Реферат по предмету "Философия"


Духовный мир личности

Содержание
Введение
1. Понятие духовного мира личности
2. Процесс становления духовного мира личности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рано или поздно каждый человек,хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своегосуществования и духовного развития.
В духовной сфере рождается иреализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек,его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполнечеловеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят своевыражение самые высокие стремления и возможности.
Духовная личность составляет тотневидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Этовнутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определеннымдуховным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, нотак или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностногоразвития.
Духовный мир личности выражаетнеразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающееопределенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путьдуховного развития личности бесконечен…
Таким образом, актуальность темысомнений не вызывает.
Цель данного реферата: всестороннееизучение и характеристика духовного мира личности.
Работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____страниц.
1. Понятие духовного мира личности
Духовный мир личностипредставляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления,существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называливнутренний, духовный мир человека «микрокосмом» — в отличие от «большогомира» — «космоса», который окружает и самого человека, инаселенную человечеством область вселенной — Ойкумену. Микрокосм человека, с однойстороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силууникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего местав обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут несодержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всегочеловечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда длясоциальной группы или коллектива.
Итак, что же такое духовный мир личности?
Начнем со слова «мир».Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление одуше характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизньобусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, вновоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться дляобозначения внутреннего мира человека, его самосознания.
Сущность духовного мира человекаопределяли и словом «дух» как человеческое измерение, человеческий разумили его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизньлюдей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достиженийразума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так итворческое созидание новых.
Человек, у которого высоко развитадуховная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретаетдуховность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющихнаправленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическимценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.
Некоторые исследователи характеризуютдуховность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, чтодуховное характеризует и практику, а не только сознание.
И напротив, человек, у которогодуховная жизнь малоразвита, бездуховен.
Основа духовной жизни — сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не толькоее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражаетдействительность, дает человеку представление о том, что удалено от него впространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубьвеков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как онастремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.
Духовный мир личности означаетобладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов ипомыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутреннейжизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия дляосуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу дляраздумий, для их оценки.
К духовной жизни личностиотносят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, целилюдей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизмаили уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление ксамопознанию и самосовершенствованию.
Взаимоотношения человека иокружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, носохранялось главное — взаимозависимость национальной и мировой культуры икультуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общейкультуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная имировая культура — как непременное условие становления и развития духовнойкультуры личности.
Чем более развит человек, чемвыше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры,накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченнуювозможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам,вкусам, способностям и условиям жизни.
Главным в духовной культуреличности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни — кприроде, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовностьличности к самоотдаче и саморазвитию.2. Процесс становления духовного мира личности
Что же является наиболее существеннымдля духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знанияхо мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группыдуховных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельностьчеловека. Познание — фундамент духовной жизни личности.
Для раскрытия духовного мираличности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становленияиндивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой,фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовногомира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своихмировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.
Процесс формирования духовногомира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способсуществования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта,результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаютсядвумя основными путями.
Первый из них — это приобретениезнаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного,эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровеньприобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основаниемформирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — этоотносительно самостоятельный уровень приобретения знаний.
Второй путь приобретения знаний- усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык — это, преждевсего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, ихсохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, отэпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активноговоздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанныечеловечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков идействий.
На основе знаний, врожденных иприобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическомумышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Уместь способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, канализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формированиеума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в ихвзаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинскогопроисхождения, означает «познание, понимание, рассудок»). Однако знанияи ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основевырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оцениватьхарактер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуальногосознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовногомира личности, приобретает относительную самостоятельность — это «рассудок».Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретаютчувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека кдействительности.
Важную роль в формированиидуховного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляютсвою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываютсянезависимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действиюобъективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своейжизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы,общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательнойдеятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируетсяособая ступенька духовного мира, которая называется «разум» — болеевысокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтомуразумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороныжизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальнойжизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом ивсем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека обудущем.
Таким образом, знание, ум,рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого — духовногомира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения дляжизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что онисвязаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражениемдействительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональнымоценочным восприятием, осознанием этого содержания.
Но духовный мир человека неисчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживанияпо поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию,испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страхаили бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию втот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним.
В жизни человека особую рольиграют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки», которыене являются продуктом деятельности лишь того человека, который «носит»их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества ипередаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся.Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.
Ценности — это то, что дороголюдям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явленияхокружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеаловличности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшиммоментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы,выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, иличностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источниковмотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются сизменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла квозможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежитгуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества исоздают условия для реализации общечеловеческих интересов (т.е. универсальныхпотребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных,религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценностиприобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечиваяполноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Совокупность ряда лучших, благородных,личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (впереводе с лат. — понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можноотнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости;приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоениеобщечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявлениянетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностныхотношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точкузрения; способность к состраданию.
Характеристика духовной культурычеловека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственныйоблик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развитиясвоего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какоймере связаны они с гуманистическими целями.
В процессе жизнедеятельности учеловека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний обокружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненныхустановок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношенияк нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере иубеждениях.
Вера — эточувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующимиосновными чертами.
Одной из главных черт являетсяспособность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являютсяони действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь,приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызываетсомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует. Вторымпризнаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные,становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. Наоснове этих знаний человек определяет свое отношение к действительности, кдругим людям, к собственной жизнедеятельности, осуществляет поступки и действия.Третий признак веры состоит в том, что жизненно значимые знания, принятые какистинные, превращаются в мировоззренческие установки, в жизненные ориентирыличности, определяющие характер ее поступков и действий. Четвертый признак верызаключается в том, что она представляет собой способность человека переживатьжелаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтомувера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Онасодержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучногорезультата. Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятыхна веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией.Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет.
Все эти признаки взаимосвязаны. Ихвыделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытиясодержания веры как особого феномена духовного мира и его роли вжизнедеятельности личности
Убеждение, как и вера,характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятсяспособом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию.Отличается убеждение от веры, прежде всего, тем что истинность воспринимаемыхзнаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логическойаргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Крометого, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого инежелаемого.
Вера и убеждение играют важнуюроль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимаютсовокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека вней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а такжеобусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Роль мировоззрения вжизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществлениецелеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пустьсамого примитивного. Исходя из мировоззрения человек определяет смысл своейжизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядроммировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека.В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрениеформируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходяиз ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленностьпознавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но иотношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор техили иных средств деятельности, достижения поставленных целей.
Эта роль проявляется в трехосновных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формированиямировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражениедуховного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждениепредставляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Причем мировоззрениеможет формироваться преимущественно на вере или преимущественно на убеждениях. Рольверы и убеждений в мировоззрении может изменяться в процессе жизнедеятельностичеловека. Так, в детском и юношеском возрасте мировоззрение формируетсяпреимущественно на вере. Со временем на первый план могут выступать убеждения. Однакобывает и так, что убеждения, сформировавшиеся в процессе воспитания ипрактической жизнедеятельности, в результате изменившихся обстоятельствподвергаются пересмотру. Истинность убеждений подрывается. Тогда убежденияуступают место вере, а может наступить и неверие, что, как правило, оказываетсильное влияние на психику человека. В-третьих, вера и убеждения выступают какрезультат реализации уже сложившихся мировоззренческих установок, их проверкина основе жизненного опыта.
Носителями того или иногомировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом. Характермировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состояниемего культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается отсовременного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том жеобществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условийформирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
Выделяют несколько типовмировоззрения:
1) обыденное (или житейское),которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненныхобстоятельств;
2) религиозное, в основекоторого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное, которое опирается надостижения современной науки и отражает научную картину мира, результатысовременного научного познания;
4) гуманистическое, объединяющеелучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости,экологической безопасности и нравственном идеале.
Мировоззрение формируется наоснове всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержанияобщественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовноммире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности каксвоеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видениячеловеком мира и себя в нем.
Сердцевину мировоззрениясоставляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его надеятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижениюсчастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояниеудовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемыхчеловеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек,безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровеньинтеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческихустановок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, вчем он видит смысл своего бытия.
Проходя проверку жизненнымопытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненнаяпозиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и нажизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной.Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли,которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать всефизические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижениецелей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненногоопыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействиена сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания,самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющейжизнедеятельность личности в определенное русло.
Сферой и способом реализациидуховного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позицииявляется социальная активность. Социальная активность — способ самореализацииличностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность — это такжепоказатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.
Человечество перешагнуло порог новоготысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какиепрогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будутнекие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, чтоникакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Дажеапокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножатьсилы зла или активно созидать добро.
Общественное развитие, особенно впереломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативныевозможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечествочерез несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активнойдеятельности людей.
Современное общество предоставляетчеловеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определитьпути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полнойреализации своих способностей, утвердить себя как личность.
Заключение
В заключение следует сказать,что духовный мир личности — это сложная система, элементы которой:
духовные потребности впознавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства,других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовнаякультура выступает необходимым условием существования, как всего общества, таки для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громаднымпотенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
знания о природе, обществе,человеке, самом себе;
вера в истинность тех убеждений,которые разделяет человек;
убеждения, определяющиечеловеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
ценности, лежащие в основеотношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности,отражающие его идеалы;
способности к тем или инымформам социальной деятельности;
чувства и эмоции, в которыхвыражается его отношение с природой и обществом;
цели, которые он сознательноставит перед собой
важным элементом духовного мирачеловека является — мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом исвязанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядовогочеловека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценностинравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации самувозможность его существования на Земле.
Таким образом, духовный мирличности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризуетличность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, кдругим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль вжизнедеятельности общества.
Человек — творец своей духовнойжизни, культуры, носитель духа и разума.
Список использованной литературы
1.        Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов,В.В. Дубицкий. — Омск: ОГУ, 2002. — 296 с.
2.        Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова.- М.: Изд-во «Научная книга», 2003. — 235 с.
3.        Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. ипоступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.:Дрофа, 2004. — 480 с.
4.        Философия. Учебное пособие / Авт. кол. под рук. Ю.В. Осичнюка. — Киев: Фіта,2004. — 384 c.
5.        Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,А.Ю. Лазебникова и др. — 3-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 2001. — 400 с.
6.        Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современнойличности // Материалы второй Международной конференции. — Ставрополь: СевКавГТУ,2000. — 333 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.