Реферат по предмету "Философия"


Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО — ГУМАНИТАРНАЯАКАДЕМИЯ
Факультет психологии, педагогики и права
Специальность: юриспруденция
РЕФЕРАТ
По дисциплинеФилософия
Тема
«Единство мира в свете философских естественнонаучных ирелигиозных концепций»

Студент: 3 курса
Ткаченко Александр Иванович

Мурманск 2007

Содержание
1. Введение…………………………………………………….…….……..2 стр.
2. Философия какмировоззрение……………………………….………… 3 стр.
3. Взгляд из разныхэпох на проблему единства и многообразия мира. 5 стр.
4. Материализм иидеализм в единстве мира. ……………………………7 стр.
5. Религиозные версиимироздания. ……………………………………….8 стр.
6. Современная научнаякартина мира. …………………………………..10 стр.
7. Заключение……………………………………………………………….12 стр.
8. Списокиспользованной литературы …………………………………..13 стр.

1.Введение
Данная работа посвященатеме единства мира в свете научных и религиозных концепций. Многообразие явленийв повседневной жизни и природе всегда привлекало внимание людей, заставлялозадуматься над его причинами и происхождением. Соответственно, цель данной работы– дать характеристику многообразию мира сквозь призму научных и религиозныхконцепций.
Почему вопрос оединстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?Разве существующие науки о природе и обществе не отвечают на этот вопрос?Философия не ставит научных экспериментов, не пользуется специальными приборамии инструментами, следовательно, что она может сказать нового по этому вопросу?Общественная практика и развитие самой философии показали, что различные философскиевоззрения, как и научные могут дополнять друг друга и тем самым способствоватьглубокому анализу проблемы. Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами.Наука тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира, но онапогружена в конкретностии решение множества частных задач. Философия в этомсмысле гораздо свободнее. Она задумывается и размышляет над универсальнымипроблемами. Философия никогда не будет заменена наукой, потому что никакаянаука не в состоянии исчерпать бездну вечных вопросов.
Своими задачами этойработы я ставлю, прежде всего, указать основные черты исторического подхода к трактовкепроблемы единства и многообразия мира; исследовать структуру предмета ипоказать его эволюцию в ходе изменения мировоззрения; осветить современныйвзгляд на проблему. Означает ли специфика и уникальность каждой области духа ихавтономное существование, пребывание в своем мирке? Нет, не означает. Миры идейперекликаются. “ Наука подсказывает философии новые мыслительные ходы.
Философия рождает такиепарадоксы, которые ведут к научным открытиям. Религия заражает философию метафизическойглубиной. Мистика прокладывает пути к интуиции и прозрению. Искусство помогаетфилософии постигать тайны собственного вдохновения”.[[1]]
Такова общаяструктура указанной темы.

2. Философия как мировоззрение
Философия,зародившись в VII-VI в.в. дон.э. в Индии, Китае, Древней Греции, стала устойчивой формой сознания на все последующиевека. С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно всемы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, о судьбахчеловечества, о жизни и смерти. К “вечным” вопросам о том, как устроен мир, каксоотнесены в нем материальное и духовное сегодня добавляются новые, весьмасложные и напряженные.
Философская мысль,начиная с глубокой древности и до сегодняшнего дня, стремится разобраться в техвопросах мировоззрения, что волнуют людей и вне занятия философией. Человеквсегда отталкивается от ранее сложившегося у него представления, от продуманного,пережитого. Аргументы философии помогают более строго обосновывать своиубеждения.
Философия нужна дляпонимания жизни во всей её полноте и сложности. Перед специалистами в фокус вниманияпопадают философские вопросы математики, физики, технического знания – вопросыочень важные, но это лишь часть обширного поля философских проблем. Вдополнение к профессиональным навыкам нам необходимо нечто большее а именно –широкий кругозор, умение увидеть тенденции и перспективы развития мира. Чтобыпонимать суть всего, что с нами происходит, понимать смысл и цели наших действий,необходимо иметь представление о мире и месте в нем человека. Такого рода представленияназывают мировоззрением.
Философия по своемупредназначению является дисциплиной, наиболее полно вырабатывающей целостный иединый взгляд на окружающую реальность. Философия – мировоззренческая формасознания, но не всякое мировоззрение можноназвать философским. Понятие“мировоззрение” шире понятия “философия”. Кроме того, у человека могут бытьдостаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире.Философия – это достаточно поздний в историческом плане вид мировоззрения,возникший после мифа и религии, следовательно, общество уже обходилось безоснованной на разуме и мышлении философии. Но тогда на её место автоматическизаступает или мифологическое, или религиозное мировоззрение, основанное на верев сверхъестественные силы. Например, мифы Древней Греции очень хорошоиллюстрируют, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особоммире грез и фантазий. Эти представления играли в их жизни очень важную роль:они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти и регуляторомих социальной организации.
Мифологическоемировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо нахудожественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях,рожденных неадекватным восприятием людей социальных процессов и своей роли вних. Для мифа, в отличие от науки, нет ничего непознанного и неизвестного.
Вообще для решениякаждой частной задачи человеку необходимо знать её место в системе данногоцелого. Чтобы правильно оценить перспективы своей деятельности, важно иметь представлениеоб окружающей природной и социальной среде, о мире в целом. Иными словами,человек должен обладать определенным мировоззрением. У каждой эпохи своемировоззрение, и в определенном интервале времени, в рамках данной эпохи егообычно называют картиной мира. Например, в древнейший период человеческойистории картина мира складывалась из разобщенных мифов. В эпоху античностисистемообразующим принципом стал космос. Это понятие охватывает сложнейшийпроцесс мирового круговращения, в котором все изменяется и повторяется,например, циклическое переселение душ, уходящих в царство мертвых ивозвращающихся из него. Европейская культурная традиция в эпоху средневековьяформирует совсем другую картину мира. Её стержень – это бог, а весь мир – этоогромная иерархия, в которой низшие силы подчиняются высшим. Взаимоотношениябога и дьявола – единственный и реальный источник происходящих в миреизменений. Даже в период позднего средневековья весь мир представлялся в виде огромногочасового механизма, заведенного великим часовщиком – богом.
Мы живем в эпохуформирования сверхсложной картины мира, связь между деталями которойосуществляется посредством понятия об информационных процессах, пронизывающих природу,общество и мышление. Процесс создания такой картины – это синтез основных элементови деталей, в основе которого лежат отношения человека к миру и мира к человеку.Поэтому обоснование мировоззрения и синтез картины мира, фиксирующей отношениямежду человеком и окружающей средой, были и являются философской по своейприроде задачей.
3.        Взгляд изразных эпох на проблему единства и многообразия мира.
Интерес к проблемеединства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктованпотребностями производственной и общественной деятельности. Умственные способностичеловека росли, умножалось количество его производственных навыков, но все этоне могло идти ни в какое сравнение с многообразием окружающих явлений. В этих условияхнеобходимо было приспособиться к окружающему миру и в итоге подчинить его себе.Человеку нужно было научиться группировать похожие явления, находить в них общееи сводить к чему-то единому. Долгое время этот процесс шел стихийно. В конце концовэто привело к осознанию самой задачи поиска единого в различном. Чтобы быть увереннымив своих поступках, люди должны были иметь основания для такой уверенности. Ониискали её в объяснениях происхождения видимого мира через что-то единое.
Почти все народы в своемразвитии прошли стадию стихийного религиозно-культурного творчества, в которойроль единого прародителя была закреплена за богом. Элементы научно-философскогопонимания мира начали складываться в процессе разложения и преобразованиямифологического осознания, поскольку требовались обоснования и проверка утверждений,в то время как мифология все принимает на веру. Человек не просто смотрит наобъекты, а затем формирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самогосебя. Мышление обратилось к самому себе, и человек начал исследовать себя исвое собственное мышление.
Древняя философия впротивоположность мифологии была довольно критична и широко пользоваласьприемами доказательства и опровержения. Освобождение от метафоричности мышленияпредполагало переход от знания чувственных образов к знанию интеллектуальному,оперирующему понятиями.
Раннегреческиемыслители пристально изучали природные явления и делали первые попытки ихфилософского истолкования. Спецификой греческой философии, особенно в начальныйпериод её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мирав целом. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло.Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определеннойпервоосновы. “ Одну из них предложили пифагорейцы, считавшие первоосновоймногообразия мира сверхчувственное математическое начало – число. Для ниххарактерно резкоотрицательное отношение к бесконечности. В этом выражалсясвоего рода страх древнего человека перед непостижимыми для него многообразиеми сложностью реального мира”.[[2]] Но дальнейшие математическиеисследования показали, что сведение бесконечного многообразия мира к целымчислам и установление математического единства мира невозможны. Мир в действительности– есть нечто абсолютно единое, единообразное, чувственно не воспринимаемое.
Этот подход казадсявнутренне противоречивым Аристотелю, учение которого исходило из того, что мирсостоит из реально существующих, чувственно воспринимаемых единичных вещей.Здесь тоже возникла проблема: единичное – реально, но само по себе не естьпредмет науки; общее же является предметом научного знания. Спор о том, чтосуществует реально – единичное или общее – обсуждалась на протяжении многихвеков и в средневековой, и в новоевропейской филоофии.
Взгляды античныхфилософов на проблему единства и многообразия мира оказали значительное влияниена мыслителей средневековья. По идее христианского богословия, мир, несмотря навидимое его многообразие, един, потому как создан богом по единому замыслу. Новоеотношение к миру как к продукту творения требовало нового обоснования. Одно изнаправлений, получившее название реализма, утверждало, что подлиннойреальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичныепредметы. Противники реализма, напротив, признавали существование лишьединичных вещей и подчеркивали приоритет воли над разумом. Это направление носилоназвание номинализма.
Идейное наследиеантичных и средневековых философов состояло в том, что была обнаруженанеобходимость единой общей основы бесконечного разнообразия окружающих нас явлений.Кроме того, философы осознали, что возможны различные решения этого вопроса,преимущественно путем логического доказательства и чисто умозрительныхумозаключений.
Философы новоговремени отвергли эту традицию и обратились к научному опыту. В XVII-XIX в.в. метафизическая философиясвела все видимое многообразие вещей и движений к простому механическомуперемещению частиц, которые обладают исключительно количественными свойствами.Подобный переход от научной теории к философии был достаточно проблематичным.Если количественные понятия дают подлинную картину всего происходящего вовселенной, то как можно объяснить, что мы действительно ощущаем, например,боль, цвет, запах и т.д., то есть качества? С одной стороны, мы их воспринимаем,а с другой, если единственно правильными являются только эти механистические иматериалистические понятия, то качества не могут существовать. Решения этой дилеммыразличаются в зависимости от степени приверженности механистическим понятиям.
“ Обсуждение вопросао единстве и многообразии мира привело к тому, что в философии нового иособенно новейшего времени отчетливо обозначились две противостоящие друг другупозиции – монизм (один, единственный) и плюрализм (множественный). Сторонникимонистического подхода отдавали предпочтение какому-то единому началу,первооснове мира. При этом внутри монизма отчетливо прослеживались два взаимоисключающихрешения – материалистическое и идеалистическое…. В противоположность монизмуплюрализм признает равноценные множества несводимых друг к другу оснований мира,форм существования и движения различных предметов и явлений”.[[3]]
Ни один из философовне сомневался в том, что мы воспринимаем. Напротив, для них исходным пунктомбыло соотношение между душой и телом. Для философов XVIIв. проблемма состояла в том, как это соотношение может быть объясненотеоретически. Пытаясь это сделать, они более или менее догматическииспользовали механистические понятия.
4. Материализм и идеализм в единстве мира
Человеческая историяесть самый высший, самый развитый и самый сложный “срез” реальности. Историяфилософии есть в известном смысле история противостояния материализма иидеализма, или, иначе говоря, того, как разные философы понимают соотношениебытия и сознания. Сторонники материализма утверждают, что материя, т.е. основавсего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем первична,поэтому материалистический взгляд на мир справедлив. Сознание же, присущее лишьчеловеку, отражает окружающую природную и социальную реальность и является егопроизводной.
Бытие – этофилософская категория, означающая реальность, существующую независимо от сознания.Если закрыть глаза, то мир не исчезнет. Даже без людей он бы существовал какнекая реальность.
С другой стороны, идеалистическоетечение утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, аот них родилось все многообразие окружающего мира. Идеализм не отрицаетматерию, но рассматривает её как низший род бытия – как вторичное начало.
Безусловно, творческаяприрода духовного заметнее и ярче, более открыта и для теоретика, и дляобывателя, по сравнению с “грубым”, повседневно-привычным процессом –производством материального. Без мысли и сознания материя не полна. В то жевремя истинный материализм не отбрасывает рациональность идеализма, а принимаетего, как вечное свидетельство того, что духовные ценности выше и значительнеелюбых благ.
Материализм несводит все к единству физического строения мира: явления в природе, обществе имышлении включены в единую систему связей и отношений, которые существуют иизменяются объективно. Сознание и мышление возникает в результате объективногоразвития мира и существует как его активное отражение.
Любой философскийвопрос потому и считается философским, потому что он вечен. Материализм иидеализм – противоположные философские учения. На протяжении всей истории онипродолжают вести сложный и содержательный спор друг с другом. Сколько бы наука недоказывала, что мир изначально материален, все равно будут появляться философы,утверждающие, что он изначально духовный. Если этот основной вопрос будеткогда-нибудь решен, он утратит свой философский статус. Но спор мировоззренийвсегда должен удерживаться в рамках теории, чтобы избежать аргументов грубойсилы.
5. Религиозные версии мироздания
Согласнохристианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли,благодаря своему всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживатьбытие мира. Такая картина мира не меняется веками и служит объяснениемустройства мироздания для многих поколений. Она качественно иная и обращена ксложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.
В переводе слатинского слово religio звучит как благочестие,святость. С точки зрения религии наша эмпирическая действительность несамостоятельна и не самодостаточна, и по сути своей – вторична. Настоящая,истинная реальность – это бог.
Религия, какмифология, апеллирует к фантазии и чувствам. Творческая всемогущая сила – бог –стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение.Человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечнаяжизнь и встреча с богом.
Религиозноеотношение к миру не оставалось неизменным на протяжении истории человечества.Как и другие культуры, они развивались и приобретали разнообразные формы как наВостоке, так и на Западе. Но в центре любого религиозного мировоззрения стоитпоиск высших ценностей и истинного пути жизни, который в итоге ведет впотустороннюю область. Все поступки человека оцениваются – одобряются илипорицаются – по абсолютному высшему критерию. У религиозного человека всегдаприсутствует чувство вины за свою греховность, которое побуждает к критикевсего окружающего. Религия – это самый беспощадный критик, признающий лишь одинидеал. Воля бога абсолютно свободна. У человека нет никаких критериев для её познанияи оценки правильности или неправильности своих помыслов.
Религия – сознаниемассовое. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создаласвой образ мира, свой образец поведения.
“Христианство всюсвою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею – идею “второгопришествия”, конца света, конца истории. В буддизме центральная идея –“нирвана”, означающая “угасание”, “затухание” жизни и стремления к ней…. Третьямировая религияислам – признает абсолютную власть над миром единого бога, волякоторого навечно предопределила судьбу каждого”.[[4]]
Религия, в отличиеот философии, не требует доказательства и разумного обоснования своихположений. Истины веры она считает выше истин разума. Здесь действуетмонистический принцип: есть только одно абсолютное начало – бог, все остальное– его творение. Подлинным бытием обладает только бог. Он вечен, неизменен, ни отчего другого не зависит и является источником всего сущего. Поскольку бог естьвысшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.
Таким образом, тепревосходящие силы, на которые указывает религия, обладают совсем инымикачествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они таинственны,могучи, чудодейственны, обладают разумом, волей и собственными законами.
Не отрицаядостижений естествознания, религия всегда подчеркивает, что дело науки –изучать только физический мир, а человечество никогда не забывало, что оно неавтономно.
В развитых религияхсуществует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Первоепозволяет давать богу характеристики, например, бог всемогущ. Второе считает,что познать бога можно только и невозможно выразить словами его божественныекачества.
Бог хоть ипредставляет собой высшую власть над миром, однако не всегда можно говорить оеё безграничности. Например, у древних греков, признававших множество богов,Зевс, как главный бог, подчинялся судьбе так же, как и люди. Зевс – не творецмира, так же, как и Будда. В буддизме вообще огромное множество богов, и Буддалишь наставляет их. Самая ложная для понимания фигура – это христианский Бог,являющийся безличным законосозидающим началом – Отцом. Кроме Иисуса Христа –Сына – существует ещё и третье проявление – Святой Дух. Христианский Бог творитмир из ничего, в то же время он наделяет людей правом выбора – следовать ли егопостулатам или предаться злу.
В религиознойкартине мира пространство этого мира всегда увеличено: кроме обыденного мира,где мы все живем, существует еще мир потусторонний. У греков это просто – высокаягора Олимп. А вот в буддизме и христианстве все гораздо сложнее. В буддизмедается многоступенчатая модель мира как целого – это 31 ступень бытия, гдепоследняя, 31-я считается “космическим телом Будды”. Христианство тожевыстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят ангелы и различные чины, отличающиесяпо их близости к Богу.
В божественном миресуществуют две противоположности: рай и ад, где одни упиваются неземнымблаженством, а другие – расплачиваются за свои грехи муками.
Отличаются врелигиозных картинах мира и представления о времени. В христианстве мировоевремя выстроено линейно – начало, череда важных событий и конец. История следуетв определенном направлении, определенном Богом. В отличие от христианства, врелигии древних греков время циклично, а история не имеет направленности. Мирсвязан с космическими природными циклами, связанными с земледелием.
У буддистов тожеприсутствуют периоды космического времени, каждый из которых длится 4 миллиарда320 миллионов лет, после чего Вселенная сгорает вследствие накопленных греховживых существ.
6.Современная научная картина мира
Какой же видитсудьбу человека каждая из религиозных концепций? В древнегреческихпредставлениях человек, созданный богами, должен идти по жизни, принимая все,что поссылает ему неумолимый рок. Его принцип – прожить жизнь как положено, ипотому он полон желания самоутвердиться, ищет побед и смело глядит в глазасмерти. Когда приходит его час, подземные власти в царстве мертвых решают его судьбу.Буддизм, как вообще достаточно пессимистичная религия, и судьбу человека видитнесколько печально. Он находится на низшей ступени мира, и всякий раз, когдатело умирает и распадается, поведение человека при жизни, а точнее, егомотивация, определяет, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мирстраданий и продолжает страдать снова, пожиная плоды своего прошлого поведения.Цель человека – быть способным отказаться от желаний и перейти в состояниенирваны, т.е. вечного блаженного покоя. Личность при этом полностью теряется, аговоря языком религи, растворяется во Вселенской пустоте. В христианстве бытиечеловека тоже достаточно трагично. Грешен даже младенец, в силу того, чторожден плотскими родителями. Драгоценный подарок Бога – свободу – человекупотребляет не по назначению, а для утешения своей гордыни. Судьбу каждогоопределит Страшный суд, в результате чего одни обретут вечное блаженство,другие – страшные муки.
Если говорить огуманистической стороне религиозного сознания, то это “было первым взглядомчеловека в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованиемуниверсальной целостности бытия”.[[5]]
Философия XX в. осуществила прорыв к более динамичной картине мира.Критика интеллекта, критика науки, осуществляемая философией жизни,способствовала осознанию того, что рациональные способы познания должны бытьреалистически осознаны в соотношении со всем многообразием неоднороднойдуховной жизни человека. Огромное практическое значение науки вызвало глубокоеуважение массового сознания, а её слово весомо. Наука – это бесстрастное и точноезеркало, отражающее мир как фотографию реальной действительности.
В XXв. естественнонаучная картина мира радикально изменилась и уже не равна вчерашней.Возникшая из учений Ньютона и Декарта, она отбросила один очень важный момент — фигуру бога. Мир твердой материи, подчиненный жестким законам, выступает какединый и единственный. Гигантские космические просторы с массой движущейся вних материи не несут в себе никакой необходимости появления человека исознания. Вселенная развивается без участия разума. Вся её история – эторезультат слепого и стихийного движения материальных масс, где появление жизни– не только загадка, но и достаточно странное явление. “ Человек в этом мире –ошибка, описка, курьезный случай. Он – побочный продукт звездной эволюции”.[[6]]Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов и представляет собойбольшое вместилище тел, перемещающихся под воздействием сил притяжения. В этоммеханизме действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Мирвыглядит нечеловекоразмерным, да и просто не замечающим его.   
В XXв. была сделана масса открытий, показавших, что мир гораздо разнообразнее, чемэто представлялось механистической науке. Было доказано, что сознание человекаизначально включено в само наше восприятие действительности. Конечно, это незначит, что физика перестает быть наукой о природе, просто утверждаетсяположение человека во Вселенной.
Современные ученыеопровергли теорию о линейности времени и трехмерном пространстве. Ипространство, и время находятся во взаимодействии друг с другом и с массой тел.
Современная физикаразрушила представление о твердой материи: элементарные частицы, из которыхсостоят атомы, невещественны. Было выработано новое понимание эволюции: одна ита же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях,начиная от физикохимических процессов и заканчивая человеческим сознанием.
Таким образом,человек перестает быть ошибкой природы, а становится законным проявлениемдействительности с пониманием собственного места во Вселенной, пронизаннойтоками разума и смыслом.
7.Заключение
Картины мира,отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие емуориентироваться в бытии, вырастают в рамках повседневной жизни и в ходедуховной деятельности человеческих сообществ. Каждая из этих картин дает своюверсию того, каков мир и какое место занимает в нем человек.
Мир – этодействительность, взятая как целое, схваченная в некотором её качественномединстве. Но, поскольку мы видим только небольшой сегмент реальности, мир никогдане бывает нам дан как целое.
Решение проблемыединства состоит не в поисках какогото единого вещества, не в сведении всехформ движения к одной – простейшей, не в признании существования либо толькоразнообразных вещей, либо противоположных им понятий, а в признании того, чтореально существующие формы явлений охвачены объективными связями ивзаимодействиями. Эти отношения представляют собой объективные законы. В этойкартине мир выступает в целом как грандиозная динамическая система, состоящаяиз систем меньшей общности. Все эти категории проявляются как понятия, которыеотражают объективную сложность природы, общества и мышления, а также сложность мирав целом.
Мир един, но в то жевремя он предельно разнообразен. В нем существуют десятки цивилизаций. Сегодняедва ли можно говорить об их слиянии. По мнению многих современных ученых, внарождающемся мире намечается резкое противостояние этих цивилизаций, и источникомконфликтов будут уже не идеология и экономика, а культура. Люди по-разномуоценивают отношения между богом и человеком, гражданином и государством, у нихразные представления о соотношении прав и обязанностей. Все это ведет к осознаниюразличий между цивилизациями.        Кроме того, культурные различия менееподвержены изменениям, чем политические или экономические, поэтому их сложнееразрешить. Запад, находясь на вершине своего могущества, диктует свои условиямногим народам, что порождает обратную реакцию. Сегодня у незападных страндостаточно стремления, воли и ресурсов для того, чтобы придать миру незападныйоблик. Впрочем, мир не должен быть единообразным. Не хотелось бы, чтобы внынешнем столетии останутся целые культуры, которые не войдут в общее руслоразвития. Мир может оказаться более “мозаичным”, чем можно себе представить.Вопрос в том, не потеряется ли в этой “мозаике” его единство и целостность.

8. Список использованной литературы
1. Арефьева Г.С.Философия — М.: Политиздат, 1989г.
2. Гилье Н. Историяфилософии – М.: ВЛАДОС,2000г.
3. Гуревич П.С.Основы философии – М.: Гардарики, 2000г.
4. Лавриненко В.Н.Философия – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.
5. Медведева Г.И.Философия — Ростов н/Д.: Феникс, 1996г.
6. Немировская Л.З.Философия – М.: 1999 г.
7. Островский В.Э.Основы философских знаний – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.
8. Ракитов А.И. Философия– М.: Политиздат,1990 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.