Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Детерминизм и индетерминизм

ДЕТЕРМИНИЗМ1. Детерминизм и индетерминизм1.1. Детерминизм: основныеэтапы развития 
Методологический принцип детерминизма являетсяодновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Самтермин«детерминация» происходит от латинского determine (определяю) и может быть расшифрован как обязательнаяопределяемость всех вещей и явле­ний в мире другими вещами и явлениями.Зачастую вместо преди­ката «определяемость» в эту формулировкуподставляют преди­кат «обусловленность», что придает самойформулировке дву­смысленность, ибо создается впечатление, что детерминирую­щиефакторы таким образом сводятся только к условиям, хотя последние при всей своейзначимости являются лишь одним из этих факторов.
Среди многообразных форм детерминации, отражающихуниверсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окру­жающем мире, особенновыделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa— причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировкив практиче­ской и научной деятельности. Поэтому именно причина высту­паетважнейшим элементом системы детерминирующих факто­ров. И все же принципдетерминизма шире принципа каузаль­ности: кроме причинно-следственных связей онвключает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь со­стояний,целевую детерминацию и т.д.).
Детерминизм в своем историческом развитии прошел дваосновных этапа — этап классического (метафизического, меха­нистического)детерминизма и этап детерминизма посткласси­ческого, диалектического по своейсущности.
В истоках метафизической трактовки детерминизма мы об­наруживаематомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура)отрицала случайность, прини­мая ее просто за непознанную необходимость. Такойдетерми­низм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р.Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и други­ми философами Нового времени.Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеиестествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П.Лаплас в работе «Опыт философии теории вероятностей» (1814) довелидеи механистического детерминизма до логиче­ского конца: он исходит изпостулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначновывести следствия.
Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIXвека под влиянием развития теории вероятностей (которой за­нимался П. Лаплас),социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с позицийлапласовского детер­минизма:
1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблю­дениями,выявляющими отклонения от необходимости, отсутст­вие «чистого»проявления закона во всех его конкретных во­площениях?
2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма стеорией вероятностей, оперирующей понятием «случайность»?
В трудах Лапласа здесь противоречия не было, ибо он ис­толковывалсубъективистски и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, ивероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самомупроцессу (объекту)[1].В действительности же вероятность, как уже говорилось, опреде­ляет степеньвозможности проявления объективного по своей природе случайного явления.
Размышления над этими вопросами исподволь подтачивалиустои лапласовского детерминизма, но прорыв к более широко­му пониманиюопределенности в мире был осуществлен благо­даря двум эпохальным событиям вестествознании — дарвинов­ской теории происхождения видов и в особенностипоявлению квантовой механики. Выяснилось, что многие законы, объяс­няющие мир, носятстатистический характер, то есть не допус­кают однозначной предсказуемости и,следовательно, являются законами вероятными.
Говоря об этом постклассическом, диалектическом этапе вразвитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого осамопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалосьсовременное пони­мание детерминизма.1.2. Индетерминизм
Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем неопределяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что отЭпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения —индетерминизма.
В истории философии известны два вида индетерминизма:
1. Так называемый «объективный»индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объектив­нуюданность, но и возможность ее субъективистского истолко­вания.
2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицаяобъ­ективный характер отношений детерминации, объявляет при­чинность,необходимость, закономерность продуктами субъек­тивности, а не атрибутамисамого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина иследствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априор­ные, т.е.полученные не из практики, формы нашего мышле­ния. Многие субъективныеидеалисты объявляют употребление этих категорий «психологическойпривычкой» человека наблю­дать одно явление следующим за другим иобъявлять первое явление причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная«привычка» (ошибка) нередко встречается, на что обращает наше вниманиеэлементарная логика, именуя эту ошибку сле­дующим образом: Post hoc ergo propter hoc — «после этого зна­чит попричине этого». Но ведь дело не в ошибках отдельных людей. Дело в том, чтонаши понятия «причина», «следствие» и т.п. почерпнуты изпознания самой объективной действитель­ности, в которой причинно-следственныесвязи и другие виды детерминации реально существуют.
Вполне   понятно,   что   открытие   статистических(вероятностных) законов было использовано индетерминистами для новых, более аргументированныхпопыток опровержения детерминизма. Здесь происходило примерно то же, что отмеча­лосьи на других участках философского фронта в связи с про­никновением в этотстранный, необычный внутриатомный мир: подобно тому обнаружение непонятных инеобъяснимых с по­зиций классической науки черт этого мира породило и тезис обисчезновении причинности. На самом же деле исчезли не ма­терия и причинность, атот предел, до которого мы знали их, наши представления о материи и причинностистали шире и глубже.2. Причина и следствие 2.1. Причинность как «частичка» всемирной связи
Причинно-следственная связь явлений выражается в том, чтоодно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизнидругое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие опре­деленияпричины и следствия.Причинаесть явление, действие котороговызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогдаследствиеесть результат действия опреде­ленной причины.
В детерминацию явлений, в систему их определенности нарядус причиной входят иусловия— те факторы, без наличия которыхпричина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себесрабатывает не во всяких условиях, а только в определенных. В медицине,например, существует та­кое выражение: «Каждый человек инфицирован, нодалеко не каждый является инфекционным больным». Действительно, в каждомиз нас могут быть обнаружены те или иные инфекци­онные агенты (палочка Коха ит.п.), но соответствующей болез­нью (в данном случае туберкулезом) человекзаболевает только в определенных условиях — хроническое переохлаждение илипребывание в сырости, истощение организма в результате не­доедания, недосыпанияи т.д.
Среди условий встречаются более существенные и менеесущественные. При этом иногда удельный вес условия в общей детерминациинастолько велик, что дает повод для смешения его с самой причиной. Чтобыизбежать этого в своей практиче­ской и научной деятельности, нужно всегдапомнить, что при всей схожести условий и причины между ними есть принципи­альноеразличие, причина и следствие связаны между собой ге­нетически, то естьпричина порождает следствие, в то время как условие ни в коем случае непорождает, а лишь способствует ее порождению.
Различают условия необходимые и достаточные. Совокуп­ностьнеобходимых условий определяет реальную возможность порождения данногоследствия, но эти условия должны быть не только необходимы, но и достаточны,ибо только в этом случае возможность может превратиться в действительность.Категории «возможность» и «действительность» будут намирассмотрены несколько позже.
В систему детерминации явлений (в особенности общест­венных)зачастую входитповод— тот или иной фактор, обуслав­ливающийлишь момент, время возникновения следствия. Как пра­вило, в качестве поводавыступает фактор несущественный, случайный по отношению к основнымпричинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенноговоздей­ствия ни на причину, ни на следствие. Так обстоит дело с пово­дами,приводящими к началу войн, революций, других истори­ческих событий. Вспомним всвязи с этим расстрел демонстра­ции 9 января 1905 года и начало первойреволюции, убийство австрийского эрцгерцога в Сараеве в 1914 году и началопервой мировой войны и т.д. Во всех подобных случаях повод играет рольпускового механизма, спускового крючка, заставляющего причину срабатывать.Идентичную роль повод выполняет и в других сферах, в частности в развитиинаучного познания. Од­нажды Н.И. Лобачевскому поручили прочитать курс лекцийдля казанских чиновников, не имевших среднего образования. По ходу одной излекций он несколько раз вынужден был возвра­щаться к пятому постулату Эвклида(о параллельности прямых), но каждый раз обнаруживал полное непонимание егочиновни­ками. Тогда Лобачевский решил: «Если постулат не понимают, можетбыть он не верен?» Повод этот привел Лобачевского к глубоким раздумьям, врезультате которых появилась его неэвк­лидова геометрия. Причиной же еепоявления, разумеется, были явления более существенные: противоречия,накопившиеся в самой геометрии.2.2. Возможность и действительность
После того как мы познакомились с ос­новными элементамикаузальной детер­минации (сама причина, условия, повод), логично перейти крассмотрению категорий «возможность» и «действительность».
До сих пор, рассматривая категории «необходимость ислу­чайность», «причина и следствие», мы имели в видудействительное (актуальное) бытие предметов и явлений. Но кроме бы­тиядействительного существует, как уже отмечалось, бытие возможное, потенциальное,то есть все, что со временем станет действительным, выступает сначала каквозможное. Движение, по Аристотелю, и есть «осуществление возможного кактакового».
Само понятие «действительность» употребляется вфило­софской литературе в двух смыслах. В широком смысле под действительностьюпонимается весь реальный мир, и тогда дей­ствительность включает в себя исобственные тенденции, спо­собности к развитию, т.е. возможности. В узкомсмысле под действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишьсформировавшееся, развившееся.
В этом узком смысле мы говорим о действительности, со­относяее с парной ей категорией возможности.Возможность естьзакономерная тенденция развития объекта, при определенных условиях переходящаяв действительность. Тогда действитель­ность есть реализованнаявозможность. Возможность так же объективна, как и действительность. В этомчеловек убеждается при созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, атакже в ходе своей практической деятельности по мере пре­вращения цели(возможности) в результат (действительность).
Любая возможность представляет собой такое состояние вразвитии, когда часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но«комплект» их еще недостаточен, либо такое состояние, когда этот«комплект» уже представлен, но состав­ляющие его компоненты ещенедостаточно зрелы. С учетом этого различают возможности реальные и формальные.Под ре­альными возможностями имеются в виду также возможности, которыеопределяются необходимыми свойствами и связями предмета (например, возможностьперехода вещества из одного агрегатного состояния в другое). Формальныеже возможности определяются случайными свойствами и связями предмета, причемэто множество случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемсяизвестным гегелевским примером с ту­рецким султаном, который может стать ПапойРимским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобысултан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именнокатолическую) веру, что не вытекает с необходимо­стью из его природы человека,тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы он сталкатолическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не мо­жет бытькандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан слу­чайностями. В-третьих,нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке бифуркации) он получилпредпочтение пе­ред другими, равными ему, а может быть, даже превосходящи­миего, кандидатами. Согласимся, что такую витиеватую воз­можность превращениятурецкого султана в Папу Римского нельзя назвать реальной.
В свою очередь, реальная возможность предстает перед намив двух ипостасях; в одних ситуациях как возможность аб­страктная, в других —как конкретная. Абстрактной возмож­ность предстает перед нами тогда,когда для ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы ещене вы­явились, но закономерно должны обнаружить себя на следую­щей. Конкретнаявозможность связана, таким образом, с пол­ным набором факторов, необходимых дляее превращения в действительность.
В последнее время в связи со становлением синергетики какодного из общенаучных методов выделяют также возможно­сти обратимые инеобратимые. Обратимой возможностью назы­вается такая возможность, спревращением которой в действи­тельность первоначальная действительностьстановится воз­можностью; необратимой — такая, с превращением которой вдействительность первоначальная действительность становится невозможной[2].В качестве примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода изодного агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется воз­можностьвозвращения в первоначальное состояние, ибо дан­ный процесс представляет собойне развитие, а просто измене­ния. Там же, где налицо процесс развития, мы имеемдело с необратимой возможностью: из стадии «взрослости» никак нельзяфизически вернуться на стадию «детства».
Любую возможность, даже формальную, следует все же от­личатьот невозможного — от того, что несовместимо с законами природы, обществаи мышления и потому нереализуемого. Всем нам со школьной скамьи известен термин«перпетуум-мобиле» — вечный двигатель. Сколько горячих голов в разныевека бра­лись за его создание. Но «вечный двигатель» невозможен, ибосама его идея противоречит важнейшему закону природы — за­кону сохраненияэнергии.
Уже Гегель отверг метафизическую кон­цепцию, согласнокоторой следствие все­гда пассивно, не оказывает активного об­ратноговоздействия на породившую его причину. В действительности же причина иследствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает извест­ноепротиводействие и таким образом из пассивной субстанции превращается вактивную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина. Еслипрохождение тока является причиной нагревания нити, то в свою очередьнагревание нити изменяет силу тока, то есть видоизменяет причину.2.3. Причина и следствие в их диалектической взаимосвязи
Практика убеждает, что между причинами и следствиямисуществует многообразная взаимообусловленность. Одно и то же следствие можетбыть порождено многими причинами. Так, миграция сельского населения в городапорождается таким комплексом причин, как неудовлетворенность бытовым и куль­турнымобслуживанием, жилищными условиями, содержанием и условиями труда и т.д., целыйкомплекс причин действует в процессе усиливающейся сейчас миграции из города вдеревню (безработица, невозможность прокормиться на пенсию или низкую зарплатуи т. д.). В свою очередь, одна и та же причина может вызывать целый комплексследствий. Переход к инфор­мационно-компьютерному технико-технологическомубазису, например, порождает необходимость в новом типе труженика, качественноизменяет условия реализации хозяйственной функ­ции семьи, обеспечивает обществонадежными средствами ком­муникации, делает возможным всемирное информационноепространство.
Как соотносятся между собой причина и следствие во вре­мени?Существуют три типа временной направленности при­чинно-следственных связей[3]:
1) детерминация прошлым. Такая детерминация посуществу является всеобщей, ибо отражает объективную закономерность, согласнокоторой причина в конечном счете всегда предшеству­ет следствию. Этузакономерность очень тонко подметил Лейб­ниц, давший следующее определениепричины: «Причина есть то, что заставляет какую-нибудь вещь начатьсуществовать»[4];
2) детерминация настоящим. Познавая природу,общество, собственное мышление, мы неизменно обнаруживаем, что многие вещи,будучи детерминированными прошлым, находят­ся и в детерминирующемвзаимодействии с вещами, сосущест­вующими одновременно с ними. Не случайнопредставление об одновременной детерминирующей связи мы встречаем в разныхобластях знания — физике, химии (при анализе равновесных процессов), в биологии(при рассмотрении гомеостазиса) и т.д. Детерминированность настоящим имеетпрямое отношение и к тем парным категориям диалектики, между которыми существу­етпричинно-следственная связь. Как известно, форма любого явления находится подопределяющим воздействием содержа­ния, но это отнюдь не означает, чтосодержание предшествует форме вообще и в своей первоначальной точке может бытьбесформенно;
3) детерминация будущим. Такая детерминация, какподчер­кивается в ряде исследований, хотя и занимает более ограни­ченное посравнению с рассмотренными выше типами место сре­ди детерминирующих факторов,вместе с тем играет заметную роль. К тому же надо учитывать всю относительностьтермина «детерминация будущим»: будущие события еще отсутствуют, обих реальности можно говорить только в том смысле, что они с не­обходимостьюналичествуют в качестве тенденций в настоящем (и наличествовали в прошлом). Ивсе же роль этого вида детермина­ции весьма существенна. Обратимся к двумпримерам, связанным с сюжетами, о которых уже шла речь,
Детерминация будущим лежит в основе объяснения откры­тогоакадемиком П.К. Анохиным опережающего отражения действительности живымиорганизмами. Смысл такого опере­жения, как подчеркивалось в главе, посвященнойсознанию, в способности живого реагировать не только на предметы, кото­рыесейчас непосредственно воздействуют на него, но и на из­менения, вроде быбезразличные для него в данный момент, но в действительности являющиесясигналами о вероятных буду­щих воздействиях. Причина здесь как бы действует избудущего.
Другой пример связан с причинами перехода от рабовладе­нияк новой, феодальной, общественно-экономической форма­ции. Попытки объяснитьэтот переход предшествующей ему технической революцией или, по крайней мере,новым техниче­ским уровнем производства оказались неудачными. Положениепроясняется только при учете двух обстоятельств. Во-первых, производительныесилы общества включают в себя не только технику, но и человека, причем вкачестве главной производи­тельной силы, и во-вторых, в понятие «ступеньразвития произ­водительных сил» наряду с характером и уровнем, как мы виде­ли,входят также и потребности их развития. Переход к феода­лизму сталнеобходимостью, потому что раб как производитель материальных благ уже неотвечал потребностям развития про­изводительных сил. Таким образом, в даннойисторической си­туации принципиальное изменение статуса работника являлосьпервейшей предпосылкой качественного изменения техниче­ского уровняпроизводства, а не наоборот. Причина здесь дей­ствовала из будущего.
Детерминация будущим имеет прямое отношение ко всейчеловеческой деятельности, если вспомнить ту известную нам цепочкудеятельности, которая начинается потребностями ин­дивида и общества иобязательно включает в себя цель. В ари­стотелевской классификации причин цельвыступает как конеч­ная причина (causa finalis)[5]:все, что мы делаем осознанно, мы делаем в силу (а значит — по причине) своейцелевой установ­ки.
В последнее время делаются попытки представлять цель болеешироко, в кибернетическом, обобщенном виде. И тогда цель предстает перед намикак некоторое конечное состояние, к которому стремится система. Разумеется, втакой постановке вопроса много дискуссионного, но содержится и рациональноезерно. Основоположник системного подхода Людвиг Берталанфи называл живыесистемы «эквифинальными» именно в связи с их способностью достигатьодинакового результата, в извест­ном смысле, независимо от начальных условий.3. Непричинные виды детерминации
Беспричинных явлений не существует. Но это не означает,что все связи между явлениями в окружающем мире относятся кпричинно-следственным. Как подчеркивалось выше, каузаль­ность — самыйсущественный и всеобщий, но отнюдь не един­ственный тип детерминации. Наряду скаузальностью (и в отно­сительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьмазна­чимые типы детерминации, как функциональная связь, корре­лятивная связь,связь состояний.
Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишьдля постклассической науки и постклассической филосо­фии. Понятно почему: ведьв классической науке (и соответст­венно в философии) господствовал лапласовскийдетерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины.3.1. Функциональная связь
 Большойзаслугой постклассической науки и философии является, в частности, ихпристальное внимание к функционально­му типу детерминации. При этомфункциональнаясвязьпонимается как такое отношение между объек­тами, при которомизменения каждого из них сопутствуют друг другу. Именно«сопутствуют», а не «причиняются» друг другу. Как правило,объекты, находящиеся между собой в функцио­нальном взаимодействии, связаныгенетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного итого же основания. В самой же функциональной связи объектов от­сутствуютглавные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты непроизводят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют, одно изних не предшествует другому), необратимость.
Разницу между каузальной и функциональной связью по­пытаемсяпроиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желаяобъяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитныереволюции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом веке, наавансцену истории радикально настроенных, но недостаточно культурных народныхмасс. Спору нет, выход масс в сферу ак­тивного исторического творчества сопровождаетсязначитель­ными и долгосрочными социокультурными издержками, хотя в целом ипредставляет собой явление прогрессивное. Но нельзя рассматривать активнуюдеятельность масс как причину указан­ных трагедий: сам этот выход масс наавансцену истории был следствием неприемлемого для них антигуманного ходаобщест­венного развития. Следовательно, между этими трагедиями и невиданнойдоселе активностью масс связь не причинно-следственная, а функциональная.3.2. Коррелятивная связь
Во многих отношениях с функциональной связью сходнакоррелятивнаясвязь— вза­имная зависимость явлений, обнаруживаю­щаяся в ихсоотнесенности, в их соответ­ствии друг другу. Так же как и функциональные,коррелятивные связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как ифункциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же времяпредполагают «впереди себя» какую-то общую при­чину, приводящую ктакой соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бываетболее или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых трудностей, топри коррелятивных связях такое «прояснение» осложняется наличиеммежду соотнесенными явлениями целого ряда проме­жуточных, опосредующихфакторов. Так, уже давно было заме­чено, что совершенно белые кошки с голубымиглазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но объяснить подобнуюсоотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из за­конов генетики.
Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии— Ж. Кювье, а затем Ч. Дарвиным. Свой «закон со­отношения роста»Дарвин интерпретировал как закон, согласно которому известные формы отдельныхчастей органического существа всегда связаны с определенными формами других час­тей,не находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. «Казалосьбы» — ибо на самом деле находятся, но связь эта за­вуалирована, еще должнабыть выявлена.
Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаютсямногими науками, и знание о них имеет не только сугубо теоре­тическое, но ибольшое прикладное значение (в том числе ис­пользуется в технике).3.3. Связь состояний
У каждого объекта существует, по крайней мере, два типаотношений: взаимодейст­вие данного объекта с другими объектами и отношениеразных состояний одного и того же объекта[6].Это разные отношения. Взаимодействие объекта с другими телами носитдинамический (силовой) характер, вызывает его изменения и потому являетсяпричиной. Состояние же тела в данный момент хотя и влияет на состояние этоготела в последующий момент времени, не носит причинного ха­рактера.
Какой же элемент детерминации выражает собой в такомслучае предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию?Очевидно, таким элементом, выра­жающим сущность связи состояний, выступает условие,о роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой вывод ни вкоей мере не является уступкой так называемому кондиционализму — учению,которое смешивает условия с при­чиной, отождествляет их, а в некоторых своихвариантах даже попросту подменяет условиями причину.
Итак, предшествующее состояние выступает как фактор,определяющий собой не только само порождение конкретными причинами последующегосостояния объекта, но и многие ха­рактеристики этого состояния (его форму,масштабы, времен­ные параметры и т.д.).
Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, яв­ляясьневольными свидетелями (а многие и активными участ­никами) происходящих вРоссии изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно вомногом обуслов­ливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых, сохраняетсятип массового сознания, характерный для преды­дущего состояния общества.Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение двух состояний —предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным характеристикам(уверенность в завтрашнем дне, уровень материального благо­состояниябольшинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если же брать еще шире,то все, наработанное в предше­ствующих состояниях российской истории, все нашесоциокультурное достояние обусловливает имидж сегодняшних измене­ний.Вопросы для самоконтроля
1. В чем разница между понятиями «детерминизм» и«каузальность»?
2. Какие два типа детерминизма известны в истории науки ифилософии?
3. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуще­ствлениясвоего действия?
4. На каком основании мы можем говорить о возможном, тоесть о том, чего еще нет?
5. Как отличить реальную возможность от формальной?
6. Как соотносятся между собой причина и следствие вовремени?
7. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?
8. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изу­чаемыхВами специальных науках?
9. В чем несостоятельность кондиционализма?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовая охрана интеллектуальной собственности
Реферат А. С. Макаренко за рубежом 281. Абент Ф. Письмо из Венгрии. «Народное обра­ зование», 1963, №4, с. 108
Реферат Абсорбция с4-олефинов отработанной серной кислотой процесса алкилирования
Реферат Вербальное общение
Реферат Характеристика абсорбционных методов очистки отходящих газов от примесей кислого характера
Реферат Аудиторская проверка учета денежных средств на материалах ЗАО "Тбилисский маслосырзавод"
Реферат Особенности христианской антропологии
Реферат Мусульмане в России загадочное меньшинство
Реферат Контроль в системе управления
Реферат Is Nationalism An Infantile Disease Essay Research
Реферат Изучение экологических особенностей биологического мониторинга Калужской области по стабильности развития берёзы повислой
Реферат Учет операций коммерческих банков с драгоценными металлами
Реферат Соотношение политики и идеологии
Реферат Шпоры (шпаргалка) по философии ( для поступление в аспирантуру БГТУ, или БИТМ).doc
Реферат Контроллинг как система управления деятельностью предприятия