--PAGE_BREAK--1. желание почувствовать себя взрослыми и самим принимать решения
2. желание быть похожими на других
3. желание расслабиться и отдохнуть
4. желание рисковать и бунтовать
5. желание удовлетворить свое любопытство.
Контекст проблемы.
«Как легко человек отдает свою
свободу и становится рабом условностей,
среды, страстей, привычек!»
К. Керн
По последним данным исследователей, четвертая часть от общемирового числа наркоманов проживает в России.
Развитию наркомании в нашей стране во многом способствовало разрушение тоталитарного режима, что вызвало появление многих «свобод». В ходе афганской и чеченской войн десятки тысяч солдат научились употреблять наркотики. Возвратившись, они продолжали это делать, приобщая своих друзей, подруг, соседей.
Сегодня стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет. Наша страна, столько лет сохраняемая «железным занавесом» от различных прелестей западной цивилизации, теперь является идеальнейшим рынком сбыта. Население в своем большинстве не имеет достаточного количества знаний о том, что такое наркотик и каковы его последствия, не информировано об эффективных способах лечения, не знает даже, к кому обратиться в случае, если кто-нибудь из близких окажется в наркотической яме.
Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие:
1. Ценностный кризис в обществе — утрата нравственных идеалов и ориентиров. Молодежь не хочет жить лживыми и лицемерными «ценностями» взрослого поколения.
2. Массированное влияние западной культуры и пропаганды западного стиля жизни. Там для многих людей, на которых молодое поколение хочет быть похожим, наркотик уже давно стал нормой жизни.
3. Ослабление семейных связей, крушение семьи как таковой. У большинства современных молодых людей сегодня нет образа семьи, запечатленного с детства образа добрых и уважительных отношений между мужем и женой. Для многих их них семья — не та ценность, ради которой стоит бросить употребление наркотиков.
4. Развал системы детских и молодежных организаций. Большинство детей оказалось предоставленным само себе. Подросток — существо, ищущее нового…
Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми самые бедные слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, дети, находящиеся без присмотра родителей, начинают употреблять доступные им алкогольные напитки, нюхают бензин и клей «Момент», затем переходят на анашу, маковую соломку, «балуются» паркопаном, кетамином. Потом пробуют тяжелые наркотики. И если для них наркотик — это способ уйти от окружающей их грязной и мрачной действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради «крутизны». Для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они ему по-своему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться среди сверстников. Дети состоятельных родителей начинают с паркопана, анаши, «экстази», затем переходят на героин, кокаин. Пришедшая к нам с запада новая танцевальная культура принесла наркотики как необходимый культовый элемент. Появляться на дискотеке без ЛСД или таблеток «экстази» стало плохим тоном.
Прошу прощения, не хотелось бы перегружать доклад статистикой, но придется потерпеть, без нее некоторые вещи будут непонятны, поэтому еще
Немного статистики.
Если лет 6 назад наркотики пробовали в 16 — 20 лет, то сейчас наркомания помолодела настолько, что уже с 9 — 12 лет многие начинают регулярно употреблять и популяризировать тот или иной наркотик или токсическое вещество.
С проблемой наркотика тесно связана проблема проституции. Три тысячи детей в возрасте до 14 лет только в Санкт — Петербурге сегодня торгуют собственным телом, 2 из которых ежедневно погибают. 90 % этих детей — беспризорные.
Для того чтобы заглушить чувство стыда, отвращения, возникающее после «обслуживания клиента», эти дети употребляют наркотик.
Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность и политическую безопасность общества в самой ближайшей перспективе.
Исследования показали, что в России насчитывается до 4,5 миллионов людей, употребляющих наркотик. Если одному наркоману требует 1 грамм в день, то значит, в стране ежедневно продается 4,5 тонны наркотиков, а за полугодие — 820 тонн!
В Хабаровске от употребления наркотиков ежегодно умирает 200 человек. 2522 преступления, в том числе 826 тяжких, непосредственно связаны с наркотиками. В стране за последние 20 лет количество преступлений увеличилось в 15 раз!
Из доклада совета по внешней и оборонной политике РФ за 1998 г.:
«Распространение наркомании на территории России происходит угрожающими темпами…. За последние5 лет количество потребителей наркотиков в стране возросло примерно в 3,5 раза и уже к концу десятилетия может превысить уровень в три миллиона человек. ПОД УГРОЗОЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ ВСЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТРАНЫ. За последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. На медицинском учете состоит около 219 тысяч человек, из них 39 тысяч несовершеннолетних и 26 тысяч женщин….
Таким образом, начался процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается…. Органами внутренних дел выявлено 848 подпольных лабораторий, в которых производились наркотики и шла работа над созданием новых. Во многих из них работали профессиональные химики. Объем синтетических препаратов увеличился в 1,5 раза…. Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний (СПИДом, вирусным гепатитом и т. д.). Выявляемость ВИЧ-инфекции выросла в 8 раз. Смертность от употребления наркотиков выросла в 12 раз, а среди детей в 42 раза…. Новой опасностью стало появление «семейной наркомании», т. е. случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию остальных. Есть случаи, когда детей вовлекали в наркоманию собственные родители…. Если учесть, что истинное число наркоманов в 10 раз превышает число зарегистрированных больных (большинство людей, употребляющих наркотики, нигде на учете не состоит и ни в каких опросах не участвует), то общее их количество в России в настоящее время свыше миллиона человек. При этом количество наркологических диспансеров сократилось на одну треть, число коек в них сократилось
на 60(!) %, а количество врачей-наркологов — на 25 %».
Классики о наркотиках.
Гомер в своей «Одиссее» повествует о том, как легендарный герой Одиссей вынужден выручать из беды своих товарищей, одурманенных лотофагами:
«Лотофаги приветливо встретили их и дали им отведать сладкого лотоса. Но как только съели они его плоды, мгновенно забыли обо всем, забыли и своих товарищей, и родину. Теперь они хотели навсегда остаться в стране лотофагов! Силой тащили мы их на корабль, а они плакали и сопротивлялись, не узнавая никого».
Употребление наркотических средств входило в ритуалы некоторых древних культов, затем в средние века врачи — самоучки использовали наркотики для лечения больных (например, для операций по спасению жизней матери и ребенка при родах).
Французский поэт Шарль Бодлер в произведении «Искание рая» дает образец наркотического сумасшествия. Называет наркотики «одним из самых ужасных и наиболее верных средств, которыми располагает дух тьмы, чтобы вербовать и порабощать достойный сожаления род человеческий».
Деградацию и гибель молодого врача показал на своих страницах и русский писатель Михаил Булгаков. Дневник доктора Полякова начинается гимном морфию, который поет молодой, неискушенный доктор после первого принятия наркотика:
«Не могу не воздать хвалу, кто первый извлек из маковых головок морфий. Истинный благодетель человечества… Боли прекратились через семь минут после укола.
Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием. В самом деле: куда годится человек, если малейшая невралгийка может выбить его совершенно из седла!»
А вот конец дневника:
«Итак: горка. Ледяная и бесконечная, как та, с которой в детстве сказочного Кая уносили сани. Последний мой полет по этой горке, и я знаю, что ждет меня внизу… Люди! Кто-нибудь поможет мне? И если кто прочел бы это, подумал — фальшь. Но никто не прочтет.
Перед тем как написать Бомгарду, все вспомнил. В особенности всплыл вокзал в Москве в ноябре, когда я убегал из Москвы. Какой ужасный вечер. Краденый морфий я впрыскивал в уборной. Это мучение. В двери ломились, голоса гремят, как железные, ругают за то, что я долго занимаю место, и руки прыгают, и прыгает крючок, того и гляди, распахнется дверь.
С тех пор и фурункулы у меня.
Плакал ночью, вспомнив это…
Бомгард не нужен мне и не нужен никто. Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую — нет, нельзя. Лекарство у меня под рукой. Как я раньше не догадался!
Ну-с, приступаем. Я никому ничего не должен. Погубил я только себя. Что же я могу сделать?
Тетрадь Бомгарду. Все».
Между первыми и последними строками — год жизни. Всего за год образованнейший, воспитанный человек становится безвольным, грубым, он не может остановиться, он лжет себе и дорогому человеку, который находится рядом, он становится вором, а затем и самоубийцей. Финал оды морфию — браунинг.
Вспомним, строки эти писал доктор, до мельчайших подробностей изучавший в университете действия морфия и знавший о последствиях его употреблении. Он знал все. Но в теории. На практике оказалось все намного страшнее.
Картина гибели была очевидна:
«…Через час я был в нормальном состоянии. Я попросил у нее извинения за бессмысленную грубость. Сам не знаю, как это произошло. Раньше я был вежливым человеком.
…В сущности говоря, мне понятны ее беспокойствия. Морфий — грозная штука, привычка создается очень быстро. Но маленькая привычка не есть морфинизм?»
А вот и первые опыты с кокаином.
«Бес в склянке. Кокаин — бес в склянке. Действие его таково:
При впрыскивании почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. Потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломанной и черной, тянется к небу, и за ним горит, охватив четверть неба, первый весенний закат.
Я меряю шагами одинокую пустую большую комнату в моей докторской квартире по диагонали от дверей к окну… А затем мне нужно поворачивать и идти в спальню. На марле лежит шприц рядом со склянкой. Я беру его и, небрежно смазав йодом исколотое бедро, всаживаю иголку. Никакой боли нет. О, наоборот: я предвкушаю эйфорию, которая сейчас возникнет. И вот она возникает. Я узнаю об этом потому, что звуки гармошки, на которой играет обрадовавшийся весне сторож Влас на крыльце, рваные, хриплые звуки гармошки, глухо летящие сквозь стекло ко мне, становятся ангельскими голосами, а грубые басы в раздувающихся мехах гудят, как небесный хор. Но вот мгновенье, и кокаин в крови по какому-то таинственному закону, не описанному ни в какой из фармакологий, превращается во что-то новое. Я знаю: это смесь дьявола с моей кровью. И никнет Влас на крыльце, и я ненавижу его, а закат, беспокойно громыхая, выжигает мне внутренности. И так несколько раз подряд, пока я не пойму, что я отравлен. Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках… а потом оно проваливается в бездну, и бывают секунды, когда я мыслю о том, что более доктор Поляков не вернется к жизни…»
Поэкспериментировав с кокаином, доктор делает выводы.
«Я — несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменять морфий кокаином. Кокаин — сквернейший и коварнейший яд…. Сегодня я — полутруп».
«Книга у меня перед глазами, и в ней написано по поводу воздержания от морфия: «… большое беспокойство, тревожное, тоскливое состояние, раздражительность, ослабление памяти, иногда галлюцинации и небольшая степень затемнения сознания…»
Галлюцинаций я не испытывал, но по поводу остального я могу сказать: — о, какие тусклые, казенные, ничего не говорящие слова:
-«Тоскливое состояние»!..
Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они были жалостливее к своим пациентам. Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!
Смерть от жажды — райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги…
Смерть — сухая, медленная смерть…
Вот что кроется под этими профессорскими словами «тоскливое состояние».
Доктор Поляков безо всякого лицемерия, совершенно откровенно исследует деградацию своей личности:
«… Я в лечебнице украл морфий… Итак, доктор Поляков — вор.
… Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной личности».
Мир, в котором мы живем.
Дети не верят взрослым. Возможно, взрослые не являются для них теми людьми, с которыми они хотели бы разделить ценности, убеждения, жизненные смыслы. Нередко взрослые не принимают их, называя их музыку «дрянью», их интересы «ерундой», их друзей… вспомните, как вы называете тех друзей вашего сына или дочери, которые не вызывают у вас приятных чувств?
Поддержанию интереса к наркотику и миру, в котором есть место «кайфу», способствует TV, видео, пресса. Популярные артисты и политики с легкостью рассказывают о своем наркотическом опыте в молодежных журналах, на телевидении.
Все это вызывает особый всплеск интереса к наркотикам, вернее сказать, к тому необычному опыту, который стоит за их употреблением.
Среди молодежи даже стало бытовать мнение, что наркотик в умеренных дозах, подобно некоей музе, помогает творческому процессу. В молодежной среде бытует убеждение, что наркотический опыт подобен легкому развлечению: захотел — покурил, укололся, захотел — бросил.
Пережитый опыт оставляет глубокий след в самой сердцевине личности молодого человека. Теперь он знает, как решить все без исключения проблемы. Теперь он знает, что такое «настоящее счастье», «остров сокровищ», то, чего ищут все и не знают, где найти.
И лишь немногие представители средств массовой информации пытаются донести до людей всю глубину национальной трагедии. Но подобные программы и статьи — капля в море.
Трудно не поверить в правдоподобность слов популярных артистов. На самом деле, человек, переживший ужас от невозможности выхода из наркотической зависимости, не будет с легкостью бросать слова. На фоне современного шоу-безумия особо выделяется исполнитель по имени Дельфин. Его песни, наполненные горечью пережитого наркотического опыта, горечью потери близких людей, предостерегают желающих «только попробовать». Но говорит он с ними на их «жутком», но им понятном рэп-языке. Возможно, поэтому ему верят, а другим — нет.
Если мы будем говорить с человеком на его языке, объясняться его терминами, значимыми для него символами, ему будет гораздо проще понять и прочувствовать наши слова, а затем обучиться «великому, могучему, правдивому и свободному…»
К. Г. Юнг в свое время замечательно подметил, что любой невроз — это поиск.
Да и сама наркомания, не есть ли вызов фальшивому миру взрослых с их лицемерной порядочностью, дурацкими условностями фальшивых отношений, миру, в котором других людей меряют собственными представлениями о жизни?
Влияние рекламы в формировании зависимого поведения.
Данный материал взят из книги профессора В. Ю. Завьялова «Необъявленная психотерапия». Речь пойдет не о так называемом «зомбировании» или «эффекте 25 кадра». На самом деле все гораздо проще.
1. ТВ — реклама неизбежна. При появлении рекламы никто телевизор не выключает, а блуждание по каналам в половине случаев приводит к попаданию на новый рекламный блок.
2. Реклама многократна. Известный принцип «повторение — мать учения» всегда действует безотказно. После двадцатого просмотра даже самого тупого ролика мозг безошибочно запоминает его во всех подробностях. Забыть можно даже самый гениальный фильм, виденный один раз, но сто раз просмотренный ролик — никогда.
3. Реклама проста. Это понятно — делается она в расчете на самую широкую аудиторию: от пионеров до пенсионеров.
4. Реклама навязывает свой образ мышления. Сегодняшняя реклама на телевидении некорректна. А бывает ли реклама корректной? Бывает! Это строчное объявление, в котором сообщается, что, где и по каким ценам можно купить. Человек волен принять или отвергнуть предложение по своему желанию. Цель роликов — продать товар максимальному числу покупателей. Интересы последних в расчет не берутся.
На практике это и преувеличение достоинств объекта рекламы, и
выдуманные проблемы, о которых до просмотра ролика никто не
догадывался, и откладывающиеся в подсознании фразы, в нужный момент
всплывающие в памяти и дающие импульс к покупке, и создание
устойчивых ассоциаций товара с высоким положением его обладателя в
обществе.
5. Предсказуемость. Одинаковая информация заставляет всех думать,
чувствовать и поступать по единой схеме. Она пытается воздействовать на
образ мышления человека, определять его привычки и убеждения.
Прочтенная книга тоже может это сделать, но за ней стоит автор — живой
человек, со своим видением мира, которым он хочет поделиться.
6. Рекламе делиться нечем. За рекламой стоит фирма, единственное желание
которой — увеличить объемы продаж.
«Влияние рекламы в формировании зависимого поведения более чем очевидно. В самом деле, реклама — это средство воздействия на человека с целью вызывать у него желание купить товар. При этом используются самые разнообразные средства манипуляции сознанием для того, чтобы человек «захотел» что-либо иметь. Реклама стремится сформировать потребительское поведение человека. Сбыт продукции — самый главный момент этой экономики, поэтому ей нужен потенциально неистощимый потребитель».
Кто бы мог подумать, что реклама привычного для всех чая Lipton от начала до конца иллюстрирует так знакомую наркоманам картину? Сначала невыносимые муки и жажда чая, в конечном итоге они вызывают эффект наркотической ломки, которая тут же снимается приемом вожделенного напитка (наркотика)… И далее — несказанная радость и облегчение («кайф»). Вот какие скрытые посылы содержит, безобидная, на первый взгляд, веселая реклама.
Рекламные герои ведут себя точь — в — точь, как зависимые от субстанции субъекты — испытывают наркотические ломки, которые тут же снимаются приемом вожделенного напитка (наркотика), пьянеют от «всех красок вкуса» и ведут себя как обкурившиеся гашишисты: хохочут, расторможено двигаются.
Крепкий чай — препарат выбора для находящихся в вынужденной наркотической ломке наркоманов и алкоголиков («чифирь»). В массовом сознании чай никак не относится к классу наркотиков, наоборот, он считается полезным для здоровья продуктом. Реклама, таким образом, соединяет воедино наркоманическое поведение и полезный для здоровья продукт. Налицо скрытый обход закона, запрещающего рекламировать наркотики, алкоголь и табак; относящиеся к классу наркотиков вещества не показываются, а вот поведение демонстрируется в полную силу.
Реклама магнитофона Philips, показывает нам массовое «музыкальное опьянение», напоминающее мотив из русских сказок — насильственное танцевание от звуков волшебных гуслей. Кстати, на современных дискотеках танцующим предлагаются «экстази», которые подавляют чувство усталости и «заставляют» ноги плясать без устали много часов подряд.
Соблазняющая реклама мыла «Camay» рисует грезы намыленной дамы, которые весьма похожи на фантазии морфинистки — это художественное изображение так называемой «продуктивной» эйфории.
Конечно, дело не только в рекламе, но и в ней тоже. Нарастает количество других форм зависимого поведения: злоупотребление пищей и пищевыми добавками, азартные игры, работоголизм.
«Такие сопоставления наводят на мысль о том, что реклама не «простая игрушка», она требует к себе уважительного отношения со стороны специалистов, занимающихся проблемами психического здоровья населения. «Уважительное» означает внимательное и непредвзятое изучение самой рекламной продукции — что в ней, что она выражает или отражает?» продолжение
--PAGE_BREAK--