Реферат по предмету "Философия"


Диалектический характер процесса познания

Философское миропонимание призвано не только представить основные “ блоки ” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на многие века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый философский поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира как связанного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, вставших перед человечеством сегодня.
Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne — искусство вести беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений ( случаев употребления ) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее.
Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. ( книга “ Да и нет. ”) Накопленная в веках культура диалектической полемики — умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения — имеет непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам — таковы цель и назначение диалектики творческого диалога.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых “ вещей ”, повторение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развёрнутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее.
Диалектика в её зрелом теоретическом виде — позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы она впервые предстала в идеалистической философии Гегеля ( 1770 — 1831 ). Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой — понятие. Но это рациональное познание — особого рода: в основе его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие. Гегель сознательно отверг закон непротиворечия Аристотеля ( 384 — 322 до н. э. ) и требовал переосмыслить природу понятия.
Гегель отождествляет “ чистое понятие ” ( “ Понятие ” с большой буквы ) с самой сущностью вещей, отличает его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Логика совпадает у Гегеля с диалектикой. Диалектика развития “ чистого понятия ” составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение или полагание ( тезис ), отрицание этого утверждения ( антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей ( синтез ). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное сознание.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого понимания — заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу. Согласно Гегелю, “ только в понятии истина обладает стихией своего существования ”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя ( диалектика вещей ) есть, по Гегелю, лишь отражённая “ отчуждённая ”, “ отвнешнённая ” форма подлинной диалектики, присущей только “ жизни понятия ”.
Гегель выявил, развил, привёл в систему понятийный аппарат диалектики. Причём это была не жёсткая система понятий с неизменными, раз и навсегда заданными, резко очерченными значениями. Философские понятия как бы “ расплавлялись ”, становились гибкими, способными выразить подвижные связи, переходы, развитие мира.
Формирование научного знания сопряжено также с установлением законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях. Кроме того, теоретическая система включает в себя принципы — положения, содержание которых как бы “ пронизывает ” всю теорию, определяет её общую направленность, суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания.
Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Понятие сущности соотносительно с понятием содержания, выражая не всё содержание целиком, а лишь главное, основное в нём. Открытие сущности чего-либо есть проникновение в глубины вещей, в их основные свойства, выявление причин её возникновения и законов функционирования. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.
Если сущность — это нечто общее, то явление — единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое, красочное. Сущность — есть нечто устойчивое и необходимое, а явление — это переходящее, изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во взаимодействии со всем иным.
Единичное, особенное, всеобщее являются философскими категориями диалектики, выражающими различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей.
Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря которому они отличаются друг от друга. Поэтому каждый отдельный объект воспринимается как нечто единичное. Таким образом единичное — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность объектов друг от друга в пространстве и времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую количественную и качественную определённость. Общие черты и признаки, повторяющиеся в единичном, выступают как особенное, присущее узким группам объектов. Если же черты и признаки присущи всем предметам и явлениям, то они выступают как всеобщее. Всеобщее — это единое во многом. Единичное, особенное и всеобщее находятся в неразрывной связи, единстве, различие их относительно, они взаимно переходят друг в друга. Никакая деятельность не была бы возможна, если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее.
Диалектика единичного и общего универсальна, и общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное.
Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили понятия “ простого-сложного ”, “ части-целого ”.
Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета.
Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.
Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное значение в процессе познания. При этом необходимо учитывать: 1) неправильность сведения целого к части, что может привести к утрате понимания целого, как качественной определённости, подчиняющейся специфическим законам; 2) необходимость рассмотрения целого во всей его сложности и относительной самостоятельности сторон, элементов, частей, из которых оно состоит, так как последние могут иметь свои особенности, не совпадающие с целым; 3) рассмотрение отдельных сторон, частей должно иметь своей предпосылкой знание природы целого и наоборот, изучение целого должно опираться на знание свойств его составных частей.
Существуют ещё и другие категории диалектики, как-то: возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и количество, элемент, структура и система.
Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является непременной предпосылкой всякого рационального познания и целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных связей, зависимостей, схем детерминации явлений концентрирует в себе наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности людей.
“ ...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. ”( Ленин В. И.)
Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления. Разграничение диалектических законов, закономерностей, принципов, категориальных соотношений весьма условно. Познание, философское осмысление диалектической закономерности проходит различные этапы — от первичной, иногда наивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях ( соотношение категорий ) и опытно подкреплённой идее, далее к системно-теоретическому знанию и, наконец, к разрабатываемым на его основе методологическим принципам, познавательным приёмам и процедурам. Навык, умение, порой даже искусство применения таких приёмов очень важны в диалектике. Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалектической связи лишь в виде знания-результата. Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уяснения всё новых и новых предметных областей, решения многообразных проблем. Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский “ образ ” мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии.
Существует несколько наиболее важных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон единства и борьбы противоположностей — это всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ ядро ” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности, под которыми понимаются такие моменты, которые: 1) находятся в неразрывном единстве, 2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, 3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей — абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “ источник ” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.
Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.
Закон отрицания отрицания был впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Он выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория “ отрицание ” означает превращение одного предмета в другой при одновременном “ уничтожении ” первого. Но это такое “ уничтожение ”, которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Иными словами, во всём существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные есть всеобщий закон развития, который констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент приводит к существенным коренным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Развитие науки в любой области знания, а также всемирный исторический опыт социальных преобразований подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных.
Качество — такая определённость предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определённости предмет перестаёт быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.
Количество — это характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемая в величинах и числах. “ Уравнивание ” качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение.
Диалектика — открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического её освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа.
Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Сегодня она служит основой нового мышления и познания.

Библиография.
1. “ Введение в философию. ”, т. 2
2. “ Диалектика. ” Краснов Г. Д.
3. “ Мир философии. ”, т. 1
4. “ Шпоры по философии. Для очень занятых студентов.”, Москва


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Колхозное право России
Реферат Антибіотики у нашому житті
Реферат Ашиль-Клод Дебюсси
Реферат Початки комбінаторики
Реферат Підвищення рівня природничо-наукових знань
Реферат Колонтитулы, основные правила их набора и размещения
Реферат Україна у Світі
Реферат Eva2004 Москва Мониторинг икт в сфере культуры г. Москвы Н. В. Браккер, главный специалист Nbrakker@cpic ru Л. А. Куйбышев, врио директора Leonid@evarussia ru Центр по проблемам информатизации сферы культуры (Центр пик) Москва, 123007
Реферат Методы анализа денежных потоков
Реферат Сегментирование рынка Функции маркетинга
Реферат Разведение карпа
Реферат Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства
Реферат Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Реферат Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования
Реферат Автоматизированная система защиты и диагностики парка электродвигателей промышленного предприятия