки, ирассматриваются в какой-то мере с определённой стороны во всех её теориях. Эти положенияберутся за основу при логическом строении данной науки. Например, в геометриитакими положениями выступают её аксиомы, которые раскрываются в виде определений,постулатов, общих понятий.
Крометого, в структуре науки можно выделить три блоки основ: І) идеалы и нормынаучного познания; 2) научная картина мира; 3) философские основы.
Научноезнание регулируется определёнными идеалами и нормами, которые выражают целевыеустановки науки. Это — идеалы и нормы доказательств и обоснованности знания. Эти теосновные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научногопознания.
Другойблок основ составляет научная картина мира, которая вмещает в себя общиепредставления про мир. Эта общая научная картина мира включает представленияпро природу и общество. Представления про структуру и развитие природы называютприродно – научной картиной мира.
Третийблок основ науки представлен философскими основами, которые включают в себяидеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки, с одной стороны,научную картину мира — с другого. При этом философские основы наукиобеспечивают вхождение научного знания в общую материю культуры человеческогообщества.
Еслиосновы науки стоят на верхней ступени иерархии логической структуры науки, тозаконы — на самой нижней. Законы, по сути, исполняют функцию фактической базынауки: отображают предмет данной науки и носят всеобщий характер. Как фактызаконы носят достоверный характер; в процессе развития науки они не упрощаются,изменяются только сфера их применения. Законы науки — объективно истинные.
Функциизаконов выступают принципами истинного знания, которое существует в даннойнауке.
Основы,законы науки существуют в форме понятий или их системы. Наука отображает свойпредмет в понятиях, без которых нельзя построить ни одной теории. Понятия наукипо своему месту и значениям неоднозначны. Есть понятия фундаментальные дляданной науки; они отображают общие закономерности предмета, который изучаетсяею, и имеют отношение, по сути, ко всем её теориям. Есть понятия, которыеотносятся только к отдельным её теориям; они отображают отдельные стороны,моменты предмета данной науки.
Теорияявляется наивысшим уровнем синтезу знания. В ней оно достигает определённоймеры полноты и завершенности, приобретая одновременно безусловного характера.Отдельные понятия науки абстрактные и субъективные. В теории, которая являетсявыражением чего — то целого, тенденцией развития предмета, проявляетсяобъективность содержания понятий науки.
Сужденияи понятия в теории образуют определённое единство, которое находит своёвыражение в объединяющем начале, которое отображает важную для даннойсовокупности явлений связь. Таким образом, теорию можно определить так: системанаучного знания, которая описывает и объясняет определённую совокупностьявлений, даёт знания реальных основ выдвинутых положений и сводит открытые вданной отрасли закономерные связи к единому объективному началу.
Следуеттакже отметить, что начиная с XIX ст. происходит создание теорий, которыеобъединяются в одну на основе единой идеи.
Дляпонимания сути этого процесса необходимо выяснить логико-гносеологическуюфункцию идеи, в которой органически соединяются два момента, необходимые длянауки: объективно-истинное отображение действительности и создание форм еёпреобразования из установлением средств практической их реализации. Першиймомент выражает наблюдательную сторону знания, а другой — действенно — практическую. В идеи они слиты воедино и благодаря этому идея выступаетсвоеобразным гносеологическим идеалом, к которому стремиться познание. Наконец,наука создаёт теории для того, чтоб творить идеи — формы, в которых человекдостигает своей цели в отношении преобразования действительности. Чтоб утвердитьсебя в мире, знание должно стать идеей.
Чтобсформировать идею, необходимы знания не только про объект, а и про субъект, егоцель и стремления, общественные потребности, про средства и пути внедрениятеоретического знания в жизнь.
Любаянаучная идея — исторически проходящий идеал познания, который со временемперестаёт быть идеалом, а субъект достигает знания большей объективности иполноты с большими реальными возможностями для реализации, а поэтому создаётновый идеал.
Идея— это конец знания и начало речи. Идея реализуется не только в практической, нои в теоретической деятельности человека. В строении науки идея выполняетсинтезирующую функцию, объединяет знания в определённую единую систему теорий.Развитие современного научного знания, что по своему характеру являетсяинтегральным, требует дальнейшего углубления совместных исследований в науке.Интегративные процессы в современной науке делают необходимыммеждисциплинарный, комплексный подход к исследуемым проблемам. Такой подходстановится одной из главных особенностей развития науки в современных условиях,так как в его основе лежат глубокие качественные преобразования в практикенаучно-технического и социального прогресса, что обуславливает укреплениесвязей между разными структурными уровнями объектов, ускорение темповпознавательных процессов.
Выводы
Такимобразом, логика развития науки привела нас к пониманию тогокультурно-исторического факта, что ни научное знание, ни нравственность, ни искусство,будучи взятыми в отдельности (не говоря уже о политике и праве), не могутобеспечить гармоничную целостность общественного сознания, а значит, а значит ипоступательное развитие науки. Наука, эстетическая и нравственная формыобщественного сознания определяет уровень развития духовной, а также иматериальной жизни каждого общества. Их эффективная роль определяется ихсовместной гармонической согласованностью. Необходимо, чтобы взаимнаясогласованность этих форм духовной активности человека достигла такой степени,чтобы примат одной из них не мог привести к дегармонизации общественныхпроцессов и внутреннего духовного мира самого человека. Считаем важным отметитьи то, что этическое тесно сплетается с эстетическим, наука стремится кпостижению тайн искусства, а последнее использует научные достижения.Всесторонняя и глубокая гармонизация форм общественного сознания – идеалбудущего, достижимого только созидательной деятельностью самого народа.
/>Списокиспользованной литературы/>/>1. Волков Г.Н. Качественные иколичественные методы в изучении науки // Будущее науки: Перспективы. Гипотезы.Нерешенные проблемы. Международный ежегодник. — Вып. 3., — М., 1980. – С. 53 — 60
2. Добров Г.М. Наука о науке. — К., 1989
3. Иванова Н.Я. Социально — культурные функции естественных наук.— К.,1977
4. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. — М., 1986
5. Йолон П. Тенденції розвитку сучасної методології науки. //Філософська ісоціологічна думка. — 1995. — № 7—8. С. 239—243.
6. Корниенко А.А., Корниенко А. В. Философские вопросы развития науки. —Томск, 1990
7. Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. — К., 1974
8. Наука и культура. — М., 1991
9. Наука и нравственность. — М., 1971
10. О гуманизме в науке и культуре. — М., 1982
11. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. —М., 1988
12. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человечества. — М., 1975