ДЕТЕРМИНИЗМ1. Детерминизм и индетерминизм1.1. Детерминизм: основныеэтапы развития
Методологический принцип детерминизма являетсяодновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Самтермин«детерминация» происходит от латинского determine (определяю) и может быть расшифрован как обязательнаяопределяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями.Зачастую вместо предиката «определяемость» в эту формулировкуподставляют предикат «обусловленность», что придает самойформулировке двусмысленность, ибо создается впечатление, что детерминирующиефакторы таким образом сводятся только к условиям, хотя последние при всей своейзначимости являются лишь одним из этих факторов.
Среди многообразных форм детерминации, отражающихуниверсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенновыделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa— причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировкив практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступаетважнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принципдетерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей онвключает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний,целевую детерминацию и т.д.).
Детерминизм в своем историческом развитии прошел дваосновных этапа — этап классического (метафизического, механистического)детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своейсущности.
В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаематомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура)отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такойдетерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р.Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеиестествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П.Лаплас в работе «Опыт философии теории вероятностей» (1814) довелидеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит изпостулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначновывести следствия.
Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIXвека под влиянием развития теории вероятностей (которой занимался П. Лаплас),социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с позицийлапласовского детерминизма:
1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблюдениями,выявляющими отклонения от необходимости, отсутствие «чистого»проявления закона во всех его конкретных воплощениях?
2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма стеорией вероятностей, оперирующей понятием «случайность»?
В трудах Лапласа здесь противоречия не было, ибо он истолковывалсубъективистски и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, ивероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самомупроцессу (объекту)[1].В действительности же вероятность, как уже говорилось, определяет степеньвозможности проявления объективного по своей природе случайного явления.
Размышления над этими вопросами исподволь подтачивалиустои лапласовского детерминизма, но прорыв к более широкому пониманиюопределенности в мире был осуществлен благодаря двум эпохальным событиям вестествознании — дарвиновской теории происхождения видов и в особенностипоявлению квантовой механики. Выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носятстатистический характер, то есть не допускают однозначной предсказуемости и,следовательно, являются законами вероятными.
Говоря об этом постклассическом, диалектическом этапе вразвитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого осамопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалосьсовременное понимание детерминизма.1.2. Индетерминизм
Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем неопределяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что отЭпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения —индетерминизма.
В истории философии известны два вида индетерминизма:
1. Так называемый «объективный»индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективнуюданность, но и возможность ее субъективистского истолкования.
2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицаяобъективный характер отношений детерминации, объявляет причинность,необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутамисамого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина иследствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е.полученные не из практики, формы нашего мышления. Многие субъективныеидеалисты объявляют употребление этих категорий «психологическойпривычкой» человека наблюдать одно явление следующим за другим иобъявлять первое явление причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная«привычка» (ошибка) нередко встречается, на что обращает наше вниманиеэлементарная логика, именуя эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc — «после этого значит попричине этого». Но ведь дело не в ошибках отдельных людей. Дело в том, чтонаши понятия «причина», «следствие» и т.п. почерпнуты изпознания самой объективной действительности, в которой причинно-следственныесвязи и другие виды детерминации реально существуют.
Вполне понятно, что открытие статистических(вероятностных) законов было использовано индетерминистами для новых, более аргументированныхпопыток опровержения детерминизма. Здесь происходило примерно то же, что отмечалосьи на других участках философского фронта в связи с проникновением в этотстранный, необычный внутриатомный мир: подобно тому обнаружение непонятных инеобъяснимых с позиций классической науки черт этого мира породило и тезис обисчезновении причинности. На самом же деле исчезли не материя и причинность, атот предел, до которого мы знали их, наши представления о материи и причинностистали шире и глубже.2. Причина и следствие 2.1. Причинность как «частичка» всемирной связи
Причинно-следственная связь явлений выражается в том, чтоодно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизнидругое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие определенияпричины и следствия.Причинаесть явление, действие котороговызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогдаследствиеесть результат действия определенной причины.
В детерминацию явлений, в систему их определенности нарядус причиной входят иусловия— те факторы, без наличия которыхпричина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себесрабатывает не во всяких условиях, а только в определенных. В медицине,например, существует такое выражение: «Каждый человек инфицирован, нодалеко не каждый является инфекционным больным». Действительно, в каждомиз нас могут быть обнаружены те или иные инфекционные агенты (палочка Коха ит.п.), но соответствующей болезнью (в данном случае туберкулезом) человекзаболевает только в определенных условиях — хроническое переохлаждение илипребывание в сырости, истощение организма в результате недоедания, недосыпанияи т.д.
Среди условий встречаются более существенные и менеесущественные. При этом иногда удельный вес условия в общей детерминациинастолько велик, что дает повод для смешения его с самой причиной. Чтобыизбежать этого в своей практической и научной деятельности, нужно всегдапомнить, что при всей схожести условий и причины между ними есть принципиальноеразличие, причина и следствие связаны между собой генетически, то естьпричина порождает следствие, в то время как условие ни в коем случае непорождает, а лишь способствует ее порождению.
Различают условия необходимые и достаточные. Совокупностьнеобходимых условий определяет реальную возможность порождения данногоследствия, но эти условия должны быть не только необходимы, но и достаточны,ибо только в этом случае возможность может превратиться в действительность.Категории «возможность» и «действительность» будут намирассмотрены несколько позже.
В систему детерминации явлений (в особенности общественных)зачастую входитповод— тот или иной фактор, обуславливающийлишь момент, время возникновения следствия. Как правило, в качестве поводавыступает фактор несущественный, случайный по отношению к основнымпричинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенноговоздействия ни на причину, ни на следствие. Так обстоит дело с поводами,приводящими к началу войн, революций, других исторических событий. Вспомним всвязи с этим расстрел демонстрации 9 января 1905 года и начало первойреволюции, убийство австрийского эрцгерцога в Сараеве в 1914 году и началопервой мировой войны и т.д. Во всех подобных случаях повод играет рольпускового механизма, спускового крючка, заставляющего причину срабатывать.Идентичную роль повод выполняет и в других сферах, в частности в развитиинаучного познания. Однажды Н.И. Лобачевскому поручили прочитать курс лекцийдля казанских чиновников, не имевших среднего образования. По ходу одной излекций он несколько раз вынужден был возвращаться к пятому постулату Эвклида(о параллельности прямых), но каждый раз обнаруживал полное непонимание егочиновниками. Тогда Лобачевский решил: «Если постулат не понимают, можетбыть он не верен?» Повод этот привел Лобачевского к глубоким раздумьям, врезультате которых появилась его неэвклидова геометрия. Причиной же еепоявления, разумеется, были явления более существенные: противоречия,накопившиеся в самой геометрии.2.2. Возможность и действительность
После того как мы познакомились с основными элементамикаузальной детерминации (сама причина, условия, повод), логично перейти крассмотрению категорий «возможность» и «действительность».
До сих пор, рассматривая категории «необходимость ислучайность», «причина и следствие», мы имели в видудействительное (актуальное) бытие предметов и явлений. Но кроме бытиядействительного существует, как уже отмечалось, бытие возможное, потенциальное,то есть все, что со временем станет действительным, выступает сначала каквозможное. Движение, по Аристотелю, и есть «осуществление возможного кактакового».
Само понятие «действительность» употребляется вфилософской литературе в двух смыслах. В широком смысле под действительностьюпонимается весь реальный мир, и тогда действительность включает в себя исобственные тенденции, способности к развитию, т.е. возможности. В узкомсмысле под действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишьсформировавшееся, развившееся.
В этом узком смысле мы говорим о действительности, соотносяее с парной ей категорией возможности.Возможность естьзакономерная тенденция развития объекта, при определенных условиях переходящаяв действительность. Тогда действительность есть реализованнаявозможность. Возможность так же объективна, как и действительность. В этомчеловек убеждается при созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, атакже в ходе своей практической деятельности по мере превращения цели(возможности) в результат (действительность).
Любая возможность представляет собой такое состояние вразвитии, когда часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но«комплект» их еще недостаточен, либо такое состояние, когда этот«комплект» уже представлен, но составляющие его компоненты ещенедостаточно зрелы. С учетом этого различают возможности реальные и формальные.Под реальными возможностями имеются в виду также возможности, которыеопределяются необходимыми свойствами и связями предмета (например, возможностьперехода вещества из одного агрегатного состояния в другое). Формальныеже возможности определяются случайными свойствами и связями предмета, причемэто множество случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемсяизвестным гегелевским примером с турецким султаном, который может стать ПапойРимским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобысултан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именнокатолическую) веру, что не вытекает с необходимостью из его природы человека,тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы он сталкатолическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не может бытькандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан случайностями. В-третьих,нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке бифуркации) он получилпредпочтение перед другими, равными ему, а может быть, даже превосходящимиего, кандидатами. Согласимся, что такую витиеватую возможность превращениятурецкого султана в Папу Римского нельзя назвать реальной.
В свою очередь, реальная возможность предстает перед намив двух ипостасях; в одних ситуациях как возможность абстрактная, в других —как конкретная. Абстрактной возможность предстает перед нами тогда,когда для ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы ещене выявились, но закономерно должны обнаружить себя на следующей. Конкретнаявозможность связана, таким образом, с полным набором факторов, необходимых дляее превращения в действительность.
В последнее время в связи со становлением синергетики какодного из общенаучных методов выделяют также возможности обратимые инеобратимые. Обратимой возможностью называется такая возможность, спревращением которой в действительность первоначальная действительностьстановится возможностью; необратимой — такая, с превращением которой вдействительность первоначальная действительность становится невозможной[2].В качестве примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода изодного агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется возможностьвозвращения в первоначальное состояние, ибо данный процесс представляет собойне развитие, а просто изменения. Там же, где налицо процесс развития, мы имеемдело с необратимой возможностью: из стадии «взрослости» никак нельзяфизически вернуться на стадию «детства».
Любую возможность, даже формальную, следует все же отличатьот невозможного — от того, что несовместимо с законами природы, обществаи мышления и потому нереализуемого. Всем нам со школьной скамьи известен термин«перпетуум-мобиле» — вечный двигатель. Сколько горячих голов в разныевека брались за его создание. Но «вечный двигатель» невозможен, ибосама его идея противоречит важнейшему закону природы — закону сохраненияэнергии.
Уже Гегель отверг метафизическую концепцию, согласнокоторой следствие всегда пассивно, не оказывает активного обратноговоздействия на породившую его причину. В действительности же причина иследствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает известноепротиводействие и таким образом из пассивной субстанции превращается вактивную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина. Еслипрохождение тока является причиной нагревания нити, то в свою очередьнагревание нити изменяет силу тока, то есть видоизменяет причину.2.3. Причина и следствие в их диалектической взаимосвязи
Практика убеждает, что между причинами и следствиямисуществует многообразная взаимообусловленность. Одно и то же следствие можетбыть порождено многими причинами. Так, миграция сельского населения в городапорождается таким комплексом причин, как неудовлетворенность бытовым и культурнымобслуживанием, жилищными условиями, содержанием и условиями труда и т.д., целыйкомплекс причин действует в процессе усиливающейся сейчас миграции из города вдеревню (безработица, невозможность прокормиться на пенсию или низкую зарплатуи т. д.). В свою очередь, одна и та же причина может вызывать целый комплексследствий. Переход к информационно-компьютерному технико-технологическомубазису, например, порождает необходимость в новом типе труженика, качественноизменяет условия реализации хозяйственной функции семьи, обеспечивает обществонадежными средствами коммуникации, делает возможным всемирное информационноепространство.
Как соотносятся между собой причина и следствие во времени?Существуют три типа временной направленности причинно-следственных связей[3]:
1) детерминация прошлым. Такая детерминация посуществу является всеобщей, ибо отражает объективную закономерность, согласнокоторой причина в конечном счете всегда предшествует следствию. Этузакономерность очень тонко подметил Лейбниц, давший следующее определениепричины: «Причина есть то, что заставляет какую-нибудь вещь начатьсуществовать»[4];
2) детерминация настоящим. Познавая природу,общество, собственное мышление, мы неизменно обнаруживаем, что многие вещи,будучи детерминированными прошлым, находятся и в детерминирующемвзаимодействии с вещами, сосуществующими одновременно с ними. Не случайнопредставление об одновременной детерминирующей связи мы встречаем в разныхобластях знания — физике, химии (при анализе равновесных процессов), в биологии(при рассмотрении гомеостазиса) и т.д. Детерминированность настоящим имеетпрямое отношение и к тем парным категориям диалектики, между которыми существуетпричинно-следственная связь. Как известно, форма любого явления находится подопределяющим воздействием содержания, но это отнюдь не означает, чтосодержание предшествует форме вообще и в своей первоначальной точке может бытьбесформенно;
3) детерминация будущим. Такая детерминация, какподчеркивается в ряде исследований, хотя и занимает более ограниченное посравнению с рассмотренными выше типами место среди детерминирующих факторов,вместе с тем играет заметную роль. К тому же надо учитывать всю относительностьтермина «детерминация будущим»: будущие события еще отсутствуют, обих реальности можно говорить только в том смысле, что они с необходимостьюналичествуют в качестве тенденций в настоящем (и наличествовали в прошлом). Ивсе же роль этого вида детерминации весьма существенна. Обратимся к двумпримерам, связанным с сюжетами, о которых уже шла речь,
Детерминация будущим лежит в основе объяснения открытогоакадемиком П.К. Анохиным опережающего отражения действительности живымиорганизмами. Смысл такого опережения, как подчеркивалось в главе, посвященнойсознанию, в способности живого реагировать не только на предметы, которыесейчас непосредственно воздействуют на него, но и на изменения, вроде быбезразличные для него в данный момент, но в действительности являющиесясигналами о вероятных будущих воздействиях. Причина здесь как бы действует избудущего.
Другой пример связан с причинами перехода от рабовладенияк новой, феодальной, общественно-экономической формации. Попытки объяснитьэтот переход предшествующей ему технической революцией или, по крайней мере,новым техническим уровнем производства оказались неудачными. Положениепроясняется только при учете двух обстоятельств. Во-первых, производительныесилы общества включают в себя не только технику, но и человека, причем вкачестве главной производительной силы, и во-вторых, в понятие «ступеньразвития производительных сил» наряду с характером и уровнем, как мы видели,входят также и потребности их развития. Переход к феодализму сталнеобходимостью, потому что раб как производитель материальных благ уже неотвечал потребностям развития производительных сил. Таким образом, в даннойисторической ситуации принципиальное изменение статуса работника являлосьпервейшей предпосылкой качественного изменения технического уровняпроизводства, а не наоборот. Причина здесь действовала из будущего.
Детерминация будущим имеет прямое отношение ко всейчеловеческой деятельности, если вспомнить ту известную нам цепочкудеятельности, которая начинается потребностями индивида и общества иобязательно включает в себя цель. В аристотелевской классификации причин цельвыступает как конечная причина (causa finalis)[5]:все, что мы делаем осознанно, мы делаем в силу (а значит — по причине) своейцелевой установки.
В последнее время делаются попытки представлять цель болеешироко, в кибернетическом, обобщенном виде. И тогда цель предстает перед намикак некоторое конечное состояние, к которому стремится система. Разумеется, втакой постановке вопроса много дискуссионного, но содержится и рациональноезерно. Основоположник системного подхода Людвиг Берталанфи называл живыесистемы «эквифинальными» именно в связи с их способностью достигатьодинакового результата, в известном смысле, независимо от начальных условий.3. Непричинные виды детерминации
Беспричинных явлений не существует. Но это не означает,что все связи между явлениями в окружающем мире относятся кпричинно-следственным. Как подчеркивалось выше, каузальность — самыйсущественный и всеобщий, но отнюдь не единственный тип детерминации. Наряду скаузальностью (и в относительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьмазначимые типы детерминации, как функциональная связь, коррелятивная связь,связь состояний.
Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишьдля постклассической науки и постклассической философии. Понятно почему: ведьв классической науке (и соответственно в философии) господствовал лапласовскийдетерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины.3.1. Функциональная связь
Большойзаслугой постклассической науки и философии является, в частности, ихпристальное внимание к функциональному типу детерминации. При этомфункциональнаясвязьпонимается как такое отношение между объектами, при которомизменения каждого из них сопутствуют друг другу. Именно«сопутствуют», а не «причиняются» друг другу. Как правило,объекты, находящиеся между собой в функциональном взаимодействии, связаныгенетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного итого же основания. В самой же функциональной связи объектов отсутствуютглавные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты непроизводят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют, одно изних не предшествует другому), необратимость.
Разницу между каузальной и функциональной связью попытаемсяпроиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желаяобъяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитныереволюции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом веке, наавансцену истории радикально настроенных, но недостаточно культурных народныхмасс. Спору нет, выход масс в сферу активного исторического творчества сопровождаетсязначительными и долгосрочными социокультурными издержками, хотя в целом ипредставляет собой явление прогрессивное. Но нельзя рассматривать активнуюдеятельность масс как причину указанных трагедий: сам этот выход масс наавансцену истории был следствием неприемлемого для них антигуманного ходаобщественного развития. Следовательно, между этими трагедиями и невиданнойдоселе активностью масс связь не причинно-следственная, а функциональная.3.2. Коррелятивная связь
Во многих отношениях с функциональной связью сходнакоррелятивнаясвязь— взаимная зависимость явлений, обнаруживающаяся в ихсоотнесенности, в их соответствии друг другу. Так же как и функциональные,коррелятивные связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как ифункциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же времяпредполагают «впереди себя» какую-то общую причину, приводящую ктакой соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бываетболее или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых трудностей, топри коррелятивных связях такое «прояснение» осложняется наличиеммежду соотнесенными явлениями целого ряда промежуточных, опосредующихфакторов. Так, уже давно было замечено, что совершенно белые кошки с голубымиглазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но объяснить подобнуюсоотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из законов генетики.
Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии— Ж. Кювье, а затем Ч. Дарвиным. Свой «закон соотношения роста»Дарвин интерпретировал как закон, согласно которому известные формы отдельныхчастей органического существа всегда связаны с определенными формами других частей,не находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. «Казалосьбы» — ибо на самом деле находятся, но связь эта завуалирована, еще должнабыть выявлена.
Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаютсямногими науками, и знание о них имеет не только сугубо теоретическое, но ибольшое прикладное значение (в том числе используется в технике).3.3. Связь состояний
У каждого объекта существует, по крайней мере, два типаотношений: взаимодействие данного объекта с другими объектами и отношениеразных состояний одного и того же объекта[6].Это разные отношения. Взаимодействие объекта с другими телами носитдинамический (силовой) характер, вызывает его изменения и потому являетсяпричиной. Состояние же тела в данный момент хотя и влияет на состояние этоготела в последующий момент времени, не носит причинного характера.
Какой же элемент детерминации выражает собой в такомслучае предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию?Очевидно, таким элементом, выражающим сущность связи состояний, выступает условие,о роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой вывод ни вкоей мере не является уступкой так называемому кондиционализму — учению,которое смешивает условия с причиной, отождествляет их, а в некоторых своихвариантах даже попросту подменяет условиями причину.
Итак, предшествующее состояние выступает как фактор,определяющий собой не только само порождение конкретными причинами последующегосостояния объекта, но и многие характеристики этого состояния (его форму,масштабы, временные параметры и т.д.).
Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, являясьневольными свидетелями (а многие и активными участниками) происходящих вРоссии изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно вомногом обусловливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых, сохраняетсятип массового сознания, характерный для предыдущего состояния общества.Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение двух состояний —предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным характеристикам(уверенность в завтрашнем дне, уровень материального благосостояниябольшинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если же брать еще шире,то все, наработанное в предшествующих состояниях российской истории, все нашесоциокультурное достояние обусловливает имидж сегодняшних изменений.Вопросы для самоконтроля
1. В чем разница между понятиями «детерминизм» и«каузальность»?
2. Какие два типа детерминизма известны в истории науки ифилософии?
3. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществлениясвоего действия?
4. На каком основании мы можем говорить о возможном, тоесть о том, чего еще нет?
5. Как отличить реальную возможность от формальной?
6. Как соотносятся между собой причина и следствие вовремени?
7. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?
8. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изучаемыхВами специальных науках?
9. В чем несостоятельность кондиционализма?