Реферат по предмету "Философия"


Древняя философия (IV в до н.э.)

Древняя философия (IV вдо н.э.)

План
1. Античная(древняя) философия
2. Философия эллинистического мира.
3. Философия Индии.
4. Философия древнего Китая.

1.Античная философия
Генезис (происхождение) философии как особого родадеятельности, опирающейся на разум, абстрактное мышление, связан с разложениемпервобытнообщинного строя, усложнением общественной жизни, практики, отделениемумственного труда от физического.
Первые обобщенныепредставления людей о мире и о себе сложились ещё в недрах мифологического ирелигиозного сознания. Основу этих представлений составляли:
1) фантазия;
2) некритическаявера;
3) обычай;
4) традиция;
5) авторитет т. д.
Философия, будучирациональным, доказательным знанием (хотя, конечно, степень доказательности быласначала невелика), с самого возникновения противостояла мифологии.
Древний человеквоспринимал окружающий мир по преимуществу поэтически, поскольку мыслилособыми, не понятными сейчас для нас реалиями. Философия почти одновременносформировалась в Греции, Индии и Китае. Это произошло в середине
1 тыс. до н. э. Несмотряна географическую и культурную отдалённость друг от друга этих центровцивилизации, их философия имела много общего.
Главную ориентациюдревней философии на первом этапе можно охарактеризовать как космоцентризм(охват мира как целого и единого), то есть она была обращена к космосу – миру,природе. Причем именно при попытке понять и объяснить устройство космосадревние философы впервые поставили те проблемы, которые на многие векаопределили тематику философских размышлений.
Этот Космос, учил Гераклит, не создал никто из известныхБогов. Но над известными богами стоит БОГ как воплощение богов в их борьбе иодновременно гармонии. • Этот космос был, есть и будет вечно живым огнем, мeрами загорающимся и мeрами потухающим. Огонь — первоначало,воплощение борьбы и одновременно гармонии разных стихий. Мир состоит изборющихся противоположностей (день-ночь, изобилие-голод и т. д.), которые,однако, тождественны полностью совпадают: явленное как два, по природе, одно.(Замечательная диалектическая догадка и проблема!).
К числу таких проблем относится вопрос о единстве мира, осоотношении единого и многого. Древние философы полагали, что за внешниммногообразием мира скрывается его внутреннее глубокое единство. Это единствообычно усматривалось в общем, материальном начале всех вещей. Само это началопонималось по – разному: (чаще всего фигурировали четыре «стихии»: вода(Фалес), земля (Анаксагор), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит)), какмельчайшие неделимые частицы (атомы) и т. д. Конечно, эти представления былиещё наивными, донаучными, однако здесь присутствовала очень важная для всейпоследующей науки мысль о различии внешнего и внутреннего, видимого идействительного, явления и сущности. Ведь смысл и задача научного исследованиясостоит в том, чтобы за видимостью вскрыть сущность, найти законы, которымподчиняются явления.
Сведение многообразия кединству, к исходным началам и принципам бытия выражает специфику, главнуюотличительную черту философского познания. Именно поиски первооснов составляютпредмет философии с древности и до нашего времени.
Наибольшую важностьявляло собой обретение человеком способности излагать свою мысль путём того,что принято называть даром речи, слова, рассуждения. Призраки уступили месточётким и определённым, закрепляющим за вещами их предназначения звуковым иписьменным знакам, которые существовали отдельно от вещей и несли с собой ихсмысл.
С тех пор ведёт своёначало понятие «логос». Этот ключевой для философии термин был введён известнымгреческим философом Гераклитом и в древнегреческой философии имел весьмаширокий спектр понимания. С одной стороны, он обозначал просто «слово,высказывание», с другой – понимался как «смысл, суждение», то есть человеческийразум упорядочивал в словесной форме свою деятельность, противопоставляя себялишенной определенности вселенной (тому, что мы понимаем под словом «хаос»).Логос и хаос противостоят друг другу в такой же степени, как целесообразность(определённость) и бесцельность (аморфность), они характеризуют по большомусчёту наше существование.
Противопоставлениевидимого и действительного – это первый подступ к созданию философской теориипознания (гносеологии). Внешняя сторона явлений непосредственно познаётся спомощью органов чувств, сущность же вещей доступна лишь разуму. Вопрос осоотношении этих двух познавательных способностей – разума и чувств – составилвпоследствии одну из главных тем гносеологии; разные ответы на этот вопросвылились в борьбу двух направлений – сенсуализма (также эмпиризма) ирационализма.
Сократсвоим важнейшим призванием он считал «воспитание людей», смысл которого онвидел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то областизнаний. Поэтому он не оставил никаких трактатов. Целью всего в мире, поСократу, является человек. Он подчеркивал значение совести — «внутреннегоголоса», которую считал гарантией постижения истины. Добродетели (сдержанность,мужество, справедливость), равно как и моральные нормы, и законы, основанные наних, Сократ считал вечными и неизменными. Именно только наличие ихпредопределят выполнение общественных или государственных функций и дел в самомобществе, но не жребий, который практиковался в период власти демократическойпартии в Афинах. Сократ резко критиковал эту практику демократии за что ипредстал перед судом (за то, что вводит новые божества и развращает юношество).И хотя он мог избежать судебного процесса и даже после вынесения приговора имелвозможность убежать, он добровольно принял вынесенный приговор и выпил чашу цикуты.
В основефилософского метода Сократа — стремление достичь истину обнаружениемпротиворечий в утверждениях противника. Тенденция постоянно обнаруживатьпротиворечия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новомузнанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики.Данный метод был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическимфилософом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем философииНового времени Гегелем.
Демокрит.В его философии обосновано атомистическое учение. Он и его последователирассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленных множествмельчайших невидимых, неделимых частичек — атомов, которые движутся в пустоте.Атомы и пустота — единственная реальность; соединения атомов и образуют всемногообразие природы, в т. ч. и человеческую душу. Таким образом, Демокритпервый в истории античной философии преодолел противопоставление материи идуха, утверждая единую универсальную природу материи и мышления. Именно поэтомус именем Демокрита и связывается в истории философии зарождение материализмакак собственно философской доктрины.
Анатомистическоеучение Демокрита, в котором были вскрыты внутренние причины вечного движенияматерии, получило свое дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 г. до н. э.). Движение атомов, по Эпикуру, обусловлено их внутренним свойством — тяжестью и ихспособностью самопроизвольно отклоняться при движении по прямой. Последнееобъясняется наличием свободы в природном мире. Разумное использованиепредоставленной человеку свободы заключается, по его мнению, в достижении физическогоздоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души. Средством же длядостижения спокойствия, возвышенных прекрасных чувств является разумноефилософское мировоззрение, которое объясняло бы все явления и процессы из естественныхпричин.
Пифагор.Пифагорийская школа внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии.Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальныхвещей, пифагорийцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являютсясущностью вещей. (Единица есть точка, двойка-линия, четверка-тело,пятерка-число дружбы (2+3)). Пирамида — знак огня, куб — знак земли. Пусть всесостоит из огня, воды, как трактуют представители милетской школы, рассуждалПифагор, но почему вещи, предметы различны? Вероятно, дело в их строении, в размерахи соотношениях частей, а они определяются числом. Математика более всегоприближает нас к богам, ибо даже бог не может сделать, чтобы 2x2 не было другоечисло, кроме четырех.
Пифагорийскаяфилософия оказала большое влияние на Платона (427-347 г. до н. э.), который в Афинах основывает свою собственную философскую школу-академию, котораястановится центром античного идеализма. Являясь учеником Сократа, он былубежден в том, что Сократ добровольно выбрал смерть, ибо убедился, что душанематериальна и неуничтожима (т. е. вечна). Материальный мир, который насокружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону,лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Всеявления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются(и поэтому не могут быть подлинно сущими) и только идеи являются неизменными,неподвижными и вечными.
Именно в этот периодосновательно сформировались два фундаментальных направления, борьба междукоторыми прошла в качестве лейтмотива через всю историю философской мысли –материализм и идеализм. Для первых стихийных материалистов существованиеединственного, естественного мира выступало как нечто само собою разумеющееся,и сущность вещей и их внешнее проявление принадлежали к одному и тому же миру.Идеалисты же «удваивали» мир. Они утверждали, что кроме чувственного,непосредственно данного мира, есть ещё мир идей (Платон) – особых бестелесныхформ. Идея, согласно Платону, — это нечто, выражающее сущность вещей, толькоидея существует реально, объективно. Идеи вечны, неизменны, они образуют подлинноебытие, тогда как вещи чувственного мира несовершенны, изменчивы, они возникаюти гибнут. Платоновский идеализм послужил схемой для построения последующихидеалистических учений. Заслуживает внимания его взгляды на структуругосударства.
Идеальноегосударство Платона разделено на три сословия — правители, стражи, земледельцыи ремесленники — в соответствии с тремя частями души — разумной, страстной ивожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость,мужество и воздержанность). Эти добродетели в сочетании образуют высшуюдобродетель — справедливость, выполнение каждым соответствующей ему вгосударстве функции. Частнособственнические чувства стражей устраняются путемлишения их собственности.
Платонутверждал, что бог создал людей трех сортов: лучшие сделаны из золота; менеесовершенные — из серебра; еще менее совершенные — из меди и железа. Сделанныеиз золота пригодны для того, чтобы стать правителями, сделанные из серебра,становятся стражами, остальные ~ должны заниматься физическим трудом. Платонсчитал, что через два поколения можно создать веру в этот миф.
Заслуживаетвнимания теория бессмертия. Платон утверждал, что для людей и после смертисуществует нечто, и при этом нечто гораздо лучшее для людей хороших, чем для людейдурных. В пользу бессмертия души он приводит несколько аргументов.
Во-первых,если все имеет свою противоположность и рождается из противоположного, а жизньи смерть являются противоположностями, то, следовательно, одна должна порождатьдругую. Отсюда следует, что души умерших существуют где-то, чтобы в свое времявернуться обратно на землю.
Во-вторых,знание является воспоминанием, поэтому способность познавать сущностидоказывает существование души до жизни. Мир в целом наделен душой. Он имеетформу шара, ибо подобное прекраснее неподобного, а только шар подобен себеповсюду. Мир вращается, поскольку круговое движение самое совершенное. Бог создалмир из четырех стихий — огня, воздуха, воды и земли, причем пропорции междустихиями неизменны. Благодаря пропорциональности мир гармоничен.
2.Философия эллинистического мира
(Переходот начала македонского господства до Римской империи (III-I в.в. до н. э.)). Это была неспокойная эпоха завоевательных походов, дворцовыхпереворотов, столкновений между армиями. Люди стали поклоняться богине Фортуне,верить в астрологию. Философия стала философствовать о том, как прожить вбеспорядочном мире, как умом внести в него смысл. В этот период основываетсяряд школ киников, скептиков, стоиков Киники. Славу на века обрел Диоген изСинопа (III в. до н. э.), решивший жить, каксобака («киники — от греч. «собака»). Диоген заявлял о своем братстве со всемчеловеческим родом и с животными. Он убеждал окружающих, чтобы они былибезразличны к любым благам, дарованным Фортуной и что только тогда, ониосвободятся от страха. Утверждал, что всякий штамп ложен и фальшив — полководцаи царя, чести и мудрости, счастья и богатства и что Прометей был справедливонаказан за то, что принес человеку искусства и искусственность современнойжизни.
Скептики.Основатель — Пиррон (IV-III в. в. до н. э.). Скептицизм отрицалистинность любого познания. «Удержаться от суждения» (эпохе) — основной тезис.Пиррон, увидевший мир в войске Александра Македонского, утверждал, что никогдане может быть достаточного основания для того, чтобы предпочитать один порядокдругому. Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного десятью тезисами-тропами,скептики отвергли любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства.
Толькотогда, когда люди воздержатся от всяких суждений о вещах, они достигнутнастоящего счастья — Атараксия (устойчивого и невозмутимого покоя). Именно вэтом скептики и видели высшую ступень возможного блаженства, а это значит, чтохотя они во многом критически постигают реальную проблематику сложностиразвития познания, их определяющей чертой является состояние безнадежности иотказа, ведущее к агностицизму.
Стоицизм.Полная история стоицизма простирается от Зенона (333-262 до н.э.) до МаркаАврелия (121-180 г. до н. э.). Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон, видимо,первый провозгласил в трактате «О человеческой природе», что основная цельчеловека — «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно сдобродетелью». Учил своих последователей в Афинах, в стое-портике, расписанномфресками» (стоицизм). Главным божеством для стоиков был Сократ — с егохладнокровием во время суда, с его отказом от бегства, с его спокойствием передлицом смерти, с его утверждением, что несправедливость больше вредит не жертве,а тому, кто ее совершает.
Вонтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип,который считался основой, и духовный принцип — логос (бог), который проникаетчерез всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Основойпознания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, котороевызывается конкретными единичными вещами. Центром и носителем познания являетсядуша которая разумна и связывает человека со всем миром. Индивидуальный разумявляется частью мирового разума.
Интереснастоическая этика. Единственное благо, по их представлениям, -добродетель, ипоскольку она заключается в воле, все зависит от самого человека. Мудрец —хозяин своей судьбы, ибо внешнее бессильно лишить его добродетели. Стоикипризнавали, четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли,умеренность, справедливость и доблесть. Этика стоиков — отражение бед и тягот,которые были вынуждены переносить их современники, а потому эта этика «сознательногоотказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнегомира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек можетнайти главную и единственную опору.
Вообще,древнюю философию (в особенности греческую целесообразно изучать с точки зрениятого, как выдвинутые ею взгляды, догадки, гипотезы повлияли на последующееразвитие философии).
3.Философия Индии
Философиядревней Индии, Философия Веданты.
Веды —сборник священных песен, гимнов и заклинаний. Философия веданты изложены в упанишадах— комментариях к ведам, которые завершают ведическую литературу.
Господствующееместо в упанишадах занимает новое истолкование явлений мира, первоосновой бытиявыступает универсальный принцип — Брахма (безличное сущее), отождествляемое сдуховной сущностью индивида — Атман. Атману и Брахме тождественен Пуруша — высшая душа, частью которой является индивидуальная душа. Всем им тождественен- Тат — невыразимое высшее блаженство.
Пуруша — первосущество, из частей тела которого возникли земля, небо, солнце, луна,растения и животные, люди и социальные сословия.
Неотделимойчастью упанишад является концепция круговорота жизни (самсара) и тесно с неюсвязанный закон воздаяния (карма). Человеческая жизнь понимается какопределенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы детерминируетбудущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующихжизней. Кто жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни какбрахман (священнослужитель, монах), кшатрии (воин, представитель пленнойвласти) или как вайшья (земледелец, ремесленник или торговец) и наоборот, какчлен низшего сословия, либо же его атман попадет в телесное хранилищеживотного.
Измножества школ всеиндийское значение имели также учения джайнизма и буддизма.
Джайнистыподробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм,которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативновлияют на главные свойства души, которые она приобрела, будучи совершенной всвоей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений.И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет иего освобождение от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своейдуховной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог нерассматривается как бог-творец, или как бог, который вмешивается в человеческиедела.
Буддизм— учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (583-483 г. до н. э.). Центром учения являются четыре благородные истины. Согласно им, существованиечеловека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть,встреча с неприятными явлениями, невозможность достичь желаемого — ведут кстраданию. Причиной страдания является Жажда (тршна), ведущая через радости истрасти к перерождению (претензии на исключительность и овладение всеми благами),рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этойжажды. Путем, ведущим к устранению страданий, является благой восьмеричныйпуть, который заключается в следующем: правильное суждение, решение, правильнаяречь и сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям,так и путь аскезы и самоистязания. Правильное решение понимается как решимостьпроявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуетсякак бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключаетсяв соблюдении предписаний нравственности -знаменитых буддийских пяти заповедей(панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты.Это такие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого (чужойсобственности), воздержаться от запрещенных половых контактов, не вестипраздных и лживых речей и не пользоваться спиртными напитками.
Такимобразом, высшая степень совершенства человека состоит в том, чтобы не толькосамому приходить к Нирване, но и других приводить к ней, не только себя спасать,но и всех. Универсальный характер буддийской морали выражается в особомприсущем буддизму элементе безграничного милосердия ко всему существующему.
Всредневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции, в частности,учение Локаята (учение, «направленное на этот мир»), основателем которого былЧарвака. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех элементов — земли,воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств и на основевозникает духовное начало. Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы егосмерть, локаятики говорили о необходимости пользоваться всеми благами реальнойжизни, о том, что приятные стороны жизни могут уравниваться злом и страдания.Они выступали против кастовой системы, критиковали ритуальную практику жрецов иавторитет священных текстов. Деятельность локаятиков оказала влияние нанекоторые идеалистические системы (санкхья, вайшешика), на поздние буддийскиешколы.
4.Философия древнего Китая
философия платон китай индия
Началокитайского философского мышления уходит своими корнями в мифологическоемышление. Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своихдемонов. Таким же образом обстояло дело и с умершими. Почитание душ умершихпредков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовалоконсервативности мышления. Особенностью развития китайской философской мыслиявляется влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов), а также ее отражениеобщинной организации жизни рядовой общины и общины раннего феодализма. Отсюдаее интерес к проблемам управления обществом и государственной организации.
Первым философом Китаясчитается Конфуций (551-479 до н. э.). Конфуций, обеспокоенный разложениемобщества, сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения ипочтительности по отношению к окружающим и обществу. Совершенный человек(цзюнь-цзы)-тот, кто познал волю неба. Цзюнь-цзы должен обладать гуманностью(«жень») и чувством долга «И». Жень представляет собой совокупностьсовершенства (скромность, сдержанность, бескорыстие и т. п.), которыми обладалилишь древние. «И» — противостоит расчетливости и выгоде и включает в себя обязанностьучиться и постигать мудрость древних, а также «Ли» — благопристойность и соблюдениецеремоний, обрядов. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальнойфункцией, а воспитание — это подведение человека к надлежащему исполнению этойфункции. Человеческое существование является настолько социальным, что оно, помысли Конфуция, может обойтись без следующих регуляторов:
· помогай другимдостичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
· чего не желаешьсебе, того не делай другим.
Символомгуманности и социального порядка — Сяо является сыновняя почтительность,строгое повиновение старшим. Культ предков предполагает культ семьи, культсемьи — культ клана, культ клана — культ государства, государя. Идеальнымкритерием разделения общества на верхи и низы должны служить не знатность, не богатство,а степень близости человека к идеалу Цзюнь-Цзы.
Даосизм— одно из важнейших направлений развития философской мысли в Китае наряду сконфуцианством. Его основы изложены в трактате Лао-цзы (VI-V в. до н. э.) — «Дао дэ цзин». В нем рассказывается одао-пути и благой силе — «дэ». «Дао» — всеобщий закон и абсолют «Дао»господствует везде и всегда, оно невидимо, но управляет всем, его никто несоздал, но оно дает начало, форму и имя всему. «Дао» проявляет себя в миреблагой мощью «ДЭ» (мощнейший добродетель). Выражением «Дао» в мире являетсявечное чередование двух образцов — «Инь» и «Ян» (темное и светлое, пассивное иактивное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, земное и небесное и т. д.),фундаментальность и универсальное единство мира.
Человекпонимается как часть природы, а потому должен удерживать это единство с ней,ибо мир — священный сосуд, которым нельзя манипулировать. «Если же кто хочетманипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Соблюдение«меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Не деяние или,скорее, деятельность без нарушения этой меры («У вэй») является не поощрением кдеструктивной пассивности, а объяснением сообщества человека и мира на единойоснове, которой является «Дао». Чувственное познание опирается только начастность и «заводит» человека на бездорожье». Постижение мира сопровождаетсятишиной, в которой понимающий муж овладевает миром. Это радикально противоположноконфуцианской концепции «благородного мужа» (образованного мужа), который долженупражняться в обучении и управлений другими.
Самымуважаемым философом эпохи династии Хань (II в. до н. э. — I-II в. н. э.) был Ван-Чун (27-107 г.). Он утверждал, что истина не является некой идеальной конструкцией, но содержится в вещах и вмире. Последний является соединением неба и земли, их материальной энергии«Ци». Ни в небо, ни в землю не заложен никакой теологический (божественный)принцип, или направленность. «Вещи рождаются сами. Это и есть естественность».Такие утверждения имели большое познавательное значение.
Неоконфуцианство(VI век). Было представлено, преждевсего, двумя различными направлениями: «Ли сюэ» — учение о «Ли» («порядке» каксущности мира)
«Синьсюэ» — учение о синь (мышлении) как основе мира. (Прежде всего, Лу-Цзююань1139-1192 г.г.)
Первоеутверждало материалистическое направление, т.е. по нему материальная энергия(«Ци») упорядочивается в вещах под воздействием инь и ян, т. е. диалектическимединством между небом и землей, активным, всепроникающим и пассивным, котороеобеспечивает движение изменений в едином.
Второеутверждало, что существует только тот мир, который человек познает и которыйуправляется его мыслью. Человеческий дух в то же время является и мировым духом(тянь синь). Он везде сопутствует людям, и таким образом, самопознание мира — врожденное качество людей (потому избранные от бога!). В познании человек долженруководствоваться преимущественно интуицией.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контроль параметрів шуму. Звукоізоляційні властивості різних матеріалів
Реферат Динамика развития смысловой стороны речи у младших школьников
Реферат V международный Форум от науки к бизнесу «Современные подходы взаимодействия вузов с наукоемким бизнесом»
Реферат Характеристика та галузь використання шлакопортландцементу
Реферат Теория личности А.Н.Леонтьева
Реферат Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе
Реферат Відносини між людьми як предмет терапевтичного аналізу
Реферат Структура личности и механизмы психологической защиты
Реферат Мифологическое и религиозное мировоззрение
Реферат Психологическое изучение личности ученика
Реферат Когнитивно ориентированные социально-психологические теории
Реферат Психология манипуляций как основная угроза информационно-психологической безопасности личности
Реферат История мыла
Реферат Психогенетические исследования психического дизонтогенеза
Реферат Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)