Реферат по предмету "Философия"


Жизненный смысл и предназначение философии

Содержание
Введение
Жизненный смысл и предназначениефилософии
Заключение
Список литературы

Введение
Каждый человек постоянносталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир?Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы?Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мирезанимают закономерности, а какое — случайности?
Еще в большей степеникаждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения вэтом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертиечеловеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении вэтом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека?Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?
Каждого человека,несомненно, волнуют и морально — нравственные проблемы. Что такое совесть,честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкуюразграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческихпоступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитиичеловечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?
Можно было бы назватьмного наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает икоторым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются нетолько философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ наважнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать этипроблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.
У философии свой,специфический подход к решению таких проблем. Целью данной работыявляется: раскрыть жизненный смысл и предназначение философии.

Жизненный смысл ипредназначение философии
Слово «философ»впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. дон. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию иправильному образу жизни. Как сообщает Диоген Лаэртский, философию философией(любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор;мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек: «Ибопреждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней —«мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ(«любомудр»)— это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости»[1].
Пифагор не оставилпосле себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово«философ», — это Гераклит.
Истолкование изакрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именемПлатона. Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Западаи Ближнего Востока.
В восточныхтрадициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и быларастворена в культурных, религиозных и политических учениях.
Философия (в переводе сдревнегреческого «любовь к мудрости», «любомудрие») — «дисциплина, изучающаянаиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципыреальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира»[2].Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения,одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Под философиейпонимают вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, которыйрационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешаеткоренные мировоззренческие вопросы.
Философия, такимобразом, является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачейявляется обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — «системанаиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этоммире»[3]. Вистории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию,философию и другие.
Религиозноемировоззрение отличается от философского. Подобно философии, религия такжеисследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упорна веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.
Тем самымфилософия даёт дополнительную возможность постижения смысла и осмыслениямудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии —мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии вотличие от философии есть культ.
В связи с этимКарл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служитвсегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, чтодоступно знанию, и понять самоё себя».[4]
Философское обобщениеимеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение.Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта испециальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присущерассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяетпостичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую вовремени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида ичеловечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянносчитаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретнымнаучным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить ирешать свои проблемы. Таким образом, универсализм — характерный признакфилософского способа освоения действительности. На протяжении всей историикультуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальныхпринципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в такихобразах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».
Другой важнойособенностью философского способа освоения действительности являетсясубстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая воснове). Субстанция — это «предельное основание, позволяющее сводитьчувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному,относительно устойчивому и самостоятельно существующему»[5].Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее,внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
Универсализм исубстанционализм — это не два разных, а единый характерный признак философии, таккак предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанциивсех вещей.
Универсализм исубстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формыосвоения действительности. Но это совсем не означает, что философия, в отличиеот мифологии и религии, с самого начала оперирует сложным логическим аппаратом.Философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся подглубоким влиянием мифологического и религиозного мировоззрения. Спецификафилософии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствахвыражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который,помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводуустоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной изхарактерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомненияи началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит,Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же необходимопредполагает ответ на вопрос: что означает «быть»? Для обыденного, жизненно-практическогомировоззрения такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие какдолжное: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем».
Начать жеразмышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, —значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного, «житейского»подхода к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом итрадиционном типе знания и поведения.
Философия с самогоначала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционныхценностей и норм нравственности. Первые древнегреческие философы в качествеодной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, чтообщепринято (мнение), и того, что именно на самом деле (знание).
Философ все ставитпод сомнение. Но это не означает, что он стремится разрушить коллективныеверования, нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомнение длятого, чтобы проверить, насколько прочны эти человеческие установления, иотбросить те из них, которые отжили свой век, а те, которые выдержали проверку,поставить на более прочный фундамент знания. Таким образом, философия с самогоначала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Вопросы— что такое «быть», что значит «быть»? — ставятся не отвлеченно, а всегдаориентируют читателя и слушателя на уяснение места человека в этом бытии. Однаиз важных граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечеству в целом имне, конкретному человеку в частности; что значит для человека жить; каковсмысл и оправдание человеческой деятельности? Постановка главного вопроса обытии означает, что в философии определяющее значение имеет решение такназываемых смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той илииной исторической эпохи, культуры народов философия предложила человечествумножество вариантов решения этих вопросов.
Вечное стремление кмудрости не позволяет философии уйти в область чистых абстракций, превратитьсяв игру ума, ненужную человеку. Философская мудрость — бесконечный процесспоиска истины — никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, а поискее — вот цель философии.
Мудрость не тождественнамногознанию, которое, как говорили древние, «уму не научает». И. Кантписал: «Одно многознание есть циклопическая ученость, которой недостаетглаза философии». Мудрый понимает,а не только знает: своим интеллектуальным взором он охватывает жизнь в целом,не останавливается на констатации эмпирических ее проявлений, не ограничиваетсяустановлением того, что есть «на самом деле». Размышления о жизни,уразумение жизненного опыта не могут быть выведены из обучения". [6]
Философии нельзявыучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должназаключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развитьопределенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать спецификуфилософской проблематики, ее предельность, что бы ни выступало в качествеобъекта его исследований. Философия в отличие от науки не всегда даёт ответ, нофилософия — всегда вопрошание, для нее значима сама постановка проблемы. Отсюдасократовское понимание процесса философствования как реального, речевогодиалога. По Сократу, истина должна «сама родиться в голове человека;человек должен сам из себя произвести необходимое знание, лишь тогда оно будетделом его истинной убежденности, частью его самосознания».[7]
Сократ считал, что онисцеляет души, просвещая их. Однако современное ему общество квалифицировало егодействия как «растление душ» юношей и осудило его на смерть (причемвполне демократично и легитимно). Государство часто осуждало людей, которыеучили других задумываться и мыслить, и истина, достигаемая мудрецами, не всегдаустраивала общество.
«Вечность»философской проблематики объясняется предельным характером философских вопросов,тем, что они касаются наиболее общих проблем бытия и человеческогосуществования и «мигрируют» из эпохи в эпоху, получая то или иноерешение, в зависимости от социокультурной ситуации и личности философа.«Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта,новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации».[8]Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох ивоззрений, в котором сталкиваются разнообразнейшие точки зрения и синтезируютсяв едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции. Врамках этого общего диалога происходит возвращение к «старым»проблемам и открытие новых.
Философ «как никтодругой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит лицом к лицу со «знаниемо незнании».[9]
Утверждение Сократа:«Я знаю только то, что ничего не знаю» — не просто философскаябравада с целью эпатировать общественное мнение, а гносеологическая установка,отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабостьфилософии, даже определенный трагизм ее положения. Философ стремится ответитьна глобальные вопросы, осознавая, что для полного ответа знаний принципиальнонедостаточно. «От философии неотделимо требование занимать теоретическуюпозицию при рассмотрении любой проблемы — не обязательно решать ее, но тогдаубедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается отдругих наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они простоотказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускаетвозможность того, что мир сам по себе — неразрешимая проблема».[10]
То, что философ долженставить проблемы и давать ответы на них, осознавая всю неполноту иотносительность таких ответов, открывает огромные возможности для философии какособой творческой деятельности, не знающей границ своего исследования.

Заключение
Философия являетсямировоззренческой дисциплиной, поскольку её поиск ответов на наиболее общиевопросы.
Универсализм исубстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формыосвоения действительности. Специфика философии на самых ранних этапах ееразвития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особойустановке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма исубстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов,привычек, обычаев, традиций.
С самого начала своегосуществования философия имеет духовно-практическую направленность. В философииопределяющее значение имеет решение так называемых смысложизненных, «вечных»вопросов. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи,культуры народов философия предложила человечеству множество вариантов решенияэтих вопросов. «Вечность» философской проблематики объясняетсяпредельным характером философских вопросов, тем, что они касаются наиболееобщих проблем бытия и человеческого существования и «мигрируют» изэпохи в эпоху, получая то или иное решение, в зависимости от социокультурнойситуации и личности философа.
Философскую мудростьследует отличать от житейской интуиции, практической мудрости, так как ейприсуща глубокая рефлексия, основанная на интуиции и одновременно нарациональном поиске предельных оснований знаний и ценностей, тогда каквыражением практической мудрости является стереотипная реакция на похожуюситуацию. Все это находит отражение в языковой системе философии, где наряду сабстрактными понятиями используются также образы и символы, средствахудожественного освоения мира.

Списоклитературы
1. ДоброхотовА. Л. Введение в философию.- М., 2007.
2. Новейшийфилософский словарь — М., 2003.
3. КузнецовВ.Г., Кузнецова И.Д. Философия. – М., 2008.
4. РадугинА.А. Хрестоматия по философии. – М., 2001.
5. РодзинскийД. Л. Философия в вопросах и ответах. — М.: МПСИ, 2009.
6. Философия.Учебник / Под ред. В. Д. Губина. — М.,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.