ЖАН ПОЛЬ САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
" Экзистенциализм — этогуманизм". Название этой книги французс-
кого философа, писателя и драматурга Жана Поля Сартра может
служитьдевизом экзистенциализма , как самое краткое и точное вы-
ражение смысла и назначения целого направления современной филосо-
фии.
Экзистенциализм , или философия существования (от позднелатинс-
кого existentia — существование) зародился в начале 20 века и в
течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и попу-
лярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято счи-
тать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя ос-
новноеразвитие это течение получило после 1-ой мировой войны в
трудахнемецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и
в сороковых годах в работах Альбера Камю , Жана Поля Сартра и
Симоны де Бовуар.В то же время своими предшественниками экзи-
стенциалисты считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского и Ницше .
В философском отношении наэкзистенциализм оказали преобладающее
влияние такое направление как философия жизни , а также фено-
менология Гуссерля и Шеллера .
Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился
своеобразнойреакцией на духовный кризис , вызванный войнами и
страданиями.В ситуации безнадежности и душевной растерянности
призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности , к чувству
человеческого достоинства оказался источником мужества и нравстве-
нной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопо-
ставляла личное решение, волевой акт уверткам «трусливого разума».
В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери:
"Франция приняла бой вопреки правде логиков.. . Логики были
правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была
Франция ради того , чтобы избавить себя от поражения , не при-
нимать боя ? Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому
же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от
боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом ."
Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической док-
триной.Его основная тема — человеческое существование , судьба лич-
ности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение
смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с
одной стороны , делает это направление популярным среди художе-
ственной интеллигенции ( Э. Хемингуэй, С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ),
а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы-
ку искусства ( Сартр , Камю , Марсель ) .
Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием
мира,причем это в равной степени относится как к религиоз-
ному направлению экзистенциализма ( Ясперс,Марсель, Бердяев, Шестов),
так и к атеистическому ( Хайдеггер, Сартр , Камю , Мерло-Понти ),
поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества — признание
того , что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цити-
руют Ницше) , сопровождается утверждением невозможности и абсурд-
ности жизни без бога.
Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенци-
ализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году,
образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормаль-
ную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста-
жировался во Французском институте в Берлине.Господствовавший тог-
да во французской университетской культуре абстрактный идеализм
Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гит-
леризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей.
Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою ли-
тературную и общественную деятельность . Известность Сартру принес-
ли роман «Тошнота» (1938) и сборник рассказов «Стена» (1939) , в
которых ярко проявилось мировоззрение писателя . В самое труд-
ное для Франции время, в годы фашистской оккупации Сартр, вер-
ный внутренним убеждениям , был активным участником Движения Соп-
ротивления ; тогда им была написана основная философская работа
«Бытие и ничто», ставшая его докторской диссертацией . Но попу-
лярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он, совме-
щая общественную и литературную деятельность (Сартр был основате-
лем и директором журнала«Les Temps Modernes», участником много-
численных движений и организаций) , проявил себя как писатель
и драматург , автор романной трилогии «Пути к свободе»(1945-1949),
ряда пьес и автобиографической повести «Слова»(1964) , принесшей
ему высшее официальное признание — Нобелевскую премию ( от которой
Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с иде-
ологически ангажированным институтом ) . На закате своего творчес-
кого пути Сартр все более заметно склонялся к левым , социа-
листическим идеям , однако это не помешало ему выступить с
критикой марксизма как догматического , материалистического учения
(«Марксизм и экзистенциализм»).Независимая жизненная позиция , бу-
нтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его фило-
софское мировоззрение , которое внесло значительный вклад в
развитие экзистенциализма.При этом идеи Сартра достаточно
точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма ,
поэтому, прежде чем рассматривать вклад французского философа
как таковой , в методологическом плане представляется целесо-
образным дать общий анализ основных положений экзистенциализма .
Экзистенциализм как целостное учение строится на принци-
пиально новом понятии такой категории , как бытие . Экзистенци-
алисты стремятся понять бытие как нечто непосредственное и
преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической фило-
софии , так и науки , предполагающей опосредование — этот основной
принцип мышления . Бытие , согласноэкзистенциалистам , не есть ни
эмпирическая реальность , данная нам во внешнем восприятии , ни
та система связей , которая конструируется научным мышлением , ни
мир умопостигаемых сущностей , познание которого составляло задачу
классического рационализма ; во всех этих случаях проводится раз-
личие и даже противопоставление субъекта объекту. Преодоление этой
противоположности объекта и объекта , если оно допускается, как ,
например , у Спинозы или Гегеля , для рационалистов возможно лишь
в мышлении и является конечным пунктом , целью их философство-
вания.Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную
непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта ;
познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть , и
бытие может быть постигнуто только через самое себя . При этом
в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание
субъектом своего «бытия- в-мире». Таким образом , бытие здесь дано
непосредственно, в виде собственного бытия - существования , то
есть экзистенции.Для описания структуры экзистенции экзистенциа-
листами был использован феноменологический метод Гуссерля - в ка-
честве структуры сознания выделялась его направленность на дру-
гое , интенциональность . В атеистическом варианте экзистенциализма ,
теоретиком которого был , в частности Сартр , экзистенция опреде-
ляется как бытие , направленное к ничто и сознающее свою ко-
нечность.Структура экзистенции описывается в виде набора моду-
сов человеческого существования . Такие модусы экзистенции , как
забота , страх , решимость , совесть определяются через смерть, как
способ соприкосновения с ничто . Поэтому именно в пограничной си-
туации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень
своего существа.Важнейшим свойством экзистенции является выхождение
за свои пределы, или трансцендирование. С точки зрения религи-
озного экзистенциализма , трансцендентное — это бог , и хотя он не
познаваем , но все духовное творчество есть выражение стремления
к богу , попытка выразить его , хотя и терпящее крушение из-
за невозможности адекватного постижения бога.А продукты это-
го творчества есть ни что иное , как шифры трансценденции.Эк-
зистенциалисты-атеисты, в свою очередь , определяют трансценденцию
как ничто , как глубочайшую тайну экзистенции .
Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции ра-
скрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы .
Личность , как ее видят экзистенциалисты , является самоцелью , а
коллектив при этом выступает лишь как средство , обеспечивающее
возможность материального существования составляющих его индивидов
( поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных
усилий ). А общество в целом призвано обеспечивать возможность
свободного духовного развития каждой личности , гарантируя ей пра-
вовой порядок , ограждающий личность от посягательств на ее сво-
боду . Но роль общества , по мнению экзистенциалистов , остается,
в сущности , отрицательной : свобода , которую оно может предоста-
вить индивиду , является лишь частным ее проявлением — свобода эко-
номическая , политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается
по ту сторону социальной сферы , в мире духовной жизни лично-
сти, где индивиды сталкиваются не как производители материальных
благ и не как субъекты правовых отношений , а как экзистенции.
Общество таким образом лишь ограничивает личность .
Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового , общест-
венного на единичного человека . При этом , однако , для религи-
озного экзистенциализма важен индивидуум не сам по себе , а
лишь постольку , поскольку он есть «явленность трансцендентального».
В этой связи вводится различие индивидуальности и личности. По
словам Бердяева «личность предполагает существование сверхличного ,
того , что ее превосходит и к чему она поднимается в своей
реализации . Личности нет , если нет бытия выше ее стоящего .
Тогда есть лишь индивидуум , подчиняемый роду и обществу, тогда
природа стоит выше человека и он лишь часть ее .» Экзистенци-
ализм различает в человеке как бы несколько слоев : природ-
ный (биологический и психологический ) , изучаемый естественными нау-
ками и составляющий его природную , эмпирическую индивидуальность;
социальный , изучаемый социологией ; духовный , являющийся предметом
изучения истории и философии ; и , наконец , экзистенциальный,который
не поддается научному познанию и может быть лишь «освещен» фи-
лософией .Рассматривая проблему свободы , экзистенциализм отвергает
как рационалистическую просветительскую традицию , сводящую свободу
к познанию необходимости , так и гуманистическую , для которой
свобода состоит в раскрытии задатков человека , раскрепощении его
«сущностных» сил . Свобода в понимании экзистенциалистов — это сама
экзистенция, экзистенция — это и есть свобода . Поскольку же стру-
ктура экзистенции выражается в направленности вовне , в трансцен-
дировании , то понимание свободы различными представителями экзис-
тенциализма определяется их трактовкой трансценденции , которая в
сущности и является «обиталищем» человеческой свободы . Для рели-
гиозных экзистенциалистов это означает , что только в боге мож-
но обрести свободу .
В этом смысле экзистенциалисты по-новому выразили понятие
свободы воли , возрождая кантовский категорический императив . В
духе Канта экзистенциалисты подчеркивают, что человек отличается
от всех природных существ способностью выбирать самого себя и
нести ответственность перед самим собой за свой выбор ; более
того , выбирая себя , человек тем самым выбирает и всечеловече-
ство , так что выбор — не просто его частное дело . Однако у
Канта человек должен выбирать себя по закону морального долга,
а в атеистическом варианте экзистенциализма он не имеет ника-
кого содержательного критерия выбора : он выбирает себя перед
лицом непознаваемого трансцендентного ничто . Так , по Хайдеггеру,
выбор своего Я предполагает поставить себя перед самой после-
дней возможностью своего бытия — смертью . Тем самым человек осво-
бождается от власти сущего , от предметного и социального мира,
и оказывается перед лицом бытия , которое есть ничто. Поскольку
подлинное бытие и его «принципы» не могут быть сформулированы
в виде общезначимых моральных требований , постольку человеку нич-
то не может облегчить задачу выбора . Однако бытие , по Хайде-
ггеру , «говорит» человеку в минуту самого глубокого молчания ,
и только актом своего выбора перед лицом ничто человек обна-
руживает — для себя и мира, что ему «сказалось» в этом молча-
нии .
В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом
бога . Согласно Бердяеву , подлинный выбор — это выбор в себе
образа «божьего», который составляет сущность личности , но явля-
ется скрытым для самого индивида , пока он живет в мире
«обыденности». Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог вы-
ступает лишь в своих отрицательных определениях , то в такой
трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного
критерия , за что экзистенциализм подвергается критике со стороны
традиционного христианства .
Характерна в этом отношении экзистенциалистская трактовка такого
важного понятия нравственной философии , как совесть . Поскольку
экзистенциализм не устанавливает содержательных критериев добра и
зла , т.е. не строит систему нравственной философии , постольку
совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать себя под-
линно , найти себя. Совесть не есть призыв быть добрым и из-
бегать зла — она есть призыв быть самим собой, а не «другим»,
не «посторонним». Быть свободным — значит не поступать и не думать
так , как поступают и думают все. Быть свободным , быть экзис-
тенцией значит быть самим собой , поэтому , по слова Сартра
«человек обречен быть свободным . Свобода предстает в экзистен-
циализме как тяжелое бремя , которое должен нести человек, пос-
кольку он личность . Он может отказаться от своей свободы,
перестать быть самим собой , стать »как все" , но только ценой
отказа от себя как личности . Мир , в который при этом по-
гружается человек , носит у Хайдеггера название «ман» ( man —
неопределенно-личное местоимение , аналогичное «всеемству» Достоевс-
кого ) ; это безличный мир , в котором все анонимно , в кото-
ром нет субъектов действия , а есть лишь объекты действия ;
это мир , в котором никто ничего не решает , а потому и
не несет ни за что ответственности , мир всеобщей круговой
поруки . У Бердяева этот мир носит название «мира объекти-
вации», признаками которого являются: "… 1)отчужденность объекта
от субъекта ; 2) поглощенность неповторимо — индивидуального , лично-
го общим , безлично — универсальным ; 3) господство необходи-
мости , детерминации извне , подавление и закрытие свободы ;
4) приспособление к массивности мира и истории , к среднему че-
ловеку , социализация человека и его мнений , уничтожающая ориги-
нальность ."Единственный способ преодоления этого мира ,- учит эк-
зистенциализм,- самому стать личностью , перестать жить в соотве-
тствии с внешними принципами . Однако быть свободным гораздо труд-
нее , чем отказаться от свободы : в век всеобщей унификации и
тотальной социализации остаться неунифицированным , в век полного
отчуждения остаться неотчужденным , в век всеобщего безверия ос-
таться верным вере как таковой , в то же время не имея дейс-
твительно живой и конкретной веры , неимоверно трудно . Это зна-
чит все время идти против течения , быть обреченным на нонком-
формизм,быть вечным аутсайдером в этом мире . Знать , что нет
сословия или класса , внутри которого ты будешь «своим», что
нет такого уголка на земном шаре , где не пришлось бы жить,
постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни , что нет такой
«позитивности», с которой можно себя отождествить — это и значит
жить «перед лицом ничто», будет ли это ничто именем неведомого
бога или названием действительной пустоты . Поэтому под знамя
экзистенциализма встают и те , кто ищет нового , неведомого бога,
и те , кто ничего не ищет , а лишь предает анафеме все су-
ществующее . Таков общий настрой постоянно ищущего , отрицающего,
неудовлетворенного и «безблагодатного», по выражению Бердяева , экзи-
стенциализма. С особенно страстным пафосом этот настрой проявил-
ся в творчестве Жана Поля Сартра , наверное , самого атеисти-
ческого , левого и пессимистического из экзистенциалистов. Миропо-
нимание Сартра сформировалось в мире , зашедшем в тупик , абсур-
дном , где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа
должен был , следовательно , быть отрицанием , отказом , чтобы выб-
раться из этого хаотичного мира без порядка и цели . Отстраниться
от мира , отвергнуть его — это и есть в человеке специфически
человеческое : свобода . Выражаясь словами самого Сартра , вся
его система взглядов строится на двух постулатах экзистенциа-
лизма . Во-первых , в качестве отправной точки Сартр воспринял
формулу Достоевского «если бога нет , все позволено», дав ей до-
статочно широкое толкование : " В самом деле , все позволено, ес-
ли бога не существует . И следовательно , человек покинут , бес-
помощен , потому что ни в себе , ни вовне ему не на что
опереться . Прежде всего , у него нет оправданий . Если бога не
существует , мы не имеем перед собой каких-либо моральных цен-
ностей или повелений , которые оправдывают наши поступки . Не мо-
жет быть больше добра a priopi , так как нет бесконечного и
совершенного разума , чтобы его мыслить . И нигде не записано,
что добро существует , что нужно быть честным , что нельзя лгать,
и это именно потому , что мы находимся в такой плоскости ,
где есть только люди . Мы одиноки , и нам нет извинений ." Во-
-вторых , Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного
экзистенциалистского принципа «существование предшествует сущности ».
Суть этого принципа Сартр раскрывает достаточно подробно : " Атеи-
стический экзистенциализм учит , что если бога не существует ,
то есть по крайней мере одно такое существо , у которого су-
ществование предшествует сущности , существо , которое начинает суще-
ствовать прежде , чем его можно определить каким-либо понятием .
Этим существом и является человек , или, как говорит Хайдеггер,
человеческая реальность . Что означает здесь , что существование
предшествует сущности ? Это значит , что человек сначала сущест-
вует , оказывается , появляется в мире и только потом он опре-
деляется . В представлении экзистенциалиста человек потому не под-
дается определению , что он первоначально ничего собой не пред-
ставляет . Он станет человеком лишь позже и станет таким че-
ловеком , каким он сам себя сделает . Таким образом , нет чело-
веческой природы , как нет и бога , который бы ее изобрел . Но
человек не только таков , каким он себя представляет , но таков,
каким он проявит волю стать , и поскольку он представляет се-
бя после того , как уже начал существовать , и проявляет волю
после этого прорыва к существованию , то человек есть лишь то,
что он сам из себя сделает . Человек — это существо , которое
устремляется навстречу будущему и сознает , что оно себя проек-
тирует в будущее . Человек — это прежде всего замысел , который
живет своей собственной жизнью . Ничто не существует до этого
замысла , ничего нет на сверхчувственном небе , и человек станет
прежде всего тем , чем он запроектировал быть ".Это высказывние,
несмотря на кажущуюся пространность , является очень важным для
понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра .
Полагая человека единственным источником воли , Сартр справедливо
связывает эту волю с ответственностью: " Но если действительно
существование предшествует сущности , то человек ответствен за то,
что он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм дела-
ет каждого человека собственником того , что он есть , и возла-
гает на него полную ответственность за его существование… Но
когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не
значит , что он отвечает только за свою собственную личность .
Он отвечает за всех . Выбирая себя , человек выбирает всех лю-
дей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая
из нас человека , каким мы хотим быть , не создавало в то же
время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям
должен быть . Выбор того или иного означает в то же время
утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы ни в
коем случае не можем выбрать дурное ."
Таким образом , концепция свободы воли развертывается у Сар-
тра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому
себе , а проектирует , «собирает» себя в качестве такового . Поэ-
тому трус , например , ответствен за свою трусость , и «для че-
ловека нет алиби». Экзистенциализм Сартра стремится заставить че-
ловека осознать , что он полностью в ответе за самого себя,
свое существование и окружающее , ибо исходит из утверждения ,
что , не будучи чем-то заданным , человек постоянно строит себя
посредством своей активной субъективности , «проекта», «выбора». Не
малую роль в этом играет воображение , в котором открывается
существенный акт сознания : суть его в том , чтобы отстраниться
от данного мира «в себе» и оказаться в присутствии того, что
отсутствует. «Акт воображения — магический акт : это колдовство, за-
ставляющее появиться вещь , которая желательна ». Строя в своем
воображении проекты самого себя , человек оказывается «впереди, по-
зади себя , никогда — сам ». А экзистенция и есть постоянно жи-
вой момент деятельности , взятый в виде внутрииндивидуального со-
стояния , субъективно .
Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы , из кото-
рой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самостоя-
тельного субъекта , кроме абсолютной свободы и внутреннего един-
ства «проектирующего я». В этом своем возможном развитии лично-
сть одинока и лишена опор . Место активной субъективности в
мире , ее онтологическую основу Сартр обозначает как «ничто».
По мысли Сартра , "... человек , без всякой опоры и без вся-
кой помощи , осужден в каждый момент изобретать человека", и
тем самым «человек осужден на свободу». Но тогда основой под-
линности могут быть только иррациональные силы человеческого под-
полья , природа самого индивида , его уникальные биологические за-
висимости , события и травмы глубокого детства , довлеющие над
индивидом , как рок . Определяющие человеческое поведение интуиции,
подсказки подсознательного , безотчетные душевные порывы и рацио-
нально неосмысленные решения неминуемо приводят к пессимизму или
к агрессивному своеволию индивида: «История любой жизни есть ис-
тория поражения». Появляется мотив абсурдности существования: «Абсур-
дно, что мы рождаемся , и абсурдно, что мы умираем ». Человек ,
по Сартру, — бесполезная страсть .
Сартр , несомненно , понимал , насколько тяжел груз свободы
для человека , не имеющего внутренней опоры , подавленного насле-
дием подсознательного , постоянно мучимого чувством тревоги и стра-
ха перед самим собой . И он не стоил иллюзий насчет способ-
ности человека быть действительно свободным — тем более , что дей-
ствительность могла развеять любые иллюзии. Поэтому неудивительно,
что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием ок-
ружающего мира . Индивида в современном обществе Сартр понимает
как отчужденное существо , возводя это конкретное состояние в ме-
тафизический статус человеческого существования вообще . Всеобщее
значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные фор-
мы человеческого существования , в которых индивидуальность стандар-
тизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена
массовым , коллективным формам быта , организации , государства , сти-
хийным экономическим силам , привязана к ним также и своим ра-
бским сознанием , где место самостоятельного критического мышления
занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования
общественного мнения и безличной «молвы» и где даже объективный
разум науки представляется отделенной от человека и враждебной
ему силой . Отчужденный от себя человек , обреченный на неподли-
нное существование , не в ладу и с вещами природы — они глухи
к нему , давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутст-
вием , и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным
только общество «подонков», человек же испытывает «тошноту». Жить
в этом обществе , по мнению Сартра , как живет в нем «дово-
льное собой сознание», можно лишь отказавшись от себя , от ли-
чности подлинной , от решений и выбора , переложив последние на
чью-либо анонимную ответственность — на государство, нацию , расу ,
семью , других людей . Но и этот отказ — ответственный акт лично-
сти , ибо человек обладает свободой воли всегда.
Неся критическую оценку мироустройстройства , экзистенциализм
Сартра так и не смог предложить достаточно определенных пу-
тей его преобразования. Именно эта неконструктивность и оказа-
лась самым слабым местом экзистенциализма, что и определило его
дальнейшую судьбу.