/>/>Содержание
Введение
Глава 1. Историко-философский анализ деятельности
1.1 Категория деятельности вдомарксистский период
1.1.1 Древнегреческая философия.Выявление категории деятельности
1.1.2 Категория деятельности в рамках теории познания в философии Новоговремени
1.2 Понимание деятельности вфилософии 19 и 20 века
1.2.1 Характеристика деятельности внемецкой классической философии
1.2.2 Понимание К.Марксом категорийдеятельности в контексте развития философской мыслинемецкой классической философии
1.2.3 Деятельностный подход вфилософии 20 века
Глава 2. Деятельность как философская категория
2.1 Категориальный анализдеятельности, её общая системная характеристика
2.1.1 Деятельность: категориальныйанализ
2.1.2 Психологическая теориядеятельности
2.1.3 Общая системная характеристикачеловеческой деятельности
2.2 Виды деятельности
2.2.1 Преобразовательнаядеятельность
2.2.2 Познавательная деятельность
2.2.3 Ценностно-ориентационнаядеятельность
2.2.4 Коммуникативнаядеятельность или общение
Заключение
Введение
Вопрос «Как мыпознаём мир?» кому-то может показаться глупым, так как очевидно, что намизвестно огромное число вещей, действий, явлений и мы постоянно узнаём что- тоновое о себе, о других, о мире и месте в нём человека, анализируем это новое,размышляем и о новом, и об уже известном.
Размышление о бытии естьчеловеческий отклик на то, на что способен откликнуться только человек. Нашевыживание как человеческих существ, наша жизнь зависят от опыта разумности.Однако осведомленность о бытии не является необходимой для выживания илиудовлетворения жизни. Осведомленность о бытии (осененность бытием) обладаеттаким духовным качеством, которое, добавляясь к разуму, вводит особое,специальное измерение в наш опыт. М.Мунитц, известный американский метафизик,сравнивает осведомленность о бытии с духовным здоровьем и говорит также о том,что эта осведомленность, если она есть, является «невыразимым аккомпанементом»любой деятельности или опыта. Реальность присутствует не только в опытеотрешенного, углубленного и себя созерцателя, но образует само существоежедневной и ежеминутной деятельности каждого человека.
«В деятельностичеловек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём каксущество общественное. Поэтому ответить на вопрос „Что такое человеческаядеятельность?“ — значит выяснить, что представляет собой сам человек».
Некотороевремя назад проблематика деятельности и деятельностного подхода была весьмапопулярна. Разные варианты этого подхода разрабатывались такими выдающимисяфилософами, как М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин.Интенсивно изучались в эти годы проблемы общей структуры деятельности,предпринимались попытки представить её как систему (Каган М.С., Кветной М.С.),исследовались отдельные аспекты деятельности (Буева Л.П.). Много философских,социологических и психологических исследований посвящали различным формам трудакак основной сферы человеческой деятельности. Между тем в настоящее времядеятельностная тематика утратила былую популярность, в адрес деятельностногоподхода выдвигается ряд обвинений, в частности, в пагубном анропоцентризме, «узости»теории деятельности, развитие экологического сознания обусловило критикунасильственного преобразования окружающей среды. Но ведь можно и иное пониманиедеятельности. Взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих впроцессе участников, коллективная деятельность может дать новый толчок дляразвития деятельностного подхода в разработке теорий различных наук.
Деятельностныйподход в современных условиях не только имеет смысл, но и обладает интереснымиперспективами. />/>/>/>/>/>/>Обострившиесяглобальные проблемы земной цивилизации выявили роковую асимметрию в структуренашей духовной и практической деятельности. Это заключается в том, что познаниеи, соответственно, преобразующая деятельность в основном устремлены во внешниймир и лишь в крайне слабой степени обращены человеком на самого себя. Между темуже элементарный анализ показывает зависимость познания внешнего мира отсамопознания и, соответственно, целей и способов преобразований во внешнем миреот уровня познания человеком (и человечеством) самого себя и умения управлятьсобой, умения осознавать и осуществлять свои главные, подлинные ценности ицели. Интеграция наук о человеке, самопознание и самопреобразование человека ичеловечества должны служить основой прогресса.
Деятельностькак философская категория является «сквозной» для разных отраслейнаук, в том числе и для психологии. Психологическая теория деятельности служитосновой для ряда теоретических и экспериментальных разработок в областипедагогики, отдельных концепций. Неслучайным является и тот факт, чтовыдающиеся психологи, такие, как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин,В.В.Давыдов, изучали философский аспект данной категории.
И всё же не все проблемыдеятельности, анализ её сущности и структуры получили всестороннее раскрытие внаучной литературе. Дискуссия вокруг понятийного аппарата, используемого вкомплексных исследованиях деятельности, требует ясности во внутренних связяхмежду категориями «деятельность», «практика», «труд».Отдельные философы разрабатывали концепцию онтологичности бытия человека(С.Л.Рубинштейн), однако в этой связи не уделяли достаточного вниманиядеятельности. В рамках данной работы поднимается вопрос об онтологическомхарактере деятельности.
Развитие деятельностногоподхода в современных условиях предполагает пересмотр и переосмысление рядасвязанных с ним представлений. Человек – существо историческое, без знания ипонимания истории он не существует. Обращение к историко-философскому анализукатегории деятельности позволяет проследить изменения в понимании даннойкатегории.
Технократическаяцивилизация подошла к пределам своего развития и встала перед проблемойперехода в какое-либо другое качество. Развитие нашей цивилизации может бытьсвязано именно с поворотом к духовности. Это не означает отказа от всехприобретений, достигнутых раннее. Это означает включённость их впреобразованном виде в состав новой целостности. Обращение к духовностипредставляется не как слепой возврат к архаическим ценностям, а как переход кновой системе отношений человека и природы, человека и человека./>/>/>
Глава1. Историко-философский анализ деятельности/>/>/>/>1.1 Категория деятельности вдомарксистский период
Длительное времятеоретическая мысль не акцентировала своего внимания на проблеме деятельности,лишь бегло упоминая об этой категории. Тем не менее, отдельные аспекты даннойпроблемы мы всё же можем выделить в трудах ведущих философов./>/>/>/>1.1.1 Древнегреческаяфилософия. Выявление категории деятельности
Древнегреческая философияявилась одним из наиболее важных и влиятельных философских движений в историизападной цивилизации. Считается, что это движение началось с ионийскогомыслителя Фалеса Милетского (600 г. до н.э.), впоследствии оно развилось вформальную систему образования, включавшую разные школы во многих городахантичного мира. Эта языческая система закончила своё существование в 529 годун.э., когда император Юстиниан закрыл светские школы в Афинах. Древнегреческаяфилософия привнесла новый подход в исследование вопроса связи между человеком иВысшей реальностью. Отступая от мифологических и политеистических интерпретацийпроисхождения, строения и существования Вселенной и человечества, греческиефилософы обратились к изучению этих проблем, опираясь на наблюдение и разум.Тем не менее, это не означает их отказа от веры в богов и поклонения им.
Исходным пунктом ученияГераклита (ок. 530 – 470 до н.э.) было представление о преходящем, изменчивомхарактере всего сущего. Известное высказывание «Всё течёт, всё изменяется»иллюстрирует его мнение о том, что весь мир, или природа, находится в состояниипостоянного изменения, причём целостность мира сохраняется благодаря напряжениюмежду противоположностями. Но ещё неизвестно, какой характер носит этоизменение и напряжение: деятельностный или нет.
Жизнь мира, по Анаксагору(ок. 500 0 428 до н.э.), представляет собой процесс. Он признаёт существованиеотдельной силы, которую называет «умом» и которая приводит частицы вдвижение и производит видимое состояние мира. Однако, как считал Анаксагор, «ум»– не только сила, действующая и сознающая свои цели, но и механическая причина,производящая одни лишь механические действия.
Сократ (470 – 399 дон.э.) отчасти развил теорию Анаксагора об уме как первопричине всего сущего.Сократ утверждал, что подлинное дело человека как человека – «совершенствоватьту часть человека, которая является вечной и потому самой важной, то есть егодушу». Вторым ключевым понятием в его философии возникает «добродетель»,которое означает не столько моральное качество, сколько способность делатьчто-то хорошо. Добродетель человека состоит в том, чтобы развивать в себеспособности, то есть душу. Здесь мы видим, что Сократ говорит не просто обизменениях, которым пронизан мир, но и даёт им качественную характеристику,показывает, как должны происходить эти изменения, касающиеся души человека.
Исходным пунктомфилософии Аристотеля (384 – 322 до н.э.) было изучение реальных вещей,доступных нам благодаря органам чувств. Подобно своим предшественникам, Платонуи Анаксагору, Аристотель считал, что феномен движения требует своегоразъяснения и что его нельзя принимать как само собой разумеющееся. Вселеннаяне имеет ни начала, ни конца, следовательно, движение в мире тоже не имеет ниначала, ни конца. Здесь следует обратиться к понятию материи. Аристотельрассматривал материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из материивозникло что-либо, необходимо ограничить её формой, которая и превращаетпотенциальное в существующее. По отношению к живому существу материей являетсяего телесный состав, а формой – душа, которая обеспечивает единство. Следуетотметить, что Аристотель в цикле рождения, роста и умирания тоже видел формудвижения. Каков же механизм, производящий и поддерживающий движение? Источникомдвижения может быть нечто, что не приведено в движение кем-то другим, но, в тоже время, то, что движет всем остальным миром. Аристотель даёт термин «недвижимыйперводвигатель». Отсюда он делает вывод о том, что если неподвижныйперводвигатель существует, то это должен быть Ум. Для того чтобы этотбожественный ум был совершенным, он должен участвовать в высшей формепсихической деятельности – теоретическом мышлении. В трактате «О душе»Аристотель поднимает вопрос о душе, объясняет явления восприятия и памяти.Именно в душе Он видит высшую деятельность человеческого тела. Учение онравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля наоснове телеологии, охватывающей весь мир и деятельность человека. Он считает,что дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека –в прекрасном выполнении разумной деятельности. Добродетели Аристотель разделяетна два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, илиинтеллектуальные. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущаялучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческого разума.Созерцательная же деятельность разума существует ради себя самой, не стремитсяни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. Вгносеологии Аристотель отстаивает позиции, состоящие в том, что изучение мирасостоит в открытии форм, которые мы изучаем в данной нам действительности.Окружающий мир – это то, что мы познаём, изучаем и благодаря чему достигаемпознания общего. «Наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опытсоздал искусство. В отношении деятельности опыт,по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющиеопыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием, но неимеют опыта». Таким образом, мы видим, что у Аристотеля понятиедеятельность применима в отношении не только к душе человека, но и к высшемуначалу, перводвигателю (Уму). Аристотель называет следующие виды деятельности:деятельность человеческого тела, психическую, разумную, созерцательную.Окружающий мир выступает в роли того, на что направлена наша деятельность.Источником же познания, с точки зрения Аристотеля, является чувственный опыт.
Итак, в результатестремления понять сущность бытия, космоса, места человека в мирозданьедревнегреческая философия заявляет об изменчивости бытия, о движении каксвойстве материи. Действие выступает как категория движения, более поздниефилософы к категории движения причисляют деятельность, причём понятиедеятельности относят как к человеку, так и к высшему началу, которомусвойственна именно высшая форма деятельности. Аристотель выделяет 4 видадеятельности: деятельность человеческого тела, психическую деятельность,касающуюся души человека, разумную деятельность, при помощи которой человеквоздействует на окружающий мир, и – высшую форму – созерцательную деятельность(процесс мышления). Источником познавательной деятельности являетсяпознавательный опыт./>/>/>/> 1.1.2 Категория деятельности в рамках теории познания в философииНового времени
XVI — XV11века — время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Буржуазнаяреволюция в Нидерландах, Англии, переход к мануфактурному труду и, далее,быстрый рост производительности труда порождают сдвиги в образе жизни, системеценностей, духовном мироощущении. Важным событием, определившим характер инаправленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало былоположено открытиями Н.Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея, азавершение выпало Ньютону. Все вышеперечисленное нашло свое отражение в новойпроблематике и стиле философии. Философия занялась осознанием смысла и масштабапроисходящих перемен и, отвечая ходу событий, ввела современников в новый мир,мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу,самому себе и Богу. Для понимания философии 17 века следует учитывать также испецифику нового типа науки (эксперементально-математическое естествознание) и,как следствие, выходящие на первый план проблемы теории познания – гносеологии.Проблема же человеческой деятельности не была очевидно заявлена, она тесносвязывалась с гносеологией, поэтому вопросы, затрагиваемые философами вотношении теории познания, относятся и к деятельности, а именно, кпознавательной деятельности. Вопросы, решаемые в это время, — это вопросы обисточниках математического знания, о взаимосвязях математических доказательстви научных экспериментов породили два направления: эмпиризм и рационализм. Ихпредшественники – номиналистическое направление, опирающееся на опыт, ирационалистическое, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание спомощью разума.
Представителирационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) всемерно подчёркивализначение выводного логического знания, представители же эмпиризма (Бэкон, Локк,Гоббс) останавливались на вопросах о том, как и откуда берётся знание человекао реальном мире, который далеко не всегда совпадает с чисто математическимисхемами.
Родоначальникомэмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), поставивший передсобой задачу разработки научного метода на основе материалистического пониманияприроды. Бэкон, как и большинство философов своего времени, переосмысливаетпредмет и задачи науки. В истории философии и науки Ф.Бэкон выступил как провозвестникопытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки,отправляясь от твердо принятых и последовательно продуманных представлений означении знания в обществе и человеческой жизни. Он считает, что цель научногознания – в привнесении пользы человеческому роду, а общая задача всех наук вувеличении власти человека над природой, а выводы науки должны основываться нафактах и только от них идти к широким обобщениям. «Человек, слуга иистолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько онохватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего»-этим афоризмом Бэкона открывается его «Новый Органон». Знание, как онсчитает, возникает как результат обобщения и сравнения присутствия илиотсутствия изучаемых свойств в различных экспериментальных ситуациях.Единственным основным источником знания являются ощущения, именно поэтомуневозможно знать, существует ли что-либо за их пределами. «Даже тем, чтоуже открыто, люди больше обязаны случаю и опыту, чем наукам», — пишетФ.Бэкон. Почему же, тем не менее, он остается философом эмпиризма? Ценностьразума — в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена.Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта,неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение.Разум можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины изопыта), но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум ненуждается, а потому может рассматриваться как независимый от разума. Тем неменее, именно Бэкон основал философию на понятии опыта, истолковалчувственность как единственный источник всех наших знаний. Чувственность – опыт– познавательная деятельность – так можно охарактеризовать логическую цепочкуего рассуждений.
Несмотря нато, что главный интерес Томаса Гоббса (1588 – 1679) относится к теориигосударства и права, его принято считать также и систематизатором бэконовскогоучения. В своих произведениях – в «Философских элементах учения о гражданине»и «Левиафане» — Гоббс рассматривает человека как часть мира природы. Он считает, что мир – этосовокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Гоббс считает, чтоматерия – это субъект всех изменений, а, значит, все тела, присущие имкачества, изменения, происходящие в телах, образуются движением материальныхэлементов. Движение тел происходит по механическим законам: все движения оттела к телу могут передаваться только толчками, которые порождают усилия, которые,в свою очередь, могут порождать движение. К движениям и усилиям Т. Гоббс сводиттакже и духовную жизнь животных и человека, которая слагается из ощущений.Однако, как он считает, ощущения и чувства человека не оказывают влияния надвижения и усилия, происходящие в мозгу и в сердце. Людей и животных ТомасГоббс воспринимает как сложные механизмы, действия которых полностьюопределяются воздействием извне. В его учении мы сталкиваемся с начальнымипонятиями о жизнедеятельности человека.
Вопрос опроисхождении, достоверности и границах человеческого знания Джон Локк(1632-1704) определил как одну из основных задач своей философии в своёмзнаменитом произведении «Опыт о человеческом разумении» (1690). Ответна него должен был послужить надежным основанием для всех предприятийчеловеческого разума. Следуя Бэкону, Локк говорит о том, что всё наше знаниеапостериорно, то есть является следствием и результатом нашего опыта. «Отрождения … ум, так сказать, — белая бумага без всяких знаний и идей. Но какимже образом он получает их? Откуда он приобретает тот обширный запас, которыйдеятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почтибесконечным разнообразием? На это я отвечаю одним словом: изопыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, онопроисходит». Далее он пишет: "…Во-первых, наши чувства …доставляютуму разные … восприятия вещей в соответствии с путями, которыми эти предметывоздействуют на них. [Во-вторых] Восприятие действий нашего ума… Таковы «восприятие», «мышление»,«сомнение», «вера», «рассуждение», «познание»,«желание» и все различные действия нашего ума". Итак, выдвинутыйна первый план вопрос о методе познания, который в свою очередь тесно связан стеорией познания, объясняет процесс познания через опыт. Идеи, приобретённые издвух источников опыта – ощущений и рефлексии – составляют материал для знания.Далее же, по Локку, этот материал проходит определённую обработку, котораясовершается деятельностью трёх способностей души: сравнением, сочетанием,отвлечением (или абстракцией). Таким образом, понятие деятельности у Дж. Локкатесно связано с такими понятиями, как опыт, способность души.
Отправнойточкой философствования Рене Декарта (1596 – 1650) становится общая им сБэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставилна первый план практическую основательность знания и акцентировал значениепредметной истинности знания, Декарт ищет признаки достоверности познания всфере самого знания, его внутренних характеристик. Он считал, что основныеразумные идеи заложены в душе Богом. Человек же усматривает эти идеи «внутренним»зрением (интуицией), при помощи определённых методов и правил логики человеквыводит из этих идей все остальные знания. Опыт служит лишь для подтверждения иустановления соответствия полученных знаний материальным объектам и их свойствам.«Следовательно, строго говоря, — только мыслящая вещь, то есть дух илидуша, или разум, или ум… Я отнюдь не то соединение членов, которое называютмыслящим телом». Здесь мы видим, что Декарт понимает сознание и мышлениекак деятельность мыслящей субстанции, существующей самостоятельно и независимо.
Если Декартпризнавал за материей независимость, равную мысли, то Готфрид Лейбниц (1646 –1716) полагал, что весь мир есть, в конечном счете, отражение Бога какверховной монады. Центральное понятие философии Лейбница — понятие монады.Монада — простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собраниемонад. Их мир строго иерархичен: они располагаются от низших к высшим ивенчающей их все – Богу, которому принадлежит исчерпывающая полнота представления,ясное знание всего и, как следствие этого, максимум действия, активности.Монады различаются в зависимости от того, в какой мере их деятельностьстановится ясной и отчётливой, то есть переходит в ранг осознанной. Посколькувсякая душа — монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, топознание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состояниибессознательного. Чувства же – это только исходная ступень познания. ГотфридЛейбниц считал реальную действительность всецело зависимой от сознания, котороеон рассматривал результатом активной деятельности особого нематериальногоначала – духа.
Итак, преждевсего можно говорить о том, что в 17 веке деятельность рассматривается в еёгносеологическом аспекте. Несмотря на то, что в центре внимания философовнаходится гносеология, процессы познания оказываются теснейшим образом связаныи с проблемами онтологии, и с проблемой деятельности человека. Познавательнаядеятельность человека проходит путь от чувственного восприятия мира через опытв сознание. Философия начинает осознавать человека во всей его многомерности,здесь же появляются первые рассуждения о видах деятельности и, говоря словамиКагана, об их «морфологическом анализе». Исходя из утвержденийфилософов 17 века, теоретически можно выделить следующие виды деятельности:познавательную деятельность (которая и находится в центре внимания),преобразовательную деятельность (учение Бэкона о преобразовании природы трудомчеловека), жизнедеятельность человека (философия движения Гоббса), духовнуюдеятельность (Лейбниц, Декарт)./>/>/>/> 1.2 Понимание деятельности в философии 19 и20 века/>/>/>/>1.2.1 Характеристика деятельности в немецкой классическойфилософии
Понятие «немецкаяклассическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистскихработах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины18 в. – первой половины 19 в., которая была представлена учениями Канта, Фихте,Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны междусобой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направленияопирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческимиимпульсами его наследия.
Иммануил Кант (1724-1804)общепринято рассматривается как величайший из философов Нового времени. Мы,безусловно, не можем оставить без внимания важнейшие понятия «Критикичистого разума», к которым обращаются почти все философы, работающие надпроблемами сознания в последующее время. Цель этой работы состоит в том, чтобыдоказать, что хотя никакое наше знание не может выйти за пределы опыта, однако,тем не менее, оно частично априорно и не выводится индуктивно из опыта. Априорнаячасть вашего знания охватывает, согласно Канту, не только логику, но многоетакое, что не может быть включено в логику или выведено из нее. Следуетобратить внимание на существующее различие между аналитическими исинтетическими суждениями, на различие между априорными и эмпирическимисуждениями. Все суждения, которые мы знаем только благодаря опыту, являютсясинтетическими, аналитическое суждение — это такое суждение, в котором предикатявляется частью субъекта. Эмпирическим называется суждение, которое мы не можемзнать, кроме как с помощью чувственного восприятия, либо нашего собственного,либо чувственного восприятия тех, чье словесное свидетельство мы принимаем.Априорными суждениями, с другой стороны, являются такие, которые, хотя они имогут быть извлечены из опыта, когда они известны, имеют, по-видимому, другуюоснову, чем опыт. Все суждения чистой математики являются в этом смыслеаприорными. «Критическая» философия Канта, прежде всего в еегносеологической ипостаси, названной им концепцией «трансцендентальногоидеализма», стала начальным этапом немецкой классической философии,заключая себе импульсы и для последующего ее развития.
Фихте придавалкардинальное значение тому осознаваемому факту, что мышление, являющеесясубъективной деятельностью, может делать своими объектами также собственныеакты. Необоснованно стирая грань между такого рода объектами и объекта и каквнешними вещами, Фихте настаивает на том, что в свою очередь понять этусамотождественность «я» можно лишь как результат того, что оно самосебя полагает, само себя созидает. Из этого положения выводится следующая,наиболее адекватная формулировка первого основоположения: «Я полагает Я».Фихте указывает, что самополагание «я» неотделимо от егосамопознания, так что для «я» характерна двуединая деятельность:созидательная (именуемая «практической») и познавательная (именуемая «теоретической»).Вводя понятие практики в саму свою теоретическую философию, Фихте ставит важнуюгносеологическую проблему единства теории и практики процессе познания. Вместес тем в фихтовской характеристике деятельности «я» по полаганию «не-я»имеется немало аналогий тому, как в трансцендентальной аналитике Канта трактоваласьдеятельность рассудка по созиданию «мира явлений». Так, Фихтеобъявляет названную деятельность «я» бессознательной, предлагая этокак «объяснение» того, что без знания, выдвигаемого «наукоучением»,мы «неизбежно должны предполагать, что получаем извне то, что производимсами, нашими собственными силами и согласно нашим собственным законам»(61. 1. 269). Здесь мы видим убеждение в том, что чувственно воспринимаемыевещи не порождены человеческим сознанием, а существуют вне и независимо отнего. Фихте начал развивать идею о том, что субъект определяет себя лишь черездеятельность объективации, через создание такого предмета, который внешнепротивостоит субъекту и вместе с тем является единственно возможным способомконституирования самого субъекта. Созидание не-Я – это, по мнению Фихте, непросто опредмечивание Я, а превращение его из неопределённого в определённое,фактическое появление Я. Лишь через объективацию Я можно рефлексивно отнестиськ себе – это необходимое условие его существования.
Идеи Фихте были развиты вучении Гегелем в его учении об Абсолютном Субъекте, который существует лишьпостольку, поскольку самоопределяется в процессе саморазвития, что предполагаетсозидание предметного мира человеческой культуры через труд, язык и другиеформы деятельности. Именно такого рода деятельность необходима для рефлексииАбсолютного Субъекта, его становления. Вместе с тем это является и необходимымусловием конституирования самосознания каждого индивида, превращения его всубъект./>/>/>/> 1.2.2 Понимание К.Марксомкатегорий деятельности в контексте развития философской мысли немецкойклассической философии
Карл Маркс предложил одиниз вариантов деятельностного подхода в философии, который в нашей странеопределённое время считался единственно верным. Понимание Марксом категорийдеятельности и практики можно уяснить только в контексте развития философскоймысли немецкой философии начала 20 столетия, наследником которой он является. Марксв своём учении идёт дальше предшественников: он подчёркивает, что в созданномим предметном мире человек не просто ставит перед собой своеобразное зеркало, вкотором он отражается, а впервые себя созидает. Маркс пишет о том, что практикадолжна быть понята как "…совпадение изменения обстоятельств и человеческойдеятельности, или самоизменения…" Деятельность, практика предполагаеттакже вступление индивида в общение с другими, предусматривает совместнуюдеятельность, использование предметов, созданными другими индивидами. Процессобъективной детерминации деятельности включает в себя детерминацию природнымизаконами, законами материального производства и другими формами практическойдеятельности, развивающимися на его основе; системой общественных отношений ихарактером связей между людьми в процессе деятельности; способом соединения ихс условиями деятельности, субъективными процессами отражения, познания.
Именно в марксизмеполучило развитие то положение, что общественные законы, осуществляясь вдеятельности людей, выражают связи и отношения, складывающиеся в различныхсферах человеческой деятельности, прежде всего, в материальном производстве. Необходимоотметить и тот факт, что К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно подчёркивалиметодологическое значение деятельностного подхода в изучении социальныхявлений. «Подлинная наука в противоположность умозрительным спекуляциямначинается там, где осуществляется изображение практической деятельности,практического процесса развития людей». Деятельность человека в трудовомпроцессе характеризуется как субъективный элемент процесса труда. В связи сэтим деятельность рассматривалась как характеристика способа существования иразвития субъекта, выражение его активности в трудовом процессе.
Несомненным является тотфакт, что впервые метод научного анализа порождения и функционированиячеловеческого сознания — общественного и индивидуального — был открыт Марксом.В результате предмет исследования сознания переместился от субъективногоиндивида на социальные системы деятельности
Важной общейчертой деятельностных концепций, созданных Фихте, Гегелем, Марксом являетсяидея опосредствования. Сознание и Я возникают и существуют лишь в результатедеятельности по созданию внешнего объекта. Для Фихте и Гегеля речь идёт, преждевсего, об актах духовной деятельности, для Маркса – это деятельность посозданию предметов культуры, в основе которых лежит труд. У Марксаунаследованное от немецкой философии понимание деятельности соединилось стехнократической иллюзией: идеей о возможности контроля за природными исоциальными процессами.
В последующихфилософских работах марксистского направления отмечались следующие характерныепризнаки деятельности: целенаправленность, революционно-преобразующий исозидательный характер, предметность, детерминированность общественнымиусловиями, разделение и кооперация функций, обмен деятельностью, общениедействующих индивидов./>/>/>/>1.2.3 Деятельностный подход в философии 20 века
«ИдеиМаркса в отношении практики, деятельности существенно повлияли на такие разныефилософские направления, как французский экзинстенцианализм после Второймировой войны (в особенности Сартр), как Франкфуртская школа, (наследник школыХабермас развивает ныне идеи коммуникативного действия), как группа югославскихфилософов „Праксис“ и др. При этом под теориями, развивавшимидеятельностный подход, я имею только те концепции, для которых была важнапроблематика культурного опосредования, а не те, которые исследовали действияединичного субъекта как бы сами по себе. К последним можно отнести методологиюоперационализма, операциональную теорию развития интеллектуальных структурЖ.Пиаже, „технический материализм“ Г.Башляра и многие другие»".
Деятельностныйподход в 20 столетии развивался не только в марксовом варианте. Своеобразнойверсией данного подхода можно считать немецкое неокантиантство марбугскойшколы: здесь главной установкой является растворение всякой «данности»в создавшей её деятельности. Проблематика деятельности была центральной дляразных версий неогегельянства, следы данной проблематики можно найти и впрагматизме двадцатых-тридцатых годов 20 века.
Проблемууровней сознания и способности «уловить» сознание в его«ускользающей самобытности» поднимает французский философ АнриБергсон (1859 – 1941) в работе «Материя и память». Предшествующиетеории (материализм, идеализм, реализм,- для Бергсона, все без разбору)рассматривали сознание с точки зрения его способности познавать внешний мир, авосприятие и память интерпретировали как инструментарий познавательнойдеятельности. Главная ошибка такого понимания, считает Бергсон, состоит в том,что неявно предполагается первичность познания, хотя, исходным началом жизниявляется не познание, а действие. Формой действия, а не познания, являетсявосприятие, а воспоминание — формой, наиболее близкой к действию. Именнодействие, остающееся незамеченным для спекулятивной философии, являетсяпредшествующим для познания, но не наоборот. Подчинение жизненной силы актампознания свидетельствует об утрате самой жизни. Рассматривая различныепсихические процессы как проявление действия, Бергсон приходит к выводу овозможности преодоления материализма и идеализма посредством нахождения вдействии того пути, который позволит сблизить тело и дух. Своего рода мостикоммежду телом и духом являются восприятие и память, а мостиком между последними — воспоминание. Именно это положение закрепило за философией Бергсонахарактеристику «наивного реализма», что не совсем корректно, еслиучесть всю совокупность идей французского мыслителя.
Хотяфеноменологию как философию сознания вряд ли можно интерпретировать какдеятельностную концепцию, тем не менее, зерно деятельного подхода в нём всё жесуществует. Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938), с именем которого связаны первыешаги феноменологии, считал, что в интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующейнаправленности к предмету, впервые возникает феномен сознания, в отличие отявления сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет-существующий.Для феноменологически очищенного сознания предмет есть предмет-существующий, ане предмет-функционирующий (в предметной деятельности). Первое определениесознания как смыслоформирования сигнализирует движение от субъекта к предмету,от знака предмета к его значению, к наделению предмета смыслом. Но такоедвижение явно бессмысленно, если не было изначального движения от предмета ксубъекту. Второе определение сознания как переживания сигнализирует движениевнутри «Я»,- от «Я»-феномена к «Я»-явлению, от«Я»-ядра к «Я»-эмпирическому. Со временем Гуссерль вводит третьеопределение сознания как жизненного мира. Появление сознания как жизненногомира — это вторая интуитивная мудрость, схваченная Гуссерлем изсловообразовательной структуры естественного языка: сознание становитсяпринципиально открытым, нетематическим, допредметным, герменевтичным. Сознаниетеперь предстает как жизнепереживание, а в феноменологию вводится понятие«жизненный мир».
Каксвоеобразный вариант деятельного подхода можно считать Сартра, который следуетза Гуссерлем. Сартр цитирует слова Гуссерля: «Любое сознание есть сознаниео чем-то» и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) — это бытие-В-мире.Это — «бытие-В...» в смысле движения. Быть — это прорываться в мир,это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир.И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть, в конце концов, с самимсобой — взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознаниясуществовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль иназывает «интенциональностью». Деятельность, по Сартру, предполагаетналичие сознания, однако это сознание абсолютно бессодержательно. Я возникаетлишь в результате коммуникации с другими и как следствие определённогопоступка, который выводит сознание за его пределы и ставит человека в отношениек другим и объективной ситуации. В этом смысле человек создаёт себя черездеятельность: создание проектов и их осуществление. Позднее, когда Сартрассимилировал ряд идей Маркса, он развил свои деятельностные представления,выделив различные виды практики: творческую и инертную. Несмотря на критику деятельностного подхода постмодернизмом,он сохраняет определённые связи с деятельностным подходом. Согласнопредставлениям постмодернистов, человек живёт в мире сделанных предметов, самымглавным из которых является текст, сам же человек рассматривается как сделанноесущество. (Известно высказывание Ж.Деррида о том, что в мире нет ничего, крометекстов.) Самым интересным является то, что такое представление деятельностипостмодернистами предполагает отсутствие её носителя – делателя. Нормыдеятельности условны, могут произвольно меняться, она имеет фрагментальный ипроизвольный характер, как бы расползается. Исходя из концепций постмодернизма,деятельность в современных условиях носит не контитуирующий характер, апредполагает целенаправленное проектирование. Не без основания считается, что деятельностный подход возник вотечественной философии и психологии сначала в работах С.Л.Рубинштейна, (1889 –1960) а затем Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. Первое обращение С.Л.Рубинштейнак проблеме деятельности можно найти в его работе «Принцип творческойсамостоятельности». В ней С.Л.Рубинштейн развивает идеи марбугскогонеокантианства, что отчётливо заметно в его работе «О философской системеКогена». В данной работе автор претендует только на изложение взглядов Г.Когена как его верный ученик. Однако здесь можно уже найти многиепринципиальные идеи относительно деятельности, которые были развиты им впоследующих работах. Ссылаясь на Когена, С.Л.Рубинштейн пишет о том, чтосубъект не стоит «за» своими деяниями, не в них выражается ипроявляется, а них порождается. Субъект равен своим деяниям, "…существуяне помимо и вне их, а в них…субъект определяясь своими деяниями, этим самоопределяется".
Итак, мы видим, что деятельностькак философская категория, деятельностный подход, деятельностное пониманиечеловека и культуры оказалось очень влиятельным в истории философии. Развитиеэтих идей является не только возможно в современных условиях, но и перспективнов связи с тем, что именно философия сознания является одной из интенсивноразвивающихся областей современной философии. Однако развитие деятельностногоподхода предполагает переосмысление и пересмотр связанных с ним представлений.
/>/>/>/>Глава 2. Деятельность какфилософская категория/>/>/>/>2.1Категориальный анализ деятельности, её общая системная характеристика/>/>/>/>2.1.1 Деятельность: категориальный анализ
Понятие деятельностьвбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и егосоциокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельностьохватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы,различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, иматерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственнуюработу, и физическую, и душевную, и духовную. Какое же определение можно найтиэтому слову в словарях? Чем деятельность отличается от труда? Практики?
«Деятельность — занятия, труд.
Занятие — то, чемкто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем–нибудьсвоего времени.
Труд – 1.Целесообразнаядеятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производстваматериальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленноек достижению чего–нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение.
Практика – 1.Деятельность людей, в ходе которойони, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельностьпо применению чего–нибудь в жизни, опыт. 2.Приёмы, навыки, обычные способыкакой–нибудь работы. 3.Работа, занятия как основа опыта, умения в какой–нибудьобласти. 4.Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний,полученных теоретическим путём».
Итак, даже на основеанализа словарных статей мы видим, что понятие деятельности носит неконкретныйхарактер, деятельность невозможно отделить от понятий труд, занятие, практика.
Какие определениядеятельности дают философы?
«Деятельность моеговсеобщего сознания как таковая является моим теоретическим бытием какобщественного существа».
«Под деятельностьюследует понимать способ существования человека и соответственно его самогоопределить как действующее существо».
«Человеческаядеятельность является социальной формой движения материи, способомсуществования и развития общества».
Выделим в этихопределениях ведущее звено. Труд – это целесообразная деятельность, необходимаядля удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Причастностьчеловека к миру осуществляется и через осознание, и через действие человека каковладение природой; поэтому труд, практика выступают как специальная основнаяформа соотношения субъекта и объекта, их диалектики. Деятельность человекаможет быть условием и предпосылкой труда. Все психические функции и процессы,такие, как внимание, воображение, наблюдение, мышление и т.п. являютсявнутренними аспектами человека, их можно рассматривать как виды психическойдеятельности человека. Они в той или иной степени включены в процесс труда, егообслуживают, но, взятые сами по себе, трудом не являются. Жизнедеятельностьчеловеческого организма и её поддержание тоже есть деятельность субъекта иможет, как таковая, изучаться физиологией, психологией и другими науками,однако она не является трудом, а лишь условием и потенциальной возможностьютруда. Сфера труда и сфера деятельность и не совпадают по объёму, последняяшире. Ею охватывается выполнение человеком многочисленных функций различного общественногои личного содержания, труд же – сфера созидания. В содержание же понятия «деятельность»не включается ни утилитарный, ни ценностный моменты, выражающие её общественныйсмысл, социальную направленность. Труд включает в себя не только создание благ,но и потребление, разрушение продуктов предшествующей деятельности, однакотолько как условие созидания новых ценностей. Разграничение труда идеятельности возможно и по другому основанию: рассматривая труд в его всеобщихопределениях. «Во время процесса труда труд постоянно переходит из однойдеятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности».
/>/>/>/>Практика – это тоже деятельность,только деятельность людей, в ходе которой они преобразуют материальный мир иобщество. Понятия «практика» и «деятельность» не совпадаютни по объёму, ни по содержанию. В советской научной литературе имеется ряд определенийпрактики. В «Философской энциклопедии» практика определяется, с однойстороны, как «чувственно-предметная форма жизнедеятельности общественноразвитого человека, имеющая своё содержанием освоение природных социальных сили выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека вмире», с другой стороны, как «целостный процесс преобразованияобъективной реальности человечеством». При этом указывается, что практикахарактеризует процесс общественной материальной деятельности, а понятие «деятельность»уместно применять по отношению к индивиду. Таким образом, понятия «практика»и «деятельность» не совпадают ни по содержанию, ни по объёму.
Занятие – это заполнение времени,каким – либо видом деятельности, возможно и бесцельным. Таким образом, мывидим, что понятие деятельность включает в себя и труд, и занятие, и практику.
Итак, суммируя всевышеназванные определения, мы можем дать следующее:
Деятельность – этопреобразующее свойство сознания и способ существования человека и развитияобщества, способствующий и их преобразованию, движение материи в его социальнойформе.
/>/>/>/>2.1.2 Психологическая теория деятельности
В настоящее времясуществует мнение о том, что в психологии обращение к проблеме деятельностибыло вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что всеинтересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут бытьинтерпретированы иначе, что современные науки о человеке должны искать другуюметодологию. В цели нашей работы не входит подробный анализ психологическойтеории деятельности, однако на некоторых моментах данной проблемы остановитьсявсё же следует в связи с тем, что в настоящее время науки о человеке всё болееинтегрируются и говорить о деятельности, не затронув психологический аспектпросто невозможно. Основоположник психологической теории деятельностиС.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев, развивший эту теорию, считали, что деятельностьсубъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическимотражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта какмотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначевоспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; этоже относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состояниям,свойствам, особенностям. Сознание в своей неопосредственности естьоткрывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия исостояния. А.Н.Леонтьев писал: «Вступая в прямое соприкосновение спредметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется,обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте.Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание».
Новый же этап разработки психологическойтеории деятельности был намечен в последних работах В.В.Давыдова, посвящённыхколлективной деятельности. Он показал, что коллективная деятельность включаетвзаимную деятельность и взаимные действия; взаимодействие её участников можетбыть понято и как коммуникация. Л.Выготский писал о том, что процессы,совершающиеся между индивидами, участвующими в процессе речевого общения,становятся процессами «внутри» индивидуума, преобразуясь соответственнымобразом. Вслед за ним Давыдов рассматривает интериоризацию как способиндивидуального присвоения форм коллективной деятельности. Действия, включённыево взаимодействия с действиями другого человека, предполагаютсубъектно-субъектные отношения.
Здесь отчётливо виднасвязь с философским пониманием деятельности, с включённостью деятельности вбытие. Так понятая деятельность предполагает не конфронтацию человека иприроды, а идеал со-эволюции природы и человечества./>/>/>2.1.3 Общаясистемная характеристика человеческой деятельности
Как уже говорилось выше,понятие «деятельность» охватывает и биологическую жизнедеятельностьчеловека, и его социокультурный, и духовный уровень.
Если мы обратимся кпонятию действия как единицы человеческой деятельности в системе биологическихи физиологических наук, то мы увидим, что здесь оно ограничено темифизиологическими процессами, с помощью которых организм восстанавливаетравновесие со средой. В общей психологии представлена своя модель действий, вкоторой они рассматриваются как процессы, подчинённые осознаваемой потребностии цели. Социология рассматривает действия как социальные факты, в которыхобъективируются человеческие способности, система целей, потребностей иценностей посредством которых осуществляется процесс включения деятельностииндивидов в общественную практику.
Для того чтобы в полноймере выявить характеристику данной категории, необходимо соотнести её сдругими. Основным, центральным вопросом философии принято считать вопрос оботношении бытия и сознания. Началом открытия человеком бытия, реальногосуществования мира является его чувственность, которая лежит в основевзаимодействия человека и окружающего мира. Контакт двух реальностей лежитчерез чувства человека, которые представляют его психическую деятельность, ужена этом этапе преобразующую и внутренний мир человека, и окружающий мир. «Общениес другими сущими, взаимодействие с ними осуществляется посредством деятельностичеловека и его сознания, в регуляции этих действий посредством сознания».Деятельность понимается как всесторонний процесс преобразования человекомокружающей социальной, природной реальности, самого себя в том числе. Вместе стем это и взаимная деятельность двух субъектов, взаимодействие свободноучаствующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых изменяется врезультате общения. Деятельность выступает как сила, воспроизводящая иизменяющая систему объективных и субъективных условий: общественных отношений,социальных институтов, а вместе с этим и систему, соответствующих импредставлений, весь образ мыслей и жизни людей, самосознание человека.
В самом широком философскомсмысле деятельность означает разносторонний процесс создания субъектом условийдля своего и общественного существования и развития, процесс преобразованиясоциальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями,целями и задачами. Причастность человека к миру осуществляется и черезпознание, и через действие человека как овладение природой, поэтомудеятельность выступает как специальная основная форма соотношения субъекта иобъекта, их диалектики. Величие человека, его активность проявляются не тольков деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись кВселенной, к миру, к бытию. Природа – не только объект созерцания, не толькопродукт истории человечества, но и не только материал или полуфабрикатпроизводственной деятельности людей. Человек – конечное существо – включается вмир, в его бесконечное бытие в качестве бытия, преобразующего реальность, и вкачестве существа, переходящего в форму идеального существования. Деятельностьвыступает как проблема изменения, преобразования бытия сознательно действующимсуществом. Можно сказать, идеальное бесконечное бытие включается в конечное –человека, а реально конечное включается в бесконечное. И одно и другоесуществуют в движении, в становлении, другими словами, в деятельности. «Конечноечеловеческое бытие выступает как „очаг“, из которого исходят „взрывныереакции“, распространяющиеся на всё бытие. Только из соотношения человекак бытию может быть понята и вся диалектика человеческой жизни – её конечность ивместе с тем бесконечность». Этот выход за пределы самого себя неотрицание сущности человека, а её становление и, в тоже время, реализация.Структура человеческого бытия, таким образом, выявляется во всей её сложности,в её динамике. Моя деятельность отрицает меня самого в каком-то аспекте, а вкаком-то меня преобразует, выявляет и реализует, также, как и преобразует,выявляет и реализует бытие.
Человек создаёт своюприроду обитания, строит формы общения и социальной организации, создаёткультуру, развивает свои внутренние способности, стремится к духовному восхождению.Опыт этого созидания и составляет содержание деятельности, характерной длячеловека. Во взаимосвязи индивидуальных действий и совместной коллективнойдеятельности по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаетсяпринципиальное основание для характеристики человека как общественногосущества.
Итак, человек как субъектвведён в состав бытия, и, соответственно, он выступает как реальное,материальное, практическое существо. «Действие, труд, творящий,производящий человек должны быть включены в онтологию, онтологию человеческогобытия – как необходимое и существенное звено. Человек выступает при этом каксущество, реализующее свою сущность в порождаемых им объектах и через них самоеё осознающее».
Схема, предложеннаяКаганом, с нашей точки зрения, наиболее полно раскрывает место категориидеятельности в сопоставлении с другими категориями.
/>
Человеческую деятельностьбольшинство философов рассматривают как активность субъекта, направленная наобъекты или на другие субъекты, сам же человек чаще всего рассматривается каксубъект деятельности. Исходным моментом в их теоретическом анализе являютсясубъект – объектные отношения, в связи с тем, что «не существует субъектабез объекта и объекта без субъекта». Основанием выделения указанных формдеятельности служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом.(М.С.Каган, М.С. Кветной.)
Можно выделить триосновных элемента деятельности: субъект (сам человек, социальная группа,общество), объект (природный предмет, социальный институт, сам человек),непосредственно активность как способ овладения субъекта объектом илиустановление коммуникативного взаимодействия с другими объектами. Отношение жесубъекта к объективной реальности – это не только идеальное познавательноеотношение, но и практическое действие: «отношение сущего к сущему».Важным является то, что в составе бытия человек как сущее, осознающее всё сущееи изменяющее его, не выносится за пределы бытия, он сам – сущее, включённое всостав сущего. Онтологическая характеристика, относящаяся к бытию вообще, темсамым распространяется и на жизнь человека и, соответственно, на егодеятельность. Таким образом, признание существования как материальногосуществования не только внешнего мира, но и самого человека означаетодновременно необходимость раскрытия его внутренних предпосылок в субъекте какматериальном существе, в человеке как субъекте действия.
Человеческаядеятельность, при рассмотрении её в развитии, предстаёт перед нами какдвухуровневая биосоциальная система, превращающаяся благодаря изменениям и вфилогенезе и онтогенезе из жизнедеятельности живых существ в социокультурнуюдеятельность человека как общественного существа. Деятельность человекавозникает, меняется и совершенствуется вместе с духовным развитием человека, сразвитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она постоянноизменяет. Таким образом, мы видим, что первейшей функцией деятельности являетсяобеспечение сохранения и непрерывного роста развития и человека во всей егоцелостности, и общества.
Деятельность имеетразличные формы и виды. Способ производства людьми своей материальной жизни,являясь основой деятельности, обладает спецификой, подчиняется своим особымзаконам и осуществляется при различном соотношении стихийного и сознательного вобщественных субъектах. В зависимости от целей, которые преследует субъект,выделяют преобразовательную и познавательную деятельности; в зависимости отиспользуемых средств, «орудий деятельности», –материально-практическую, практически-духовную, отражённо-духовную; взависимости от опредмечивания – производительную и потребительскую, а такжетворческую (продуктивную) и механическую (репродуктивную).
/>/>/>/>2.2 Виды деятельности
«Посколькучеловеческая деятельность вбирает в себя и включает в снятом виде биологическуюжизнедеятельность, унаследованную человеком от его животных предков, нас неможет не интересовать внутреннее строение этой последней».
Если исходить изпредположения об изоморфизме человеческой деятельности и биологическойжизнедеятельности, то можно говорить о том, что развёртывание биологическойжизнедеятельности происходит в тех же четырёх направлениях, что и человеческаядеятельность. В рамках нашего исследования мы не имеем возможностиостанавливаться на этом вопросе подробно. Наиболее полно этот вид деятельностирассмотрен в работах М.С.Кагана «Человеческая деятельность», Н.А.Тиха«Предыстория общества», Н.Ю.Войниса «Предыстория интеллекта».
Системный анализдеятельности предполагает выделение критерия, который позволял бы рассматриватьвыделяемые виды деятельности как необходимые и достаточные подсистемы целостнойсистемы деятельности. Этот критерий, как уже говорилось выше, лежит в сфересубъектно-объектных отношений. Какие же ситуации возможны в этой сфере? Двепервоначальные возможности, которые тут существуют, выражаются в том, чтоактивность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению,преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целости инеприкосновенности. Во втором случае обнаруживаются снова два возможныхнаправления реализации активности субъект: она может вернуться к нему в видеинформации о качествах объекта, объект объективных связях, отношениях, законахреального мира, и может выразиться в придании объекту ценности, вернуться ввиде информации о значении этого объекта для субъекта. Теоретически возможными,таким образом, оказываются три вида деятельности: преобразовательная,познавательная, ценностно-ориентционная деятельность, как особый виддеятельности можно выделить общение./>/>/>/>2.2.1 Преобразовательная деятельность
Этот вид деятельностиможет преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразованиеприроды может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своёвнимание некоторые философы, не только «переделку» природы под себя,но и «Жизнепоток природы – это движение для человека гармоник всегосущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать». Припреобразовании общества, которое может выступать как вреволюционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальныеобъекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательнаядеятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качествуих жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человекахотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельностьнаправляется индивидом на самого себя, на его «Я», с цельюфизического или духовного совершенствования. «Саморазвитие человекасвязано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя ивоздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности». Один итот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.
Основными типами преобразовательнойдеятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых,деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека,занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемаятой или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих,деятельность общества, взятого в целом.
Преобразовательнаядеятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реальногоили идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительноеизменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходитизменение объекта лишь в воображении (словами К.Маркса, «практически-духовная»).
Преобразовательнаядеятельность может выступать как в форме производства, так и в формепотребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношениеразрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказываетсяразным.
Ещё одна плоскость дифференциациираскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивнойи репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещнойсфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможностисвоего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже можетбыть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использованияпродуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиесяформы потребления.
Совершенствуя, преобразуяокружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данногобытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практическойдеятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образомвписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегдавыходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человекпри всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательнойдеятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать своюдеятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможностипреобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются наиспользование объективных закономерностей. Другими словами, подлиннаяэффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворениемсубъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач,обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, накоторую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческойактивности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этогомира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром являетсянеобходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектикиответственности человека в его практической деятельности перед окружающим мироми перед самим собой./>/>/>/> 2.2.2 Познавательнаядеятельность
Выделение основных формпознавательной деятельности и типов знания всегда находились в центре вниманияфилософских исследований. В рамках нашей работы мы не можем подробноостанавливаться на этой проблеме, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями.
«Если деятельность субъектане затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишьзатем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в егоглубины, постичь его суть». Познавательной можно назвать такую деятельность,в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, неразрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в видезнания об этом объекте. «Познавательный образ является активным отражениемокружающего мира в сознании человека». Любой объект познания выступает вкачестве системы определённой сложности, поэтому познание предполагаетотражение его целостности, структуры.
Познавательнаядеятельность имеет своими объектами (как и преобразовательная деятельность)природу, общество, человека и саму познающую личность. Познание выступает на трёхуровнях: перцептивное познание (чувственно данное), повседневное познание(здравый смысл) и научное познание. Чувственные данные первичны в смыследанности, очевидности, они выражают исходный контакт человека с реальностью. «Познавательнаягипотеза… превращает „сырые“ чувственные данные в материал, изкоторого строится образ действия». Практическое познание неотрывно отпрактической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознаниилюдей в виде их жизненной мудрости или практического опыта. Научное познание висторическом процессе отделяется от практики, оно стало самостоятельной ипрофессиональной конкретной формой деятельности. Научное познание имеет и своигносеологические уровни: уровни эмпирического и теоретического знания. Ни одиниз этих объектов не образует самодостаточную, независимую от других сферузнания. Это относится и к самому простому виду познания — чувственномувосприятию
Что касается типологиипознавательной деятельности, связанной с тем, кто осуществляет функцию еёсубъекта, то очевидно наличие индивидуальной и коллективной познавательнойдеятельности, не только в форме самопознания, но и в различных областях науки.На исходном этапе развития познания, когда оно выступало в роли мифов (какплодов совокупной познавательной деятельности многих поколений), субъектомпознавательной деятельности являлось общество в целом.
Познавательнаядеятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся сдеятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания,другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление ипроизводство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие междупродуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие междуисследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью,которая «тиражирует», репродуцирует научные открытия, придавая имформу, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификацияимеет условный характер, так как «присвоение» знаний может быть такжеи продуктивным./>/>/>/>2.2.3 Ценностно-ориентационная деятельность
Третьим возможным типомотношений субъекта и объекта является оценивающая или ценностно-ориентационнаядеятельность. Так же, как и познание, она имеет духовный характер, но "…представляетсобой специфическую форму отражения субъектом объекта". Своеобразие еёсостоит в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а междуобъектом и субъектом, даёт не только объективную, а объективно-субъективнуюинформацию о ценностях, а не о сущностях. Субъект осознаёт не только сами посебе вещи, их свойства и отношения, но их значимость для себя, для общества.Ещё С.Л.Рубинштейн указал на двусторонность человеческого сознания, которое, содной стороны, представляет собой "…познавательный снаряд, включенный вбытие и обращённый на него…", с другой стороны, "…оно не толькоотображение, рефлексия бытия, по и практическое отношение к нему данного индивида.Сознание человека включает, поэтому, не только знание, но и переживание того,что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересами т.д.".
Ценностно-ориентационнаядеятельность, как и познавательная, разворачивается на двух уровнях: на уровнеобыденного сознания, где она тесно переплетена с практическим познанием, и науровне специализированной теоретической деятельности, где она выступает в ролиидеологии или оценки. Несмотря на то, что ценностно-ориентационная деятельностьотличается от познавательной, они схожи в структурном отношении. Ценностноесознание располагает широким спектром форм: начиная с эмпирической оценкиединичных объектов и заканчивая теоретически-обощёнными оценочными суждениями ввиде абстрактных нравственных кодексов, норм, заповедей.
Объектами оценки могутбыть природа, человек, общество, «Я» оценивающего субъекта.Эстетические, религиозные ценности связаны, чаще всего, с первым случаем,политические и правовые – со вторым, нравственные чаще связываются с третьим ичетвёртым случаем.
Ценностно-ориентационнаядеятельность выступает в форме производства, в форме потребления (усвоения).Здесь, также как и в вышеперечисленных видах деятельности, нельзя забывать отворчестве: создании новых ценностей и систем ценностей./>/>/>/>2.2.4 Коммуникативная деятельность или общение
В описанных вышереализуются все возможные типы связи субъекта и объекта. «Иначе обстоитдело с взаимоотношением субъектов; тут мы сталкиваемся с ситуацией истиннодеятельной, а именно: с коммуникативным видом человеческой деятельности,которая играет огромную роль во всех трёх выявленных нами видах деятельности,поскольку социальная природа человека делает общение условием труда, условиемпознания, условием выработки систем ценностей». В чём же состоитсвоеобразие общения как особого вида человеческой деятельности?
Общение – этопрактическая активность субъекта, направленная на других субъектов и непревращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующаяся на них именно как насубъектов. Другими словами, акт общения имеет место там, где человек,вступающий в контакт с другим человеком видит в нём равного и подобного себе ирассчитывает на активную обратную связь, на обмен информацией, а не наодностороннее её отправление или снятие её с объекта.
Общение имеет структурноеподобие с ценностно-ориентационной деятельностью, которую тоже метафорическиможно было бы назвать «общением». Особенностью же общения являетсяреальное информационное взаимодействие, информационный обмен, фиксирующийся вматериализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте «общение»субъекта и объекта носит только духовный характер.
Общение – этопрактическая деятельность, так как контакты между людьми предполагаютвоплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков, которыематериализуют её, объективируют с целью передачи реципиентам. «В этомсмысле весьма метким и точным нужно признать сделанное Л.С.Выготским, а затемБ.Г.Ананьевым и А.Н.Леонтьевым сравнение роли знака в общении с ролью орудия втруде». Общение, таким образом, может проявляться на разных уровнях:физическом и психическом, материальном и духовном. Общение может осуществлятьсяне только с другим человеком (людьми), но и с природой, с социумом, с самимсобой, наконец.
Общение, в отличие отпервых трёх видов деятельности, не может разделяться на потребление ипроизводство (акт коммуникации – одновременно получение и отправлениепослания), не может быть творческим или репродуктивным. Однако здесь существуютособые разновидности: прямое контактное общение, когда участники находятся «здесьи сейчас», и дистанционное, когда общающиеся разделены в пространстве иливо времени и сам акт общения осуществляется через посредство созданных людьмикультурных объектов. Особенно ярко и целенаправленно общение проявляется вискусстве, которое обладает свойством сближать людей разных эпох (восприятиехудожественного произведения как соавторство) и стран.
Приведённый выше анализвыявил первоэлементы, из которых состоит человеческая деятельность и которые вчистом виде существуют только в теоретическом описании. В реальности все этиэлементарные виды деятельности выступают во взаимосвязи и взаимодействии.Схематически это может выглядеть так:
/>
Общение предстаёт как виддеятельности, опосредующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый.Это значит, что четыре основных вида человеческой деятельности образуютзамкнутую систему, в которой каждый вид связан с остальными прямыми и обратнымисвязями, т.е. испытывает в них необходимость и ими же поддерживается иопосредуется.
Следует особо отметитьтот факт, что, вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностьюи подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своейобогащенности она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельностьбогаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание./>/>
Заключение
Вглядываясьв прошлое, понимаешь невозвратность, необратимость времени, в том числе ивремени научного поиска, жизни той или иной школы. Слово «деятельность»имеет то же значение, что и двадцать лет назад, но вызываемые им резонанс,атмосфера, интонация, с какой оно произносится, — качественно иные. Возродитьпрошлое мы не можем. Мы можем и должны оставаться верными тем общимметаценностям, которые во все времена одни, понимать их наследуемость,преемственность, вновь и вновь возрождать их своими усилиями. Однако конкретноенаправление науки не консервируется, прошедшее с определенного срокаоборачивается историей, т.е. предметом, отчужденным от соучастия в текущейжизни. Возможно из истории взять определённые идеи, подходы, образы, но нельзястремиться к тому, что является вчерашним днём. Будущее строится на основепрошлого, им порождается, будущее – изменённое прошлое.
Конкретныетеории могут и должны развиваться, изменяться, но всё это само по себе неозначает отказ от деятельностного подхода как рамки для новых деятельностныхтеорий. Человек – не только природное, но и искусственное существо. Еслипредположить исчезновение искусственной составляющей в деятельности, то можнопредположить в этой связи и исчезновение человека. Утилитарно-потребительское,отношение к природе должно смениться на взаимодействие с ней по принципу «ко-эволюции»,на своеобразный диалог с ней. Отношение же к другому человеку не как квнешнему, а как к необходимому компоненту меня самого, диалог и с ним, в ходекоторого меняется каждый участник, понимание необходимости культурногоразнообразия, диалог и полилог разных культур, осознание роли культурнойтрадиции – вот предполагаемые направлении возможного развития человечества.
«Философиясознания – одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современнойфилософии. Использование в этой области деятельностных представлений, как мнекажется, может быть весьма результативным и для философии, и для наук очеловеке, включая психологию».
Врамках данной работы произведён историко-философский анализ категории «деятельность»,соотношение данной категории с некоторыми другими, выявлен онтологическийхарактер деятельности человека как субъекта бытия, схематично намечены путиразвития категории деятельности в современном сознании. Объективный мирвыступает как источник познавательной деятельности субъекта, в этой связиинтересна перспектива изучения индивидуального познания и его свойств.Исследование способностей как свойства индивидуального познания, формпсихического отражения, взаимодействия чувственного и рационального познания невозможновести, не опираясь на философское понимание категории деятельности. Новое времяпсихологии — это время практико-ориентированных теорий, концепций, взглядов,подходов, которые, используя фундамент и базу существующих теоретическихфилософских и психологических систем, впишут яркую страницу в книгуотечественной науки. То, что определяло каркас нашей науки — научные школы итеории Г.И. Челпанова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л.Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина – найдут своих последователей в силуих актуальности. В психологии будущего, где развитие души каждого человека,история его жизни станет конкретной действительностью научного изучения,предметами станут личность в развитии поступков, сознание в развитии рефлексии,деятельность в развитии души человека и происходящих событий.
Известныслова, что новый век либо будет веком гуманитарным, либо его не будет вовсе.Гуманитарность надо понимать здесь в самом широком значении — какориентированность на человека, на всю высоту, полноту и назначение его образа.Психология при этом призвана выполнить необыкновенно важную, но все жеслужебную роль. Всякая подмена, редукция человека, в том числе и к егопсихологическому уровню, несет известную опасность. В XX в. человека ужесводили к экономическому началу, высшей нервной деятельности, социальнымфакторам и т.п. Именно философия должна выступать как наука, традиционно интегрирующаягуманитарные, естественно-научные, точные дисциплины, именно в этом качествеона будет развиваться столь же успешно, как и в прошлые эпохи.