Реферат по предмету "Философия"


Еще раз об "Антихристе" Ф. Ницше

Еще раз об «Антихристе» Ф. Ницше
Мнимаяоднозначность предпоследней книги Фридриха Ницше «Антихрист» закодирована уже вее названии, переводимом также как «Антихристианин», подобная неоднозначностьбудет прослеживаться и в отношении Ницше к личности самого Христа, — междуучением которого и исторически-идеологическим наслоением христианства онпроводил разделительную черту — неоднозначность Антихриста — Люцифера, намертвовписанного в круг вопросов веры.
КаковХристос в глазах Ницше? Это некто, стоящий по ту сторону «всякой религии, всехпонятий культа, всякой истории, естествознания, мирового опыта, познания,политики, психологии, вне всяких книг, вне искусства». Христос у Ницше —«идиот» в понимании Достоевского — игнорирует все то, что понимается под«жизнью». Все составные элементы жизни понимаются им как символы, как материалдля его притч о жизни совсем другой, считающейся за реальную, которуюсимволически можно назвать «внутренней» и вне которой и нет ничего, включаясмерть. Нет греха, нет вины, нет наказания. «Грех, все, чем определяетсярасстояние между Богом и человеком, уничтожен». «Бог», «Сын Человеческий»,«Царство Небесное» становятся символами состояний, приравниваемых к блаженству,ставшему единственной реальностью. «Царство Божие» не есть что-либо, что можноожидать, оно не имеет «вчера» и не имеет «послезавтра», оно не приходит черезтысячу лет — это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде…» Христос оставляет внаследство человечеству практику, в том числе практику поведения в различныхнеблагоприятных жизненных ситуациях, практику несопротивления. Ницше ставит ввину Церкви то, что ею из Евангелия «фокуснически изымается все понятие«блаженства», единственная его реальность, в пользу состояния после смерти!
Ницше,непрестанно напоминающий о том, что слабому должно помочь умереть, не может неупрекать Христа в бегстве от «реальности» в непостижимое.
Итак,обвиняется христианство, но христианство как фарисейство, как построениежрецов-мифотворцев, выстроивших угодный им миф. В досконально рассматриваемойпсихологии жреца раскрывается изобретенная последним ложь «нравственногомиропорядка». Всякому самоценному естественному учреждению, такому какгосударство, брак и так далее, обесценивания природу, жрецом дается сообщающаяценность. Неповиновение жрецу и «закону» с необходимостью влечет за собойобретение «греха» со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе снаказанием.
Ницшеставит в упрек европейским расам то, что ассимилировав христианскую религию,они впитали вместе с ней противоречия и болезненность, не пересоздав ни новогобожества, ни себя за последние две тысячи лет.
Ницшепроводит сравнительный анализ христианских источников с книгой законов Ману.Цели этих трудов диаметрально противоположны, как, разумеется, противоположны иметоды к их достижению, и само происхождение книг. Написание кодекса законовМану по существу явилось подведением итогов продолжительного разнообразногожизненного опыта народа с последующей его систематизацией. В целях избежаниядальнейшего эксперимента, разложения ценностей, традиция здесь взаимодействуетс откровением. Базовый тезис следующий: «Бог это дал, предки это пережили».«Порядок каст, высший господствующий закон, есть только санкция естественногопорядка, естественная законность первого ранга, над которой не имеет силыникакой произвол, никакая «современная идея».
Основаниемпирамиды культуры с необходимостью будет являться прослойка населения, носящаяназвание «посредственности» с ее ориентацией на специальную деятельность вразнообразных областях, вершиной — духовно одаренные как самые сильные,серединой — воины и судьи, стражи права. Такое деление произведено самойПриродой, а не Ману, а значит, оно обречено на жизненность. Восстания низшегопротив высшего, сопрягающие в себе экономические деформации общества свырождением первохристианских ценностей в прохристианские права большинства,последние тысячелетия насыщавшие кровью землю, во многих цивилизованных странахпривели к образованию современных демократий с их прагматически вывернутыминаизнанку христианскими ценностями.
Искаженнаявера вступила на замену христианской практике — такой жизни, какою жил Христос.Ницше пишет о том, что «истинное, первоначальное христианство возможно во всевремена. Не верить, но делать, а, прежде всего, многого не делать, иное бытие…»Таким образом, в конце XIX века символический статус христианства отстаиваетсянемецким философом в сочинении «Антихристианин».
Важнейшиймомент мистерии — смерть на кресте — становится диагнозом непонимания ученияпоследователями, одновременно явившись причиной для целой цепи последующихизмышлений и ложных выводов относительно «почему именно так?» В основенашедшихся ответов лежало одно из самых антихристианских качеств человека —месть: царство божие превратилось в ожидаемое кровавое судилище над врагами«церкви».
Рассмотримвоззрения на проблему христианства философов, не избежавших прямого влиянияНицше на формирование своего мировоззрения. Карл Ясперс в ницшеанской критикеморали христианства видел «недоразумение», причина которого – в непроведенномразделении между истинными моральными стимулами данной религии и моралью емусовременного мира. Если для Ницше человек является одновременно червем и венцомтворения, в который вплетена потенциальная энергия возвышения над самим собой ибренностью своего бытия, то по Ясперсу человек может возвыситься только всоответствии с единым — Богом, Абсолютом, что исключает ницшеанскую свободу ктворчеству вне трансценденции. Ясперс отбрасывает и все презрительныехристианские характеристики человека – «неопределившегося животного».
МаксШелер, подобно Ясперсу, переработал и совместил идейные базисы Ницше и Христа/христианства/. Снимая вину в «фальсификации ценностных таблиц» с христианства,Шелер перекладывает ее на явление ресентимента, представляющего собойинтенсивное переживание с последующим воспроизведением ответной реакции надействия другого человека, в результате которого погружаемая в центр личностиэмоция удаляется из зоны выражения и действия личности. Такая ответная реакция,негативная по своему характеру, является долговременной психической установкой,основанной на чувстве собственного бессилия и служит источником измененияценностей и основанного на них мировоззрения. Неспособность к овладениюжеланным благом, сопряженная с ненавистью к себе как носителю бессилия,трансформируется в некую любовь к вызывающим изначально отвращение объектам,представляющим низшую ценность: априорные ранговые отношения между ценностнымимодальностями смещаются.
УтверждениеНицше о христианстве как «цветке ресентимента» опровергается, ибо подлиннаяхристианская идея любви не имеет ничего общего с последним. Мир же даетсячеловеку через любовь, сила которой в каждом индивидуальном случаесоответствует его способности к контакту с Универсумом — Богом — Единым.Обвинение в заражении ресентиментом может иметь отношение лишь к некоторымсторонам модифицированных моделей христианства и главным образом касаетсягуманизма, отвернувшегося от Бога и любви во Христе.
Гуманизмкак порождение буржуазии, согласно Шелеру, впитал в себя ее главнуюотличительную особенность – социогенетическую вторичность, компенсирующуюнедостаток своих витальных сил и врожденный страх перед жизнью особой реактивностьюнатуры, позволяющей целерационально использовать чужие жизненные энергии,паразитируя на них. Негативный «буржуазный дух», паразитируя над позитивнойпредприимчивостью, осуществляет переворот в системе ценностей, активизируяприобретательство и жажду наживы, упраздняя любовь.
Простоечеловеколюбие (констатируется широкая распространенность и мнимогочеловеколюбия, основанного на ресентименте) является лишь шагом на пути какосмистской любви к Богу и человеку.
Немаловажнуюроль в рисуемой картине мира играет вводимое понятие этоса — системы ценностейсубъекта (индивидуума, семьи, расы, нации…), сложившейся по определеннымправилам ценностных предпочтений: господствующий этос общества творитсоответствующую систему мировоззрения, социальную мораль, на которых исказывается в первую очередь возможное отравление ресентиментом.
Шелерне признает за ненавистью изначальной укорененности в человеческой природе,подобной укорененности любви, что означало бы разрыв с христианской традицией.Ненависть является следствием нарушения данной Богом иерархии ценностей.Подобное отклонение имеет своей причиной прельщение чем-либо и варьируется ототносительного до абсолютного (в случае сотворения себе кумира), оно может бытьобусловлено разнообразными факторами, включая наследственные и социальные.
Надеждына будущее связываются с отмиранием старого буржуазного этоса и рождениемнового, причем отнюдь не при помощи пролетариата, но как результатрасово-этнических смешений, в связи с чем народо-населенческие проблемыстановятся предметом пристального шелеровского внимания. Социальный идеалШелера предстает в образе свободного от ресентимента воплощения христианскойлюбви.
Затрагиваемые«Антихристианином» темы тесно взаимосвязаны между собой и могут бытьрассматриваемы на фоне их классической систематизации, проделанной МартиномХайдеггером, согласно которой принципиальными моментами являются:
•нигилизм;
•переоценка ценностей;
•воля к власти;
•идея вечного возврата;
•идея сверхчеловека.
Рождениенигилизма понимается как начало новой эры в истории человечества. Нигилизм,отталкивающийся от события смерти Бога, далее наполняет себя созидающимсмыслом. Появляется определение всего сущего как воли к власти — еесамоуполномочения на превосхождение себя самой, что тесно связано с доктринойвечного возвращения. Целью единственно сущего является «сверхчеловек» — «… тотвысший однозначный образ человечества, который в качестве безусловной воли квласти в каждом человеке на разной ступени восходит к власти, наделяя тем самымчеловека принадлежностью к сущему в целом, то есть воле к власти, и удостоверяяего как истинно сущего, близкого к действительности и к «жизни».
ПроводимаяНицше разделительная черта между личностью Иисуса Христа и феноменомхристианства позволяет сделать вывод о неприятиии философом идеологическогонаслоения исторического тела христианства ввиду оказанного им негативноговлияния на разнообразные аспекты жизни человека в обширной зоне влияния этойрелигии, тогда как к самому Христу у Ницше прослеживается неоднозначноеотношение (от жесткой критики до фактического преклонения перед мудростьюпростоты), свидетельствущее о предельной прозрачности в расстановке акцентов поданной проблеме.
Ницшезаинтересован в функционировании нового учреждения, которое, уже внерелигиозной санкции на жизнь, осуществляло бы проникновение многочисленныхаспектов жизнедеятельности человека, посильно регламентируя ее, а непаразитируя, и не саморазлагаясь в качестве религиозно-государственногоинститута.
Попыткисинтеза наследия Ницше с реставрацией первоначальных христианских ценностей,совершаемые Шелером, Ясперсом, свидетельствуют о поиске промежуточных путей вбудущее, приспособлении к сложившемуся мировосприятию современного человека.Однако, христианские ценности не поддаются скрещиванию с методологическимиизысканиями в религиозной сфере от философии, давая в итоге очередныенеприменимые на практике утопические умопостроения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.filreferat.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.