Реферат по предмету "Философия"


Жизнь и ее смысл

Рефератна тему:
«ЖИЗНЬИ ЕЕ СМЫСЛ»
 

 
Содержание
Введение
1.Понятие жизни в философии
2.Проблема смысла жизни человека
Заключение
Список используемой литературы

Введение
человеческая жизнь смысл философский религиозный
Изглубины веков, у всех людей, на протяжении всей жизни, заложена одна и та жемысль: «Жизнь и ее смысл». Проблема смысла жизни исключительно сложна, еепытались решить многие умы прошлого, но, несмотря на это она находится в центревнимания и у современных философов. Вопрос о смысле жизни есть вопрос опредназначении человека в этом мире.
Актуальностьданной темы обусловлена тем, что над этим рано или поздно задумывается каждыйчеловек. Самое лучшее задуматься как можно раньше. Она имеет практическоезначение не только для меня, но и для многих молодых людей, стоящих в началесвоего жизненного пути. Люди, не умеющие ценить свое существование, считаютжизнь однообразной и постоянно озабочены тем как бы «убить время». Эти людисами обесценивают и обессмысливают свою жизнь. На земле человек — единственноесущество, который имеет способность целесообразной практической деятельности.Людям необходимо понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открытьнаилучшие пути ее преобразования. Вопросы о смысле, цели и ценности жизни имеютне только теоретическое, но громадное практическое значение.
Цельданной работы видится в исследовании проблемы смысла жизни человека вфилософской традиции. Данная цель обусловлена необходимостью решения следующихзадач:
1. Проанализироватьсуществующие точки зрения на проблему определения сущности человеческой жизни.
2. Исследоватьсуществующие взгляды, в рамках интерпретации проблем смысла жизни.
Даннаяработа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографическогосписка. В первой главе рассматривается жизнь человека в историческомосмыслении, философском и религиозном. Это проблема волновала на протяжениимногих веков, философов разных эпох, народов и религий. В этой главе приведенывысказывания древних философов о жизни, к сожалению, большинство из нихявляются негативными, потому что люди в то время в большинстве своем былинесчастны. Но так ли это сейчас? Речь об этом пойдет во второй главе. Так жезатронем тему бессмертия души, потому что жизнь и душа вещи как ничто другоесвязанные между собой, их нельзя разделять, потому что без души нет жизни.
Вовторой главе мы рассмотрим вопросы о сущности жизни человека, о его духовной иматериальной деятельности, о ценностях. Так же затронем вопрос о смысле егожизни. Попробуем разобраться, ради чего стоит жить. Стоит ли наполнять своюжизнь смыслом или достаточно просто существовать, идти по течению жизни, безмалейшего сопротивления.
Длянаписания данного реферата воспользуемся книгами разных авторов и изданий, но ихосновная мысль авторов и идея статей главным образом совпали и с моим личныммнением. В книге авторов А.В. Маслихина и В. Д. Маслихина «Человеческая жизньбесценна» говорится о том, что сущность жизни человека проявляется через егодеятельность.

Глава1. Понятие жизни в философии
 
1.Жизнь– в философском аспекте времен и народов
Вопросо смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания. У всехвремен и народов высказывания о жизни носили разный, не похожий характер.
Вфилософии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократсмысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельнойжизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знаниемнравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи— в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства;Эпикур и киренаики — во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства;Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — вжизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научномзнании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде,что на него можно положиться. Но так, же были и негативные высказывания ожизни.
Будда,Шопенгауэр считали жизнь – страданием. Платон, Лабрюйер, Паскаль, что жизнь –сон. Экклезиаст: “И возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которыеделаются под солнцем, ибо все – суета и томление духа”; Марк Аврелий: “Жизнь –борьба и странствие по чужбине”; Иоанн Дамасский: “Все пепел, призрак, тень идым”; Петрарка: ”Жизнь однозвучна, зрелище уныло”; Шекспир: “Жизнь – этоповесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла”Паскаль: “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия”; Дидро: “Всяжизнь – лишь цена обманчивых надежд”; Кьеркегор: “Моя жизнь – вечная ночь. Чтотакое жизнь, как не безумие?”; Ницше: “Вся человеческая жизнь глубоко погруженав неправду”. Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и как дух, а какспецифическую человеческую драму.
ДоXVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе,заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечнуюцель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познанииБога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царствеБожьем».
XVII-XVIIIвек кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики.Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие ввоззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смыслжизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении ксчастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбеза коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIXвека Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Идеалистическиеи особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточнологичные построения для нахождения смысла человеческого существования. Вработах русских философов начала XX века Бердяева,Франка, Соловьева,Трубецкого и др. вопрос о вере в Бога становится главным условиям наличиясмысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческаяжизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия длярешения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложноразрешимые этические проблемы.
Особоследует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало втворчестве СьеренаКьеркегора. В XX веке Сартр, Камю,Хайдеггер, Ясперси др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человекспособен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей иненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Такимобразом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важноезначение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другимважным постулатом экзистенциализма является отрицание универсальногосмысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческаяиндивидуальность.
 
2.Бессмертиедуши
Идеябессмертия души — одна из самых древних идей человечества. Ее возникновениеобусловлено рядом природных и экзистенциальных причин, в ряду которых инстинктысамосохранения и бессмертия, воля к самосохранению, страх перед небытием,существование бессознательных психических образов (сновидений, призрачныхвидений) и т.д. Выявление причин возникновения и существования идеи бессмертиядуши не является обоснованием ее теоретической ценности и значимости. Остаетсяоткрытым вопрос о своеобразии этой идеи как объекта человеческого познания.Этот вопрос был отчетливо сформулирован в свое время Лосским Н.О.: «Существуетли возможность знания о таком предмете, как бессмертие души, есть ли этотпредмет по самому своему понятию входящий в сферу познаваемого или нет?».
Проблемаобъективного смысла идеи бессмертия души обостряется в связи с отрицанием этогосмысла представителями влиятельных эмпирически и позитивистских ориентированныхфилософских направлений. Особую роль при этом сыграли и играют понынекантовский критицизм и его разновидности. Как известно, в кантианствеобосновывается возможность только такого знания, в котором понятия сочетаются счувственными наглядными представлениями о предметах, существующих впространственно-временной форме. С такой точки зрения познанию доступно толькото, что может быть дано в чувственном опыте, трансцендентное же по отношению кэтому опыту — непознаваемо.
Чтокасается пространственно-временной формы, то, очевидно, что признаниебессмертия души равносильно признанию ее вечности, т.е. вневременности. Кольскоро душа не имеет временной формы, следовательно, она чувственно непредставима, находится вне опыта. В системе кантовских взглядов такая логикаведет к призванию идеи бессмертия души как недоступной человеческому познанию,к утверждению невозможности знания о ней.
Длявыхода из агностического тупика необходимо переосмыслить понятие «опыт», что,кстати сказать, и сделал Лосский. Он предложил расширить это понятие, дополнитьсферу чувственного наглядного опыта нечувственным опытом. В этой связи онкритиковал теорию познания Канта и аргументировал существование нечувственногоопыта в своей книге 'Обоснование интуитивизма'. Однако постижение идеибессмертия души оказывается затрудненным даже в случае указанного расширения опыта.Дело в том, что вечность выходит за границы всякого опыта. Она, вечность, можетбыть постигаема только вечным наблюдателем, непрерывно созерцающим ее. Следуетучитывать при этом, что любой опыт конечен, прерывен и, следовательно, наоснове этого прерывного опыта невозможно делать выводы о существованиинепрерывного, вечного. Осознание — этих трудностей вело также либо к признаниютого, что идея бессмертия души является врожденной, либо — к пессимистическомузаключению о том, что все попытки доказать бессмертие души, опираясь на опыт,неправомерны и немыслимы вообще.
Чтокасается размышлений о прерывном (конечном) характере любого опыта, то Лосскийзаметил в этой связи, что исходя из этой предпосылки, можно показатьнедоказуемость не только бессмертия души, но и существования любого предмета, вдоказательстве их существования, причем особенно — бессмертия души, беспомощнойи бесполезной оказывается и человеческая способность воображения.
И,наконец, еще одно важное теоретико-познавательное уточнение, которое, по мнениюЛосского, надо учитывать при размышлении о своеобразии идеи бессмертия души,это различение в познавательном процессе, с одной стороны, акта познания, а, сдругой предмета и содержания знания. Очевидно, что в противном случае, т. е.при смешении этих составляющих человеческого познания происходит как бы переноссвойств акта познания на предмет и содержание его. Так, иначе говоря, актпознания может быть коротким или даже мгновенным, но существование предмета, накоторый этот акт направлен, может быть очень длительным (необходимо при этомучесть, что длительность не тождественна в полном смысле вечности). Говорясловами Лосского, «акт созерцания может длиться одну секунду, носозерцаемое может быть вечным». Такая познавательная ситуация не являетсячем-то исключительным, уникальным, скорее наоборот, без такого мгновенного«схватывания» объекта невозможно было бы постижение любого изменения,движения, познания вообще.
Предложенноеразличение акта и содержания, а также и объекта познания, безусловно,способствует преодолению скепсиса относительно возможности познания бессмертиядуши. Это различение надо подразумевать и при рассмотрении идеи бессмертия душис точки зрения пространственной формы и ее пространственных свойств. Такимобразом, признание действительным нетождественности акта и содержания познанияспособствует укреплению той позиции, согласно которой «нет препятствий длятого, чтобы предметом наблюдения было вечное (безвременное) бытие».Размышление о теоретико-познавательном своеобразии идеи бессмертия души связанос самопостижением человека, с углублением в глубины внутреннего мира, всобственное Я.

Глава2. Жизнь человека. Смысл жизни
 
1.Сущностьжизни человека
Пословам авторов книги «Человеческая жизнь бесценна»: сущность жизни человекапроявляется через его деятельность. То есть, зная деятельность человека и раскрываяее, мы можем познать суть его жизни.
Черезсвою деятельность человек связан с окружающим миром, с природой. В процесседеятельности можно познать закономерности окружающего мира, явления природы.Совершая деятельность человек создает вещи, продукты питания, то естьматериальные ценности, но наряду с материальным создается и духовные:литература, философия, наука и многое другое. В ходе человеческой деятельностименяется и преобразуется общественный и природный мир. В связи с этимформируется и личность.
Вчеловеке необходимо различать природу и сущность. Если человеческое бытиепредставляет собою, определенную задачу, то в этой задаче природа человекасоздает раздел, который содержит исходные данные, которые имеет человек вкачестве основы своего существования. Говоря об общей природе человека, можновыделить его индивидуальные задатки и природные способности. Сущность предметзадачи, задание, которое необходимо решить, найти. Сущность есть то, что делаетиз самого себя человек своей жизнью. Является всегда продуктом собственнойдеятельности, неким решением задачи собственной жизни.
Кромесущности, природы существует и личность человека.
Личность– это и есть тот, кто имеет призвание, и кто способен откликнуться на этотпризыв свыше, кто реализует себя, самоопределяясь в бытии. Существуетопределенная тайна личности. Тайна эта состоит в творческой свободе личности.Прежде всего, имеется в виду творчество человеком своей собственной жизни.Сущность человека есть не просто некий продукт деятельности человека, она естьабсолютно свободное его самоопределение. Жизненный путь человека явно зависитне только от этого, этот путь складывается как определенная цепь событий. Вкоторой каждое звено в цепи жизни есть случай, то есть встречи истолкновения многих факторов. Но то, чем является сам человек в некой заданнойэтими бесчисленными факторами ситуации, – это зависит только от него. Спецификаситуации может наложить характерный отпечаток на внешний образ поступкачеловека, но внутренняя сущность, из которой поступок исходит, зависит толькоот самого человека, определяясь его свободной волей.
 
2.Смыслжизни человека
Проблемасмысла жизни имеет огромное значение, для большинства людей она вообщеосознается как главная, центральная, а порой даже единственная проблема всейжизни.
Смысл– то, чем человек воодушевляется для жизни, — он может быть обретен и встарости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди,обладающие молодостью, материаль­ными возможностями и временной перспективой,тем более не должны мириться с утратой смысла.
Смыслжизни относится к числу духовных потребностей, но, несмотря на это он неявляется менее важным, чем телесная потребность в еде или душевная потребностьв общении с себе подобными. Например, наличие настоящей потребности в смыслежизни является опровержением и позиции Камю, и всех прочих скептиков иагностиков. Если у человека есть потребность в смысле жизни, то этот смыслможно найти.
Отличиепотребности от простого пожелания велико. Не всякая прихоть может бытьудовлетворена, не всякая фантазия имеет реальное представление и возможностьосуществления, а вот предмет всякой потребности существует. Иногда, может быть,не удается найти еды, чтобы удовлетворить телесную потребность, тогда человекможет умереть от голода, но это не отменяет того факта, что в мире еда есть.Человек может не иметь смысла жизни, может не найти его, человек может дажепогибнуть, не найдя его, но все это не отменяет того факта, что смысл жизнибывает, что он есть, и найти его в принципе можно.
Этоозначает, что смысл жизни существует, он есть независимо от того, знает ли онем человек, понимает ли человек смысл своей жизни. Разница есть вэкзистенциальном плане: понимание или непонимание человеком смысла своей жизнисущественно определяет экзистенцию человека в самом ее истоке. Стоит, видимо,различать этот экзистенциальный смысл жизни, который означает осмысленностьчеловеком своей жизни и который можно иметь или не иметь, и объективный смыслжизни, который не мы в нее вкладываем, но который может быть усмотрен и понятнами, который способен обогатить нас, наполнив собой нашу экзистенцию.
Этотобъективно существующий смысл жизни является условием возможности всякогосубъективного смысла: ибо «спрашивать о смысле – значит задаваться вопросом о безусловномзначении чего-либо, т.е. о таком значении, которое не зависит от чьего-либосубъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли»[1].Вопрос о смысле жизни – это не вопрос о субъективных целях, которые ставит человек,это вопрос «Зачем жизнь?», «Для какой такой надобности она?» Однако именно тотфакт, что смысл у жизни должен быть, что он есть очевидная потребностьчеловека, образует камень преткновения для многих людей, сколь легче, спокойнеебыла бы их участь, если бы его могло не быть.
Исходяиз гипотезы, что смысл жизни есть, это означает только одно: жизнь человекуименно дана, притом дана не просто так, а зачем-то. Сам вопрос о смысле жизни,вопрос «зачем жизнь?» предполагает именно такое видение жизни. Если жизнь«дана» человеку как-то метафорически, то и о смысле ее можно говорить толькометафорически. Наличие реального смысла жизни предполагает, что жизнь реальнодана. Всякий смысл определяется конечной целью, предназначением, стало быть, исмысл жизни человека определяется предназначением человека. То есть, Тот, Ктожизнь дал, Он дал ее не просто так, а к чему-то человека предназначил: предварительнымобразом назначил человеку определенную цель. Это является залогом существованиясмысла жизни.
«Предназначение»само по себе, по своей внутренней сути является еще чем-то внешним длячеловека, это есть соотнесенность жизни с некими целями, заданная помимо воли исознательной свободы. Однако в жизнь человека «предназначение» входит как«призвание». Тот, Кто жизнь человеку дал, не просто к чему-то человека предназначил,Он еще и призывает человека к сознательному и свободному исполнению этогопредназначения. Столь дорогое и значимое для человека слово «призвание»означает ведь именно «призыв», услышав который, надо на него откликнуться ибыть ему верным. То есть это означает, в конечном счете, откликнуться и бытьверным Тому, Кто тебя зовет, Тому, Кто тебе жизнь дал. Слово «призвание» имеет,таким образом, откровенно религиозный смысл, и мы считаем необходимымупотреблять его именно в этом – точном и полноценном – значении. Тот, кому ненравятся религиозные смыслы, должен, видимо, отказаться вообще от использованияэтого слова, заменив его другим, более адекватно выражающим нужную мысль.
Такимобразом, смысл жизни, если он вообще есть, может заключаться единственно в том,чтобы понять свое призвание, служить призыву, обращенному к тебе, откликнутьсяна него и быть верным ему, обратив свою свободную волю на реализацию своегожизненного предназначения. Однако эти слова остаются лишь формальнымопределением до тех пор, пока мы не ответим на вопрос, а в чем же заключаетсяпредназначение человека в этой жизни. То есть, конечно, можно и нужнопредполагать, что есть разница индивидуальных предназначений людей, разницапризваний, но при этом явно должно быть некое вообще «предназначение человекана земле», некое единое призвание, обращенное к человеку, как именно человеку.Элементарный здравый смысл требует того, чтобы все индивидуальные призваниябыли не более чем частными способами реализации общечеловеческого призвания.
Говоряоб этом общем смысле жизни человека на земле, необходимо использовать еще одночасто употребляемое и поверхностно понимаемое слово. Только, разумеется, преждечем его использовать, надо очистить его от обессмысливающей расплывчатости ипонять во всей глубине его значения. Итак: всякий вообще человек на землепризван к самореализации. «Самореализация» означает не более и не менее как реализациюсебя. Всякая реализация предполагает наличие некоего замысла, который реализуется,то есть воплощается. Предназначение человека заключается, в конечном счете, втом, чтобы стать самим собой, самоопределиться в бытии, свободно реализуя (илисвободно отказываясь реализовывать) замысел о себе. Тот, Кто эту жизнь человекудал, призывает человека свободно обрести самого себя и войти в полноту бытия, –именно это и может быть названо самореализацией в настоящем смысле этого слова.
Этоставит человека в совершенно уникальное положение: человек – это единственноесущество, которое, чтобы в полной мере быть, должно само себя реализовать.Бытие человека, таким образом, представляет собой безмерный риск, которыйзаключается в том, что оно никогда еще не есть бытие в полной мере в готовомвиде, оно есть шанс обрести себя. Этот шанс может быть использован человеком,но человек может и упустить его, может отказаться реализовывать себя истановиться самим собою. Чем человек окажется в таком случае, вопрос, пожалуй,неразрешимый и очень страшный. Строго логически говоря, человек в этом случаеостается неким полуфабрикатом, некой недоделанной сущностью, так и не обретшейреального бытия. Быть человеком – это значит выбрать, жизнь, которую ты хочешьпрожить без сожаления. «Быть или не быть», – вот в чем вопрос всякойчеловеческой жизни.
Заключение
 
Проблемасмысла жизни как нельзя более принадлежит к тем вопросам, с которыми к философумогут обратиться «простые» люди и молодежь в первую очередь. Более того, этапроблема – как раз тот вопрос, к постановке которого философ должен настойчивоподводить людей, пробуждая и побуждая их к сознательному выстраиванию своегомировоззрения.
Анализируябольшое количество книг и статей, хотелось самой разобраться, в чем жезаключается смысл жизни, есть ли он вообще и нужно ли его искать. У каждогочеловека на данный вопрос будет свой ответ. Выполняю данную работу, вряд ли былнайден полный и точный ответ на поставленную задачу, но прочитав данный рефератможно узнать о многом и действительно серьезно задуматься над своимсуществованием.
Впервой главе рассматривались вопросы жизни в философском, религиозномпонимании. Многие великие умы высказывали свои речи по отношению к жизни и еесмыслу. Эти высказывания не только противоречат друг другу, но и подтверждают сказанное.Так же затрагивается тема бессмертия души, этот вопрос был отчетливосформулирован в свое время Лосским Н.О… Несмотря на то что, по мнению многих вжизни не существует ничего вечного, а все лишь конечное и прерывное, Лосскийдоказывает обратное. Исходя из многих предпосылок, он доказывает существованиялюбого предмета, в доказательстве их существования, причем особенно — бессмертия души, в связи, с чем оказывается беспомощной и бесполезной ичеловеческая способность воображения.
Вовторой главе анализируя проблему смысла жизни, выявилось несколько главныхфактов. Первый и наиболее важный, это то что жизнь нам дана, кем то свыше, данане просто так, а с определенной целью. То есть каждому человеку отведено своепредназначение. И уж только от самого человека зависит, хочет он его найти илинет. Главная задача человека в жизни — сделать правильный выбор: жить без целии смысла или все-таки потратить свою единственную жизнь на выполнение своегопредназначения. Второй же – это осознание того что смысл жизни прежде всегодуховная потребность и отсутствие его не означает, что его в природе не существует.То есть для выполнения своего предназначения необходимо сначала найти его.
Однажизнь подарена человеку, и мы не вправе губить ее. Необходимо каждомузадуматься над смыслом жизни, над своим предназначением и постараться как можнобыстрее начать менять ее в лучшую сторону. И может быть тогда, мы станем житьлучше.

 
Списокиспользуемой литературы
 
1. Замалеев А.Ф. Смысл жизни врусской философии. Санкт-Петербург, 1995.
2. Маслихин А.В., Маслихин В.Д.Человеческая жизнь бесценна Йошкар-Ола, 2006.
3.Коган Л.Н. Цель и смысл жизничеловека. М.,1984.
4.Дмитренко С., Энциклопедия ума.М.: Олма Медиа Групп, 2007.
5.Философский энциклопедическийсловарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
6.Введенский А.,Условия допустимости веры в смысл жизни.
М.: Прогресс-Культура, 1994.
7.Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: Прогресс-Культура,1994.
8. Лосский Н. Идея бессмертия души,как проблема теории знания.
М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.